Творческая проектная работа выполнена учащимися 4 класса МКОУ Березовской СОШ в рамках внеурочной деятельности. В работе раскрывается значение песни в ходе ВОВ, история создания песен на военную тему. В ходе выполнения работы были проведены следующие исследования: анкетирование учащихся школы, опрос населения, беседы с людьми, свидетелями тех событий, преподавателями музыки, сбор материалов о военных песнях. В результате работы создан сборник песен о ВОВ, организовано и проведение внеклассное мероприятие «Песни, опаленные войной».
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskaya_proektnaya_rabota.docx | 721.93 КБ |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Березовская средняя общеобразовательная школа Маслянинского района Новосибирской области
Секция: Конференция начальной школы 1-4 классы
Песни, опаленные войной
Исследовательская работа с элементами творчества
Авторы: Белов Максим
Куценко Андрей
Пермяков Егор
Пятница Николай
Сковородина Александра
Трофимова Екатерина
Руководитель – учитель начальных классов
Тимохова Татьяна Николаевна
С. Березово
2020 г
Оглавление
Введение
«Военные песни. Они не награждались орденами,
о них не сообщалось в сводках Совинформбюро,
но для победы нашей, для нашей выстраданной
Победы они – песни – сделали очень многое.
Может быть, это нельзя назвать подвигом,
а вот честной солдатской службой назвать можно».
Р. Рождественский
2020 год – год 75-летия Победы в Великой Отечественной войне. Для нас, современных мальчишек и девчонок Великая Отечественная война - это далекое прошлое. Все меньше становится живых свидетелей тех страшных событий. О жестоких битвах мы узнаем из рассказов наших родственников, учителей, военных фильмов, из книг.
На занятиях по проектной деятельности, работая по теме «Мои родственники – участники ВОВ» мы собирали материал о своих родных, живших в то время: участников войны, работников тыла и «детей войны». Говорили о том, какой вклад они внесли, что помогло им выстоять и победить. Мы узнали, что Великая Отечественная война – самая страшная и кровопролитная война 20 века. Все – от мала до велика – вносили свой посильный вклад для отпора немецким захватчикам. Мы восхищаемся героизмом и выносливостью русских людей, их верой в Победу, любовью и верностью Родине.
Актуальность
На одном из занятий по этой теме мы прочитали, что вместе с солдатами на фронте и рабочими в тылу в строй встала песня (ссылка). Песня помогла выстоять народу и победить, она стала грозным оружием, не позволившим сломить дух советского народа.
Наша учительница, Татьяна Николаевна, попросила нас, учеников 4 класса вспомнить и записать названия песен о Великой Отечественной войне. Мы смогли назвать лишь по 2, 3 песни. поэтому решили начать работу по сбору материалов о песнях военных лет, главная цель которой:
Знакомство с песнями о Великой Отечественной войне.
ЗАДАЧИ:
Планируемые результаты:
Методический паспорт проекта
| Песни, опалённые войной. |
| Тимохова Татьяна Николаевна |
| Пятница Николай, Куценко Андрей, Белов Максим, Трофимова Екатерина, Сковородина Александра, Пермяков Егор |
| МКОУ Березовская СОШ |
| 2020 год |
| Дети не знают песен о Великой Отечественной войне |
| Знакомство с песнями о Великой Отечественной войне. |
| 1. Собрать информацию о песнях Великой Отечественной войны. 2. Оценить значимость песни в годы ВОВ путем анализа различных источников. 3. Составить сборник песен о ВОВ. 4. Совместно с родителями и курсантами военно-патриотического клуба «Вертикаль» подготовить и провести внеклассное мероприятие «Песни опаленные войной». |
| групповая |
|
|
| Январь- май 2020 |
| Проектная технология |
| Презентация Сборник песен ВОВ Проведение внеклассного мероприятия «Песни, опаленные войной» |
| 4 класс |
| 6 |
| Музыка |
| одноклассный |
| явный |
| долгосрочный |
| внеурочный |
| Проектор, компьютер, музыкальный инструмент – баян. |
| 1. Баснер В., М. Матусовский, «Мне вспомнились снова песни», Ленинград «Советский композитор», 1983, 80 стр. 2. Голиков В.П., «Мой край родной». Песни. Ленинград «Советский композитор», 1983, 64 стр. 3. Кудрин Н. «Земной поклон тебе, село», Новосибирск, 1991 г., 160 стр. 4. Олинская И.Е., Ухов Д.П., «Популярный справочник-песенник», Москва «Музыка», 1991 г., 160 стр. 5. Семернин В.Н. «Товарищ песня» Выпуск 13, Москва, «Советский композитор», 1979 г., 64 стр. |
| Интернет, библиотека, школьный музей. |
| В работе раскрывается значение песни в ходе ВОВ, история создания песен на военную тему. В ходе выполнения работы были проведены следующие исследования: анкетирование учащихся школы, опрос населения, беседы с людьми, свидетелями тех событий, преподавателями музыки, сбор материалов о военных песнях. В результате работы создан сборник песен о ВОВ, организовано и проведение внеклассное мероприятие «Песни, опаленные войной». |
Основная часть
Работу начали с составления плана - программы практических действий.
Программа практических действий
№ п/п | Этапы работы | Виды деятельности | Сроки |
1 | Знакомство с проектной деятельностью | Знакомство с ранее созданными детскими проектами. Выбор темы. Определение целей и задач. | январь |
2 | Сбор информации | Работа со справочниками, энциклопедиями и др. источниками; беседы с учителем музыки, родственниками, односельчанами; посещение школьного музея, сельской библиотеки; сбор материалов: тексты песен, истории их созданий, фотографий. | Январь - февраль |
3 | Обработка и систематизация информации | Составление обобщающих таблиц, диаграмм, схем (См. приложение № 1,3) Подготовка и проведение внеклассного мероприятия «Песни, опаленные войной». Составление синквейна по данной теме. | февраль |
4 | Обработка результатов | Творческая практическая работа: - работа с рисунками и фотографиями; - отбор и систематизация собранных материалов; - оформление сборника (Приложение № 2); - создание презентации. | Февраль - март |
5 | Представление готового продукта (презентация). |
- учащимися нашей школы; - курсантами ВПК «Вертикаль»; - родителями в школе.
| Март Апрель Май |
6 | Оценка результатов работы | Коллективное обсуждение, самооценка и выводы. | Апрель |
На первом этапе мы обсудили тему о совместимости таких понятий, как война и песня. Что может быть общего? Казалось бы, тяготы и страдания военного времени не оставляют места для песен….. И тем не менее, прочитав высказывания некоторых известных людей, мы узнали, что песня всегда сопровождала солдата в походе и на привале и, даже, в бою. Фронтовую песню – называли второй винтовкой, враг боялся песни больше, чем огнестрельного оружия, потому что боец - песенник сражался до последнего, не сдаваясь, не отступая.
Маршал Советского Союза И. Х. Баграмян так написал о первых, самых тяжёлых месяцах войны: «Именно в этот труднейший период войны родилось много песен. Они были бодры и воспевали Родину, воспевали ненависть к врагу, мужество, отвагу, боевую дружбу – все то, что помогало преодолевать военные трудности, которым не было числа».
Алексе́й Ива́нович Фатья́нов - русский советский поэт, участник Великой Отечественной войны, автор многих популярных в 1940-1970-х годах песен, говорил, «Песня вместе с Отчизной пошла в бой. Она встала в строй, на правый фланг – ближе к запевалам. По трудным горестным дорогам войны прошла с героями песня. Облетев многие зарубежные страны, она вместе с победителями возвратилась домой – к родным, близким, к созидательному труду».
Какие это песни? О чем они? Кто их создавал? Как они появлялись? Мы решили найти ответы на эти вопросы. Для этого определили источники:
Источники информации о песнях ВОВ
родственники
учитель музыки
сайты Интернета сборники песен
библиотека
Затем начали составлять списки песен о Великой Отечественной войне. С этой целью опросили родственников, побеседовали с учителями, посетили библиотеки и школьный музей, организовали встречи с уважаемыми людьми нашего села, просмотрели сайты Интернета.
Наталья Алексеевна Белова – заведующая сельской библиотекой, рассказала нам о роли песни в годы ВОВ и предложила просмотреть книги: альманахи, справочники включающие военные песни.(Фото1, 2, 3).
Фото 1. Фото 2. Фото 3.
На одном из занятий, встретились с Ердяковой Л.А.(1941 г.р.) – ветераном педагогического труда, учителем русского языка и литературы (Фото 4, 5).
Фото 4. Фото 5.
Она рассказывала о своем детстве, которое пришлось на военные и первые послевоенные годы. Нас поразило то, что дети того времени играли игрушками, сделанными своими руками, игры придумывали сами. Лакомиться сахаром могли только по большим праздникам. Военные песни знали от взрослых, прослушивания репродуктора, а попозже - радио (Фото 6,7).
Фото 6. Фото 7.
Людмила Афанасьевна, некоторое время вела в школе уроки музыки, на которых ученики знакомились с песнями о войне и исполняли их. Музыкальные произведения прослушивали на радиоле, используя виниловые пластинки – (Фото 8,9)
Фото 8. Фото 9.
Благодаря Епанчинцевой Е.П.- ветерану труда, проработавшей более 35 лет в сельской библиотеке, бывшей солистке Сибирского народного хора, активной участнице художественной самодеятельности нашего села и района, мы узнали, что любой концерт в нашем ДК начинался с исполнения патриотических песен, в том числе и песен на тему ВОВ (Фото 10).
Самыми популярными песнями, по её словам, были: «Священная война», «Катюша», «Три танкиста», «Землянка». Екатерина Петровна поблагодарила нас за то, что мы взялись за эту работу и пригласили её на презентацию нашей работы.
Фото 10.
Сильное впечатление на нас произвела встреча с Безлепкиным И.А. (Фото 11).
Это единственный ветеран ВОВ в нашем селе. Служил в Корее на Даманском полуострове с 1947 по 1952 г. Из беседы с Иваном Андреевичем мы узнали, что во время ВОВ он был подростком и работал наравне со взрослыми. Работать приходилось «от зари, до зари»: пас совхозных свиней, возил копна, косил и сметывал сено в скирды и т.д.
Фото 11.
В 1948 году Иван Андреевич был призван в ряды советской армии и направлен на Дальний Восток, в Северную Корею, на Даманский полуостров. Служил в авиационных летных войсках, в истребительном полку. В то время там шла Корейская война (с июня 1950 г. по октябрь 1951 г.).
По словам Ивана Андреевича, песня сопровождала нас и в труде, и в бою. Очень популярными песнями в то время, по словам ветерана, были песни времен Гражданской войны: «Смело мы в бой пойдем», «Там в дали за рекой», «Песня о Щорсе». С удовольствие слушали и исполняли такие песни: «Катюша», «Огонёк», «Священная война», «Что сурово наше Забайкалье».
Накануне Дня Защитника Отечества мы, совместно с курсантами ВПК «Вертикаль» подготовили и провели внеклассное мероприятие «Песни, опаленные войной» (Приложение №2), на которое пригласили учащихся начальных и 5 - 6 классов. В ходе мероприятия мы рассказали о результатах проделанной работы, прослушали аудиозаписи известных военных песен, познакомились с историей создания некоторых из них (Фото 12,13).
Фото 12. Фото 13.
Руководитель клуба М.Б. Пятница и учитель истории А.П. Николаев рассказали о том, что не все песни, созданные в годы ВОВ, было разрешено исполнять. Песня «Враги сожгли родную хату…» на стихи М. Исаковского, музыку М. Блантера, была сразу запрещена, так как мы слышим здесь не плач о погибшем солдате, ставший уже традицией, а плач солдата по погибшей жене. Впервые прозвучала она только в 1960 году. А вот песня «Случайный вальс» была создана в 1943 году композитором Марком Фрадкиным и поэтом Евгением Долматовским. Сначала это было стихотворение «Танцы до утра». Говорят, что И.В. Сталин прослушав её, возмутился: как же хрупкая девушка может достать до плеча высокого сильного советского офицера?! Не понравилось Сталину и название «Офицерский вальс»: «офицер должен не танцевать, а воевать». Вот таким образом песня стала называться «Случайный вальс», а «погоны» превратились в «ладони».
В конце мероприятия мы исполняли песни под аккомпанемент гитары и баяна.
В нашем классе обучаются два мальчика, занимающиеся в Маслянинской ДШИ по классу баяна. Это Пятница Николай и Куценко Андрей. С музыкальным сопровождением мы приготовили и провели выступление перед пожилыми людьми в Березовском Доме Милосердия. Вместе с бабушками и персоналом исполнили «Катюшу», «Землянку», частушки на военную тему (Фото 14,15).
Фото 14. Фото 15.
Для составления сборника мы взяли песни, которые чаще всего называли опрошенные нами люди, краткую историю их создания. Составили синквейны о военной песне. Сборник «Песни, опаленные войной» мы передадим в школьный музей.
Подводя итоги проделанной работы, провели анкетирование, результаты которого представлены в диаграмме (Приложение №3).
Заключение
Мы, уверенно, заявляем, что цель нашей работы достигнута: учащиеся нашей школы знают песни о ВОВ, с удовольствием их слушают и исполняют.
В ходе работы над проектом
Мы узнали:
Мы познакомились:
Мы научились:
Мы выяснили что:
Мы поняли:
Вывод
Таким образом, чтобы привлечь и поддерживать интерес к песням ВОВ, мы будем:
Нет, не выветрился след,
Песен тех военных лет,
Не в шкафах у меломанов,
А в сердцах у ветеранов,
В их ослабших голосах,
И в повыцветших глазах.
Год от года строй всё реже,
Только песни те же, те же!
Песни живы не случайно,
В них заряд необычайный,
Богатырская в них сила,
Что людей в войну сплотила.
В песнях - правда, в песнях вера
И отвага у барьера,
Даже скорбь, сжимая душу,
В них поёт, хоть губы сушит.
Пели песни под гармошку,
И сквозь зубы под бомбёжку,
Под хлопки замерзших рук,
Под колёсный перестук.
Под усталость на привале,
Гул моторов, скрежет стали,
Под свинцовый плеск волны,
Под мелодии войны.
Слышался мотив "смуглянки"
Из окопа, из землянки,
"Три танкиста" - песня к месту
Экипажу в танке тесном,
Про свою стальную птицу
Лётчик пел, строча по фрицу.
И вставала вся страна -
Шла священная война.
Помня годы огневые,
Пойте песни боевые!
В их мелодиях красивых
Ожидание любимых,
Боль за друга, что убит:
В песнях сердце говорит.
Пусть не выветрится след
Песен тех военных лет!
Савинов Владимир
Список использованной литературы
1. Баснер В., М. Матусовский, «Мне вспомнились снова песни», Ленинград
«Советский композитор», 1983, 80 стр.
2. Голиков В.П., «Мой край родной». Песни. Ленинград «Советский композитор», 1983, 64 стр.
3. Кудрин Н. «Земной поклон тебе, село», Новосибирск, 1991 г., 160 стр.
4. Олинская И.Е., Ухов Д.П., «Популярный справочник-песенник», Москва «Музыка», 1991 г., 160 стр.
5. Семернин В.Н. «Товарищ песня» Выпуск 13, Москва, «Советский композитор», 1979 г., 64 стр.
Список используемых электронных ресурсов
Приложение № 1
Песни о Великой Отечественной войне
№ | Название песни | Год создания | Автор, композитор | История создания | |
1 | Прощание словянки | 1912 | Аркадий Федотов (1967) Василий Агапкин | Первый текст на мелодию появился в 1914 году, автор неизвестен. Существует легенда о том, что будто бы на параде 7 ноября 1941 года испол-нялся марш «Прощание славянки». Но этого не было, в архивах хранится точный список всех исполнявшихся тогда произведений. Да этого и не могло быть — ведь марш «Прощание славянки» был запрещен. С 1955 года под марш «Прощание славянки» с железнодорожного вокзала города Севастополя и Симферополя отправлялись все поезда. И только после выхода на экраны знаменитого фильма «Летят журавли» этот марш был реабилитирован. Но это уже 1957 год. В 1967 году ноты марша были опубликованы в СССР с текстом Аркадия Федотова. | |
2 | Катюша | 1938 | Михаил Васильевич Исаковский, Матвей Блантер | Знаменитая «Катюша» появилась на свет за несколько лет до Великой Отечественной войны и стала хитом на века. Легкая и запоминающаяся мелодия быстро стала популярной и ушла в народ. Через несколько лет с этим ласковым женским именем стали прочно ассоциировать боевые установки времен ВОВ, наводившие ужас на гитлеровские войска. Окрестили их так уже задним числом. | |
3 | Три танкиста | 1939 | Борис Ласкин, Даниил и Покрассы | По легенде (Ласкин её истинность отрицает[1]), экипаж из песни имеет реальный прототип — это танк БТ-7, участвовавший в боях у озера Хасан. Песня впервые прозвучала в заставке фильма «Трактористы» (1939). В фильме песню исполнил герой Николай Крючков. В 1946 году Борис Ласкин написал стихи другого содержания, о том, как три друга-танкиста, отвоевав, вернулись к мирным делам. | |
4 | Смуглянка | 1940 | Яков Захарович Шведов Анатолий Григорьевич Новиков | Песня была частью сюиты, написанной по заказу ансамбля Киевского особого военного округа. В ней воспевалась девушка-партизанка времён гражданской войны. А вся сюита посвящалась Г. И. Котовскому. Однако песня в довоенные годы так и не исполнялась. Клавир её был утерян, у авторов остались только черновики. Композитор вспомнил об этой песне через четыре года, когда ему позвонил художественный руководитель Краснознамённого ансамбля А. В. Александров и попросил показать песни для новой программы своего коллектива. В числе других Новиков показал и «Смуглянку», которую прихватил на всякий случай. Но именно она и понравилась Александрову, который тут же начал её разучивать с хором и солистами. Впервые ансамбль спел песню в Концертном зале имени Чайковского в 1944 г. | |
5 | Синий платочек | 1940 | Яков Гольденберг (севдонимом Я. Галицкий) Е. Петерсбурский | С момента создания песни, появлялось несколько десятков текстовых версий и переделок на мотив «Синего платочка». В начале ВОВ в песне появились строчки «Двадцать второго июня, ровно в четыре часа», которые навсегда сохранились в народной памяти. В феврале 1942 года Михаил Максимов написал новые слова на мотив «Синего платочка», он взял за основу уже известный текст Галицкого, но изменил часть строчек на современный военный лад. Его стихи заканчивались словами: «Строчит пулеметчик за синий платочек, что был на плечах дорогих». Вот в таком варианте песню стала исполнять на фронтовых концертах. | |
6 | Священная война | 1941 | Василий Иванович Лебедев-Кумач, Б.А. Александров | Это стихотворение на второй день после объявления войны прочитал по радио актёр Малого театра. Впервые песня исполнялась Краснознаменным ансамблем песни и пляски на площади Белорусского вокзала, откуда постоянно уходили составы на фронт. | |
7 | В землянке | 1941 | Алексей Александрович Сурков, Константин Яковлевич Листов | Эта песня, действительно, родилась «в белоснежных полях под Москвой». Она появилась во время оборонительных сражений за столицу. Когда поэт писал стихи к этой песне, он не предполагал их публиковать и тем более, не думал, что они могут стать песней. Это были несколько стихотворных строк из письма к жене Софье Антоновне с фронта. Нов феврале 1942 года, глубоко личные строки Суркова, настолько вдохновили Композитора К. Листова, что тот написал для них музыку. | |
8 | Дорогая моя столица | 1941 | Марк Лисянский, Иван Дунаевский | Эта песня появилась почти случайно. Автор ее не москвич, он родился у Черного моря, вырос в Николаеве, жил в Ярославле, откуда ушел на фронт. Когда грузовик, в котором ехал младший лейтенант Ярославской дивизии остановился на площади Пушкина возле редакции журнала “Новый мир”, Лисянский успел передать секретарю, редакции свое стихотворение, которое было опубликовано в декабрьском номере журнала. Прочитав стихи, композитор Иван Дунаевский прямо на полях журнальной страницы набросал ноты мелодии. Находясь на Калининском фронте, молодой поэт услышал по радио песню, созданную на его стихи. | |
9 | Давай закурим | 1941 | Илья Френкель, Модест Табачников | Речь идет о зиме 1941—1942 годов. Осенью 1941 года на Южном фронте очень рано выпал снег, а после вдруг неожиданно потеплело, дороги раскисли и превратились в грязь. Именно в это время советские войска предприняли контрудар под Ростовом-на-Дону, в результате которого 28 ноября 1941 года был освобожден этот город, а гитлеровские войска потерпели первое крупное поражение и не смогли пробиться к кавказской нефти. Стихотворение Ильи Френкеля «Давай закурим!» было опубликовано 22 января 1942 года газетой «Комсомоль-ская правда» с подзаголовком «Песенка Южного фронта» без нот или хотя бы упоминания автора музыки к этим стихам. | |
10 | Вечер на рейде | 1941 | Александр Чуркин, Василий Павлович Соловьев-Седой | Одной из первых лирических песен, появившихся в 1941 году. Зимой композитор выступал на Калининском фронте. После в неформальной обстановке его попросили спеть что-нибудь «для души». Уже со второго куплета ему стали подпевать бойцы. Судьба этой песни удивительна. Её считали своей и моряки, и пехотинцы, которые пели «Уходим завтра в поле…». Десантники перед вылетом на свои операции пели: «прощай, земля Большая! Десант наш улетает…». И даже итальянские партизаны на эту мелодию создали свою песню. | |
11 | Шумел сурово Брянский лес | 1942 | Анатолий Сафонов, Сигизмунд Кац | Песня написана при переезде к партизанам, в глубокий тыл врага. В ночь с 6 на 7 ноября 1942 года Анатолий Софронов впервые исполнил её среди партизан. Воспоминания автора: Я её спел один раз, меня попросили спеть ещё раз, потом в третий раз. Меня обнимали. И вдруг кто-то вспомнил, что имеется свой гармонист, и что его надо обязательно к утру найти и привести сюда, и что у него хороший слух и он обязательно запомнит её... На другое утро в этом же доме оказался слепой гармонист. Я не помню ни его имени, ни фамилии. Я посидел с ним около часа, медленно напевая ему мелодию песни, и где-то уже к концу этого часа он пел эту песню со мной, а вокруг нас собрались в этом деревянном домике среди сгоревшей деревни люди и тоже вместе с нами пели песню. | |
12 | Жди меня | 1942 | Константин Симонов, Матвей Блантер | Вроде совсем простая история у стихотворения «Жди меня» Константина Симонова, написанного в августе 1941 года и посвящённого актрисе Валентине Серовой. Оно тоже не предназначалось для печати, но 9 декабря 1941 года автор прочитал его в радиоэфире. На основе отзывов от слушателей Симонов всё-таки согласился его отдать в печать, и 14 января 1942 года стихотворение было напечатано в газете «Правда». В 1942 году Матвей Блантер положил его на музыку. Рассказывают, что раненые солдаты во время войны во фронтовых госпиталях, когда им было особенно больно, читали наизусть «Жди меня». Песня звучит в фильмах «Парень из нашего города» (1942) и «Жди меня» (1943). | |
13 | Прощайте, скалистые горы | 1943 | Николай Букин, Евгений Жарковский | Стихотворение было посвящено морякам героического гарнизона полуострова Рыбачий. В 1943 году композитор Е. Жарковский, морской офицер, который почти все войну воевал на Северном флоте, положил эти стихи на музыку. Написанная в форме солдатского вальса, песня стала одной из любимых североморцами и защитниками Заполярья. | |
14 | На солнечной поляночке | 1943 | Александр Фатьянов, Владимир Соловьев-Седой | На фоне тяжелейшего положения на фронтах, непрестанных кровопролитных боев, стихотворение Фатьянова сочли чересчур лиричным и легкомысленным. В 1943 году Соловьев-Седой приступает к написанию музыки песни «На солнечной поляночке». Первоначально музыка «Тальяночки», так называли песню в период Войны, звучала как лирический вальс, однако сам композитор таким решением оказался не доволен: «Было в ней что-то, с чем я не вполне был согласен, — рассказывал он. — Мелодия казалась мне расслабленной, нечеткой и самое главное — не сливалась в единый образ с текстом. И я отбросил эту музыку и написал новую мелодию. На этот раз получилась та песня, которую мы все знаем и любим. | |
15 | Темная ночь | 1943 | Владимиром Агатов, Никита Богословский | Песня написана для фильма «Два бойца». У режиссёра Леонида Лукова не получалось убедительно снять кадр с написанием солдатом письма. После множества неудачных попыток ему неожиданно пришла в голову мысль, что помочь решить эту сцену могла бы песня. Луков обратился к Никите Богословскому, который сел за рояль и практически сразу предложил мелодию. После этого они пошли к Агатову, который также довольно быстро сочинил на неё текст. Тут же, среди ночи был разбужен Марк Бернес, и вскоре фонограмма песни была готова, а на следующий день эпизод был снят. Главный герой фильма Аркадий Дзюбин в исполнении Марка Бернеса поёт эту песню под гитару ночью, во время дождя, во фронтовой землянке с протекающей кровлей. | |
16 | Марш артиллеристов | 1943 | Вииктор Гусев, Тихон Хренников | Посвящённая артиллеристам песня времён Великой Отечественной войны в ритме марша. Достаточно быстро стала популярной и неоднократно исполнялась и после окончания Великой Отечественной войны. Однако в текст по политическим соображениям вносились изменения. Так, в 1954 году из текста было убрано упоминание Сталина, а сотни тысяч были заменены многими тысячами. | |
17 | Огонёк | 1943 | Михаил Васильевич Исаковский, композитор неизвестен | 19 апреля 1943 года в газете «Правда» было напечатано стихотворение Михаила Исаковского «Огонёк», музыку к которому стали сочинять многие композиторы и музыканты, как известные, такие как М. Блантер, А. Митюшин, Н. Макарова, Л. Шварц, И. Лаврентьев[1], так и любители (Н. Чугунов, В. Никитенко). Однако все эти мелодии не имели ничего общего с той, с которой песня обрела популярность. Её автор неизвестен. Впервые «Огонёк» с этой мелодией прозвучал в 1947 году в исполнении Владимира Нечаева. Были выпущены грампластинки, на которых указывалось, что автор текста — Исаковский, а музыка — народная. Исаковский вспоминал, что многие люди пытались доказать, что именно они являются авторами музыки к песне. Была созвана специальная комиссия Союза композиторов, которая установила, что ни один из этих людей не мог написать её, а мелодия более всего похожа на танго «Стелла», автор которого также неизвестен. | |
18 | Прощайте скалистые горы | 1943 | Николай Букин, Евгений Жарковский | Стихотворение «Не жить мне без моря» было опубликовано в газете Северного флота «Краснофлотец», издававшейся в Мурманске, а через некоторое время Букин услышал песню со своими словами по радио. Первый вариант музыки был написан Вадимом Кочетовым. Песня была рекомендована политуправлением флота «для исполнения и популяризации в период краснофлотского радиочаса». В той же газете увидел стихотворение Букина и композитор Евгений Жарковский, который был направлен в политуправление Северного флота в командировку для творческой работы. Созданная Евгением Жарковским и Николаем Букиным песня, уже под её нынешним названием «Прощайте, скалистые горы», была опубликована в газетах не только Северного, но и Балтийского флота[2]. Жарковский характеризовал эту песню как «самую популярную и живучую» из написанных им во время командировки на Северный флот.. | |
19 | Случайный вальс | 1943 | Евгений Долматовский, Марк Фрадкин | Вначале, это было стихотворений «Танцы до утра». Поэт вспоминал: «Ещё первой тяжёлой военной зимой, находясь в войсках в районе Харькова, я заметил, что никакая сложность обстановки, смертельная опасность, разруха, беда не могут заглушить все то, что принадлежит мирным временам и именуется лирикой. Стоит воинской колонне остановиться на ночевку, и вот уже возникают знакомство, разговоры и влюбленность. | |
20 | Дорога на Берлин | 1943 | Евгений Долматовский, Марк Фрадкин | История песни началась в ноябре 1943 года в белорусском Гомеле, который только что освободили советские войска. Под впечатлением от победы поэт Евгений Долматовский набросал несколько незатейливых строк, а Марк Фрадкин написал музыку. Они презентовали песню Леониду Утёсову. Но время показало, что текст песенки коротковат. В стихах Долматовского был призыв идти на Минск, но в начале июля Минск освободили, и Утёсов начал подстраиваться под быстро менявшуюся обстановку. Он самостоятельно стал прибавлять названия новых городов, взятых нашими войсками: Брест, Львов, Люблин, Варшава и так далее, заканчивая словами «На Берлин» Песня стала песней Победы… | |
21 | Соловьи | 1945 | Александр Фатьянов, Владимир Соловьев-Седой | Автор этой песни рассказывает об истории её создания: «Помню фрнт… В большой зелёной роще мы, солдаты, после только что затихшего боя лежим, отряхиваясь от крупинок засыпавшей нас земли, и вдруг слышим: вслед за растаявшим вдали рокотом вражеских самолетов во все горло, как бы утверждая жизнь, защелкал соловей! И это вошло в песню «Пришла к нам на фронт весна». Именно таким было первоначальное название песни. | |
22 | Эх, дороги | 1945 | Лев Иванович Ошанин, Анатолий Григорьевич Новиков | Песня написана к празднику 7 ноября. Нужна была песня о том, что довелось пройти в минувшей войне нашему народу. Замысел песни родился, когда авторы, застигнутые бомбёжкой, увидели, как упал рядом молодой лейтенант и уже не встал. Сначала появился припев, который начинался со вздоха «эх». | |
23 | Враги сожгли родную хату | 1945 | Михаил Васильевич Исаковский, Матвей Блантер | Стихотворение «Враги сожгли родную хату…» («Прасковья») впервые было опубликовано в журнале «Знамя» в 1946 году (№ 7). Стихотворение попалось на глаза Твардовскому, и тот посоветовал Блантеру положить его на музыку. Первоначально эта идея не нашла понимания у Исаковского (он считал своё стихотворение слишком длинным для песни), но Блантер сумел переубедить его и вскоре сочинил музыку. Вскоре она прозвучала на радио в исполнении- Владимира Нечаева, но тут же была запрещена к дальнейшему исполнению. Стихотворение было раскритиковано «за распространение пессимистических настроений», и на долгие годы песня исчезла из репертуара официальной советской эстрады. Возможно, что песня так и осталась бы под запретом, но в 1960 году Марк Бернес рискнул её исполнить на большом сборном концерте[2]. Зал устроил певцу бурную овацию. Песня «пошла в народ». В 1965 году на «Голубом огоньке» Маршал Чуйков попросил исполнить эту песню, тем самым «прикрыв» её своим именем. Песню стали записы- вать многие исполнители, но именно вариант Бернеса наиболее узнаваем, сделавшись одной из «визитных карточек» певца. Многие известные литературоведы, писатели, поэты относят это стихотворение и песню к вершинам отечественной военной лирики. | |
24 | Давно мы дома не были | 1948 | Александр Фатьянов, Владимир Соловьев-Седой | Военная песня, написанная в мае 1945 года под Кёнигсбергом. Песня стала известна после того, как её исполнили Владимир Бунчиков и Владимир Нечаев. Первоначальное исполнение и текст слегка отличались от классического варианта. Так например песня содержала куплет «В Германии, в Германии, в проклятой стороне», но после окончания войны Германию решено было сделать «далёкой стороной». | |
25 | На безымянной высоте | 1960 | Михаил Матусовский, Вениамин Баснер | Песня написана на основе реальных событий — боя. 18 советских солдат 8-й роты 718 полка 139-й стрелковой дивизии 10-й армии Западного фронта под командованием лейтенанта Евгения Порошина против двухсот немецких солдат в ночь с 13 на 14 сентября 1943 года у деревни Рубежанка Калужской области. По воспоминаниям поэта Михаила Матусовского впервые об этом бое он услышал во время службы в газете 2-го Белорусского фронта от редактора дивизионной многотиражки Николая Чайки. Впоследствии он вспомнил об этой истории в начале 60-х годов. Композитор, что музыка к песне была написана не сразу, а мелодия пришла к нему в голову в поезде. | |
26 | Хотят ли русские войны | 1961 | Евгения Евтушенко, Эдуард Колмановский | Задумка написать песню, в которой выражались бы протест против войны и призыв к миру, возникла у поэта осенью 1961 года, во время очередной его поездки за рубеж, так как именно во время поездок по странам Западной Европы и Соединенным Штатам Америки ему неоднократно приходилось слышать один и тот же вопрос: «Хотят ли русские войны?» В том же году, вернувшись в СССР, Евтушенко показывает написанные им стихи композитору Эдуарду Колмановскому. Первоначальная музыка, сочинённая Колмановским, не понравилась её исполнителю, Марку Бернесу, после чего композитор создал новый вариант, который и стал окончательным. | |
27 | Пусть всегда будет солнце | 1962 | Лев Ошанин, Аркадий Островский | Поэт Л. Ошанин написал слова к песне, когда увидел случайно плакат художника Николая Чарухина «Пусть всегда будет небо! Пусть всегда будет солнце!»[1][2]. Чарухин в 1961 году написал этот плакат под впечатлением от четверостишия четырёхлетнего Кости Баранникова, которому только что объяснили, что такое «всегда». Это четверостишие было опубликовано ещё в 1928 году в журнале «Родной язык и литература в трудовой школе» в статье исследователя детской психологии К. Спасской[3]. Затем эти стихи попали в книгу К. Чуковского «От двух до пяти», которая и попалась на глаза художнику. | |
28 | Журавли | 1968 | Расул Гамзатов в переводе Наума Гребнева Ян Френкель | Р. Гамзатов написал стихотворение «Журавли» на родном языке, по-аварски. Тема журавлей была навеяна посещением расположенного в Хиросиме памятника японской девочке по имени Садако Сасаки, страдавшей от лейкемии после атомного взрыва в Хиросиме. Садако Сасаки надеялась, что вылечится, если смастерит тысячу бумажных «журавликов», пользуясь искусством оригами. В Азии существу-ет поверье, что желание человека исполнится, если он сложит из цветной бумаги тысячу оригами - журавлей. | |
29 | Здесь птицы не поют | 1970 | Булат Шалвович Окуджава | Идея включить в фильм «Белорусский вокзал» песню принадлежала автору сценария Вадиму Трунину. Окуджава согласился участвовать в картине лишь после просмотра уже отснятых фрагментов. Позже поэт говорил, что его привлекла возможность написать окопную песню — «из тех, что на фронте пели». Задача, поставленная создателями картины, была непростой: они предполагали, что песня будет нести в себе основное смысловое наполнение эпилога, а потому в ней должны сочетаться трагический и победный накал[1]. После долгих поисков основной темы родились первые две строчки; дальше работа пошла стремительно. Самым важным для Окуджавы был текст; мелодию он всерьёз не воспринимал и рассматривал её как вспомогательное средство — «просто чтоб легче сочи- нялось». На «Мосфильме», куда автор принёс рукопись, Альфред Шнитке. Их реакция на услышанный марш была диаметрально противоположной: композитору больше понравилась музыка, режиссёру — стихи[1]. Впо-следствии именно Шнитке, записавший оркестровую версию песни, настоял на том, чтобы и в фильме, и на вышедшей спустя некоторое время пластинке автором музыки был указан Окуджава[1] | |
30 | Вечный огонь или От героев былых времен | 1971 | Евгений Агронович, Рафаил Хозак | Военно-патриотическая песня, написанная специально для кинофильма «Офицеры». Впервые для фильма песня была исполнена Владимиром Златоустовским в 1971 г. | |
31 | У деревни Крюково | 1974 | Сергей Островой, Марк Фрадкин | Песня о бое за деревню Крюково, происходившем в 1941 году. Стихотворение под названием «Баллада о верности», по мотивам которого написана песня, было опубликовано Сергеем Островым в 1971 году. В первоначальном варианте содержалось девять четверостиший, часть которых были изменены, а также были добавлены новые строки. | |
32 | День Победы | 1975 | Давид Тухманов, Владимир Харитонов. | Главная мысль этой песни – об ответственности сегодняшнего поколения за будущее, за судьбы всего мира. | |
33 | Бери шинель, пошли домой | 1975 | Булат Окуджава, Валентин Левашов | Первоначально, песня написана для кинофильма «От зари, до зари». Второе рождение пережила через два года. Валентин Левашов: | |
34 | Майский вальс | 1985 | Михаил Ясень Игорь Лученок | Песня была написана в честь освобождения города Вена от фашистов. Эта прекрасная музыкальная композиция посвящена героям Венской военной операции. Герои освободители принесли к городу на Дунае долгожданный мир и спокойствие. Советские воины подарили майскую победу. | |
35 | Бессмертный полк | 2015 | Мария Левашко, Максим Дунаевский | Гимн пoлyчилcя тopжecтвeнный, пaтpиoтичecкий, бoдpый. Cлoвa oчeнь пpoникнoвeнныe и тpoгaтeльныe o тoм, чтo нaш дoлг – пoмнить пpeдкoв, oтдaвших cвoи жизни paди cвoбoды и миpa гpядyщeгo пoкoлeния. Myзыкa нaпиcaнa в cтpoгoм и тopжecтвeннoм дo-минope. Koмпoзитop paccкaзывaл, чтo мapш poдилcя дoвoльнo cтpeмитeльнo, бyквaльнo нa oднoм дыхaнии. Oни c пoэтeccoй пocвятили cвoe твopeниe poдcтвeнникaм, пoгибшим нa вoйнe. / |
Приложение № 2
Внеклассное мероприятие «Песни, опаленные войной»
От песни сердцу было тесно:
Она вела на смертный бой,
Чтобы врага громить под эту песню,
Защищая Родину собой.
Цель : 1. Познакомить с историей создания военных песен.
2. Развивать интерес к историческому прошлому нашей страны.
3. Воспитывать чувство патриотизма, гражданского долга,
благодарность погибшим в годы Великой Отечественной войны
и людям старшего поколения, перенесшим все тяготы военных лет.
Оформление: книжная выставка, посвященная Великой Отечественной
Войне, ( историческая и художественная литература (поэзия)
плакаты и фотографии.
Оборудование : диски песен, гитара, баян.
Ход мероприятия.
1 чтец :
Пусть былое ворвется в беседы…
Хоть оно порастает быльем,
Каждый год, накануне Победы,
Мы солдатские песни поем.
Не случайно совсем, не впервые,
До поры отложивши дела,
Соберутся твои рядовые
У накрытого другом стола.
Снова песню военную грянув,
Словно новый возьмут перевал.
Тут и выйдет Алеша Фатьянов,
Запевала из всех запевал…..
Не его ли в глухом чернолесье
Надрывались все ночь соловьи ?
Не его ли широкие песни
Были самые наши. Свои.
Меж солдат уживались бывалых,
Пробирались по топям болот,
Согревали на кратких привалах,
Шли в рядах марширующих рот.
Ничего, что сегодня мы седы,
Мы упрямо стоим на своем :
Каждый год, накануне Победы,
Те прекрасные песни поем !....
Ведущий (1) : Песни военных лет…. Сколько их, прекрасных и незабываемых. И есть в них все: горечь отступления в первые месяцы войны и радость возвращения к своим, картины жизни солдат, рассказы о боевых подвигах моряков и пехотинцев, летчиков и танкистов. Война и песня. Что может быть общего ? Казалось бы, тяготы и страдания военного времени не оставляют места для песен….. И тем не менее песня всегда сопровождала солдата в походе и на привале, а иногда и в бою. Говорилось, что фронтовая песня – это вторая винтовка, что враг боится песни больше , чем огнестрельного оружия, потому что боец- песенник будет сражаться до последнего, не сдаваясь, не отступая.
Ведущий (2) : Песни - как люди : у каждой своя биография, своя судьба. Одни умирают, едва появившись на свет, никого не растревожив. Другие вспыхнут ярко, но очень скоро угаснут. И лишь немногие долго живут и не старятся. Тем и дороги нам эти немногие, такие разные и непохожие, близкие и далекие. С первых дней войны появились десятки новых песен, большинство из которых сразу же «ушли на фронт». Многие из песен имеют интересную историю своего появления на свет. О песнях, ставших «памятниками» военных лет, об их авторах, об истории их создания у нас и пойдет сегодня речь.
Звучит начало песни «Священная война», сл. В. Лебедева – Кумача, муз. А. Александрова. (запись). Сначала громко, затем тише.
Ведущий (1) : Шел третий день войны. Москва, настороженная, собранная, готовая к обороне. Дети, повзрослевшие до времени . Тревога и боль затаились в глазах людей – третий день каждую минуту смерть уносит молодые, полные сил жизни сыновей, отцов, мужей…
Утром 24 июня 1941 года на первой полосе газет «Известия» и «Красная звезда» были опубликованы стихи Василия Ивановича Лебедева – Кумача «Священная война».
1.чтец : Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой…
Газета со стихами попала к руководителю Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии А. В. Александрову. Стихи потрясли композитора. Уже на третий день появилась песня.
Ведущий (2) : Первое исполнение состоялось на Белорусском вокзале столицы 27 июня 1941 года. «Мы пели «Священную войну для уходящих на фронт бойцов, и все мы испытали настоящее потрясение, которое бывает, когда соприкасаешься с художественным произведением огромной жизненной правды, - вспоминал один из исполнителей. – Помню, солдаты, сидевшие на деревянных сундуках, вдруг встали после первого же куплета «Священной войны» и в наступившей тишине слушали песню… Потом песню требовали повторить еще и еще , пытаясь подпевать , запомнить слова и увезти с собой вместе с прощальной улыбкой матери, жены».
Ведущий (1) : Вновь и вновь, пять раз подряд пел ансамбль «Священную войну». Так начался путь песни, славный и долгий. Ее пели всюду : на переднем крае, в партизанских отрядах, в тылу, Каждое утро после боя Кремлевских курантов она звучала по радио. В песне слышен голос народного гнева и той правоты, перед которой бессилен жестокий враг. Да и сейчас песня «Священная война» известна всем и является символом нашей победы.
( Звучит финал песни «Священная война» )
( во время звучания песни демонстрируются слайды )
Ведущий (1) : Все мы любим милую «Катюшу» ;
Любим слушать, как она «поет» :
Из врага выматывает душу,
А друзьям отваги придает….!
С такими словами пели солдаты мирную ласковую песню в подмосковных лесах суровой зимой сорок первого года. «Катюша» стала символом верности и надежды и олицетворяла все самое лучшее в жизни, что пытался разрушить беспощадный фашист. Это была не просто лирическая песня о любви девушки и воина, а о такой любви, которая вселяет гордость и бодрость, укрепляет веру в нее, помогает защитнику Родины выполнить свой долг. Поэтому песня, написанная еще в мирное время Михаилом Исаковским и композитором Матвеем Блантером, в дни войны стала столь популярной не только в нашей стране: мелодия Катюши» стала гимном итальянских партизан.
( Звучит песня «Катюша», демонстрация слайдов )
Ведущий (2) : Песня о Катюше оказалась настолько дорога всем и каждому, что на ее мелодию неоднократно сочинялись новые слова. Катюша провожала милого на войну, а потом и сама отправлялась в партизанский отряд или на передовые позиции, чтобы с оружием в руках отстоять свою землю, свое счастье. На сегодняшнем вечере вы услышите несколько фронтовых «Катюш» - песен, которые помогали бить врага.
Ведущий (1) : Но не только в песнях жила в ту суровую пору Катюша. Ее именем народ ласково «окрестил» новое грозное оружие, наводившее ужас на врага, - реактивные гвардейские минометы. И об этих «катюшах» вскоре были сложены песни.
4.
Шли бои на море и на суше,
Грохотали выстрелы кругом,
Были слышны песенки «катюши»
Под Москвой, за Курском и Орлом :
Дух солдат советских поднимала,
Пела марш победный, боевой
И врагов в могилу зарывала
Под великой Курскою дугой ;
На фронтах она не унывала,
Песни пела громкие она
Лишь тогда «катюша» замолчала,
Как победой кончилась война !
2 чтец : В тургеневских охотничьих местах
Воронки, груды мертвого металла.
Здесь за день до двенадцати атак
Отчаянная рота отбивала
С рассветом «тигры» шли на нас опять
И вспыхивали дымными столбами,
И проникали мы, устав стрелять,
К горячей фляге пыльными губами.
И все же удержали рубежи
В июльской битве, оправдав надежды.
Окопы на полях примятой ржи
Походят там, где проходили прежде.
(Е. Долматовский).
(во время чтения демонстрируются слайды )
Ведущий (2) : Зимой 1941 /42 года по всем фронтам распространилась новая песня. Слова и мотив ее передавались из уст в уста и опережали весть об е авторах. Песня приходила к солдатам безымянной, и ее окружали легендами. Рассказывали, будто сложил ее молодой лейтенант в окопах под Москвой. Между тем слова «Землянки» принадлежали поэту Алексею Суркову, музыка – композитору Константину Листову. Но в том, что, говорили о песне, одно оказалось совершенно верным : она действительно родилась « в белоснежных полях под Москвой» во время оборонительных сражений за столицу.
Ведущий (1) : Когда поэт писал стихотворение «Бьется в тесной печурке огонь», он не предполагал его публиковать и тем более не думал, что оно может стать песней. Это были несколько стихотворных строк из письма к жене Софье Антоновне с фронта. Но в феврале 1942 года глубоко личные строки Суркова настолько вдохновили композитора Константина Листова , что тот написал для них музыку
( исполняется песня «В землянке», сл. А. Суркова, муз. К. Листова )
Ведущий (2) : На фронтах Отечественной войны «Землянку» пели по-разному : ее текст приобрел десятки вариантов. Были сложены и многочисленные песни – ответы на это музыкальное письмо с фронта. Так
«Землянка» , подобно другим лучшим песням советских композиторов, стала, по существу, народной песней.
(Звучит песня «Темная ночь», сл. В. Агапова, муз. Н. Богословского, сначала громко ,затем тихо ).
Трудно поверить, но эта песня, которую в дни войны знал каждый от мала до велика, родилась совершенно неожиданно, в 1942 году в далеком Ташкенте. Шла съемка фильма «Два бойца». По замыслу режиссера фильм должна была сопровождать только симфоническая музыка. Но по ходу съемки стало ясно, что без песни не обойтись. «Понимаешь, не получается у меня никак сцена в землянке без песни», - признался режиссер композитору Никите Богословскому.
Ведущий (2) : «Луков так зримо обрисовал ситуацию,- вспоминал композитор,- так ярко передал чувства героев, их внутреннее состояние, так взволнованно и талантливо рассказал тему песни и ее настроение, что произошло чудо : я сел к роялю и сразу, без остановки сыграл ему мелодию будущей песни, которая и вошла потом в фильм без единого изменения».
Быстро и удачно сложились стихи на эту музыку и у поэта Владимира Агапова. Музыка и стихи слились в песенный образ редкостной простоты и щемящей душу лирической силы. Спетая исполнителем роли главного героя Марком Бернесом, «Темная ночь» навсегда осталась в памяти народа. Сцена написания письма в землянке была удачно снята с первого дубля. Но на этом история создания песни не заканчивается. Первая матрица пластинки пострадала от…..слез работницы завода, которая не смогла сдержать чувств при прослушивании песни и исполнении Ивана Козловского. Так что в свет «Темная ночь» вышла только со второй матрицы.
( песня звучит полностью, демонстрация слайдов )
4 чтец : Когда в атаке отгремит «ура»,
В ночи звезда скользнет по небосводу,-
Мне кажется, что ты еще вчера
Смотрела с моста каменного в воду.
О чем, о чем ты думала в тот миг ?
Какие мысли сердце полонили ?
Окопы. Ночь. Я ко всему привык,
В разведку мы опять сейчас ходили.
Но как до счастья далеко! Река
Бежит на запад по долине смело,
А то, что шлем прострелен у виска,
Так это ведь обыденное дело.
( Б. Костров ).
Ведущий (1) : Нельзя без волнения слушать лирические песни, согревавшие души наших солдат на фронте. Стоит снова зазвучать нехитрому напеву или вальсовому мотиву, как сами собой возникают в памяти слова песни «Огонёк».
В годы войны эту песню знали и любили все – и на фронте, и в тылу. Известно, что существовало до двадцати вариантов так называемых «ответов» на «Огонек». Чем объяснить ее славу ? Прежде всего замечательными стихами М. Исаковского.
О песне «Огонек» вспоминает поэт Евгений Долматовский: « Во время войны было введено затемнение. На улицах ни фонаря, окна к вечеру плотно закрывались шторами и листами черной бумаги. Затемнение придавало фронтовой характер городам и селам. И вдруг на фронте появилась песня «Огонек». Это было в тяжелое время. Но и сейчас не трудно себе представить, какое сильное впечатление произвела эта картина : уходит боец на позиции и, удаляясь, долго видит огонек в окне любимой. Поэтически образ огонька превратился в символ : не погас наш огонек, никогда не погаснет ! Эта песня еще одной непрерывной связью скрепила фронт и тыл».
Так в военную песенную лирику вошла новая тема – тема любви девушки и воина, защитника Родины.
( звучит песня «Огонек», сл. М. Исаковского, обработка Б. Мокроусова )
5 чтец : А это я на полустанке
В своей замурзанной ушанке,
Где звездочка не уставная,
А вырезанная из банки.
Да, это я на белом свете,
Худой, веселый и задорный.
И у меня табак в кисете,
И у меня мундштук наборный.
И я с девчонкой балагурю,
И больше нужного хромаю,
И пайку надвое ломаю,
И все на свете понимаю.
Как это было! Как совпало -
Война, беда, мечта и юность!
И это все в меня запало
И лишь потом во мне очнулось !..
Сороковые, роковые,
Свинцовые, пороховые….
Война гуляет по России,
А мы такие молодые !
( Д. Самойлов ).
Ведущий (2) : Песня «Случайный вальс» была создана в 1943 году композитором Марком Фрадкиным и поэтом Евгением Долматовским . Только сначала это было стихотворение «Танцы до утра». Поэт вспоминал : «Еще первой тяжелой военной зимой, находясь в войсках в районе Харькова, я заметил , что никакая сложность обстановки, смертельная опасность, разруха, беда не могут заглушить все то, что принадлежит мирным временам и именуется лирикой.
Стоит воинской колонне остановиться на ночевку в прифронтовом селе или городе, и вот уже возникают знакомства, и откровенные разговоры, и влюбленность, а рано – рано расставанье и отъезд…» Интересно, что в первоначальном варианте песни были такие слова :
Ночь коротка,
Спят облака,
И лежит у меня на погоне
Незнакомая ваша рука.
Говорят, когда И. В.Сталин прослушал песню, он возмутился : как же хрупкая девушка может достать до плеча высокого сильного советского офицера ?! Не понравилось Иосифу Виссарионовичу и название «Офицерский вальс»: «офицер должен не танцевать, а воевать». Вот таким образом песня стала называться «Случайный вальс», а «погоны» превратились в «ладони».
( исполняется песня «Случайный вальс» сл.Евгения Долматовского, муз. Марка Фрадкина )
Ведущий (2) : В песенной летописи Великой Отечественной войны особую главу составляют песни о партизанах. Особенность этих песен заключается в том, что они были тихие. повествовательные, лирические. В них отразились и трудный быт партизанских отрядов, и состояние постоянной опасности, и героические подвиги, совершенные в тылу врага.
(Звучит песня «Ой, туманы мои, растуманы», сл. М. Исаковского, муз. В.Захарова , демонстрация слайдов )
Ведущий (2) : Эта песня – сказ о партизанах, суровый и вдохновенный.
Мысль создать песню о партизанах зародилась у В.Захарова в начале 1942 года. С предложением написать слова он обратился к своему постоянному соавтору М. Исаковскому : «Нужна песня о партизанах. Этой песни нам не хватает чрезвычайно…» Через несколько недель Исаковский отослал Захарову текст песни. И вот 4 октября 1942 года впервые эта песня прозвучала в исполнении хора имени Пятницкого. Она звучала как молитва, как клятва, как надежда. «Ой, туманы мои, растуманы» - одна из самых замечательных памятников песенного творчества военных лет. Никакая другая песня с такой любовью и вдохновением не рассказывает о советских партизанах, как эта.
Фронтовая жизнь… И. Сельвинский.
Чтец 2 : Отбоя нет о толп народных
Верст семьдесят подряд,
А мы идем в рядах походных,
А мы – не на парад…
А нам нельзя и раскричаться -
У нас в зубах песок.
А нам нельзя и целоваться -
Песок к кубам присох.
Мы отвечали, как умели,
Восторгам шумных сел.
Но только танки все шумели -
Водитель молча вел.
Еще мы павших не забыли,
И больно нам кричать.
Пусть нас простят.
Мы победили.
Нам можно помолчать.
М. Львов.
Ведущий (1) : Трудными догами шли солдаты: после холодной зимы снег таял, дороги «раскисали», покрывались непролазной грязью. В ней вязли машины, орудия, солдатские сапоги. Разве забудет их солдат, тот, кто прошел, проехал, а то и по – пластунски прополз эти 2600 километров, чтобы, дойдя до Берлина, присесть наконец – то устало и радостно на ступеньках поверженного рейхстага? В долгом походе помогала бойцам песня Анатолия Новикова на стихи Льва Ошанина «Дороги».
Поэт Лев Ошанин вспоминал : « ….Тогда казалось, что все, что можно написать о войне, уже написано. Нас волновала тема ожидания боя, ощущение его, готовность к нему. Песня должна была стать раздумьем о предстоящем и свершившемся, о горечи потерь и вере в победу.
«Дороги» родились, когда под Жиздрой мы лежали в поле, настигнутые бомбежкой, и русоволосый лейтенант, упавший рядом, уже не встал. «Дороги» родились, когда за десять дней была выбита половина личного состава противотанковой бригады, а она каждую ночь меняла позицию, чтобы встретить танковую лавину врага…..». «Эх, дороги..» далеким эхом незабываемых, суровых и трудных военных лет отзывается в сердце и памяти тех, кто поет или слышит ее знакомый напев. Песня эта как исповедь о выстраданном и пережитом, раздумья о том, через что довелось пройти и что выдюжить в минувшей войне нашему народу. Песня вобрала в себя историю всей войны ,показала чувства, которые испытывали бойцы.
( исполняется песня «Эх, дороги», демонстрация слайдов )
Чтец 3 : Еще рассвет по листьям не дрожал,
И для острастки били пулеметы….
Вот это место, Здесь он умирал -
Товарищ мой из пулеметной роты.
Тут бесполезно было звать врачей,
Не дотянул бы он и до рассвета.
Он не нуждался в помощи ничьей.
Он умирал. И ,понимая это,
Смотрел на нас, и молча ждал конца,
И как – то улыбался неумело.
Загар сначала отошел с лица,
Потом оно, темнея, каменело.
Ну, стой и жди. Застынь, Оцепеней.
Запри все чувства сразу на защелку.
Вот тут и появился соловей,
Несмело и томительно защелкал…
Как время, по траншеям тек песок.
К воде тянулись корни у обрыва,
И ландыш, приподнявшись на носок,
Заглядывал в воронку от разрыва.
Еще минута. Задымит сирень
Клубами фиолетового дыма.
Она пришла обескуражить день.
Она везде. Она непроходима.
Еще мгновенье. Перекосит рот
От сердца раздирающего крика,
Но успокойся, посмотри : цветет,
Цветет на минном поле земляника…
Нелепа смерть. Она глупа. Тем боле
Когда он, руки разбросав свои,
Сказал : « Ребята, напишите Поле :
У нас сегодня пели соловьи».
Он не дожил, не долюбил, не допил,
Не доучился, книг не дочитал.
Я был с ним рядом, Я в одном окопе,
Как он о Поле, о тебе мечтал….
Пусть даже так. Потом родятся дети
Для подвигов, для песен, для любви,
Пусть их разбудят рано на рассвете
Томительные наши соловьи.
Ведущий (2) : Наверное, нет человека, который, хоть раз услышав песню А. Фатьянова и композитора В. Соловьева Седого «Соловьи», не влюбился бы в нее. Она зазвучала на фронте ранней весной 1945 года и сразу же покорила сердца воинов своим лиризмом, задушевностью, каким – то необычайным обаянием. Слова песни очень точно и вместе с тем просто говорили о том, что было в те дни на душе у каждого бойца.
Вот что рассказывает о рождении этой замечательной песни ее автор поэт Фатьянов, в шинели рядового прошагавший трудные военные дороги и воспевший их в этой и других своих неумирающих песнях :
«Помню фронт…. В большой зеленой роще мы, солдаты, после только что затихшего боя лежим, отряхиваясь от крупинок засыпавшей нас земли, и вдруг слышим : вслед за растаявшим вдали рокотом вражеских самолетов во все горло. как бы утверждая жизнь, защелкал соловей ! И это вошло в песню «Пришла и к нам на фронт весна». Именно таким было первоначальное название песни.
(звучит 1 куплет песни «Соловьи» , сл. А. Фатьянова, муз В. Соловьева – Седого)
Ведущий (1) : В песне «Соловьи», написанной на исходе военного лихолетья, сурово и просто и вместе с тем очень задушевно высказано то, что было на душе у каждого солдата в дни, когда победа была уже близка, но война еще не окончена .Песню впервые исполнил замечательный певец Георгий Павлович Виноградов. Его исполнение «Соловьев» вместе с Краснознаменным ансамблем в далеком 1945 году было непревзойденным образцом проникновения в творческий замысел авторов.
Секрет успеха этой песни. думается, очень точно объяснил прославленный полководец Великой Отечественной войны Маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков. В канун 25 – летия Победы над фашистской Германией на просьбу корреспондента «Комсомольской правды» Василия Пескова назвать любимую песню, он ответил : «Мои вкусы, я думаю, не расходятся со вкусом многих людей : «Вставай, страна Огромная!», «Дороги», «Соловьи»…. Это бессмертные песни! Потому что в них отразилась большая душа народа!»
Давайте и мы с вами еще раз послушаем эту замечательную песню.
( звучит песня еще раз )
Чтец 4 : Он в это утро , далеко от дома,
Дошел до самого конца войны.
Он в стольких битвах не оглох от грома.
А вот сейчас оглох от тишины.
Он, улыбаясь, жмурится от света,
Еще пропахший дымом, весь в пыли :
«Так вот она, товарищи, победа,
Так вот когда мы до нее дошли!»
( С. Щипаев)
( демонстрация слайдов )
Ведущий (2) : Пришло мирное время, но шрамы той войны остались в каждом городе и селе. Созданы мемориальные комплексы, места боев отмечены обелисками. Памятники с красными звездами хранят имена погибших бойцов. Невозможно забыть те великие бедствия, которые война принесла нашей стране, нашему народу. Мы знаем, какой ценой была завоевана Победа, и всегда будем помнить тех, кто отдал жизнь за Родину.
Ведущий (1) : Песни военных лет!..... От самых первых залпов и выстрелов и до победного майского салюта через всю войну прошагали они в боевом солдатском строю. Для тех, кто прошел и пережил войну, песни сродни позывным из той незабываемой далекой поры. Стоит раздаться иной из них, как распрямляются плечи, исчезают морщины на лицах людей, загораются задорным блеском или наполняются глубоким раздумьем глаза.
Ведущий (2) : Песни военных лет ! Это о них прекрасные строки ветерана Великой Отечественной войны А. Аркадьева :
Чтец 5 : Песням тех военных лет - поверьте
Мы не зря от дома вдалеке
Пели в четырех шагах от смерти
О родном заветном огоньке.
И не зря по путь к Берлину пели -
Как он был нелегок и нескор…
Песни вместе с нами постарели,
Но в строю остались до сих пор
Чтец 6 : Песни эти с нами и поныне !
Никогда нам петь не надоест,
Как на Запад шли по Украине
И как с боем взяли город Брест,
И что помирать нам рановато,
И про тех, кто дал нам закурить…
Вы спросите сами у солдата :
Мог ли он такое позабыть ?
Чтец 7 : Время нас, как пулеметом, косит.
Но меня, пока еще живой,
Песня незабытая уносит
В незабвенный лес прифронтовой…..
Кто – то вальс играет на баяне :
Слушаем мы словно в забытьи…
Помните, друзья – однополчане,
Боевые спутники мои?
Ведущий (1) : Все дальше в историю уходит Великая Отечественная война, и песни, написанные в дни сражений, молодое поколение называет песнями отцов и дедов. Но появляются новые песни о войне, написанные поэтами и композиторами, которые не лежали в окопах, не мерзли в землянках, не ходили в атаку. Они родились после 1945 года, в них тоже говорится об ответственности сегодняшнего поколения за будущее страны, за судьбу всего мира. Одна из таких песен «День Победы» написана композитором Давидом Тухмановым и поэтом Владимиром Харитоновым. Она родилась три десятилетия после того, как отгремели последние залпы войны. И сразу стала нам близкой и необходимой.
( звучит песня «День Победы», показ слайдов о Дне Победы и Параде Победы )
Ведущий (2) : На нашем вечере мы смогли познакомить вас с некоторыми песнями военных лет. Надеемся, что они останутся в вашей памяти.
Ведущий (1) : Мы прощаемся с вами. До новых встреч !
Приложение № 3
Материалы для сборника «Песни, опалённые войной»
Приложение № 3
Приложение №4
Результаты опроса учащихся
№ | ФИО учащихся | Количество песен до начала работы | Количество песен в конце работы |
1 | Голубева Анастасия | 2 | 11 |
2 | Белов Максим | 3 | 20 |
3 | Кутявина Снежана | 2 | 15 |
4 | Куценко Андрей | 3 | 22 |
5 | Пермяков Егор | 3 | 18 |
6 | Позднякова Анастасия | 2 | 20 |
7 | Пятница Николай | 4 | 23 |
8 | Сковородина Александра | 3 | 25 |
9 | Трофимова Екатерина | 2 | 25 |
10 | Соловьенко Алина | 1 | 10 |
11 | Ударцев Вадим | 1 | 12 |
12 | Шаманаев Александр | 1 | 9 |
Диаграмма
53
Какая бывает зима
Лиса-охотница
Убунту: я существую, потому что мы существуем
Твёрдое - мягкое
ГЛАВА ТРЕТЬЯ, в которой Пух и Пятачок отправились на охоту и чуть-чуть не поймали Буку