Исследовательская работа по произведени. "Адажио"
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_zagadki_muzykalnyh_hitov.docx | 255.95 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение средняя общеобразовательная
школа№20 г. Вяземского имени Героя Советского Союза Феодосия Порфирьевича Котляра
Вяземского муниципального района
Хабаровского края
« Загадки музыкальных хитов. Тайна Адажио Альбинони».
Выполнила: Янгутова Полина.
ученицы 8-б класса
Руководитель: Паратова Елена
Николаевна, учитель музыки
Вяземский
2016г.
4.1. Энциклопедический словарь «Адажио»
4.2. Мультипликационный фильм «Адажио»
4.3. Современные версии «Адажио»
Актуальность.
В нашей стране много разных телевизионных конкурсов, в том числе и вокальных. Один из них – это «Призрак оперы». В одной из передач, перед тем как исполнить песню, рассказали загадочную историю, а точнее историю о музыкальном произведении, на основе которого она была написана. Меня она очень заинтересовала и я решила узнать, что это за произведение, и какая тайна с ним связана.
Цель исследования:
Попытаться узнать о произведении «Адажио» и его истории создания.
Задачи исследования:
- Знакомство с историей произведения
- разобраться в авторстве этого произведения
-познакомиться с современными интерпретациями «Адажио»
1. История находки.
Музыковед Ремо Джацотто заканчивал биографию композитора эпохи барокко Томазо Альбинони. Как и полагается в любой серьезной биографической работе, Ремо пытался найти как можно больше достоверных исторических материалов, связанных с творчеством композитора. В Дрездене, в собрании Саксонской земельной библиотеки, которая была разбита в 1945 году, при бомбардировки, он перебирал пыльные разрозненные нотные листы и наткнулся на неизвестное ранее произведение XVII века, которое посчитал медленной частью какой-то струнной сонаты. Ноты содержали только шесть начальных тактов мелодии Adagio и партию баса. Тогда он, еще не подозревал, что от всемирной славы его отделяло одно мгновение.
А дальше произошло невиданное и непонятное: Джацотто «досочинил» Adagio полностью в той форме, которая нам сейчас так хорошо известна. И выпустил в свет в 1958 году под таким названием: «Ремо Джацотто. Адажио соль минор для струнных и органа на основе двух фрагментов темы и цифрового баса Томазо Альбинони»
Успех у «Адажио» был ошеломляющим, мир узнал имя гениального итальянца Альбинони!
Джацотто умер в 1998 году. И все эти годы он хранил стойкое молчание относительно любых сомнений в авторстве Адажио. Тем самым подтверждая версию удачно дописанных им шести гениальных тактов Альбинони. Хотя специалисты сразу же подметили, что пьеса стилистически сильно отличалась от несомненных произведений барокко вообще и музыки Альбинони в частности.
Существует много разных версий о создании «Адажио». Вот некоторые из них:
Существует версия известного музыковеда, профессора Люксенбургского университета, Вульфа Дитера Лугерта, в журнале «Praxis des Musikunterrichts» утверждается, что, во-первых, какой либо музыкальный фрагмент «Адажио» из наследия Альбинони в собрании Саксонской земельной библиотеки отсутствует. Во-вторых, его там никогда и не было, а значит, никогда и никем оно обнаружено быть не могло. Вывод: музыка «Адажио» целиком и полностью принадлежит Джацотто.
уступал в славе одному только неуемному Вивальди и чье творчество иногда именуют хэппи эндом эпохи барокко.
2.Биография Томазо Альбинони
Томазо Альбинони жил в Венеции на рубеже XVII-го и XVIII-го веков на его счету более 50-ти опер и огромное количество инструментальной музыки. При жизни был известен главным образом как автор многочисленных опер, однако в настоящее время пользуется известностью и регулярно исполняется главным образом его инструментальная музыка.
Сын Антонио Альбинони (1634—1709), богатого купца и венецианского патриция. Изучал скрипку и пение. О его жизни известно относительно мало, особенно учитывая положение композитора и довольно большое количество сохранившихся документов его эпохи. В 1694 году он посвятил свой Opus 1 соотечественнику-венецианцу Пьетро, кардиналу Оттобони (внучатому племяннику папы Александра VIII). Оттобони был влиятельным в Риме покровителем нескольких композиторов, в частности, Корелли. В 1700 году Альбинони поступил на службу к герцогу Мантуи Фернандо Карло в качестве скрипача. Ему он посвятил свой Опус 2, собрание инструментальных пьес. В 1701 году он написал Опус 3, ставший очень популярным, и посвятил его Великому Герцогу Тосканскому Фердинанду III.
В 1705 году он женился, капельмейстер венецианского собора св. Марка Антонино Биффи был у него свидетелем и, возможно, его другом. По-видимому, у Альбинони не было никаких иных связей с важнейшими музыкальными учреждениями Венеции. В то же время, он добился своей первоначальной славы как оперный композитор во многих городах Италии — таких, как Венеция, Генуя, Болонья, Мантуя,Удине, Пьяченца и Неаполь. Одновременно он в большом количестве создавал инструментальную музыку. До 1705 года он писал преимущественно трио сонаты и скрипичные концерты, позже, до 1719 года сочинял соло сонаты и концерты для гобоя.
В отличие от большинства композиторов того времени, насколько известно, он никогда не стремился получить должность при дворе или церкви, но имел собственные средства и возможность сочинять музыку независимо. В 1722 году Максимилиан II Эмануил, курфюрст Баварии, которому Альбинони посвятил цикл из 12 сонат, пригласил его руководить своей оперой.
В 1742 году собрание скрипичных сонат Альбинони было опубликовано во Франции в виде посмертного издания, поэтому исследователи долгое время полагали, что к тому времени Альбинони был мертв. Позже выяснилось, однако, что он жил в Венеции в безвестности: запись из прихода Св. Варнавы, где он родился, утверждает, что Томазо Альбинони умер в 1751 году, в возрасте 79 лет, по всей видимости, от диабета.
Значительная часть его наследия была уничтожена во время Второй мировой войны. Именно по этой причине о творчестве Альбинони после 1720г. нам мало что известно.
3.Биография Ремо Джацотто .
Ремо Джадзотто (итальянский композитор и музыковед. С 1932 г. музыкальный критик журнала «Итальянское музыкальное обозрение». В 1945—1949 гг. его редактор; с 1967 г. соредактор «Нового итальянского музыкального обозрения». С 1949 г. директор камерно-музыкального вещания на радиостанции RAI, в дальнейшем занимал другие ответственные должности в системе итальянского радиовещания. В 1957—1969 гг. профессор истории музыки в университете Флоренции. Автор биографий ряда итальянских композиторов: Томазо Альбинони (1945), Ферруччо Бузони (1947), Джованни Баттиста Виотти (1956), Алессандро Страделлы (1962), Антонио Вивальди (1965). Написал также книги «Музыкальная драма в Генуе в XVII—XVIII вв.», «Итальянская музыка в Лондоне во времена Пёрселла» и др. Ремо Джацотто, родившийся в начале двадцатого века, был фигурой весьма непоседливой – в академическом мире таких, как правило, не любят. Он сочинял биографии барочных композиторов – Альбинони, Вивальди и многих других. Он был профессором истории музыки, он преподавал, он вел исследовательскую работу. Имена Ремо Джадзотто и Томмазо Альбинони всегда стоят рядом.
4. «Ремо Джацотто. Адажио соль минор для струнных и органа на основе двух фрагментов темы и цифрового баса Томазо Альбинони»
4.1 Большой Энциклопедический словарь - "АДАЖИО"
АДАЖИО в музыке - 1) медленный темп. 2) Название произведения или части циклического сочетания в темпе адажио.
Современный толковый словарь русского языка Т.Ф.Ефремовой - "АДАЖИО".
Адажио - музыкальное произведение или его часть, исполняемые медленно, протяжно.
Толковый словарь живого великорусского языка В.Даля - "АДАЖИО.
Толковый словарь русского языка Д.Н.Ушакова - "АДАЖИО"
1. нареч. Медленно, протяжно (о темпе исполнения музыкальных произведении). 2. нескл., ср. Музыкальная пьеса или часть ее, исполняемая в темпе адажио. Лунная соната Бетховена начинается певучим адажио.
Адажио – это одна из частей единого симфонического произведения.
Музыка Адажио наполнена явными и скрытими смыслами, знаками-символами. Ее мелодическая основа с ниспадающими, словно никнущими фразами, которые завершаются скорбными интонациями, строгий и возвышенный тембр органа, траурный, минорный лад и, наконец, мерное неторопливая поступь шага вызывают у слушателей представление о движении по тернистому жизненному пути, который ассоциируется с глубокой тоской и одиночеством.
Это душе пронизывающее произведение, ведущее слушателя в таинственный мир, полный величия трагизма и покаяния. По моему мнению, оно никогда не останется незамеченным и не оставит равнодушным ни одного слушателя.
4.2 Мультипликационный фильм «Адажио»
Как не оставила эта музыка равнодушным известного мультипликатора Гари Бардина. Он создал мультипликационный фильм «Адажио» в котором символически рассказывает о противостоянии героя и толпы. На фоне Адажио разворачивается неторопливое действие, в котором режиссер с помощью бумажной пластики, призывает зрителей осмыслить вечные темы – добро и зло, свет и тень, черное и белое, кумиры и поклонники, чужой среди своих. На мой взгляд, эта тема, сейчас, очень актуальна.
4.3 Современные версии «Адажио»
Впервые это произведение было исполнено в 1958 году, с тех пор его мелодия звучала неисчислимое количество раз, как музыкальная подложка разного рода телевизионных программах и рекламных роликах, как саундтрек в художественных и документальных фильмах. На музыку «Адажио» сочиняют стихи, и тогда оно звучит уже как песня. Наиболее известны варианты в исполнении Сары Брайтман и Лары Фабиан. В русскоязычном варианте широкую популярность приобрела песня «Мгновение» в исполнении Николая Баскова.
На конкурсе «Призрак оперы», с просмотра которого началась моя работа, эту песню исполняла Полина Гагарина (видео)
Ремо Джацотто сочиняет пьесу, совершенную от начала до конца, какой-то идеально вписанный в пейзаж остров отчаяния и тоски, и потому безнадежности. Он отдает ее в мир и говорит: «Моей тут заслуги мало – я только закончил уже начатое». И больше, в самом деле, не выпускает в свет уже ничего. Только книги, только лекции.
А музыка… она Божественна. Чувствуется в ней что-то не от мира сего. И даже не важно, чьё имя стоит на титульной странице её партитуры, ибо при прослушивании создаётся весьма отчётливое впечатление, что столь совершенное произведение, не может принадлежать перу простого смертного.
На мой взгляд, неважно кто автор этого великого произведения. Неважно, что говорят историки, музыковеды они могут спорить вечно. А важно лишь то, что оно есть, и мы можем наслаждаться этой музыкой. Я думаю, что тайна создания «Адажио Альбинони» не будет раскрыта никогда, а это, наверное, и неважно.
Прекрасное далёко
Учимся рисовать горный пейзаж акварелью
Н. Гумилёв. Жираф
Два Мороза
Рисуем пшеничное поле гуашью