Актуальность: военная песня всегда была явлением объединяющим нацию, и в этом ее огромная сила. Именно в этом песенном жанре наблюдается наиболее высокая концентрация таких содержательных смыслов, как патриотизм, любовь к Родине, идея самопожертвования во имя Отчизны. Все это незыблемые духовные ценности, осознаваемые и разделяемые многими поколениями. Именно они никогда не потеряют своей актуальности.
Вложение | Размер |
---|---|
chto_takoe_eta_muzyka._muzy_ne_molchali.docx | 320.51 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Дубенская средняя общеобразовательная школа»
431770, Республика Мордовия, Дубенский район, с.Дубенки, ул. Денисова, д.7 Тел.: 8 (834-47) 2-17 – 32
e-mail: dubschola@rambler.ru, http://dubenki.edurm.ru/
На школьную научно – практическую конференцию.
Номинация «Творческая»
Автор: Маркова Александра,
ученица 11 класса
Руководитель: Плешакова А.В.,
учитель музыки и МХК
Дубёнки
2019
Аннотация
Работа содержит 29 страниц, , 3 таблицы, 6 диаграмм, 8 рисунков, 23 использованных источников, 5 приложений.
Новые слова: песни-баллады, песни-обереги, кантата.
Актуальность: военная песня всегда была явлением объединяющим нацию, и в этом ее огромная сила. Именно в этом песенном жанре наблюдается наиболее высокая концентрация таких содержательных смыслов, как патриотизм, любовь к Родине, идея самопожертвования во имя Отчизны. Все это незыблемые духовные ценности, осознаваемые и разделяемые многими поколениями. Именно они никогда не потеряют своей актуальности.
Я выбрала для своей работы именно эту тему, так как военные песни всегда вызывали у меня большой интерес, потому что считаю, что как верный друг, песня не покидала фронтовика, она шла с солдатом в бой.
Цель исследования: изучение значения музыки в годы Великой Отечественной войны и в наше время.
Задачи:
Объект исследования: песня, написанная во время войны и после нее.
Предмет исследования: творчество композиторов и поэтов военного времени.
Для выполнения поставленных задач был проведен поиск, анализ и обобщение литературы по данному вопросу; проведена практическая работа, включающая в себя анкетирование и викторину среди учащихся школы.
Гипотеза: военная песня, безусловно, достояние каждой нации. Именно в этом пласте песенного творчества сосредоточен огромный потенциал, позволяющий предположить, что военная песня способна стать стержнем в духовном объединении нации и морально помочь солдатам на войне.
Ожидаемые результаты проекта: учащиеся узнают, во-первых, какие песни вели нашу страну к Победе, во-вторых, их авторов и историю создания песен.
Новизна исследования заключается в том, что в наше время все же нужно больше уделять внимание патриотическому воспитанию, ведь без истории нет истории каждой семьи и судьбы.
Песни Великой Отечественной войны: Они и теперь, по прошествии более чем полувека, по-прежнему волнуют души ветеранов, любимы людьми сегодняшнего поколения. С первого дня войны и до праздничного победного салюта всегда были с солдатами, помогали преодолевать трудности, поднимали боевой дух воинов, сплачивали их. Как верный друг, песня не покидала фронтовика, она шла с солдатом в бой.
Военные песни всегда вызывали у нас большой интерес. Актуальны они и сегодня, когда страна находится в преддверии празднования 74-летия Дня победы в ВОВ.
Музыка служит взаимопониманию людей, пробуждает и поддерживает в них чувство родства, воплощает общественные идеалы, помогает каждому обрести смысл жизни. Поэтому ни в далёком прошлом, ни в настоящее время мы не знаем общества, в котором музыка не играла бы важной роли в его жизни. Музыка – зеркало эпохи. Она отражение современности.
Содержание
Введение | 5 |
I Теоретическая часть. Особенности музыкального искусства военных лет | 7 |
1.1 История создания военной музыки и песни | 7 |
1.2 Военные песни и их авторы | 10 |
II Практическая часть. Популяризация военной музыки среди учащихся | 15 |
2.1Значение военной музыки для молодежи | 15 |
2.2 Популяризация военной музыки среди учащихся | 19 |
Заключение | 20 |
Литература | 22 |
Приложение А «Классификация военной песни по содержанию поэтического текста» | 24 |
Приложение Б «Жанровая классификация военной песни» | 25 |
Приложение В «Классификация военной песни по времени создания» | 26 |
Приложение Г «Анкета» | 27 |
Приложение Д Викторина, посвящённая песням военных лет | 28 |
Введение
Я бы с песни начала свой рассказ,
С той, которая на всех фронтах звучала…
В холод, стужу сколько раз
Эта песня нас в землянках согревала.
Если песня, значит, рядом друг,
Значит, смерть отступит, забоится…
И казалось, нет войны вокруг,
Если песня над тобой кружится.
С. Г. Островой.
Великая Отечественная война одна из самых трагичных страниц в истории нашей страны. Выстоять в борьбе и победить мощнейшую из развитых стран того времени фашистскую Германию стало возможным только ценой огромного напряжения сил и величайших жертв. Страна превратилась в единый боевой лагерь. Всё было направлено на борьбу с врагом. В стороне не остался никто.
Война унесла миллионы жизней, опалила кровавым дыханием каждую семью. Война и песня: что может быть общего у этих понятий? Казалось бы тяготы и страдания военного времени не оставляют места для песен. Но ещё А. В. Суворов говорил: «Музыка удваивает, утраивает армию, с развернутыми знаменами и громкогласною музыкой брал я Измаил».
Песни были необходимы солдатам на войне.
В минуты отдыха песня позволяла расслабиться, передохнуть в редкое затишье между сражениями, а в решительные минуты помогала собрать свои силы, сплотиться, справиться с болью. Считалось, что фронтовая песняэто вторая винтовка, что враг ее боится больше, чем огнестрельного оружия.
Песни военных лет… Сколько их: прекрасных и неотделимых от русского человека? В них есть все: и горечь отступления в первые дни войны, и радость долгожданной победы, и надежда на скорую встречу с близкими.
Военная песня это, к счастью не только война. Это и народная память, и призыв к сплочению и братству всех нас, живущих на Земле.
Цель исследования: изучение значения музыки в годы Великой Отечественной войны и в наше время.
Задачи:
Объект исследования: песня, написанная во время войны и после нее.
Предмет исследования: творчество композиторов и поэтов военного времени.
Методы:
1.Изучение;
2.Исследование;
3.Анкетирование;
I Теоретическая часть
Музыка военных лет! Иной раз задумаешься: за что её так любят и помнят в народе, за что берегут, как святыню хранят? Должно быть не только за простоту и душевность, мелодичность и красоту поэтического и музыкального языка. Безусловно, и это все важно, но главное их достоинство – стойкий оптимизм, неиссякаемая вера в добро, в извечные человеческие ценности, за которые люди шли на подвиг и смерть.
Стремясь раскрыть и запечатлеть в музыке глубочайший смысл
происходящих событий, наши композиторы сумели горячо и вдохновенно
откликнуться в самых разных жанрах на животрепещущие темы боевых дней.
Мною составлена классификация жанров военной музыки (рисунок 1.1). Наиболее распространенным музыкальным жанром в военное время была песня.
Рисунок 1.1 – Классификация жанров военной музыки
Песня – наиболее простая и распространенная форма вокальной музыки, объединяющая поэтический текст с несложной, легко запоминающейся мелодией.
Кантата – многочастное вокально-симфоническое произведение торжественного или повествовательно-эпического характера.
При исследовании проблем военной песни, было выявлено огромное разнообразие песенных произведений этого жанра, следовательно, встал вопрос классификации военной песни. Решая эту задачу, мы разделили военные песни на несколько групп (рисунок 1.2).
Рисунок 1.2 – Классификация военных песен
1. Песни-гимны, песни-призывы. В этих песнях поётся о доблести наших солдат, о стремлении к победе над врагом, о прославлении нашей Отчизны и гордости за нашу армию, наш народ.
2. Песни-баллады. Это песни, в которых рассказывается история о каком-либо военном событии. В балладах поётся либо о каком-то конкретном герое, которого узнаёт вся страна, либо об обобщённом, собирательном образе солдата, воина, которому приписываются сильные мужские черты характера, такие как мужество и честь.
3. Песни-размышления. Это песни, в которых главный герой размышляет над судьбой, в них передаётся состояние главного героя, его переживания, его отношения к происходящему.
4. Песни о мужской дружбе и солдатской службе. В этих песнях поётся о верности мужской дружбы и её необходимости для победы, для выживания в тяжёлых условиях фронта и армии.
5. Песни-обереги. Главным смыслом этих песен является поддержка боевого духа солдат близкими людьми, которые берегут свою любовь к ним, берегут свою семью, детей и ждут их.
С одной стороны, классифицировать военную песню только как музыкальный жанр нельзя, поскольку в ней не малую роль играют и поэтические тексты, и события, которые послужили основой для создания песни. Следовательно, в основу классификации военной песни должны быть положены разные признаки (музыкальный жанр, содержание поэтического текста, время создания и другие). Мне представляются достаточно правомерной следующие типы классификации военной песни:
1. Классификация по содержанию поэтического текста (Таблица 1.1, Приложение А),
2. Жанровая классификация (Таблица 1.2, Приложение Б),
3. Классификация по времени создания (Таблица 1.3, Приложение В).
Таким образом, можно сделать вывод о том, что музыка служит взаимопониманию людей, пробуждает и поддерживает в них чувство родства, воплощает общественные идеалы, помогает каждому обрести смысл жизни. Поэтому ни в далёком прошлом, ни в настоящее время мы не знаем общества, в котором музыка не играла бы важной роли в его жизни. Музыка– зеркало эпохи. Она отражение современности.
В первую неделю войны советскими композиторами и поэтами были написаны около двухсот новых песен, большинство из которых сразу же "ушли на фронт". Маршал Советского Союза И.Х.Баграмян, вспоминая о первых, самых тяжёлых, месяцах войны, писал: "Именно в этот труднейший период войны я наблюдал явление неожиданное и в то же время закономерное: у народа-великана - советского народа, и прежде всего у русского народа, родилось в те дни много песен. Они были бодры и воспевали Родину, воспевали ненависть к врагу, мужество, отвагу, боевую дружбу - все то, что помогало преодолевать военные трудности, которым не было числа". 24 июня 1941 года газеты опубликовали стихотворение В.И.Лебедева-Кумача:
Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашисткой силой темною,
С проклятою ордой!..
Стихи произвели такое сильное впечатление на руководителя Краснознамённого ансамбля песни и пляски А.В.Александрова, что он сразу же сел за рояль. И уже вечером 26 июня на белорусском вокзале столицы, под звук колёс боевых эшелонов, уходивших на фронт, премьера новой песни. О том, какое впечатление произвела песня при первом её исполнении, вспоминал поэт-очевидец А.Сурков: " Продымленный махоркой вокзал: Эшелоны уходят на фронт: Заунывно перекликаются паровозные гудки: В зале ожидания Краснознаменный ансамбль дает концерт отбывающим воинским частям. Солдаты и офицеры в походном снаряжении расположились на скамьях и чемоданах. Суровые лица. Сдвинутые брови. В глазах - тревога за Родину, за покинутый любимый дом: И вот подымается рука руководителя ансамбля. Как воинская присяга звучит песня. Как клятва воинов: драться до последней капли крови, до последнего дыхания. И все бойцы как один поднимаются с мест. Стоя, слушает воинская часть эту песню. Песня утихла, но зал требует повторения. Пять раз повторяет ансамбль "Священную войну" в благоговейной тишине, и по окончании её "ярость благородная" наполняет до краёв сердца бойцов и командиров". "Священная война".
Так начался путь песни, славный и долгий путь. С этого дня "Священная война" стала музыкальной эмблемой Великой Отечественной войны.
Поэты и композиторы продолжали оперативно работать над созданием новых произведений. "Песня - фронту!" - был их девиз. В это же время начинают сгущаться тучи над нашими западными границами. Песня композитора Матвея Блантера и Михаила Исаковского «Катюша» становится очень популярной в это время, песня о тех, кто ждёт пограничников дома.
Народ воспринимал «Катюшу» как что-то своё, личное, задушевное. Это стало причиной удивительного явления – рождения новых песен - переложений. На привет-послание девушки бойцу-пограничнику последовали песенные же ответы с пограничных застав:
Не забыл я тебя, дорогая,
Помню, слышу песенку твою.
И в дали безоблачного края
Я родную землю берегу.
Настоящим бойцом стала песня в годы Великой Отечественной войны. Солдаты-фронтовики сочинили большое количество песен о любимой героине. В одной из них девушка оказывается захваченной врагом, её угоняют в неволю в Германию.
«Чтоб ненависть была сильнее, давай говорить о любви», - писал поэт-фронтовик Александр Прокофьев. Вот и воины сочиняли всё новые и новые варианты песни. «Милая Катюша» сражалась с оружием в руках:
Завязался рано на рассвете
Жаркий бой, где яблони цвели.
Билась с ярым недругом Катюша
За клочок своей земли.
А вот она уже в другой роли:
Катя слово раненому скажет
Так, что в сердце песня запоёт,
Катя раны крепко перевяжет,
На руках из боя унесёт.
Нет, наверное, человека, который не слышал этот марш. Это неувядаемый мотив «Прощание славянки». Ещё в 1912 году его создал Василий Иванович Агапкин. Марш провожал солдат на Балканскую войну против Турции, он же провёл русских воинов через Великую Отечественную – против фашистской Германии, он же звучит и сейчас, спустя почти 100 лет с его рождения, когда провожаем мы наших парней на срочную службу.
В конце 30-х годов среди других родов войск нашу границу стали охранять танки. Танкисты небольшими группами добровольцев оказывали помощь дружественным странам. Они показывали чудеса храбрости и мужества. Должна была появиться песня о танкистах. И она появилась. Первую такую песню написали композитор Дмитрий Покрасс и поэт Борис Ласкин. Она прозвучала в кинофильме «Трактористы» в эпизоде, где с Дальнего Востока возвращаются демобилизованные красноармейцы – три товарища, три героя, «экипаж машины боевой».
Песня очень полюбилась народу, а среди танкистов каждый экипаж был уверен, что эта песня именно о нём.
Песни являлись живительной силой для солдат той войны.
Жить без пищи можно сутки.
Можно больше, но порой
На войне одной минутки
Не прожить без прибаутки,
Шутки самой немудрой.
Эти слова принадлежат герою поэмы Александра Твардовского Василию Тёркину. Очень правильные слова! С полным основанием их можно отнести и к песне-шутке. Ведь без неё очень трудно было бы бойцу переносить все тяготы войны, лишения и опасности фронтовой жизни. Именно такую песню написали поэт Александр Фатьянов и композитор Василий Соловьёв-Седой. Это песня «Перелётные птицы» или «Потому что мы пилоты». Песня прозвучала в кинофильме «Небесный тихоход».
Некоторые песни рождались совершенно случайно, как песня «В землянке»
Поэт Алексей Сурков, участник войны, находясь на Западном фронте, выходил из окружения и попал на минное поле. Вот где «до смерти четыре шага». После этого он написал жене письмо в стихах. Текст стал известен бойцам. Многие солдаты переписывали его, и солдатские жёны, невесты получали это стихотворное послание. В начале 1942 года композитор Константин Листов написал мелодию к тексту. Так появилась песня «В землянке»
Лирическая песня пробуждала лучшее в человеке. Песня весёлая, жизнерадостная, поднимала настроение бойцов, не позволяла им пасть духом, затосковать.
Композитор Анатолий Новиков и поэт Яков Шведов написали «Смуглянку» ещё в 1940 году, перед войной. Рассказывала песня о партизанах гражданской войны. Но позже она воспринималась как собирательный образ людей, объединённых общей борьбой с гитлеровскими захватчиками. Наибольшую популярность песня «Смуглянка» приобрела после выхода фильма Леонида Быкова «В бой идут одни старики». После фильма её запела вся страна.
В основу песне «На безымянной высоте» положена реальная история. Безымянная высота в Калужской области находилась в руках врага. Она была господствующей, поэтому ее взятие могло резко изменить положение наших войск на этом участке фронта. В августе 1943 года в дивизию прибыло пополнение - сибиряки - добровольцы. Боевая группа провела смелую операцию и заняла высоту. Дальше события разворачивались трагически. Обнаруженные врагом, сибиряки были со всех сторон окружены во много раз превосходящими силами противника: 18 приняли бой против 200! В песне поется: «Нас оставалось трое из восемнадцати ребят». Лишь в этой цифре поэт был не точен: в живых осталось только двое. Песня прозвучала в кинофильме «Тишина». Ее авторы – Вениамин Баснер и Михаил Матусовский.
Победно окончилась Отечественная война. Но композиторы и поэты продолжали писать песни о минувшей войне. Это песни-воспоминания, песни-раздумья. В них рассказывается о далёких походах, о боевых друзьях-однополчанах, о фронтовой дружбе. Одной из первых послевоенных песен, получивших всенародное признание, стали "Дороги". Маршал Советского Союза Г.К.Жуков называл эту песню в числе трёх своих любимых военных песен. "Это бессмертные песни, - говорил маршал. - А почему? Потому, что в них отразилась большая душа народа".
«Майский вальс» его написали поэт – Михаил Ясень (Гольдман) и Игорь Лученок.
Многие песни о войне стали популярными благодаря первоклассным исполнителям, давшим им своеобразную "путёвку в жизнь". Так, например, песни "Журавли" и "День Победы" своей известностью обязаны Марку Бернесу и Льву Лещенко. "Журавли"
Судьба песни "День Победы" оказалась непростой. Её не сразу приняли в композиторских и писательских кругах, она не исполнялась на радио и по телевидению, её не принимали к печати в музыкальных издательствах. "День Победы".
Итак, из всего выше сказанного я могу сделать вывод, что песни как люди: у каждой своя биография и судьба. Одни вспыхнут ярко, но очень скоро погаснут. Другие живут и не старятся. Тем и дороги нам они, такие разные и непохожие, близкие и далёкие. Песни на войне. Песни о войне.
II Практическая часть.
Мы попытались вместе с учителем искусства провести опрос среди учащихся 10-11 классов. Результат опроса обучающихся на рисунке – 2.1
Рисунок 2.1 – Результаты опроса
Никто из наших одноклассников ничего не знал об авторах и истории создания этих песен. Это подтолкнуло нас на создание данного исследования «Что такое эта музыка. Музы не молчали...», которое расскажет интересные факты из жизни всенародно любимых композиций.
Наблюдения за использованием военных песен в праздновании 73-летия Победы показали, что популярными сегодня являются следующие песни:
Мною была проведена диагностика среди обучающихся 10 – 11 классов выявления знания военных песен и их значения
для современной молодежи. Была разработана анкета (приложение 1) опрошено 48 учащихся.
Анализируя полученные данные, я выяснила, что:
Роль песни в жизни солдат
Рисунок 2.2 – Диаграмма 1
Интерес к военной песне
Рисунок 2.3 – Диаграмма 2
Знание значения слова патриотизм.
Рисунок 2.4 – Диаграмма 3
40% - «Священная война», 20% - «Синий платочек», 40% - «Эх, дороги», 50% - «Смуглянка», 60% - «В землянке» – (рисунок 2.5)
Знание военных песен
Рисунок 2.5 – Диаграмма 4
100% учащихся считают, что нужно воспитывать у молодежи любовь к Родине – (рисунок 2.6)
Необходимость воспитания любви к Родине
Рисунок 2.6 – Диаграмма 5
Анализируя ответы ребят, я пришла к выводу, что все ребята единогласны, что песни военных лет играли важную роль в жизни солдат: придавали силы в битве, поднимали боевой дух.
В музыке военных лет раскрываются любовь к Отчизне, призыв служения своей Родине и своему народу.
Старинная пословица гласит: «когда говорят пушки – музы молчат». Великая отечественная война заставила усомниться в правильности этого высказывания.
Кто сказал, что нужно бросить
Песню на войне?
После боя сердце просит
Музыки вдвойне!
2.2 Популяризация военной музыки среди учащихся
Военная песня – это, к счастью, не только война. Это и народная память, и воспитание лучших патриотических чувств у нашего поколения, и призыв к сплочению и братству всех, живущих на родной земле. Именно эти идеалы положены в основу организуемого на базе школы, конкурса «Военно-патриотической песни», в котором ежегодно принимают участие обучающиеся со 2-11 классы. Думал ли кто-нибудь тогда, впервые дни Великой Отечественной войны, что в это страшное время будут написаны такие прекрасные песни? Известная пословица гласит: “Когда грохочут орудия, музы молчат”. Но случилось иначе. Были созданы песни, которые с честью послужили в военные годы и сохранились в людской памяти на десятилетия.
Целью конкурса «Военно-патриотической песни» является воспитание патриотизма.
Задачи конкурса:
- Познакомить с песнями Великой Отечественной войны;
- Охарактеризовать историю создания песен;
- Разучить военные песни.
Также в 8А классе нами была проведена викторина, посвящённая песням военных лет. (Приложение Д) Учащиеся с удовольствием участвовали и делились своими впечатлениями от услышанных военных песен.
Исследовательский материал обогатил нас знаниями в области военной песни, больше и интереснее мы узнали о войне, так как глубоко патриотичен по своему характеру, сюжету, выразительности.
Заключение
Изучив и проанализировав литературу по теме исследовательской работы, нами были сделаны следующие выводы:
1. В музыке военных лет раскрываются любовь к Отчизне, призыв служения своей Родине и своему народу.
Каждое музыкальное произведение – это особая история, отражающая не
только определенный период войны, но и судьбы людей, их мысли, чувства,
переживания. Автор музыки не просто отражает происходящие события, а
рассказывает историю страны и народа. Создает историю своей жизни, каждая нота, каждый звук – это слово, сказанное композитором, это мгновение, которое он никогда не забудет.
2. Изучив данную тему, я классифицировала жанры военной музыки,
рассмотрела историю создания песни «Священная война» А. В. Александрова, песню композитора Матвея Блантера и Михаила Исаковского «Катюша», судьбу песни "День Победы" и т.д.
3. Анализ анкетирования показал, что среди учащихся 10-11 классов 100% считают, что песни играли важную роль в жизни солдат;
80% хотели бы узнать больше военных песен, познакомиться с историей их создания;
78% знают, что такое патриотизм; наиболее известная военная песня – «Катюша»;
96% считают, что нужно воспитывать любовь к Родине у молодежи.
4.Для популяризации военной музыки в нашей школе ежегодно проводится конкурс «Военно-патриотической песни» для учащихся нашей школы и ветеранов
В ходе исследования мы пришли к выводу, что в годы Великой Отечественной войны песня духовно обогащала нелёгкую фронтовую жизнь, наполняла её высоким смыслом.
Таким образом, наша гипотеза подтвердилась.
Много песен о Великой Отечественной войне сложено уже после ее окончания. Они тоже сыграли заметную роль в жизни нашего общества. В изучении этих песен видится дальнейшая перспектива исследования.
Практическая значимость нашей работы заключается в том, что материал, изложенный в ней, может быть в дальнейшем использован при изучении различных тем на уроках классных часах уроках мужества. Своей работой мы планируем выйти на общешкольное мероприятие хотим объявить в школе конкурс среди учащихся на лучшее исполнение песен о войне. Материал исследования будет полезен, на наш взгляд, не только нынешнему поколению школьников, но и будущим поколениям. Исследовательский материал обогатил нас знаниями в области военной песни, больше и интереснее мы узнали о войне, так как глубоко патриотичен по своему характеру, сюжету, выразительности.
Литература
1. Советской Родине посвящается: Статьи, рецензии и заметки о музыке/
Сост.И.Дорохова, Г. Прибегина, Н.Сафронова. М.: Сов. Композитор, 1985400с.,с
2. Вставай, страна огромная!/ Сост., автор вступ.статьи и примеч. В.С.
Хелемендик; М.: Сов. Россия, 1985. – 480 с. (Бка рус. худож.
публицистики).
3. Музыка.14кл., 58кл,. : программы для общешкольного образовательных
учреждений / В.В.Алеев, Т.И.Науменко, Т.Н.Кичак. – 4е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006. – 90, (6) с.
4. Программа по музыке (с поурочной методической разработкой) для
общеобразовательной школы 18 классы, М.: Просвещение,1985г.
1985-400 с., с
Приложение А
Таблица 1.1 – «Классификация военной песни по содержанию поэтического текста»
Песни - призывы | «Священная война», «Песня смелых», «Песня артиллеристов» |
Песни – мобилизации | «Ой, туманы мои, растуманы», «Если завтра война», « Моя Москва» |
Песни стойкости и наступлении | «Песня о фонарике», «Два Максима», «Песня о бушлате», «Марш Артиллерии» |
Песни гнева и мужества | «Песня защитников Москвы», «Моя Москва», «Шумел сурово Брянский лес», «Хотят ли русские войны» |
Песни о подвигах и героях | «Песня о «Гремящем»», «Сердце танкиста», «Песня о Днепре», «Заветный камень», «Три танкиста» |
Песни о фронтовой дружбе | «Давай закурим», «Вася-Василёк», «Только на фронте», |
Победные песни | «Песня о Советской армии», «День Победы», «Дорога на Берлин», «Казаки в Берлине», «Нам нужна одна победа» |
Провожальные и прощальные | «Прощание», «До свиданья, города и хаты», «Прощайте, скалистые горы», |
О девушках и женщинах | «Катюша», «Случайный вальс», «Лизавета», «Смуглянка» |
О любви | «Синий платочек», «Когда песню поешь», «Огонек», |
Песни - письма | «В землянке», «Жди меня», «Есть на севере хороший городок», «Темная ночь» |
Песни - реквиемы | «На безымянной высоте», «Москвичи», «Алеша», |
Песни-воспоминания | «Вечер на рейде», «Эх, дороги…», «В лесу прифронтовом», Давно мы дома не были |
Приложение Б
Таблица 1.2 – «Жанровая классификация военной песни»
Марш | Танец | Песня |
«Моя Москва» «В путь» «До свиданья, города и хаты» «Нам нужна одна победа» «День Победы» | « Случайный вальс» «Синий платочек» «Только на фронте» «В землянке» «В лесу прифронтовом» | «Алеша» «Соловьи» «Огонек» «Прощайте, скалистые горы» «Ой, туманы мои, растуманы» |
Приложение В
Таблица 1. 3 – «Классификация военной песни по времени создания»
Созданы до начала войны (1930-е годы) | Созданы в период войны (1941-1945 годы) | Созданы после войны (1950-70-е годы) | Современные военные песни |
«Прощание Славянки» «Три танкиста» «Катюша» «Синий платочек» «Смуглянка» «Авиамарш» | «Священная война» «Вечер на рейде» «В землянке» «Случайный вальс» «Темная ночь» «В лесу прифронтовом» | «Эх, дороги…» «Алёша» «Нам нужна одна победа» «День Победы» «Хотят ли русские войны» | «Мы знаем о войне лишь понаслышке» «Тучи в голубом» «Снегири» «Закаты алые» «Под небом России» «Офицеры» |
Приложение Г
«Анкета»
1. Нужна ли была песня на войне? Зачем?
2. Хотел бы ты узнать больше военных песен и историю их создания?
3. Что такое патриотизм?
4. Какие военные песни ты знаешь?
5. Как ты думаешь, почему эти песни до сих пор известны?
6. Нужно ли воспитывать у молодежи любовь к Родине?
7. Как ты считаешь, есть ли чувство патриотизма у современной молодежи?
8. О чем твои любимые современные песни?
9. Будут ли они известны через 60 лет?
10. Знаешь ли ты современные патриотические песни?
Приложение Д
Вопрос | Ответ, строка из песни | Название песни |
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
|
В какой день недели родился Юрий Гагарин?
Два плуга
Барсучья кладовая. Александр Барков
Акварель + трафарет = ?
Соленая снежинка