Индивидуальный исследовательский проектвыполнен ученицей 9 класса.
Вложение | Размер |
---|---|
referat.docx | 75.14 КБ |
Оглавление
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1.Музыкальная экология
1.1 Проблемы экологии в музыкальном творчестве композиторов и певцов ………………………………………………………………………..5
1.2 Фольклор как экология души……………………………………...........9
1.3 Музыкальная фармакология……………………………………...........12
1.4 Значение современной музыки для экологического просвещения людей………………………………………………………………………..16
1.5 Экологические музыкальные носители……………………………….19
Глава 2. Музыка как средство экологического воспитания людей
2.1 Влияние музыки на экологическое воспитание школьников………………………………………………………………....22
2.2 Анализ музыкальных произведений на экологическую тему……….24
Глава 3. Исследование
3.1 Социологический опрос « Влияние музыкального искусства на экологическое воспитание и просвещение людей……………………….27
Заключение………………………………………………………………………….31
Библиография……………………………………………………………………….32
Приложение…………………………………………………………………………34
Введение
Человек стал человеком, когда услышал шёпот листьев и песню кузнечика,
журчание весеннего ручья и звон серебристых колокольчиков
в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном,
ласковый плеск воды и торжественную тишину ночи,
услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни.
В.А. Сухомлинский
Музыка – это искусство воспроизведения мыслей, чувств и ощущений в звуках, слагающееся из трех элементов: мелодии, гармонии и ритма. Музыка всегда присутствует в нашей жизни, без нее трудно представить себе существование человечества. А ведь мало кто знает, как влияет музыкальное искусство на людей.
Музыка может влиять на нас по-разному: поднимать настроение, возбуждать, успокаивать. Музыка способна соединять людей и объединяться в сообщества, строить особые субкультуры. Кроме того, она может менять взгляды на всевозможные вещи, формировать стиль общения, одежды и всей жизни. Музыкальное чувство помогает развитию способностей человека, прежде всего мыслительных. Когда человек несёт в себе музыку, он правильно мыслит, потому, что каждая верная мысль, каждое истинное чувство представляют собой правильное сочетание музыкальных тонов, звучащих в его голове и сердце. Музыка не только помогает формированию личности, но и уравновешивает её душевные силы, отодвигая тревоги, которыми полна наша жизнь. Музыка является сильнейшим средством в решении многих проблем человечества.
2017 год был провозглашен «Годом Экологии». Основной задачей проведения «Года Экологии» было пролить свет на проблемы загрязнения окружающей среды и сохранения природы в целом. Ситуация с охраной природных ресурсов в РФ становится с каждым годом всё сложнее, а возникшее проблемы — всё более глобальными. Поэтому экологическое просвещение и образование людей в условиях современного экологического кризиса должно решать главную задачу — формирование экологически ориентированного сознания.
Может ли музыка помочь в решении этой проблемы? Какую роль она играет в формировании экологического воспитания и просвещения людей? Исходя из вопроса, определилась цель: выявление роли музыкального искусства в формировании экологического воспитания и просвещения человека.
Задачи:
Объект исследования: музыкальное искусство и экологическое воспитание.
Предмет исследования: формирование влияния экологического воспитания и просвещения людей средствами музыкального искусства.
Гипотеза исследования: мы предположили, что, если объединить в экологическом воспитании два аспекта познания мира - научный и художественный в едином комплексе, то такой подход может создать наиболее благоприятные условия, позволяющие повысить уровень экологической культуры, что будет способствовать формированию экологической культуры человека. Мы думаем, что, если природа предстанет перед человеком в живом звучании музыки и слова, то они в большей степени проникнутся нравственными ценностями, заключенными в мире природы. Методы: опрос, анализ, синтез, обобщение.
Глава 1. Музыкальная экология
Музыка как раз то искусство, которое ближе всего к природе…только музыканты обладают преимуществом уловить всю поэзию ночи и дня, земли и неба, воссоздать их атмосферу и ритмически передать их необъятную пульсацию.
Клод Дебюсси.
Влияние музыки на духовно-нравственное развитие человека было подтверждено многочисленными опытами исследователей и учёных различных стран мира. И с помощью музыки многие певцы и композиторы хотят донести до людей значимость природы в современном мире.
Тема природы нашла выход в творчестве многих известных композиторов. Таких как А.Вивальди (программные концерты "Буря на море", "Ночь", "Времена года"), Н.Римского-Корсакова (образы моря в "Садко" и "Шехерезаде", образ весны в "Снегурочке"), Й.Гайдна (симфонии "Утро", "Полдень", "Вечер", квартеты "Жаворонок", "Восход солнца"), Л.Бетховена, М.Равеля, Р.Вагнера, Э.Грига.
В письмах и дневниках Чайковского можно проследить его восторженное отношение к природе. Он писал о музыке, что "открывает нам недоступные ни в какой другой сфере элементы красоты, созерцание которых не временно, а навсегда мирит нас с жизнью", в жизни композитора природа была не просто источником энергии и эмоционального наслаждения, но и тем, что способно давать "жажду жизни". "В каждом листочке и цветочке видеть и понимать что-то недосягаемо прекрасное, покоящее, мирящее, дающее жажду жизни" – это было способностью Чайковского. Связь с природой в композициях заключается в настроении, которое навевает образ природы. У Чайковского восприятие природы очень индивидуально. В музыке главное место занимают мысли, эмоции, воспоминания, побуждаемые природой.
Большое количество музыкальных произведений, которая посвящена природе, подтверждает, что между ней и музыкой есть неделимые связи. Часто природа является стимулом творчества композитора, как кладезь идей, как родник тех или иных эмоций, чувств и настроений, которые лежат в основе музыки. Наподобие музыки, поэзии, живописи, литературы, мир природы выражен и опоэтизирован своим собственным языком.
«Экологически чистая» музыка – это произведение высокого художественного вкуса, которое выражает общечеловеческие идеалы веры, дружбы, добра, красоты и любви.
В 50-60-х годах впервые были раскрыты экологические темы в музыкальных произведениях американскими хиппи. Тогда данная субкультура была массовой и показательной. Хиппи устраивали коммуны и концерты, проводящимися по всей стране. Главная цель их движения - донести до людей, что они в ответе за Мать-природу. Себя они называли «детьми цветов», а стиль в музыке — регги. В своих поднималась тема защиты Земли и благодарности Природе. Самым знаменитым хитом хиппи в защиту природы является композиция Калча Канделы «MotherEarth».
О защите окружающей среды задумались в Советском Союзе в это же время (50-60-е годы). Тема природы чаще стала звучать в бардовских песнях. Барды не могли открыто выступать с экологическими манифестами, так как тогда в этой стране считалось, что проблем с экологией нет. Несмотря на это, бардовская культура с самого начала была тесно связана с природой. Также она называется культурой «песен у костра». Поэтому барды не могли не восхвалять в своих песнях красоту и величие мира. Эта музыка была глубокой и чувственной, поэтому затрагивала сердца советских людей, которые почти не задумывались о сохранности окружающей среды. В качестве примера представлены стихи из песни Ады Якушевой «Я приглашаю вас в леса»:
Экологическая музыка
Я приглашаю вас в леса,
Мы так давно там не бывали,
Что вспоминается едва ли
Их несравненная краса,
Я приглашаю вас, пока
Они уютны и зелены,
Мы там коленопреклоненно
Испьем воды из родника.
Я по тропе вас поведу,
Она усталость вашу снимет,
И станем снова молодыми
Мы у нее на поводу,
Под вечер сосны запоют,
Над головой сомкнутся ветки,
И нам покажется некрепким
Наш крепкий городской уют.
Несомненно, не каждый представитель бардов ставил перед собой цель призвать людей к экологической ответственности. Наверняка, к этому не стремился и всеми известный музыкант Майкл Джексон, исполнивший бессмертный хит, негласный гимн в защиту природы – “EarthSong”. Эти люди просто пели о лесах и реках, восходах и закатах. Они передавали свое восхищение природой через музыку, тем самым, пробуждая у слушателя уважение к нашей Земле, тягу к ее защите.
В наши дни также проходит множество музыкальных мероприятий по защите природы. Во Владимире летом 2017 года проходил фестиваль «Музыкальная экология: ты лучший». Множество школьников Владимирских школ приняли участие в данном проекте.
В современном мире тема экологии становится все актуальнее. А поэтому «зеленые» песни все чаще появляются в массовой музыке. Несмотря на то, что многие композиции исполнены в жанре поп, в них есть важный смысл, который должен понять каждый житель планеты. В них звучит призыв — «Берегите природу!!! Любите свой дом!!! Заботьтесь об окружающей среде!!!». Трогательность современных экологических клипов наводит лишь на одну мысль — пора что-то менять, иначе совсем скоро футуристические серые картинки станут обычной реальностью.
1.2Фольклор как экология души
Термин «фольклор», что в переводе означает «народная мудрость», в современном значении впервые употребил в 1846 году английский учёный Вильям Томс. Понимают этот термин по-разному: иногда под ним подразумевают любое народное искусство (танцы, музыку, резьбу по дереву и прочее), иногда – только словесное. В фольклоре раскрывается душа человека, его мысли и чувства. Испокон веков фольклор на Руси был непременной и органической частью народного быта.
Экология души — это качественный уровень личного духовного развития каждого человека. Это и состояние нашей с вами души, истосковавшейся по красоте. Так же, как могучий дуб вырастает из маленького зёрнышка, в человеке развивается чувство добра, чуткости, милосердия из крохотного зародыша, заложенного в нас природой.
В человеческой душе формируются благородные чувства, такие как сострадание, мужество, доброта, отзывчивость. Эти чувства должны быть правильно развиты, нуждаются в жёстком контроле. Ведь если поступки и помыслы будут чистыми, чистой будет и окружающая среда. А если будет грязной душа — будет грязной экология нашей планеты.
В таких условиях перед школой стоит важная задача — воспитать не только образованного высококультурного человека, но и творческую личность, осознающую свою ответственность за состояние окружающей среды, за состояние нашего с вами дома. Чтобы решить эту задачу мы должны направлять свои усилия на возрождение духовных, нравственных традиций русского народа, на приобщение учащихся к народной культуре, на формирование экоцентрического стиля мышления, без которого невозможно сохранение жизни на Земле.
Вопрос приобщения молодежи к музыкальной культуре связан с развитием музыкального вкуса, но также он является серьезной проблемой формирования личности, которая способна обогащаться духовно в процессе общения с музыкой. В воспитании молодежи особое место занимает музыкальный фольклор.
Музыкальный фольклор располагает действенными способами этического воздействия посредством эмоционального сопереживания, способного вызвать сочувствие в беде, согласовать усилия в работе, укрепить общее настроение, вместе порадоваться, вместе оплакать потерю. Максим Горький говорил: «Подлинную историю народа нельзя знать, не зная народного творчества… от глубокой древности музыкальный фольклор неотступно и своеобразно сопутствует истории…».
Народное поэтическое слово – образец духовного служения людям. Оно как родник, как чистейший ключ, бьющий из недр земли, к которому припадают поколения, наполняясь живительной силой. Оно передает прошлое, поступь настоящего и будущего. В словах народных песен содержатся ценнейшие сведения о прошлом русской земли, об условиях жизни наших предков, их мыслях и чувствах, желаниях и заботах, понимании национальной истории. Каждый из жанров музыкального фольклора является ценным для освоения культурного наследия прошлого. Каждое отдельно взятое произведение учит трудолюбию, терпению, великодушию, любви к ближнему, родному дому, своей земле. Содержит в себе неизменные человеческие заповеди, чувства добра, справедливости, правды, уважения человеческого достоинства.
Положительное влияние музыкального фольклора в процессе формирования духовной культуры личности | ||
фольклор является важным фактором нравственного воспитания и развития, представляя собой один из видов искусства – народное творчество. | изучая историю родного края, традиции своего народа, отраженные в устном и музыкальном народном творчестве, дети глубже проникают в чувства, поступки, тем самым усваивают моральные нормы, формируют собственную активную социальную позицию. | в процессе освоения фольклорного материала развиваются умственные, физические и музыкальные способности. |
Как показывает практика, фольклор является действенным средством формирования духовной культуры, воспитания национального характера, мышления, патриотизма, эстетического вкуса подрастающего поколения.
От экологии души человека зависит жизнь всего Человечества на Земле.
1.3 Музыкальная фармакология
Еще в древние времена люди начали изучать лечебные свойства музыки, что способствовало появлению такой области медицины и психологии, как музыкотерапия. Она основывается на том, что любой человеческий орган функционирует в своём режиме, иными словами, имеет свой биоритм и, соответственно, свой набор частот. При изменении биоритма органы начинают функционировать по-другому, вследствие чего возникает разлад в их работе, который можно преодолеть с помощью музыкотерапии. На основе исследований И. П. Павлова и В. М. Бехтерева было доказано, что различная по своим характеристикам музыка оказывает неодинаковое влияние на центральную нервную систему человека, что может проявляться в учащении или замедлении дыхания, сокращении или расслаблении мышечной мускулатуры, возникновении возбуждённого или угнетённого состояний, смене настроения.
Помимо физиологии человека музыка оказывает влияние на интеллектуальное развитие ребёнка: расширяется его кругозор, он получает новую информацию об окружающем его мире. Влияние музыки на духовно-нравственное развитие человека было подтверждено многочисленными опытами исследователей и учёных различных стран мира. Один из выдающихся советских педагогов Василий Александрович Сухомлинский говорил: «Музыка является чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности… Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека». Музыка является одним из сильнейших средств, способных воздействовать на духовно-нравственную сферу личности человека, его чувственную и эмоциональную сферы. Музыка, особенно классическая, «воспитывает» душу человека, пробуждает в нём возвышенные чувства, способствует формированию системы ценностей, на основе которой человек строит свою дальнейшую жизнь. Музыка является неотъемлемым компонентом художественно-творческого воспитания ребёнка. В работах известных психологов и педагогов Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова говорилось о важности формирования музыкального слуха и творческого воображения на ранних стадиях развития ребёнка, в противном случае, восполнение этого недостатка на более поздних этапах его развития может быть затруднено или, в некоторых случаях, невозможно. Музыка способствует развитию эмоциональной сферы ребёнка – посредством сопереживания музыке у него воспитываются такие качества, как доброта, сочувствие, иными словами, формируется способность к эмоциональному отклику. Эмоциональная сфера выступает в качестве наиболее тонкого уровня психической организации человека, то есть тем, что в первую очередь затрагивается при каком-либо психологическом воздействии на него. Именно поэтому так важно, чтобы ребёнок воспитывался в эмоционально-комфортной для него среде.
В зависимости от того, что лежит в основе содержания музыки, она может побудить человека к совершению каких-либо добрых дел и поступков, научить его сопереживать, сочувствовать чужому горю, быть терпимым к окружающим его людям или, наоборот, пробудить в нём самые низменные чувства, спровоцировать вспышку гнева, ярости, вызвать страх. Большинство из современных музыкальных направлений оказывают негативное и даже разрушительное влияние на личностное развитие ребёнка, если ему изначально не привита соответствующая музыкальная культура.
Особое внимание этому следует уделять в подростковом возрасте, когда происходит окончательное физиологическое и личностное становление человека, переосмысление всей существующей у него системы ценностей и, как следствие, появление новых идеалов и стремлений. Из всех существующих музыкальных направлений наиболее деструктивное влияние оказывает рок-музыка: тяжёлый ритм в сочетании с оглушительной громкостью и мрачным текстовым содержанием негативно сказывается и на физическом, и на духовном здоровье человека. Одной из наиболее опасных музыкальных характеристик такой музыки являются очень громкие звуки. Музыка такого рода оказывает негативное влияние на развитие живых организмов – это подтверждают опыты с растениями и животными, во время которых было замечено, что при воздействии такой музыки приостанавливается их рост, а иногда происходит гибель самого организма. Такое же влияние она оказывает на людей – было доказано, что проведя около получаса в различных общественных местах, сопровождаемых пронзительной, громкой и хаотичной музыкой, например, на дискотеках, подростки становятся неконтролируемыми, вследствие чего даже самый спокойный и воспитанный человек в подобной обстановке способен на агрессивное поведение.
Классическая музыка является наиболее благотворно влияющим видом музыкального искусства. По своей структуре любое крупное классическое произведение делится на определённые части, состоящие из тем и фрагментов, более мелкими, единицами которых являются музыкальные фразы и мотивы. Она оказывает благотворное влияние не только на человека, но и на весь окружающий его мир. Опыты с растениями и животными показали, что классическая музыка является эталоном музыки в целом. Было замечено, что коровы во время прослушивания музыки Моцарта давали больше молока, в то время как при включении современных композиций, они совсем отказывались есть. Логичность и структурированность классических произведений в сочетании с гармонией создаёт эффект, который не оказывает ни одно из современных музыкальных направлений. Немецкий поэт, философ и мыслитель Гёте утверждал, что его работа идёт наиболее продуктивно после музыки Бетховена, в частности, после его скрипичного концерта. Было доказано, что при прослушивании произведений Чайковского, Шопена, Листа человек быстрее успокаивается, восстанавливаются его душевные силы и равновесие.
Одно из самых загадочных влияний на организм человека оказывает музыка Вольфганга Амадея Моцарта. Этот феномен получил название «эффект Моцарта». Было доказано, что благодаря его музыке усиливается мозговая активность, а систематическое прослушивание его произведений значительно повышает интеллект. Нейробиологическим центром города Ирвин было проведено исследование, в центре которого находилось влияние музыки Моцарта на уровень пространственного интеллекта, в результате которого выяснилось, что показатели учащихся, слушавших «Сонату для фортепиано ре мажор» оказались на порядок выше, чем у остальных учащихся. После того, как результаты данного исследования были опубликованы в одном из крупных американских городов, записи с музыкальными произведениями австрийского композитора были распроданы за несколько дней. Один из известных французских актёров Жерар Депардье с детства страдал заиканием, и музыка Моцарта помогла ему справиться с этим недугом. По совету врача, он каждый день по два часа слушал произведения композитора, спустя некоторое время он почувствовал улучшение, а затем полностью излечился от этого недуга. Таким образом, музыка Моцарта оказывает положительное влияние не только на развитие интеллектуальной сферы человека, но и помогает в лечении болезней, в том числе повышает стрессоустойчивость, снимает головную боль и депрессию, улучшает настроение. Данный эффект музыки Моцарта можно объяснить тем, что композитор воспитывался в музыкальной среде: Леопольд Моцарт – отец композитора, играл на скрипке и занимал пост зальцбургского капельмейстера, а его мать – Анна Мария Моцарт, была дочерью музыканта и прекрасно пела. Таким образом, музыка способствует развитию эмоциональной сферы, она побуждает ребенка к совершению добрых дел и поступков, помогает познать историю, культуру своей страны и своего народа.
Однако разная музыка по-разному воздействует на духовно-нравственное развитие человека, что обуславливает необходимость формирования музыкальной культуры ребенка с первых дней его жизни.
1.4 Значение современной музыки для экологического просвещения людей
Древнегреческие рукописи гласят: "Музыкальное воспитание - самое мощное оружие, поскольку ритм и гармония проникают в самые сокровенные глубины человеческой души".
Особенности влияния музыки на людей хорошо известны. Музыка обладает своеобразным языком, помогающим людям лучше понимать друг друга, она способна объединять нас в едином переживании, стать средством общения. Особенно сильно музыка затрагивает эмоциональную сферу человека. Причём, одни произведения оказывают благотворное, позитивное влияние на людей, – негативное. Аристотель писал: «Музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души. И раз музыка обладает такими свойствами, она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи».
В широком смысле, музыкальное воспитание – это формирование духовных потребностей человека, его нравственных представлений, интеллекта; это развитие способности к восприятию музыки и оценке её влияния на слушателей; это формирование музыкальной культуры человека. Иными словами – это воспитание Человека, который способен сохранить и передать будущим поколениям духовные ценности, в том числе и музыкальную культуру. Уровень образования и воспитания является начальным этапом формирования духовной экологии людей, т. е. их духовной чистоты. «Растет то, что мы выращиваем в душе, — таков вечный закон природы» (Гете И. В.). Музыка выступает при этом как носитель духовных ценностей. Но как современная музыка может влиять на экологическое воспитание людей? И что же такое экологическая музыка?
Музыкальная экология – это стилевое направление музыкальной культуры, которое выдвигает перед человечеством природные ценности и формирует особое отношение к ним. Как явление культуры экологическая музыка довольно широко распространена. Это стилевое направление охватывает как академический пласт, так и рок, джаз, электронику, и др.
В 2017 году проводились фестивали, посвященные Году экологии в России.
В нашем городе Смоленске в здании филармонии проходил концерт современной музыки «Закрытие Года экологии». В концерте принимали участие такие группы и певцы как: солисты филармонии, детско-юношеский эстрадный оркестр "Мод’Эрн", руководитель оркестра - заслуженный артист РФ - Александр Баудер.
Многие желающие посетили это мероприятие, значит, музыкальное искусство привлекает внимание слушателей. Проведение мероприятий современной музыки и экологии очень важно для людей, т.к. они заинтересованы в современном музыкальном искусстве, а с его помощью можно раскрыть темы экологии.
1.5 Экологические музыкальные носители
Первым носителем музыки была пластинка. Пластинка появилась в конце XIX века. 1 сентября 1887 года американский изобретатель Эмиль Берлинер получил патент на изобретение граммофонной пластинки, которая была самым популярным музыкальным носителем больше ста лет. Но и сейчас данное изобретение не теряет свою популярность. В настоящее время пластинки используют ценители винилового звука, коллекционеры и диджеи.
Пластинки изготавливают из винила, то есть из поливинилхлорида (ПВХ). По некоторым исследованиям изделия из ПВХ уже через 10 лет начинают выделять вредные для здоровья вещества, а также очень сложны в переработке – при сжигании происходит огромный выброс ядовитых газов. По этой же причине вещи, сделанные из ПВХ, не рекомендуется нагревать.
В 1963 году корпорации Philips выпустила первую кассету, но лишь только в начале 80-х они стали популярными. Это было связано с недоступностью для массового покупателя магнитофонов, бумбоксов и плееров. Большим бумом для кассет стало время, когда появились двухкассетные устройства, которые позволили людям записывать песни с одной кассеты на другую.
Как перерабатывают кассеты? Пластик используют вторично, металлические части отправляют на переплавку. А вот с переработкой магнитных лент возникают проблемы, т.к. они не представляют ценности, то чаще всего попадают на свалку.
Компания Sony разработала способ хранения аудиозаписей на компакт-дисках в 1979 году. Первым коммерческим музыкальным диском был диск группы ABBA с альбомом TheVisitors, который был выпущен 20 июня 1982 года. Развитие компакт-дисков не стояло на месте и вскоре у дисков появилась возможность многоразовой записи. В настоящее время продажи компакт-дисков составляют около 70% всех продаж музыки.
Компакт-диски содержат различные загрязняющие вещества, что делает их идеальным кандидатом на загрязнение окружающей среды. Они также содержат алюминий и другие токсины, которые могут быть вредны для окружающей среды. Как утилизировать старые компакт-диски?
1) Полимерная переработка. Этот вариант переработки спасет почти 50 миллионов компакт-дисков от мучительного загнивания на свалке. Все ненужные диски должны попасть на завод по переработке полимеров. Там пройдет процесс разделения CD в различные части. Далее их гранулируют и обрабатывают с помощью машин, которые используют лазерные технологии для удаления загрязнений. Эти зернистые частицы затем будут использоваться для ряда приложений. Потом CD обрабатывается в специальной машине, которая удаляет весь алюминий, краску и данные, что и делает его пригодным для использования. Компакт-диски смешиваются с поликарбонатом для дальнейшего использования.
2) Повторное использование компакт-дисков. Это, вероятно, лучший способ переработать компакт-диски. CD может быть кому-то не нужен, но очень полезен кому-то другому.
Фудзио Масуока из японской компании Toshiba изобрел в 1984 году первую флеш-карту. Также в Toshiba было придумано название "флеш" коллегой Фудзио, Сёдзи Ариидзуми. Это изобретение способно хранить и переносить информацию, в том числе и музыкальные файлы. Преимуществом данного устройства был маленький размер и простое использование.
Стриминг является самым современным изобретением из перечисленных. Сегодня у многих есть доступ к интернету, это и дает возможность каждому послушать музыку и посмотреть фильмы онлайн. Главным преимуществом стриминга является то, что человек может выбирать, какую песню слушать. Также еще одним положительным качеством является то, что не нужно носить с собой проигрыватели или магнитофоны, можно везде, где есть интернет наслаждаться музыкой.
На производство и потребление онлайн музыки затрачивается намного меньше ресурсов, чем на другие музыкальные носители, а значит и воздействие на экологию менее вредное.
Глава 2. Музыка как средство экологического воспитания школьников
2.1 Влияние музыки на экологическое воспитание школьников
Школьный возраст - важный этап в развитии экологического воспитания учеников. В настоящее время в школьной педагогике уделяется огромное внимание экологическому воспитанию школьников.
Важнейшим средством в эстетическом восприятии окружающего мира является музыка. Она служит взаимопониманию людей, пробуждает и поддерживает в них чувства родства, воплощает общественные идеалы, помогает каждому обрести смысл жизни.
Музыка, как и любое искусство, способна воздействовать на всестороннее развитие личности школьников, побуждать к нравственно-эстетическим переживаниям, вести к преобразованию окружающего, к активному мышлению. Общее музыкальное воспитание должно отвечать основным требованиям: быть всеобщим, охватывающим всех учащихся, и всесторонним, гармонично развивающим все стороны формирования личности школьников.
Для формирования экологической культуры учеников нужны условия, способствующие этому. Это проведение уроков с беседами о природе и музыке, наполненной образами природы, песен на экологическую тему, родном крае. Экологическое воспитание средствами музыкального искусства прививает любовь к Родине, формирует осознанное отношение к ее красоте, чувство ответственности к тому, что происходит в окружающем нас мире. Таким образом, каждому необходимо формировать и развивать экологическую культуру, учиться неравнодушно воспринимать происходящее в окружающем мире и бережно относиться к природе. И все это возможно благодаря музыкальному искусству.
Формы работ с детьми
2.2 Анализ музыкальных произведений на экологическую тему
В истории культуры природа часто восхищала, описывалась, изображалась, являясь мощным источником вдохновения, того или иного настроения и эмоции. Люди стремятся выражать в искусстве свое мировоззрение, ощущение природы и отношение к ней.
В мире музыки и мире природы много ассоциаций, дум, эмоций, возникающих у человека. Чайковский в своих дневниках восхищался окружающей средой, и мы можем найти множество примеров его восторженного отношения к природе. Чайковский писал, что музыка «открывает нам недоступные ни в какой другой сфере элементы красоты, созерцание которых не временно, а навсегда мирит нас с жизнью. Чайковский упоминал в дневнике о своей способности «в каждом листочке и цветочке видеть и понимать что-то недосягаемо прекрасное, покоящее, мирящее, дающее жажду жизни».
Природа служит источником эмоций, чувств и настроений композитора, которые ложатся в основу музыки о ней. Здесь проявляются возможности музыки, способные отразить это в искусстве. Также природа может являться в музыке как предмет изображения, отображая ее конкретные проявления (пения птиц, леса, шума моря, раскатов грома). Музыка о природе представляет собой взаимосвязь того и другого, но в силу того, что выразительные возможности музыки шире, чем изобразительные, то они чаще всего преобладают. Такова, например, музыка о природе Чайковского.
Среди всех русских композиторов никто так хорошо не знал и не чувствовал природу, не любил ее, не умел так изумительно передать ее красоту в музыке, как Н.А. Римский-Корсаков. В опере "Весенняя сказка" композитор рассказал о такой прекрасной поре года, как весна, неизбежно уходящей и уступающей место лету.
При прослушивании данной музыки очаровываешься русской природой и красотой русской песенности, пронизывающей всю композицию. На протяжении многих лет миллионы людей слушают оперу и восхищаются ею. Она учит нас проявлять любовь и восхищаться красотой человеческих чувств, красотой природы, красотой песен и беречь природу, чистые песни, добрые человеческие чувства.
В своих произведениях композиторы раскрывают проблемы:
М.Пришвин: "Охранять природу-это значит охранять Родину".
Музыкальное искусство и природа не могут быть разделены. Композиторы часто воспевают природу, видя в ней прекрасный образец для своего творчества.
Глава 3. Исследование
Исследование проводилось в 4 этапа. На 1 этапе мы провели опрос на тему: «Влияние музыкального искусства на экологическое воспитание и просвещение людей» среди учеников 9-ого класса МБОУ СШ № 33.
Вывод 1: анализ ответов учащихся показал, что все опрошенные имеют представление о науке «экологии».
Вывод 2: анализ ответов учащихся показал, что большинство опрошенных не имеют представление о том, что такое музыкальная экология.
Вывод 3: анализ ответов учащихся показал, что большинство опрошенных имеют мнение о том, что музыкальное искусство способно отразить вопросы экологии.
Вывод 4: анализ ответов учащихся показал, что большинство опрошенных имеют мнение о том, что с помощью музыкального искусства можно повлиять на экологическое воспитание и просвещение людей.
Практическая деятельность
На 3 этапе мы вместе с дошкольниками изготовили музыкальный инструмент «Музыка дождя» из отходных материалов: втулка от кулинарно фольги, круп и зубочисток. Этот инструмент в промышленности для продажи изготавливается из дерева и стоит очень дорого. Чтобы не использовать природные материалы и сэкономить денежные средства, а также привлечь внимание дошкольников к сохранению окружающей среды, дети под нашим руководством изготовили вот такие инструменты.
На 4 этапе мы создала CD-диск с песнями на экологическую тему.
Заключение
В настоящее время современный мир стоит на краю экологической катастрофы, предпосылки которой создает само человечество. Это и мировые державы, в погоне за доминированием на рынке энергетических ресурсов и предприятия, сбрасывающие отходы производства без фильтрации в реки. И если мы не начнем заботиться о нашей матери-природе, она отплатит нам тем же. В связи с этим тема экологического воспитания личности становится как никогда актуальной. В проекте «Музыкальная экология» нашей главной целью было выявление роли музыкального искусства в формировании экологического воспитания и просвещения личности.
В ходе исследования удалось решить следующие задачи: рассмотреть понятие «музыкальной экологии», проанализировать музыкальные произведения на экологическую тему, определить значение воздействия музыки в сфере экологическое воспитание и просвещение личности.
Результаты, полученные в ходе работы над проектом, позволяют сделать вывод о том, что гипотеза, заявленная нами, подтвердилась: объединение в экологическом воспитании двух аспектов познания мира - научного и художественного в едином комплексе помогает создать наиболее благоприятные условия для повышения уровня экологической культуры людей. Мы думаем, что, если природа предстанет перед человеком в живом звучании музыки и слова, то они в большей степени проникнутся нравственными ценностями, заключенными в мире природы. Экологическое воспитание средствами музыки прививает любовь к Родине, родной природе, формирует осознанное отношение к ее красоте, чувство сопричастности к тому, что происходит в окружающем мире.
Библиография
Прекрасная арфа
Зимний лес в вашем доме
Ель
Ералаш
Почему Уран и Нептун разного цвета