Вложение | Размер |
---|---|
tantsevalnaya_kultura_osetii.docx | 36.25 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа №43 г. Владикавказа
имени Героя Советского союза А.Н. Юльева
Проектная работа на тему: «Танцевальная культура Осетии»
Выполнила: ученица 8 «А» класса
МБОУ СОШ №43г. Владикавказа
Гацоева Зарина Руслановна
Руководитель проекта
учитель осетинского языка и литературы
Кесаева Фатима Даниловна
Владикавказ
2017
С О Д Е Р Ж А Н И Е:
Ц Е Л Ь П Р О Е К Т А:
Народное хореографическое искусство – одно из ярчайших проявлений национального творчества осетин.
Искусство танца неразрывно связано с музыкальным и песенным творчеством и представляет собой национально-своеобразную форму синтетического искусства, с древнейших времен занимая важное место в жизни различных народов, в том числе и осетин.
В Осетии наряду с музыкально-поэтическим искусством танец издавна был необходимой принадлежностью почти всех народных празднеств, связанных с древнейшими языческими, а позднее и христианскими верованиями. Танец являлся излюбленным видом развлечений молодежи на свадебных, семейных торжествах, на общественных празднествах, а также имел обрядовое значение.
В танце молились богам, на языке танца выражали любовь и ненависть, добро и зло, радость и горе.
О значении танца в быту предков осетин свидетельствует и эпическое наследие осетинского народа. Отдельные сказания о нартах воспроизводят красочные картины пиршеств, сопровождавшихся «громовыми» песнями и бурными стремительными плясками.
Так, в сказании «Женитьба Сослана на Бедохе» безымянные творцы героического эпоса описывают блестящий по своему техническому совершенству и мужественному содержанию сольный мужской танец:
И вскочил тут Сослан, да и начал пляску,
Он сперва на земле проплясал немало…
А затем на фынге продолжал пляску.
Тут он начал плясать еще искуснее,
Закружился волчком по самому краю,
Ни капли не пролил, не сбросил и крохи…
Сослану под ноги мечи подставили,
Мечи уставили остриями кверху,
А Сослан пляшет – на мечах вертится,
Будто бы вертится колесо мельницы.
Однако не все танцы, известные народу, имеют распространение в быту. Некоторые из них постепенно утрачивают свое первоначальное значение.
Например, древнейший по своему происхождению танец «Цоппай» был связан с языческими верованиями осетин и поэтому имел преимущественно ритуальное, обрядовое значение. «Цоппай» исполнялся обычно вокруг пораженного молнией человека, оплакивать которого не полагалось, ибо, по народному поверью, пораженный «божественным огнем» (молнией) человек считался избранником божьим. Вполне понятно, что в наши дни этот массовый танец представляет этнографическую ценность.
В хореографическом арсенале осетинского народа имеется большое количество разнообразных танцев и танцевальных наигрышей, исполняемых в настоящее время преимущественно на национальной гармонике.
В своих танцах осетинский народ с высоким художественным вкусом передал идеальные черты осетина или осетинки. Выразительная плавность, мягкость движений рук, подчеркнутая строгость и вместе с тем грациозность манер характерны для танца осетинки как в медленном танце, так и в быстром. В понимании народа именно такое сочетание соответствует прекрасному облику осетинки.
В противоположность этому, мужской танец сопровождается движениями порывистыми, резкими, обилием внезапных, неожиданных поворотов и прыжков. В своем танце каждый исполнитель стремится показать ловкость, смелость, виртуозное умение танцевать на носках и в то же время обходительность и почтение к женщине. Мужской танец является воплощением национальных черт осетина, жизнь которого на протяжении ряда столетий протекала в походах, в борьбе с врагами. Находчивость, ловкость, мужество, бесстрашие - вот те качества, которые присущи идеальному образу осетина.
В работе М. С. Туганова "Народные танцы осетин", снабженной схемами и иллюстрациями, подробно описаны 25 осетинских танцев.
«Зилга кафт» - старинный круговой осетинский танец, который до сих пор является одним из наиболее распространенных в народе. Это сложный танец, требующий от исполнителей большого танцевального мастерства, ловкости и виртуозной техники.
Далеко не каждый юноша решается исполнить этот танец. В старину лучшие мастера народных танцев, исполняя «Зилга кафт», строго соблюдали все правила танца. Малейшая оплошность могла любого джигита лишить славы лучшего танцора и подвергнуть насмешке всего села.
«Зилга кафт» - парный танец, исполняющийся девушкой и юношей, как правило, только в кругу, отчего и произошло название.
2. «Хонга кафт» - танец –приглашение.
Один из самых распространенных танцев Северной Осетии, бытующий в народе сотни лет.
В старину танец - приглашение исполнялся только одной парой, позднее – двумя парами. В таком варианте танец бытует в народе и в наши дни. Девушки исполняют танец очень мягко и плавно. Чтобы добиться плавности движения, в прежние времена девушки туго перевязывали ноги выше колен полотенцем и, приподнявшись на высокие полупальцы, двигались танцевальным шагом, следя за тем, чтобы верхняя часть корпуса оставалась неподвижной. Юноши исполняли танец также плавно, но четко и мужественно.
3. Плавный парный танец.
Плавный парный танец занимает особое место в осетинской хореографии. Он требует исключительного мастерства и грации.
Юноша, исполняющий большую часть танца на носках, должен избегать резких поворотов. Он танцует на почтительном расстоянии от девушки и не сводит с нее взгляда. Резкое движение, допущенное юношей в танце, принимается как знак неуважения к девушке. Но из этого не следует, что его движения должны быть вялыми. Он должен танцевать очень четко и выразительно. Танец девушки – плавный, женственный и грациозный. Она двигается по противоположной стороне круга, повернувшись лицом к юноше, с гордой осанкой и опущенными глазами. Движения танцующих сдержаны и строги.
4. Девичий танец.
Девичий танец исполнялся группой девушек и солистами: девушкой и юношей. (В современных постановках в танце все чаще участвуют только девушки). Девушки танцуют мягко, грациозно, юноша – четко и мужественно. От взоров лукавых девушек не ускользают взгляды, которыми обмениваются юноша и девушка-солистка. Подруги решают подшутить над влюбленными. Незаметно подкравшись, они неожиданно встают между ними и оттесняют их друг от друга. Одна группа девушек окружает юношу, другая девушку. Влюбленные стараются приблизиться друг к другу, но подружки весело и задорно кружась вокруг них, препятствуют этому. Наконец, девушки уступают желанию влюбленных. Девушка-солистка и юноша идут навстречу друг другу. Они уже почти рядом, но неожиданно выросшая между ними сомкнутая стена озорных подружек, вновь разделяет их. Кругом смех, веселье, шутки. Наконец, сжалившись над влюбленными, девушки дают им возможность танцевать рядом. Поклонившись друзьям, влюбленные удаляются в одну сторону, а подружки, проводив их озорным взглядом, уходят в другую сторону.
5. «Чепена». Массовый хоровой танец.
Старинный мужской танец «Чепена» - это танец-игра, полный юмора и веселого задора. Как правило, «Чепена» исполнялся в конце свадебных торжеств.
По окончании обычных танцев взрослые мужчины, присутствовавшие на свадьбе, собирались в хоровод. Взяв друг друга под руки или положив руки друг другу на плечи, они, медленно танцуя, запевали песню. Общий тон хороводу задавал церемониймейстер (радгæс) - один из лучших певцов, танцоров и балагуров. Он запевал импровизируемый текст песни с командами для участников действа. Согласно его указаниям танцующие исполняли различные, часто малоудобные движения: танцевальный шаг вправо (рахизырдæм чепена), а затем влево (галиуырдæм чепена), подскоки на носок (къахфындз), подскоки с пятки на носок (схъиугæ цыд), переменные подскоки на одной ноге (иугай къахыл чепена), присядка (дзуццæг бадтæй чепена).
В процессе всего танца он следил за точностью исполнения каждого заданного элемента танца. Всякая новая команда для танцующих встречалась припевом хора «Ой, ой, Чепена» и исполнялась мгновенно, ибо в противном случае распорядитель танца ударом палки или плети наказывал нерадивого исполнителя. Роль руководителя можно было оспаривать. Если он был слишком строгим или недостаточно веселым, то из массы танцующих кто-нибудь предлагал сменить ведущего и хорошенько его проучить: бросить в воду или поколотить, что незамедлительно приводилось в исполнение.
В куплетах высмеивались нерадивые, лентяи, пьяницы.
7. Танец «Соревнования на носках».
«Соревнование на носках» - старинный народный танец.
Исполнялся признанными танцорами – юношами и девушками, которые в дни народных праздников и на различных семейных торжествах соревновались в лучшем исполнении танца на носках, демонстрируя пластичность, ритмическую четкость и виртуозность сложнейших движений на носках.
Юноши и девушки становились большим полукругом, вперед выходил юноша, останавливался перед одной из девушек и начинал танцевать. Проделав несколько сложных движений, он приглашал девушку на соревнование. Грациозно приподняв подол платья, девушка выходила в круг. Она повторяла все движения, которыми юноша сопровождал свой вызов, и, в свою очередь, вызывала следующего танцора. Девушки и юноши танцевали вместе. Двигаясь по кругу или в линию, они исполняли разнообразные движения на носках, стараясь превзойти друг друга в мастерстве.
8. Танец с кинжалами.
Танец с кинжалами бытовал в народе до 80-х годов XIX столетия. Позднее этот сложный танец, требующий виртуозного искусства фехтования несколькими кинжалами и мастерского исполнения движений на носках, перешел на сцену и сейчас существует только в виде сценического зрелищного искусства. Исполняют этот танец профессионалы и отдельные виртуозы - любители.
В старину танец исполнялся одновременно только двумя юношами. В каждой руке танцующие держали по одному кинжалу. Начинали танец в медленном темпе. На протяжении танца темп менялся несколько раз: то ускорялся, то снова замедлялся. Все движения танца исполнялись на носках. Опускаться на всю ступню не полагалось.
Когда танцоры входили в азарт, кинжалы в их руках сверкали, как молнии. После ряда сложнейших фехтовальных движений танцующие замедляли темп и закладывали кинжалы за ворот бешмета сзади. В это время зрители со стороны подавали каждому еще два кинжала. После исполнения ряда новых сложных фехтовальных движений, танцоры закладывали кинжалы за ворот бешмета спереди. Им подавали еще по два кинжала. Так, постепенно, у каждого набиралось до 12-14 кинжалов, танцоры закладывали их в рот, придерживая зубами, под шапку и т.д. В руках танцующих все время оставалось по 2 кинжала. Танцуя, исполнители постепенно сбрасывали кинжалы, вонзая их в землю в шахматном порядке.
Затем, продолжая танцевать, юноши начинали лавировать между кинжалами, при этом они не должны были касаться воткнутых в землю кинжалов. Когда под общий гул одобрения 1-я пара заканчивала танец, на смену ей на площадку выходила следующая пара танцоров. Обычно танец с кинжалами исполнялся после танца «Зилга кафт».
9. Воинственный танец нартов отображает героизм и отвагу, силу и ловкость, смелость и мужество, а также умение воина в совершенстве владеть любым видом оружия. Танец исполнялся только мужчинами. Начинается он медленно, тяжело. Неутомимость и бесстрашие написаны на суровых лицах исполнителей. От каждого шага богатыря кажется, что земля содрогается. Постепенно темп танца убыстряется. Заключительная часть его изображает сцену победы над врагом.
В левой руке танцующие держат тяжелый щит, а в правой- не менее тяжелый меч. Как гласит предание, «в руках богатырей- нартов они казались игрушечными. От ударов мечей во все стороны рассыпались искры, а от столкновения щитов раздавались такие оглушительные звуки, что казалось, будто горы рушились от землятрясения».
Финал танца идет в быстром темпе. При данной сценической обработке в танце участвуют четверо юношей, но его может исполнять большее количество танцоров. Желательно чтобы исполнители были высокого и, по возможности, одинакового роста.
Весьма широким распространением пользуется в наше время старинный массовый танец Симд, воспетый в устном народном творчестве осетин – Нартском эпосе как излюбленный танец нартовских богатырей.. В некоторых сказаниях сюжеты построены на том, что нарты «соревнуются в «Симде», пытаясь завоевать сердце гордой красавицы.
В народном исполнении хореографический рисунок танца традиционен, хотя он в известной мере и определяется искусством импровизации ведущей пары. Симд отличается торжественностью и строгой величавостью движений.
В традиционном быту осетин существовало несколько разновидностей этого хороводного танца. Еще в конце XIX века был распространен мужской вариант «Симда» с откровенной демонстрацией силы и удали его исполнителей. Один из лучших знатоков танцевального фольклора осетин М.С. Туганов отмечал, что мужской вариант «Симда» был известен под названием «Нæртон симд» или «Æддæгуæлæ кафт», что буквально означает «нартовский симд» или «танец поверх другого».
"Нæртон симд"- "Симд нартов". Под этим названием танцевался под Новый год вокруг зажженных костров двухэтажный танец, в котором участвовали только мужчины, главным образом с тридцати до сорокапятилетнего возраста, которые отличались силой и ловкостью. Танцевали его обычно под новый год вокруг зажженных костров
Построение симда:
а) нижний ряд брался вплотную друг с другом за пояса, образуя собой как бы сплошную круговую стену, скрепленную переплетенными руками. Ряд этот двигался вправо медленно, а затем налево, так же медленно. В шеренгу входило до 200 и более человек. Участвовала вся округа.
б) верхний ряд взбирался на плечи ногами по выдвинутым вперед правым коленам нижнего ряда. Став на плечи нижних ногами, верхние, держась за пояса, друг друга, образовывали такую же стену с переплетенными у поясов друг друга руками. Держались левой рукой за пояс соседа, правой верхний танцор держал пояс соседа с другой стороны, как показано на рисунке. Таким образом, верхний ряд был менее стеснен в движениях, чем нижний.
Верхний ряд, стоя на плечах нижних, мог делать любое движение, но нижние должны были выносить до смены всю тяготу.
Танец этот имел название и "Нартовский" и "æддæгуæлæ кафт" (танец один поверх другого)...
Старики рассказывали, что предки осетин - "подлинные нарты" для того, чтобы на плечи нижних навалились большие тяжести, поднимали себе вверх на плечи бычков и молодых жеребят.
Сменяясь, нижний ряд танцующих платил тем же в свою очередь, когда попадал на плечи танцоров верхнего ряда.
Посреди огромного живого круга на кострах, в огромных котлах варилось мясо и пиво для угощения танцующих...
«Симд Нартов» отличался торжественностью и строгой величавостью движений. Этим танцем завершались все большие праздники и народные гулянья. В танце принимало участие население не только одного села, но и всей округи. Количество танцующих достигало 200 и более человек.
Так описывал «Симд» Махарбек Сафарович Туганов. В своем литературном наследии «Осетинские народные танцы» он писал: «В 1894 году я впервые к записи элементов народного творчества Осетии: сказаний о Нартах, сказок, песен, поговорок, пословиц, легенд и т.п., а также зарисовал орнаменты и объекты архитектуры. Попутно с этим, попадая на народные праздники, я записывал и фольклорные материалы народных танцев… Моей целью является дать описание наиболее характерных танцев с древнейших времен до начала Советской власти…».
Помимо «Симда Нартов», в прошлом существовали другие виды симдов: «Тымбыл симд» («Круговой симд»), «Нагуай симд» («Симд на одной ноге») и др.
«Тымбыл симд», в котором танцуют и мужчины, и женщины, бытует и в наши дни. Отличается органической слаженностью, композиционной завершенностью, строго регламентированной последовательностью танцевальных элементов и высокой зрелищностью, формировавшихся на протяжении длительного времени. Рисунок танца традиционен, хотя он в известной мере и определяется искусством импровизации ведущей пары. «Тымбыл симд» отличается торжественностью и строгой величавостью движений.
Песня при симде:
Ӕрсимут - ма тымбыл симдæй!
О, рæйдæ, о, рæйда!
Тымбыл симдæй – æнгом симдæй!
О, рæйдæ, о, рæйда!
Къæхтæй сабыр, уæнгтæй рæуæг!
О, рæйдæ, о, рæйда! и т.д.
Танец обобщенно передает лучшие черты характера гордых потомков древних алан. Напоминание о таком же симде встречается в творчестве гениального поэта Коста Хетагурова:
В симде стояли нарядные девушки
Ликом прекрасные, стройные станом.
Больше всего любовались тут всё-таки
На дочерей ненаглядного Солтана.
А вот высказывание о танце «Симд» другого выдающегося осетинского ученого Васо Абаева: «Кульминации своей достигало пиршество, когда начинался знаменитый нартовский пляс – «Симд».
Считалось, что тот, кто танцует «Симд» будет одарен божьей милостью. Танцующие гости привлекали к молодой паре внимание Бога, живой стеной ограждали новую семью от тёмных сил. Сегодня этот величественный танец – вершина осетинской народной хореографии – продолжает свои традиции. Пока осетины танцуют Симд счастье и изобилие не покинут их землю.
Л И Т Е Р А Т У Р А:
Как нарисовать китайскую розу
Заяц, косач, медведь и весна
"Портрет". Н.В. Гоголь
На берегу Байкала
Пчёлы и муха