Музыка в зависимости от ритма, темпа, мелодии по-разному воздействует на человеческий организм. С древних времен известно благоприятное влияние музыкальных произведений на состояние здоровья человека. Звуки воистину вершат чудеса – исцеляют, возвышают дух, волнуют, радуют, печалят. Важно знать какая музыка положительно влияет на наш организм.
Вложение | Размер |
---|---|
Образовательный проект «Музыка и здоровье человека» | 107.5 КБ |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 80»
Образовательный проект
«Музыка и здоровье человека»
Авторы:
учащиеся 8А класса:
Кайрова Алина
Куратор проекта:
Гезь Л.В., учитель музыки.
Северск, 2018
СОДЕРЖАНИЕ
1. Актуальность _____________________________________ 3 стр.
2. Цели и задачи проекта ______________________________ 4 стр.
3. Этапы проекта_____________________________________ 5стр.
4. Содержание деятельности в проекте__________________ 5 стр.
5. Значимость проекта________________________________ 5 стр.
6. Ресурсы проекта____________________________________ 6 стр.
7. План работы над проектом __________________________ 6 стр.
8. Заключение________________________________________ 7 стр.
9. Литература_________________________________________ 7 стр.
Приложения_________________________________________ 8 стр.
1. Актуальность.
Музыка в зависимости от ритма, темпа, мелодии по-разному воздействует на человеческий организм. С древних времен известно благоприятное влияние музыкальных произведений на состояние здоровья человека. Звуки воистину вершат чудеса – исцеляют, возвышают дух, волнуют, радуют, печалят. Важно знать какая музыка положительно влияет на наш организм.
Еще во II в. до н.э. была создана «Музыкальная палата», задачей которой было изучение воздействия музыки на чувства, разум и поведение людей. По мнению древних китайцев, музыка, находится в гармонии с природой и имеет огромную силу воздействия на человека. Звуки музыки рассматривались по отношению к телу человека, которые сообщали ему те или иные свойства. Особое место в системе китайской музыкотерапии занимали музыкальные инструменты, посредством которых устанавливалась связь между их звучанием, вибрациями различных органов тела и колебаниями космоса. В Китае правильно подобранная музыка давала фантастические результаты.
Авиценна называл мелодию "нелекаpственным" способом лечения. Античные мыслители - Платон, Аристотель, Демокрит, Эвклид - много писали о смысле и роли музыки, о её многостороннем действии на человека. Пифагор научно объяснил целебный эффект музыки. Не случайно, что бог солнца Аполлон был одновременно богом музыки и медицины. В эпоху Возрождения не только музыканты, но и медики обратились к музыке как к средству, которое оздоровляющее воздействовало на человеческий организм. В XVIII и XIX веках медики начали активно обращаться к музыке, особенно при лечении больных с разного рода психическими заболеваниями. На Руси издавна исцеляли колокольным звоном. Колокольный звон убивает вирусы гриппа.
Благотворное влияние на организм оказывает не только слушание музыки, но и пение. Вокалотерапия – это оздоровление собственным пением. В Древнем Египте хоровое пение считалось лучшим средством от многих болезней. Лечение пением описано ещё Аристотелем, подхвачено почти всеми существующими религиями. На протяжении многих веков оздоровительным средством служило и по сей день служит церковное пение (богослужение всегда идет нараспев). Ученые установили, что активность микробов, «наслушавшихся» колокольного звона и церковной музыки, падает на 40%. В языческой культуре существовал обычай, когда больного помещали внутрь хоровода, и пели, исцеляя тем самым все недуги. Особенно хорошо пением лечатся болезни, связанные с дыханием (астма, бронхолёгочные заболевания, гайморит). Известна практика, когда пением излечивается заикание. Ребенок слушает, как поют другие, старается попадать в такт и при этом постепенно избавляется от своего недуга.
Но не всегда лечебными свойствами обладает голос человека. Бывают голоса, звуки, которые калечат: Рок-музыка, которая, воздействуя ультра- и инфразвуками, а их мы не слышим, но «слышат» все наши органы, способна воздействовать на мозг исподволь. Слушатели даже могут упасть в обморок, если бой барабанов-тамтамов превышает 100 децибел. Звуковым наркотиком по своей сути является рок-н-ролл. Еще сильнее воздействует на нервную систему человека тяжелый рок-металл. Известно, что вибрация звуков создаёт вокруг человека своеобразное «защитное поле», поскольку пение активизирует наши энергетические центры. Замечено, что если человек поёт о радости и счастье, он притягивает радость и счастье в свою судьбу. Если он поёт о тоске и печали, притягивает страдания и боль. А когда поёт о несбывшихся надеждах, притягивает будущие поражения.
2. Цель: изучение воздействия музыки и пения на здоровье человека.
Задачи:
Срок реализации проекта - в течение данного учебного года.
Тип проекта -образовательный.
Участники проекта:
Партнеры:
3. Этапы проекта.
4. Содержание деятельности в проекте.
Проект предполагает:
5. Значимость проекта.
Данный проект помогает раскрыть творческие и личностные качества автора проекта, проявить организационные способности. В процессе подготовки и проведения запланированных мероприятий, в ходе проекта устанавливаются связи между детьми разного возраста, разные формы позитивного общения, происходит удовлетворение интересов и потребностей школьников, родителей, учителей.
6. Ресурсы проекта:
- мотивация: стремление участвовать в проекте не только педагогов и учащихся, но и родителей;
- материально-техническая база МАОУ "СОШ № 80";
- научно- методическая служба МАОУ "СОШ № 80";
- родители.
7. План работы над проектом.
Вид, название мероприятия. | Срок исполнения | Целевая аудитория, учащиеся |
1.1.Определение идеи, цели, задач проекта. 1.2.Выбор участников. | октябрь | куратор, разработчик проекта |
2.1. Планирование деятельности по теме проекта. 2.2. Поиск информации по теме: воздействие музыки и пения на здоровье человека. 2.3. Анализ собранной информации по теме проекта. 2.4. Подготовка презентаций. 2.5. Описание хода работы над проектом. 2.6. Создание аудио рекомендаций, подбор упражнений по вокалотерапии. 2.6. Представление проекта на школьных Ломоносовских чтениях. 2.7. Представление проекта на уроке музыки для одноклассников. | ноябрь декабрь январь февраль март | участники проекта |
3. Сотрудничество с социальными партнерами. | в течение года | разработчики проекта |
8. Заключение.
Влияние классической музыки на все живое до конца не изучено, оно неоспоримо. Это подтверждено как наблюдениями древних мудрецов, так и научными экспериментами ученых. Исследователи постоянно проводят эксперименты, подтверждающие, что целебные звуки структурируют воду, очищая ее от болезнетворных бактерия, усиливают развитие растений, благоденственно сказываются на состоянии животных и птиц. Даже простейшие отзываются на звучание классики, о чем свидетельствуют наблюдения микробиологов (под микроскопом).
Этот проект помог нам находить и выбирать необходимую по теме проекта информацию, проявлять инициативность, развивать организаторские умения, преодолевать неуверенность в выступлениях перед сверстниками и при защите проекта. Так же мы планируем продолжить работу по теме проекта и изучить значение пения для здоровья, развития музыкальных способностей, чувств и эмоций, повышения самооценки; выяснить потребности наших одноклассников в выборе музыкального репертуара.
9. Литература.
1. Декер-Фойгт Г.-Г. Введение в музыкотерапию. Сп-б.:Питер, 2003. - 208 с.
2. Юсфин А.Г. Музыка - сила жизни. Сп-б.:Аюрведа Плюс, 2006. - 260 с.
3. Рюгер К. Домашняя музыкальная аптека. Ростов-на Дону, 1998. - 240 с.
4.Интернет-ресурсы.
Приложения
Виды лечения музыкой
Разделяют 2 вида лечения с помощью музыки:
- при пассивной форме человеку предлагается ежедневно слушать композиции, подобранные с учетом особенностей психики, имеющихся заболеваний и степени их тяжести.
- при активной форме пациент пропевает определенную мелодию, играет на музыкальном инструменте, танцует или совершает иные механические движения (притопывает, прихлопывает, покачивается и т.д.);
Какую музыку полезно слушать?
Музыкальные аудио рекомендации.
Музыка для быстрого пробуждения и активизации организма по утрам:
А. Вивальди – сонаты и концерты, "Времена года";
Ф. Шуберт – серенады.
Музыка для исцеления от раздражения, тревожности и неуверенности в собственных силах:
— Ф. Шопен – мазурки, прелюдии;
— И. Штраус – вальсы;
— Л. Бетховен – Лунная соната, Симфония Ля минор;
— И. Бах – Кантата №2;
— А. Рубинштейн – Мелодия фа мажор.
Музыка от бессонницы:
— П. Чайковский – Пьесы для фортепиано;
— Я. Сибелиус –"Грустный вальс";
— М. Огинский – "Полонез".
Музыка для лечения язвенной болезни:
— В. Моцарт – все произведения;
— П. Чайковский –" Вальс цветов".
Музыка от апатии и меланхолии:
— В.А. Моцарт – Маленькая ночная серенада;
— Г. Гендель – Менуэт.
Музыка от спазмов сосудов головного мозга, сильной мигрени, головной боли:
— В. Моцарт – Симфония №40;
— Ф. Лист – Венгерская рапсодия;
— А. Хачатурян – Сюита Маскарад.
И ещё
Уменьшить чувство тревоги и неуверенности помогают мазурки и прелюдии Ф.Шопена, мелодичные вальсы И.Штрауса и «Мелодии» А.Рубинштейна.
Уменьшают раздражительность и способствуют лечению бессонницы произведения Л.Бетховена («Лунная соната», «Симфония ля минор»), произведения И.Баха, особенно «Кантата №2» и «Баркарола» П.Чайковского.
Для общего успокоения полезно слушать «Симфонию№6», часть 2 Л.Бетховена, «Колыбельную» И.Брамса, "Ave Maria" Ф. Шуберта, «Ноктюрн соль минор» Ф.Шопена и «Свет луны» К. Дебюсси.
Снять симптомы гипертонии и напряженности в отношениях с другими людьми помогает «Концерт ре минор» для скрипки и «Кантата №21» И.Баха, «Соната для фортепиано» и «Квартет №5» Б.Бартока и «Месса ля минор» Брукнера.
Быстро избавиться от головной боли помогают «Дон Жуан» В.Моцарта, «Венгерская рапсодия №1» Ф. Листа, сюита к драме «Маскарад» А.Хачатуряна и «Американец в Париже» Д.Гершвина.
Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшения самочувствия, активности и настроения полезно слушать «Шестую симфонию» 3 часть П.Чайковского, «Увертюру Эдмонда» Л.Бетховена, «Прелюдию №1» Ф.Шопена и «Венгерскую рапсодию №2»Ф.Листа.
Какие музыкальные инструменты благотворно влияют на человека?
Фортепиано - воздействие на щитовидную железу, почки, мочевой пузырь, психику. Звуки этого клавишного инструмента оказывают целебное, очищающее воздействие.
Ударные (барабаны, бубен, тарелки, кастаньеты, литавры, колокольчики) -нормализация работы сердца, печени, системы кровообращения.
Духовые (труба, кларнет, флейта, фагот, гобой) - благотворное влияние на систему кровообращения, дыхательную систему.
Струнные (арфа, скрипка, гитара) - положительное влияние на работу сердечнососудистой системы. Оказывают воздействие на эмоциональную сферу.
А симфонический оркестр способен исцелять многообразием звуков, различных по своим терапевтическим свойствам. Ведь это же просто универсальный лекарь всех времен и народов!
Вокалотерапия. Целебные звуки.
«а» – снимает любые спазмы, лечит сердце и желчный пузырь;
«и» – лечит глаза, уши, тонкий кишечник, стимулирует сердечную деятельность, прочищает нос;
«о» – оживляет деятельность поджелудочной железы, способствует устранению проблем с сердцем;
«у» – улучшает дыхание, стимулирует и гармонизирует работу почек, мочевого пузыря, предстательной железы у мужчин, матки и яичников у женщин;
«ы» – лечит уши, улучшает дыхание;
«э» – улучшает работу головного мозга.
Звукосочетание
«ом» – снижает кровяное давление;
«ай, па» – снижают боли в сердце;
«ух, ох, ах» – стимулируют выброс из организма отработанных веществ и негативной энергии.
Научно доказана целебная сила произнесения и некоторых отдельных согласных звуков (лучше их пропевать)
«в, н, м» – улучшает работу головного мозга;
«с» – лечит кишечник, сердце, легкие;
«ш» – лечит печень;
«ч» – улучшает дыхание;
«к, щ» – лечат уши;
«м» – лечит сердечные заболевания.
Так что, давайте, станем чуточку здоровее и мудрее, взяв за правило ежедневно баловать свою душу и тело порцией хорошей музыки!
Сказка "Морозко"
Рисуем белые грибы пастелью
Самый богатый воробей на свете
Компас своими руками
Нас с братом в деревню отправили к деду...