Актуальность данной работы заключается в передаче положительного духовного опыта поколений, сконцентрированного в музыкальном искусстве положительных черт и свойств личности членов семьи.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt-muzyka_dlya_dushi.docx | 46.13 КБ |
МБОУ «Дубёнская СОШ»
Дубёнского муниципального района РМ
Проект-исследование
«Музыка для души»
Тема
«Музыка в моей семье»
Исполнитель проекта:
ученица 6б класса
Маркова Ирина
Научный руководитель:
Плешакова Анна Викторовна.,
учитель музыки и МХК
2014 год.
Содержание
| 3 |
| 5 |
| 5 |
| 6 |
| 6 |
| 7 |
| 7 |
| 10 |
| 10 |
| 11 |
7.1. Выводы по проекту | 11 |
7.2. Достигнутая цель | 11 |
7.3. Поставленные задачи | 12 |
| |
| |
Приложение А (обязательное) | |
Приложение Б (обязательное) |
Введение
Без музыки нам не прожить ни дня
Она звучит повсюду, она – внутри меня.
Мы с пеньем птицы радостно встаём,
И музыка сопровождает нас во всём.
Бежим вприпрыжку под заливистый звонок –
Ведь это МУЗЫКА зовёт нас на урок!
И в праздники, и в будни, и в радости, и в горе –
Она – наш лучший друг на жизненном просторе!
Музыкальное воспитание детей – одно из звеньев общей системы воспитания. Музыкальное искусство обращено к духовному миру ребенка, поэтому его воспитательные возможности очень велики.
В процессе проектной деятельности дети знакомятся с любимыми музыкальными произведениями своей семьи, анализируют общий характер, настроение музыки, разучивают и исполняют песни. Русская музыкальная культура – одна из самых ярких страниц музыкального искусства, аккумулирует духовный опыт предшествующих поколений, их представления о красоте, долге, чести, любви к Родине. Раскрытие огромного воспитательного потенциала отечественной музыки обеспечивает приоритет формирования у детей национального и гражданского самосознания – гордости за непреходящие художественные ценности России.
В нашей семье музыка занимает очень важное место. Я не помню ни одного дня, чтобы в нашем доме не звучала музыка… Утром меня и моего брата будит не только мама, но и наши любимые музыкальные произведения. Эти приятные звуки льются из музыкального центра. И у всех с самого раннего утра прекрасное настроение! А когда мы приходим домой – у нас снова звучит музыка. Она всегда разная. Когда наша учительница музыки Анна Викторовна рассказала о конкурсе исследовательских проектов «Музыка в моей семье», я сразу решила, что про мою музыкальную семью я должна рассказать всем.
У каждого члена нашей семьи очень много развлечений. Поэтому, нам никогда не бывает скучно. То мы все вместе вышиваем, то мы что-то печём, то рисуем. Но самое интересное – это наши субботние вечера. Особенно они хороши зимой. Это время так и располагает к слушанию музыки.
Моя мама, Елена Михайловна, работает в школе воспитателем группы продлённого дня и дополнительно ведёт музыкальный кружок.
Мой папа играет на гитаре и на баяне, хотя и не имеет музыкального образования.
Мой брат Валерий играет на гитаре. Его научил папа.
Моя бабушка тоже не имеет музыкального образования, но она очень любит слушать русские и мордовские народные песни.
Я учусь в музыкальной школе по классу фортепиано. Я очень люблю слушать музыку.
Слушать музыку – это тоже искусство, ведь каждому исполнителю нужна благодарная публика!
Итак, в своём проекте, я расскажу о музыкальных интересах моей семьи, о моих увлечениях музыкой и умении играть на фортепиано.
2. Постановка цели и задачи проекта
Актуальность данной работы заключается в передаче положительного духовного опыта поколений, сконцентрированного в музыкальном искусстве положительных черт и свойств личности членов семьи. Цель исследования: Рассказать о музыкальных интересах моей семьи, о моих увлечениях музыкой и умении играть на фортепиано. Изучить музыкальные интересы членов своей семьи, проанализировав музыкальные интересы разных поколений. Основное средство достижения этой цели – систематические встречи ребенка с музыкой, развитие у него на этой основе потребности в высоких образцах художественного творчества.
Перед собой мы поставили следующие задачи.
Задачи проекта:
– Способствование объединению членов семьи посредством общих музыкальных интересов;
– Изучение музыкальных традиций нескольких поколений семьи;
– Развитие стремления к интересному и полезному времяпрепровождению;
– Воспитание эстетического вкуса;
– Развитие творческого отношения к музыке;
– Расширить свои знания о фортепиано, гитары и баяна.
– Познакомиться с различными музыкальными произведениями, где солируют фортепиано, гитара и баян.
3. Гипотеза
Я предполагаю, что занятия музыкой и умение играть на музыкальном инструменте вызывают уважение и восхищение у окружающих.
Мы считаем, что музыка играет очень важную роль в жизни человека: развивает эстетический вкус и творческое мышление, объединяет членов семьи в стремлении вместе заниматься любимым делом, способствует сохранению музыкальных традиций семьи вообще и фольклорных в частности.
4. Объект исследования
Семья Марковых
Члены моей семьи:
– Я, Маркова Ирина
– Моя мама, Маркова Елена Михайловна
– Мой папа, Марков Алексей Иванович
– Мой брат, Валерий
– Моя бабушка,
5. Предмет исследования
Музыкальные интересы моей семьи.
6. Ход исследования
План
Когда на семейном совете мы решили, что примем участие в конкурсе исследовательских проектов «Музыка в моей семье», мы разделили обязанности следующим образом: я нахожу интересные сведения о фортепиано, гитары и баяна, провожу опрос и анкетирование членов моей семьи, моя мама организует семейную музыкальную субботу, на которой я, мой папа и брат сыграем свои любимые произведения.
6.1. Тестирование – опрос членов семьи
Я составила вопросы, опросила всех членов семьи и получила следующие результаты:
Это – Я
Маркова Ирина
Музыкальные интересы: Занимаюсь в ДМШ по классу «Фортепиано»
Любимые музыкальные произведения: М. К Огинский «Полонез», «Турецкий марш»
Любимые исполнители: Потап и Настя Каменских
Мой папа – Марков Алексей Иванович
Музыкальные интересы: играет на гитаре и на баяне
Любимые музыкальные произведения: группа «Синяя птица» песня «Там где клён шумит»
Любимые исполнители: Стас Михайлов, народные коллективы, Казачий хор
Моя мама – Маркова Елена Михайловна
Музыкальные интересы: занималась в фольклорном ансамбле «Горнипов»
Любимые музыкальные произведения: вальс из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь»
Любимые исполнители: Группа «Мираж», певица Ирина Дубцова
Брат – Марков Валерий
Музыкальные интересы: игра на гитаре
Любимые музыкальные произведения: песни Дениса Майданова «Пролетая над нами»
Любимые исполнители: песни Дениса Майданова
Бабушка – Маркова ….
Музыкальные интересы: любит петь и слушать русские и мордовские народные песни
Любимые музыкальные произведения: «Ты не пой соловей» «Один раз в год сады цветут», нар. «Когда мы были на войне» и много других песен
Любимые исполнители: Анна Герман, фольклорные коллективы
Бабушка (с маминой стороны) – Фадейкина Анастасия Федоровна
Музыкальные интересы: любит петь слушать русские и мордовские народные песни
Любимые музыкальные произведения: "Стою на полустаночке", "Носики-курносики", "Если б не было войны".
Любимые исполнители: Валентина Толкунов, фольклорные коллективы
Дедушка (с маминой стороны) – Фадейкин Михаил…
Музыкальные интересы: Любит петь, играть на гармошке, заниматься художественным свистом
Любимые музыкальные произведения: «Разбушевалось синее море», произведение из к/ф «Джентльмены удачи»
Любимые исполнители: Вячеслав Добрынин, Муслим Магомаев, Александр Бармин, фольклорные коллективы.
В результате опроса выяснилось, что все члены нашей семьи любят петь и слушать музыку. Важно отметить, что старшее поколение предпочитает русские и мордовские народные песни. Из музыкальных инструментов особенной популярностью у всех членов семьи пользуются: гитара, баян и фортепиано. Я решила больше узнать об этих музыкальных инструментах.
Фортепиано представляет собой красивый музыкальный инструмент, известный ещё со времён глубокой древности. Фортепиано – это удивительный музыкальный инструмент, пожалуй, самый совершенный. Существует он в двух разновидностях – рояль и пианино. На фортепиано можно исполнить любое музыкальное произведение, будь то оркестровое, вокальное, инструментальное, также любую современную композицию, музыку из кинофильмов, мультфильмов или эстрадную песню. Фортепианный репертуар является самым обширным. Для этого инструмента сочиняли музыку великие композиторы разных эпох.
Гитара — струнный щипковый музыкальный инструмент, один из самых распространённых в мире. Применяется в качестве аккомпанирующего инструмента во многих музыкальных стилях, а также как сольный классический инструмент. Является основным инструментом в таких стилях музыки, как блюз, кантри, фламенко, рок-музыка и многих формах популярной музыки. Изобретённая в XX веке электрическая гитара оказала сильное воздействие на массовую культуру.
Исполнитель на гитаре называется гитарист. Человек, изготовляющий и ремонтирующий гитары, называется гитарный мастер или лютье.
Музыкальный инструмент баян – русская гордость, он похож на гармонику с полным хроматическим звукорядом на левой и правой клавиатуре, басами, а также готовым аккордовым или готово-выборным аккомпанементом. Назван в честь русского певца-рассказчика Бояна.
6.2. Анкетирование членов семьи
Вопросы | Папа | Мама | Валерий | Бабушка | |
Любите ли вы слушать музыку? | Да, очень | Да, очень | Да, конечно | Да, конечно | |
Какую музыку ты любишь слушать? | Классическую, современную, поп-музыку | Классическую, современную, поп-музыку, танцевальную | Танцевальную (тектоник), реп. | Классическую, народную | |
Назови свои самые любимые произведения | Глюк «Мелодия Эвридики» из оперы «Орфей и Эвридика», «Там, где клен шумит» | Бах «Шутка», Вивальди «Времена года» - «Лето», концерты Вивальди, «Спи мое солнышко» | Моцарт «Турецкий марш», песни Дениса Майданова Люблю сочинять сам | Русские и мордовские песни: «Паро ялгат», «Один раз в год сады цветут» | |
Занимаетесь ли вы музыкой профессионально? Есть ли у вас музыкальное образование? | Профессионально не занимался, любительски и самостоятельно научился играть на баяне и на гитаре | Да, преподаю в школе музыкальный кружок, хочу научиться играть на гитаре | Научил папа играть на гитаре | Нет, но есть интерес и желание петь и играть на народных музыкальных инструментах | |
Где вы слушаете музыку? | Дома на дисках в компьютере, на концертах в музыкальном училище | Дома на мр3 плеере, хожу на концерты в музыкальном училище | Дома по он-лайн радио, посещаю концерты в музыкальном училище | По телевидению, по радио, посещаю концерты. |
6.3 Сбор материала (фотографий, музыкальный материал)
7. Результат исследования
7.1. Выводы по проекту
В своём проекте я рассказала о своей музыкальной семье. Я узнала очень много нового и о музыкальных вкусах членов моей семьи, и о музыкальных инструментах, которых часто слышу в своём доме. Кроме того, я познакомилась с новыми произведениями, в которых солируют: гитара, баян и фортепиано. Их я слушала на диске вместе со всей своей семьёй. Я знаю, что играть на музыкальном инструменте очень нелегко. Для этого требуется и усердие, и внимание, и терпение, но самое главное – это любовь к музыке. А в нашей семье музыку любят все.
Я пробовала несколько раз играть на гитаре, и у меня неплохо получается.
Я очень горжусь своей семьёй! У нас очень много общих интересов, поэтому, нам никогда не бывает скучно. И каждый день, проведённый вместе, приносит что-то новое и интересное в жизнь каждого из нас.
7.2. Достигнутая цель
7.3. Поставленные задачи
Список использованных источников и литературы
Серебряное копытце
Сладость для сердца
Невидимое письмо
Сорняки
Рисуем тыкву