Влияние музыки на развитие человека.
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_3.docx | 341.76 КБ |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Бутурлиновская основная общеобразовательная школа
Проектно-исследовательская работа
« Влияние музыки на человека»
Подготовила: обучающаяся
3 класса «А»
МКОУ Бутурлиновская ООШ
г. Бутурлиновка
Воронежской области
Гранкина Полина
Руководитель: учитель начальных классов
г. Бутурлиновка
Воронежской области
Моргунова Лилия Александровна
город Бутурлиновка,2019год
Оглавление.
I.Введение……………………………………………………………………….3
II.Роль музыки в жизни человека……………………………………...............5
2.2.Применение целебных свойств музыки в разные времена………………6
III. Влияние различных стилей музыки на человека…………………………8. 3.1 Влияние поп музыки на человека................................................................8
3.2. Влияние музыки в стиле рэп и хип-хоп......................................................8
3.3. Влияние рок музыки на человека................................................................8
3.4.Влияние классической музыки на человека. …...........................................9
IV. Лечебные свойства музыки…………………………………………………10
4.1. Музыкотерапия……………………………………………………………...10
4.2. Польза вокала………………………………………………………………12
V. Практическая часть…………………………………………………………...14
VI. Заключение…………………………………………………………………..17 VII. Литература…………………………………………………………………..18
Введение.
Музыка в моей жизни занимает огромное место. Я люблю петь и танцевать, слушать музыку: и классическую, и современную. С 4 лет я стала посещать ансамбль «Маркетри», в 7 лет поступила в музыкальную школу по классу « Эстрадный вокал», «Хореография». Она меня и всех окружающих сопровождает с самого раннего детства. Каждый день большинство из нас слушает разную музыку. При этом вряд ли кто-то задумывается, какое огромное влияние она оказывает на наш внутренний мир. Нет людей равнодушных к музыке, ее слушают все. Сочетаются ли музыка, настроение и самочувствие человека? Если да, то как, в какой мере? – вот вопросы, которые меня интересуют, ими определена актуальность данного исследования.
Цель исследования: показать положительное влияние музыки на настроение и самочувствие человека.
Задачи исследования:
Объект исследования - музыка.
Предмет исследования - влияние различных музыкальных стилей на учебную деятельность и эмоциональное состояние школьников.
Гипотеза: музыка благотворно влияет на настроение и самочувствие школьников.
Методы исследования:
- изучение и обобщение литературы по теме исследования;
- тестирование и анализ результатов;
- наблюдения и фиксация наблюдений.
Практическая значимость:
Материалы данного исследования могут быть использованы в целях пропаганды оздоровления человека средствами музыки. Результаты исследования и предложенные рекомендации будут интересны учителям, учащимся и их родителям, а также тем, кто любит музыку и заботится о своём здоровье.
II.Роль музыки в жизни человека.
Звуковые волны — механические колебания тел, воспринимаемые слуховым аппаратом человека. Когда дотрагиваются до струн гитары, то вокруг них начинают колебаться молекулы воздуха. Эти колебания распространяются в воздухе и достигают наших ушей. Звук – это распространяющиеся в среде упругие волны с частотами от 16 и до 20 000 герц, воздействующие на слуховой аппарат человека, на органы, клетки и ДНК. Наше ухо воспринимает звук громкостью 55-60 децибел – уровень обычной человеческой речи. Разговор на повышенных тонах в 90 децибел вызывает «слуховой стресс», а шум громкостью 110 децибел – болевые ощущения.
На эстрадных концертах интенсивность звука соответствует мощности реактивного самолета. После 40 минут таких звуков люди получают «звуковую контузию». Физиологическое воздействие тяжёлой музыки чрезвычайно вредно. Завывающие звуки из струн усиленных электроникой гитар заставляют вибрировать нервы. Если регулярно слушать музыку насыщенную низкими тонами, то с годами этот диапазон снижается. Зачастую такие люди перестают слышать высокие частоты. Для детей громкая музыка особенно вредна, т.к. слуховой аппарат ещё не развит и испытывает поражение шумовым воздействием!
Если направить источник инфразвука (т.е. низкочастотные звуковые волны) на человека, то можно добиться поразительного эффекта. Почему люди впадают в панику при звуке взрыва? Многие из них, пережившие землетрясения, вспоминают ужас, хотя вполне понимают: непосредственной опасности их жизни нет. Этот ужас накатывал на них, когда они слышали глухое подземное урчание, происходящее от смещения пластов. Это все инфразвук. Человек может вообще ничего не слышать, т.к. наше ухо ограничено в восприятии колебаний. Но инфразвук может разрушить нашу психику. Люди, подвергшиеся воздействию инфразвука, становятся беспричинно тревожны.
2.2. Применение целебных свойств музыки в разные времена.
С незапамятных времен музыка сопровождает жизнь людей. Она может вызывать радость и печаль, успокаивать и приводить в возбуждение, она заставляет нас заглянуть в самые сокровенные уголки своей души и глубже понять окружающий мир. Музыка сопровождает человека во время отдыха, в моменты самых значительных событий, помогает пережить тяжелые моменты его жизни.
Первобытные люди верили, что звук магическим образом соединяет силы неба и земли. Слушая первые мелодии первых музыкальных инструментов — шаманских барабанов, трещоток и костяных флейт, человек осознал: музыка может многое, в том числе и лечить. В III в. до н.э. в Парфянском царстве был выстроен специальный музыкально-медицинский центр. Здесь музыкой лечили от тоски и душевных переживаний. Древние китайцы считали, что она избавляет порой от тех недугов, которые неподвластны врачам. В произведениях Гомера есть описания, как кровоточащие раны воинов останавливали благодаря мелодичным песням. Древние мыслители – Пифагор, Аристотель, Платон обращали внимание современников на лечебную силу музыки и считали, что она устанавливает порядок и гармонию всей Вселенной, в том числе, гармонию в самом человеке. Впервые научное объяснение влияния музыки на здоровье человека прозвучало из уст древнегреческого ученого и философа Пифагора. Он создал методику «музыкотерапии» и успешно применял её. Известно, что пифагорейцы пользовались специальными мелодиями против ярости и гнева. Они проводили занятия по математике под музыку, так как заметили, что она благотворно влияет на интеллект.
В Древней Греции музыка была одним из основных предметов, активизировала деятельность в спортивных тренировках и состязаниях.
Врач Авиценна использовал для лечения музыку так же, как он использовал травы и другие снадобья и диеты. С помощью музыки ему удавалось исцелять душевнобольных людей. Ученые из Гонконга выяснили, что занятия музыкой развивают память и умственные способности детей. Их наблюдения доказали, что даже без специальных упражнений для памяти, память человека улучшалась пропорционально тому, насколько долго он в детстве занимался музыкой. Радостная, веселая музыка способна развеселить, утешить, вызвать хорошее настроение.
Еще одним доказанным фактом положительного влияния музыки на здоровье человека является тот факт, что звучные мелодии помогают восстановлению после операции на сердца. Прослушивание радостной и веселой музыки, способной вызвать хорошее настроение, рекомендуется при профилактике сердечных заболеваний. По мнению ученых, музыка снижает кровяное давление, расширяет кровеносные сосуды и замедляет частоту сердечных сокращений.
Ученые установили, что звуки, исходящие с различной периодичностью и в определенной тональности, способны убивать болезнетворные микробы. Когда в средние века города охватывала эпидемия чумы, чтобы справиться с ней, народ, не переставая, звонил в колокола. И это действительно помогало. Сегодня достоверно известно, что активность микробов в организме человека падает на 40%, после того как он продолжительное время слушает церковную музыку или колокольный звон.
III. Влияние различных стилей музыки на человека
3.1. Влияние поп музыки на человека.
Это единственный стиль музыки, который не влияет на человека никак. Такую музыку включают чаще всего для того, чтобы создать фон. Обычно любителями такой музыки являются люди, которые привыкли относиться к жизни с лёгкостью. Они не любят серьёзных отношений, стремятся к свободе и независимости. Большая часть событий в их жизни является всего лишь фоном для чего-то более важного, как и их любимая музыка.
3.2. Влияние музыки в стиле рэп и хип-хоп.
Позитивный рэп способен поднять настроение, вызвать желание общаться с другими людьми, подтолкнуть к активным действиям.
Наиболее свойственна склонность к рэпу людям в подростковом возрасте. Агрессивные треки воспринимаются подростком как символ бунта и противопоставления себя окружающему миру. Позитивные треки помогают избавиться от плохого настроения. Очень часто поклонниками рэпа и хип-хопа становятся люди, которые не могут найти пути для самовыражения.
3.3. Влияние рок музыки на человека.
В этом вопросе мнения ученых и психологов расходятся. Что же говорят по этому вопросу ученые? Научные исследования говорят о том, что во время рок-концертов человек теряет самообладание и впадает в состояние транса. Были случаи, когда переизбыток высоких или низких частот серьёзно травмировал мозг. На рок-концертах нередки случаи контузии звуком, временная потеря слуха и памяти.
Американский ученый-медик Дэвид Элкин доказал, что пронзительный звук большой громкости способствует сворачиванию белка (сырое яйцо, положенное перед громкоговорителем на одном из концертов, через три часа оказалось «сваренным» всмятку). Рыба, подвергнутая рок-обработке с одновременным миганием света, сдохла и всплыла на поверхность водоема.
Проводя исследования, ученые пришли к выводу, что музыка влияет на состояние воды. Между динамиками музыкального центра ставили колбу с водой и включали различную музыку. После «прослушивания» водой симфоний Моцарта и Бетховена, получались красивые, правильной конфигурации кристаллы с отчетливыми «лучиками». А вот тяжелый рок превращал воду в замерзшие страшные рваные осколки. Не являются исключением и люди, ведь человеческий организм в зависимости от возраста на 60% - 80% состоит из воды. Исследования показали, что подростки, после получасового пребывания на дискотеке, часто теряют над собой контроль.
По мнению психологов, тяжёлая музыка благоприятно влияет на людей, особенно - подростков, помогает справиться с напряжением и давлением. Согласно проведённым среди подростков исследованиям, большинство отличников предпочитают именно рок, а это опровергает теорию об ухудшении памяти.
Также психологи считают, что предпочтение тяжёлой музыке часто отдают люди с богатым внутренним миром, интересные в общении. Они довольно амбициозны, а иногда склонны проявить агрессию, но в то же время ценят искренние отношения с людьми.
3.4.Влияние классической музыки на человека.
Считается, что классическая музыка наиболее благотворно, чем любая другая, влияет на организм человека и его психоэмоциональное состояние.
Специалисты утверждают, что в большинстве классических произведений содержится огромный заряд положительной энергии, которая благотворно влияет на сердечно-сосудистую, нервную и даже пищеварительную системы.
Западные учёные, провели много исследований и пришли к следующему выводу:
Духовная музыка восстанавливает душевное равновесие, дарит ощущение покоя. В случае если сравнивать музыку с лекарствами, то духовная музыка – анальгетик в мире звуков, т.е. она упрощает боль.
IV. Лечебные свойства музыки.
4.1. Музыкотерапия.
В 2003 году Минздрав России признал музыкотерапию официальным методом лечения. Музыкотерапия в мире становится признанной наукой. Более того, в целом ряде западных вузов сегодня готовят профессиональных докторов, лечащих музыкой.
В нашей стране ещё нет врачей профессионально занимающихся музыкальной терапией, тем более детской. Но многочисленные эксперименты и наблюдения доказали, что музыка способна снимать стресс, нервное напряжение, активизирует мыслительные процессы. Например, спокойная и мелодичная музыка помогает быстрее и лучше отдохнуть. Бодрая и решительная музыка – улучшает настроение. Пение весёлых песен помогает при сердечных болезнях, способствует долголетию. Установлено, что звучание струнных инструментов эффективно при болезнях сердца, кларнет улучшает работу кровеносных сосудов, флейта помогает при болезнях лёгких и бронхов.
Однако, не все мелодии подходят для музыкальной терапии. Чаще всего для этого используют классику. Она лучше проникает в душу. Человека с тяжелым горем неразумно лечить легкой песенкой. И, наоборот, человеку с легкой обидой совсем не обязательно назначать серьезное лечение музыкальной терапией. Особое внимание уделяется воздействию музыки великих гениев-классиков и вообще классической музыки на живые организмы. Вот лишь некоторые наблюдения.
Создатель музыкальной фармакологии американский ученый Роберт Шофлер предписывает с лечебной целью слушать все симфонии Чайковского и увертюры Моцарта, а также «Лесного царя» Шуберта и оду «К радости» Бетховена из его 9-й симфонии. Шофлер утверждает, что эти произведения способствуют ускорению выздоровления. Ученые из Самарканда пришли к выводу, что звуки флейты-пиккало и кларнета улучшают кровообращение, а медленная и негромкая мелодия струнных инструментов снижает кровяное давление. Считается, что прослушивание произведений Бородина, Шопена, Бетховена помогает разобраться в собственных чувствах, лучше познать себя. Симфонии Чайковского освобождают душу от страданий и неприятных воспоминаний. Брамс, медленные произведения Баха и прелюдии Листа помогают преодолеть застенчивость и излишнюю стыдливость, музыка Шостаковича - держать под контролем отрицательные эмоции (злобу, раздражительность).
Творения Моцарта и Бизе, танцевальные произведения Штрауса, Кальмана и Легара формируют у человека оптимистическое мироощущение, а слушание концертов для фортепиано с оркестром Шопена делает отношение окружающему миру более позитивным и радостным. Специалисты считают музыку Моцарта феноменом в области воздействия музыки на живые организмы. Существует такое понятие, как «эффект Моцарта». Учёные провели эксперимент, и установили, что музыка Моцарта повышала умственные способности у всех участников эксперимента – как у тех, кто любит Моцарта, так и у тех, кому она не нравится. В ходе эксперимента ученые так же установили что:
Ученики под музыкальное сопровождение произведений Моцарта более внимательно слушают и эффективнее запоминают новый материал
- музыка Моцарта обладает универсальным расслабляющим эффектом, поэтому она является эффективным средством помощи тревожным детям;
- звуки музыки Моцарта укрепляют микроскопические мышцы среднего уха, улучшая слух;
- музыка Моцарта улучшает память и стимулирует мышление;
- произведения Моцарта рекомендуются для снятия головной боли, а также во время восстановительного периода, например, после экзаменов, контрольных работ, конфликтов и экстремальных ситуаций и т.д.;
- звуки музыки Моцарта действуют на детей успокаивающе;
- Моцарт вызывает у детей прилив творческих сил, приводя к повышению к успехам в деятельности на 40-50%.
У каждого из нас есть свои любимые песни, мелодии, исполнители и приятные слуху, тембры музыкальных инструментов.
Я заметила, что если слушаю музыку спокойную, мелодичную, то она помогает быстрее и лучше отдохнуть, восстановить силы. Такую музыку я стараюсь слушать после уроков. Когда я слушаю бодрую и ритмичную музыку, то у меня улучшается настроение. Она снимает усталость, помогает подолгу не уставать. Кроме слушания музыки я много пою дома и в музыкальной школе. Я узнала, что пение помогает при сердечных заболеваниях, способствует долголетию.
4.2. Польза вокала.
Ученые так же установили, что полезно не только слушать и исполнять на каком либо инструменте музыку, но и петь.
Причем необязательно быть профессионалом, чтобы получать пользу от пения. Если у вас плохое настроение или вы испытываете напряженность – пойте, даже если вы никогда не учились пению. Одно дело слушать музыку, но совсем другое – петь самим, это гораздо полезнее. Ученые обнаружили, что во время пения в мозгу вырабатываются особые химические вещества, благодаря которым, человек ощущает покой и радость. По их мнению, пение приводит в движение находящиеся в мозгу «молекулы, ответственные за эмоции», поэтому с помощью пения можно не только выразить, но и вызвать те или иные чувства. Вибрация голоса очень важна для хорошего самочувствия. Воспроизведение некоторых гласных заставляет вибрировать гланды, железы и помогает очищать организм от заболеваний
Когда человек поет, в его организм поступает большое количество кислорода, при этом улучшается кровообращение всего организма, снижается артериальное давление, нормализуется сердцебиение. Улучшение кровообращения благотворно влияет на голосовые связки, миндалины и многочисленные лимфоузлы, что значительно повышает местный иммунитет. У любителей петь или просто что-то напевать себе под нос горло болит реже, снижается восприимчивость к простудным заболеваниям. Могу привести в пример личный опыт: я болею редко, и не более 2-3 дней.
Улучшение кровоснабжения при пении ведет к активизации деятельности головного мозга: он начинает работать интенсивнее, улучшается память, легче воспринимается любая информация. Причём, улучшение кровоснабжения головы в целом производит омолаживающий эффект, улучшает состояние кожи.
По мнению врачей, пение очень полезно при заболеваниях лёгких, так как не только заменяет дыхательную гимнастику, но и способствует развитию грудной клетки, правильному дыханию, что значительно снижает число обострений.
Изучая теоретический материал по теме исследования, мы с руководителем убедились, что музыка, особенно классическая, может благотворно влиять на настроение и самочувствие человека. В ходе работы мы более внимательно смотрели за тем, как воспринимают, разные по характеру произведения, мои одноклассники. Мы заметили, что медленную, задумчивую музыку ребята слушают более внимательно, спокойно, сосредоточенно. А веселая, быстрая музыка поднимает настроение, вызывает в классе оживление, иногда переходящее в шум. Также на уроках музыки я заметили, что после хорового исполнения песен, трудно настроиться на слушание музыки. Поэтому слушать музыку лучше в начале урока.
Для выявления музыкальных интересов школьников мы разработали анкеты .
Анкета №1
1.Какую музыку вы выбрали бы для прослушивания, чтобы поднять настроение, успокоиться, убраться в квартире или сделать зарядку, сосредоточиться?
2. Если бы вам предложили делать уроки под музыку, какое из перечисленных направлений вы бы предпочли: поп, рок, хип-хоп, классическая музыка?
3. Может ли влиять музыка на правильность и быстроту выполнения уроков?
Анкета №2
1. Нравится ли тебе слушать музыку?
2. Меняется ли твое настроение, когда слушаешь музыку?
3. Для чего мы слушаем музыку ( подчеркни) : поднимает настроение, успокаивает, помогает сосредоточиться, помогает трудиться.
3. Нужна ли музыка в повседневной жизни?
4. Согласны ли вы с тем, что если классическая музыка будет звучать на переменах, то учащиеся будут меньше уставать за учебный день?
5. Согласны ли вы с тем, что музыка может влиять на организм человека?
6.Какая музыка вам больше нравится (подчеркни): классическая, поп-музыка, рок-музыка?
Результаты анкетирования
№ | Вопрос | Да | Нет | Не знаю |
1. | Нравится ли тебе слушать музыку? | 27 | 3 | - |
2. | Меняется ли твое настроение, когда слушаешь музыку? | 26 | 2 | 1 |
3. | Нужна ли музыка в повседневной жизни? | 26 | 3 | 0 |
4. | Согласны ли вы с тем, что если классическая музыка будет звучать на переменах, то учащиеся будут меньше уставать за учебный день? | 16 | 11 | 3 |
5. | Согласны ли вы с тем, что музыка может влиять на организм человека? | 24 | 8 | 2 |
Таблица №1.
Для чего мы слушаем музыку. Таблица №2
Таблица № 3
Влияет ли музыка на Ваше настроение. Таблица №4
В рамках данной работы были выявлены закономерности в зависимости от индивидуальных музыкальных предпочтений; подтверждена выдвинутая гипотеза исследования, что музыка оказывает разностороннее влияние на организм человека, на его психологическое и физическое состояние.
Врачи считают, что многие болезни начинаются с плохого настроения. Поскольку оздоровление человека средствами музыки несложно и доступно, то и знания об этом нужны всем. Сегодня я много рассказала о музыке, о ее значении, о том, как она влияет на настроение и самочувствие человека. Слушайте, и изучайте музыку. Я предлагаю репертуар и рекомендации для оздоровления музыкой (смотрите Буклет).
Я убедилась, что музыка может обладает оздоравливающей силой. И оздоровление организма при помощи музыки доступно всем: оно не требует много времени или дополнительных расходов. Слушайте музыку на здоровье! Она напомнит вам о счастье и радости, утешит в горе, научит восхищаться величием природы и красотой человеческой души.
Интернет – ресурсы:
Лиса и волк
Браво, Феликс!
В.А. Сухомлинский. Для чего говорят «спасибо»?
Н. Гумилёв. Жираф
Девятая загадочная планета Солнечной системы