Данная исследовательская работа является попыткой раскрыть и объяснить особенности реакции человеческого организма на определённые звуковые раздражители, а точнее – от прослушивания музыки.
Вложение | Размер |
---|---|
влияние музыки на человека | 122.76 КБ |
Слет научных обществ учащихся
образовательных учреждений общего и дополнительного образования детей
города Нижневартовска в 2019-2020 учебном году
Секция 16: «Культурология»
Тема работы:
«Влияние музыки на человека»
Автор работы:
Лебедькова Екатерина Дмитриевна,
МБОУ «Средняя школа №43»,
7 класс.
Научный руководитель:
Гарифьянова Наталья Юрьевна,
учитель музыки,
МБОУ «Средняя школа №43»
Нижневартовск, 2020
Влияние музыки на человека
Лебедькова Екатерина Дмитриевна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №43»
7 класс
Аннотация
Данная исследовательская работа является попыткой раскрыть и объяснить особенности реакции человеческого организма на определённые звуковые раздражители, а точнее – от прослушивания музыки. Многие люди, слушая музыку различных стилей и жанров даже не задумываются о её влиянии на их психику и поведение. Не важно, в какой степени это влияние проявляется, какой оно носит характер, к чему может привести, но с огромной уверенностью можно утверждать, что это влияние так или иначе является фактом.
Актуальность работы: Музыка нас окружает везде и повсюду. Но мало кто задумывается, слушая музыку различных стилей и жанров, о её влиянии на их психику и поведение. На основании анализа различных стилей музыки, можно определить, как она влияет на человека.
Цель: Выяснить, влияет ли музыка на психику и поведение человека.
Задачи:
Для проведения исследования применены методы изучения литературы и интернет ресурсов. Проведено сравнение и анализ разных стилей музыки. Выявлена значимость музыки в жизни человека.
Вывод:
Направлений в музыке очень много. Народная, духовная, классическая, популярная музыка (электронная музыка, рок, блюз, джаз, кантри, романс и др.). Разная музыка вызывает разные чувства. От одной хочется плакать, от другой танцевать, бывает тяжелая музыка, которую неприятно слушать. Музыка может вызывать различные ощущения, может влиять на настроение человека.
Влияние музыки на человека
Лебедькова Екатерина Дмитриевна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №43»
7 класс
План исследования
Гипотеза исследования: Учащиеся слушают разнообразную по стилям и направлениям музыку, и это влияет на их самочувствие.
Объект исследования: Школьники.
Предмет исследования: Изменение поведения школьников, вызванные краткосрочным прослушиванием различных музыкальных композиций.
Методы исследования: Изучение литературы и интернет ресурсов, сравнение, анализ, влияние различных музыкальных стилей на эмоциональное состояние школьников, синтез полученной информации.
Содержание
1. Введение……………………………………………………………………………….5
2. Глава 1. Применение музыки в разные времена…………..…………………...........6
3. Глава 2. Воздействие музыки на организм человека ….……………………………9
4. Глава 3. Влияние различных стилей музыки на человека …………………….….10
5. Глава 4. Исследование среди учащихся школы ………..……….............................14
6. Заключение…………………………………………………………………………...17
7. Список литературы…………………………………………….…………………….18
8. Приложения...…………………………………………………………………..….....19
Введение.
Ни для кого не секрет, что музыка занимает немаловажное место в жизни каждого человека. Ежедневно большинство из нас слушает разную музыку, которая, так или иначе встретится где-нибудь, независимо от того, хотим мы этого или нет – в телефоне, в машине, автобусе, магазине, кинотеатре, на улице, на дискотеке - везде, где бы мы ни находились, нас сопровождают звуки музыки. При этом вряд ли кто-то задумывается, какое огромное влияние она оказывает на наш внутренний мир и внешнее его выражение - поведение. Она обладает способностью оказывать заметное воздействие на душевное и физическое состояние человека.
Если сравнивать музыкальную сферу искусства с другими ее отраслями, можно сказать, что это одна из самых вдохновенных его форм. Своим ритмом, мелодией, гармонией, динамикой, разнообразием звуковых сочетаний и колоритов музыка передает бесконечную гамму чувств и настроений. Её сила заключается в том, что, минуя разум, она проникает прямо в душу, в подсознание и создает настроение человека. Соответственно своему содержанию музыка может вызывать в человеке самые разные чувства, побуждения и желания. Она может расслаблять, успокаивать, бодрить, раздражать и т.д. Поэтому меня заинтересовала данная проблема, и я решила ее исследовать.
Глава 1.Применение музыки в разные времена.
Музыка – феноменальное явление. Её взаимоотношения с человеком удивительны. Мелодичные звуки вершат чудеса – в человеке пробуждается, преобразуется душа, меняются состояние, настроение. Древнегреческие рукописи гласят: "Музыкальное воспитание — самое мощное оружие, поскольку ритм и гармония проникают в самые сокровенные глубины человеческой души".
Но музыкальная культура в своем глубинном значении давно вышла за пределы круга любителей музыки в современном мире. Широкое использование музыки в целях воздействия на состояние человека сейчас приняло почти тотальный характер. Свойство музыки влиять на состояние человека применяется сейчас в терапевтических сеансах, рекламе, кино и т.д.
Недостаточно глубоко изученное современной психологической наукой направление музыкотерапии приносит, в том числе, неожиданные результаты использования музыки для воздействия на состояние здоровья человека.
Еще в глубокой древности было известно, что звуковые колебания (и, в частности, музыка) способны оказывать эффективное лечебное или болезнетворное воздействие на человеческий организм и психику. Пифагор, которого называют “первым музыкотерапевтом”, создал целую методику такой терапии и успешно применял её. А в парфянском царстве (III в. до н. э.) был выстроен специальный музыкально-медицинский центр. Аристотель считал музыку средством лечения тела и очищения души. Выдающийся врач Авиценна уже тысячу лет тому назад исцелял музыкой нервнобольных.
Уже тогда поняли, что тихая размеренная мелодия успокаивает человека, уравновешивает его, укрепляет его органы. Более того, заметили, что музыка формирует высоконравственную, духовную личность.
Пророк Давид игрой на кифаре и пением помог библейскому царю Саулу избавиться от депрессии. Асклепий пением и музыкой лечил больных. Гомер в «Одиссее» повествует о лечении ран воина звуками музыки и пения, о том, как Ахилл снимал эмоциональное напряжение своим пением и игрой на лире. Пифагор основал науку о гармонии сфер, утвердив музыку как точную науку. В Китае уже много веков назад музыка использовалась достаточно широко, древне-китайские подходы к диагностике и лечению включали в себя физические воздействия (иглоукалывания и прижигания), в том числе и музыки на биологически активные точки. Музыка была неотъемлемой составной частью всей жизни китайцев. Принципы пяти звуков (пентатоника) согласовывались с пятью типами интонирования в китайском языке, с загадочными законами природы, с пятью плотными органами человека и его пятью чувствами. Музыка, инструмент и даже нота подбирались согласно энергетическому состоянию меридианов человека, а также согласно времени года и энергии дня. Соблюдение этих правил давало порой фантастические результаты воздействия, об этом свидетельствуют предания о Конфуции, который регулярно слушал прекрасную музыку.
В Средние Века одной из самых страшных считалась казнь “под колоколом”, когда приговоренного помещали под большой колокол и ударяли в него. Ещё одним пугающим примером использования звуковых, точнее, ритмических колебаний была широко известная казнь с использованием капающей на голову или рядом воды.
Музыка и, в особенности, ритм широко использовались при проведении обрядов и иных культовых действий. Достаточно ярким примером этому может служить шаманская практика, известная у разных народов мира. Специально подобранные и отшлифованные опытом поколений ритмичные удары шаманского бубна способствовали вхождению в особые состояния сознания, как самого шамана, так и зрителей-участников.
Древние ученые мужи полагали, что музыка устанавливает порядок во Вселенной, восстанавливает нарушенную гармонию в организме, перенастраивает человека в эмоциональном плане, сменяя депрессивное состояние на оптимистичное.
Большое внимание музыке как лечебному фактору, уделяла и европейская медицина. Известно, например, что в XIII веке в больницах существовали специальные помещения, где в лечебных целях использовалась музыка. В XVIII веке лондонский врач Ричард Броклесби написал свои "Рассуждения о древней и современной музыке и применении ее в лечении болезней, предложив ряд методических приемов использования музыки при различных заболеваниях.
Начало XX века ознаменовалось вспышкой интереса к вопросам музыкотерапии. Особенно широко разработка проблемы стала вестись после второй мировой войны. В Англии Ж. Альвин основывает Общество музыкальной терапии и лечебной музыки. В Вене проходит симпозиум «Музыка и медицина», после которого создается Центр музыкотерапии, регулярно проводящий международные совещания. В США организуется Комитет по изучению взаимосвязи музыки и медицины, затем и Национальная ассоциация музыкотерапевтов. Музыку используют в хирургии, кардиологии, акушерстве, стоматологии. Наиболее широко она применяется при лечении нервных и психических заболеваний.
В России изучение и развитие музыкотерапии связано с именами таких крупных ученых, как И. Догель, И. Тарханов. В. Люстрицкий, В. Спиртов и другие. Огромная заслуга в этой области принадлежит В. М. Бехтереву, который, в частности, указывал: «Коль скоро мы знаем, что музыка является воспитательницей наших чувств и настроений, мы вправе ожидать от нее, что она по решению врача может и должна создавать определенное настроение, где нужно ослабить излишнюю возбудимость, в других случаях перевести больного из грустного состояния в хорошее настроение, в третьих случаях действовать соответствующим образом на дыхание и кровообращение, устранить гнетущую усталость и вернуть членам физическую бодрость». Эти идеи успешно развивались и в последние десятилетия.
Сегодня доказано, что спектр музыкального воздействия чрезвычайно широк: он может охватить все сложнейшие составляющие человеческой природы. Исследователи приходят к выводу, что за музыкой можно признавать даже способность стимулирования интеллектуальной деятельности. Случайно ли, что многие великие физики – Планк, Борн, Эйнштейн – были музыкантами?
Глава 2. Воздействие музыки на организм человека
Воздействие музыки на психику человека происходит через звуковое восприятие. Звук — это ещё и энергия, которая создаётся в результате вибрации. Музыка создаёт особое энергетическое поле, которое может нести положительный или отрицательный заряд в зависимости от громкости, гармоничности композиции, ритмичности, частоты.
Особое значение при восприятии музыки оказывают следующие моменты:
Громкость музыки.
Допустимая для человека — 60-70Дб, 80 Дб — воспринимается как опасность, 120 Дб — уровень боли, шока (такая громкость встречается на концертных площадках), а 150-180 Гц — уровень звука не совместимый с жизнью.
Как долго человек слушает музыку.
Если это спокойная и расслабляющая музыка, то можно и несколько часов слушать, громкая музыка в стиле металл вряд ли окажет позитивное воздействие.
Шум — человек постоянно находится в шумовой среде, уровень 20-30Дб воспринимается нормально человеком, выше — негативно сказывается на продуктивности деятельности. Если музыка звучит как фон, то она не должна быть громкой, чтобы не вредить занятиям, работе.
Нервная система человека и его мускулатура способны чувствовать ритм. Музыкальный ритмический рисунок выступает как раздражитель, стимулируя физиологические процессы в организме. Музыка может гармонизировать и ритмы отдельных органов человека, производя своеобразную настройку их частот.
Музыкотерапия — это психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека. Лечение с помощью музыки получило название музыкотерапии.
История музыкотерапии насчитывает несколько тысяч лет. Так еще Пифагор, Аристотель и Платон во времена античности указывали на целебное воздействие музыки. Величайший врач Авиценна использовал музыкотерапию при лечении нервных и психических заболеваний. Если говорить о современной европейской медицине, то первые упоминания о применении музыкотерапии относятся к началу 19-го века — подобное лечение в психиатрических учреждениях применялось во Франции.
Российский Минздрав официально признал музыкотерапию в 2003 году.
Есть даже специальные музыкальные сборники: в них объединены произведения, способствующие лечению определенной болезни. Разумеется, музыкотерапия не сможет заменить привычные медицинские процедуры, но способна снизить требуемые дозы принимаемых препаратов.
Глава 3. Влияние стилей музыки на человека
Как известно, каждое музыкальное направление своеобразно влияет на организм человека.
Поп-музыка
В поп-музыке (происходит от сокращенного словосочетания «популярная музыка») слушателя привлекают несложные тексты и лёгкие запоминающиеся мелодии. Не особо мудреные мелодии и несложный ритм разбавляются, чаще всего, простым текстом, который, к тому же, может быть слегка глуповатым в рифмах. Казалось бы, что и воздействие поп-музыки на человека должно быть таким же легким и незаметным, но, как оказывается, это далеко не так.
Научным экспериментальным путем доказано, что во время часового прослушивания поп-музыки человек глупеет, причем эффект сохраняется и после еще на час. Так, уменьшается количество активных зон в головном мозге, возникают сложности с памятью и концентрацией внимания. Но действительно ощутить все негативные последствия от такого влияния можно только в том случае, если поп-музыка слушается постоянно и очень длительное время.
Что же касается положительной стороны воздействия поп-музыки на человека, то сюда стоит отнести антистрессовый эффект. Также в случае редкого прослушивание популярной музыки можно заметить улучшение настроения.
В любом случае, любая современная музыка предназначена, прежде всего, для определенных случаев, когда ее воздействие окажет человеку только пользу. Так, поп-музыка идеально подойдет для создания атмосферы праздника на любом мероприятии, будь то вечеринка с друзьями или корпоратив.
Итак, исходя из вышесказанного, можно утверждать, что поп-музыка, которой увлекается большая часть подростков, разрушительно действует на мозговую деятельность человека.
Естественно, что поп-музыка разных лет значительно отличается и сейчас можно выделить произведения и песни, что стали классикой эстрады и несут свой позитивный заряд, особенно если в песнях есть смысловая нагрузка. Такая музыка может повышать настроение и эмоциональный настрой людей.
Интересно, что в советское время власти, осознавая влияние музыки и культуры на людей, контролировали данную сферу, влияли на создание музыкальных произведений. Основными идеями песен были вечные ценности. Песни — несли позитив, веру в лучшее, а концерты и новогодние вечера — были событием в каждой семье.
Отдельное направление — песни военных лет, их до сих пор любят и часто исполняют, они пронизаны верой в победу, помогают и сейчас обрести заряд энергии, осознать несоразмеримость наших печалей и человеческих страданий в те далёкие года. Песни «Катюша», «Журавли», «Синий платочек» — навсегда живут в наших сердцах.
Рэп-музыка
Рэп, согласно исследованиям, вызывает чувство агрессии. Монотонность рэпа может стать причиной раздраженности, злобы, понижения настроения и общего эмоционального тонуса. У любителей слушать рэп выявлено самое низкое IQ, по сравнению с любителями всех остальных стилей музыки, поэтому этот стиль музыки к прослушиванию не рекомендуется.
Рок-музыка
В вопросе влияния рок-музыки (слово rock (в переводе с английского «качать», «укачивать», «качаться») в данном случае указывает на характерные для этих направлений ритмические ощущения, связанные с определённой формой движения) на людей мнения ученых и психологов расходятся. Что же говорят по этому вопросу ученые? Научные исследования говорят о том, что во время рок-концертов человек теряет самообладание и впадает в состояние транса. Были случаи, когда переизбыток высоких или низких частот серьёзно травмировал мозг. На рок-концертах нередки случаи контузии звуком, временная потеря слуха и памяти. Многие исследователи в данной области считают рок-музыку негативно сказывающейся на психике человека из-за «разрушительности» самого стиля.
Вот возможные результаты воздействия рок-произведений на мозг человека: агрессивность, ярость, гнев, вынужденные действия, состояние транса различной глубины, склонность к самоубийству, непроизвольное движение мышц, музыкальная мания (желание постоянного звучания рок-музыки).
Но за последние 2-3 года было выявлено, что многие школьники и студенты, слушающие рок, более успешно учатся и устойчивы к стрессам. Для многих слушателей рок до сих пор является чем-то большим, чем музыка. Это определенный стиль жизни, способ проявить свою индивидуальность и одновременно найти единомышленников. Также психологи считают, что предпочтение тяжёлой музыке часто отдают люди с богатым внутренним миром, интересные в общении. Они довольно амбициозны, а иногда склонны проявить агрессию, но, в то же время, ценят искренние отношения с людьми.
Классическая музыка
С вопросом о влиянии классической музыки на людей я обратилась к своему преподавателю по фортепиано Штогриной Любови Александровне.
Она мне рассказала, что классическая музыка является идеальной для психики человека. Она оказывает хорошее влияние, как на общее состояние человека, так и приводит в порядок эмоции, чувства и ощущения. Классическая музыка способна устранять депрессии и стрессы. А при прослушивании некоторых произведений В.А. Моцарта, маленькие дети развиваются интеллектуально гораздо быстрее.
Существует несколько теорий по поводу благотворного воздействия классической музыки на детей. Во-первых, эта музыка обладает успокаивающими свойствами для мозга. Ребенок, слушающий музыку, успокаивается, он счастлив, а мозг имеет больше времени на концентрацию перед выполнением поставленной задачи, без нетерпения и стресса. Во-вторых, музыка является ещё одним языком, который воспринимает мозг. Так, развитие ребёнка, его языковых навыков с помощью музыки может повлиять на развитие мышления. В дальнейшем это будет способствовать развитию пространственного мышления ребёнка.
Американские исследователи в начале 90-х годов ввели такой термин, как «эффект Моцарта». Смысл данного эффекта заключается в том, что после 10-минутного прослушивания произведений австрийского композитора скорость решения задач на пространственное мышление значительно возрастает. Принято считать, что музыка Моцарта способствуют быстрому усваиванию информации и влияет на умственную работоспособность.
Психологи заявили, что классическая музыка, безусловно, влияет на интеллектуальные способности человека. Она способствует повышению эмоциональной активности человека. В период такой активности действительно повышаются умственные способности.
Больше всего разговоров ведется вокруг творений таких признанных гениев как Вивальди, Моцарт, Бетховен, Чайковский, Шуберт, Григ, Дебюсси и Шуман.
В настоящее время любителей классической музыки очень мало. Классическая музыка создана гениями своего времени, они создавали ее душой и сердцем, поэтому классика до сих пор современна. Ее просто приятно слушать. Но как выяснилось, что это не просто желание слушать приятную мелодию, это желание в какой-то степени познать себя через композиции звуков. Классическая музыка создана по всем правилам природной гармонии.
Итак, безусловно, каждый стиль притягателен для подростков по-своему: поп – своей простотой и незамысловатостью, рок – зашкаливающими громкостями и колоритом исполнителей, рэп – ритмичностью, злободневностью текстов. К тому же, перечисленные стили позволяют подросткам получить адреналин, «выпустить пар». И именно сейчас становится понятно, почему лишь немногие подростки слушают классику. Эта музыка требует определенных усилий, развитого эстетического вкуса, а он прививается с детства.
Взаимосвязь стилей музыки и уровнем интеллекта (IQ) .
Ученые из Эдинбурга провели любопытное исследование с целью определить, существует ли какая-либо связь между музыкой и характером человека, его личностью и уровнем интеллекта (IQ) .
Какая музыка нравится людям с низким IQ?
Как показали исследования, самый низким уровнем IQ обладают любители хип-хопа со стажем - то есть те, кто слушает эту музыку не один год. Любители рэпа показали себя как самые «ограниченные» люди. А вот любители классической и симфонической музыки показали более высокие, но не максимальные результаты.
Какую музыку слушают люди с самым высоким IQ? Многие удивятся, но самые высокие результаты IQ-тестов - у любителей тяжелой музыки и рока. Это должно разочаровать многих родителей, которые запрещают своим детям слушать металл и рок - оказывается, эту музыку теперь можно считать музыкой интеллектуалов.
Глава 4. Исследование среди учащихся школы
Современная молодежь не может прожить без музыки и дня. Музыка составляет стиль их жизни, образ жизни. Сейчас подросток не может пойти без музыки никуда. Практически в любом месте можно увидеть подростка с плеером, I-pod-ом или просто с телефоном.
Практической частью моей исследовательской работы является социологический опрос, анкетирование учащихся 7 классов нашей школы.
Опрос с целью выяснить, сколько времени в течение дня учащиеся слушают музыку.
Общее число опрошенных – 28 учащихся
Большая часть молодежи слушает музыку от 1 часа до трех часов в день (Приложение 1). Многие слушают музыку от трех до пяти часов, а некоторые и более пяти часов.
1. Время, затраченное на прослушивание музыкальных произведений
Менее часа — 7 %
От 1 до 3 часов — 38 %
От 3 до 5 часов — 31 %
Более 5 часов — 24 %
2. Источники прослушивания музыки
Проигрывающие устройства — 21 %
Компьютер (интернет) — 14 %
Телефон — 54%
ТВ — 11 %
2.Анкетирование, по результатам которого был получен ответ на вопрос
Так какую же музыку все-таки слушает современная молодежь?
В анкетировании приняли участие учащиеся 7 классов (22 человека), которым необходимо было ответить на предложенные вопросы. (Приложение 2)
Общее число опрошенных – 22 учащихся
Большинство школьников предпочитают клубную музыку, но также много внимания уделяется рэпу, меньше поп музыке, еще меньше – року. (Приложение 3)
Классическую музыку молодежь не слушает вообще. А ведь именно классическая музыка является «элитарной» музыкой и лучше всего воспитывает человека.
Сегодня наблюдается пристрастие школьников к легкому жанру, который является частью массовой культуры, а высокая музыкальная культура (классическая, народная и др.), которая играет большую роль в формировании общечеловеческих ценностей, у молодежи часто не востребована.
Эксперимент по определению изменений в эмоциональном состоянии подростка после прослушивания различных музыкальных композиций.
Схема эксперимента:
прослушивание музыкальной композиции: клубной музыки, рэпа, хип-хопа (1.5 минуты);
оценка эмоционального состояния после прослушивания музыки
прослушивание музыкальной композиции: классическая музыка (1.5 минуты);
оценка эмоционалного состояния после прослушивания музыки
Результат:
Проведенный эксперимент среди учащихся 7 класса (6 человек) показал, что при прослушивании клубной музыки, рэпа, хип-хопа ребята чувствовали себя комфортно. Никаких неприятных ощущений и дискомфорта, ухудшения психоэмоционального состояния не наблюдалось. Испытуемые уверяют, что такого рода музыку они могут слушать длительное время и, при этом прекрасно себя чувствовать. А вот классическая и фоновая музыка действует на ребят как снотворное, успокоительное, но слушать ее долго они не готовы.
Эмоциональное состояние после прослушивания (% уч-ся)
Рэп: хорошее настроение, бодрость, снялось напряжение (64%)
Хип-хоп: хорошее настроение. Бодрость (78%)
Рок: напряженность, раздражимость (50%)
Клубная музыка: напряженность снялась, настроение улучшилось, захотелось потанцевать (83%)
Классическая музыка: появилось желание поспать, состояние расслабленности, покоя (100%)
По данным эксперимента можно сделать следующие выводы:
Рэп и Хип-хоп одинаково действуют на эмоциональное состояние учащихся, но при этом при прослушивании рэпа пульс замедляется, а при прослушивании хип-хопа учащается.
При прослушивании рока у 50% учащихся возникла раздражимость, напряженность, но у 50% таких ощущений нет.
Клубная музыка у большинства испытуемых вызывает положительные эмоции, пульс при этом учащен.
Классическую музыку ребята не любят. Она действует на всех успокаивающе, но это им не нравиться.
Тот факт, что при прослушивании рок и клубной музыки у испытуемых изменения в значениях пульса были не значительными, говорит о том, что возможно из-за того, что музыка звучала в школьном кабинете, а не клубе она не имела запредельного количества децибел.
Вывод:
Музыка может влиять на эмоциональное состояние слушателя.
Характер влияния музыки на общее и эмоциональное состояние подростков далеко не всегда определяется ее ритмом. Можно предположить, что влияние музыки в большой степени зависит от индивидуальных особенностей человека (например, от качеств его нервной системы, характера, состояния здоровья и т. д.)
Заключение
Проводя исследования, я еще раз убедился в многогранности музыки и ее важности в жизни человека. Каждый из нас должен четко понимать только одно: для каждой музыки есть свое место и свое время. Запрещать слушать одно и заставлять слушать другое – нелепо.
При написании данной исследовательской работы мной была определена цель: выяснить, влияет ли музыка на поведение, настроение и самочувствие человека.
Полученные результаты тестирования и диагностики подтвердили тот факт, что музыка является неотъемлемой частью жизни каждого человека и, в частности, учащихся нашей школы. Музыка оказывает влияние на психоэмоциональное состояние подростков, причем, музыка различных музыкальных направлений влияет по-своему. Она может успокаивать и возбуждать, смягчать и ожесточать, вызывать воспоминания, снимать боль, усиливать агрессию. Так образом можно считать, что цель моей работы достигнута.
По данным исследований ученых стало ясно, что музыка снимает стресс и повышает иммунитет. Она поднимает силу духа. Музыка способна вдохновить на творчество. Музыка изменяет восприятие времени и пространства. Музыка помогает понять глубокий смысл жизни. Музыкотерапия актуальна сейчас, так же как и в древние времена.
Поставленная мной гипотеза в начале исследования подтверждается частично, но я могу сделать вывод, что повысить уровень культуры молодежи музыка способна, только этого не может сделать лишь одно музыкальное направление. Необходимо разнообразие музыкальных направлений, которые влияют на формирование духовности личности. Приобщение к высокому музыкальному искусству является важным фактором гуманизации, необходимым условием развития музыкальной культуры подростков и молодежи. Человек, одаренный душевно и понимающий значение музыки в нашей жизни, поистине счастлив. Я понял, как много значит музыка для человека, и как она влияет на различные аспекты его жизни. А это значит, что проделанная мной работа не напрасна.
Результаты моей работы могут быть полезными для моих сверстников, а так же могут использоваться на уроках учителями биологии и музыки, ОБЖ, экологии.
Подводя итог своего исследования, хочется пожелать всем: слушайте музыку на здоровье! Не забывайте о своем организме! Прислушивайтесь к нему. И, если внутри вас будет гармония, то музыка поможет вам, она напомнит о любви к людям и поддержит в горе, научит восхищаться красотой человеческой души и величием природы, откроет неведомые стороны богатейшего мира творчества, принесет радость, здоровье и наслаждение.
Список литературы
1. Блейз О.С., Все о музыке; "Астрель", Балашиха, 2000;
2.Боднарук М.М., Ковылина Н.В. Занимательные материалы и факты по анатомии и физиологии человека в вопросах и ответах. – Волгоград: «Учитель», 2007 – 138с.
3.Буянова Н.Ю. Я познаю мир: энциклопедия. – М.: АСТ, 2005. – 398с.
4.Зильберквит М., Мир музыки; "Детская литература", Москва, 1988
5.Крикунов Е.А., Экология: 9 класс: Учеб. Для общеобразоват, учеб. Заведений. -М.:Дрофа,1995.-240 с.
6.Сонин Н.И., Сапин М.Р. Биология. 8 кл. Человек: Учеб. Для общеобразоват, учеб. Заведений.-М.:Дрофа,2001.-216 с.
7.Фёдорова М.З., Кучменко В.С., Воронина Г.А. Экология человека: Культура здоровья. – М.: «Вентана-Граф», 2006. – 144с.
8.Материалы сайтов:
https://school-science.ru/8/8/41835
https://obuchonok.ru/node/5935
9.Яковенко Т.В. Музыка и здоровье человека. Фестиваль педагогических идей https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/100399/
Приложение 1
Данные о времени прослушивания музыки в день учащимися 7 классов
Диаграмма 2. Источники прослушивания музыки
Приложение 2
Анкета «Музыкальные предпочтения молодежи»
1) Какой стиль музыки вы предпочитаете?
А) поп
Б) рэп
В) рок
Г) классика
Д) другой
2) Какое музыкальное направление вам нравится?
А) хип-хоп
Б) транс
В) хеви-метал
Г) другой
3) Как давно вы слушаете такую музыку?
А) менее 1 года
Б) 1-3 лет
В) 3-5 лет
Г) 5 лет и более
4) Как музыка влияет на вашу жизнь?
А) поднимает настроение
Б) помогает расслабиться
В) другое
Диаграмма .Данные музыкальных предпочтений учащихся 7 классов
Приложение 3
Как лечиться музыкой?
Для эффективности музыкальной терапии ее применяют по определенным правилам, которые основаны на психофизиологических принципах более, чем на эстетических и художественных. Вот самые важные из них:
1. Перед началом исполнения изучите информацию об исполняемом произведении. Необходимо знать его суть и структуру. Полезно узнать заранее текст исполняемого произведения, или иметь его перед глазами при исполнении, чтобы не мешали напряженные попытки уловить слова, которые не всегда четко произносятся или заглушаются оркестром.
2. Расслабьтесь - это поможет вам "открыть двери бессознательного" и принять в полной мере действие музыки. При этом не важно, хотите вы испытать успокаивающее действие или же стимулирующее и поднимающее настроение.
3. Важно правильно выбрать дозу. Лечение музыкой должно быть достаточно коротким, чтобы не вызвать усталости и возможных защитных реакций.
4. Силу или громкость музыки нужно осторожно регулировать. Малую громкость следует выбирать не только для успокаивающей, но также и для стимулирующей музыки. Большая громкость утомляет и потрясает нервную систему.
5. После прослушивания лечебной музыки отдохните некоторое время. Это благоприятствует ее полному, не нарушающему душевное равновесие, действию на бессознательное.
6. Известно, что бессознательное наиболее активно во время сна, при этом оно также восприимчиво и к внешним импульсам. Поэтому музыкальную терапию можно применять во время сна. Терапевтическое использование музыки во время сна особенно рекомендуется для детей, в психиатрии и вообще для людей беспокойных и возбужденных.
7. Выбор музыкальных произведений должен быть хорошо продуман. Он гораздо сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Иногда необходимо, чтобы принципы, кажущиеся очевидными, были ограничены и даже игнорированы.
Убунту: я существую, потому что мы существуем
Знакомые следы
Золотой циркуль
Дымковский петушок
Солдатская шинель