Статья о работе с одаренными детьми.
Вложение | Размер |
---|---|
Работа с одаренными детьми в условиях дополнительного образования. | 871.5 КБ |
Г.С.Шарафутдинова
Педагог дополнительного образования
МАОУДО ДДТ "Балкыш"
Высокогорского муниципального района РТ
Работа с одаренными детьми в условиях дополнительного образования.
Одарённость на протяжении всего пути развития человечества всегда удивляла, завораживала и поражала общество! Одарённый ребёнок выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями или имеет предпосылки для достижений к той или иной деятельности. Борис Михайлович Теплов - советский психолог, определил одаренность, как качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности. При этом одарённость понимается не как механическая совокупность способностей, а как новое качество, рождающееся во взаимовлиянии и взаимодействии компонентов, которые в нее входят. Одарённость обеспечивает не успех в какой-либо деятельности, а только возможность достижения этого успеха, так как, кроме наличия комплекса способностей для успешного выполнения деятельности человеку необходимо обладать определенной суммой знаний, умений и навыков. Джозеф Рензулли (американский педагог-психолог) разработал трёхчастную "модель" одарённости, в которой одарённость обнаруживается на пересечении трёх человеческих свойств: должен иметь интеллект выше среднего уровня, сильную увлечённость задачей и творческий потенциал. Наличие только одного из этих компонентов не делает ребёнка одарённым. Такая модель для диагностики одарёных детей используется в разных странах. Людмила Игнатьевна Ларионова (профессор, доктор психологических наук) включает в понятие одарённости три компонента: интеллект, креативность и духовность - которая отождествляет со способностью творить добро, красоту, счастье для других, служить обществу, при этом опираясь на взгляды Дианы Борисовны Богоявленской (профессора), считающей, что интеллектуальная активность опирается на единство и взаимообусловленность интеллекта, креативности и духовной личности, а также на положение Владимира Дмитриевича Шадрикова (советского и российского психолога), что духовные способности связаны с интеллектом и креативностью. Одарённость понимается учёными как многоаспектное и многоуровневое явление, что нашло отражение во многих современных концепциях. Признаками одарённости в раннем возрасте принято считать неуемное любопытство ребенка, его бесконечные вопросы, большой запас слов, способность к концентрации внимания на интересующем его деле и упорство в достижении результата, хорошую память, богатую фантазию, доброжелательность, острую реакцию на несправедливость. В более старшем возрасте признаками одарённости считаются: хорошее чувство юмора, оригинальность ассоциативного мышления, способность к планированию предстоящей деятельности, самостоятельность, гибкость, общительность, энергичность, настойчивость, сформированность навыков логического мышления, независимость в суждениях, предпочтение сложных заданий. Сергей Леонидович Рубинштейн (советский психолог и философ) говорил, что любая одарённость нуждается в поддержке педагога для раскрытия внутреннего ресурса и полноценного разностороннего формирования личности. Каждый ребёнок талантлив, нужно лишь на начальном этапе обучения увидеть, выявить эту способность и направить в ту или иную деятельность, развить до совершенствования, соответственно рядом с талантливым учеником должен находиться педагог, наставник, который может передать знания, помочь раскрыть творческий потенциал обучающегося, чтобы ученик мог анализировать свои собственные поступки, умел рефлексировать, чтобы в будущем у ребёнка, у молодого человека была и работала система внутренней навигации для лучшей жизни в большом мире. Развитие творческого потенциала детей средствами вокального и театрального искусства в благоприятной окружающей среде, в условиях дополнительного образования Дома детского творчества "Балкыш" Высокогорского района, приводят к хорошим результатам. В процессе работы обучающегося с педагогом создаются сценические, музыкальные номера, где ребёнок приобретает музыкальный и сценический опыт, в результате демонстрируя свои таланты на районных, республиканских, всероссийских, международных мероприятиях, конкурсах, фестивалях, на телевизионных съёмках (ТНВ "Жырлы-монлы балачак", активное участие талантливых учеников в концертных телевизионных программах с участием звёзд татарской эстрады, и участие в телепроекте на Шаян ТВ). Наши внутренние праздники также проходят при активном участии вокалистов и театральной студии. Ежегодно с обучающимися организовываем и участвуем в благотворительных акциях в КПНИ (Казанском психо-неврологическом интернате); в доме ребенка.
В процессе 10-летней работы педагогом дополнительного образования, ощущая нехватку минусовок детских песен на татарском языке, мною был разработан и создан проект, в виде mp3 диска "Балачакнын мон чишмэсе", как методическое пособие для педагогов, воспитателей, родителей, с плюсовками, минусовками и сборником авторских песен, в исполнении наших звёздочек, этим диском уже активно пользуются музыкальные руководители детских садов, другие педагоги города Казани и районов РТ. Теперь mp3 диск "Балачакнын мон чишмэсе" находится в библиотеках нашей Республики и любой желающий сможет выписать и самостоятельно или с помощью взрослого обучиться татарским детским песням, окунуться в творчество.
Побуждением, мотивацией к деятельности является не только то, что делает ребёнок, но и то, зачем он это делает, что движет им, что заставляет его действовать. Генрих Густавович Нейгауз (советский пианист и педагог немецкого происхождения) говорил, что таланты создавать нельзя, но можно создавать среду для их проявления и роста.
Педагог организуя учебный процесс, убеждена, что должен создавать на занятиях непринуждённую и радостную атмосферу, поддерживать в обучающихся игровое состояние, тем самым закрепляя эффект музыкального эстетического воспитания подрастающего поколения. Занятия пробуждают у обучающихся интерес к эстрадному искусству. Методы обучения с одаренными детьми:
1) Выявление одарённости и индивидуальный подход.
2) Применение индивидуальных методических приёмов в работе с одарённым ребёнком.
3) Креативный, нестандартный подход в творческой работе с одарённым ребёнком.
4) Взаимодействие с родителями, классными руководителями и другими педагогами по развитию способностей ребёнка.
5) Регулярное участие на различного уровня мероприятиях, конкурсах, фестивалях, как метод укрепления психофизических возможностей и как благодатная сфера выражения импровизации.
Педагогам дополнительного образования необходимо для работы с одарёнными детьми систематическое обновление, расширение и познание новых методических приёмов (курсов, семинаров, круглых - столов, конференций и тд.)
Педагог обладающий профессиональной педагогической эрудицией (когнитивной); эмоциональной культурой и педагогической зоркостью (психологической); готовностью к постоянным изменениям (мобильностью); культурой общения (коммуникативной); владеющий инструментами для выявления и работы с одарённостью, владеющий методиками, систематически проводя мониторинг и диагностику (профинформационной), в хаосе цифрового мира, в современном обществе сможет воспитать человека нового поколения - высоконравственного, обладающего интеллектуальными способностями, прекрасными чертами личности, физически-активного, неординарно мыслящего, ведь как следствие, совершенству нет предела!)
Сочини стихи, Машина
Есть в осени первоначальной...
Лиса и волк
Гном Гномыч и Изюмка. Агнеш Балинт
Композитор Алексей Рыбников