Тема исследовательской работы «Роль Михаила Ивановича Глинки в развитии русской оперы» интересна тем, что в музыкальной литературе часто встречаются ссылки на М. И. Глинку, как на создателя первой русской оперы. Стало интересно, почему это произошло, и мы решили проследить, по наиболее известным в XIX веке операм, влияние оперного творчества М. Глинки на развитие именно русской оперы. Почему же все-таки XIX век, потому что русское оперное искусство, можно сказать, зародилось в данном столетии.
Цель: изучить особенности творчества М.И. Глинки и его влияние на развитие русской оперы
Задачи:
1. Формирование представлений о музыкальном жанре – опера;
2. Воспитание чувства патриотизма и уважения к наследию одного из величайших композиторов XIX века.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelkiy_proekt.doc | 83.5 КБ |
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ
ПО МУЗЫКЕ:
«РОЛЬ МИХАИЛА ИВАНОВИЧА ГЛИНКИ
В РАЗВИТИИ РУССКОЙ ОПЕРЫ»
Творческая разработка
Работу выполнила ученица 7 класса А
ГБОУ школа №428
Завьялова Елизавета
Санкт-Петербург
Содержание
1.Введение.
«Проектная деятельность на уроках музыки»
2.Исследователький проект
«Роль М.И. Глинки в развитии русской оперы».
2.1. Биография Михаила Ивановича Глинки
2.2. История появления оперы
2.3. Развитие русской оперы
2.4. Роль Глинки в становлении русской оперы.
3.Заключение.
4.Список литературы.
Проектная деятельность на уроках музыки
Современные процессы модернизации образования ориентируют на создание условий, обеспечивающих индивидуальное развитие школьника, формирование человека Культуры. Трактовка целей образования исходит из положений о том, что школа как социальный институт обеспечивает встречу ребенка с самим собой в пространстве общечеловеческой культуры, и условием этой встречи является «сообразное возрасту образовательное пространство». Особую роль в его создании призвано сыграть искусство, и в частности музыка.
Современный взгляд на эстетическое образование в области «Музыкального искусства» диктует нам иной подход к выстраиванию учебно-образовательного процесса. Это связанно со многими факторами.
Каким образом выстроить художественно-творческий процесс на уроке, чтобы избежать традиционных форм обучения, развития только репродуктивного мышления у учащихся? Как направить процесс на развитие музыкально-творческого потенциала, воспитания потребности в музыкальном самообразовании. Наверно, ориентируясь на современные педагогические технологии соответствующие принципам художественной педагогики развивающего обучения. Одним из таких методов является «метод проектов».
Поскольку проведение проектной и исследовательской деятельности обучающихся требует значительных ресурсных затрат времени, материалов, информационных источников, поэтому формирование специфических умений и навыков самостоятельной проектной и исследовательской деятельности целесообразно проводить не только в процессе работы над проектом или исследованием, но и в рамках урока.
Что же такое проект, метод проекта и проектная деятельность?
Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий по решению субъективно значимой проблемы ученика, завершающийся созданием проекта и его представлением в рамках устной или письменной презентации.
Метод проектов – технология моделирования и организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы, и технология сопровождения самостоятельной деятельности учащегося.
Проектная деятельность – естественная среда для формирования и оценивания ключевых компетентностей.
В последние годы в педагогической практике наблюдается большой интерес к проектной технологии. Психология проектной деятельности школьников, формирование мотивационной сферы личности рассматриваются в работах В.Г. Леонтьева, Н.В. Матяш.
Современные педагогические технологии и внедрение компьютерных возможностей в музыкальное образование позволяет совершенствовать содержание учебно-образовательного процесса, повышает информационную емкость уроков музыки. Это особенно важно в ситуации весьма ограниченного времени, отводимого базисным учебным планом на освоение предметной области «Музыкальное искусство». Насыщенность и интенсивность познавательной деятельности, потребность в музыкальном самообразовании обеспечивается мультимедийными возможностями компьютера в организации учебного содержания. Это, в значительной мере, способствует визуализации музыкальной информации, качественному и полному музыкальному восприятию и мышлению каждого ученика, повышения мотивации обучения.
Исследовательский проект по музыке
Тема: «Роль Михаила Ивановича Глинки в развитии русской оперы»
Начало XIX века - время культурного и духовного подъёма России.
Отечественная война 1812 года ускорила рост национального самосознания русского народа. Рост национального самосознания народа в этот период оказал огромное воздействие на развитие литературы, изобразительного искусства, театра и музыки.
Тема исследовательской работы «Роль Михаила Ивановича Глинки в развитии русской оперы» интересна тем, что в музыкальной литературе часто встречаются ссылки на М. И. Глинку, как на создателя первой русской оперы. Стало интересно, почему это произошло, и мы решили проследить, по наиболее известным в XIX веке операм, влияние оперного творчества М. Глинки на развитие именно русской оперы. Почему же все-таки XIX век, потому что русское оперное искусство, можно сказать, зародилось в данном столетии.
Гипотеза: Михаил Иванович Глинка играл ведущую роль в развитии русской оперы.
Цель: изучить особенности творчества М.И. Глинки и его влияние на развитие русской оперы
Задачи:
1. Формирование представлений о музыкальном жанре – опера;
2. Воспитание чувства патриотизма и уважения к наследию одного из величайших композиторов XIX века.
В соответствии с проектной технологией, были разработаны этапы проекта:
1. Подготовительный:
- определение темы, идеи проекта;
- формирование рабочих групп и распределение работы по группам;
- поиск информации, посещение библиотеки.
2. Содержательный:
- обработка информации и анализ полученных результатов;
- работа над темами исследований.
3. Завершающий этап:
- работа по созданию проекта;
- итоговая беседа.
Биография Михаила Ивановича Глинки
Родился Михаил Иванович в 1804 году в селе Новоспасском в семье помещика. С раннего возраста полюбил народную песню. Глинка любил крепостной оркестр дяди, где он играл на скрипке и на флейте. Исполнял народные пьесы и западные. Позже стал учиться на фортепиано. В 20 лет запел тенором.
Ещё в детстве приобщился к профессиональной музыке (слушал концерты крепостного оркестра, зачастую сам участвовал в них). Юные годы Глинки прошли в Петербурге. Благотворно отразились на формировании мировоззрения композитора занятия в Благородном пансионе при Главном педагогическом институте. В 20-х гг. был популярен в музыкальных кругах как пианист, певец. К этому же времени относятся первые сочинения Глинки. Особенно ярко дарование Глинки проявилось в жанре романса.
Общение с А. С. Пушкиным, В. А. Жуковским, В. Ф. Одоевским, с будущими декабристами способствовало выработке передовых эстетических взглядов и творческих принципов композитора.
В 1830—1834 годах Глинка путешествовал по Италии, Австрии, Германии, где познакомился с музыкальной жизнью крупнейших европейских центров, изучал искусство бельканто, создал ряд произведений.
В 1837— 1839 годах Глинка служил капельмейстером петербургской Придворной певческой капеллы. Значителен вклад Глинки в развитие русской хоровой культуры. Большое внимание он уделял искусству пения.
В 1844—1847 годах находился во Франции и Испании. Под впечатлением этой поездки созданы «испанские увертюры» — «Арагонская хота» и другие. Глинка уделял внимание не только фольклору, но и старинной крестьянской песне.
Творчество Глинки дало могучий толчок развитию национальной музыкальной культуры.
История появления оперы
Опера— жанр музыкально-драматического искусства, в котором содержание воплощается средствами музыкальной драматургии, главным образом посредством вокальной музыки. Литературная основа оперы — либретто.
Опера появилась в Италии, в мистериях, то есть духовных представлениях, в которых эпизодически вводимая музыка стояла на низкой ступени.
В середине XVI века большой популярностью пользовались пасторали или пастушеские игры, в которых музыка ограничивалась хорами. В конце XVI века попытки ввести в такие сочинения одноголосное пение (монодию) вывели оперу на тот путь, на котором её развитие быстро пошло вперед. Первый оперный театр для публичных представлений был открыт в 1637 году в Венеции; ранее опера служила только для придворных развлечений. Первой большой оперой можно считать «Дафну» Джакомо Пери, исполненную в 1597 году. Опера скоро распространилась в Италии, а затем и в остальных странах Европы.
Исторически сложились определённые формы оперной музыки. При наличии некоторых общих закономерностей оперной драматургии все её компоненты в зависимости от типов оперы толкуются различно.
Опера — это синтетический жанр, объединяющий в едином театральном действии различные виды искусств: драматургию, музыку, изобразительное искусство (декорации, костюмы), хореографию (балет).
В музыкальной драматургии оперы большая роль отведена оркестру, симфонические средства выразительности служат более полному раскрытию образов.
Развитие русской оперы
Русская опера внесла ценнейший вклад в сокровищницу мирового музыкального театра. Зародившись в эпоху классического расцвета итальянской, французской и немецкой оперы, русская опера в XIX в. не только догнала другие национальные оперные школы, но и опередила их. Произведения русских композиторов открыли новую область оперного творчества, внесли в него новое содержание, новые принципы построения музыкальной драматургии, приблизив оперное искусство к другим видам музыкального творчества, прежде всего к симфонии. История русской классической оперы неразрывно связана с развитием общественной жизни России. Первые русские оперы представляли собой пьесы с музыкальными эпизодами по ходу действия. Музыка первых опер была тесно связана с русской народной песней. Русская опера развивалась в борьбе за свое национальное своеобразие. Наряду с оперой-комедией в XVIII в. появились и другие оперные жанры.
Оперный театр пользовался в XVIII в. большой популярностью. Постепенно опера из столицы проникла в усадебные театры. Крепостной театр на рубеже XVIII и XIX вв. дает отдельные высокохудожественные образцы исполнения опер и отдельных ролей.
Художественные достижения русской оперы XVIII в. дали толчок бурному развитию музыкального театра в России в первой четверти XIX в. Опера начала XIX в. развивала традиции предшествующего периода. Характерным явлением были бытовые представления, сопровождавшиеся народными песнями.
Крупнейшим композитором первой трети XIX в. должен быть признан А. Н. Верстовский, упоминавшийся как автор музыки к водевилям. Его оперы «Пан Твардовский» (пост, в 1828г.), «Аскольдова могила» (пост, в 1835 г.), «Вадим» (пост, в 1832 г.) и другие составили новый этап развития русской оперы до Глинки.
Роль М.И. Глинки в становлении русской оперы
В начале XIX в. еще нельзя говорить об опере в полном значении этого слова. Большую роль в русском музыкальном театре играют смешанные жанры: трагедия с музыкой, водевиль, комическая опера, опера-балет.
В русской опере преобладали сюжеты комические, высмеивающие скупость, взяточничество либо сентиментальные, рассказывающие о препятствиях, мешающих соединению сердец. Кончались все эти оперы традиционным финалом: наказание порока и торжеством добродетели.
Большой симпатией слушателей пользовались и сказочные оперы. Музыка в этих незатейливых спектаклях была под стать сюжетам. Прежде всего – она не заполняла всего спектакля. И потому – значительного различия между оперой и обычным спектаклем с музыкальными номерами – например, модным в то время – водевилем не существовало.
До Глинки русская опера не знала произведений, драматургия которых опиралась бы только на музыку без каких-либо разговорных эпизодов. М.И. Глинка чувствовал в себе силы создать гораздо более значительное произведение не сентиментальные истории влюбленных, а историческая трагедия, главным лицом которого, был бы весь русский народ.
Он был первым русским композитором, в творчестве которого образ народа, обобщенный и глубокий, стал в центре всего произведения. Тема патриотизма в его творчестве неразрывно связана с темой борьбы народа за независимость.
По-новому понимал Глинка проблему народности: для него она обозначала не только музыкальную разработку народных песен, но и глубокое, многостороннее отражение в музыке жизни, чувств и мыслей народа, раскрытие характерных черт его духовного облика. Оперы Глинки представляют собой целостные музыкально-драматические произведения; в них нет разговорных диалогов, содержание выражено средствами музыки. Вместо отдельных, неразвитых сольных и хоровых номеров комической оперы Глинка создает крупные, развернутые оперные формы, с подлинно симфоническим мастерством развивая их.
Основоположник русской оперной классики М. И. Глинка (1804—1857) создал историко-трагедийную оперу «Иван Сусанин» (1830) и сказочно-эпическую — «Руслан и Людмила» (1842).
Глинка первый из европейских композиторов показал в простом человеке из народа – героя, незаурядную личность, наделенную большой силой чувств и безграничной любовью к родине. Сусанин - подлинно национальный характер, воплощенный в широкой стихии русской песенности. В «Иване Сусанине» Глинка воспел героическое прошлое России. «Руслан и Людмила» — опера, положившая начало народно-эпическим русским операм.
После Глинки историческая опера, сочетающая элементы былины и сказки, становится символом самобытности музыкального искусства, отражая черты, историю и традиции русского народа.
Заключение
В XVIII веке Россия осуществляла переход от позднего средневековья к Просвещению. Для страны в этот период была характерна духовная музыка. Русские оперы в XVIII веке большей частью были подражательными французской комической опере.
В XIX веке в свете свершившихся исторических событий у русского человека произошел переворот в сторону национального самосознания.
С приходом М. И. Глинки в России появляются оперы не на пустяшно-развлекательные сюжеты, а на сюжеты русской истории, русских сказок. В своих творениях Глинка открыл образ Востока не конкретного, а обобщенного, как его понимал сам автор. Композитор выработал музыкальные традиции (хоровые вступления, хоровые сцены в финале, богатые вокальные партии положительных героев и др.). Образ врага, чужеземца у композитора выступает контрастом в музыкальном полотне по отношению к родному, отеческому.
Таким образом мы доказали то, что, М. И. Глинка играл ведущую роль в развитии и становлении русской национальной оперы, в которой прославляется героический дух славянина.
Метод проектов позволяет школьникам перейти от усвоения готовых знаний к их осознанному приобретению.
Проект ценен тем, что в ходе его выполнения, школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получать опыт познавательной, учебной и исследовательской деятельности.
Список литературы
1. А. Гозенпуд. Краткий оперный словарь. – Киев: «Музычна Украйина», 1986.
2. М. Друскин. 100 опер. – Л.: Музыка, 1976.
3. Л. Михеева, Т. Розова. В мире оперы. – Л.: Советский композитор, 1989.
4. А. Орлова. Летопись жизни и творчества М. И. Глинки. – Л.: Музыка, 1978.
5. Л. Рапацкая. История русской музыки от древней Руси до «серебряного века». – М.: Владос, 2001
Знакомимся с плотностью жидкостей
Н. Гумилёв. Жираф
Золотая хохлома
Медведь и солнце
Заяц, косач, медведь и весна