Здесь буйство красок, нежных чувств мгновенья,
Мельканье рук, движенье бедер, ног...
О, танец! Ты – великое творенье,
Волнующий, божественный восторг!
Цель данного исследования: изучить историю хореографического искусства различных эпох, национальные особенности и своеобразие развития хореографической деятельности в России, Европе, а также, согласно заявленной теме – философию загадочного буддийского танца, его колорит, назначение, манеры исполнения, глубинность его понимания. Философия буддийского танца так поучительна и необычна, буддийский танец можно читать, постигая при этом многогранность бытия и философию самой жизни человека.
В своей работе я пыталась отследить историю и эволюцию развития одного из лучших достижений человечества – танца, а также сделала попытку понять философию буддийского танца. Полагаю, что не все у меня получилось, но многое мне становится понятным. Движение рук, глаз, тела в танце – это изображение в танце жизни человека.
Народный танец не музейное искусство прошлого, он не представляет собой что-то неизменное, застывшее. Все его виды бытуют в народе, но они не застыли в своем развитии.
Вложение | Размер |
---|---|
Проектно-исследовательская работа. Научно-практическая конференция гимназистов | 323 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Элистинская многопрофильная гимназия
личностно ориентированного обучения и воспитания»
Гимназическая научно-практическая конференция школьников
«Первые шаги в науку»
Секция «История, обществознание и ИКРК»
тема
«ФИЛОСОФИЯ БУДДИЙСКОГО ТАНЦА»
Выступила учащаяся 7 «А» класса ЭМГ
Манджиева Александра
МБОУ ЭМГ им. В. Хлебникова
358014 г. Элиста 8 мкр., д. 21а
Руководитель проекта -
Болдырева Л.Х., учитель истории,
обществознания ЭМГ, 1кв. кат.
89093967524
boldyreva-lidiya@mail.ru
Элиста 2019
Оглавление
Введение ___________________________________________________3-4
Глава 1. Танец, его происхождение __________________________5-6
Глава 2. Глава 2. Классификация и типология танца __________7-11
Глава 3. Философия буддийского танца ______________________ 12-18
3.1. Танец Зеленой и Белой Тары
3.2. Другие танцы в буддизме
Заключение ______________________________________________ 19-20
Список используемой литературы __________________________21
Приложения:
№ 1. Презентация «Философия буддийского танца».
№ 2. Реферат «Философия буддийского танца».
Здесь буйство красок, нежных чувств мгновенья,
Мельканье рук, движенье бедер, ног...
О, танец! Ты – великое творенье,
Волнующий, божественный восторг!
«Есть только один исторический путь к достижению высшей всечеловечности, к единству человечества - путь национального роста и развития, национального творчества».
А.В. Бердяев
Введение.
С того момента, когда человек начинает ходить, двигаться, бегать, он выражает себя пластически. Иногда, чтобы понимать друг друга, достаточно жеста, поворота головы, взгляда. Как бы ни был умен человек, как бы ни был широк круг его интересов, его жизнь, если он не способен выразить свои чувства в музыке, в песне, в танце, неизбежно оказывается обедненной. Возможно поэтому, в древней Греции, так развиты были стремления к воспитанию гармоничной личности, и философы, как и все граждане, не чуждались танцев, показывая свое настроение в пластике.
История становления хореографического искусства - это результат рождения человеческой культуры, это история народно-танцевального искусства. Невозможно точно определить период, когда танец стал частью культуры человеческого общества. Но, несомненно, что ещё до появления древнейших цивилизаций он являлся важным элементом церемоний, ритуалов, празднований и увеселительных мероприятий.
Существуют доисторические свидетельства наличия танца у древних народов, датируемых IV до н.э. Первым примером планомерного использования танца, возможно, было сопровождение сказания мифов. До возникновения письменности именно танец служил одним из способов передачи сказаний. Танцевальные позы изучались выдающимися греческими скульпторами с целью изображения чувств средствами скульптуры.
Цель данного исследования: изучить историю хореографического искусства различных эпох, национальные особенности и своеобразие развития хореографической деятельности в России, Европе, а также, согласно заявленной теме – философию загадочного буддийского танца, его колорит, назначение, манеры исполнения, глубинность его понимания.
Описать картину истории развития хореографического искусства от глубокой древности до наших дней;
- раскрыть историю развития и совершенствования танцевальной культуры различных эпох;
- познакомиться с национальными особенностями различных танцевальных культур;
- познакомиться с реформаторами хореографического искусства;
- научиться ориентироваться в огромном массиве накопленного танцевального и музыкального материала;
- научиться использовать полученные знания в своей деятельности.
Мои задачи:
– овладение основным понятийным терминологическим аппаратом по истории хореографического искусства;
– получить знание истории развития и совершенствования танцевальной культуры различных эпох;
– знание мировых шедевров сценической хореографии.
– научиться пользоваться теоретическим материалом как средством образной характеристики;
– уметь грамотно использовать полученные знания и навыки для изучения танцевальной культуры, сохранения и освоения культурного наследия;
– умение профессионально ориентироваться в огромном массиве накопленного танцевального и музыкального материала;
– умение работать с видеоматериалами;
Глава 1. Танец, его происхождение
История искусства танца уходит в далёкую древность. На заре своего существования человечество открыло способы выражения мыслей, эмоций, поступков через движение. Танец безмолвен. Здесь не звучит слово, но выразительность пластики человеческого тела и музыкальных ритмов и мелодий оказывается могущественней, и поэтому язык танца многонационален и понятен всем.
Сначала танец был обрядом. В пляске человек выманивал у неведомых богов счастливую охоту, обильный урожай, спасение от недугов. Такие обрядовые танцы по сей день можно увидеть у некоторых первобытных племен Австралии или американских индейцев. В нашей стране в плясках народов России тоже живут отзвуки древних ритуалов предков, «заклинавших» в танце добычу - медведя, нерпу, рыбу.…
Шло время, и танцы утрачивали свое первоначальное «магическое» предназначение. Теперь в танце выражались свойственные народу вольнолюбие, жизнерадостность, оптимистическое восприятие реального мира. Так родилось целое искусство - хореография. Она, по существу, не имеющая системы записей движений, передавала устно, как эстафету, все ценное и наиболее выразительное, что было на протяжении ее истории. Как сокровищницу хранят и передают народы следующим поколениям свои национальные танцы. Они создавались и менялись на протяжении новых веков.
Танцевали актеры в интермедиях, чтобы «внести оживление» в ход серьезных драматических и оперных представлений. Сценический танец обогащался техникой, идущей от актеров, акробатов, скоморохов. Так, более четырех веков назад родился балет.
Длительный путь развития танца и тщательный отбор выразительных средств говорят об эстетической ценности, востребованности и жизненности этого искусства.
Упоминания о плясках можно встретить в Ветхом Завете. Археологические находки свидетельствуют о наличие этого искусства в древнем Египте. Судя по старинным рисункам, там были распространены коллективные женские танцы.
Танец нельзя назвать искусством, которое оставляет вещественные исторические памятники. Поэтому историкам трудно определить, когда именно люди начали впервые танцевать. И все же о древности этого события можно судить по найденным в Индии древним наскальным рисункам, где изображены танцующие люди.
Предполагается, что танцевальные движения использовались первобытными людьми еще до появления речи. Так они могли донести друг другу свои эмоции и переживания. Кроме этого, танец мог включать момент игры, давал возможность танцующему «перевоплощаться». Например, охотники вплетали в свой танец движения, характерные животным.
Еще одна особенность древнего танца – прочная связь с ритуалами. Ни один ритуал не обходился без специального тотемического танца, который мог длиться несколько дней. Каждому периоду времени свойственна своя музыкальная культура, которая порождает новые виды танца. Каждый танец можно назвать современным, но для своего времени.
В наш век урбанизации и новейших технологий изменился ритм жизни человека. Мы несемся по ней со скоростью экспресса, стремясь везде успеть. Вместе с человечеством меняется и стиль танцевального искусства – на смену плавным и неторопливым мелодиям вальсов приходят синкопы джаза. Не умаляя значения классического и народного танца, современные подростки выбирают рваные ритмы уличных танцев, так как именно эта музыка близка их бунтарскому духу молодости, именно она раскрепощает и освобождает мысли и чувства, рождая свободный, универсальный танец, не имеющий стандартов. Пусть эта музыка странна и непонятна для старшего поколения, но современный танец, представляющий зачастую смешение различных техник, стилей и направлений, завоевывает все большие симпатии у людей 21 века.
Глава 2. Классификация и типология танца
Танец начал свою жизнь вместе с человеком. История возникновения танца неразрывно связана с историей человеческой культуры. Существовали танцы ритуальные, охотничьи, трудовые, воинские. Они передавались от поколения к поколению, и тысячелетиями народы хранят свой особенный пластический язык.
1. Древний танец. Греки понимали природу танцев, понимали, что танец способен раскрыть то, перед чем бессильны драма, музыка, живопись. Тончайшие порывы человеческого чувства подвластны танцу, когда он становится искусством.
Сохранился пример героизма, воплощенного в удивительной форме. В начале прошлого столетия греческие женщины - сулиотки, скрывавшиеся на высотах над Ахероном, видя гибель своих мужей и братьев от рук нарушивших условия мира турок, взялись за руки и под звуки воинственного гимна начали круговую пляску. Каждый раз, когда круг приближался к пропасти, одна из танцующих бросалась вниз. Остальные смыкали руки, танец продолжался, пока ни одной женщины не осталось в живых.
2. Народный танец. Танец был неотъемлемой частью любых народных празднеств. Мы не можем себе представить настоящего веселья без танцев. Энергия радости, по-видимому, особенная энергия, потому что она неизбежно выплескивается, выливается в движение. У каждого народа, у каждой национальности свой особенный свод движений, свой ритм, совершенно особенная пластика.
Это закреплялось и оказалось столь же стойким, как национальный костюм, национальный характер. Разные эпохи, изменения в укладе жизни, в социальных и культурных отношениях отражались на танце.
3. Бальные танцы. Когда танец с площадей перешел в залы дворцов, он стал выражением образа жизни правящих слоев общества. Про излюбленный в XVIII веке менуэт говорили: «Тот, кто хорошо танцует менуэт, делает хорошо все, за что берется, и может за все браться».
Изящество манер, благородство осанки, изысканная почтительность, которые необходимы были в менуэте, составляли необходимейшие качества придворного.
В те же времена при дворе появился балет, который очень скоро стал излюбленным развлечением королей. Известно, что Генрих IV и его министр Сюлли танцевали в балете, сочиненном сестрой короля; любил участвовать в балете и Людовик XIV.
4. Балет. В России первый балет был поставлен в царствование Алексея Михайловича на Масленице в 1672 году. Сюжет его был заимствован из античной жизни.
Танец выдержал долгую битву за то, чтобы стать самостоятельным искусством, отделиться от пения и драмы. И вот Терпсихора стала именоваться музой балета. Появилась такая профессия, как сочинитель танцев, он же в большинстве случаев и их постановщик (мы говорим - балетмейстер).
В танце закреплялись свои законы, правила, оттачивались определенные движения, которые существуют и по сей день. Как в живописи есть цвета, в музыке ноты, так и в классическом балете - определенные позы, движения, из которых, как из букв, балетмейстеры, а потом актеры складывают слова, из слов - фразы, из фраз - поэмы, повести, романы. Возник особый пластический язык, способный передавать сложнейшие движения души.
Но тысячи людей могут не знать и не знают этого языка. Они танцуют вальс, фокстрот, краковяк, польку, танго, шейк, летку-енку. Об этих танцах, о стиле, о культуре, которая должна быть видна в их исполнении, - особый разговор.
Танец в Египетской живописи около 1400 до н. э.
В Ветхом Завете неоднократно встречаются упоминания о плясках. Силоамские девушки плясали в хороводах. Археологические данные свидетельствуют о существовании коллективных женских танцев в Древнем Египте (Гробница Ур-ари-эн-Птах, 6-я династия). Самой известной древней танцовщицей Ближнего Востока была идумеянка Саломея.
Мистическое значение танца (Сама) как средства вхождения в транс сохранилось у средневековых дервишей.
Индия
Глубокие танцевальные традиции имеет индийская культура.
Танец был характерным действием бога Шивы (Натараджа). Индийский трактат по танцу назывался Натьяшастра, где описаны не только виды танцы, но и танцевальные переходы (карана). У всех форм классического танца в Индии есть два аспекта: Нритта и Нритья. Нрита можно охарактеризовать как чистый танец, то есть абстрактные движения тела, согласованные с хастами (жестами рук). Нритья - это сочетание чистого танца с сюжетным.
В Индии существует поэмы, специально написанные для исполнения в танце. Например, "Гитаговинда" Джаядевы. Поскольку танцы изначально занимали большое место в храмовых ритуалах, архитектор на территории храма предусматривал специальную площадку. Некоторую популярность индийские танцы в Европе приобрели благодаря Мата Хари*.
*Ма́та Ха́ри - исполнительница экзотических танцев, подданная Нидерландов. В первое десятилетие XX века стала широко известна в Европе как танцовщица «восточного стиля». Во время Первой мировой войны занималась шпионской деятельностью в пользу Германии. Расстреляна по приговору французского суда за шпионаж в пользу противника в военное время.
Дальний Восток
В Китае танец сохранил архаические ритуальные черты, исполняемые коллективно во время общенародных праздников: танец льва и танец дракона.
В Японии профессия танцовщицы переплеталась с профессией жрицы (мико). Танец представлял собой пантомиму, которая содержала в себе определенное повествование (Кагура). Развитый японский танец получил название Нихон-буё, суть которого раскрывалась в чередовании определенных заранее заученных поз (ката). Танец считался неотъемлемым элементом женского образования, наряду с икебаной и каллиграфией.
Существенным атрибутом японских танцовщиц был веер. На Востоке танец содержательно был неотделим от театра (но, кабуки).
Древняя Греция
Танцующая менада, древнегреческая терракотовая статуэтка. Авлет и танцовщица с кроталами. Изображение на античном краснофигурном килике (ок. 520 г. до н.э). Британский музей (Лондон)
Танец (греч. Χορός) широко был представлен в культуре Древней Греции. От греческого наименования танца происходит понятие хореография. Среди греческих богинь была особая богиня танца Терпсихора.
Широко представлены религиозные танцы, которые исполняли корибанты и вакханки. Существовали также брачные, военные (коллективный танец с оружием), театральные (с элементами пантомимы) и даже салонные. Мужчины и женщины танцевали порознь.
Средневековье. С распространением христианства танцы начинают восприниматься как пережиток язычества и подвергаются критике. Ритуальный танец практически исчезает. Пляски превращаются в низменное порицаемое занятие: пляска святого Вита и пляска смерти XIV века. Чудовищная эпидемия охватила город Страсбург в 1518 году. До сих пор до конца не установлено, чем же на самом деле являлась болезнь, названная «пляской Святого Вита». Единственное, что среди причин эпидемии исследователи называют истерические припадки, вызванные нервными расстройствами на фоне напряженной социальной обстановки и скудного питания.
Тем не менее, в Европе начинается "танцевальная революция", когда танец становится привилегией господствующего класса. Постепенно формируется и приобретает значение салонный танец и понятие бала, где завершенный вид получает парный танец с непременным кавалером и дамой. Первый бал исторически зафиксирован в 1385 году в Амьене. Примером староевропейского танца является бранль, павана, аллеманда, фанданго, сардана, муишеранга.
Вместе с цыганами приходит танец фламенко. В Польше распространение получил краковяк.
Новое Время
В 1589 году появляется танцевальный учебник Туано Арбо. Он свидетельствует о появлении классического танца, и в XVII веке появляется балет, с такими характерными танцами, как менуэт и контрданс. В 1713 году в Париже была учреждена первая балетная школа. Занятия проводились в Королевской опере. В XVIII веке появляется вальс, болеро и кадриль, а в XIX веке - полька.
Известной балериной XIX века была исполнительница роли Жизель Карлотта Гризи. В 1892 году появляется Танец модерн (Лои Фуллер). Его впоследствии развила и популяризовала Айседора Дункан. В 1911 году образуется «Русский балет» Дягилева, в котором активное участие принимали Вацлав Нижинский и Матильда Кшесинская. В 1934 году Ваганова публикует работу «Основы классического танца».
В начале XX века появились такие танцы, как фокстрот, чарльстон, ча-ча-ча. Немалую роль в появлении современного танца сыграла афроамериканская традиция свинга и музыка джаз. Конфликтность танца партнеров акцентирована в танцах пасодобль и танго.
Мировую известность приобрела бразильская карнавальная самба.
Взаимопроникновение восточных и западных традиций создали такое танцевальное направление, как японское буто. В 1970-х годах в Нью-Йорке возникает контактная импровизация - техника, оказавшая значительное влияние на развитие западного современного танца. В это же время в американской уличной хип-хоп культуре зарождается брейкинг.
В наше время многие виды танцев стали профессиональными. Рассмотрим некоторые виды танцев. Балет появился еще в XVI веке нашей эры. Этот прекрасный стиль родился в великолепной Италии. Балет очень интенсивно развивался и с течением времени стал отдельным искусством. Этот вид танца скорее профессиональный, нежели любительский. Чтобы им заниматься, нужно иметь превосходную растяжку, много свободного времени и огромное желание. Чечетка - это театральный танец, который впервые был исполнен американцами. Основные движения в чечетке приходятся на ноги. Его чаще всего танцуют без музыкального сопровождения, потому что главной идеей этого танца является отбивка ритма ногами.
Русские народные танцы были придуманы самим народом. Здесь очень много различных прыжков, хороводов и динамичных движений. В настоящее время танцы в таком стиле очень популярны на большой сцене, так как они отлично поднимают настроение зрителю.
Восточные танцы раньше имели ритуальный характер. Теперь это любимый танцевальный стиль многих женщин. Занимаясь восточными танцами, можно сформировать прекрасную фигуру, научиться пластичности.
Латиноамериканские танцы - это самые зажигательные из всех. Движения в них несложные. Главная задача танцора - прочувствовать музыку и показать весь огонь страсти, который живет внутри.
Виды танцев можно описывать до бесконечности. В современном мире их много. Люди любят двигаться, любят чувствовать музыку и отдаваться ей целиком и полностью, ведь это так расслабляет.
Следует также уделить внимание бальным и уличным танцам. Это совершенно разные направления по своей сути и стилю исполнения.
Какие же виды бальных танцев существуют? Это медленный английский вальс, чувственный медленный фокстрот, романтичный венский вальс и зажигательный квикстеп. Каждый из этих танцев выражает определенные эмоции, которые просыпаются в человеке во время движения. Виды уличных танцев также достаточно разноплановые и интересные. Это современное народное танцевальное направление. Основным видом уличных танцев является хип-хоп. Родился он в США и на данный момент получил широкое распространение по всему миру.
Очень распространен брейк-данс. Этот танец тоже родился на улице. Этому направлению характерны так называемые баттлы, которые проводятся на улицах городов, а также на крупных концертных площадках.
Современные виды танцев развиваются стремительно. Каждый человек выбирает для себя то направление, которое способно поднять ему настроение.
Глава 3. Философия буддийского танца.
С буддийской точки зрения человеческое сознание, энергия или ум, это источник всей деятельности человека. Поэтому в буддизме для выражения своих эмоций он может выполнять самые разные действия – внутренние и внешние.
Человеческий ум – источник счастья и несчастья всех людей, и учение Будды делает упор на достижении различающей мудрости, так, чтобы вы видели реальность своего отношения к спокойствию и миру. С буддийской точки зрения, природа человека прекрасна, глубока и ясна.
Одну песню вы любите, другая вам не нравится. Когда вы танцуете, есть определённые движения, которые вам нравятся, вы думаете, что они хороши, они делают вас счастливыми.
Есть танцевальные движения, которые кажутся вам глупыми, нехорошими. Вы так чувствуете, и каждый раз, когда вы танцуете, вы реагируете в своём уме.
Что позволяет вам сделать буддийская философия танца – так это увидеть, что хороший танец имеет ценность, но и плохой тоже. Нет причины эмоционально реагировать.
Буддийская философия учит думать логически; буддийская религия – это философская религия, логичная религия. Скажем, вы какое-то время танцевали и внезапно остановились. Вы реагируете: «О, теперь моё удовольствие закончилось».
У многих людей эго реагирует подобным образом, отбрасывая их в ту же самую старую тьму. Они на подъёме, полны энергии – вдруг вечеринка заканчивается, и у них опять спад. Причина этих подъёмов и падений – эго, непонимание того, что такое настоящее счастье и реальность жизни.
Любая подобная деятельность должна меняться, ничто не длится вечно.
Вот почему буддийская философия учит, что весь мир подобен иллюзии, – вы не можете держаться за иллюзию постоянно, в ней нет твёрдости, постоянства. То, чем вы наслаждаетесь от момента к моменту, не может удерживаться постоянно.
Природа общества такова, что оно меняется, ваша собственная природа меняется тоже. Поэтому очень важно, чтобы ваше отношение было таким, чтобы вы шли срединным путём и избегали крайностей. Но сделать это нелегко, вам нужна проницательная мудрость.
Танец в буддизме, как самовыражение, дополняет самопознание, и это необязательно временное удовольствие, у танца может быть долгосрочная польза.
Если вы будете медитировать в танце и помнить ваш опыт в процессе, то длительная память может помочь вам не впасть в депрессию.
Если мы не можем вспомнить свой положительный опыт, не можем поддерживать его ценность, позднее мы можем впасть в депрессию.
(Из выступления ламы Тубтена Йеше в Институте Ченрезига, Австралия, в 1979 году).
Танец в буддизме
«Спасительница» - одна из главных бодхисатв (идам, просветлённых существ) буддизма. Она родилась из слезы бодхисатвы Авалокитешвары, когда тот оплакивал страдания мира. Из упавшей слезы вырос лотос, и из него родилась Тара, ставшая его женой. В иконографии существует 21 форма Тары, среди них основными принято считать следующие:
Белая Тара символизирует исключительную чистоту и трансцендентную мудрость. Она имеет семь глаз - по одному на каждой ладони и ступнях, а также во лбу, что символизирует её всеведение страдания во всей Вселенной. Поэтому её также называют «Семиглазой». Белая Тара является целительницей и даёт удачу.
Атрибутом Белой Тары в танце является цветок лотоса в левой руке, который является символом Трёх Драгоценностей буддизма. От него исходит белый свет.
Среди верующих очень распространена практика, когда серьёзно больной человек обращается не только к врачу, но также приглашает ламу, который начитывает мантру Тары и исполняет связанные с ней ритуалы. Иногда в процесс ритуала включается ритуальный танец.
Поэтому на протяжении всего ритуального обряда и танца начитывается определённое количество мантр, а также должно присутствовать изображение (танка) Тары. Сегодня этот танец непременно исполняется либо в присутствии изображения Тары, либо человек, танцовщик (обычно это бывает целомудренная женщина), должен облачиться в костюм Тары, прочитав перед этим необходимые мантры.
Ритуальное действо должно быть закончено в течение двадцати четырёх часов.
Эта интенсивная практика составляет основу буддийского танца, накапливает большой потенциал положительной энергии, который, в зависимости от многих вторичных факторов, может либо уравновешивать, либо преодолевать разрушительные силы.
Танец Зеленой Тары
Считается, что Зелёная Тара появилась из слезинки правого глаза Бодхисаттвы Арьябалы. Она восседает на лотосе, солнечном и лунном дисках. Её правая нога спускается с сидения, тем самым символизируя готовность Тары мгновенно прийти на помощь. Левая нога согнута, и находится в состоянии покоя, лалитасане. В руках она держит голубые цветы лотоса.
Цвет её тела символизирует активность и мгновенное исполнение любой просьбы верующего. Её мудра выражает дарование окончательного просветления.
Человек, начитывающий её мантру (Om Tare Tuttare Ture svaha), «читающий» танец Зеленой Тары, побеждает всех демонов, уничтожает препятствия и достигает исполнения желания. Существует легенда, что один человек шёл по мосту и вдруг, находясь на середине моста, увидел демона, он повернулся назад, и сзади тоже стоял демон. Человек не помнил всю мантру до конца и читал то, что помнил. Зелёная Тара снизошла и помогла ему. Считается, что, когда человек моргает, за то время, пока его глаза закрыты, Зелёная Тара успевает тысячу раз облететь вокруг земли, поэтому она успевает помогать каждому, кто её об этом попросит.
К Зелёной Таре обращаются как к воплощению всех просветлённых, как к утешительнице, как к защитнице, быстро отзывающейся на просьбу о помощи, как к покровительствующему божеству, проявляющему ко всем существам сострадание и любовь, сравнимые с заботой матери о своих детях. Считают, что некогда, до реализации состояния Будды, Тара была женщиной, идущей по пути Бодхисаттвы. Эта женщина приняла обет продолжать свой путь вплоть до достижения Просветления в теле женщины, и после достижения Высшего Просветления она проявляется в женских формах. Тара оказывает поддержку тем, кто стремится к Просветлению, и тем, кто ищет в ней защиту, она являет собой пример, что Просветление может быть достигнуто любым человеком вне зависимости, мужчина это или женщина.
Зеленая Тара является хранительницей семьи, домашнего очага, помогает обрести семью, а особо помогает женщинам желающим иметь детей, беременным, удлиняет жизнь, убирает все препятствия.
Украшения означают, что она полностью реализовала «Шесть парамит»: щедрость, внимательное отношение, терпение, вдохновляющую активность, медитацию, мудрость. Ее одежды символизируют пять семейств Будд, олицетворяющих разделение на пять видов мудрости:
Чтобы приблизиться к богине, хорошо создать зеленый фон в помещении и сесть в позу, повторяющую ее положение. Зеленая Тара – воплощение силы ветра, поэтому она успевает помочь каждому очень быстро.
Наибольшую известность она приобрела в течениях буддизма родом из Тибета, поэтому особо почитаема на тибетских, монгольских, непальских, бурятских, калмыцких просторах. Местные жители считают, что каждая благочестивая женщина несет в себе могущество Зеленой Тары.
Танец Белой Тары.
Первоочередные достижения, связанные с практикой жизненного танца Белой Тары - это долгая жизнь, в которой отсутствуют серьезные препятствия. Хорошо поразмыслив, мы должны понять особое качество Белой Тары.
Тара, как и другие божества, является воплощением Будды и, в частности, воплощением энергии Будды, что означает её связь с преобразованием элементов.
Имеются в виду Великие элементы, к числу которых относятся Земля, Вода, Огонь и Воздух. С Тарой, как с воплощением Будды, связано преобразование элемента Воздух. И это преобразование имеет определенный смысл, поскольку Энергия, Воздух, являются символом движения в танце.
Здесь есть один важный момент. Это может быть желание устранить любого вида препятствия, которые вы ощущаете в этой жизни, и это желание вы вкладываете в свою философию танца и в свою молитву.
Таким образом, эти практики движения достигают всех тех пространств, областей и миров, где живут будды, бодхисатвы и другие святые существа, а затем возвращаются к нам с их благословением, погружаются в Тару и через разные формы взаимосвязи с ней передаются нам.
Как и музыка, тибетские или буддийские танцы являются священными и ритуальными. Они, являясь формой религиозной буддийской практики, совершаются для преображения себя в божество (Идама) и для демонстрации этого аспекта другим.
Есть трактаты, объясняющие значение и смысл исполнения танцев и сопровождающей их музыки.
Другие танцы в буддизме.
Своими корнями буддийские, тибетские танцы уходят вглубь тантрийской истории.
Тантра - это вид литературно-философского произведения, предполагает достижение трансперсональных состояний слияния с мировым духом, или мировым началом.
Сам буддийский ритуал священного танца почти всегда представляет собой мистерию. Его может исполнять как отдельный йогин, так и группа лиц.
Существуют различные виды цама, меняющиеся от традиции к традиции, от монастыря к монастырю. Цамы посвящались различным божествам буддийского пантеона. Одни состояли только из пантомим, другие включали и диалоги. Цамы могли быть составной частью службы или же разыгрывались как самостоятельные религиозные мистерии. В "Восхитительных танцах" - трактате тибетского амдосского автора Сумба-Кханпо говорится о правилах исполнения тех или иных цамов, связанных с ними приготовлений мандал, жертвоприношений, ритуалов, вплоть до объяснения ритуала посвящения в эти мистерии. Любой ритуальный танец у буддистов исполняется практикующими йогинами и духовенством в качестве жертвоподношения Идаму - божеству с целью устранения препятствий и обретения благ.
В тибетских дацанах танец - ЦАМ - это ритуальное театрализованное представление с использованием элементов музыки, которое было разработано в качестве действенного компонента ко многим буддийским тантрийским ритуалам и, в частности, к обряду очищения от грехов и преодоления препятствий.
В тибетских и непальских монастырях ЦАМЫ совершались обычно в ноябре и в мае, а в Монголии, Бурятии, Туве, соответственно, в июле-августе. Позже появился ша-наг ЦАМ (танец черных шапок), который, будучи частью цама, разыгрывался в честь уничтожения врага буддизма - царя Тибета Ландармы (841-901гг.), убитого отшельником Дорже Палом. Сам ЦАМ проходил в монастырской ограде, представлявшей мандалу, в окружении народа.
Участники ЦАМА, изображавшие различных божеств и духов, выступали в масках и соответствующих одеяниях. Известны также коллективные или групповые маски персонажей ЦАМА.
Маска ЦАМА - это настоящее произведение искусства, которая выразительно, непредвзято и подчас гротескно передает настроение и состояние персонажа. К таковым в ЦАМАХ обычно относятся следующие лица, относящиеся к божествам и людям.
Белый Старец
Белый Старец является одним из самых популярных персонажей буддийского танца. В сутрах, посвященных Белому Старцу, сказано, что его считали хозяином земли, лесов, рек, а также "хозяином скота". Есть предание, что он живет на свете миллион лет.
Поэтому к нему обращаются как к подателю жизни и жизненной силы. По мнению тибетцев и других народов, исповедующих тибетский буддизм, Белый Старец дарует долголетие, богатство, а также своевременно посылает дождь. Его изображение вешали у входа в храмы и называли его божеством "черной веры".
Считается, что тот, к кому он прикоснется своим посохом, будет жить вечно. Роль Белого Старца отличается от роли других персонажей. Дхармапалы (гневные божества) призваны вселять страх в злых демонов, а Белый Старец разыгрывает комические сцены, вызывая смех. Данный персонаж одет или в ватный халат, или в шелковый, белого цвета. Его сапоги пошиты из барсовой шкуры. К поясу подвешиваются кошелек и огниво. В руках старик (роль обычно доставалась старейшему из лам) держал мешок с сыром и лепешкой. Маски на старике не было, но на один глаз накладывалась черная повязка.
Длинная белая борода также украшала его хитрое лицо. Он не танцевал, а, сделав несколько шагов, садился, отпуская по ходу пьесы шутки и улыбки. Иногда он вставал, прищуривался и стрелял куда-нибудь из лука.
Владыка кладбищ
Ритуальная пляска символизировала смерть человека в прежнем качестве и возрождение его в новом облике. Либо, согласно другим источникам, Бланка кладбищ олицетворяет представление о промежуточном состоянии между смертью и новым рождением (бар-до). Возможно, выход Владыки кладбищ обозначал появление в мире смерти, которая появилась среди древних бессмертных людей, олицетворяемых Белым Старцем.
Львиноголовая Дакини
В некоторых вариантах цама есть персонажи, называемые "хозяевами четырех гор", которые входят в свиту Львиноголовой Дакини. Их четверо, и они олицетворяют четырех охранителей направлений света - Льва, Тигра (или барса), птицу Гаруду и Дракона.
Сиятельная Богиня
Она одна из восьми "Ужасных" из категории Дхармапал (Охранителей Учения).
В тибетском тантрийском пантеоне она выступает покровительницей школы Гелукпа, а также является Матерью-прародительницей всего живого, Хозяйкой гор, врачевательницей, также Богиней славы, сражений, Хозяйкой времени, покровительницей сестер Долголетия (которые появляются в танцевальных масках Дакинь).
В свиту богини Лхамо входит множество низших женских божеств. Главные из них - Львиноголовая и Макароголовая Дакини. Обычно они одеты в черно-белую одежду.
Бог Смерти или Ямараджа
Его маска изображает бычью голову синего цвета, трехглазую, с длинными бирюзовыми рогами, на концах которых языки пламени. Пасть оскалена, на голове корона из пяти черепов, на макушке ваджра. Бог Смерти - хозяин подземного мира, главный судья над душами умерших. Помимо вышеприведенной легенды об отшельнике и разбойниках, существует еще одна, согласно которой тибетский царь строил храм при помощи быка, но при раздаче благословений бык оказался обойденным. Тогда он переродился в царя с бычьей головой и произвел опустошения.
Танец - это хрустальный мир, вобравший в себя не только традиции этноса, но и порывы его души, самые глубинные слои его этноментальности. Человек может через танец выразить живущие в нем великие чувства. Тогда тело станет послушным языком души и сможет выразить величие души человека. И танец вновь обретет то священное значение, которое он имел в далеком прошлом. Если представить, что жизнь каждого из нас - это танец, то каким будет наш танец жизни? Грустным и безрадостным, беззаботным и непринужденным, неторопливым, суетливым или красивым и глубоким? Это зависит от нас, не правда ли? Ведь каждый создает свой танец, свою линию судьбы, ищет свои па, чтобы двигаться по дороге жизни.
И, наверное, весь вопрос в том, с чем и с кем мы воссоединяем себя, с чем восстанавливаем связь, ощущаем единство? Ведь без этого единства - с Божественным, с другими людьми, с самим собой - не родится танец. Может быть, это и есть самый главный ответ.
"Душа танцора"
Мне говорят, что танцы - не профессия,
Мне говорят, что танцы - это ерунда,
А для меня это души порыв, экспрессия,
Вся жизнь моя, что Богом мне дана...
Танцую я совсем недавно, может год,
Нет, все-таки, наверно два, а может пять,
Всю жизнь танцую я и знаю наперед,
Свой каждый день я с танцем буду начинать!
Я научилась танцем жить,
И с танцем оставлять свои обиды,
Я научилась танцами любить.
И в танцах забывать про то, что было...
Я научилась танцами дышать,
И растворяться в их бездонной глубине,
Я не могу о танцах не мечтать,
Танцор живет в моей душе!
Танцую каждый день - всегда, везде,
И не стесняюсь мнения людей,
Ах, кстати, танцы сочиняю я во сне,
И голова моя всегда полна идей!
Я танцы сочиняю на ходу,
Когда стою посуду мою дома,
Когда по улице куда-то я иду;
Свой танец в голове танцую снова!
На репетициях танцую я и на концертах,
Родной свой коллектив люблю;
Я промолчу, пожалуй, о своих успехах,
Пока идет все так, как я хочу!
Ведь главное - желанье и терпенье,
Со временем все будет, как должно,
Домашняя разминка и танцев повторение.
Свой вклад внесут в умение мое.
Пусть я пока не прима.
И звезд я с неба не хватаю,
Но со своей дороги не сверну я мимо.
По жизни танцевать я буду - знаю!
Мне говорят, что танцы - не профессия,
Мне говорят, что танцы - это ерунда,
Но это моя жизнь, которой нет чудеснее,
Мое призвание, которому останусь я верна!
Заключение
Народный танец не музейное искусство прошлого, он не представляет собой что-то неизменное, застывшее. Все его виды бытуют в народе, но они не застыли в своем развитии.
Мы наблюдаем, как изменяется содержание танцев, видим, как они творчески перерабатываются и дополняются народом. Все эти дополнения и видоизменения отражают сдвиги, происходящие в социальной, бытовой и культурной жизни нашего общества.
Со временем целый ряд элементов перерождается, одни отмирают, другие возникают. Танец обогащается новыми движениями, обогащается его лексика. В нем появляются новые, как простые, так и сложные по технике исполнения движения.
Для сохранения чистоты особенностей танца необходимо как можно больше обращаться к традиционным историческим источникам, смотреть видеоматериал.
Желательно все особенности сохранять в чистом виде, не смешивать с другими областями. Характерные черты оставлять традиционными.
Богатое традиционное наследие любого народа надо бережно хранить и творчески развивать. Но прежде чем развивать наследие, необходимо его знать, изучать.
Региональные особенности народного танца надо учить, поскольку многие его по - настоящему не знают.
Природа общества такова, что оно меняется, как и собственная природа человека.
Поэтому очень важно, чтобы наше отношение к жизни было таким, чтобы мы шли срединным путём и избегали крайностей. Но сделать это нелегко, для этого нужна проницательная мудрость. Танец, как самовыражение, дополняет самопознание, и это необязательно временное удовольствие, у танца может быть долгосрочная польза. Танец сам по себе – просто мимолетное удовольствие; это зависит от ментальной установки.
Философия буддийского танца так поучительна и необычна, буддийский танец можно читать, постигая при этом многогранность бытия и философию самой жизни человека.
В своей работе я пыталась отследить историю и эволюцию развития одного из лучших достижений человечества – танца, а также сделала попытку понять философию буддийского танца. Полагаю, что не все у меня получилось, но многое мне становится понятным. Движение рук, глаз, тела в танце – это изображение жизни человека.
Список использованной литературы
Нора Аргунова. Щенята
Смекалка против Змея-Горыныча
Зимний лес в вашем доме
Два плуга
Рисуем белые грибы пастелью