В процессе работы над исследовательским проектом по музыке на тему "Рэп-культура как музыкальное направление" автором была поставлена цель исследовать, насколько значим и популярен этот жанр, насколько отличается язык рэпа от общего языка, рассмотреть все поджанры рэпа.
Вложение | Размер |
---|---|
abrosimov_ilya.docx | 55.61 КБ |
Проект на тему «Рэп-культура как музыкальное направление»
Тематика: Музыка
Автор работы: Абросимов Илья
Руководитель проекта: Майер Л.М.
Учреждение: МКОУ «Ульяновская СОШ» Яшалтинский район Республика Калмыкия
Оглавление
Введение
1. Анализ литературы по проблеме исследования.
1.1. Определение жанра рэп.
1.2. История рэпа и его поджанров.
1.3. Поджанры рэпа.
1.4 Развитие рэпа за рубежом и в России.
1.5. Интересные факты, связанные с рэпом.
2. Эмпирический анализ исследования.
2.1 Интервьюирование, анкетирование.
2.2. Эксперимент.
Заключение
Введение
“Музыка – это звуки, но музыка это так, же целая масса чувств,
которые открываются в этих звуках для чутких людей”.
А. Луначарский
Я думаю, что у каждого человека есть свои вкусы и предпочтения в музыке, т.к. она является выражением его эмоций, настроений, мыслей. Это может быть классическая, поп, электронная музыка, блюз, кантри, рок, шансон или рэп (хип-хоп).
Учёные разных стран утверждают, что музыка не только способствует интеллектуальному развитию человека, формирует его характер, воспитывает чувства, но и способствует появлению вкуса к жизни.
Музыка может быть разной, главное, чтобы она была качественной, понятной слушателю, чтобы человек находил в ней необходимые в данный момент чувства и даже мысли, поддерживала его в минуты отчаяния. Люди старшего возраста чаще всего слушают бардовские песни, классическую, джазовую музыку. В настоящее время современные подростки или тинэйджеры больше предпочитают рок или рэп классике.
Через рэп подростки реализуют свои стремления, это один из способов самовыражения, высказывания своего отношения к действительности. Бывают и у меня такие моменты, когда моя душа и сердце нуждаются именно в классической музыке, но свое предпочтение я отдаю музыке современной, в частности рэпу.
Изначально заинтересовавшись им, я изучила историю возникновения рэпа, его особенности, характерные черты. Перед собой я поставил цель - исследовать, насколько значим и популярен этот жанр, насколько отличается язык рэпа от общего языка.
Проблема заключается в следующем: многие люди считают, что рэп это не серьёзная музыка, воспринимается как символ бунта, противопоставляя себя всему окружающему миру.
Актуальность в последнее время рэп является одним из реальных средств международного общения, не только подростков. Это жанр современной музыки, международно признанный, имеющий свою богатую историю, под жанры и множество очень интересных языковых особенностей, которые стоит изучить.
Цель работы: исследовать, насколько важен и популярен данный жанр.
Задачи:
Объект исследования - жанр рэп.
Предмет исследования - Влияние жанра рэп на человека.
Гипотеза - возможно, рэп является не только способом самовыражения, он объединяет людей и обладает способом эмоциональной поддержки.
Методы исследования:
Теоретическая и практическая значимость исследования: Теоритическая значимость работы заключается в том, что работая над выбранной темой, узнаешь много нового и интересного для того чтобы в дальнейшем обобщить представление о рэпе.
Практическая значимость исследовательской работы заключается в следующем, что работу можно использовать в школьном курсе «Искусство» в преподавании таких предметов как музыка, МХК, в дополнительном образовании и во внеурочной деятельности.
Анализ литературы по проблеме исследования
Определение жанра рэп
Первый этап исследовательской работы – это знакомство с литературой и другими источниками информации. Для изучения литературы по данной теме использовались ресурсы Интернета (электронные книги).В поисках определения рэпа я использовал интернет-словарь. Это дало мне несколько интерпретаций.
1)
2)
Но я расскажу вам о музыкальном определении этого слова.
Рэп (или также MC, или рифмы) является «говорят или пели рифмы " в такт. Слова «хип-хоп» и «рэп» часто меняются местами. Слово "хип-хоп" обозначает ритм музыки, а "рэп" — чтение под звуки музыки. Человека, который читает рэп, называют «рэпер» или «MC».
История рэпа и его поджанров
В 1970 году ямайский DJ Kool Herc переезжает в Нью-Йорк в конце 1960-х годов и привносит ямайскую традицию "зажигания". Который состоял из истории из рифм, составленных на ходу, в исполнении с регги бэк-трек. Обычно со сцены он говорил: "Поднимите руки вверх. И помаши им, как будто тебе все равно! Такая манера исполнения получила название "рэп". В то время рэп еще не был известен как "рэп", он назывался "MC".
Великий волшебник Теодор был первым ди-джеем, который использовал скретч, который он нашел случайно. Практикуя диджейское искусство, он включал музыку слишком громко. Когда мама начала кричать, он сковал пластинку, и она начала играть задом наперед, и создал уникальный эффект. После этого он получил международную премию Turntable Foundation за создание скретча.
Песня "Rappers Delight" группы Sugar Hill Gang стала одной из первых рэп-записей. Она стала огромным международным хитом, и был продан в количестве более 2 миллионов копий по всему миру. Именно здесь впервые был использован термин "хип-хоп". Группа использовала отрывки из дискотеки "Good Times".
Использование битов из самых разных источников, типа джаза, соула, фанка, диско, драм-машин (drum machine) и их микширование стало известно как сэмплинг. Он был музыкальным ядром хоп-хопа.
В 1983 году жесткий анти-кокаиновый сингл "White Lines (Don't Do It)" был записан гроссмейстером Флэшем и Мелле мел, стал классическим рэп-гимном и международным хитом. В течение нескольких лет хип-хоп оставался подпольным мейнстримом.
В 1984 году “Run D. M. C.” взорвали рэп-образ новым стилем, золотыми цепочками и спортивной одеждой, создали индивидуальный уличный стиль. Группа даже записала песню, посвященную их кроссовкам, под названием "Мой Адидас".
Некоторые рэперы пытались использовать в своих работах невежливую лексику и язык.
Группа из Майами 2 Live Crew stroke заголовки средств массовой информации после их альбома "As Nasty As they Wanna Be". Альбом стал первым альбомом в США, который был признан непристойным, и группу преследовали иски в судах. Группа апеллировала к тому, что они живут в стране построенной на свободе слова, и это их личное дело, что и как сказать.
Рэп стал символом протеста против социальных норм после того, как в 1986 году трек "Fight For your right To Party" , выпущенный группой “Beastie Boys”, стал гимном для непослушной молодежи по всему миру.
Разные направления развивались в этой музыке разными музыкантами. В 1984 году группа “Beastie Boys” нашла LL Cool J, когда ему было всего 15 лет. Находясь под влиянием группы “Run-D. M. C”, LL создала образ с битбоксом и уличным стилем рэпа.
Рэпер KRS-1 встретился с DJ Scott La Rock в приюте для бездомных в Бронксе. Работая под именем BDP (Boogie Down Productions), они записали альбом под названием "Criminal Minded", основанный на криминальной культуре. Альбом был продан тиражом более 1 млн. экземпляров, что способствовало началу движения” гангста-рэп”.
В 1988 году Эрик Б. и Раким были ответственны за более верный и мягкий стиль рэпа. При этом альбом "Follow the Leader" музыкально полностью отличался от всех остальных ворчанием баса, флейт и струнных инструментов.
Имея твердую позицию и социально-политическую лирику, “враг народа” произвел сенсацию своей революционной манерой и политически нагруженным стилем, изменив восприятие хип-хопа и сделав акцент на стиле музыки для вечеринок. Изображая реальные трудности жизни и расстройства черного сообщества Америки, темы черного гнева и отчуждения вызывали волну критики в СМИ.
В отличие от “врага народа”, “EPMD” никогда не чувствовал необходимости использовать политический рэп и считал, что музыка должна быть строго деловой. Потребовалось всего 6 недель, чтобы альбом "Stirctly Business" поднялся на первое место в чартах США. Они построили небольшую рэп-империю на основе 3-х "золотых" альбомов и серьезного подхода к музыке. Группа “N. W. A”, включающая Dr. Dre, DJ Yella, MC Ren, Eazy E и Ice Cube, написала тексты песен о насилии, наркотиках и оружии, мгновенно получив освещение в СМИ. Они дали голос городскому отчуждению и черному гневу.
Уилл Смит, который читал рэп с двенадцати лет, познакомился с Джеффом Таунсом на вечеринке. Вскоре они начали выступать вместе как DJ Jazzy Jeff & The Fresh Prince, создавая новый бренд хип-хопа, лишенный политики или оскорбительных выражений. В своем дебютном альбоме "Rock The House" они использовали игривую лирику и одну из скретч-форм под названием "transforming".
В 1989 году Queen Latifah открыла двери для других женщин-рэперов и опередила их. Она прорвалась через мужское доминирование в рэпе на сцене и стала известна как "первая леди рэпа". Она также получила Грэмми в номинации "Лучшее сольное рэп-исполнение" в 1994 году. Такие треки, как "Dance For Me", продвигают темы единства, а не конкуренции среди чернокожих женщин.
Еще одна женщина-рэпер Йо-Йо родилась и выросла в известном Южном Центральном Лос-Анджелесе, и стала первой женщиной-рэпером, которая представляла западное побережье. Лирика Йо-Йо часто выдвигала идеалы независимого государства, веру и самоуважение чернокожих женщин.
В 1992 году музыка Cypress Hill представляла собой смесь фанка R&B, гангстерской лирики, историй о наркотиках и оружии. Cypress Hill отражает успешную интеграцию латиноамериканских исполнителей в рэп-музыку. Тем самым западное побережье стало отличной почвой для еще одного вида рэпа — латиноамериканского хип-хопа.
В 1993 году в музыкальной индустрии, находившейся под властью гангста-рэпа, появился “Wu-Tang Clan”. Wu-Tang Clan — китайское боевое искусство, которое означает "семья меча" - это команда из девяти Нью-Йоркских MC. Группа использовала боевые искусства для музыки и имиджа, часто пробуя фильмы о кунг-фу.
В 1994 году Уоррен Гриффен, который был сводным братом Доктора Дре, использовал более тихий рэп, который показал молодым людям хороший пример, чтобы держаться подальше от наркотиков и оружия.
В 1996 году Busta Rhymes получил псевдоним из-за индивидуального и уникального стиля рэпа. Это головокружительный стиль, клипы "Ву-ха!!", "Положите руки так, чтобы мои глаза могли видеть", и его голос, стал причиной того, что Буста Раймс стал одним из тяжеловесов в индустрии хип-хопа.
В отличие от других рэперов, копирующих тот же лирический поток, Busta Rhymes изменил стиль рифмования. Слова Бусты: "это только рост, природа жизни. Жизнь никогда не останавливается. Всему есть предел. Мне нравится ходить туда, где я еще не был. Это лучший способ показать свой рост, показать его через музыку".
Период с 1986 по 1993 называют "золотой эрой хип-хопа". Это было время расцвета хип-хопа как музыкального направления и появления новых жанров в нем. В произведениях исполнителей Афроцентризма прослеживается политическая деятельность, музыка в основном создается посредством сэмплирования уже существующих записей и отличается определенной эклектичностью звука.
Время “золотой эры хип-хопа” отмечается новшествами в этом музыкальном жанре. Помимо появления новых жанров можно отметить еще одну линию этого периода, связанную с первым — электронная выборка является краеугольным камнем всех возникших направлений. Сейчас музыканты чаще используют сэмплы из джаза или fate. Благодаря сочетанию агрессивности текстов и коммерческой направленности треков жанр занимает свое место в мейнстриме.
В 2000-е годы новая эра в хип-хопе характеризуется еще и тем, что в хип-хопе нет доминирующей группы исполнителей, как в начале 90-х, когда рэперы Калифорнии имели наибольшую популярность. Хип-хоп представлен исполнителей Востока (Джей-Зи, Лил' Ким), Запад (игры, Снуп Догг), Среднем Западе (Эминем, Канье Уэст), и Юга (Лил Уэйн, Т. И.).
В это время появляются новые жанры хип-хопа, такие как crunk, snap. Музыка приобретает коммерческую окраску, смешивается с модными R&B, появляется электронная музыка (например, house, dubsteb).
Сегодня рэп-музыка несомненно пользуется популярностью, но ее репутация не всегда позитивная. Вопрос непристойности и свободы слова тут же поднимается в ответ на записи конкретных рэперов, таких как 2 Live Crew, Ice-T, NWA (Niggas Wit Attitudes), Slick Rick и Ice Cube. Споры о нарушении авторских прав и проблемы с распространением записей поставили дополнительные барьеры на пути продвижения рэпа на общую музыкальную волну. Тем не менее, некоторые рэперы и рэп-группы смогли добиться успеха и признания на рэп-арене
Поджанры рэпа
Н
Старая школа
Олдскул - самая первая версия хип-хопа, ее появление датируется 1979 годом, временем выхода композиции "Rapper's Delight" из группы “The Sugarhill Gang”. Этот жанр отличается от остальных направлений хип-хопа в достаточно упрощенным речитативом, речевые ритмы редко изменяют направление по ходу битов композиции.
Новая школа
Основой жанра "новая школа" стало сочетание сэмплера и драм-машины, основу для которого заложили “Run-D. M. C. “ и LL Cool J. тексты песен имели различный подтекст — от осознания релевантности рэпера до описания жизни в гетто.
Другой отличительной особенностью "новой школы" стало то, что хип-хоп треки стали гораздо короче, что помогло им пробиться на радио. Развитие "новой школы", ее коммерциализация привели к тому, что хип-хоп занял свое место в поп-культуре. Многие музыканты стали использовать рэп в песнях, в первую очередь это касается известной группы “Beastie Boys”.
Гангста-рэп
В конце восьмидесятых некоторые рэперы (Ice-T, Schooly D) отклонились от темы композиций "старой" и "новой школы" и стали описывать хулиганскую молодежь в записях. Тексты гангста-рэпа посвящены нелегкой жизни в черных гетто, в том числе уличному хулиганству, грабежам и наркотрафику.
Политический хип-хоп
Основателями этого под жанра следует считать Чака Д. и его группу “враг народа”. Огромное влияние на формирование политического хип-хопа оказал трек "послание" (Grandmaster Flash work), а также пропагандистская деятельность рэпера KRS-One.
С
Сознательный хип-хоп выступает самостоятельно. В отличие от других направлений, никогда не носит антисоциального характера.
Альтернативный хип-хоп
В конце восьмидесятых в Нью-Йорке появились группы, которые были просто “хип-хоп”, не пытаясь поддаваться стереотипам гангста-и хардкор-рэпа. Эти группы смешали фанк, поп-рок, джаз и соул и совместили эту музыку с речитативом. Такое направление также получило название "альтернативы".
На рубеже веков наблюдался подъем альтернативного хип-хопа. Он сломался в мейнстриме. Это связано с тем, что ее представители смешали альтернативу с другими жанрами. Некоторые представители альтернативного хип-хопа — Kanye West, Gorillaz, Tyler, The Creator — стали самыми востребованными мейнстрим исполнителями.
Г-Фанк
G-Funk как жанр музыки появился в экспериментах калифорнийских гангстеров с P-Funk и Rhythm-and-Blues. В целом G-funk можно охарактеризовать как сочетание P-Funk мелодии и глубоких фанк Басов с синтезаторной начинкой, тонкого звучания флейты и речитатива в сочетании с бэк-вокалом (как мужским, так и женским). Сейчас G-Funk потерял популярность, которая была у него в начале его существования. Теперь это стал андеграундный жанр, используемый в основном малоизвестными рэперами Калифорнии.
Ужас-ядро
В начале девяностых хардкорные рэперы углубили тему пластинок, сделали ее более жесткой. Лирическое содержание хоррор-ядра основано на образах фильмов ужасов, и может быть еще более пугающим, описывающим низшие пороки человеческой природы, раскрытое насилие. Часто они были основаны на звуковых дорожках фильмов ужасов. Звучание треков представляет собой смесь дэт-метала и речитатива.
Грязь
В 2000-х годах грайм получил развитие в Лондоне — жанре, который является объединением гаража/дабстепа и хип-хопа. Для него характерна мрачная атмосфера трека, качающиеся басы и скоростные агрессивные рифмы. Хотя Англия считается родиной жанра, это направление все больше привлекает внимание рэперов из других стран — например, нидерландского Dope D. O. D trio.
Комедийный Рэп
Comedy Rap - это хип-хоп, направленный на развлечения и веселье. Довольно часто, это рэп рифмовки смешного содержания, но музыка может быть интеллектуальной и забавной одновременно. Расцвет комедийного рэпа приходится на 80-е годы, когда хип-хоп был “легче” по сравнению с 90-ми (в то время самым мрачным музыкальным стилем был гангста-рэп). В то время существовало несколько направлений рэпа пародий, таких как Chunky A от Arsenio Hall, вообще comedy rap - это сочетание настоящего хип-хопа и уличного юмора.
Рэп Восточного Побережья
В начале эпохи хип-хопа весь рэп принадлежал рэп-направлению восточного побережья. Все популярные рэп-исполнители раннего периода зародились вокруг Нью-Йорка — Легенды «старой школы», такие как DJ Kool Herc, Grandmaster Flash, Afrika Bambaataa, “The Sugarhill Gang”, Kurtis Blow и “Run-D. M. C.”
В процессе развития и продвижения рэп-стиля, он стал более переменчивым в течение 80-х, потому что аудиосистемы появились по всей стране. Тем не менее, рэп-направление восточного побережья оставалось доминирующим в течение восьмидесятых годов. Хотя рэп восточного побережья был не совсем равномерно, а с середины до конца 80-х годов, этот стиль тяготел к более агрессивным битам и комбинациям сэмплов, а многие рэперы гордились техническим профессионализмом в отношении заполнения текста.
Иными словами, за редким исключением, рэп восточного побережья стал музыкальным стилем, ориентированным скорее на напряженного слушателя, чем на танцпол, что помогло превратить этот жанр в продуманную и сложную заднюю форму искусства.
Развитие рэпа за рубежом и в России
Зарубежный рэп - это хип-хоп с рэп-вставками на любом языке, кроме английского и испанского. В основном зарубежное рэп-направление имеет европейские корни. Эта музыка напоминает Euro dance, а также Американский хип-хоп. Этот стиль не настолько жесткий, он выбирает путь наименьшего сопротивления, используя привычное оборудование, вместо поиска совершенно новых возможностей.
Джаз-рэп, который, как и Европейский хип-хоп, претерпел значительное влияние со стороны английского acid house и acid jazz стал известным исключением из этого правила. Позднее все эти наработки были собраны в Европейском хип-хоп.
Латинский Рэп
Латиноамериканский стиль рэпа принадлежит хип-хопу и рэпу, обработанным латиноамериканскими музыкантами. Они могут читать рэп на английском или испанском языке, и часто в музыке присутствует влияние известных латинских ритмов.
Рэп-Вечеринка
Вечеринка рэп—бас, шумный хип-хоп с единственной проблемой поддержания ритма. Запутанные, непоследовательные тексты, без политических подтекстов, типичных для направления хардкорного рэпа, плюс небольшая доля мастерства от старой школы рэпа. Вы получаете только музыку, где доминируют басы и барабаны.
Поп-рэп
Поп-рэп — гибрид хип-хопа бит и рэпа с мощным мелодичным наполнением, которое обычно является рефреном в составе стандартной поп-композиции. Поп-рэп имеет тенденцию к снижению агрессии и увеличению лирического значения по сравнению с уличным хип-хопом, хотя в середине 90-х некоторые музыканты смешивали этот стиль с элементами хардкора, пытаясь предотвратить негативную реакцию публики на легкость и общедоступность их музыки.
Поп-рэп стиль возник в конце восьмидесятых годов, когда появились такие исполнители как “Run-D. M. C.”, L. L. Cool J и “Beastie Boys” начали выходить на главную музыкальную сцену. Вскоре после этого такие рэперы, как Tone Loc, Young MC, DJ Jazzy Jeff и Fresh Prince записали несколько синглов с акцентом на свои возможности рассказывать со сцены добродушные истории из жизни. Это стало причиной их огромного успеха в чартах. Их примеру последовали многие музыканты, выпустив целый ряд однотипных мелодий для вечеринок.
Ритм-н-блюза
Выражение "ритм-энд-блюз" появилось в начале 40-х годов и послужило для описания черно-американской поп-музыки, представляющей акцентированный «развлекательный, легкомысленный» блюз. Во второй половине 50-х годов “ритм-энд-блюз” подвергся дальнейшему "дроблению" в соул, фанк, а позже — диско.
Turntablism
Растущий интерес ко всем аспектам рэпа в середине девяностых годов привел к выделению “Turntablism” в отдельное направление музыки. Диджеи стали здесь неоспоримыми звездами. Вместо плотных ритмов и спокойных движений они предлагали почесывание, откаты, фазирование и фантастическое исполнение Микса на двух "вращающихся объектах" (бит-жонглирование). Некоторые самые популярные диджеи (от них можно отличить DJ Shadow) создавали миксы из нескольких тысяч записей, и чем более непонятными и загадочными, тем лучше.
Zef-Rap
«Зеф» — в Африкаансе примерно «белый мусор», «увалень». Zef-Rap или Rap-Rave - абсолютно новое направление в современном мире музыки. В сочетании с веселыми мотивами нового рейва, качественный рэп приобретает необычное звучание, и оба эти направления дополняют друг друга в этом новом стиле — Zef Rap, подаренном нам ниндзя и Йо-Ланди Виссером из группы “Die Antwoord”.
Современный российский рэп
К сожалению, история современного российского рэпа хоть и насчитывает свыше 20 лет, но она небольшая и ей мало чем гордится. Однако исторические предпосылки, как раз сформировали ту современную российскую рэп-культуру, которая завладела умами нашей молодежи. Первое событие, связанное с появлением рэпа в СССР, произошло как это ни странно в городе Куйбышев (ныне г. Самара).
В 1984 году ди-джей студенческой дискотеки «Канон» Александр Астров совместно с местной группой «Час Пик» записали 25-минутную программу, которая вскоре разошлась по всей стране в виде магнитоальбома «Рэп». Альбом был записан под влиянием альбомов групп Grandmaster Flash & The Furious Five и Captain Sensible. Текст первого речитатива был таким: «С текстом все предельно сложно», — твердят уж много лет Что это просто невозможно — на русском делать рэп. Мол, и слова у нас длинней, и туго дело с рифмой.
К тому же, в нашем языке слишком мало ритма...» Две рок-н-ролльные и наиболее танцевальные композиции «Часа пик» («Суббота», «Проходит время») были разбавлены откровенно дискотечными номерами, записанными нонстопом в стилистике «Stars On 45».
В рамках одной композиции сэмплировались примитивные рэп-монологи (от чтения алфавита до таблицы умножения), «вырезки» из «Let’s Twist Again», фрагменты буги, бита, фанка и прочие рок-стандарты. «Эй, диск-жокей! Крутись быстрей! Все успевай! И не зевай!» — это 84-й год, Куйбышев, магнитоальбом «Рэп».
Помимо этих экспериментов, хип-хоп в России приобрёл известность, достаточно узкую, во второй половине 80-х гг., когда началось увлечение брейк-дансом, хотя собственно англоязычные композиции в стиле рэп были малоизвестны любителям музыки. В основном они пополнялись за счет тех немногих граждан СССР, которые имели возможность посещать другие страны.
Многие источники указывают на то, что в начале 90-х брейк-данс пользовался определенным успехом, затем появилось увлечение граффити, а уж за тем повальное увлечение рэпом. Первые русскоязычные исполнители рэпа появились в начале 1990-х гг., известностью пользовался Богдан Титомир и группа «Мальчишник», с другой стороны более андеграудные формы русского хип-хопа («MD&C Павлов») не имели успеха.
Сам по себе «русский рэп» молодое явление, по сравнению, скажем, с русским роком. Так же, как и у рока в нежном возрасте, у «русского рэпа» есть одна главная проблема — подражательность. Многие не воспринимают «русский рэп», возможно справедливо считая его калькой с западных образцов, со всей присущей атрибутикой стиля «черных братьев».
В тоже время «русский рэп» очень своеобразен. Он стремится придерживаться корней хип-хопа, но часто в исполнении русских это выглядит нелепо. Иногда настолько нелепо, что это противоречит русским традициям и действительности. С другой стороны — начинает появляться в России рэп, который пытается быть привязанным исключительно к отечественным нормам — возможно, это и есть правильный путь, но при этом пропадает что-то очень важное, неотъемлемое, такой рэп часто бывает без «изюминки».
Сегодня главная беда русского рэпа в том, что очень мало «народных» талантов в рэпе и слишком много предрассудков вокруг этой темы, что ставит рэп в России в невыгодную ситуацию. Весьма интересен тот факт, что если хип-хоп зарождался как музыка и субкультура «негритянского гетто» с резко агрессивным отношением к белому населению (причем это справедливо не только для США, но и, например, для Франции), то в России он появился как интернациональная культура, воспринятая, преимущественно, «белой» частью населения, поэтому ни о какой «субкультуре гетто» в России не может быть и речи.
В этом смысле лидеры хип-хопа в России оказались в странной ситуации, так как для появления хип-хопа в нашей стране не было объективных социальных причин. Однако был найден выход из ситуации, и сейчас тексты в духе русского рока приспосабливаются к новым музыкальным формам, то есть к рэпу.
Противопоставление строится не по расовому признаку, а по социальному (бедные — богатые), культурному (конформисты — нонконформисты) и другим признакам. Этот подход оправдал себя в 90-е года. Одной из первых рэп-групп, которые существовали на протяжении 90-х годов и стали пионерами рэп-культуры были участники питерской группы «Bad Balance».
Ее основали молодые питерские студенты, которые уже в 1991 году выиграли гран-при Всероссийского рэп-фестиваля. На протяжении 90-х годов различные группы, а так же выходцы из «Bad Balance» (LA (DJ), ШеFF и Михей (MC)) формируют рэп-культуру. В основном увлечение рэпом было уделом столичных мегаполисов, а в регионах России формировались небольшие фан-клубы в основном западных исполнителей.
Именно концентрация рэп-культуры в двух городах Москва и Санкт-Петербург заложила фундамент «коммерческого рэпа» в нашей стране. Рынок русского хип-хопа, как индустрии, сформировался лишь в конце 1990-х гг., подтверждением чему стало появление множества коллективов этого жанра («Bad Balance», «Каста», «Легальный бизнес», «Многоточие»).
В 1999 году глобальное возрождение брейк-данса способствовало его повторному оживлению и в России. Русский хип-хоп противоречив, как и его западный оригинал, при этом элементы рэпа эпизодически включаются различными музыкантами в свои песни. После 90-х годов в российском шоу-бизнесе сформировались крупные компании, которые были заинтересованы в развитии различных молодежных стилей музыки.
Им была нужна молодежь мегаполисов России. Из-за сложившейся в нашей стране исторической системы интеграции западных инноваций, как в бизнесе, так и в культуре, отечественные лидеры шоу-бизнеса ориентировались на так называемую группу «новаторов». «Новаторами» в маркетинге называют ту группу людей, которые раньше всех пробует «новинки» и являются лидерами мнениями.
Их всего около 2,6 %. Однако, эти новаторы формируют потребительские предпочтения всей оставшейся покупательской аудитории. В среде молодежи такими «новаторами» являются представители «золотой молодежи». Дети «богатых и знатных» родителей, которые не ограничены в средствах, постоянно организовывают и участвуют в «тусовках и вечеринках».
Российские «золотые новаторы» довольно часто путешествуют по странам мира и знают последние новинки. Одной из таких новинок после 2000 года стал музыкальный стиль R&B (rhythm-and-blues). В России он получил название r`n`b. Мы не будем подробно останавливаться на особенностях этого стиля и его длинной истории, а затронем только в вкратце влияние хип-хопа на ритм-энд-блюз.
Сращение ритм-энд-блюза с хип-хопом началось в 1984 году и вылилось в три этапа: Первый этап (1987-1993) — так называемый «нью джек свинг» (new jack swing) — был замешан на утяжелённом фанке и выделялся среди ритм-энд-блюзового мейнстрима заимствованием у хип-хопа традиции ритмической импровизации. Нью джек свинг был ориентирован на аудиторию подростков-тинэйджеров.
Работавшие в рамках этого течения исполнители старательно поддерживали агрессивно-сексуальный образ «плохих мальчиков и девочек», который диссонировал с «правильными мальчиками и девочками» стандартного ритм-энд-блюза; Второй этап (1993-1998) — период «хип-хоп-соула» — обозначил более тесное сближение двух музыкальных направлений.
Ритм-энд-блюз заимствует у хип-хопа его непредсказуемый ритмический рисунок, композиции становятся менее однородными и более энергичными. Отличительная черта записей этого периода — общая атмосфера телесной чувственности и даже цинизма. Откровенные на грани фола тексты многих исполнителей свидетельствовали о взрослении аудитории этого направления: по сравнению с «нью джек свингом», это были не только подростки старшего школьного возраста, но и более возрастные слои молодёжи; Третий этап — Современный этап — «нео-соул» (nu soul).
Это отчасти ретроспективное направление состоит в возврате к винтажному звучанию классического соула 1960-х и 1970-х гг. Помимо классического соула, «нео-соул» активно впитывает элементы альтернативного хип-хопа, джаза и даже классической музыки. Более коммерчески ориентированное направление ритм-энд-блюза, которое представляют в первую очередь Ашер и Бейонсе, продолжает развиваться в русле хип-хоп-соула 1990-х.
Ориентируясь на «новаторов» отечественные компании из шоу-бизнеса начинают создавать различные отечественные проекты, которые выступают как в стиле R`n`B, так и рэпа. Однако весь рэп начинает носить в себе отпечаток не музыки, а стиля жизни. Это важное различие накладывает основной отпечаток на формирование субкультуры.
Требование жить «богато и красиво», трансформирует R`n`B в «richly & beauty». Стиль поведения, жаргона, одежды участников рэп-культуры начинает коммерциализироваться, становится массовым и носить в себе не музыкальное начало. Современные российские клубы для современной молодежи являются не сколько местом отдохнуть и послушать музыка, а сколько показать себя, продемонстрировать соответствие неким групповым стандартам.
Для таких мест не подойдет тот рэп, который говорит о бытовых проблемах, социальных и политических неурядицах. Новые лица русского рэпа Тимати, Лигалайз, Банд'Эрос, Бьянка — являются желанными гостями на вечеринках в R&B-клубах . Нужно констатировать — хип-хоп больше не музыка улиц, а вполне себе легкий развлекательный жанр.
Для некоторых, кто хочет услышать «шокирующий» «грязный рэп» создаются группы подобного стиля репа — Кровосток. Для почитателей т.н. интеллектуального рэпа другие менее «попсовые группы» — 2H Company, , Трэш-Шапито, Кач. Экспериментирует и смешивает рэп и r’n’b украинско-белорусский проект «Серега», участники которого переманили в свой коллектив лауреата эстрадного конкурса «Славянский базар-2003» Максима Сапатькова.
Для молодежи, которая увлекалась «шансоном» шоу-бизнесом создаются молодые группы из Ростова-на-Дону. Такие команды, как «Каста», «Крестная семья» и «Ю.Г.», рассказывают о том, что происходит вокруг них: о нищете, о криминале, о драках, о любви и о надеждах нового поколения.
Единственной нишей для рядовых почитателей репа, которые хотят следовать правилам «старой» или «новой» школы» в нашей стране стал интернет. Создается некое сообщество рэперов самоучек, которые самостоятельно пишут тексты, микшируют сэмплы, записывают и выкладывают свои произведения в интернет.
Рунет является пока единственным местом, куда не проникают отечественные компании шоу-бизнеса, для которых рэп — это прежде всего бизнес, а уже потом музыкальная культура. Хотя стоит отметить, что эти компании ищут в интернете «новых звезд» рэпа и исполнителей. Последние удачные находки позволили, широкой массе молодежи, познакомится со St1m, Noize MC, рэппершей Mad-A.
В 2005 и 2006 году Россию посетило большое количество американских рэпперов высшего эшелона. Московские клубы приняли DMX, Busta Rhymes, Ja Rule. На Красной площади выступили Black Eyed Peas, участники которой первый свой контракт подписали еще в начале 90-х с отцом гангста-рэпа Eazy-E.
В 2006-ом ведущие музыкальные телеканалы РФ избирали победителями своих премий именно рэпперов. На церемонию MTV RMA была приглашена Missy Elliott, а чуть раньше на церемонию вручения наград «Муз-ТВ» был приглашен «50 Cent», автор наиболее продаваемого рэп-альбома предыдущего года....
Женщины в рэпе
Давно существующий стереотип о том, что рэп - чисто мужское дело, исчез, и еще один важный стереотип о том, что «рэп для черных» тоже канул в лету. Женщины доказали свое право быть в этом музыкальном жанре и получила заслуженную порцию славы.
1) Ники Минаж или Оника Таня Марадж (34 года, США) (см. supp., фильм. Один)
Многие люди критикуют Ники за ее нескромные платья, супер-откровенные треки, где она без колебаний заявляет, что она думает, провокационные клипы и выступления. Но что скрывается за маской такой сильной и независимой женщины? В прошлом у Ники было тяжелое и бедное детство.
До пяти лет она жила с бабушкой, изредка ее навещали мать. Ее отец, имевший алкогольную и наркотическую зависимость, постоянно избивал мать Ники и однажды даже поджег дом, пытаясь убить жену. Ссоры в семье были обычным делом. Ники планировала стать певицей, но в день прослушивания потеряла голос.
Первый сборник песен появился в 2008 году. В 2009 году Ники подписал контракт с звукозаписывающей компанией Young Money Entertainment. Затем он стал всемирно известным дебютным альбомом ' Pink Friday'. Также у Ники есть модная линия, собственный бренд алкогольного напитка и несколько парфюмерных ароматов.
2) Игги Азалия или аметист Амелия Келли (26 лет, Австралия) (см. прил., фильм. Два)
Игги стала первым известным белым рэпером, хотя в ее адрес было много критики. В текстах песни девушка говорит, что нет ничего невозможного. Пусть бывшая любовь - «Ролекс», и т. д.
Семья Игги была не очень богатой, и она помогала матери убирать комнаты и дома. В 16 лет Игги бросила школу и переехала в США, намереваясь, стать рэпером. А родители об этом ничего не знали: предполагалось, что девочка уехала в США на каникулы. Игги много чего рассказала о том времени в своем треке «работа»:
«Ни денег, ни семьи, шестнадцать в центре Майами.
Я не спал всю ночь, пытался разбогатеть...».
В 2011 году рэпер выпустил микстейп "Ignorant Art". В 2012 году она подписала контракт с “Interscope Records”, а в 2014 году выпустила дебютный альбом «The New Classic», который сделал ее популярной.
3) Лил Ким или Кимберли Дениз Джонс (42 года; США) (см. supp., фильм. Три)
Лил Ким обратила на себя внимание откровенными текстами и не менее откровенным образом. Она получила репутацию скандальной звезды. Ее жизнь напоминает гангстерское кино: проблемы в семье, известные ориентиры, перестрелки, скандалы, богатство и тюрьма. Кимберли была достойной ученицей, окончила школу на отлично.
Однако то, что ее родители развелись и она осталась с отцом, сильно изменилось. Ее отец издевался над ней с рукоприкладством, а девочка, сбежав из своего дома, жила с друзьями. В 14 лет Лил начала свою музыкальную карьеру. В 1996 году она выпустила свой дебютный альбом "Hard Core", который принес ей мировую известность. Он имел большой коммерческий успех, как и почти все альбомы Lil' Kim.
Дети в рэпе
Многие часто задают вопрос: «с какого возраста стоит заниматься рэпом и когда его целесообразно заканчивать?».
В данный момент самым молодым рэп исполнителем является MATT OX.
Когда Run (“Run-D. M. C.”) выпустил свой последний на данный момент альбом, когда ему было уже далеко за 40 лет, всем известный “Крис Кросс” (см. supp., фильм. 4) дебютировал в самом начале своего подросткового времени. (Дети называют подростков от 13 до 19 лет).
Для широкой публики “Крис Кросс” остался самым запоминающимся ребятишками среди рэперов, но не стоит забывать, что они не были ни первыми, ни единственными успешными юными рэперами.
Однажды маршруты одного молодого продюсера Джермейна Дюпри и двух хороших друзей, которых звали Крис Келли и Крис Смит, пересеклись в супермаркете. Будущий знаменитый продюсер еще не перешагнул рубеж 20-летия.
В результате в 1992 году альбом "Totally Krossed Out" и ряд хитов, которые он породил привели к тому, что четыре миллиона американцев решили поставить этот диск на полку своего шкафа. Однако идея создания подросткового рэп-коллектива, как выяснилось, не была открытием. Еще один прошлогодний проект проложил путь к успеху “Крис Кросс”.
“Еще одно плохое создание” (см. supp., фильм. 5). Члены этой группы были еще моложе, но их количество было больше. Самое интересное, что они, как и “Крис Кросс”, были из Атланты. Майкл Бивинс стал основателем “еще одного плохого творения”, или в сокращенной форме “азбуки”, как они себя называли.
Он был участником и одним из основателей Бостонского R&B в группе “New Edition”, которая выпустила первый хит в 1983 году, когда ее участникам было от 13 до 15 лет. Это было похоже на “новое издание” знаменитой группы “Jackson 5”.
И если те работали в фанк-стилистике, то “New Edition” исповедовал новый стиль Джека свинга, который, по сути, представляет собой смесь соула, R'n'B и хип-хоп ритмов. Кроме пения, речитативы периодически звучали и в композициях, относящихся к New Jack Swing. “New Edition” выпустила несколько альбомов.
Когда ведущая вокалистка Бобби Браун покинула группу, вместо “New Edition” появилась группа “Biv DeVoe". Название этой новой группы составили фамилии трех бывших участников “новой редакции”.
“Белл бив Девое”, памятуя о своем счастливом детстве, занимались поиском талантов в том числе и совсем юных. В результате они создали небольшой семейный клан восточного побережья, в который вошли “бойцы II” и “еще одно плохое создание”, которое нас интересует сейчас.
И именно эти события проложили путь к дебюту Криса Келли и Криса Смита, которым было 13 и 14 лет. Основное отличие заключалось в том, что “Крис Кросс” исполнял чистейший рэп без примесей. Им удалось развить успех сыновей Атланты и поднять славу этого города на новую высоту.
Об этом свидетельствует огромный объем продаж их первого альбома. И эта сумма была больше, чем у ABC. И кроме этого, трек «Jump» с альбома “Kris Kross”стал самым быстро продаваемым синглом за последние 15 лет и лидировал в чартах Billboard на протяжении 8 недель.
“Kris Kross” выпустили третий и последний альбом в 1996 году и исчезли с большой сцены. “Вы не милые мальчики – вы больше никому не нужны”. На самом деле один из “Krises” создал метку, а затем намеревался выпустить сольный концерт.
Также он планировал позаботиться о некоторых новичках. что случилось? – неизвестно, но ни альбом не вышел, ни лейбл уже не существует. Второй Крис даже не пытался остаться в шоу-меренге, а занимался скромной благотворительностью. Он создал Фонд Криса Келли и подарил рождественские подарки нуждающимся детям.
Но давайте отвлечемся от Атланты, которая презентовала нам такие памятные проекты в начале 90-х. В то время были конкуренты и в других регионах. В начале 90-х годов был выпущен видеоклип "How Low Can You Go" девичьей группы “The Honney's”. Считалось, что это женский аналог “азбуки”, но, к сожалению, только мысль. Информацию о таких отмененных проектах можно найти только случайно.
Нельзя не упомянуть подростковую группу “Philadelphia Da Youngsta's” (см. sup., фильм. 6). Их имя говорит само за себя – они молоды и полны сил. Группа выпустила дебютный релиз в том же месяце и в том же году, с первым альбомом “Kris Kross”. Все три участника - родственники: Куран Гудман, его старший брат Таджи Гудман и их двоюродный брат Тарик Доусон.
Родители братьев владели самым первым в городе хип-хоп поп-арт лейблом, поэтому проблем с выпуском альбомов у них было в 10 раз меньше. Но они не были выданы родителями. Уважаемый в тот период лейбл East West стал их музыкальным домом.
Надо отдать должное ребятам. Они оправдывали доверие речитативным мастерством, которое заставляло даже житейских рэперов удивленно поднимать брови. Кроме того, они писали тексты, выгодно отличавшие их как от “Криса Кросса”, так и от “Азбуки”. На момент их дебюта Курану было всего 12 лет, и он уже год пытался самостоятельно сочинять музыку.
Молодость прошла, и проект подошел к концу. Однако Куран, один из участников группы, продолжил свою жизнь в хип-хопе в качестве продюсера. В настоящее время у него есть треки для 50 Cent и Nas.
Почему мы говорим только о мальчиках? Были очень бойкие маленькие девочки, и час триумфа для некоторых из них наступил за несколько лет до появления платиновых детей из Атланты. Главным пионером была и будет навсегда Роксана Шанте (см. супп., фильм. 7) который составил трек, который заложил камень в основание так называемой «войны Роксаны» в возрасте 14 лет.
Это случилось в 1984 году, и в результате Роксана присоединилась к группе “Juice Crew”, которая впоследствии подарила хип-хопу целую плеяду звезд. В 1988 MC Lyte (см. supp., фильм. 8) сочинила свой первый альбом. Ей тогда было 17 лет – уже не ребенок, англичане до 20 лет относятся к категории подростков.
На рубеже тысячелетий вновь всплыло имя лучшего друга всех несовершеннолетних «мастеров слова» Джермейна Дюпри. В 1998 году он обратил внимание на 12-летнего исполнителя Lil Bow Wow (см. supp., фильм. 9). Надо сказать, что парень получил прозвище puppyish от репера Снуп Догга, который беспечный свидетелями рэп шести-летнего мальчика.
Альбом «Beware of Dog» появился в сентябре 2000 года и за полгода заработал два платиновых диска. Конечно, был хит - «Bounce With Me», который лихо взобрался на вершину американских чартов, сделав Лил Боу Wow самым молодым покорителем высот – ему едва исполнилось 14 лет.
Lil Romeo (см. supp., фильм. 10) был самым молодым сольным рэпером, который выпустил альбом – ему было всего 11 лет. Он был моложе своего конкурента. Его дебютный одноименный альбом был лучше отшлифован, но все равно не смог повторить успех Lil Bow Wow и освоил "только" золото.
Противостояние между собратьями и стоящими за ними продюсерами продолжало благо возраст подопечных позволял использовать их еще несколько лет. У маленького Ромео был больший потенциал в этом отношении.
Следующим подростком-дебютантом может стать маленький мальчик с именем Sunfire. Сейчас ему 11 лет и последний год он пытался «засветиться» на сцене вместе с Феникс Орион во время празднования десятилетия проекта подул. Теперь нужно ждать год и другой, и, возможно, мы станем свидетелями появления следующего чудесного ребенка или взрослого опытного музы
Эмпирический анализ исследования о рэпе
Интервьюирование и анкетирование о рэпе
Музыка окружает нас повсюду. Какой музыке отдают предпочтение подрастающее поколение? С этой целью мною было проведено интервьюирование обучающихся нашей школы 5-11 классов (101 человек), ответы, на вопросы которого помогли сделать соответствующие выводы. Было предложено ответить на 6 вопросов.
По данным проведенного интервьюирования следует, что танцевальную музыку слушают- 14 человек, поп- музыку- 24, рок- 32, рэп- 9, «хип-хоп»-3, классическую музыку- 4, RnB- 2, другую- 14 человек. Наибольшее предпочтение было отдано: рок-музыке.
Затем было проведено анкетирование на выявление уровня знаний рэп музыки и её под жанров было задано 6 вопросов. В анкетировании приняли участие, как подростки, так и взрослое население.
Эксперимент
Мне хотелось бы привести примеры из собственных наблюдений, в результате которых я пришёл к выводу, что рэп оказывает положительное воздействие на людей разных возрастов. На протяжении полутора лет я исполняю рэп музыку на разных концертных площадках: школьные мероприятия, праздничные концерты в посёлке.
Заключение
Согласно исследованию, проведенному американскими социологами, хип-хоп и рэп являются излюбленными музыкальными стилями большинства мелких нарушителей в США. Более 70% респондентов признались, что музыка сильно повлияла на их чувства и мировоззрение. Хотя менее пяти процентов опрошенных могли бы признать, что их противоправное поведение связано с тем, что они много слушают рэп.
В то же время, если исключить из того, что мы слушаем, слишком депрессивные рэп-произведения и песни с ярко выраженной агрессией, то останутся только позитивные тексты и музыка. Это будет способствовать повышению настроения, вызовет желание общаться с окружающими людьми, подтолкнет робкую пассивную молодежь к позитивной деятельности, даже к волонтерству.
Наибольшей популярностью среди подростков пользуется рэп. Агрессивные треки молодежь воспринимает как символ восстания, противопоставляя себя всему окружающему миру. В случае с положительными работами ситуация иная. Они способны помочь избавиться от апатии или просто плохого настроения.
Кроме того, нередко поклонниками хип-хопа и рэпа становятся люди, не способные найти подходящий способ самовыражения. Подводя итоги исследования, можно сделать некоторые выводы: Рэп стал большой частью музыкальной культуры во всем мире, в последнее время становится одним из реальных средств международного общения не только подростки.
Поэтому мы не можем не учитывать это, когда думаем о музыкальных предпочтениях молодежи. Этот предмет стоит изучать, когда мы думаем о музыкальном образовании молодежи. Жанр имеет насыщенную историю, под жанры и множество интересных исполнителей.
Второй вывод можно сделать после исследования языка рэп-текстов, специфических особенностей его. Это интересный предмет для исследования, имеющий полный спектр литературных приемов, делающих рэп таким особенным буквально.
Для написания данной работы были использованы ресурсы Сети Интернет
Есть в осени первоначальной...
Груз обид
Одеяльце
Лев Николаевич Толстой. Индеец и англичанин (быль)
Любили тебя без особых причин...