Работа создавалась к 175 - летию во дня ррождения Э.Грига.
Вложение | Размер |
---|---|
Норвегия в каждом звуке | 27.24 КБ |
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования «Детская школа искусств»
Тема: «Норвегия в каждом звуке…»
Участник: Казакова Ксения,
ученица 4 класса МБУ ДО ДШИ
Преподаватель: Кузьмичева
Лия Владимировна
г. Нижнекамск
Норвегия – прекрасная и величавая северная страна – край фьордов и скал, ослепительно блестящих горных вершин и волшебного северного сияния. Крыши домов, разбросанных по окрестным холмам, целыми неделями и месяцами звенят под ударами длинных пальцев дождя. В портовых тавернах старые рыбаки с влажными от тумана бородами рассказывают спокойными и суровыми голосами сказки о феях и троллях, о мирских чудовищах и ужасных бурях. И лишь поздно ночью, когда ветер укладывается спать в подворотнях, их шаги звучат и затихают на сырых от дождя и тонущих в тумане улицах. Город Берген, в котором родился самый замечательный композитор своей родины Эдвард Григ (1843-1907), расположен в западной части Норвегии, у прекрасного фьорда, выходящего в Северное море.
Григ уже в детстве открыл красоту родной народной музыки, впитал её с молоком матери, которая давала ему первые уроки музыки, часто наигрывала песни и танцы, услышанные от крестьян. Однообразное и мощное колебание их ритмов рождало мелодии то весёлые, то грустные. Ночью, перед тем как заснуть, юный Григ вспоминал их в звучании лангелейка; он вставал с постели, спотыкаясь в темноте, тихо спускался по лестнице и начинал импровизировать на фортепиано. Очень рано Эдвард Григ начал сочинять собственную музыку.
В каждом звуке музыки Э.Грига слышится прекрасная культура Норвегии: богатая природа, увлекательные древние легенды, сказания, песни и танцы, звучание народных музыкальных инструментов: лура, лангелейка, скрипки, охотничьего рожка, сказочные образы троллей, гномов и кобольдов.
Очень большое влияние на развитие творчества Грига оказало и знакомство со знаменитым норвежским скрипачом Уле Буллем, бывшим учеником Паганини, а так же с венгерским пианистом Ференцом Листом, который оказал огромную поддержку Григу в тяжелые моменты жизни, композитором Рихардом Нурдроком, писателем Бьёрнстьерне Бьёрнсон, немецким композитором Францем Бауэром, сказочником Г.Андерсеном, драматургом Генрихом Ибсеном, музыка к драме которого до сих пор радует слушателей всего мира («Пер Гюнт»).
Эдварда Григ проявил себя как мастер фортепьянной и камерно-вокальной музыки. Он обрабатывал норвежские народные мелодии. Под воздействием норвежского фольклора сложились характерные для Грига стилистические приёмы и особенности гармонии и ритмики (широкое использование лидийского и дорийского ладов, органных пунктов, народных танцевальных ритмов). Важное значение имеет так же и звукоподражание норвежским народным инструментам. Например, в пьесе «Утро» звучание флейты и гобоя напоминают тембр пастушьей свирели, а валторна звучит как охотничий рог.
Композитора зачаровало поэтическое воображение его народа, песни и красочная одежда крестьян. Он старался узнать всё это как можно глубже и выразить в своей музыке.
Творчество Грига разнообразно и в жанровом отношении, и по тематике. В его сочинениях мы находим и картины народной жизни, родной природы, и образы народной фантастики, и жизнь человека со всей её полнотой.
Проникнувшись духом норвежских народных мелодий, он положил их в основу почти всех своих произведений. Особенно ярко характерные черты творчества проявились в фортепианных произведениях Грига.
Григовские мелодии вобрали наиболее характерные особенности норвежских народных песен, такие, например, как сочетание пентатонных ходов с тритоновыми, или мелодический оборот T – вводный тон – D. Эта интонация, ставшая своеобразным музыкальным символом Норвегии, встречается в музыке Грига очень часто (например, во многих темах Фортепианного концерта, в «Ноктюрне» из «Лирических пьес»). Нередко она «перемещается» на другие ступени лада, как, например, в песне Сольвейг, где этот мелодический ход идет от D (через повышенную IV ступень), а затем от S. Богата мелодика кокетливыми синкопами, хроматизмами, изящными украшениями: форшлагами и трелями. (Например, «Танец Анитры»).
Под воздействием фольклора сложились также характерные особенности гармонии Грига:
обилие органных пунктов, частое использование лидийского и дорийского ладов; повышение IV ступени лада и в мажоре(лидийский), и в миноре – излюбленная григовская альтерация; гибкая ладовая переменность, как своеобразная игра «света и тени» (минорная d в мажоре, мажорная S в миноре и пр.) т. медленной части фп. концерта
В целом, гармонический язык произведений Грига отличается особой красочностью, широким применением аккордов многотерцового строения, что опять же коренится в норвежском фольклоре (многие норвежские мелодии содержат несколько терцовых ходов в одном направлении).
Григ очень бережно и с любовью относился к сохранению народных традиций. Большое внимание уделял связи норвежского фольклора с многочисленными танцами. Они опираются на своеобразную ритмику норвежских халлингов, спрингдансов, гангаров. Гангар – это норвежский крестьянский марш. Халлинг – сольный мужской танец с очень сложными, почти акробатическими движениями. Спрингданс (или спрингар) – задорный «танец вприпрыжку». Григ часто подчеркивает типичные ритмические детали всех этих танцев – сочетание триольного и пунктирного рисунка, неожиданные акценты на слабых долях, всевозможные синкопы. Это можно увидеть на примере №3 из цикла «Поэтические картинки».
«Норвежская мелодия» рисует целую танцевальную сценку. Нам зримо видны фигуры танцующих, разные «па» танца - кружащегося спрингданса. Характер подчёркивается и своеобразным сопровождением, подражающим звучанию народных инструментов - охотничий рожок, скрипка, лангелейк.
Тема Родины по-разному проявилась пьесах - в великолепных музыкальных пейзажах, в жанровых сценках, в образах народной фантастики.
Во всём творчестве Грига ощущается сказочность. Помимо завораживающей природы, то и дело появляются яркие образы троллей, гномов, кобольдов и других загадочных персонажей. «В пещере горного короля» из сюиты «Пер Гюнт» погружает нас в причудливый мир этих героев.
Тролли – в германо-скандинавской мифологии великаны. Обитают внутри гор или поблизости, где они хранят свои сокровища. Они уродливы, обладают огромной силой, но очень глупы. Часто тролли бывают с двумя или тремя головами. Как правило, тролли вредят людям, похищают их скот, а иногда даже оказываются людоедами. Тролли не выносят солнечного света, под его лучами они умирают, превратившись в камень.
Кобольды – в немецком фольклоре дальние родственники английских стуканцев. Они живут в шахтах и штольнях, отличаются гораздо более злобным нравом, чем их родичи. Обожают устраивать камнепады и завалы, перерезают верёвки, гасят лампы на шлемах шахтёров. У кобольдов рыжие волосы и бороды, они малы как дети, но сильны и крепки.
Гномы – сказочные карлики из германского и скандинавского фольклора.
«Шествие гномов» — один из великолепных образцов музыкальной фантастики Грига. В контрастной композиции пьесы противопоставлены друг другу причудливость сказочного мира, подземного царства троллей и чарующая красота, ясность природы. Музыкальные средства крайне скупы: моторная ритмика и на её фоне прихотливый и резкий узор метрических акцентов, синкопа; сжатые в тонической гармонии хроматизмы и разбросанные, жестко звучащие большие септаккорды. Самое существенное – это постепенное нарастание темпа, динамики, диссонантности звучания, ускорение темпа и усиление оркестровой звучности. Образ средней части - светлое звучание темы, простой по структуре, ассоциируется со звучанием народной мелодии.
Свадебные марши занимают большое место в норвежском фольклоре. Одно из самых радостных и ликующих произведений Грига – «Свадебный день в Тролльхаугене» (Тролльхауген - местечко в Норвегии, где находилась вилла Грига.) Здесь композитор провёл последние годы своей жизни.
Имя Грига стало символом норвежской музыки. Его творчество, кладезь ярких самобытных произведений, будет жить столетиями. Григовские мелодии и сегодня находят свое звучание в качестве саундтреков к фильмам, рекламе, в современных обработках, темах в различных телепередачах. сказках, мультфильмах и театральных постановках. Например, «В пещере горного короля» звучала в рекламе Microsoft и Burger King, в телесериале «Доктор Хаус», «Интерны», «Симпсоны». Кавер-версии мелодии исполняла финская метал-группа Apocalyptica, британская рок-группа The Who, хард-рок группа Rainbow и другие.
В каждом звуке музыки Э.Грига мы чувствуем то удары волн о могучие скалы, то раскаты грома над бурными фьордами, то порывистый соленый ветер, то удалые танцы на улицах Норвегии… Музыка вобрала в себя все, чем богата загадочная Скандинавия. Зерно таланта великого композитора легло на плодородную почву скандинавского народного творчества, уникального, самобытного, ни на что не похожего. «Я записал народную музыку свой страны» - говорил он.
Григ на весь мир сумел прославить море и горы, снег и соль, темные пещеры и синие небеса Норвегии, Дании, Швеции. Выступая в созвучии с Андерсеном, Ибсеном, фольклористом Линдеманом, Григ создавал мощные, порывистые, яркие и мелодичные пьесы, песни, романсы, концерты. Более шестисот произведений неразрывно связывают его с норвежской землей, ставят его имя вровень с величайшими людьми Скандинавии – королями, изобретателями, воинами, поэтами и сказочниками. Таков композитор Григ – яркий и поучительный, мощный и значительный, раскрывающий секреты скандинавских легенд в музыке. В музыке, оставшейся в истории навсегда, пока будут стоять норвежские скалы, омываемые морем.
Литература.
1. Бьерндаль А. Э. Григ и народная музыка. М., 1959.
2. Григ Э. Избранные статьи и письма. М., 1966.
3. Левашова О. Эдвард Григ. Очерк жизни и творчества. М., 1975.
4. Сандвик У. Григ и норвежский фольклор. М., 1959.
5. http://www.belcanto.ru/norveg_zm4.html
6. http://www.liveinternet.ru/community/5182841/post258040833/
Девятая загадочная планета Солнечной системы
Весенняя сказка
Золотая хохлома
Компас своими руками
Философские стихи Кристины Россетти