Актуальность темы
В 2020 году наша страна будет отмечать 75-ю годовщину со дня Великой Победы в ВОВ. В военной песне всегда была та сила, которая объединяла людей и воспитывала любовь к Родине и чувство патриотизма.
Именно песни военных лет никогда не потеряют своей актуальности, так как в них заложена великая духовная ценность и хранится историческая судьба нашей Родины.
Песни военных лет помогают слушателю задуматься о том, какой ценой наши предки завоевывали Победу.
Время проходит, а песни военных лет мы все равно знаем, слушаем и поем. Эти песни являются воплощением чувств и мыслей тех, кто воевал, был тружеником тыла и пережил блокаду.
Молодое поколение неравнодушно к прошлому своей страны должно знать и помнить о том страшном военном времени, которое пережили наши предки.
Поэтому важной и актуальной задачей является познакомить современных подростков с историей создания песен военных лет.
Вложение | Размер |
---|---|
pesni_opalennye_voynoy-3.doc | 122.5 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №25» ГОРОДА СМОЛЕНСКА
Индивидуальный итоговый творческий проект на тему:
«Песни, опаленные войной»
Выполнила:
учащаяся 9 «а» класса
Носкова Екатерина Александровна
Руководитель:
учитель музыки
Цибульская Елена Владимировна
Смоленск
2020
Содержание
Введение ………………………………………………………………3-4
Глава 1.
1.1История песен о ВОВ……………………………………5
1.2Священная война ………………………………………...5-6
1.3 Катюша …………………………………………………..6-7
1.4Темная ночь ………………………………………………7-8
.
1.5Смуглянка …………………………………………………8
1.6 В землянке ……………………………………………….. 8-9
1.7 На безымянной высоте………………………………….. 9-10
1.8 Нам нужна одна победа…………………………………..10-11
1.9 День Победы ……………………………………………...11
Глава 2. В чем сила военной песни и ее значение для людей………….12
Глава 3. Проведение опроса в социальной сети и урока на тему: «Песни опаленные войной»………………………………………………………..13
Выводы ……………………………………………………………………14
Список литературы ………………………………………………………..15
Приложение ……………………………………………………………….16-22
Введение
«Кто не знает своего прошлого-
лишен будущего»
народная мудрость
«Кто сказал, что надо бросить
Песню на войне?
После боя сердце просит
Музыки вдвойне.
В.И. Лебедев-Кумач
Актуальность темы
В 2020 году наша страна будет отмечать 75-ю годовщину со дня Великой Победы в ВОВ. В военной песне всегда была та сила, которая объединяла людей и воспитывала любовь к Родине и чувство патриотизма.
Именно песни военных лет никогда не потеряют своей актуальности, так как в них заложена великая духовная ценность и хранится историческая судьба нашей Родины.
Песни военных лет помогают слушателю задуматься о том, какой ценой наши предки завоевывали Победу.
Время проходит, а песни военных лет мы все равно знаем, слушаем и поем. Эти песни являются воплощением чувств и мыслей тех, кто воевал, был тружеником тыла и пережил блокаду.
Молодое поколение неравнодушно к прошлому своей страны должно знать и помнить о том страшном военном времени, которое пережили наши предки.
Поэтому важной и актуальной задачей является познакомить современных подростков с историей создания песен военных лет.
Цель проекта: изучить историю создания песен созданных во время и после ВОВ и рассказать о их великом патриотическом духе школьникам .
Задачи проекта:
1.Найти и изучить историю создания песен появившихся во время ВОВ.
2.Определить значение военной песни в годы ВОВ.
3.Провести тематический урок в 4 классе по теме: «Песни опаленные войной».
4.Провести анкетирование с учащимися по теме: «Самые любимые и узнаваемые песни ВОВ».
Творческий продукт проекта: сценарий урока по теме «Песни, опаленные войной».
Глава 1.
1.1 История создания песен во время Великой Отечественной Войны.
Песни, рожденные в пламени военного времени, – бессмертные герои и свидетели той Великой войны. Нежные и лиричные, шутливые и патриотические, походные и строевые – они воодушевляли бойцов на атаку, напоминали о доме и близких, согревали души солдат в минуты боевого затишья. Окрыляя на передовой и в тылу, фронтовая песня прошагала в строю до первых залпов победного мая.
Нам, поколению, знакомому с ужасами Войны по кинофильмам, произведениям и рассказам ветеранов, очень важно помнить и знать эти вечные песни, каждую из которых отличает своя особенная история.
Песни военных лет по праву можно назвать музыкальной летописью Великой Отечественной войны. Они звучали буквально с первого и до последнего дня войны. Песни рождались на фронте и в тылу, поднимали бойцов в атаку, согревали сердце на привале, помогали выстоять, выжить и дождаться близких тем, кто оставался у станков и в поле. Они нужны были солдатам первых эшелонов, отправлявшимся на фронт, первым призывникам и добровольцам, ополченцам, толпившимся на сборных пунктах.
И такие новые песни, походные, строевые, лирические, сочинялись нашими композиторами и поэтами, публиковались в газетах, выходили отдельными листовками, исполнялись по радио, звучали с экрана и в боевых киносборниках. Вложенные в солдатские треугольники и другие самодельные конверты они пересылались с фронта в тыл и обратно, передавались из уст в уста.
Со старыми же песнями произошла странная и неожиданная метаморфоза: мирные, довоенные они стали первыми военными, обрели как бы второй, не существовавший прежде смысл, ставший главным. Повествуя о любви и любимых, о разлуках и встречах, о родном доме и русской природе, они зазвучали как рассказы, как напоминание о тех мирных днях, той мирной жизни, за возвращение которой шла война, ради которой солдаты воевали и жертвовали собственной жизнью.
1.2«Священная война» (1941г.)
муз. А.В.Александрова, сл. В.И.Лебедева-Кумача
Говоря о песнях военных лет нельзя не вспомнить самую первую песню, написанную в суровые годы Великой Отечественной Войны, настоящий музыкальный символ защиты Отечества и мужества советского народа. Бессмертные строки Василия Лебедева-Кумача были опубликованы в передовых советских газетах уже спустя два дня после рокового оглашения. Известно, что черновые наброски стихотворения были написаны еще в довоенную пору: потрясенный кадрами кинохроники налета нацистской авиации на Варшаву и города Испании, поэт занес в свой блокнот отдельные строфы будущей песни.
Проникновенные и могучие строки глубоко впечатлили композитора Александрова, который тотчас сел за рояль – так, на четвертый день войны родилась нетленная песня – гимн бессмертного народного подвига. Уже через сутки «Священная война» звучала на площади Белорусского вокзала, провожая солдатские эшелоны на фронт.[1]
1.3 «Катюша» (1938 г.)
муз. М.И. Блантера, сл. М. В. Исаковского
Как же родилась «Катюша»? Вначале М. В. Исаковским были написаны стихи — всего несколько строк. «Я не знал, — говорил потом поэт, — что же дальше делать с Катюшей, которую я заставил выйти на «высокий берег на крутой» и запеть песню. Поэтому стихи пришлось отложить…» Неизвестно, как долго ожидали бы они своего часа, не повстречай Исаковский композитора М. И. Блантера.
«Я начал одну песню», — сказал мне Михаил Васильевич и показал четверостишие, — вспоминает Блантер. — Это было удивительно. Я попросил поэта оставить мне зачин его песни. Теперь я буквально не находил себе места… «Катюша» без остатка заняла мое воображение. Вслушиваясь в слова Исаковского, я заметил, что в стихотворении его очень звонкая интонация. И в частности, вот что: берег, на берег! Какая причудливая игра ударений! Ну прямо-таки как в веселой народной припевке. Однако над музыкальным решением песни пришлось потрудиться немало. Наконец, родилась именно та мелодия, которую все мы сегодня знаем и любим. Но песни пока не было. Ведь стихотворение оставалось незавершенным. И тогда поэт и композитор стали вместе искать, какой же быть песне. Направление поиска и построение ее сюжета подсказано было самой жизнью, напряженной обстановкой предгрозовых довоенных лет. "Мы как бы уже предчувствовали войну, хотя и не знали точно, когда и откуда она может прийти, — говорил Исаковский. — По этим причинам тема Родины, тема защиты ее от посягательств врага была темой самой важной, самой первостепенной, и я, конечно, никак не мог пройти мимо нее даже в лирической песне”.[2]
Так в советскую песенную лирику вошла новая тема — тема любви девушки и воина, защитника Родины. Во все времена создавались песни, повествующие о любви, о разлуках и расставаниях. Матери, жены, невесты провожали сыновей, мужей, любимых на священную защиту Родины, на военную службу, а потом ожидали с надеждою их возвращения, пели об этом песни. И всегда это были грустные песни, полные тоски и печали. Образ тоскующей женщины, ожидающей воина с поля брани и службы солдатской, вызывал сочувствие, сострадание. И вдруг появилась «Катюша». В песне этой никакой тоски нет и в помине. Напротив, слова ее и музыка выражают светлые чувства уверенности, бодрости и надежды. Героиня песни гордится тем, что ее любимый — «боец на дальнем пограничье». Все это очень отличало песню о простой и обаятельной девушке с ласковым русским именем Катюша от всех ее предшественниц. И за это ее полюбили и безоговорочно приняли всюду и все.
По-новому зазвучала «Катюша» в годы Великой Отечественной войны. Но не только в песнях жила в ту суровую пору Катюша. Ее именем народ ласково «окрестил» новое грозное оружие, наводившее ужас на врага, — реактивные гвардейские минометы. И об этих «катюшах» вскоре были сложены песни:
Шли бои на море и на суше,
Грохотали выстрелы кругом-
Распевала песенки «катюша»
Под Калугой, Тулой и Орлом.
Песня стала очень популярной и за рубежом. В Италии она известна в двух вариантах: «Катарина» и «Дует ветер». Песня эта служила своеобразным паролем молодежи всего мира на международных фестивалях, а к проходившему летом 1985 года в Москве XII Всемирному фестивалю молодежи и студентов было решено создать в честь нее сувенир. Многочисленных гостей нашей столицы встречала симпатичная, весело улыбающаяся, приветливая девочка с ласковым и знакомым всем, певучим именем Катюша. И, конечно же, всюду звучала сложенная в честь нее замечательная песня.[3]
1.4«Темная ночь»(1943 г.)
муз. Н.Богословского, сл. В.Агатова
Картина «Два бойца» снималась в сорок втором в Ташкенте. Композитор Никита Богословский утверждает, что мелодия «Темной ночи» сложилась буквально на одном дыхании, мгновенно, что это заняло у него столько времени, сколько песня звучит сейчас. Режиссер Леонид Луков вспоминал, как поздней ночью они бились над песней про темную ночь, как десять раз повторяли запись, но все было «не то», все недоставало особой душевной, проникновенности, лиризма. И вот наконец Бернесу удалось добиться того единственного, неповторимого звучания, которого так искали и режиссер, и композитор, и поэт Владимир Агатов. Они вышли на улицу, когда над городом уже занялась заря, и остановились потрясенные: какие-то люди, очевидно работники киностудии, уже напевали их только что рожденную песню.
С этого утра началась долгая жизнь «Темной ночи». Ее пели в окопах и землянках, мысленно обращаясь к родным и близким: «Ты меня ждешь и у детской кроватки не спишь...» И над детскими кроватками ее пели тоже, потому что в маленьких, затемненных городах эта песня очень помогала ждать. А потом была Победа, но триумфальное шествие «Темной ночи» продолжалось, она облетела весь земной шар. И когда Иван Семенович Козловский, приехав в гости к вождю американского рабочего класса Уильяму Фостеру, в конце беседы спросил его: «Что вы хотели бы послушать? Я с радостью спою вам», Фостер попросил: «Спойте „Темную ночь”, эту песню у нас в Америке очень любят...»[4]
Пожалуй, на этом можно было бы и закончить рассказ об удивительной песне, созданной в годы тягчайших испытаний. Только еще одна маленькая подробность. Вскоре после того, как «Темная ночь» прозвучала с экранов, она была записана в студии граммофонных пластинок. Когда стали испытывать пластинку, послышался какой-то хрип. Взяли вторую пластинку — то же самое. Поставили третью, пятую, седьмую — брак. Оказалось, что испорчена матрица: техник, записывая песню, горько плакала, и матрица была обильно полита ее слезами...
1.5«Смуглянка» (1940г.)
Жизнерадостная и необыкновенно лирическая «Смуглянка», гимн легендарной «поющей» эскадрильи, была создана в сороковом году, как часть песенной сюиты о молдавских партизанах. К началу войны партитура вокального цикла у композитора Анатолия Новикова затерялась, но, воссоздав ноты по памяти, автор показал свои наброски на радио. Однако руководству задорная песенка показалась чересчур фривольной и несерьезной, несоответствующей тяжести военного времени. И лишь позднее, в 1944 году «Смуглянку» оценил и включил в свой репертуар руководитель Ансамбля песни и пляски В. Александров.
Мелодичная и веселая песня о любви партизана и молдавской девушки облетела фронтовые концертные площадки, полюбилась бойцам и труженикам в тылу. В 1974 году песня получила новое дыхание – после выхода всеми любимого фильма «В бой идут одни «старики» ее подхватила вся страна. Лирическая история о смуглянке-молдаванке и поныне звучит в каждую годовщину Великой Победы.
В старинном болгарском городке Пловдиве на вершине холма возвышается памятник – монументальная фигура советского солдата, символ памяти всех павших воинов, ценой своих жизней освободивших Болгарию от ужаса фашизма. Это место священно и дорого для жителей Пловдива. Каменный солдат получил в народе ласковое и певучее имя Алёша, под которым его знает каждый болгарин.
Советский композитор Эдуард Колмановский, посетивший Болгарию в 1962 году был очень тронут историей «Алеши», и, вернувшись на Родину, поделился душевным откликом со своим другом и поэтом К. Ваншенкиным. Красивые поэтичные строки родились на одном дыхании, и уже вскоре, в 1966 году появилась новая песня, впервые прозвучавшая в Болгарии, у подножия русского воина-освободителя.[5]
1.6«В землянке»(1942 г.)
муз. К.Листова сл. А.Суркова
Эта песня сразу же, безоговорочно была принята — и сердцем солдата, и сердцами тех, кто его ждал. А ведь стихотворение, из которого она родилась, появилось в общем-то случайно, даже в печать не предназначалось. Просто поэт Алексей Сурков написал жене с фронта шестнадцать «домашних» строк. Написал в сорок первом, в конце ноября, под Истрой, после очень трудного дня, когда пришлось пробиваться из окружения.
Так бы и остались эти стихи частью письма, если бы в феврале сорок второго не пришел во фронтовую редакцию композитор Константин Листов и не стал просить «чего-нибудь, на что можно написать песню». «Чего-нибудь» не оказалось. И тут Сурков, на счастье, вспомнил о стихах, отправленных домой, разыскал их в блокноте и, переписав начисто, отдал Листову, будучи вполне уверенным в том, что, хотя свою товарищескую совесть он и очистил, но песни из этого абсолютно лирического стихотворения не выйдет. Листов пробежал глазами по строчкам, промычал под нос что-то неопределенное и ушел. Через неделю он вновь появился в редакции, попросил гитару и запел:
Бьется в тесной печурке огонь,
На поленьях смола, как слеза.
Все свободные от работы по выпуску номера слушали, затаив дыхание. Песня «пошла» по всем фронтам — от Севастополя до Ленинграда. Правда, некоторым блюстителям фронтовой нравственности показалось, что строки: «До тебя мне дойти нелегко, а до смерти — четыре шага» — упаднические, «разоружающие». Просили и даже требовали про смерть вычеркнуть или отодвинуть ее от окопа подальше. Но портить песню было уже поздно, она «пошла»... О том, что с ней «мудрят», дознались на фронте, и однажды Сурков получил письмо от шести танкистов-гвардейцев. Танкисты писали: «Мы слышали, что кому-то не нравится строчка «до смерти четыре шага». Напишите для этих людей, что до смерти четыре тысячи английских миль, а нам оставьте так, как есть, мы-то ведь знаем, сколько шагов до нее, до смерти».[6]
Конечно же, сугубо личные строки Суркова совсем не случайно стали популярнейшей песней войны, одной из наивысших лирических удач всей фронтовой поэзии. Уже с первых дней Великой Отечественной поэт почувствовал: солдатское сердце ищет не только лозунга и призыва, но и ласкового, тихого слова, чтобы разрядиться от перегрузки всем тем страшным, что на него обрушила жестокая действительность. Вот почему если бывшие фронтовики поют про землянку, то даже сегодня они не жалеют для этой песни сердца и не стыдятся слез.
1.7«На безымянной высоте» (1964 г.)
Муз. В.Баснера, сл. М.Матусовского
События, о которых поется в этой песне, не выдуманы. Все это было в действительности. Там, где Калужская область соседствует со Смоленской, стоит поселок Рубежанка. И есть недалеко от него высота, обозначенная на картах военного времени отметкой 224,1 м. Сколько их, безымянных таких высоток оказывались подчас серьезной преградой на пути наших войск, освобождавших родную землю. Несколько раз поднимались в атаку наши воины, пытаясь выбить гитлеровцев с этой высоты, но безуспешно. А захватить ее нужно было во что бы то ни стало. Эту боевую задачу взялась выполнить группа воинов 718-го стрелкового полка в составе восемнадцати бойцов, сибиряков-добровольцев, которую возглавлял лейтенант Евгений Порошин. Ночью, под покровом темноты, они подползли вплотную к вражеским укреплениям и после ожесточенного боя овладели высотой. А потом геройски удерживали её, истекая кровью, но не сдаваясь.
Бойцы, отбивавшие одну атаку врага за другой, нуждались хотя бы в кратковременной передышке для того, чтобы сменить и перезарядить пулеметные и автоматные диски, отхлебнуть из фляжки глоток воды, перевязать раненых товарищей. И тогда один из них, Николай Годенкин, решил отвлечь огонь врага на себя. В окровавленной и изодранной гимнастерке поднялся он во весь рост и пошел прямо на гитлеровцев. Рука его была перебита, и потому он держал автомат в правой руке, стреляя из него на ходу. Так он прошел метров пятнадцать — двадцать. Казалось, он шел очень долго. На этом пути был еще несколько раз ранен, но, даже падая, успел сделать несколько шагов вперед.[7]
1.8«Нам нужна одна победа»
муз. и сл. Б. Окуджавы
Кинофильм «Белорусский вокзал», где впервые прозвучала и откуда вошла в нашу жизнь эта песня, безоговорочно относят к фильмам о Великой Отечественной войне, хотя нет в нем ни одного военного кадра. Это фильм о мирных днях, и все-таки война незримо присутствует в нем, ощущается в атмосфере действия, происходящего на экране.
Прост сюжет фильма. Четверо фронтовых друзей встречаются по горестному поводу — на похоронах своего бывшего однополчанина. И оказывается, что они верны ему по-прежнему, готовы прийти на помощь друг другу, постоять за правду. Кульминационным в фильме является эпизод, когда четверка главных героев, роли которых исполняют известные актеры Алексей Глазырин, Анатолий Папанов, Всеволод Сафонов и Евгений Леонов, приходят в гости к бывшей медсестре своего десантного батальона и, помянув боевого товарища, припомнив былые бои, просят хозяйку спеть любимую песню их «десятого непромокаемого батальона».
Самой этой батальонной песни поначалу не было — была только ремарка в сценарии о необходимости и желательности таковой. Песню все никак не могли подобрать. И тогда решено было обратиться к поэту-фронтовику Булату Шалвовичу Окуджаве, автору многих замечательных песен, в том числе и о войне. Но он поначалу отказывался.
— Не пишу я сейчас песен. Перешел на прозу. Работы уйма. Найдите кого-нибудь другого…[8]
Сопротивлялся он долго. И тогда решили показать ему отснятый к тому времени материал. Когда зажегся свет, вижу: глаза у него горят, взволнован. Очень ему это понравилось. Так что вдохновило его на песню только то, что увидено было им на экране. В скором времени Окуджава принес готовую песню. Послушать ее собралась вся киногруппа. «Я, признаться, растерялся, — рассказывает об этом памятном для него прослушивании поэт. — Предупредил, что не предлагаю свою мелодию, пусть они судят только о стихах. И неуверенным, каким-то диким от волнения голосом начал петь…
Сначала песня не произвела впечатления ни на режиссера, ни на киногруппу, но я чувствовал: что-то в ней есть. Просто мешало мое неумение исполнять, да еще, не умея играть, я вздумал аккомпанировать себе на пианино в присутствии композитора Шнитке, писавшего музыку к «Белорусскому вокзалу», и делать это при нем было особенно трудно. Но вдруг именно он, один-единственный, сказал: «Послушайте, а ведь это же очень интересно». И тут же воспроизвел песню сам, и мы начали петь дуэтом. И тогда запела вся группа…В фильме она исполнена именно так, как и должна была прозвучать: без особенного умения, на нерве…»
1.9«День Победы»
муз. Д.Тухманова, сл. В.Харитонова
Главная «победная» песня родилась только через 30 лет после завершения войны, но без нее сегодняшний рассказ о военных песнях был бы неполным. Песня «День Победы» была создана поэтом Владимиром Харитоновым и композитором Давидом Тухмановым к 30-летию великой даты.
Впервые эта песня прозвучала на праздничном концерте в московском Кремле в исполнении Льва Лещенко. На предварительном прослушивании песни некоторые члены партии остались недовольны композицией, ее даже назвали «цыганской». Но на концерте песня «День Победы» настолько понравилась Генеральному секретарю ЦК КПСС Леониду Брежневу, что он встал и не сдерживал слез. После этого «День Победы» навсегда остался в репертуаре военных песен.
Глава 2. В чем сила военной песни и ее значение для людей.
Песни военных лет.… Сколько их, прекрасных и незабываемых. В них есть все: горечь отступления в первые месяцы войны и радость возвращения к своим, картины жизни солдат. Рассказы о боевых подвигах моряков и пехотинцев, летчиков и танкистов. И если бы сейчас послушать все лучшее, что создали композиторы и поэты в те годы, это была бы антология истории Великой Отечественной войны.
Песни – как люди: у каждой своя биография, своя судьба. Одни умирают, едва появившись на свет, никого не растревожив. Другие вспыхнут ярко, но очень скоро угаснут. И лишь немногие долго живут и не старятся. Тем и дороги нам эти немногие, такие разные и непохожие, близкие и далекие песни. Прослушивая песни о Великой Отечественной войне, мы словно переживаем чувства солдат, защищавших Родину в боях, чувства их матерей и детей, ожидавших их возвращения, и то неописуемое состояние счастья, которое испытали все жители Советского Союза 9 мая 1945 года.
Ветеранов все меньше и меньше с каждым годом. Они уходят, оставляя отвоеванную землю на нас. И завещают беречь ее. Этот мир такой хрупкий и прекрасный.
Почему мы вновь и вновь вспоминаем о минувшей войне? Потому что беспокоимся о будущем. Мы должны помнить о прошлом – это наш долг перед мужеством защитников прошедшей войны, ощутить ответственность перед памятью этих людей. Склоним головы перед величием их подвига. Они никогда не забудутся нами. Война резко изменила всю музыкальную жизнь страны. Многие театры, музыкальные коллективы, учебные заведения были эвакуированы в тыл, где они напряженно работали. Интенсивной была творческая деятельность композиторов, оказавшихся в эвакуации. Регулярно транслировалась по радио их музыка.
Роль песни в годы войны была чрезвычайно высока. Они складывались обо всем, что происходило на фронте и в тылу, что согревало души, призывало к подвигу. В них говорилось о патриотизме, о солдатской дружбе, о любви. Песня поддерживала в трудные минуты, приносила утешение, она была необходима человеку как воздух, с ней человеческое сердце не черствело. Но не только солдат поддерживали и согревали эти мелодии.
Музыка несет в себе дух того времени, в котором она создавалась. А песни военных лет особенно сильно бьют по струнам нашей души. Годы проходят, люди уходят, но с нами остаются фотографии, кинохроника, воспоминания и книги о войне... И все же. Атмосферу и ощущение людей – то, с чем они жили, о чем думали, что творилось в их сердцах – более всего передают песни.
3. Опрос в социальной сети и проведение урока по теме: «Песни, опаленные войной»
Чтобы понять знают и слушают ли подростки песни военных лет, был проведен опрос в социальной сети Instagram. В опросе участвовало 350 человек. По результатам опроса около 80 процентов подростков знают песни военного времени, но слушают песни всего 30 процентов, а исполнить могут всего 7 процентов. См. Приложение 1.
1.Знаете ли вы песни военных лет?-Да -79%, Нет-21%
2.Слушаете вы песни военных лет?-Да-28%, Нет-72%
3.Можете исполнить песню военных лет?-Да-7%, Нет-93%
По результатам опроса стало понятно, что знание военных песен у подростков поверхностное и необходимо подробно рассказать им о песне, ее авторах и значении.
Продуктом проекта стал сценарий урока, который был проведен 25 февраля 2020 г. с учащимися.
( см. Приложение 2)
Ребята очень тепло отнеслись к теме «Военной песни» и с удовольствием слушали и подпевали знакомые и горячо любимые мелодии песен военных лет.
Выводы:
В годы Великой Отечественной войны музыкальное искусство приобрело особое значение. Искусство напрямую участвовало в борьбе народа с врагом. Оно не избегало страшной правды войны, однако в самые тяжкие дни в нем звучали героика, призыв, вера в грядущую победу. Музыкальное искусство было наполнено беспредельной любовью к Родине. Стремясь раскрыть и запечатлеть в музыке глубочайший смысл происходящих событий, наши композиторы сумели горячо и вдохновенно откликнуться в самых разных жанрах на животрепещущие темы боевых событий. Таким песням посвящен этот проект «Песни опаленные войной».
Почему мы вновь и вновь вспоминаем о минувшей войне? Потому что беспокоимся о будущем. Мы должны помнить о прошлом – это наш долг перед мужеством защитников прошедшей войны, ощутить ответственность перед памятью этих людей. Склоним головы перед величием их подвига. Они никогда не забудутся нами. Любовь к Отечеству и соотечественникам и служение им есть высокий нравственный долг каждого гражданина. Выполнение этого долга обыкновенно доставляет человеку внутреннее счастье. Следовательно, желая сделать детей счастливыми, внутренне довольными, надо внедрять в их души любовь к Отечеству и желание служить ему. [9]
Какие же средства можно использовать для воспитания патриотического чувства?
Для воспитания патриотического чувства и нравственного, огромное значение имеет влияние среды, влияние старших, среди которых живут дети. Подрастающее поколение невольно проникается теми чувствами, теми идеалами, которыми живут старшие. Если сохранять и передавать поколениям память о тех военных событиях , то именно личный пример - самое лучшее и самое верное воспитательное средство. Проявление старшими своего патриотического чувства сильно влияет на молодую, восприимчивую душу детей.
Воспитанию патриотизма способствует раскрытие всемирно-исторического значения победы советского народа в Великой Отечественной войне.
Изучив историю песен военных лет, систематизировав их получилось создать сценарий внеклассного урока на тему : «Песни опаленные войной». На своем личном примере , исполнив сольно песню «Синий платочек» перед учащимися я ощутила прилив гордости и радости за свой могучий русский народ.
В нашей школе стало традицией проводить фестивали «Военной песни», «Поздравление и приглашение ветеранов ВОВ», уроки мужества и классные часы: «Они сражались за Родину», «Смоленск в годы Великой Отечественной войны», «Мой дед победитель» (по школьным сочинениям) «Дети войны», День снятия блокады Ленинграда»…
Список литературы:
1.Стихи и песни о Великой Отечественной войне/ сост. Л.В. Поли
ковская. М.: Мир Энциклопедии, 2008.
2. Алещенко Н.М. Во имя победы. М.: 1985
3. Всё для фронта под ред. Н.В. Свиридова. М.: 1989, Т.9.
4. http://живаяистория-россии.рф/blog/259-istorii-sozdan..
Приложения
Приложение1
1 Опрос учащихся в социальной сети Instagram
Вопросы:
1.Знаете ли вы песни военных лет?-Да -79%, Нет-21%
2.Слушаете вы песни военных лет?-Да-28%, Нет-72%
3.Можете исполнить песню военных лет?-Да-7%, Нет-93%
Результаты опроса
Приложение 2
Сценарий урока-концерта «Песни, опаленные войной»
(Из истории военных песен), посвящённого 75-й годовщине со дня Победы в Великой Отечественной войне.
Тема урока: "Песни, опаленные войной"
Цель урока: Показать огромное значение песен в период Великой Отечественной войны и их актуальность в воспитании патриотизма современного школьника.
Задачи:
- Через эмоциональное воздействие военной песни создать условия, чтобы учащиеся увидели войну глазами старшего поколения, испытали гордость за совершённые ими подвиги, воспитать уважение к прошлому Родины
- Познакомить учащихся с музыкальным и историческим прошлым через творчество композиторов-песенников военных лет.
- Развить творческое нестандартное мышление и воображение учащихся посредством слушания и анализа музыкальных произведений, ассоциативных связей музыки с литературой, историей, киноискусством.
Музыкальный материал:
- «Священная война» А.Александров, сл. В. Лебедева - Кумача
- «В землянке»
- «Синий платочек»
- «Смуглянка»
- «Темная ночь»
- «Эх, дороги»
- «День Победы»
- «Катюша»
- Видеоклип «Солдат»
Ход урока
2020 год особенный – 75 лет со дня Победы ВОВ. Музыка и война… Казалось бы несовместимы понятия. Но еще А.В. Суворов отмечал:
«Музыка удваивает, утраивает армию, с развернутыми знаменами и громогласною музыкою взял я Измаил». В годы Великой Отечественной войны музыка, а именно песня, стала одним из действенных орудий в борьбе с врагом.
Война и песня: что может быть общего? Казалось бы, тяготы и страдания военного времени не оставляют места для песен. И, тем не менее, песня всегда сопровождала солдата в походе и на привале, а иногда и в бою. Она помогала ему преодолевать трудности и лишения фронтовой жизни, поднимала боевой дух воинов, сплачивала их, шла с солдатом в бой, вливала в него новые силы, отвагу, смелость. Каждый год войны рождал все новые песни. Они воспитывали ненависть к врагу, воспевали Родину, мужество, отвагу, боевую дружбу – все то, что помогало преодолеть военные трудности. Песни ВОВ : они и теперь по прошествии более чем 75 лет, по- прежнему волнуют души ветеранов, любимы людьми сегодняшнего поколения. 2020 год особенный – 75 лет со дня Победы ВОВ.
Звучит песня
"Священная война".
- Что вы почувствовали, слушая эту музыку?
- Как вы охарактеризуете эту песню?
Как Вы думаете, нужны ли были такие песни в годы войны? Зачем? Какую роль сыграла эта песня в начале войны?
Какой музыкальный образ создал композитор в этом произведении?
ВСТАВАЙ, СТРАНА ОГРОМНАЯ, ВСТАВАЙ НА СМЕРТНЫЙ БОЙ:
Первой песней, написанной в годы Великой Отечественной войны, была "Священная война". Эта патриотическая композиция стала настоящим гимном советского народа. Уже 24 июня 1941 года в газетах "Красная звезда" и "Известия" было опубликовано стихотворение Василия Лебедева-Кумача "Священная война". Перед роковым сообщением о нападении Германии на СССР поэт просматривал кинохроники бомбардировок европейских городов, и, потрясенный увиденным, он написал стих. Прочитав в газете проникновенные строки, композитор Александр Васильевич Александров сочинил к ним музыку. И уже на пятый день войны перед отправляющимися на фронт солдатами, на площади Белорусского вокзала, состоялась премьера "Священной войны" в исполнении Ансамбля песни и пляски Красной Армии под руководством Александрова. Отсюда, за считанные дни, зовущая к подвигам песня распространилась по всему Союзу.
ДО ТЕБЯ МНЕ ДОЙТИ НЕЛЕГКО, А ДО СМЕРТИ - ЧЕТЫРЕ ШАГА:
Одна из самых лирических песен военных лет, "В землянке", "родилась" совершенно случайно. Текстом песни стало написанное в ноябре 1941 года стихотворение поэта и журналиста Алексея Суркова, которое он посвятил жене Софье Антоновне и написал в письме. В феврале 1942 года теплые и глубоко личные строки Суркова настолько вдохновили композитора Константина Листова, что тот написал для них музыку. Он же стал первым исполнителем этой песни. 25 марта 1942 года песня "В землянке" была опубликована в "Комсомольской правде". К тому времени ее любили и пели и бойцы, и те, кто их ждал.
ПИСЬМА ТВОИ ПОЛУЧАЯ, СЛЫШУ Я ГОЛОС РОДНОЙ:
Поистине необычна история и другой замечательной военной песни "Синий платочек". В 1940 году в московском саду "Эрмитаж" выступал польский оркестр "Голубой джаз" под управлением Генриха Гольда. Тогда композитор Ежи Петербургский исполнил свою новую мелодию. После концерта к Петербургскому подошел поэт и драматург Яков Галицкий, который выразил свое восхищение творчеством оркестра и предложил написать слова к той новой красивой мелодии. Польскому композитору мысль поэта понравилась, и вскоре появилось стихотворение "Синий платочек". Впервые песню "Синий платочек" исполнил солист "Голубого джаза" Станислав Ландау, после чего она стала постоянной в репертуаре оркестра. Любопытно, что в Польше к тому времени уже была песня на мелодию Ежи Петербургского. "Синий платочек" пели Изабелла Юрьева и Вадим Козин, но до войны эта песня не получила широкой известности. Наступила война, и в тексте песни произошли некоторые изменения. В Киеве, например, на стихи неизвестного автора, стали петь:
Двадцать второго июня,
Ровно в четыре часа,
Киев бомбили, нам объявили,
Что началася война
Война началась на рассвете,
Чтоб больше народу убить.
Спали родители, спали их дети,
Когда стали Киев бомбить.
Привычный же "Синий платочек" появился в 1942 году, когда песню исполнила Клавдия Шульженко. Дело в том, что Клавдия Ивановна обратилась к сотруднику газеты "В решающий бой!" Михаилу Максимову с просьбой изменить слова песни на более патриотичные. Тогда-то поэт и вставил в текст песни знаменитые слова о пулеметчике.
РАСКУДРЯВЫЙ КЛЕН ЗЕЛЕНЫЙ, ЛИСТ РЕЗНОЙ, ЗДЕСЬ У КЛЕНА МЫ РАССТАНЕМСЯ С ТОБОЙ:
В 1940 году по просьбе руководства Политуправления Киевского военного округа для Окружного Ансамбля песни и пляски поэтом Яковом Шведовым и композитором Анатолием Новиковым была создана песенная сюита о молдавских партизанах. Всего в сюите было семь песен, среди них и "Смуглянка", написанная на основе молдавского фольклорного творчества. В начале Великой Отечественной войны ноты цикла у Новикова потерялись. Восстановив по памяти черновые наброски, Анатолий Григорьевич показал "Смуглянку" на радио. Но "несерьезная" песня не произвела впечатления на руководство. Только в конце 1944 года песня о молдавской девушке-партизанке в числе прочих композиций Новикова была по достоинству оценена руководителем Ансамбля песни и пляски Красной Армии А. В. Александровым. Так веселая лирическая песня о партизанах Гражданской войны стала любимой как в тылу, так и на фронте.
. РАДОСТНО МНЕ, Я СПОКОЕН В СМЕРТЕЛЬНОМ БОЮ: ЗНАЮ, ВСТРЕТИШЬ С ЛЮБОВЬЮ МЕНЯ:
История создания всенародно любимой песни "Темная ночь" очень интересна. В 1943 году, во время работы над знаменитым кинофильмом "Два бойца" у режиссера Леонида Лукова не получалось снять эпизод написания солдатом письма. Расстроенному из-за множества безуспешных попыток режиссеру неожиданно пришла мысль, что украшением сцены могла бы стать песня, передающая чувства бойца в момент написания письма родным. Не теряя ни минуты, Леонид Луков поспешил к композитору Никите Богословскому. Поддержав идею Лукова, Никита Владимирович уже через 40 минут предложил другу мелодию. После этого оба приехали к поэту Владимиру Агатову, который, в свою очередь, за пару-тройку часов написал легендарное стихотворение. Так, на музыку Никиты Богословского и слова Владимира Агатова, благодаря идее Леонида Лукова, была создана любимая и поныне песня "Темная ночь". Спетая исполнителем роли главного героя Марком Бернесом, "Темная ночь" навсегда осталась в памяти советского народа. Кстати, после записи песни, сцена написания письма в землянке была удачно снята с первого дубля. Но и на этом история создания песни не заканчивается. Первая матрица пластинки пострадала от: слез работницы завода, которая не смогла сдержать чувств при прослушивании песни в исполнении Ивана Козловского. Так что в свет "Темная ночь" вышла только со второй матрицы.
НАМ ДОРОГИ ЭТИ ПОЗАБЫТЬ НЕЛЬЗЯ:
Как вспоминал автор песни "Эх, дороги" А. Г. Новиков, эта песня нравилась ему больше всех остальных его творений. Она была создана по заказу Ансамбля песни и пляски НКВД вскоре после окончания Великой Отечественной войны для программы "Весна победная". Сегодня эту военную песню часто инсценируют, а первой идея пришла советскому режиссеру Сергею Юткевичу, который предложил добавить в программу сценку: как солдаты едут с фронта и напевают. Называлась эта сценка "Под стук колес". По справедливым комментариям современников, песня "Эх, дороги" вобрала в себя историю всей войны и показала чувства, которые испытывали бойцы.
НАМ НУЖНА ОДНА ПОБЕДА, ОДНА НА ВСЕХ:
ЭТОТ ДЕНЬ МЫ ПРИБЛИЖАЛИ КАК МОГЛИ:
Главная "победная" песня родилась только через 30 лет после завершения войны, но без нее сегодняшний рассказ о военных песнях был бы неполным. Песня "День Победы" была создана поэтом Владимиром Харитоновым и композитором Давидом Тухмановым к 30-летию великой даты. Впервые эта песня прозвучала на праздничном концерте в московском Кремле в исполнении Льва Лещенко.
Катюша» - легендарная военная песня, как ни странно это звучит, была создана еще до войны. Причем история ее создания была весьма непростой
Все началось с того, что уже знаменитый поэт Михаил Исаковский придумал четверостишие – то самое всем известное начало песни: «Расцветали яблони и груши…» Но дальше стихи не складывались, поэтому Исаковский решил отложить работу над ними до лучших времен. Вскоре он познакомился с композитором Матвеем Блантером. Композитору очень понравились начальные строки будущей песни и, после нескольких бессонных ночей, он сочинил ставшую легендарной мелодию.
По настоянию Блантера, Исаковский продолжил работу над текстом. Впервые песня прозвучала в ноябре 1938 году в Колонном зале Дома Союзов. Ее первой исполнительницей стала молодая певица Валентина Батищева, которую трижды вызывали на «бис». Позднее «Катюшу» исполняли Лидия Русланова, Георгий Виноградов, Эдуард Хиль и Анна Герман.
Совсем по-иному зазвучала песня в военные годы. Бойцы не только знали наизусть ее текст, но и складывали все новые и новые варианты. Катюша в них сражалась на фронте, ждала своего солдата, становилась медсестрой или партизанкой… Многие воспринимали Катюшу как реальную девушку и даже писали ей письма. Именем Катюши прозвали реактивные минометы, приводившие в ужас фашистов.
В одном из вариантов легендарной песни фигурировала некая Катя Иванова. Как выяснилось впоследствии, у Кати Ивановой был реальный прототип – красивая девушка из Кубани, которая добровольцем отправилась на фронт и сражалась под Сталинградом. После окончания войны Екатерина Андреевна сохранила рукописный вариант текста песни о Кате Ивановой с припиской, что эти стихи посвящены ей.
Интересно, что «Катюша» пришлась по вкусу и противникам Советского Союза. Гитлеровцы пели ее немецкоязычный вариант, испанские добровольцы, служившие в 250-й дивизии вермахта, использовали ее мелодию в своем марше Primavera, у финнов была своя, «Карельская Катюша».
Впрочем, друзья и союзники СССР также полюбили «Катюшу». Под названием «Свистит вечер» она превратилась в гимн итальянских партизан. Появился и второй итальянский вариант популярной песни, получивший название «Катарина». После войны своя «Катюша» появилась в Израиле и даже в Китае.
Вот так этой простой, казалось бы, незатейливой песенке удалось покорить жителей самых разных уголков мира.
- Мы не имеем права забыть ужасы этой войны, чтобы они не повторились вновь. Мы не имеем права забыть тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили. Мы обязаны помнить все.
- Модно ли считать полными знания об истории Великой Отечественной войны без знания песен тех лет?
- Если уйдут из жизни ветераны ВОВ, то можно ли полагать, что песни военных лет также забудут?
-А сейчас вы посмотрите клип «Солдат» в котором есть очень глубокий смысл и ответ «Во имя чего воевали наши деды».
Прослушивая песни ВОВ мы словно переживаем чувства солдат, защищавших Родину в боях, чувства их матерей и детей, ожидавших их возвращения, и то неописуемое состояние счастья, которое испытали все жители Советского Союза 9 мая 1945 года.
(звучит минусовка под нее исполняют песню «Катюша»
Подводя итог, я хочу прочитать такие строки:
А песня ходит на войну,
А песня рушит доты,
Я тоже песню знал одну,
Как подданный пехоты.
На том гремучем рубеже,
Когда трясет планету,
Она приходит - и уже
Ни зла, ни страха нету.
В нее стреляет миномет,
А песня- влет. И все поет,
И все ведет солдата.
Флейта и Ветер
Солнечная система. Взгляд со стороны
3 загадки Солнечной системы
Рисуем ананас акварелью
Развешиваем детские рисунки дома