«На земном шаре трудно найти народ, у которого не было бы своей музыкальной культуры и своих музыкальных инструментов».
Оркестр русских народных инструментов — это оркестр, включающий в свой состав инструменты семейства домр и балалаек, а также гусли, баяны, жалейки и другие русские народные инструменты.
Но я бы хотела вам рассказать о своем инструменте.
Домра - русский, украинский и белорусский народный струнный щипковый музыкальный инструмент. Домра имеет корпус полусферической формы. Звук струн производится при помощи медиатора. Характерным приёмом звукоизвлечения является тремоло.
Из истории
Исчезновение домры
Возрождение домры
Строение домры
Исполнение Г.Свиридов «Романс»
Каждый музыкальный инструмент – неповторимая индивидуальность. Они – живые существа, самоуверенные и робкие, нежные и суровые, шумные и застенчивые. Счастлив тот, кто, слушая музыку, сможет по-настоящему услышать её, кто откроет для себя этот удивительный и прекрасный мир музыкальных инструментов. Во многом этот мир может быть для людей добрым примером, а для кого-то - источником творческого вдохновения…
1 слайд Информационно-исследовательский проект «Путешествие в мир музыкальных инструментов»
«На земном шаре трудно найти народ, у которого не было бы своей музыкальной культуры и своих музыкальных инструментов».
2 слайд Оркестр русских народных инструментов
Оркестр русских народных инструментов — это оркестр, включающий в свой состав инструменты семейства домр и балалаек, а также гусли, баяны, жалейки и другие русские народные инструменты.
Оркестр русских народных инструментов обычно включает в себя следующие инструменты:
Но я бы хотела вам рассказать о своем инструменте.
3 слайд Струнные
Струнные щипковые музыкальные инструменты — группа струнных музыкальных инструментов, источником звука которых являются натянутые струны, а звукоизвлечение осуществляется защипыванием струн пальцами, плектром или другим приспособлением
4 слайд Что такое домра?
Домра - русский, украинский и белорусский народный струнный щипковый музыкальный инструмент. Домра имеет корпус полусферической формы. Звук струн производится при помощи медиатора. Характерным приёмом звукоизвлечения является тремоло.
5 слайд Из истории
Домра на Руси была очень востребована, люди делили с ней печаль и радость. Под домру пели и плясали, складывали сказки и рассказывали былины. Очень простой в изготовлении инструмент был весьма популярным среди простого народа и потешных людей – скоморохов. Голосистая и легкая домра пять сотен лет звучала в крестьянских избах, на рыночной площади и даже в царских хоромах. В 17 веке для скоморохов, устраивающих развеселые представления и часто небезобидно подшучивающих над церковной и светской властью, наступили темные времена.
6 слайд Исчезновение домры
Серьезное недовольство знати и церкви вылилось в гонение на музыкантов. По особому указанию царя в 1648 году скоморохов начали отправлять в ссылку или казнить, а инструменты, включая и домры, названные бесовскими, собирать и уничтожать. Домра была истреблена и 200 лет про нее никто не вспоминал.
7 слайд Возрождение домры
Только в конце 19 столетия в далекой от столицы губернии, в глухой деревне, на чердачном помещении ветхой избы был найден инструмент с корпусом в виде овала, и никто даже не вспомнил, как он называется. Как ей удалось сохраниться, так и остается тайной, но спящая красавица должна была вернуться к жизни.
8 слайд Строение домры
Малая домра состоит из трех частей: корпуса, грифа (шейки) и головки.
Корпус имеет кузов, деку, кнопки для закрепления струн и нижний порожек. В середине деки находится круглое отверстие - голосник с фигурной розеткой. Над декой, около накладки грифа имеется навесной панцирь. Над струнами и нижним порожком иногда бывает укреплена подставка - подлокотник.
Гриф вставлен в корпус и закреплен в нем. Сверху на гриф наклеена накладка, в месте соединения головки с шейкой грифа прикреплен верхний порожек. На накладку нанесены тонкие поперечные пропилы, в которые вставляются металлические порожки. Промежутки между металлическими порожками называются ладами. Некоторые лады отмечены белыми кружочками.
На головке грифа имеются колковые валики для закрепления струн. Их натяжение регулируется вращением колков.
Подставка устанавливается на деке в точно установленном месте. На верхней части подставки делают наклейки ровные или фигурные. Фигурные наклейки служат для выравнивания строя инструмента.
Домра изготавливается из выдержанного сухого дерева. Корпус, состоящий из семи клепок, делается из клена или палисандра. Дека - из прямолинейной (резонансовой) ели. Шейка грифа склеена из трех продольных частей твердых пород дерева. Лучший материал для изготовления подставки - клен. Наклейка на подставке, а также верхний и нижний порожки делаются из черного дерева или белой кости. Кленовый навесной подлокотник крепится шурупами к обечайке корпуса. Панцирь также делается из твердой породы дерева или пластмассы. Металлическая колковая механика плотно прикреплена к головке инструмента, колки вращаются легко и плавно.
Струны изготавливаются из специальной стали и имеют различное сечение (толщину): первая - 0,30 мм (возможно 0,32 мм), вторая - 0,40 мм, третья - 0,56 мм (возможно 0,58 мм). Третья струна обвита мишурой с шелковыми нитями. Каждая струна закрепляется петлей на соответствующей ей кнопке. Затем, протянутая от кнопки через нижний порожек по углублениям в подставке и в верхнем порожке, закрепляется двумя-тремя оборотами (против часовой стрелки) вокруг основания валика колка.
Все части инструмента должны быть хорошо пригнаны. От этого во многом зависит качество его звучания.
9 слайд Исполнение Г.Свиридов «Романс»
Когда мы касаемся натянутой струны – возникает звук. Мы можем коснуться стола, двери – звук не появится. А в струне он уже есть, наше прикосновение лишь пробуждает его. То же происходит с человеком: музыка живёт в его душе. Надо лишь коснуться её, и она зазвучит. Так бывает, когда мы слышим игру на каком-нибудь инструменте, музыка пробуждает наши чувства: радость, печаль, тревогу, покой…
11 слайд Заключение
Каждый музыкальный инструмент – неповторимая индивидуальность. Они – живые существа, самоуверенные и робкие, нежные и суровые, шумные и застенчивые. Счастлив тот, кто, слушая музыку, сможет по-настоящему услышать её, кто откроет для себя этот удивительный и прекрасный мир музыкальных инструментов. Во многом этот мир может быть для людей добрым примером, а для кого-то - источником творческого вдохновения…
10 слайд Литература:
1. Банин А. А. Русская инструментальная музыка фольклорной традиции. — М., 1997.
2. Васильев Ю.А., Широков А.С. Рассказы о русских народных инструментах. — М.: Советский композитор, 1986. — 88 с.
3. Вертков К.А. Русские народные музыкальные инструменты. — Л.: Музыка, 1975. — С. 80—83, 172. — 280 с.
4. Коряковцева Г.А. Возвращение домры. — Киров: Триада-С, 2003. — 100 с. — ISBN 5-87291-048-7.
5. Махан В.В. Домра и домровое искусство на рубеже веков // выдержки из дипломного реферата. — М., 2000 (ред. 2006).
6. Новосельский А.А. Очерки по истории русских народных музыкальных инструментов. — М.: Музгиз, 1931. — С. 36—37, 43—45.
7. Фаминцын А.С. Домра и сродные ей музыкальные инструменты русского народа. — СПб.: Типография Э. Арнгольда, 1891. — 218 с.
8. Яковлев Ю.В. История русской домры: на подступах к новому прочтению. Сб. науч. тр. — М.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 1993. — Вып. 2: В двух частях.
9. Интернет источники
11 слайд Спасибо за внимание
Слайд 1
Информационно-исследовательский проект «Путешествие в мир музыкальных инструментов » Выполнила: ученица 6 «Б» класса МАОУ «Лицей №2» Г. Альметьевска Латыпова Валерия Руководитель: учитель музыки Арестова И.А.Слайд 2
Существует большое к оличество музыкальных н ародных струнных инструментов
Слайд 3
Что такое домра? До́мра — русский, украинский и белорусский народный струнный щипковый музыкальный инструмент, извлечение звука которого звук осуществляется при з а помощи щипка за струны
Слайд 4
Из истории В руках у скоморохов пели, играли и звенели музыкальные инструменты… Домра широко применялась скоморохами на Руси в XVI—XVII веках как сольный и ансамблевый (« басистая» домра) инструмент.
Слайд 5
Н о начиная с XVII века скоморошество подвергалось гонениям; с исчезновением скоморохов исчезла и домра
Слайд 6
Возрождение домры Основываясь на изображения в древних документах, сделали заключение - этот инструмент - домра.
Слайд 7
Строение домры Наилучшие образцы трёхструнных домр изготавливаются по моделям Семёна Ивановича Налимова (1857-1916 ) Домра, как и многие другие струнные инструменты, состоит из двух основных частей: полусферического корпуса и грифа.
Слайд 8
Заключение Данный проект направлен на повышение уровня музыкальной культуры учащихся, может быть использован на уроках музыки, МХК и во внеклассной работе В результате реализации проекта у детей будут сформированы представления о русских народных музыкальных инструментах, их звучании и происхождении Т акие формы работы с детьми способствуют развитию произвольной памяти, мышления, воображения, умения запоминать , анализировать, эмоционально откликаться на музыку, то есть, способствуют всестороннему развитию личности ребенка
Рисуем тыкву
Городецкая роспись
Чем пахнут ремёсла? Джанни Родари
Сторож
Астрономический календарь. Март, 2019