Проект по музыке "Композиторы Курского края". Подготовила Обучающаяся 9 класса.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_muzyke_-_kompozitory_kurskogo_kraya.docx | 50.86 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3»
ИТОГОВЫЙ ИНДИВИДУАЛЬНЫ Й ПРОЕКТ
Тема: Композиторы Курского края
Обучающийся 9 «а» класса: Щукина Александра Евгеньевна
Руководитель проекта: Миронова Екатерина Викторовна
Консультант проекта: Миронова Екатерина Викторовна
Железногорск, 2020-2021 уч.г.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Композиторы XVIII и XIX вв. …………………………………………4
Глава 2. Композиторы XIX и ХХ вв. ……………………………………..……11
Заключение……………………………………………………………………….22
Список использованных источников…………………………………………...23
Введение
Все знают о творчестве выдающегося композитора Георгия Свиридова, но мало кто слышал о других замечательных композиторах Курской губернии. Наш край называют соловьиным. Именно с этими удивительно звонкими и мелодичными птицами, можно сравнить творчество композиторов Курского края, живших и создававших свои произведения в XVIII - ХХ вв.
Поэтому объектом исследования своего проекта я выбрала композиторов Курского края, соответственно предметом будет их жизнь и творческий путь.
Цель данного проекта - изучить жизнь и творчество наших композиторов, чтобы достичь этой цели поставила следующие задачи:
В качестве методов исследования я взяла анализ и синтез.
Специальных исследований, посвященных изучению творчества композиторов, нет. А, ведь, именно связь со своими корнями, своей культурой помогает человеку вырасти личностью разносторонней, придерживаться правильных нравственных и моральных устоев, стать настоящим патриотом, искренне любящим и радеющим за свою Родину. Вот почему я считаю свой проект актуальным.
Теоретическая значимость моей работы заключается в том, чтобы обобщить теоретические представления о композиторах Курского края.
А практическая значимость - материалы моей работы могут быть использованы для расширения кругозора и знаний о культуре и выдающихся людях у школьников и студентов.
Композиторы XVIII и XIX вв.
Немало родилось в нашем крае композиторов. Одним из первых, известных нам, был Cтепан Аникиевич Дегтярев (1766 – 1813) [5] - один из значительных мастеров хоровой музыки конца XVIII и начала XIX вв. Он был известен, как солист оперы и актер драмы, музыкальный редактор и переводчик, инструменталист и дирижер оркестров. Композитор составил «Историческую хрестоматию церковного пения», первым перевел на русский язык и стал комментатором универсального труда по теории музыки итальянца Винченцо Манфредини «Правила гармонические и мелодические для обучения всей музыке…». Но наивысших результатов он добился как талантливый хормейстер и композитор. Дегтярев создал много произведений, преимущественно для церковных хоров. Добился таких вершин славы, которых не достиг ни один из крепостных музыкантов.
Степан Аникиевич Дегтярев родился в слободе Борисовка Грайворонского уезда Курской губернии в семье крепостных графа Петра Борисовича Шереметева. В семье было трое детей, у всех были хорошие певческие голоса и музыкальный слух.
Село Борисовка уже с 1730-х гг. стало основным местом набора певчих в графскую капеллу. При Успенском храме существовала певческая школа, в этом заведении и учились хоровому пению Дегтяревы. В 1773 г. Степан вместе с сестрой был зачислен в Шереметьевскую капеллу, позже туда попал также младший брат.
В это же время из-за границы возвратился сын Петра Борисовича, Николай Шереметев, который первостепенное значение придавал профессиональной подготовке певчих и актеров: для них нанимались лучшие учителя, была создана четкая система занятий и репетиций.
Во время ломки голоса Степана Дегтярева не отправили на Родину, как других, а он остался при театре и был переведен на исполнение ролей, без пения. Кроме этого, граф разрешил юному музыканту посещать лекции по итальянскому языку и русской словесности при Московском университете и постоянно отпускал его на спектакли Петровского театра.
Музыкальное обучение Дегтярев продолжил под руководством композитора, дирижёра и педагога Иоганна Фациуса. Затем он стал учиться у знаменитого итальянского маэстро Джузеппе Сарти, ездил со своим учителем в Италию. К 1786 г. Дегтярев один из самых образованных музыкантов своего времени и ведущий оперный певец. Он в совершенстве владел итальянским, немецким, французским языками, играл на гуслях, скрипке, фортепиано, выступал как солист, ансамблист, руководитель инструментальных и певческих капелл, редактировал музыкальные опусы других авторов, создавал собственные. По окончании обучения его назначили «учителем концертов» с фактическим исполнением обязанностей капельмейстера, музыкального руководителя хора и домашнего театра, музыкального редактора и композитора, дирижера и актера.
Под руководством Степана Дегтярева настала пора расцвета капеллы графа Шереметева. Хоровой коллектив состоял приблизительно из сорока человек, тщательным отбором которых занимался сам Дегтярев. Помимо этого, он выступал в главных ролях вместе со знаменитой Парашей Жемчуговой (Ковалевой), обучал пению хористов, создавал для капеллы собственные сочинения. Помимо богослужений в домашней церкви и выступлений в оперных спектаклях, хор вёл активную концертную деятельность, гастролируя и на московских концертных площадках.
Крупнейшим сочинением Дегтярева этого времени является оратория «Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы» на либретто Николая Горчакова. Эта первая русская оратория, выдержанная в монументальных формах, была впервые исполнена в Москве 9 марта 1811 г. Она прозвучала в унисон со временем, так как Наполеон уже готовился двинуть свои войска на Россию. Дегтярев приступил также к работе над ораторией «Торжество России, или Истребление врагов ея и бегство Наполеона», но не успел завершить свой труд.
Ровесником А. С. Дегтярева был Алексей Дмитриевич Жилин (1766 -1848) - один из первых мастеров русской вокальной и инструментальной лирики. Он является родоначальником нового периода развития музыкального творчества в России, к которому принадлежат Глинка, Даргомыжский, Гурилёв, Алябьев.
Алексей родился в семье курских дворян. В 6 месяцев мальчик полностью ослеп. Но природа, забирая одно, наделяет другим. У Алёши развился необычайный музыкальный слух. Мальчик получил домашнее музыкальное образование.
Но чтобы стать хорошим музыкантом одного таланта мало. Алёша научился прекрасно играть на рояле, а также на виолончели и скрипке. Для слепого человека - это колоссальный подвиг.
Алексей Дмитриевич настолько хорошо овладел музыкальным искусством, что стал преподавателем музыки в Императорском институте слепых - тружеников, который был открыт в 1807 году. На этой должности он сочинил известный «Гимн слепых», который исполнялся в институте в течение многих десятилетий.
В 1810 году был издан сборник романсов Алексея Жилина. Наибольшую известность получили «Малютка, шлем нося, просил», «Полно льститься мне слезами», «Велизарий», «Ладьёю лёгкой управляя».
Во время Отечественной войны 1812 года он часто выступал перед столичной публикой. Искренне сочувствуя тяжёлому жребию инвалидов войны, он жертвует в их пользу гонорар за продажу 12 экз. своего сборника фортепианных пьес.
В 1814 году вышел сборник романсов элегического ряда под названием «Эрато». 2 января 1815 года Жилин даёт концерт фортепианной музыки в Петербурге, а через два года повторяет этот концерт в Москве. В состав музыкальной композиции Алексея Дмитриевича входят увертюра для оркестра, фантазия «Невское гулянье», адажио и рондо. Его концерты пользовались популярностью, и он стал модным музыкантом того времени.
В 1820 г. обосновывается у себя на родине - в с. Володимирове Курской губернии, в имении, полученном после смерти отца. В начале 1830-х Жилин уезжает из Курска навсегда. В 1831 г. он попал в Одессу, устроил там свой концерт, участвуя в нём в качестве дирижёра, пианиста и певца собственных сочинений. После Одессы приехал в Москву и остался здесь до конца своих дней. 2 апреля 1837 г. он дал последний концерт в зале Благородного собрания, но, видимо, без особого успеха. Иногда ему удавалось устраивать свои концерты в домах богатых меломанов. Последние годы жизни Жилин провёл в нужде.
Младшим современником А. Д. Жилина был Гавриил Якимович Ломакин (1812 - 1885) [6]. В юности он много времени уделял самообразованию. Брал уроки игры на скрипке и фортепиано.
Гавриил родился в слободе Борисовке тогдашней Курской губернии в семье крепостных графа Шереметева В слободской Николаевской церкви, будучи еще мальчиком, Гавриил Ломакин пел на клиросе.
Церковный хор в Борисовке был не совсем обычным. По распоряжению ещё старого графа Петра Борисовича Шереметева, в двух принадлежавших ему слободах, Борисовке и Алексеевке, при церквях были созданы полупрофессиональные детские хоры, где мальчики получали начальное музыкальное образование. Таким образом граф готовил «кадры» для своей крепостной певческой капеллы, считавшейся лучшей в России.
Специалисты регулярно ездили по вотчинам Шереметева и отбирали наиболее талантливых крестьянских детей. В 1821 году десятилетний Гавриил Ломакин тоже был привезён в Петербург.
Собственные методы обучения певчих Гавриил Ломакин начал разрабатывать ещё в ранней молодости, получив должность руководителя Шереметьевской капеллы. И именно благодаря авторским методикам любой возглавляемый им хор – и детский, и взрослый – довольно быстро достигал высокого уровня мастерства.
Многое для своих методических разработок Ломакин почерпнул из единственной поездки в Европу, состоявшейся в 1857 году. Он был радушно принят в Берлине, Дрездене и Париже, где его знали, как выдающегося хормейстера.
Во время поездки Гавриил Ломакин обходился без помощи переводчика: немецкий и французский бывший крепостной музыкант знал в совершенстве.
Методические труды Ломакина долгое время оставались единственным основательным и доступным пособием по начальному обучению пению. По ним занималось большинство регентов, певчих и учителей музыки. Эти книги переиздавались до конца XIX века.
Следующим современником был Гердличка Матвей Петрович (1769 – 1868) [7] - музыкант-педагог, основатель первой в Курске музыкальной школы.
Родился в Богемии (Чехии). Перейдя на службу в русскую армию, участвовал в Отечественной войне.
Владел многими музыкальными инструментами, особенно скрипкой. Имея намерение обучать музыке одаренных детей, сделал ряд неудачных попыток организации музыкальных школ в Смоленске и Харькове.
В 1824 г. переезжает в Курск. Здесь он дает частные уроки игры на скрипке.
5 мая 1843 г. достигает своей цели — открывает свою музыкальную школу с пансионом. В эту школу Гердличка принимал курских детей всех сословий с 10-летнего возраста с оплатой 600 рублей в год. Срок обучения - 4 года. Кроме обучения музыке, дети в его школе обучались читать и писать. 12 декабря 1863 г. Состоялся концерт Гердлички вместе со своими учениками и сыном Николаем.
Руководил своим учебным заведением до кончины на 101-м году жизни.
Кроме музыкально-педагогической и общественной деятельности Гердличка, сочинял музыку, являлся автором ставшего известным в Европе марша, вариаций на русские темы и др. произведений, недошедших до нашего времени.
В 1868 г. скончался. Место захоронения ныне утеряно.
В 1869 г. после смерти Гердлички первая Курская музыкальная школа прекратила свое существование.
Продолжателем дела Гердлички стал Аркадий Максимович Абаза (1843 – 1915) [8] - один из выдающихся музыкальных деятелей и педагогов Курского края.
Родился в деревне Куриловка Суджанского уезда в небогатой дворянской семье.
Родители поощряли тягу мальчика к музыке. Закончил Харьковское музыкальное училище, а затем Петербургскую консерваторию по классу фортепиано и по классу пения.
В дальнейшем Абаза совершенствуется как пианист в Германии.
В 1877 году он открывает в Сумах музыкальную школу, где работает до 1881 года, когда его, молодого педагога и пианиста, приглашают в Курск. Здесь, на протяжении всей последующей жизни, Абаза заведует классами Русского музыкального общества, преподает музыку в общеобразовательных школах.
Курские музыкальные классы располагались в Троицком переулке. Сейчас этого здания не существует. Неподалеку находилась Богословская церковь, с прекрасной акустикой, где проходили концерты духовной музыки, столь популярные в конце XIX и начале XX веков.
A. M. Абаза принимал в свои классы всех желающих учиться музыке. Кстати, структура классов напоминала консерваторскую: класс пения, класс фортепиано, класс струнных инструментов, класс теории музыки. Он стремился подобрать преподавателей, разделяющих его точку зрения на принципы музыкального образования.
Аркадий Максимович занимался также композицией. Им написано более двадцати романсов и тридцати фортепианных пьес. Среди романсов такие, например, как: «То не ветер ветку клонит», «Не скажу никому», «Так и рвется душа», «Песня старика», «Погубили меня твои черные глаза», «Утро туманное». Многие из романсов написаны на слова А. Кольцова.
В 1981 году музыковед Т.В. Попова, выросшая на курской земле, разыскала ноты малоизвестного сочинения А.М. Абазы - хора «Гимн святым братьям Кириллу и Мефодию» - эта находка говорит о разносторонности дарования композитора.
Нужно отметить то, что композитор своей жизнью подтвердил любовь к народному творчеству. Это романсы на стихи А. Кольцова, творчество которого глубокими корнями уходит в народ, и помощь фольклористу Г.А. Зайцеву и пианистке А.П. Горяиновой в редактировании народных песен Курской губернии. Он создал хор рабочих, ратовал за создание в музее отдела народных музыкальных инструментов.
Эти факты свидетельствуют о том, что музыкальная деятельность композитора была тесно связана с народом.
К сожалению, не сохранилось ни архива музыкальных классов, ни фотографии А. М. Абазы, ни нотных записей. Он представлял собою идеальный образ учителя.
Следующий композитор был ровесником А. М. Абазы - Петр Андреевич Щуровский (1850 -1908) [9].
Рано проявившиеся способности к музыке привели юношу в Московскую консерваторию, директором которой в то время был Н. Г. Рубинштейн. В теоретическом классе преподавал П. И. Чайковский.
Молодой талантливый музыкант - успешно закончил консерваторию и на несколько лет стал капельмейстером в Московской опере. Он работал со многими талантливыми актерами и музыкантами, что позволило ему в дальнейшем написать прекрасное руководство для дирижеров, долгое время, служившее многим музыкантам.
В это же время Петр Андреевич составил и отредактировал сборник национальных гимнов восьмидесяти стран мира. Интересно отметить тот факт, что гимн Таиланда в редакции Щуровского существует и поныне.
Некоторое время П. А. Щуровский работает дирижером за границей, а возвратясь на Родину посвящает себя музыкальной деятельности и композиции. В этот период Петр Андреевич большей частью живет в Курске или деревне Моркость Щигровского уезда. Он сочиняет романсы: «Ночная дума», «Песнь Гассана», «Моя баловница», «Тебе мой друг».
Романсы П. А. Щуровского часто исполнялись в Курске. Жена композитора, Вера Ивановна Щуровская, имела незаурядный голос и была любимицей курской публики. Курский период жизни П. А. Щуровского знаменателен тем, что он был длительное время руководителем Курского музыкального кружка, объединявшего в себе любителей музыки, в основном из интеллигенции города. Музыкальный кружок имел четкую программу своей деятельности, направленную на популяризацию классической музыки: организация выступлений профессионалов, занятия музыкой, организация концертов любителей. И нужно сказать, что курская интеллигенция владела музыкой профессионально.
Петр Андреевич дарил ноты и книги из своей библиотеки, посвящал своим друзьям романсы, щедро делился богатым музыкальным опытом, а сам оставался в тени и мало кому известно, что им написана опера "Богдан Хмельницкий".
Композиторы XIX и ХХ вв.
Так же в Курской губернии жили и другие композиторы. Одним из них был Николай Андреевич Рославец (1881 – 1944) [10] - композитор-новатор, музыковед, скрипач, педагог.
Родился в городе Сураж Черниговской губернии (ныне Брянская обл.) в семье железнодорожного чиновника. Дед владел столярной мастерской, где Николай Андреевич сделал свою первую скрипку с помощью дяди, музыканта-любителя. Не зная нот, уже с семи лет он играл на инструменте. Семья часто переезжала, сначала в г. Конотоп, где Рославец - подросток нашел себе друга-сверстника, будущего супрематиста Казимира Малевича, затем – в Курск. Там он впервые начал профессионально обучаться музыке в классах Российского музыкального общества.
В 1901 г. он поступил в Московскую консерваторию. В мае 1912 г. Рославец закончил ее. За кантату-мистерию «Небо и земля» на стихи Байрона ему была присуждена большая серебряная медаль.
Поиски и эксперименты Рославца отличались новаторством. Он стал одним из первых российских композиторов, использовавшим атональную систему и элементы серийности. Порывая с тональной логикой, он пришел к своему главному композиторскому нововведению - «синтетаккорду», терминологически оформившемуся к 1919 г.
Занимаясь поиском логических законов в музыке, Рославец парадоксальным образом не изменял романтической традиции, часто прибегая к камерным жанрам, ища взаимосвязи музыки и слова в эмоционально-лирическом единстве. Его работы 1910-х гг.: «Грустные пейзажи» по П. Верлену, Первый струнный квартет, симфоническая поэма «В часы новолуния», «Ноктюрн для арфы, гобоя, двух альтов и виолончели», «Три…» и «Четыре сочинения для голоса и фортепиано», Первая скрипичная, Первая и Вторая фортепианные сонаты и множество других композиций, преимущественно в камерном жанре.
В конце 1917 г. он руководил музыкальной школой в Ельце. В 1919 г. возглавил Московское отделение Всероссийского объединения работников искусств. В 1921-1923 гг. он жил и работал в Харькове, занимая должность ректора и профессора Харьковского музыкального института. Затем вернулся в Москву, был ответственным редактором журнала «Музыкальная культура», членом Ассоциации современной музыки, целью которой было развитие новых направлений отечественной музыки и поддержание контактов с Западом. После революции Рославец продолжил писать музыку в русле найденного метода: это вокальный цикл «Пламенный крут», Третий квартет, симфоническая поэма «Человек и море» по Ш. Бодлеру, Пять прелюдий для фортепиано, симфоническая поэма «Конец света» по П. Лафаргу, Пятая соната для фортепиано, Вторая соната для виолончели и фортепиано, Первый скрипичный концерт и множество других камерных сочинений.
В 1920-е гг. композитор подвергся резкой травле, которая, с годами, только усиливалась. Рославец был объявлен «продуктом гниения буржуазного общества», обвинен в формализме и правом оппортунизме, и в конце концов был вынужден отречься от своего новаторства, написав «покаянное письмо». Все следы былых экспериментов нивелировались до полного исчезновения.
В 1930-е гг. он писал музыку по заказам союзных республик (струнный квартет «Туркменистанский», симфоническая поэма о Баку «Черный город»). В 1931 г. он получил приглашение работать в Узбекистане. В Ташкенте он создал первый в истории Узбекистана балет-пантомиму «Пахта» («Хлопок»). В 1933 г. Н. Рославец вернулся в Москву, где продолжал сочинять (Камерная симфония 1934 г., заслужившая прекрасный отзыв В. Маяковского, скрипичный концерт №2).
В 1939 г. композитор пережил тяжелый инсульт, от которого так и не смог оправиться. В 1944 г. за ним последовал второй, смертельный удар. Умер Николай Андреевич Рославец в Москве 23 августа 1944 г., забытый всеми. Его могила на Ваганьковском кладбище была уничтожена и не восстановлена по сей день.
Ещё одним был Николай Борисович Обухов (1892 – 1954) [11] - российский композитор, теоретик музыки.
Из дворян. Двоюродный брат певицы Н. А. Обуховой. В 1913-1916 годах учился в Санкт-Петербургской консерватории по классу теории и композиции. В 1918 году эмигрировал в Париж, круг общения включал М. Равеля (который давал Обухову уроки оркестровки и высоко ценил его музыкальный талант), музыкального критика Б. Ф. Шлёцера (написал ряд статей о композиторе в журнале «La Revue Musicale»), пианистку М. А. Осенак де Брольи.
Значительное влияние на Обухова оказали эстетика и стилистика поздних сочинений А. Н. Скрябина и русская религиозная философия начала XX века. С 1914 года сочинял главным образом в изобретённой им самим 12-тоновой системе, близкой додекафонии. Около 1915 года создал соответствующий способ нотации, при котором каждый из 12 звуков получил самостоятельное наименование и изображение на нотоносце. Нотация Обухова полемически обсуждалась в России в 1910-е годы и во Франции в середине 1940-х годов (ею заинтересовался А. Онеггер). В 1929 году изобрёл электромузыкальный инструмент сroix sonore, близкий терменвоксу и «волнам Мартено»; с демонстрацией этого инструмента и музыки для него Обухов и Осенак де Брольи в 1930-е годы с успехом гастролировали во Франции и Бельгии.
Центральное сочинение Обухова - мистерия «Книга жизни» в 7 частях, над которой он работал предположительно в 1918-1924 годах. «Вступление к Книге жизни» было впервые исполнено в 1926 году в Парижской. Среди других сочинений: фортепианные пьесы и циклы пьес Три литургические поэмы на слова К. Д. Бальмонта для голоса и фортепиано, Всемирный гимн на собственный текст, Третий и последний завет.
Музыкальные сочинения Обухова не пользовались широким признанием современников, большинство из них не изданы; интерес к ним появился в странах Западной Европы в 2000-е годы.
Так же в курской губернии проживал Федор Николаевич Надененко (1902 – 1963) [12].
Родился в Льгове 26 февраля. Его отец стал купцом.
Детей было много. По воспоминаниям, Фёдор сильно отличался от своих братьев и сестер. Те все были шумные, общительные, жизнерадостные, а этот рос слишком серьезным. В общие игры играл редко. Часто замыкался в себе. В семье даже не помнили, когда он стал играть на рояле, считали, что лет с трех. Никто его не заставлял, а он играл ежедневно по несколько часов, причем композиторов серьезных - Шумана, Бетховена, но больше любил Чайковского. Доходило до того, что мать даже покрикивала на него, чтобы оставил инструмент в покое.
Тогда он переключался на книги. Это было еще одно увлечение.
В 12 лет Федора приняли в Киевскую музыкально-драматическую школу по классу фортепиано, но что удивительно, сразу в выпускной класс (я не знаю, есть ли еще такой пример в истории), по окончании которой он без всяких проблем поступил в Киевскую консерваторию. В шестнадцатилетнем возрасте начинает одновременно учиться на историко-филологическом факультете Киевского университета. В 1922 году с отличием заканчивает консерваторию по двум классам - композиторскому и фортепианному, а на следующий год и университет.
С этого момента началась его творческая деятельность как композитора. Надененко сначала стажируется в Киевском театре оперы и балета как главный концертмейстер и ассистент дирижеров И. О. Палицкина и А. П. Штейнберга, а затем становится главным хормейстером театра. Одновременно работает старшим редактором государственных музыкальных издательств Украины.
В 1924 году издаются первые произведения молодого композитора романсы «Звезда мерцает за окном», «В эти дни», «Большое счастье», «Любви возврата нет», «Детские песни». Его уже считают восходящим талантом в музыке. Он много пишет, плодотворно работает в театре оперы и балета, в филармонии, на радио, редактирует произведения классиков и современных композиторов.
В 1935 году его постигает горе - умирает жена. Он бросает Киев и уезжает в Ленинград, ему кажется, что навсегда. Там уже известного композитора сразу принимают в театр заведовать музыкальной частью. Он дает концерты, начинает писать оперу. Но не все гладко в его жизни и через время Надененко возвращается в Киев и снова включается в музыкальную жизнь республики. Начинается творческий подъем. Захватывает работа по редактированию 20-ти томного издания произведений классика украинской музыки Н. В. Лысенко и большей части сочинений современных украинских композиторов.
В творчестве Надененко особое место занимала вокальная музыка, здесь он был непревзойденным мастером. Композитор написал более ста романсов на стихи А. Пушкина, М. Лермонтова, Т. Шевченко и других выдающихся поэтов. Они отличались глубокой искренностью, теплотой, непосредственностью и естественностью чувств. Широко известны его вокальные дуэты, трио, концерты для голоса и фортепиано, песни для детей, свыше двухсот обработок народных песен, сюиты, хоры. Одним из лучших помощников стала его вторая жена Татьяна Евгеньевна, профессиональная певица.
В 1962 году отмечалось 60-летие Ф. Н. Надененко. Из всех уголков страны, даже из-за рубежа шли письма и телеграммы с поздравлениями. Его называли основателем нотно-издательского дела на Украине, выдающимся музыкантом и композитором. Лично встречавшаяся с Федором Николаевичем курский музыкальный критик и педагог И. Татарская вспоминала: «Это был человек с чувством юмора, общительный, сердечный, глубоко разбирающийся в вопросах искусства, науки, истории. Он собрал огромную библиотеку. Поражала феноменальная, энциклопедическая память. Добрый, благородный музыкант высокой культуры, тонкого художественного вкуса становился принципиальным, полемичным, если разговор касался проблем творчества».
Сердце композитора перестало биться 2 декабря 1963 года. Похоронен на Байковом кладбище в Киеве.
Следующий композитор, о котором следует рассказать - Матвей Блантер (1903 – 1990) [13] с детства увлекался музыкой и посвятил ей всю жизнь. Он написал более 200 произведений, которые до сих пор находят отклик в сердцах слушателей.
Матвей Блантер появился на свет 28 января (10 февраля) в городе Почепе. Он был сыном театральной актрисы и купца, торговавшего пшеницей. Помимо маленького Моти, в семье воспитывались трое детей.
Незадолго до Первой мировой войны Блантеры переехали в Курск, где прошли ранние годы биографии знаменитости. Уже тогда мальчик тяготел к творчеству. Он впервые увидел рояль в квартире соседки, а затем уговорил отца приобрести инструмент. Начинающего музыканта поддержала мать, которая наняла для него учительницу.
В 1914 году в Курск эвакуировали Рижское музыкальное училище, куда Матвея отдали учиться в класс фортепиано. В те годы мальчик старался не пропускать концерты приезжих артистов, а вместо платы переворачивал страницы нотных записей. Он был способным учеником, поэтому занятия вскоре начали приносить плоды.
Однако перспектива быть профессиональным пианистом не радовала юношу. То же самое было и со скрипкой, которую он начал осваивать позже уже в училище Московского филармонического общества. Тогда профессор Николай Потоловский предложил ему начать сочинять собственные мелодии. Так Матвей понял, что хочет стать композитором.
О личной жизни музыканта известно мало. Был дважды женат. Сын композитора Владимир Блантер тоже стал знаменитым благодаря научной и журналистской деятельности.
В голодные военные годы парень работал в клубе воинской части концертмейстером, где у него был простор для импровизации. Затем артист перешел в театр «Мастфор». В то время Блантер продемонстрировал талант к написанию шлягеров и создал знаменитый фокстрот «Джон Грей».
Поскольку сочинительство «легкой» музыки, на манер западной, тогда не приветствовалось, с молодым человеком провели разъяснительную работу и направили в Магнитогорск. Этому городу посвящена «Песня о Магнитогорске», там же была создана композиция «Мальчишку шлепнули в Иркутске». Они отражают изменения в творческом стиле композитора, который стал ближе к соцреализму.
Следующая знаменитая песня автора — «Партизан Железняк», слова для которой написал Максим Голодный. Идея произведения появилась у поэта, который принес Блантеру стихи и предложил вместе поучаствовать в конкурсе. Но после того как строки творения опубликовали в газете, на него были написаны около 400 вариантов музыки. Первой публика услышала мелодию Сергея Прокофьева, но и вариант Матвея Исааковича привлек множество почитателей.
Всемирное признание композитору все же принесла «Катюша». Автором текста является Михаил Исаковский, у которого в черновиках было всего 8 строчек, когда они познакомились. Блантеру наброски понравились, и он написал к ним музыку, после чего вместе с поэтом доработал композицию. Она впервые зазвучала еще в 1938 году, но обрела популярность только во время Второй мировой как фронтовая песня.
Военной тематике посвящено множество творений Матвея Исааковича. В сотрудничестве с Исаковским мужчина создал такие произведения, как «До свиданья, города и хаты», «В лесу прифронтовом» и «Огонек», которые воспевали храбрость солдат и вдохновляли народ.
Не менее запоминающимися стали композиции, написанные на стихи Константина Симонова. В 1942 году музыкант получил в подарок сборник стихов поэта и почти сразу придумал мелодию для произведения «Жди меня». После того как Симонов задумал поставить одноименную пьесу, они вместе сочинили песню «Как служил солдат», которую из-за звучания многие считают народной.
Когда война закончилась, Матвей Исаакович продолжил сотрудничать с выдающимися авторами и писать произведения для театров. Список его творений пополнили «В городском саду», «Грустные ивы», «Черноглазая казачка», «Надежды маленький оркестр» и многие другие, ставшие в будущем частью обширной дискографии. Но с возрастом продуктивность народного артиста СССР пошла на спад, и он все реже радовал публику новыми шедеврами.
Блантер умер в сентябре 1990 года в Москве, причиной смерти стало ослабленное здоровье. Его могила расположена на Новодевичьем кладбище.
И самым известным и знаменитым стал Георгий Васильевич Свиридов [14]. Родился в Фатеже. С девяти лет Георгий Свиридов жил в Курске, где учился в музыкальной школе. В 1932 Свиридов окончил школу и приехал в Ленинград, поступив в Центральный музыкальных техникум, сперва на фортепианное, а затем на композиторское отделение. В конце 1935 года Свиридов заболел и уехал на время в Курск. Там он написал шесть романсов на слова Пушкина «Роняет лес ветряный свой убор», «Зимняя дорога», «К няне», «Зимний вечер», «Предчувствие», «Подъезжая под Ижоры». Этот цикл принес молодому композитору первый успех и известность.
В 1936 году Свиридов поступил в Ленинградскую консерваторию, где стал учеником Д. Д. Шостаковича. В консерваторские годы Свиридов сочинил скрипичную и фортепианную сонаты, Первую симфонию, Симфонию для струнного оркестра. В июне 1941 года Свиридов закончил консерваторию. В первые же дни Великой Отечественной войны он был зачислен курсантом военного училища, но вскоре демобилизовался по состоянию здоровья. Еще в самом начале войны Свиридов написал первые свои песни для фронта. С военной тематикой тесно увязана и написанная тогда же музыкальная комедия «Раскинулось море широко», посвященная балтийским морякам. Еще до окончания войны, в 1944 году, Свиридов возвратился в Ленинград. За три года он написал несколько крупных камерно-инструментальных произведений, отразивших события и переживания военных лет.
Самое своеобразное в творчестве Свиридова 1940-х годов — его вокальные сочинения поэма «Песни странника», сюита на слова В. Шекспира, новые романсы и песни на слова советских поэтов, появившиеся в 1948 году.
Свиридов много работает в театре и кино. Этот опыт помог ему в создании новых крупных сочинений, которые появились в начале 1950-х годов.
В 1955 году Свиридов написал девять песен для баса с фортепиано на стихи Роберта Бернса в переводе С. Маршака.
В ноябре 1955 года композитор, увлекшись поэзией Сергея Есенина, написал несколько песен на его стихи. За ними последовал ряд других, и в порыве высокого творческого вдохновения всего за две недели родилась многочастная поэма «Памяти Сергея Есенина». Она была впервые исполнена 31 мая 1956 года в Москве. Особое место в творчестве Свиридова занимает «Патетическая оратория» для солистов, хора и оркестра на стихи В. Маяковского.
Линия революционной романтики, идущая от «Патетической оратории», получила свое дальнейшее продолжение в очень динамичной музыке к кинофильму «Время, вперед!», которая многие годы была музыкальной заставкой к информационной телевизионной программе «Время», а также в оратории «Двенадцать» по поэме А. Блока.
Следом за ораторией были написаны «Весенняя кантата» на стихи Н. Некрасова, кантата «Деревянная Русь» на стихи С. Есенина, несколько хоровых сочинений без сопровождения на его стихи «Вечером синим», «Табун», «Душа грустит о небесах», кантата «Снег идет» на стихи Б. Пастернака.
В 1960-е годы был создан вокальный цикл «Курские песни», который явился вершиной творчества Свиридова тех лет и одним из шедевров советской музыки. К позднему периоду творчества Свиридов относятся такие сочинения, как «Весенняя кантата» на слова Некрасова, Три хора из музыки к трагедии А. К. Толстого «Царь Федор Иоаннович», «Отчалившая Русь», музыка к телефильму «Метель» по Пушкину.
В июне 1979 года, когда отмечалось 180-летие со дня рождения А. С. Пушкина, было впервые исполнено новое сочинение Свиридова «Пушкинский венок» — концерт для хора. В 1980 году Свиридов пишет маленькая хоровую поэму «Ладога» на стихи Александра Прокофьева, первое исполнение которой состоялось в Большом зале консерватории. Обращают на себя внимание сочинения на стихи Блока — кантата «Ночные облака» и хоровой цикл «Песни безвременья».
Заключение
Несомненно, Курский край богат композиторами и творческими людьми. Они внесли вклад не только в культурную жизнь нашей области, но и оставили значимый след в музыкальной культуре нашей страны, их творческое наследие настолько весомо, что их знают и исполняют даже за рубежом. Нам есть чем гордиться. Мы живем на земле, которая взрастила великих людей, выдающихся музыкантов и композиторов, оставивших свой след в мировой музыкальной культуре.
Я считаю, что поставленная мною цель – достигнута. Задачи выполнены. Мы познакомились со многими композиторами нашей области, рассмотрели их биографию и творчество. Я очень надеюсь, что моя работа поможет в будущем расширить кругозор, укрепить любовь к Родине у сегодняшнего поколения и поднять патриотизм на более высокий уровень.
Развитие человека в первую очередь определяет его культура. Культура же, в свою очередь, прежде всего, закладывается знанием традиций и культурного пласта своей малой родины. Если нет связи со своими корнями, значит и не будет человека как личности нравственно и духовно развитой, то есть такой человек потерян для страны.
Список использованных источников
Петушок из русских сказок
Проказы старухи-зимы
Музыка космоса
Лягушка-путешественница
Неньютоновская жидкость