Презентация "Образы солнца,огня в музыке, литературеи живописи"
Вложение | Размер |
---|---|
obrazy_solntsa_ognya_v_literature_zhivopisi.pptx | 2.24 МБ |
Слайд 1
Образы солнца, огня в литературе, живописи и музыке Презентация по искусству Ученицы 9 класса Мшинской СОШ Антия ЛолитыСлайд 2
В различных видах искусства используются образы Солнца и Огня. Солнце – главное небесное светило, которое даёт тепло, свет и жизнь. Во все времена его почитали. В его образе с древних пор представляли различных богов. Слишком много света и с олнца не бывает ни в людских сердцах, ни в жизни, ни на полотнах. Огонь является одной из основных стихий, символом Бога и Духа, торжества жизни и света над смертью и мраком, всеобщего очищения.
Слайд 3
В литературе обе эти стихии хорошо изображал Константин Дмитриевич Бальмонт . С ними, заявляет поэт, «неизменно живёт моя душа в радостном и тайном соприкосновении». Огонь же – «моя любимая стихия… Я молюсь Огню. Огонь есть истинно всемирная стихия, и кто причастился Огнём, тот слит с Мировым» (1904). «Гимн Огню», Изменчиво влияние огня, то сжигающего, то возрождающего, то открывающего «завет бытия»: «Я спросил у высокого солнца, Как мне вспыхнуть светлее зари, Ничего не ответило солнце, Но душа услыхала: «Гори!»
Слайд 4
Образ Солнца, Бальмонт отобразил создав сборник «Будем как Солнце» в 1903 году, поставил в эпиграф строку древнегреческого философа Анаксагора, которая позже превратилась в целое стихотворение. А это стихотворение крепко запомнили читатели: Я в этом мир пришёл, чтоб видеть Солнце И синий кругозор. Я в этот мир пришёл, чтоб видеть Солнце И выси гор. Я в этот мир пришёл, чтоб видеть Море И пышный цвет долин. Я заключил миры в едином взоре, Я властелин.
Слайд 5
В стихотворениях Г.В. Державина, А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета образ солнца всегда радостный и восторженный. Так, у Державина читаем: «Но, солнце, мой вечерний луч! Уже за холмы синих туч Спускаешься ты в темны бездны» ; у Пушкина: «Уж реже солнышко блистало», «Мороз и солнце; день чудесный!», «Блестя на солнце, снег лежит»; у Фета: «Ещё вчера, на солнце млея», «Солнца луч промеж лип был и жгуч и высок»; у Тютчева: «И солнце нити золотит», «Уж солнца раскалённый шар с главы своей земля скатила», «Сияет солнце, воды блещут, на всём улыбка, жизнь во всём», «Солнце светит золотое». А отсутствие солнечного света приобретает в себе символическое значение на страницах повестей Н.В. Гоголя, романов Ф.М. Достоевского.
Слайд 6
А вот в стихотворениях Мандельштама совсем не присутствует Солнце жёлтого цвета. Либо оно отсутствует, либо оно тёмное. Устойчивый образ тёмного Солнца находим в стихотворениях поэта довольно часто: «чёрное солнце, ночное солнце, вчерашнее солнце». Образ чёрного, ночного солнца – нередкий гость в мировой литературе, особенно религиозной. Затмение солнца – чёрное солнце – предвестие смерти. «Страсти дикой и бессонной Солнце чёрное уймём». «Солнце чёрное взошло». «Я проснулся в колыбели, Чёрным солнцем осиян». «Человек умирает, песок остывает согретый, И вчерашнее солнце на чёрных носилках несут». «А ночного солнца не заметишь ты».
Слайд 7
В живописи также прослеживается образ Солнца и Огня. Композиция «Соната Солнца» Микалоюса Константинаса Чюрлёниса – это настоящий гимн могущественному светилу. А на картине «Баллада о чёрном солнце» над миром восходит чёрное солнце, чёрные тучи пересекают небо, гасят его краски, в небесах реет зловещая птица, вестник беды и несчастья.
Слайд 8
На картине В. Цыплакова «Мороз и Солнце» изображён зимний солнечный день. Снег искрится на солнце так, что глазам даже больно смотреть. Художник при помощи солнца передаёт здесь очень морозный день. Русская зимняя природа благодаря этому кажется величественной. Картина наполнена солнцем и светом. Также очень часто в живописи используется образ огня. Это можно увидеть в картинах, например, Э. Шклярского . Ярким примером образа огня в живописи можно назвать его выставку картин «Огонь, иди со мной». Все произведения здесь посвящены пламенной сущности красного цвета. При этом качество поверхности благодаря масляной живописи становится «зеркальным».
Слайд 11
Образы Солнца и Огня плотно отображены и в звуках. В песне «Заход Солнца» Э. Грига можно не только услышать, но и представить этот заход. В произведениях русских композиторов солнце имеет положительный, добрый, справедливый, сильный мужской образ. В самой поэтичной опере Н. Римского-Корсакова «Снегурочка» мы слышим ритуальное обращение к всемогущему богу Солнце- Яриле – символу света, тепла. Плодородия и любви. Образы Солнца, света, огня вошли в музыку А. Скрябина ещё с юности. Он воплотил солнцепоклонничество, точнее светоносность своими, специфическими музыкальными средствами, в отличие от поэтов, которые более ясно и очевидно моли декларировать это в слове. Композитор А. Скрябин в наиболее полной, завершённой форме воплотил образ ОГНЯ в симфонической поэме «Прометей» («Поэма Огня»).
Цветение вишни в лунную ночь
Просто так
Три коробки с орехами
Цветущая сакура
Музыка космоса