Данная публикация содержит проектную деятельность ученицы 7 "в" класса. Состоит работа из презентации и теоритической части.
Вложение | Размер |
---|---|
muzyka_narodov_mira_teoria.docx | 36.75 КБ |
СОДЕРЖАНИЕ:
Аннотация………………………………………………………………………....2
Введение……………………………………………….…………………………..3
Музыкальная культура семи стран………………………………………………4
Заключение…………………………………………………………………….…12
Список источников……………….…………………………………………...…13
Аннотация
Каждый народ имеет свой музыкальный язык. И он, в отличие от разговорного, понятен другим без перевода. У разных народов, населяющих нашу землю, есть свои музыкальные особенности – это свои музыкальные инструменты, национальные танцы, народные песни и композиторы, музыкальная культура.
Народы разных стран имеют свою собственную национальную музыку. В некоторых странах она почти не меняется из века в век. О музыке семи народов мира я хотела бы рассказать.
Проблема:
Я знаю, что музыкальная культура каждого народа очень богата и разнообразна. И я решила научиться различать музыкальные особенности некоторых народов. А также я хочу убедиться, что музыка – это единственный в мире язык, который понимают все люди земного шара.
Проектный продукт:
Презентация на тему «Музыка народов мира», буклет.
Методы работы:
Работа со справочной литературой по музыке, с Интернет-ресурсами, создание плана, проведение опроса, показ презентации, изготовление буклета.
Введение
Я выбрала эту тему, потому что считаю её интересной и познавательной.
Цель моей работы: познакомиться с музыкальной культурой разных стран и народов.
Проектный продукт поможет достичь цели проекта, в ознакомлении с музыкальной культурой разных стран и народов.
Задачи: 1 ) сбор нужного материала ;
2) систематизация и анализ материалов и источников ;
3) изучение музыкальной культуры разных народов;
4) провести анкетирование обучающихся 7 –х классов на данную тему.
Я начала свою работу с поиска информации по данной теме. Получила консультацию о правилах оформления документации.
Затем, мы приступили к практической части: подбору нужного мне материала, созданию презентации. Подготовили ознакомительный материал о музыке народов мира.
В ходе работы я столкнулась с проблемой подбора материала, нужного мне для презентации.
Чтобы справиться с этой проблемой я обратилась за помощью к наставнику.
Музыкальная культура семи стран.
Русская народная музыка
Русская народная музыка - традиционная музыка русского народа, является частью русской народной культуры.
Русская музыкальная культура устной традиции обладает выраженным единством. Основу жанровой системы составляют трудовые наигрыши, припевки и песни, обрядовый фольклор (календарно-земледельческий и семейно-бытовой), эпические жанры (былины, исторические песни), духовные стихи, хороводы и пляски с песнями, лирические песни крестьянской традиции, городские лирические песни, инструментальная музыка.
Музыкальные традиции различны по соотношению жанров, музыкальной и поэтической стилистике, манере исполнения. Обобщённо, местные традиции можно сгруппировать по регионам: западный, северный, центральный, южный, поволжский, уральский, сибирский. Географические границы местных музыкальных особенностей довольно гибкие и подвержены изменениям.
Существенная черта большинства жанров русской народной песни — непосредственная связь народной песни с бытом и трудовой деятельностью, песни трудовые (сопровождающие различные виды труда — бурлацкие, покосные, прополочные, жатвенные, молотильные и др.), обрядовые (сопровождающие земледельческие и семейные обряды и празднества, — колядки, масленичные, веснянки, купальские, свадебные, похоронные), игровые, календарные и т. п.
Немецкая народная музыка
Традиционна песенная культура немцев и музыкально-поэтическое творчество народа – это неотъемлемая часть фольклора и вместе с тем включается в исторический процесс формирования и развития культовой и светской, профессиональной и массовой музыкальной культуры. На конференции международного совета народной музыки (начало 1950-х годов) народная музыка была определена как продукт музыкальной традиции, формируемой в процессе устной передачи тремя факторами — непрерывностью (преемственностью), вариантностью (изменчивостью) и избирательностью (отбором среды).
Различают устную и письменную музыкальные традиции. Со времени развития письменных музыкальных традиций происходит постоянное взаимовлияние культур. Таким образом, народная музыка существует на определённой территории и в конкретное историческое время, то есть ограничена пространством и временем, что создаёт систему музыкально-фольклорных диалектов в каждой народной музыкальной культуре.
Для формы и языка немецкой народной песни, при всем ее многообразии, характерны следующие черты: большинство песен строится строфически. В старину были распространены однострочные и трехстрочные строфы, позже все чаще строфа строится из четырех стихотворных строк. Были распространены и шестистрочные строфы. Строфы часто дополняются припевами в середине и конце песни. В народной песне нет сложных рифм, в них чаще всего встречаются ассонансы. Язык и синтаксис песен, как правило, просты и доходчивы. Народные песни исполняют на верхненемецком литературном языке. На местных диалектах известны в наше время лишь немногие виды песен (колыбельные, потешки).
Очевидно, к глубокой древности восходит и популярное среди пастухов пение, почти лишенное слов (иодли, мелизматическое пение). В XV и XVI вв. архаические напевы и мелодии обогатились новыми чертами. С расцветом городов стала развиваться профессиональная музыка. Городская песня проникает в народ. Возникают плясовые, шуточные и застольные песни с новой ритмикой. В XVII в. формируется стиль новой немецкой народной песни, которая постепенно вытесняет все остальные. Для нее характерно симметричное силлабическое построение мелодии при правильном повторении строф. Особый стиль народной песни развился в XVII в. в Баварии.
Народные напевы были творчески использованы Гайдном, Моцартом, Бетховеном в их камерных и симфонических произведениях.
Армя́нская наро́дная му́зыка — музыкальный фольклор армянского народа.
Наряду с другими атрибутивным компонентами социо - культурного бытования армянского этноса, самобытная армянская народная музыка составляет основу национального самосознания и определяет социо - культурную идентичность армянского народа.
Являясь одной из самых древних , обладая ярко выраженным своеобразием, мелодическим богатством и композиционным благородством, армянская народная музыка оказала значительное влияние также и на развитие всей мировой музыкальной культуры.
Армянская народная музыка берёт своё начало в глубокой древности.
Её научно прослеживаемая история насчитывает свыше трёх тысячелетий. Процесс этот начал зарождаться уже в XX — XVIII веках до нашей эры.
На территории Армянского нагорья (географическом и цивилизационно-культурном ареале, в границах которого протекал этногенез армянской нации ) найдено множество артефактов, свидетельствующих о том, что музыкальное искусство здесь процветало уже по крайней мере со второго тысячелетия до нашей эры.
Подобными артефактами являются найденные археологами старинные музыкальные инструменты и различные изображения (в том числе — петроглифные) музицирующих людей, и древние письменные (в основном — клинописные) памятники, повествующие о тех или иных событиях, церемониях и действах, которые сопровождались музыкой.
Самобытные черты армянской народной музыки формировались благодаря постоянному скрещиванию в её лоне балканских и западно-анатолийских музыкальных традиций с музыкальными традициями таких древних культур Ближнего Востока, каковыми являются хеттская, арамейская, ассиро-вавилонская и персидская, а также в результате полной ассимиляции ею передовой для своего времени культуры государства Урарту.
Среди основных (вокальных, инструментальных, смешанных) жанров и видов древнеармянской народной музыки по характеру их прикладных функций (культовому и социальному назначению) можно выделить обрядовые, календарные, трудовые, свадебные, военные, эпические, танцевальные, застольные, лирико-любовные, колыбельные, бытовые, игровые, погребальные и т.д.
Особое место в армянской народной музыке занимают крестьянские песни, включающие в себя пахотные «оровелы», а также песни скитальцев («пандухтов»), относящиеся к жанру «антуни».
Французская народная музыка
Французская музыка — одна из самых интересных и влиятельных европейских музыкальных культур, которая черпает истоки из фольклора кельтских и германских племен, живших в давние времена на территории нынешней Франции. Со становлением Франции в период Средневековья во французской музыке слились народные музыкальные традиции многочисленных регионов страны. Французская музыкальная культура развивалась, взаимодействуя также с музыкальными культурами других европейских народов, в частности итальянского и немецкого. Начиная со второй половины XX века, музыкальная сцена Франции обогатилась музыкальными традициями выходцев из Африки.
Французская музыкальная культура начала формироваться на богатом слое народной песни. Хотя древнейшие достоверные записи песен, сохранившиеся до наших дней, датируются XV веком, литературные и художественные материалы свидетельствуют о том, что ещё со времен Римской империи музыка и пение занимали видное место в повседневной жизни людей.
В работах французских фольклористов рассматриваются многочисленные жанры народной песни: лирические, любовные, песни-жалобы (complaintes), танцевальные (rondes), сатирические, песни ремесленников (chansons de metiers), календарные, например рождественские (Ноэль); трудовые, исторические, военные и другие. К фольклорным принадлежат также песни, связанные с галльскими и кельтскими верованиями. Среди лирических жанров особое место занимают пасторали (идеализация сельской жизни). В произведениях любовного содержания преобладают темы неразделённой любви, расставания. Немало песен посвящено детям — колыбельные, игровые, считалки (фр. comptines).
Народная музыка Индии
Народная музыка Индии – смелое воплощение выражения народных и культурных обрядов, которые на протяжении многих столетий, складывали огромный пласт древнейшей самобытной культуры, своеобразное выражение духовной и трудовой деятельности индийского народа и многовековой истории.
Индийские литературные источники свидетельствуют о большом уважении к музыкантам, которые ценились и были глубокоуважаемые среди основного населения. Ведь индийская музыка была важной и неотъемлемой частью жизни индийского народа. Так как магическим и религиозным обрядам отводилось особое место в жизни индийской общины, каждое племя имело своего персонального музыканта, который исполнял гимны во время обрядов.
Музыка в Индии – одна из важных элементов народных празднований с давних времен. С появлением и развитием индийского театра, искусство индийских инструментальных певцов было особо востребовано. В IV-VII вв. классическое направление в индийской музыке достигло своего наибольшего развития. Основные теоретические музыкальные положения, описанные в древних трактатах сохранились неизменными, несмотря на процесс длительного исторического развития. Именно потому, что музыкальные каноны оставались, и по сей день остаются, незыблемыми для многих поколений индийских музыкантов, сегодня, существует такое своеобразное и уникальное направление в музыке, как индийская музыка.
Народная музыка Китая
Музыкальная культура Китая начала зарождаться около 4 тысяч лет назад. Истоками её считаются племенные пляски, песни, а также различные ритуальные формы в обрядах. Для жителей самой густонаселённой страны мира народные песни, танцы, игра на инструментах имеют огромное значение. Показательно, что слова «музыка» и «красота» обозначаются одним иероглифом, только произносятся чуть различно.
Героические настроения, четкий ритм, простота музыкального языка, характерны для северной традиционной музыки Китая. Южные же песни радикально отличались – произведения наполнялись лирикой, утонченностью исполнения, в них использовался пентатонический звукоряд.
Музыка Древнего Китая насчитывала примерно тысячу различных инструментов, большая часть которых, увы, канула в лету. Классифицируются китайские народные музыкальные инструменты по виду звукоизвлечения: струнные щипковые инструменты: саньсянь, гучжэн, кунхоу, люцинь, пипа с разным количеством струн; струнные молоточковые инструменты: чжу – наподобие цимбал; струнные инструменты со смычком: эрху, даху, лэйцинь, чжунху; деревянные духовые инструменты: гуань (род гобоя), дицзы (бамбуковая флейта), шэн (губной орган, проще – своеобразная губная гармошка); ударные инструменты: гонг (металлический диск), пайгу (барабан типа литавр).
Музыка народов Средней Азии
Во все времена люди посвящали часть своей жизни культуре. Так, несмотря на кочевой образ жизни и различные сложные времена, жители Средней Азии пронесли сквозь века свою музыкальную культуру. Благодаря акынам и мастерам прошлого до наших дней дошли национальные инструменты практически в том виде, как они были и 100 и 200 лет назад. Народы Узбекистана, Таджикистана и Кыргызстана и сегодня могут услышать, поиграть или просто подержать в руках уникальные музыкальные инструменты, характерные Средней Азии.
Среднеазиатские народы внесли большой вклад в развитие общечеловеческой культуры. В те времена, когда не имели своей письменности, они создавали прекрасные образцы устного народного творчества: народные певцы прославляли подвиги своих героев, рассказывали о чистую и верную любовь Лейли и Меджнуна...
К примеру, Туркменская музыкальная культура уходит корнями в глубокую древность. При раскопках столицы Парфянского царства (3 в. до н.э.) г. Нисы были найдены древние питьевые сосуды в виде рога, украшенные изображениями людей, играющих на различных музыкальных инструментах типа древнегреческого авлоса, кифары, лиры.
Азербайджанcкая музыка основывается на богатом музыкальном инструментарии, известном еще с древнейших времен, о чём свидетельствуют многочисленные письменные, устные и визуальные материалы, а также памятники материальной культуры, дошедшие до нас. Средневековые музыкально-теоретические трактаты азербайджанских авторов, классическая средневековая поэзия и книжная миниатюра..
Узбекская традиционная музыка имеет древние истоки. Сведения о ее античном и средневековом периодах развития дают терракотовые статуэтки, настенные росписи, книжная миниатюра. В процессе своего развития инструментальная музыка пережила различные исторические этапы, в результате был выработан...
Богатое и своеобразное наследие узбекского народа много веков развивалось как искусство, передаваемое из "уст в уста" поколениями народных музыкантов, певцов, сказителей. При этом мелодии несколько видоизменялись, варьировались, сохраняя вместе с тем свою ладоинтонационную основу.
Заключение
Закончив свой проект, я могу сказать, что каждый народ имеет свои музыкальные особенности. Что музыка – это неотъемлемая часть в жизни человека. Она помогает, когда тяжело, радует на праздниках, сплачивает людей единой волей.
Работа над проектом показала, что подбор материала – это увлекательное занятие, требующее полной отдачи.
В процессе работы я узнала много нового о музыкальных особенностях различных народов.
Я думаю, что решила проблему своего проекта, так как научилась различать музыкальные особенности некоторых народов. А также убедилась, что музыка – это единственный в мире язык, который понимают все люди земного шара.
Музыкальная культура разных стран и народов богата и многообразна. У одних народов мира музыка почти не меняется из века в век, у других появляются новые музыкальные произведения на основе народной музыки. Музыка способна объединить в большом дружном хороводе народы всего земного шара.
Список источников:
Юрий Визбор. Милая моя
Северное сияние
Упрямый зяблик
Ночная стрельба
Цветущая сакура