Объект исследования в работе - балет И.Стравинского «Петрушка» (1912г.). Предмет исследования – содержание и музыкальный материал балета.
Цель работы – выяснить особенности балета «Петрушка», позволяющие назвать его первой русской музыкально-хореографической драмой.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- изучить литературу о балете «Петрушка»
- обратиться к истории создания балета,
- рассмотреть сюжет балета, определить характерные черты основных персонажей, драматургию,
- проанализировать музыкальный материал балета,
- сделать выводы о значении балета «Петрушка» для русской музыки.
В работе была исследована история создания балета «Петрушка», особенности сюжета, проанализирована драматургия и музыкальный материал с целью выявления «русского» начала в каждой из указанных позиций. Балет был создан для «Русских сезонов» в Париже с целью популяризации русской культуры за рубежом. Главный герой балета – Петрушка, характерный персонаж русских скоморошеских представлений. В музыкальном материале произведения повсеместно использованы фольклорные мотивы – мещанские романсы, мелодии городского фольклора, народные песни. Антураж балета – Масленичные гуляния в Петербурге - представляет национальные русские традиции. Образ Петрушки, глубоко страдающего персонажа, и его трагическая гибель в конце определяют жанр балета как хореографическую драму.
Из всего этого можно сделать вывод, что балет Стравинского «Петрушка» является первой русской музыкально-хореографической драмой, в чем и заключается его значение для русской музыки.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_dlya_publikatsii.docx | 26.91 КБ |
ГБОУ СОШ №547
ПРОЕКТ
на тему
Балет Стравинского «Петрушка» и его значение в русской музыке
Обучающейся 8 «В» класса
Шоковой Дарьи
Руководитель проекта: учитель музыки
Макарская Д.А.
Санкт-Петербург
2021
Содержание
Введение………………………………………………………...3
Заключение ……………………………………………………..8
Список литературы…………………………………………….9
Введение
Русский композитор Игорь Стравинский является знаковой фигурой своей эпохи. Его самобытное творчество не вписывается в рамки какой-то одной стилистической модели, в нем самым неожиданным образом сочетаются различные направления, за что композитора современники прозвали «человеком тысячи одного стиля». Великий экспериментатор, он чутко улавливал изменения, которые происходили в жизни, и стремился жить вместе со временем. И все же у его музыки есть свое истинное лицо — русское. Все сочинения Стравинского глубоко проникнуты русским духом — это снискало композитору невероятную популярность за рубежом и искреннюю любовь в Отечестве.
Очень показательными с точки зрения воплощения русской музыкальной культуры в творчестве Стравинского являются его ранние балеты – «Жар-птица», «Петрушка» и «Весна священная». Эти три балета написаны в короткий промежуток времени (1910-1913 годы). Их называют «Русские балеты» не только потому, что они написаны для «Русских сезонов» в Париже, но и потому, что в каждом балете по-своему воплощено русское начало.
Объектом исследования мною был выбран балет И.Стравинского «Петрушка». Предмет исследования – содержание и музыкальный материал балета.
Актуальность избранной темы для меня обусловлена тем, что музыка является неотъемлемой частью моей жизни. Игорь Стравинский – композитор, который родился в пригороде Петербурга, до 1917 года жил и работал в нашем родном городе, а в балете «Петрушка» воплотил музыкальную стилистику масленичных гуляний в Петербурге. …
Цель работы – выяснить особенности балета «Петрушка», позволяющие назвать его первой русской музыкально-хореографической драмой.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- изучить литературу о балете «Петрушка»
- обратиться к истории создания балета,
- рассмотреть сюжет балета, определить характерные черты основных персонажей, драматургию,
- проанализировать музыкальный материал балета,
- сделать выводы о значении балета «Петрушка» для русской музыки.
Игорь Стравинский родился в 1882 году в городе Ораниенбауме, изучал композицию у профессора Петербургской консерватории Н.А.Римского-Корсакова. С 1902 года под руководством Римского-Корсакова сочиняет первые произведения.
Поворотным моментом в творческой судьбе Стравинского стало знакомство с Сергеем Дягилевым – театральным деятелем, знаменитым антрепренером, организатором «Русских сезонов» в Париже. Своей целью Дягилев избрал популяризацию русской культуры в Европе, для чего организовывал выставки русских художников, концерты из произведений русских композиторов, постановки русских опер и балетных сцен из опер. К началу 20 века в русской музыке не существовало самобытно русского балетного спектакля. Поэтому у Дягилева возникла идея постановки русского балета, написанного специально для «Русских сезонов». Он предложил Стравинскому русский сказочный сюжет, на который был создан балет «Жар-птица». Балет имел большой успех, который дал возможность дягилевской труппе поставить последующие два балета «Петрушка» и «Весна священная», привлекая к работе лучших представителей русского искусства той эпохи.
История создания второго балета для «Русских сезонов» необычна. У Стравинского возникла идея создания произведения для оркестра с преобладающей партией фортепиано. «Когда я сочинял эту музыку, перед глазами у меня был образ игрушечного плясуна…Закончив этот странный отрывок, я гулял, стараясь найти название, которое выразило бы…характер моей музыки, а следовательно, и моего персонажа. И вот однажды я вдруг подскочил: «Петрушка! Вечный и несчастный герой всех ярмарок…»» (И.Стравинский.) Дягилев предложил композитору сделать из несостоявшегося фортепианного концерта балет, где должны были бы быть ярмарочные сцены. Таким образом, началась работа над балетом «Петрушка».
Если обычно при сочинении балета сначала создается либретто, а потом на него пишется музыка, то в данном случае было все наоборот. Сначала Стравинский писал музыкальные отрывки, а потом придумывался сюжет. Балет был закончен в 1911 году и поставлен с огромным успехом в Париже.
Балет представляет собой потешные сцены в 4-х картинах. Сюжетной основой балета являются масленичные гуляния в Петербурге, во воремя которых внимание разномастной толпы горожан приковывает к себе балаган Фокусника. Он выводит на сцену трех кукол - Петрушку, Балерину и Арапа, которые под завораживающую мелодию его дудочки постепенно оживают и начинают вести себя, как настоящие люди. Петрушка остро чувствует свою обособленность от других, его мучит осознание, что он некрасив и смешон. Единственная отрада для него – Балерина, в которую он страстно влюблен.
Но легкомысленная Балерина не понимает его терзаний и всячески избегает его. У нее другая цель – очаровать тупого, ленивого Арапа, который, по сравнению с Петрушкой, кажется ей красивым и сильным. Она почти добивается желаемого, но в разгар любовного свидания появляется ослепленный ревностью Петрушка. Арап бросается на него с саблей, Петрушка пытается убежать, но Арап на улице догоняет его и срубает саблей голову. Ужас толпы рассеивает подоспевший Фокусник, который показывает, что тело и голова Петрушки набиты опилками, как у обычной куклы. Веселье, нарушенное происшествием, возобновляется, и тут над площадью мистическим образом возникает озорной, живой, всех дразнящий Петрушка, всем видом демонстрируя торжество своего духа над толпой.
Композиция балета очень стройная и выстроена драматургически так, что напоминает композицию симфонии. Первая и четвертая картины – это масленичные гуляния, создающие своеобразную арку, обрамление, для основной драмы, происходящей в центре, во второй и третьей картине, между главными персонажами. В центре второй картины находится образ Петрушки. Петрушка – традиционный персонаж русских скоморошьих представлений, обладающий безобразной внешностью, но удивительным остроумием, и призванный смешить людей. Но в балете Стравинского образ Петрушки трансформируется, приобретает человеческий облик страдающего, глубоко чувствующего и безнадежно влюбленного персонажа.
Третья картина посвящена образам Балерины и Арапа и их взаимоотношениям. На первый план тут выходит гротеск, высмеивание наивной Балерины и туповатого, ног обладающего физической силой, Арапа. Комическим моментом балета является пародия на па-де-де – парный танец Балерины и Арапа на фоне банальной мелодии вальса.
Музыкальный материал балета «Петрушка» уникален сразу в нескольких аспектах. Если при сочинении первого «русского» балета «Жар-птица» Стравинский во многом опирался на традиции русских композиторов 19 века, в частности, Римского-Корсакова, и использовал цитирование фольклорного материала для создания русского колорита балета, то в партитуре «Петрушки» использован совершенно иной, авторский, подход композитора.
Особенно ярко новаторство Стравинского проявляется в музыке первой и четвертой картин балета – сцен массовых уличных масленичных гуляний. Композитор пытался «схватить» каждый момент жизненной ситуации, передать ощущение присутствия в толпе гуляющих. Поэтому музыкальный материал массовых сцен многослойный и мозаичный. Среди множества мелькающих мелодий то и дело возникают музыкальные цитаты русских народных песен, а также «уличных», «фабричных» песен городского фольклора, к которому никогда не обращались композиторы 19 века.
Интересно звучит начало первой картины: по горизонтали и вертикали переплетаются «гармошечные» попевки у флейт, кларнетов, валторн, виолончелей, арфы, образуя шумящий звуковой комплекс. Он то звучит как тема, то образует фон для других тем.
На сцене - толпа, гомонящая, пёстрая, хмельная, а в ней то и дело мелькают колоритные персонажи. Вот прошли гуляки, Балаганный Дед, стремясь перекричать толпу, зазывает зрителей. Заиграла старая, простуженная шарманка с западающим клапаном песню «Под вечер осенью ненастной» (два кларнета). Её перебивает незатейливая песенка «Деревянная нога» в сопровождении позвякивающего треугольника, под которую пляшет в валенках уличная танцовщица. На другом конце сцены музыкальный ящик заиграл песню «Чудный месяц плывёт над рекою» (колокольчики), а шарманка продолжает занудливо гудеть свою мелодию. Эти контрапункты (одновременные звучания, переплетения различный мелодий) создают реальное впечатление уличной пестроты и разноголосицы, всё более усиливающейся к концу сцены.
Когда появляется Фокусник и оживляет своих кукол, Петрушка, Арап и Балерина пляшут «Русскую». Их танец - это колкая, механически ритмичная музыка с преобладанием тембра фортепиано. В ней можно узнать тему русской песни «Ай, во поле липенька».
В четвертой картине действие снова происходит на площади. Продолжается народное гулянье, но уже под вечер. В гомонящей толпе появляются различные персонажи: танцуют кормилицы, кучера, конюхи, мужик показывает учёного медведя, захмелевший ухарь-купец в окружении цыганок разбрасывает в толпу деньги, веселятся ряженые.
Танцы образуют большую сюиту, в которой композитор эффектно использует темы популярных песен: «Вдоль по Питерской», «Ах вы, сени», «По улице-мостовой». Эти музыкальные темы появляются фрагментарно, как осколки музыкальной мозаики, складываясь в одно общее полифоническое (многоголосное) полотно.
Музыкальному миру толпы с его музыкальной разноголосицей противопоставлен мир героев-кукол. Каждый персонаж обладает своим тембровым лейтмотивом, звучание определенных солирующих инструментов связывается с конкретным действующим лицом. Так, танец Петрушки сопровождается звучанием фортепиано, грубые танцы Арапа звучат в исполнении барабанов и кларнета, балерина охарактеризована звучанием трубы (корнет-а-пистона), удивительно неподходящим тембром для хрупкой танцовщицы, придающим оттенок сарказма и гротеска.
Музыкальной и смысловой кульминацией балета является смерть Петрушки. В разгар гуляний пронзительная фанфара останавливает танец: Арап гонится за Петрушкой по площади, настигает его и убивает. Падает бубен (в партитуре Стравинский написал: «Держать бубен совсем низко и уронить его»), на фоне очень высокого тремоло струнных жалобно вздыхают флейты. Смерть Петрушки - всего лишь несколько тактов музыки, но в них заключена целая драма жизни и смерти.
Заключение
В работе мы рассмотрели историю создания балета «Петрушка», особенности сюжета, проанализировали драматургию и музыкальный материал с целью выявления «русского» начала в каждой из указанных позиций. Балет был создан для «Русских сезонов» в Париже с целью популяризации русской культуры за рубежом. Главный герой балета – Петрушка, характерный персонаж русских скоморошеских представлений. В музыкальном материале произведения повсеместно использованы фольклорные мотивы – мещанские романсы, мелодии городского фольклора, народные песни. Антураж балета – Масленичные гуляния в Петербурге - представляет национальные русские традиции. Образ Петрушки, глубоко страдающего персонажа, и его трагическая гибель в конце определяют жанр балета как хореографическую драму.
Из всего этого можно сделать вывод, что балет Стравинского «Петрушка» является первой русской музыкально-хореографической драмой, в чем и заключается его значение для русской музыки.
Список литературы
Эта весёлая планета
Мастер-класс "Корзиночка"
Валентин Берестов. Аист и соловей
Крутильный маятник своими руками
Подарок