Выявить особенности влияния музыки на настроение и эмоциональное состояние окружающих. Актуализировать знания о музыке в целом и о флейте в частности.
Вложение | Размер |
---|---|
rabotta_nareyko.docx | 790.02 КБ |
ВОЛШЕБНАЯ ФЛЕЙТА: ИСТИНОЕ ДЫХАНИЕ МУЗЫКИ
Исследовательская работа
Выполнил:
Нарейко Сергей
ученик 3 Б класса
Руководитель:
Сутурина М.В.
Содержание
1.Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1.1 Формулировка и обоснование проблемы
1.2 Цель исследования
1.3 Задачи исследования
1.4 Определение объекта
1.5 Формулировка гипотезы
1.6 Описание методов исследования
2. Основная часть
2.1 Анкетирование
2.2 История возникновения и развития флейты
2.3 Разновидности флейт
2.4 Влияние флейты на организм человека
2.5 Опыты
3. Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
4. Список литературы
5.Приложение……………………………………………………………….
В притихшем зале зазвучала флейта,
Высокой нотой, поднимая звуки ввысь...
Те чувства, что дремали в сердце где-то,
Куда-то вместе с нею понеслись.
Волшебно пела флейта и в ее звучаньи,
Мне слышались природы голоса
И дивное хрустальное молчанье
На ветках, что развесила роса.
Раздвинув тишину, струилась песня.
Спускалась музыка, как - будто бы с небес.
Ей в зале, видно, было очень тесно-
Она стремительно рвалась куда-то ввысь!
Мелодия кружила, чаровала.
Восторженно внимая, зал молчал…
И каждый красотою был наполнен
И только ей одной принадлежал…
1.1 Формулировака и обоснование проблемы Музыка окружает меня с самого рождения. Моя мама – музыкант, поэтому она много играет, поёт и слушает разную музыку. Я никогда не задавался вопросом, хочу ли я учиться музыке: для меня это было также естественно, как говорить, ходить, дышать… Когда встал вопрос о выборе музыкального инструмента для обучения, я решил, что хочу научиться играть на флейте. Тогда я был маленьким и объяснил свой выбор красивым звуком флейты и ее необычным внешним видом – блестящим, серебристым, со множеством кнопочек, которые хотелось потрогать и понажимать. Мне очень повезло с педагогом в музыкальной школе: она обучает меня не только искусству игры на флейте, но и учит понимать музыку, осознавать ее богатый мир и дарить радость от общения с прекрасным окружающим меня людям. Я часто выступаю на концертах, конкурсах и совсем недавно стал замечать, что звук флейты, её пение по-особому влияют на слушателя.
Обратив внимание на эту особенность, я стал наблюдать за реакцией слушателей. Во время моих домашних занятий я обнаружил, что даже мой домашний питомец – кот Никас внимательно слушает мою игру и по-разному реагирует на те или иные звуки. Это заинтересовало меня, и я решил проверить, как действует музыка разного характера и стиля на людей. А ещё мне всегда было любопытно, как возникает звук в моём инструменте и почему флейта звучит именно так – легко, воздушно, будто порхает словно птица.
Выявить особенности влияния музыки на настроение и эмоциональное состояние окружающих. Актуализировать знания о музыке в целом и о флейте в частности.
- изучить теоретический материал по данной теме;
- изучить историю появления и развития флейты как одной из представительниц группы деревянно-духовых инструментов;
- узнать, какой инструмент явился прообразом флейты;
- провести анкетирование, для определения интереса учащихся к музыке;
- определить особенности влияния музыкальных композиций классического стиля, стиля Metall и релаксационной музыки на состояние детей 9-10 лет.
1.4 Определение объекта и предмета исследования
Объект исследования: флейта
Предмет исследования: возможности флейты.
Изучив историю флейты, ее виды, звучание и секреты, предположим, что классическая музыка в общем и звучание флейты в частности, оказывает положительное влияние на состояние человека, завораживает и успокаивает слушателей.
1.6 Описание методов исследования
Методы исследования:
2.1Анкетирование Я, проводил исследование в два этапа.
На первом этапе, с помощью преподавателей общеобразовательной и музыкальной школ, я провел анкетирование для определения интереса к музыке у своих сверстников.
На втором этапе я изучал литературу в различных источниках, беседовал с преподавателями, профессиональными музыкантами и знакомился с мнениями специалистов по данной проблеме.
Чтобы выяснить, что знают дети о флейте, я провел анкетирование.
В опросе приняли участие ученики моего класса в общеобразовательной школе. Я предложил им несколько вопросов:
Таблица № 1 – Опрос школьников
Вопрос анкеты | Ответы | Кол-во опрошенных 28 чел., 9-10 лет |
1. Посещаете ли вы музыкальную школу? | а) Да б) Нет | 4 24 |
2. Хотели бы вы посещать музыкальную школу?
| а) Да б) Нет | 20 8 |
3. На каком музыкальном инструменте вы играете? | а) гитара б) флейта в) фортепьяно г) другие д) не умею играть | 0 2 3 1 22 |
4. Видели ли вы инструмент - флейту?
| а) Да б) Нет | 25 3 |
5. Слышали ли вы звучание флейты? | а) Да б) Нет | 23 5 |
6. Нравится ли вам звучание флейты?
| а) Да б) Нет в) Не знаю | 24 2 2 |
7. Как вы думаете, из чего сделана флейта?
| а) дерево б) металл в) пластик г) стекло | 13 10 5 0 |
8. Какую музыку вы предпочитаете слушать?
| а) классическую б) современную в) любую г) не слушаю | 6 15 6 1 |
9. Разговаривают ли в твоей семье о музыке? | а) Да б) Нет в) Иногда | 12 13 3 |
10. Может ли музыка плохо воздействовать на человека? | а) Да б) Нет | 15 13 |
11. Способна ли музыка изменить человека? | а) Да, в лучшую сторону б) Да, зависит от музыки. | 13 15 |
12. Может ли взрослый вмешиваться в музыкальный выбор ребёнка? | а) Да б) Нет | 18 10 |
Проанализировав таблицу № 1 и анкеты школьников, можно сделать следующие выводы:
Тема моей работы: «Волшебная флейта: истинное дыхание музыки» выбрана не случайно, так как меня очень заинтересовало то, почему современные дети не интересуются классической музыкой, не хотят учиться играть на музыкальном инструменте. А ведь музыка развивает в душе прекрасные чувства.
Я принял решение поподробнее познакомиться с литературой о флейте и стал изучать информационные источники. Проанализировав их, я понял, что проблема, над которой я работаю актуальна. Своей работой я хочу приобщить детей к классической музыке, вызвать желание научиться играть на музыкальном инструменте.
2.2 История возникновения и развития флейты
Флейта является одним из самых древних инструментов на земле. Согласно изученным мною данным, первое появление флейты датируется 35-40 тысяч лет до нашей эры. Археологи до сих пор находят изображения флейтистов на фресках Древнего Египта и Греции, что доказывает древность этого музыкального инструмента. Однако, некоторые учёные авторитетно заявляют, что скорее всего, прообраз флейты существовал ещё намного раньше.
История данного музыкального инструмента корнями уходит в греко-мифические времена и легенды, которые повествуют о том, как была изобретена флейта. Я с удовольствием прочитал несколько мифов о появлении флейты. Больше всех мне понравился миф о Пане и Сиринге.
Пан был греческим богом и покровителемскотоводства, плодородия, дикой природы и пастухов. Согласно преданию, Пан родился очень некрасивым, ведь у него были рога, козлиные ноги и борода. Поэтому даже собственная мать убежала от него в страхе, в панике. Однажды бог лесов и полей Пан полюбил прекрасную нимфу Сирингу. Горда была нимфа и отвергала любовь всех. Пан увидал однажды Сирингу и хотел подойти к ней. Взглянула на Пана нимфа и в страхе обратилась в бегство. Едва поспевал за ней Пан, стремясь догнать ее. Но вот путь пресекла река. Куда бежать нимфе? Протянула Сиринга руки к реке и стала молить бога реки спасти ее. Бог реки услышал ее мольбы и превратил нимфу в тростник. Подбежавший Пан хотел уже обнять Сирингу, но обнял лишь гибкий, тихо шелестевший тростник. Стоит Пан, печально вздыхая, и слышится ему в нежном шелесте тростника прощальный привет прекрасной Сиринги. Срезал несколько тростинок Пан и сделал из них сладкозвучную свирель, скрепив неравные коленца тростника воском. Назвал Пан в память нимфы свирель сирингой. С тех пор великий Пан любит играть в уединении лесов на свирели-сиринге, оглашая ее нежными звуками окрестные горы.
Эта красивая история отчасти является правдой, ведь первые флейты действительно изготавливались из тростника и бамбука, из дерева. Поэтому флейту и относят к группе деревянных духовых инструментов.
Одним из древнейших прообразов флейты был обычный свисток. Звук в нем появлялся благодаря колебании воздушного потока, который проходил и соприкасался с деревом и другим материалом. Первые свистки изготавливались из самого разнообразного материала, который был на то время в обиходе у жителей: дерево, глина, камень
Позже люди научились делать духовые инструменты из костей животных. Такие флейты можно видеть в музеях среди разных орудий каменного века. (Рис. 1)
В основном, изначально функции этих свистков были предупредительными, оповещающими об опасностях или врагах.
Каким же образом свисток смог превратиться в флейту, которая сегодня радует нас великолепными мелодиями и произведениями искусства?
Изначально свисток представлял не более чем простую трубочку с одним отверстием, издающим звук высокой частоты. Но только один звук. А как же сделать так, чтобы свисток издавал не один звук, а хотя бы несколько? Одно из решений, которое пришло на ум человеку – для каждого звука взять отдельную трубочку-свисток. Чем длиннее трубочка – тем ниже был звук, чем короче, тем звук выше. Связав несколько трубочек разной длины, человек получил инструмент, который сейчас принято называть флейтой Пана.
С течением времени, люди начали прорезать в свистке маленькие отверстия, которые регулировали высоту звука. Если закрыть все дырочки пальцами, будет звучать столб воздуха по всей длине. Но если отрыть одну из дырочек, столб воздуха сразу укорачивается, и высота звука меняется. Постепенно свистковая трубочка становилась длиннее, а отверстий становилось больше, благодаря которым, возможно было сочинять разнообразные мелодии.
Постепенно, под влиянием времени и рук многих мастеров, флейта меняла свой внешний вид. В конце XVII века Жак Марин Оттетер разделил флейту на три части. Затем добавились клапаны на отверстиях.
Но самые основательные изменения в конструкцию внёс Теобальд Бём, который в 1851 году запатентовал такие вид и строение флейты, в каких она существует и поныне.
До него систем флейт было множество, и различались они вообще всем, чем только можно: и длиной, и толщиной, и строем, и расположением отверстий для пальцев. Бём придумал следующее: расположил отверстия для пальцев так, как того требовала акустика инструмента, а не как было удобно музыканту, придал головке флейты закруглённую форму, снабдил отверстия клапанами и кольцами и, наконец, впервые сделал инструмент из металла. Ранее флейты были только деревянные и реже – из стекла либо слоновой кости.
Продав права на изготовление фирмам из разных стран, Бём таким образом "продвинул" флейту "в массы". Инструмент его системы настолько был удобен, выигрывал у предшественников в подвижности, стройности звучания, диапазоне, громкости и звонкости, что быстро вытеснил из оркестра и профессиональной практики как блокфлейту, так и поперечные флейты других систем.
2.3 Разновидности флейт
На сегодняшний день, мы можем подразделить все семейство флейт на два основных вида – продольная флейта и поперечная. Продольную флейту музыкант держит перед своим лицом, а поперечную – сбоку.
Продольная флейта
Самая распространённая из продольных – это блокфлейта. От своих сородичей блокфлейта отличается тем, что у неё есть отверстия для семи пальцев и ещё одно – для большого пальца, заменяющего октавный клапан.
Звук в блокфлейте рождается в клювовидном мундштуке, находящемся на торце инструмента. В мундштуке находится деревянная пробка (нем. Block), прикрывающая отверстие для вдувания воздуха (оставляя лишь узкую щель). Современные блокфлейты изготавливаются не только из дерева, но и из пластика.
Обучение игре на духовых музыкальных инструментах в российских музыкальных школах начинается с освоения игры на блокфлейте. Моё знакомство с флейтой тоже началось с освоения навыков игры на блокфлейте. Мне нравился звук этого инструмента: мягкий, теплый и негромкий. Научиться играть на ней было достаточно нетрудно. Я играл на блокфлейте в первом классе музыкальной школы. А во втором классе, начиная со второго полугодия я перешёл на большую флейту – поперечную.
Поперечная флейта
Поперечная флейта бывает четырех видов: большая (или просто флейта), малая (иначе - флейта-пикколо), альт, бас. Образование звука в флейте происходит, когда воздух, направляемый человеком (то есть его направленное дыхание), рассекается о грань инструмента. Если музыкант ослабляет или, наоборот, усиливает скорость потока воздуха, меняет его направление, то тем самым он добивается изменения высоты звука.
Большая флейта состоит из трёх частей: головка, тело и колено.
Головка может быть:
Тело флейты представляет собой цилиндр с 16 отверстиями и клапанами. Средний вес– 600 грамм, длина - 67 см.
Звучание поперечной флейты напоминает о волшебстве. Изумительно красивые звуки рождаются в среднем регистре – необычайно ясные, чистые и прозрачные. Недаром в сказках многих народов флейта занимает особое место, а ее часто наделяют мистическими, волшебными свойствами.
Мелодичное звучание флейты в руках опытного музыканта способно не только подарить удовольствие, но и просто заворожить своей выразительной и пронизывающей музыкой, которая, кажется, попадает нам прямо в сердце. Мягкое и нежное звучание флейты может усладить наш слух, смягчить сердце, вызвать самые добрые, светлые чувства, разбудить душу.
2.4 Влияние флейты на организм человека
"Музыка лечит душу и тело"
- такую надпись можно увидеть на некоторых
итальянских инструментах эпохи Возрождения.
Где бы мы ни находились, хотим мы этого или нет, нас постоянно сопровождает музыка: в детстве — колыбельные песни, любимая радиоволна в пробке, караоке у соседей. При этом мы не задумываемся об огромном влиянии музыки на наш внутренний мир, на самочувствие и поведение.
А между тем, воздействие музыки на организм человека может быть успокаивающим и расслабляющим, подымающим жизненный тонус и раздражающим.
Это может проверить каждый. И об этой удивительной способности музыки люди знают давно. Еще в древности было известно, что с помощью музыки можно усилить радость, успокоить печаль, смягчить боль и даже излечить от болезни.
В I веке до нашей эры в Парфии музыкой лечили от душевных переживаний и тоски. Для этого был специально построен музыкально-медицинский центр.
Асклепий, знаменитый лекарь, добивался излечения больных играя на трубе. Демокрит многие болезни исцелял игрой на флейте.
В Древнем Египте лучшим средством от различных болей и бессонницы считалось хоровое пение, а жрецов и лекарей на древнеегипетских фресках не даром изображали с музыкальными инструментами.
Врачи Древнего Китая полагали, что музыка способна вылечить любую болезнь, для воздействия на определенные органы они выписывали «музыкальные рецепты».
Пифагор, великий философ и математик, создал теорию о музыкально-числовом строении космоса и предложил использовать музыку в целебных целях. Великий ученый использовал музыкальную медицину для лечения пассивности души, чтобы она не теряла надежды, против гнева и ярости, против заблуждений, а также для развития интеллекта, проводя занятия своих учеников под музыкальное сопровождение.
На Руси издавна подмечено исцеляющее свойство колокольного звона, им лечили головные боли, суставы, снимали сглаз и порчу. Учеными современности установлено, что колокольный звон, содержит резонансное ультразвуковое излучение, убивает за считанные секунды тифозные палочки, вирусы гриппа, возбудителей желтухи. Именно поэтому все звонари отличаются завидным здоровьем и никогда не болеют простудными
Известный русский хиpypг - академик Б. Петpовский использовал мyзыку во вpемя сложнейщих опеpаций, что обеспечивало более гармоничную работу организма.
Академик В.М. Бехтерев, известный психоневролог, научно доказал благотворное влияние музыки на дыхание, нервную систему, кровообращение, практически на все процессы жизнедеятельности.
Популярность музыкотерапия значительно возросла во второй половине XX века. В западных вузах появляется специализация: профессиональный врач-музыкотерапевт. Российский Минздрав официально признал музыкотерапию в 2003 году.
2.5 Опыты
Меня, как музыканта, очень заинтересовали факты целебного эффекта музыки, и я решил выяснить, как воздействует различная музыка на моих друзей и одноклассников. Для этого я провёл небольшой эксперимент, целью которого было выяснить и проанализировать: как воспринимают школьники музыку разных направлений. В эксперименте я попросил участвовать ребят своего класса в общеобразовательной школе (29 человек) и в музыкальной школе (15 человек)
Эксперимент прошёл в два этапа:
Я подобрал музыкальные фрагменты, предложил их послушать своим сверстникам. Перед прослушиванием и в завершении мы измеряли пульс. Затем ребята заполнили анкеты, в которых не только отразили свои симпатии к музыке, но и своё самочувствие и эмоции во время звучания музыки.
Вывод: у большинства пульс не изменился. А у некоторых даже стал спокойнее.
Впечатления детей: самочувствие хорошее и расслабленное; преобладающие эмоции: добродушие, спокойствие.
Вывод: пульс участился на 20-30 ударов, поведение многих детей стало развязным, а некоторые дети просто затыкали уши во время прослушивания.
Впечатления детей: музыка давит, самочувствие ухудшилось (головная боль); преобладающие эмоции: озлобленность, напряжение, мрачность.
Вывод: пульс замедлился, дети успокоились.
Впечатления детей: самочувствие улучшилось; преобладающие эмоции: добродушие, расслабление, спокойствие.
Вывод: Проведенный нами эксперимент доказал, что музыка может влиять на поведение и настроение человека.
Интересно, что звучание последнего фрагмента понравилось всем без исключения. Поэтому у меня родилось предположение, что возможно это произошло потому, что в этом фрагменте звучала флейта. Ведь учёные-музыкотерапевты доказали, что каждый инструмент действует на человека по особому.
Оказывается, все музыкальные инструменты можно разделить по диапазону частот:
высокочастотные: флейты, тибетские чаши, церковные колокола.
среднечастотные: флейта, струнные (скрипка, гитара).
низкочастотные: барабаны, ударные установки.
Звук низкочастотных инструментов вселяет в человека такие чувства как беспокойство, тревога, усталость, тоска, ощущение холода, и даже панический страх.
Среднечастотные инструменты настраивают на позитивный лад, вселяют уверенность, бодрость духа, дарят хорошее настроение.
А высокочастотные помогают настроиться на космические вибрации, воздействуют непосредственно на мозг и нервную систему человека. Их звучание, по мнению учёных, очищает душу и заряжает потоком высокой энергии, которая освобождает и настраивает на творчество! Поэтому многих останавливают звуки церковных колоколов, которые завораживают наш слух.
Флейта уникальна тем, что она – единственная из всех - является и высокочастотным и среднечастотным инструментом. Поэтому у флейты большой потенциал: она может успокаивать и веселить, очищать и заряжать позитивом.
Кстати, все мои приятели-флейтисты в музыкальной школе и даже мой педагог – люди очень позитивные, доброжелательные и уравновешенные. А моя мама, сказала, что одобрила мой выбор флейты именно потому, что узнала, что флейта хорошо влияет на здоровье человека.
В процессе обучения игре на флейте всех ребят обучают особому дыханию - диафрагмальному. Диафрагма – это мышца, которая принимает активное участие в процессе дыхания. При использовании такого способа дыхания кровь, обогащенная кислородом, лучше разгоняется по всем кровеносным сосудам нашего организма, поэтому диафрагму называют «вторым сердцем». Такой способ дыхания не только необходим во время игры на флейте, но и позволяет улучшить работу других органов, таких как сердце, поджелудочная железа, желчный пузырь, почки, и другие.
Помимо правильного дыхания, во время игры на флейте происходит постоянный массаж активных точек, расположенных на кистях рук и пальцах.
Согласно Су джок терапии[1], на кистях и стопах располагаются системы высокоактивных точек соответствия всем органам и участкам тела человека. Их стимуляция оказывает выраженное профилактическое и лечебное действие на весь организм в целом.
3.Заключение
В процессе исследования я много узнал нового и многому научился
Таким образом, подводя итоги, я могу подтвердить мою гипотезу о том, что музыка способна оказывать влияние на психическое и физиологическое состояние человека. Более того, любое музыкальное произведение может повлиять на настроение, эмоциональное состояние и даже на здоровье людей. Из всех музыкальных инструментов флейта особенно благотворно влияет на организм человека как в физиологическом плане, так и в эмоциональном. И я очень рад, что я осваиваю именно этот замечательный и поистине волшебный музыкальный инструмент!
4.Список литературы
5.Приложение
Анкета №1
1. Посещаете ли вы музыкальную школу?
а) Да
б) Нет
2. Хотели бы вы посещать музыкальную школу?
а) Да
б) Нет
3. На каком музыкальном инструменте вы играете?
а) гитара
б) флейта
в) фортепьяно
г) другие
д) не умею играть на музыкальном инструменте
4. Видели ли вы инструмент - флейту?
а) Да
б) Нет
5. Слышали ли вы звучание флейты?
а) Да
б) Нет
6. Нравится ли вам звучание флейты?
а) Да
б) Нет
7. Как вы думаете, из чего сделана флейта?
а) дерево
б) металл
в) пластик
г) стекло
8. Какую музыку вы предпочитаете слушать?
а) классическую
б) современную
в) любую
г) не слушаю
9. Разговаривают ли в твоей семье о музыке?
а) да
б) нет
в) иногда
10. Может ли музыка плохо воздействовать на человека?
а) да
б) нет
11. Способна ли музыка изменить человека?
а) Да, в лучшую сторону
б) Да, зависит от музыки.
12. Может ли взрослый вмешиваться в музыкальный выбор ребёнка?
а) да
б) нет
Анкета №2
а) понравилась
б) не понравилась
в) не знаю
Самочувствие хорошее | 3 2 1 0 1 2 3 | Самочувствие плохое |
Активный | 3 2 1 0 1 2 3 | Пассивный |
Весёлый | 3 2 1 0 1 2 3 | Грустный |
Жизнерадостный | 3 2 1 0 1 2 3 | Мрачный |
Напряжённый | 3 2 1 0 1 2 3 | Расслабленный |
Довольный | 3 2 1 0 1 2 3 | Недовольный |
Добродушный | 3 2 1 0 1 2 3 | Озлобленный |
а) понравилась,
б) не понравилась
в) не знаю.
Самочувствие хорошее | 3 2 1 0 1 2 3 | Самочувствие плохое |
Активный | 3 2 1 0 1 2 3 | Пассивный |
Весёлый | 3 2 1 0 1 2 3 | Грустный |
Жизнерадостный | 3 2 1 0 1 2 3 | Мрачный |
Напряжённый | 3 2 1 0 1 2 3 | Расслабленный |
Довольный | 3 2 1 0 1 2 3 | Недовольный |
Добродушный | 3 2 1 0 1 2 3 | Озлобленный |
а) понравилась,
б) не понравилась
в) не знаю.
Самочувствие хорошее | 3 2 1 0 1 2 3 | Самочувствие плохое |
Активный | 3 2 1 0 1 2 3 | Пассивный |
Весёлый | 3 2 1 0 1 2 3 | Грустный |
Жизнерадостный | 3 2 1 0 1 2 3 | Мрачный |
Напряжённый | 3 2 1 0 1 2 3 | Расслабленный |
Довольный | 3 2 1 0 1 2 3 | Недовольный |
Добродушный | 3 2 1 0 1 2 3 | Озлобленный |
[1] Су Джок терапия, разработанная всемирно известным ученым из Южной Кореи (Сеул) профессором Пак Чже Ву, — это метод воздействия и помощь организму посредством кистей и(или) стоп — своеобразных «дистанционных» пультов управления. У метода высокая эффективность и простота.
Сочные помидорки
Никто меня не любит
Отчего синичка развеселилась
Хризантема и Луковица
Дельфин: сказка о мечтателе. Серджио Бамбарен