История возникновения русской частушки, ее развитие. На основе исследования создан сборник «Частушка наша русская»
Вложение | Размер |
---|---|
chastushka_nasha_russkaya.docx | 39.2 КБ |
Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение
«Знаменская средняя общеобразовательная школа»
«Частушка наша русская»
Выполнила: ученица 8 класса
Уткина Яна
Руководитель: учитель музыки
Логинова Татьяна Артемовна
с. Знаменка, 2019
Содержание
Введение
Заключение
Список используемой литературы
Приложение: сборник «Частушка наша русская»
Введение
Очень важно, когда молодое поколение приобщается к истокам русской культуры, возрождаются народные традиции, обычаи, праздники, народные песни и частушки. Знакомство с частушками, потешками, прибаутками даёт возможность узнать о жизни наших предков, о культуре России, о её прошлом. Ведь недаром говориться, что без прошлого нет будущего.
Актуальность проекта заключается в том, что частушка отражает те события, которые происходят в обществе на определенном этапе его развития, поэтому я считаем, что частушка отражает историю развития нашего общества, нашей страны, её традиции и обычаи, истоки русской культуры, которые необходимо возрождать и приумножать.
Проблемным является, на мой взгляд, вопрос: почему частушки продолжают сочинять, ведь их и так написано очень много. Может быть, существует определенная потребность в гласности, т .е. через этот жанр народного творчества можно рассказать о чем-то насущном, наболевшем?
Мы поставили перед собой цель: Изучить историю русской частушки и на основе полученных сведений создать сборник «Частушка наша русская»
В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой были поставлены следующие задачи:
Объект исследования: история возникновения этого жанра и его развитие.
Предмет исследования: творчество известных исполнителей, музыкантов, которые внесли свой вклад в развитие и сохранение этого уникального жанра народного творчества.
Методы исследования:
1.1 Что такое частушка?
Прежде чем дать определение жанра, остановимся на самом термине «частушка». В первое время появившийся новый жанр песенного фольклора не имел единого названия. Новые короткие песенки в разных местах называли по – разному: песни, короткие песни, припевки, пригудки, прибаски, коротушки, собирушк, сбирушки и др. Впервые в печати термин «частушка» употребил в 1889 году писатель Г.И. Успенский. Но Успенский не впервые употребил его в печати, ввел в литературный обиход. До него этот термин употребляли и другие собиратели фольклора. Например, Н.А. Иваницкий называет новый песенный жанр «частушкой» в рукописной статье 1887 году.
Частушка – это уникальный жанр народного творчества. Во всей мировой культуре не найти такого жанра. Частушка проникает в сокровенные мысли и чувства, рассказывает о тех сторонах жизни, которые другие жанры касались либо вскользь, либо совсем не касались. Частушка все видит и слышит, все хочет знать и знает. К частушке особое отношение. Тут все и лирика и юмор и задор. А какие неожиданные смысловые обороты…. Недаром поэт Р. Рождественнский писал: «Бренчит частушка, как медаль, и голову дурманит. Чего б ты от неё не ждал, она тебя обманет.
Частушка всегда создаётся и исполняется на современные темы, факты и события, поэтому они очень разнообразны. Кроме весёлых, плясовых припевок часто встречаются интересные лиричные: казачьи, свадебные, православные, военные. Бывают такие разновидности частушек: куплеты, страдания, нескладехи, припевки. Название «частушка» произошло от слова «частый», так как текст произносится быстро или другими словами, часто. Вот такая она русская частушка – весёлая и грустная, внезапная, искромётная, надрывная, трепетная улыбчивая. Её называют щедрой радостью, звонким чудом, венчают «госпожой частушкой».
Частушка – один из видов словесно-музыкального народного творчества. Это короткие рифмованные песенки, в большинстве случаев состоящие из четырех строк и исполняющиеся полуговорком в характерной звонкой манере. Особую разновидность частушек составляет двухстрочные песенки («страдания», «Семеновна» и др.), исполняемые в песенном стиле. Исполняются частушки под гармонь, баян, балалайку, инструментальный ансамбль, а часто и без всякого музыкального сопровождения.
Частушки всегда в той или иной мере – поэтической экспромт. С экспромтным характером частушки связано такое ее качество, как необычайно тесная связь с современностью. Если в других жанрах песенного фольклора в той или иной мере могут быть отражены и явления прошлого, то частушки всегда создаются и исполняются только на современные темы, на факты и события, которые волнуют человека сегодня, сейчас , в данную минуту. Иначе говоря, частушки о вчерашнем дне уже не поются. Именно этим объясняется относительная недолговечность основной массы частушек, очень большая подвижность, быстрая смена репертуара.
1.2 История возникновения частушки
Одни учёные считают, что частушка родилась очень давно, что песенки, похожие на частушки, распевали и плясали под них бродячие артисты - скоморохи - ещё в 17-18 веках. Другие убеждены: частушка, как особая песенная форма, появилась не раньше середины прошлого века. Вторая точка зрения кажется более убедительной. Частушка появляется только в произведениях 20 века: в стихах Маяковского, Есенина и их современников.
Как отмечается в литературе КравцоваН.И., Лазутина С.Г. «Русское устное народное творчество» возникновение и формирование жанра частушек относится ко второй половине XIX в. Первые частушки были зафиксированы в центральной России в 50-60-х годах XIX в. Затем они стали появляться и в других районах страны. Жанр частушки развивался очень быстро. Постепенно частушка оттеснила на второй план лирическую песню и стала самым массовым, самым популярным жанром русского фольклора.
Возникновение жанра частушки связано с новыми историческими условиями - развитием капитализма в России - и обусловлено теми изменениями, которые произошли в это время в жизни, сознании и культуре народа.
Частушка возникла на стыке между городом и деревней. Первые частушки были записаны в уездных городах, бойких селах, расположенных на больших дорогах, в местах строительных работ, куда стекалось много народу. Именно здесь, на стыке города и деревни, где пришли в самое тесное соприкосновение, столкнулись в известном смысле две противоположные культуры - традиционная фольклорная песня и книжная поэзия, - и возникла частушка. Затем частушки распространяются в большие города и маленькие села, начинают создаваться и бытовать повсюду.
Самые первые частушки исполнялись только во время молодежных вечеринок. Ими сопровождались пляски и танцы. Затем частушки стали бытовать и в других условиях. Первоначально частушки сочинялись главным образом юношами. Затем инициатива в их создании все более и более переходила к девушкам. С конца 19 в. Частушка становится и по созданию, и по бытованию преимущественно женским жанром фольклора.
1.3 Типы частушек
Частушки необычайно разнообразны по своему содержанию. В отличие от традиционных лирических песен, в которых тема семейных отношений занимает центральное место, в частушках эта тема затрагивается сравнительно редко. Частушка – жанр молодежный. Поэтому неудивительно, что главными ее героями являются парень и девушка, а большинство частушек посвящено теме любви.
По своей ритмике частушки разнообразны. Ритм зависит от музыкального наигрыша, под который они исполняются, обусловлен видом пляски, которую они сопровождают.
Содержание частушек позволяет выделить ПЯТЬ ОСНОВНЫХ ГРУППЫ
1) Лирические частушки (припевки) – 4х-строчная частушка на разные темы..
Лирические попевки не обязательно поют только на людях — на вечерках, под игру на гармони. Их поют и наедине с самим собой, но создались эти песни все же как поэзия чувств, которые требовали выхода. Такие частушки делятся с людьми горечью разлук, волнением встреч:
Ты, гармонь, гармошенька,
Развей тоску малешенько,
Развей ты горюшко-тоску
По дорожке, по песку.
Одну и ту же частушку могут петь люди разного душевного склада, в разное время и в разных местностях. Каждый находит в частушке созвучие своим настроениям. Тем самым частушка и завоевала сердца миллионов людей. В лирических попевках, а равно и в других видах частушек отразились помыслы, чувства народа со всеми чертами, прежнего времени, но немало частушек, в которых есть приметы и нашего времени:
Я сегодня тебя видела
Во сне, мой дорогой,
Ты в зеленой гимнастерке
Стоял передо мной.
2) Комические, пародии – нескладушки
Особый вид частушек рассчитан на комический эффект. Это нескладухи и небылицы:
Я с высокого забора
Прямо в воду упаду,
Ну кому какое дело,
Куда брызги полетят!
Это нескладуха в прямом смысле слова: последний стих не вяжется с остальными ни по смыслу, ни по форме: ждешь рифмы к слову «упаду», а ее нет.
Частушка-небылица напоминает детский перевертыш, но несообразности здесь не несут педагогической функции, они только средство юмора:
Сапоги сшил из рубашки,
А рубашку — из сапог,
Дом поставил из опилок —
Вышел славненький домок.
3) Страдания
В свое время в Поволжье и в других местах были очень широко распространены страдания — лирические и комические двустишия медленного, а не частого, бойкого ритма.
Приду домой, стукну в сенцы —
Мать не знает, что на сердце.
Страдания – 2х -строчные частушки на любовную тему. Их пели на Волге и в средней полосе России. НаСевере России, Урале, Сибири они не были известны.
4) Плясовые
Помимо лирических попевок и их комических пародий — нескладух, страданий, среди частушек можно встретить особые плясовые припевки:
Ой, топни, нога,
Не жалей сапога,
Тятька новые сошьет
Или эти подошьет.
Припевка специально сложена для пляски — самый набор слов здесь служит передаче ее ритма.
Плясовые – 4х-строчные припевки, они отличаются от лирических особым ритмом, удобным для сопровождения плясок, строчки короче, чем в лирической частушке. К ним относятся частушки типа «Яблочко», которые появились в начале XX века на Украине, как любовные. В 1917-1920 годы эти частушки обрели новую тему, став социально-политическими.
Эх, яблочко покатилося.
А кадетская власть повалилася.
5) «Семёновна»
Совсем недавно, уже в советское время, появился плясовой тип частушек — так называемая «Семеновна». Это частушки особого напева. Певцы обнаруживают стремление к соединению этих частушек по признаку развития одной темы. Сначала певица поет:
Я пошла с другим, ему не верится,
Он подошел ко мне удостовериться.
А потом продолжает:
Удостоверился — и не дождался слов,
А я ему кричу, что позабудь любовь.
Название «Семеновна» частушки получили по имени лирической героини Семеновны, у которой дружок — Семен:
Ай, Семен, Семен, ты, как луг, зелен,
Ай, Семеновна, трава зеленая. . .
«Семёновна» - 2х-строчные частушки с особым заунывным ритмом. Появились в 30-е гг. XX века. Они называются по имени главной героини, в частушках это разбитная русская баба. На мотив «Семёновны» в 30-40 гг. XX в. было создано много жестоких романсов.
В частушке цвет имеет символическое значение: красный – цвет силы, голубой – цвет сомнения, жёлтый – цвет измены, чёрный – цвёт горя, белый цвет – цвет чистоты/непорочности
Частушки выводили народную поэзию из бытовых рамок, но устная поэзия народа и до них в особых своих видах трактовала социальные темы. Это касается в первую очередь былин, исторических песен, песен о солдатчине, антикрепостнических песен, так называемых «разбойничьих», тюремных, а также многих пословиц и поговорок.
1.4 Тематика частушек
Богат и разнообразен мир частушек, об этом мы узнали на уроке по музыке. Частушка всё видит и слышит, всё хочет знать и знает.Она проникает в мысли и чувства создателей и исполнителей, рассказывает о тех сторонах их жизни, которых другие жанры касались либо вскользь, либо совсем не касались.Частушка во всё вмешивается, всему даёт оценку или выносит своеобразный приговор, заостряет внимание на каких-то важных деталях.
Содержание частушек позволяет выделить пять основных тем:
Для нас как учеников актуальна школьная тематика частушек. Ни один праздник в школе и в детском саду не обходится без весёлых и искромётных частушек. На тему школьной жизни есть огромное количество частушек, которые помогают нам поближе познакомиться со школой. С юмором понять, принять события, которые происходят в школьной жизнью. На этой теме мы решили заострить своё внимание и собрать частушки о школе по разным темам. Начать работу по созданию сборника « Частушки -веселушки» ( Приложение 1).
Поют частушки как простые люди так и знаменитые артисты.Эта весёлая, незатейливая, но весьма яркая песенка покорила сердца многих людей. В те времена, когда частушка была очень популярна, люди устраивали состязания частушечников. Люди, которые сочиняют и исполняют частушки, называются частушечниками. Особенности исполнения частушки в том, что её можно не только петь, но и просто проговаривать под музыку. Таким образом, частушки могли исполнять даже те, кому « Медведь на ухо наступил», что делает её ещё более популярной и распространённой.
Многие исполнители нашей эстрады имели частушки в своём репертуаре, а также используют их и в наше время. Выдающиеся русские певицы Лидия Русланова, Мария Мордасова – это исполнительницы частушек. Эти женщины часто выступали перед солдатами во время Великой отечественной войны, на передовой в короткие минуты затишья. Многие частушки Марии Мордасовой стали классикой, достоянием народа.
Известны и современные исполнители частушек – Надежда Бабкина, Надежда Кадышева, семья Заволокиных.
Народный артист России Геннадий Заволокин был продолжателем и хранителем многовековой культуры и традиций народного творчества. Созданный им ансамбль « Частушка», пользуется популярностью в России и за рубежом. Известная телепередача «Играй гармонь» завоевала любовь многочисленных зрителей. Мы гордимся тем, что этот любимый всеми народный артист родился и жил рядом с нами - в нашей Новосибирской области. Его семья продолжают начатое им дело и тетерь ежегодно в память Геннадия Завалокина проходит фестиваль «Играй гармонь»,на который со всей России съезжаются все талантливые исполнители и просто любители народного фольклора.
В современной деревне поют немало старинных частушек: они не потеряли своего смысла, как не потеряла смысла любовь и все, что с ней связано. Но жизнь меняется - меняются, переделываются и частушки. Раньше было: "Без лучины, без огня зажег сердечко у меня", сегодня поют: "Без бензина, без огня...".
В отличие от песни частушка переделывается легко.
Постоянно создаются и совсем новые частушки, в которых старое - только мелодия, только привычная форма и неистощимый народный юмор.
Частушки создавались и в среде интеллигенции. Интеллигентские частушки, стишки, пародии, к сожалению, никогда никем не собирались. Однако они существуют издавна и сопровождают всю российскую историю XX столетия. А не собирали их потому что это не безобидные песенки, а острая политическая сатира.
Поют частушки и школьники.
Есть очень много шуточных припевок, веселых нескладух, нелепиц: "На березовой осине рукавица расцвела..." - не отсюда ли вышли современные школьные нелепицы?
Вместе с частушками нередко печатаются тоже коротенькие, молодежные песенки, но чем-то и отличающиеся от частушки - напевом, особым настроением, зачинами.
Еще один вид, родственный частушке, - двустрочные "страдания" (на Руси "страдать" означает еще любить). Распространены они преимущественно на Волге, в Центральной России.
Бывает, частушки поют в ответ ("на отпев"), известны частушечные диалоги, случается, несколько припевок соединяются по содержанию в частушечные цепи.
Любовь к частушкам сохранилась в народе до наших дней Их можно услышать не только в сельской местности, но и в исполнении самодеятельных и профессиональных коллективов.
Заключение
Частушка – это наше богатство, это небольшая, но примечательная часть нашей национальной культуры. Это один из способов сохранения народной песни, исторической памяти народа, связи поколений, жителей деревней и городов. Частушка подходит для любой аудитории. Без неё не обходится ни один праздник. Любит её народ. Изучение и исследование нами частушек показало, что они отражают быт, жизненный уклад, обычаи. Занимаясь подборкой и изучением материала, мы получили огромное удовольствие от результата своей работы и планируем продолжить сбор и запись в сборник частушек, а так же их исполнение.
Д.С.Лихачёв писал в этой связи: «Из-за недостаточного знакомства с русской культурой среди молодёжи распространено мнение, что всё русское неинтересно, вторично, заимствовано, поверхностно. Планомерное изучение фольклора призвано разрушить это неверное представление»
Используемая литература:
Знакомые следы
На берегу Байкала
Лупленый бочок
Несчастный Андрей
Сказка "Морозко"