Цель: развитие музыкально – исполнительских способностей.
Задачи: 1) формировать точность интонации, учить связному пению.
2) развивать выразительность пения
3) познакомить с новыми попевками
4) воспитывать личностные качества, инициативность, активность, креативность.
выбирая песню, надо исходить не только из доступности литературного текста, но принимать во внимание характер, строение мелодии, соответствие ее особенностям данного ребенка, его вокальным возможностям, общему уровня музыкального развития.
Вложение | Размер |
---|---|
realizatsiya_printsipa_individualizatsi.doc | 536.5 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №20»
«Реализация принципа индивидуализации в дополнительном образовании»
учитель музыки
Агеева Татьяна Сергеевна
Цель: развитие музыкально – исполнительских способностей.
Задачи: 1) формировать точность интонации, учить связному пению.
2) развивать выразительность пения
3) познакомить с новыми попевками
4) воспитывать личностные качества, инициативность, активность, креативность.
I. Организационный момент.
Педагог: Здравствуй, Максим!
Я рада видеть тебя на индивидуальном занятии по вокалу.
II. Введение в тему.
Педагог: Сегодня мы будем работать с тобой над развитием интонационной устойчивости, артикуляционного аппарата, над чётким и правильным произношением слов при исполнении музыкального произведения. Давай вспомним с тобой такие понятия как «дикция», «артикуляция» и «интонация».
Итак, дикция – это…
Предполагаемый ответ учащегося: Дикция – это чёткое, ясное, разборчивое произношение (пропевание) всех звуков текста или вокального произведения. Зависит она от активности губ и языка, правильного дыхания и артикуляции в целом. Человек с хорошей “дикцией” экономно расходует воздух, у него отсутствует излишнее придыхание и посторонние дополнительные звуки.
Педагог: Артикуляция – это…
Предполагаемый ответ учащегося: Работа органов артикуляционного аппарата направленная на создание звуков речи (гласных и согласных) называется артикуляцией.
Педагог: Что мы называем артикуляционным аппаратом?
Предполагаемый ответ учащегося: Артикуляционный аппарат – это часть голосового аппарата, формирующая звуки речи. К артикуляционному аппарату относятся: ротовая полость (щёки, губы, зубы, язык, челюсти и нёбо), глотка, гортань. Посмотрим на рисунок – схему голосового аппарата.
Педагог: Интонация – это…
Предполагаемый ответ учащегося: Интонация — это высотная организация музыкальных звуков (тонов) в их последовательности.
III. Практическая часть
Педагог: Голос как любой музыкальный инструмент требует правильной настройки. Именно, скороговорки раскрепощают речевой аппарат, а вокальные упражнения развивают голосовой аппарат. Мы переходим к практической части нашего занятия. Я предлагаю вспомнить скороговорку на
согласную букву “Г” и «П»
С вишен галок поп пугая
В саду увидел попугая
Ты, поп, галок не пугай
Попугая попугай.
В скороговорке отрабатывается правильное произношение согласной буквы “Г” и «П», а также проводится работа на раскрепощение речевого аппарата, над дикцией и артикуляцией.
Педагог: Поработав над развитием речевого аппарата, можно приступать к вокальным упражнениям на развитие интонации. Распеваясь, наши голосовые связки, разогреваются и правильно настраиваются.
Учебно-тренировочные упражнения на развитие голосового аппарата
Упражнение 1 «Слоник» (распевание закрытым ртом) - работа над дыханием и становлением вокальной позиции.
Упражнение 2 «Хоп-хоп» - работа над контролем распределения дыхания и переход в резонаторы от грудного к головному.
Упражнение 3 «Ле-ли-лей» - работа над поступенным распеванием звуков.
Педагог: Итак, мы разогрели наши голосовые связки и переходим к интонационно-слуховым упражнениям для развития абсолютного музыкального слуха, мышления и памяти (В.В. Кирюшин).
Педагог: Прекрасно наш голосовой аппарат настроился и готов к исполнению песни Е. Киргизовой «Тула – земля моя».
Выбирая песню для Максима, я опиралась на основные критерии:
С Максимом мы начали заниматься в этом году. Он окончил музыкальную школу, и благодаря этому нам с ним легко, т.к. знает музыкальную терминологию. Поэтому в нашу работу я включила интонационно-слуховые упражнения В.В. Кирюшина. Они основаны на знании нотной грамоты.
Максим никогда не занимался вокалом, у него зажат речевой и голосовой аппарат. Для развития этого мы используем разные упражнения и скороговорки. Одна из причин неверной интонации заключается в том, что он ещё не обладает устойчивыми навыками пения, не умеет себя слушать и часто переходят на крик. Иногда он не может воспроизвести слышимый звук, у него нет координации между слухом и голосом. После определённого времени занятий, такая координация появляется. Но очень часто на чистоту интонации влияет застенчивость.
Работа над певческим дыханием, которое играет одну из первостепенных ролей в вокальной технике. Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.
Творческий подход музыкального руководителя заключается в том, чтобы правильно подобрать вокальные упражнения и в целом песенный репертуар с учетом возрастных изменений голоса.
Обучение детей пению рекомендуется планировать. В перспективном плане необходимо учесть уровень общего и музыкального развития каждого ребенка. В плане конкретизируются задачи в соответствии со спецификой репертуара по следующим направлениям: восприятие музыки, развитие музыкального слуха и голоса, усвоение певческих навыков, песенное творчество, певческая установка.
В перспективном плане желательно отражать учет индивидуального развития детей: отмечать певческий диапазон каждого ребенка в начале, в середине и в конце учебного года, выявлять уровень формирования певческих навыков (звукообразование, дикция, выразительность, умение петь без музыкального сопровождения и т.д.). Календарно планируются: фронтальные занятия, музыкально-дидактические игры, упражнения на развитие музыкального слуха и голоса, игры с пением. При планировании занятий (1 раза в неделю) определяется программное содержание к обучению пению с учетом этапа разучивания песни, отмечаются задачи и методические приемы к упражнениям и творческим заданиям.
В работе с каждым ребенком важное место необходимо уделять формированию оценочной деятельности, как к собственному пению, так и к пению других детей. Так как воспроизведение мелодии строится, прежде всего, на слуховом контроле. Вместе с тем, необходимо стремиться к тому, чтобы каждый ребенок пережил ситуацию успеха в певческой деятельности.
Пение является наиболее доступным видом музыкальной деятельности как для детей, так и для взрослых людей. Подтверждая эту мысль венгерский композитор и педагог 3. Кодай, называет человеческий голос самым прекрасным и доступным каждому музыкальным инструментом.
Астрономический календарь. Июнь, 2019
Простые новогодние шары из бумаги
Упрямый зяблик
Знакомимся с плотностью жидкостей
Самый главный и трудный вопрос