В работе утверждается один из путей экологического воспитания и привлечения внимания человеческой аудитории, в том числе школьников, к экологическим проблемам, – это изучение и широкое представление музыкального фольклора, песенного народного творчества, в частности песен о природе, деревьях, травах, цветах, реках.
Цель работы - выявить глубину раскрытия образа природы в русских народных песнях и проблему её сохранности и значимости в экологических целях.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota.docx | 59.14 КБ |
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа» с. Летка
Прилузского района Республики Коми
Объединение «Вокальная группа «Лирика»
«Образ природы и проблема её сохранности в русском народном песенном творчестве»
Номинация «Гуманитарно-экологические исследования»
Автор -Кетова Юлия Сергеевна
Класс - 10
Руководитель - Плоскова Елена Анатольевна
учитель музыки,
педагог дополнительного образования
Летка 2018
ОГЛАВЛЕНИЕ
стр
о природе…………………………………………………….6
3.Заключение.................................................................................................11
4.Список литературы и источники .............................................................12
Приложения.
Приложение 1. «Коллекция « Русские народные песни
о природе» (см.проспект)
Приложение 2. « Природа в русском народном песенном творчестве»….13
1.Введение
Актуальность и проблематика исследования. В настоящее время в мире остро стоит проблема экологии в целом и особенно экологии по отношению к природе.Вокруг много примеров безжалостного варварского отношения к природе, богатствам Земли: вырубка лесов, загрязнение водоемов промышленными отходами, туристические «набеги» с мусорными последствиями… А ведь издревле человек жил в содружестве с природой, был частью природы, охраняя ее ресурсы – землю, воду, любуясь цветами и травами. Люди поклонялись им, воспевали природу в традиционных праздниках и обрядах, в песнях и танцах.Каждая народная песня — это пример одушевления природы, восхищение ее красотой.Такая музыка учит нас любоваться красотой природы, красотой песен, красотой человеческих чувств. И не только любоваться, но и беречь природу, чистые песни, добрые человеческие чувства. Поэтому я считаю одним из путей экологического воспитанияи привлечения вниманиячеловеческой аудитории, в том числе школьников, к экологическим проблемам, – это изучение и широкое представление музыкального фольклора, песенного народного творчества, в частности песен о природе, деревьях, травах, цветах, реках.
Кроме этого, я занимаюсь песенным творчеством, принимая участие в концертной деятельности в составе вокальной группы «Лирика». В моем репертуаре есть немало песен о природе, растениях, родных местах, воспевающих их красоту и призывающих сохранять наше природное богатство. Поэтому мне данная тема близка и интересна. Однако, иногда можно заметить разное отношение людей к народной музыке. Большинство людей, особенно молодых, предпочитают современную музыку и считают не актуально (или не модно) слушать музыку народного направления.
Поэтому через своё творчество и свои исследования хочется донести идеи сохранения нашей природы и красоту народной песни до слушателей.
Цель - выявить глубину раскрытия образа природы в русских народных песнях и проблему её сохранности и значимости в экологических целях.
Объект исследования - русские народные песни о природе.
Предмет исследования - образ природы и проблема её сохранности.
Гипотеза: Если мы больше и глубже будем знать о русских народных песнях, посвящённых природе, то будем бережнее относиться к ней.
Задачи: 1. Изучить литературу по данной теме.
2.Подобрать коллекцию русских народных песен по данной теме, систематизировать по жанрам, по тематике.
3. Провести анализ содержания русских народных песен на предмет раскрытия красоты природы и её сохранности.
4. Провести анкетирование «Образ природы в русских народных песнях».
5.Обобщить результаты исследования.
6. Провести просветительские беседы в школьных классах на музыкально-экологическую тему.
Методы: - поисково-исследовательские (изучение литературы, работа с источниками, сбор информации в сети интернет);
- анализ и систематизация;
-беседа-интервью с музыкантами-специалистами;
-анкетирование.
Источники.В своей работе я опиралась на следующие источники:
письменные (учебные пособия, научная литература о русских народных песнях, сборники песен), изобразительные (фотографии), вещественные
( аудиозаписи), устные(беседа с информантами).
Срок исследования: июнь – ноябрь 2018 г.
Практическая и теоретическая значимость. Работа важна в целях привлечения внимание к проблемам изучения, сохранения и бережного отношения к природе родного края посредством изучения музыкального наследия традиций родного края и передачи этих ценностей нашим сверстникам. Ее можно использовать в качестве бесед экологической направленности, о традициях музыкальной культуры родного края на классных часах, уроках краеведения, музыки, экологии.
2. Основная часть
2.1. Изучение литературы по данной теме
На первом этапе своего исследования я изучила теоретическую литературу о русской народной песне, ее особенностях, где раскрывается образ природы. Начиная уже с XIXвека, народная песня привлекала внимание русских ученых-фольклористов, изучавшие ее содержание, жанровые особенности, поэтическую символику, музыкальные образы.Среди таких ученых-исследователей можно назвать С. Г. Лазутина, Н.П. Колпакова, В.Я. Проппа, Ф.М. Селиванова и других. Я узнала, что тема природы в народном творчестве занимает немалое место, приведены примеры олицетворения, тесной связи народной жизни, быта с природой.Благодаря народному творчеству, природа предстает перед слушателями, зрителями всегда разной: величественной, грустной, нежной, ликующей, трогательной. Эти образы продолжают привлекать человека, затрагивая тончайшие струны его души, помогают прикоснуться к неповторимой красоте родной природы, увидеть необычное в том, что привычно и буднично, дают возможность каждому развить в себе чувство сопричастности к родному краю, к отчему дому.
Вывод: в ходе изучения литературы выявлено, что тема природы в русских народных песнях актуальна, потому что жизнь народа издавна очень тесно связывалась с природой. Данная тема широко исследуется учеными.
2.2.Подборка коллекции песен по данной теме
На втором этапе работы мной была подобрана коллекция русских народных песен о природе, лесах, травах, деревьях, цветах, полях, степях и т.д. Данная коллекция в электронном варианте насчитывает около 30 песен. Они были систематизированы по тематике и сделан анализ на предмет раскрытия красоты природы и её сохранности (приложение № 1 «Коллекция «Русские народные песни о природе»).
Вывод: в «Коллекцию» вошли наиболее популярные и широко распространенные русские народные песни о природе.
2.3.Анализ содержания русских народных песен
Во многих русских народных песнях главной темой является природа. Именно она показывала всю красоту и любовь к родному краю. Например, самая известная песня о символе России – березе - песня «Во поле береза стояла», которую знает любой русский человек с самого младшего возраста. Во многих песнях русского народа выражается обращение к деревьям за помощью в любви (например, «Ты удайся, ленок, беленький, полюби-ка меня, миленький!»), обращение за сочувствием («Ты скажи, скажи, калина, как попала я сюда»), о месте для любовных свиданий («Выйду ль я на реченьку, посмотрю на быструю, не увижу ль я свого милого, сердцу дорогого»). В песне «Калинка» чувствуется обращение к деревьям за успокоением:
Калинка, калинка, калинка моя!
В саду ягода малинка, малинка моя!
Спать положите вы, меня…
Сосенушка, ты зеленая,
Не шуми же надо мной!
Обычно образы природы можно проследить в лирических и хороводных народных песнях, так как в них ярче выражаются личные чувства и настроение поющих людей. Место действия хороводов у русского народа – это наиболее живописные уголки родной природы. Поэтический язык хороводных песен характеризуется особой живостью, красочностью, яркими образами природы, эмоциональным воплощением светлых чувств.
Образ природы в песнях тесно переплетается с земледельческим календарем и с календарем христианских праздников. Например, летние праздники: празднование таких календарных событий как Троица, Аграфена Купальница, Иван Купала. В Троицу особое почитание отдавалось березе: празднично одевшись, девушки отправлялись в лес завивать березу, с песнями перевязывали концы деревьев кольцами, сплетали березовые верхушки с травой, пригнув березу. Венок, образованный ветвями, представлял собой магический круг.
На Ивана Купалу с песнями-хороводами собирали целебные травы, делали венки (особой популярностью пользовалсяцветок иван-да-марья). Волшебно всесильным считался папоротник, расцветающий, по легендам, раз в году именно в купальскую ночь. Тем, кто нашел цветущий папоротник, должны были открыться места кладов.
Например, мелодия песни «Ах ты, степь широкая...» нетороплива и величава. Русский пейзаж, облик бескрайней широкой степи, зеленеющие поля - излюбленная тема народного песенного искусства, выражающая через образ природы характер и силу русского народа, любовь к Родине.
Образы природы в русских народных песнях глубоко символичны. Основой для песенной символики служит объективный реальный мир, прежде всего весь окружающий мир природы (солнце, месяц, ветер, тучи, река, горы, различные деревья, трава, цветы, многие породы птиц и т. д.), некоторые виды трудовой деятельности человека (сеяние, сажание, поливание, косьба, рыболовство, охота и т. д.) и обрядовые действа (вытаптывание сада, завивание березы, собирание трав…). «Символические образы в фольклоре свидетельствуют о стихийно-материалистических представлениях народа, о больших и глубоких наблюдениях в области явлений природы»[1]. В традиционных лирических песнях в качестве символов выступают предметы растительного мира. Например, очень часто символом девушки в них являются белая береза, калина, малина, вишня, рябина и осина. В качестве символа молодца в народных песнях чаще всего выступает дуб, а иногда хмель или виноград.
В народных песнях можно заметить, что воспеваемые различные растения являются символами не только каких-либо конкретных человеческих образов, а в зависимости от их состояния (например, цветения или увядания) выражают то или иное настроение человека, передают определенное психологическое состояние. Например, символами счастья и счастливой любви, могут быть свет солнца, а также цветение растений. Например:
Вы, лазоревы цветы,
Расцветайте во саду!
Ах, я ли, молода,
Со надежею иду,
Или, например, грустная песня, в которой через состояние растений сообщается о том, что молодец покинул девушку, начинается такими строками:
Сохнет и вянет в поле травка,
Она вянет без дождя,
Все желтеет и бледнеет
От холодной от росы.
И тоскует и горюет
Девчонка по дружку.
Кроме этого, в народных песнях чувствуется гармоничное сочетание мелодии и текста: мелодии протяжные, певучие, задушевные, а в текстах идёт обращение к природе, как к одушевлённому существу, чаще в ласкательной форме («калинушка», «рябинушка», «сосенка» и др.)
Вывод: природа в русских народных песнях предстаёт разнообразной и гармоничной, мелодия и стихотворный текст взаимно дополняют друг друга. Русские народные песни, посвящённые природе, очень тесно связаны с жизнью и бытом человека, с его чувствами и настроением. Вместе с тем, в исследованных песенных образцах не стоит проблема сохранности или гибели природных образцов.
2.4.Социологическое исследование
Следующим этапом моей работы были социологические исследования (см. приложение № 2). Мной было проведено анкетирование, в котором приняли участие ребята 7 и 11 классов, а так же учителя нашей школы. Всего 41 человек. Цель анкетирования: выявить отношение респондентов к русским народным песням о природе, широту кругозора в области песенного фольклора, актуальность взаимосвязи «русская народная песня – природа - экология».
Диаграмма 1. Отношение респондентов к русским народным песням.
Комментарий. Большая часть анкетируемых положительно относятся к русским народным песням, воспевающих природу.
Диаграмма 2. Рейтинг популярности русских народных песен о природе.
Наряду с подлинными русскими народными песнями о природе респонденты называют и авторские тематические песни о рябине, роще, иве и др.
Вывод: на данном этапе мы убедились, что русские народные песни, посвящённые природе, занимают определенное место в жизни современного человека. Хотя большинство респондентов не смогли назвать широкого разнообразия народных песен о природе, однако они отметили важность и актуальность экологических проблем по отношению к природе.
3.Заключение
Изучив и проанализировав литературу, проведя исследования по данной теме, можно сделать вывод о том, что в русских народных песнях действительно глубоко раскрывается образ природы, что является неотъемлемой частью культурной жизни народа. Благодаря исключительной задушевности, искренности, народная песня оказывает глубокое эмоциональное воздействие на всех, кто с ней соприкасается. Она учит с достоинством любить свою Родину, народ, оберегать природу, землю, что очень важно в целях экологического воспитания любого человека. Слушая и исполняя такие песни, они приучают нас не только восхищаться, но и негласно заставляют задуматься, предупреждают о том, к чему может привести неразумное потребительское отношение к природе. Подтверждается гипотеза о том, что если мы больше и глубже будем знать о русских народных песнях, посвящённых природе, то будем бережнее относиться к ней.
Для проведения просветительских бесед в школьных классах на музыкально-экологическую тему можно воспользоваться составленной «Коллекцией русских народных песен о природе» (см. Приложение 1).
В процессе работы я пришла к выводу, что в русских народных песнях, воспевающих природу, созданных в давнее время не стоит проблема ее сохранения. Я не нашла ни одной песни, в которой содержался бы призыв к этому действию или обеспокоенность за состояние лесов, лугов, полей, растений……Я предполагаю, что такой проблемы не существовало, природа была чиста, люди берегли ее.
Давайте и мы будем беречь нашу природу!
4.Литература
[1]Акимова Т. М. О поэтической природе народной лирической песни. Саратов, 1966, с. 99.
1.Камаев А.Ф., Камаева Т.Ю. Народное музыкальное творчество.- М.: Академия, 2005;
2.Руднева А. Русское народное музыкальное творчество. – М.: Государственное музыкальное издательство, 1994;
3.Старостина Т.А. Ладовая систематика народной песни. Государственная консерватория, 2001.
4.Щуров В.М. Стилевые основы русской народной музыки. М.: Москва, 2004;
5.Русский мифологический словарь./Сост. В.В.Шуклин - Екатеринбург: Уральское издательство, 2001.
6.Лазутин С.Г. Поэтика русского фольклора.Учеб. пособие для студентов филологических специальностей. Интернет-ресурс http://www.infoliolib.info/philol/lazutin/2_2.html
Интернет-ресурсы:
http://ru.wikipedia.org Электронная энциклопедия
http://www.kholopov.ru/arc/starostina-rnp.pdf
http://window.edu.ru/window/library?p_rid=38719
http://www.pojelanie.ru/zastol/pesni/rn/
Приложение2
Анкета « Природа в русском народном песенном творчестве»
1.Как вы относитесь к русским народным песням?
+ - затрудняюсь ответить
2. Назовите русские народные песни, в которых передаётся образ природы(песни о цветах, деревьях, травах, полях, лесах….)
3. Как часто вам приходится слушать такие песни?
часто не часто не слушаю
4. Как вы думаете, насколько актуальна взаимосвязь:
русская народная песня – природа - экология
актуально не актуально
5. Ваш возраст.
Сказки пластилинового ослика
На горке
Как нарисовать небо акварелью
Цветущая сакура
Никто меня не любит