Презентация о жизни и творчестве известного советского композитора Николая Яковлевича Мясковского
Вложение | Размер |
---|---|
nikolaya_yakovlevich_myaskovskiy.pptx | 492.77 КБ |
Слайд 1
Подготовил Желтиков Егор Николай Яковлевич МясковскийСлайд 2
Николай Мясковский родился в Новогеоргиевске Варшавской губернии [4] (после революции — польский Модлин [ pl ] , в 1961 году вошедший в состав города Новы- Двур - Мазовецки ) в семье Якова Константиновича Мясковского , потомственного военного инженера, и Веры Николаевны Мясковской (урождённой Петраковой), также происходившей из семьи военных, и был их вторым ребёнком. В семье было пятеро детей: Сергей, старший сын умер в юности, Николай и три дочери — Вера, Валентина и Евгения [5] . В 1888 году семья переехала в Оренбург , а через год — в Казань. Там Николай потерял мать (она умерла при родах). Опеку над пятью детьми взяла на себя сестра отца, Еликонида Константиновна Мясковская . Тётка Николая Мясковского обладала хорошим голосом, рассказами о своей работе в хоре Мариинского театра , спектаклях и жизни музыкантов пробудила его интерес к музыке и давала ему первые уроки игры на фортепиано [6] [7 ] . В 1893 году, после окончания двух классов реального училища , Мясковский в соответствии с семейной традицией был определён в Нижегородский кадетский корпус , где пел в кадетском хоре. В 1895 году семья переехала в Петербург и Николай был переведён во Второй кадетский корпус . Обучение игре на скрипке поспособствовало записаться в 1895 году в корпусной симфонический оркестр, руководимый Николаем Казанли , у которого Мясковский начал брать уроки гармонии [8] . Но молодого музыканта, вскоре сделавшего первые попытки сочинительства, более влекло к роялю. В 1896 году, услышав в исполнении Артура Никиша Патетическую симфонию и балладу «Воевода» П. И. Чайковского , Мясковский окончательно решил связать свою жизнь с музыкой [9] .
Слайд 3
В 1904 году благодаря хлопотам отца Мясковский получил назначение в девятнадцатый сапёрный батальон, располагавшийся под Петербургом. В Петербурге более двух лет занимался он у Ивана Крыжановского , изучая полифонию , фугу и инструментовку [10] [К 1] . Летом 1906 года поступил в Санкт-Петербургскую консерваторию , представив на экзамене свою не сохранившуюся трёхчастную фортепианную сонату c- moll [11] . Композиции учился у А. К. Лядова , инструментовке у Н. А. Римского-Корсакова , музыкально-теоретические дисциплины изучал под руководством Язепа Витолса [9] . Среди его сокурсников были Борис Асафьев [12] [К 2] и Сергей Прокофьев (дружба с последним связывала Мясковского на протяжении более чем сорока лет) [13] [К 3] . Во время учёбы познакомился с учеником Никиша Константином Сараджевым , дирижёром «Вечеров современной музыки» и концертов в Сокольниках, на которых были впервые исполнены многие ранние произведения Мясковского и Сергея Прокофьева [9] [14] [К 4] . В 1906 году впервые были опубликованы сочинения Мясковского — 6 романсов на стихи Зинаиды Гиппиус , напечатанные нотоиздательством Ю. Г. Циммермана на средства автора [15] . Первое публичное исполнение произведений композитора состоялось в 1908 году в Петербурге на «Вечерах современной музыки» — в программу вошли романсы «Луна и туман», «Кровь», «Противоречие» на стихи Зинаиды Гиппиус [15] . В том же 1908 году Мясковским была создана Первая симфония , а в дневнике композитора появилось первое упоминание о замысле оперы «Идиот» по одноимённому роману Ф. М. Достоевского [11] . Мысли о сочинении этой оперы не покидали композитора около 10 лет [16] , над либретто работал П. И. Сувчинский , но идея не воплотилась.
Слайд 4
Стиль музыки Мясковского суров и одновременно красив и лиричен. В его творчестве собственные музыкальные идеи композитора органично взаимосвязаны с элементами позднего романтизма П. И. Чайковского, модернизма И. Ф. Стравинского и С. С. Прокофьева, импрессионизма Дебюсси . Также заметно влияние Н. А. Римского-Корсакова и А. Н. Скрябина ] . Среди симфоний Мясковского особенно выделяются лирико-трагические Вторая (1912), Третья (1914), Четвёртая (1918) и Пятая (1918), монументально-трагическая Шестая (1923), героико-драматическая Шестнадцатая (1936), задумчиво-ностальгические Двадцать первая (1940) и Двадцать пятая (1946), патриотическая Двадцать вторая (1941), посвящённая событиям Великой Отечественной войны , а также последняя Двадцать седьмая (1950 ). Для его ранних работ характерны мрачные, даже зловещие тона, которые переплетаются с лирическими, задушевными интонациями русского романтизма. Первые 10 симфоний (1908—1927) отличает вязкая, тяжёлая полифония с обилием низов и мощным звучанием. Монументально-трагическая Шестая симфония, написанная в память об отце (1923), отразила трагедию русского народа, расколотого гражданской войной. Как символ нового, социального раскола XX века в России, в её финале звучит мрачный старообрядческий хор.
Слайд 5
В 1925—1927 годах Мясковский много экспериментировал: интонационный стиль Седьмой симфонии лежит на стыке русского романтизма и французского импрессионизма, для Восьмой симфонии применены атональные построения в духе А. Шёнберга . Опус № 26 отличается «ярко выраженным национальным колоритом», воплощает образ Степана Разина [58] , в нём использованы мелодии одной башкирской и нескольких русских песен [59] . Свои Десятую и Тринадцатую симфонии Мясковский создавал в русле исканий Шёнберга [46] . В начале 1930-х годов, начиная с Одиннадцатой симфонии , из-за давления, оказываемого властями, стиль Мясковского изменился на более светлый, в его музыке начали доминировать мажорные тональности, а полифония упростилась. По мнению критиков, созданная на тему коллективизации Двенадцатая симфония (так называемая «Колхозная») не вполне отразила широту замысла композитора и не считается удачной. В том же духе выдержана упрощённая 14-я симфония. Единственное мрачное произведение этого периода — Симфония № 13, своего рода прощание композитора с модернизмом и авангардом . Мясковский был вынужден представить её на закрытой премьере, что аналогично ситуации, сложившейся вокруг Четвёртой симфонии Шостаковича.
Слайд 6
Творчество Н. Я. Мясковского представлено широким жанровым диапазоном исключая произведения для музыкального театра и киномузыки . Композитор создал 27 симфоний, 13 квартетов, 9 сонат для фортепиано, другие сочинения оркестровой и камерной музыки, кантаты и романсы, а также переложения для фортепиано и оркестра. Номер опуса был присвоен 87 сочинениям. Кроме этого Мясковским написан ряд доопусных произведений за годы обучения в консерватории и сочинения, которым автор не присвоил номер опуса ( безопусные ). Среди неосуществлённых замыслов — оперы «Идиот» по одноимённому роману Ф. М. Достоевского (в ранние годы), «Первая девушка» по повести Н. В. Богданова (в зрелые годы), «Король Лир» по одноимённой трагедии Шекспира [76] . Мясковский , в отличие от Прокофьева, не был сторонником сочинения программной музыки и, как писал Кабалевский , тяготел к так называемой «чистой музыке» [76] . Сочетание «чистая музыка» принадлежит самому Мясковскому : «Театр никогда меня к себе не привлекал ни в опере, ни в балете. Я и здесь всегда предпочитаю то, что несет в себе наибольшее количество черт „чистой музыки“ и симфонической жизни — оперы Вагнера , Римского-Корсакова » [77] .
Слайд 7
Произведения Произведения Жанр «Размышления», 7 стихотворений Е. Баратынского для голоса с фортепиано Вокал Симфония № 1 , до минор, в 3-х частях Симфонии Симфония № 6 , ми бемоль минор, в 4-х частях Симфонии Лирическое концертино № 1, соль мажор, для м. оркестра в 3-х частях Оркестровая музыка Струнный квартет № 2, до минор, в 3-х частях Камерная музыка Три наброска (на слова С. Щипачёва и Л. Квитко ) для голоса с ф-но Вокал Симфония-сюита № 23 , ля минор (на темы кабардино-балкарских песен), для б. оркестра в 3-х частях Симфонии Тетрадь лирики, 6 романсов для высокого голоса и ф-но (на слова Миры Мендельсон и её переводы из Роберта Бёрнса ) [К 8] Вокал Симфония № 25 , ре бемоль мажор, в 3-х частях Симфонии Струнный квартет № 13, ля минор, в 4-х частях Камерная музыка «За многие годы», сборник романсов и песен на слова разных авторов Вокал
Слайд 8
Конец
Эта весёлая планета
Д.С.Лихачёв. Письма о добром и прекрасном: МОЛОДОСТЬ – ВСЯ ЖИЗНЬ
Как нарисовать лимон акварелью
Акварельные гвоздики
Зимовье зверей