Развитие певческих способностей детей
государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение Ростовской области «Волгодонский педагогический колледж»
(ГБПОУ РО «ВПК»)
Выполнил(а):
студентка группы ПДО 4.1
Моисеева Анна Викторовна
Руководитель:
С.В. Гох
Волгодонск 2018
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ
ПЕВЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5
1.1 Художественно – педагогическая роль пения в музыкальном
воспитании детей старшего дошкольного возраста 5
1.2 Психолого – педагогический аспект развития
певческих способностей детей старшего дошкольного возраста 14
1.3 Методика работы по развитию певческих способностей
детей в дошкольном образовательном учреждении 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30
ВВЕДЕНИЕ
Современный этап общественного и экономического развития предъявляет высокое требование к личности ребенка. Художественно – эстетическое воспитание является обязательным компонентом развития базовой и творческих способностей ребенка, важнейшим средством формирования его культуры.
Актуальность выбора темы исследования объясняется с позиции поиска педагогических целесообразных условий, отвечающих требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, внедрено в систему образования с 2014 года, Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 2013 года, концепции развития дополнительного образования от 2013 года.
В традиционной методике музыкального воспитания детей дошкольного возраста не достаточно уделяется внимания организации пения, не разработаны приемы, направленные на развитие индивидуальных вокальных данных ребенка, нет целостности системы развития певческих способностей детей. Учитывая это, была выбрана тема данной работы, беря за основу старшую дошкольную группу детского сада. К этому возрасту дети уже обладают определенными вокальными навыками, их певческий диапазон достаточно расширен, дыхание укреплено, они вполне владеют осмысленным и осознанным пением.
Проблемой исследования является одна из наиболее сложных и наименее разработанных в музыкальной педагогической теории проблема постановки певческого голоса ребенка-дошкольника. В то же время это одна из самых важных проблем практики музыкального воспитания дошкольников.
Ее важность определяется сензитивностью этого возраста в отношении становления певческих навыков, связью со здоровьем ребенка, значением вокализации для развития музыкального слуха, влиянием певческой деятельности на формирование у ребенка системы музыкальности в целом.
Цель исследования: выявление наиболее эффективных приёмов и методов развития певческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкального воспитания.
Объект исследования – музыкальная деятельность в дошкольном возрасте, ориентированная на развитие певческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – методы и приёмы развития певческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности в дошкольном образовательном учреждении.
Задачи:
- определить художественно-педагогическую роль пения в процессе музыкального воспитания детей;
- проанализировать психолого-педагогическую литературу по развитию певческих способностей детей старшего дошкольного возраста;
- изучить методику работы по развитию певческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Метод теоретического исследования: анализ психолого-педагогической, музыкально-теоретической, учебной, программно-методической литературы по теме работы.
Методологической основой исследования являются исследовательские работы по возможности развития певческих способностей у детей старшего дошкольного возраста композиторов Б. Астафьева, Д. Кабалевского, подходы к проблеме развития способностей, разработанные отечественным психологом Б. Тепловым, концепции развития способностей детей в процессе художественного воспитания музыкантов-педагогов Л. Баренбойма, Н. Ветлугиной, К. Головской, А Ходьковой.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПЕВЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Художественно – педагогическая роль пения в музыкальном воспитании детей старшего дошкольного возраста
В процессе исследования педагоги-музыканты пришли к мнению о том, что задатки к музыкальной деятельности имеются у каждого. Именно они составляют основу музыкальных способностей. Считается доказанным, что если для музыкального развития ребенка с самого рождения созданы необходимые условия, то это дает более значительный эффект в формировании его музыкальности - природа щедро наградила человека. Она дала ему все для того, чтобы видеть, ощущать, чувствовать окружающий мир.
Исполнение песни, воздействуя на слушателя влиянием музыки и слова, позволяет не только выразить свои чувства, но и вызвать у других эмоциональный отклик, сочувствие, понимание. В этом его особая доступность для восприятия детьми. Выразительные интонации человеческого голоса, сопровождаемые соответствующей мимикой, привлекают внимание самых маленьких. Уже в раннем возрасте дети реагируют на песню, ещё не понимая до конца её содержания. По мере развития мышления, речи, накопления новых представлений усложняются и переживания ребёнка, возрастает интерес, как к самой песне, так и к её воспроизведению.
Особое чувство радости вызывает общение во время коллективного пения. Это прекрасно отметил ещё К. Д. Ушинский: «В песне, а особенно хоровой, есть вообще не только нечто оживляющее и освежающее человека, но что-то организующее труд, располагающее дружных певцов к дружному делу. Вот почему и в школу следует ввести песню: она несколько отдельных чувств сливает в одно сильное чувство и несколько сердец в одно сильно чувствующее сердце. В песне есть, кроме того, нечто воспитывающее душу и в особенности чувство…» [15, 308]
Ветлугина Н.А. считает, что «пение относится к числу тех видов музыкальной деятельности, в процессе которой успешно развивается эстетическое отношение к жизни, к музыке, обогащаются переживания ребенка, активно формируются музыкально–сенсорные и, особенно, музыкально–слуховые представления звуковысотных отношений»[2, 130].
Пение тесно связано с общим развитием ребенка и формированием его личностных качеств. В процессе пения активизируются умственные способности детей. Восприятие музыки требует внимания, наблюдательности. Ребенок, слушая музыку, сравнивает звуки ее мелодии, аккомпанемента, постигает их выразительное значение, разбирается в структуре песни, сравнивает музыку с текстом.
Очевидно воздействие пения на физическое развитие детей. Пение влияет на общее состояние организма ребенка, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания.
Правильно поставленное пение организует деятельность голосового аппарата, укрепляет голосовые связки, развивает приятный тембр голоса. Правильная поза влияет на равномерное и более глубокое дыхание. Пение, развивая координацию голоса и слуха, улучшает детскую речь. Метлов Н.А. в своей книге ''Музыка детям'' пишет об основных качествах детского голоса, о том, что «голосовой аппарат очень хрупкий, нежный, непрерывно растет в соответствии с развитием всего организма ребенка… Голосовые связки тонкие, короткие, поэтому звук детского голоса высокий и очень слабый. Он усиливается резонаторами. Различают верхний головной резонатор (полости глотки, рта и придаточные полости носа) и нижний грудной (полости трахеи и бронхов)… У детей грудной резонатор слабо развит, поэтому в основном преобладает головной. Поэтому голос несильный, но звонкий. Резонаторы придают звуку разную окраску. При форсировании звука во время пения у детей развивается неприятное, несвойственное им низкое звучание»[12, 93]
Песня - яркая, образная форма углублённого представления об окружающей действительности. Исполнение песни вызывает у ребёнка положительное отношение ко всему прекрасному, доброму и порой убеждает его сильнее, чем полученная другим путём информация.
Процесс обучения пению требует от ребёнка большой активности и умственного напряжения. Он учится сравнивать своё пение с пением других, прислушиваться к исполняемой мелодии на фортепиано, сопоставлять различный характер музыкальных фраз, предложений, оценивать качество исполнения.
Пение - сложный процесс звукообразования, в котором очень важна координация слуха и голоса, т.е. взаимодействие певческой интонации (нефальшивое звучание) и слухового, мышечного ощущения. Отмечая, что человек не просто переживает, вспоминая музыкальное звучание, но всегда поет эти звуки «про себя», с мышечным напряжением, русский физиолог И.М. Сеченов подчеркивает также инстинктивную звукоподражательность, свойственную ребенку: «Выясненный в сознании звук или ряд звуков служит для ребенка меркой, к которой он подлаживает свои собственные звуки и как будто не успокаивается до тех пор, пока мерка и ее подобие не станут тождественны»[14, 76].
Дети подражают речевой и певческой интонации взрослых людей, пытаются воспроизвести звуки, издаваемые домашними животными, птицами. При этом слух контролирует правильность звукоподражания. Координация слуха и голоса - важнейшее условие развития певческих способностей детей. В старшем дошкольном возрасте дети знакомятся с некоторыми первоначальными звуковысотными и ритмическими понятиями, которые складываются в ходе постоянных упражнений, развивающих мелодический слух, определяют движение мелодии вверх-вниз, сравнивают звуки различной высоты, длительности, поют интервалы, попевки. Слух ребёнка всё время контролирует правильность звучания.
В работе с детьми в обучении пению важно использовать упражнения на развитие музыкального слуха и голоса. Систематическое использование песен - упражнений помогает сформировать устойчивые певческие навыки, которые будут закрепляться, совершенствоваться при разучивании песенного материала.
Пение как вид деятельности в детском саду ставит следующие задачи:
-формировать у детей певческие умения и навыки (правильное звукообразование и интонирование, дикция, правильная организация дыхания), способствующие выразительному исполнению песен, как с помощью взрослого, так и самостоятельно, с аккомпанементом и без него;
-развивать музыкально-сенсорные способности, умение слышать и контролировать себя в сольном и хоровом пении.
Пение благотворно влияет на детский организм, помогает развитию речи, углублению дыхания, укреплению голосового аппарата.
В процессе обучения пению особенно активно развиваются основные музыкальные способности ребёнка: эмоциональная отзывчивость, музыкальный слух, чувство ритма.
Художественно-педагогическое значение пения состоит в том, чтобы помочь детям правильно понять содержание музыкальных образов, овладеть необходимыми навыками, проявить свои чувства в непринуждённом, естественном пении. Например, исполняя колыбельную, подчеркнуть заботливость, ласку, нежность, показать, что песня успокаивает, помогает уснуть, поэтому исполнять её надо тихо, напевно, в медленном темпе, равномерном ритме, постепенно затихая. В марше нужны жизнерадостность, устремлённость, бодрость. Его следует петь звонко, отчётливо произнося слова, подчёркивая ритм в умеренно быстром темпе. Ребёнку понятен смысл этих требований, их назначение.
От правильной постановки обучения пению на занятиях во многом зависит вся последующая певческая деятельность ребёнка - в быту, на праздниках, развлечениях, возникшая по его инициативе или по предложению взрослых в детском саду и семье.
Чтобы успешно решить поставленные перед педагогом задачи, необходимо обучить детей навыкам и умениям, которые включают в себя певческую установку, вокальные и хоровые навыки.
Певческая установка - это правильная поза. Во время пения дети должны сидеть прямо, не поднимая плеч, не горбясь, слегка опёршись на спинку стула, который должен соответствовать росту ребёнка. Руки положить на колени.
Вокальные навыки - это взаимодействие звукообразования, дыхания и дикции. Вдох должен быть быстрым, глубоким и бесшумным, а выдох медленным. Слова произносятся чётко, ясно. При этом важно следить за правильным положением языка, губ, свободными движениями нижней челюсти.
Хоровые навыки - это взаимодействие ансамбля и строя. Ансамбль в переводе с французского означает «слитность», то есть, правильное соотношение силы и высоты хорового звучания, выработка унисона и тембра. Строй - это точное, чистое певческое интонирование.
Вокально -хоровые навыки усваиваются в процессе разучивания песен. Навыки усложняются и видоизменяются по мере разучивания всё более сложных произведений.
Следует отметить ещё одну важную особенность хорового пения - его массовость и доступность. Этому виду музыкального искусства обучают в яслях, детском саду, в школе, в многочисленных кружках, студиях, хорах и ансамблях. Композитор Д. Б. Кабалевский образно назвал песню, марш и танец «тремя китами», на которых строится музыкальная культура[11].
Исполнение песни, воздействуя на слушателя слиянием музыки и слова, позволяет не только выразить свои чувства, но и вызвать у других эмоциональный отклик, сочувствие, понимание. В этом его особая доступность для восприятия детьми. Выразительные интонации человеческого голоса, сопровождаемые соответствующей мимикой, привлекают внимание самых маленьких. Уже в раннем возрасте дети реагируют на песню, еще не понимая до конца ее содержания. По мере развития мышления, речи, накопления новых представлений, усложняются и переживания ребенка и возрастает интерес, как к самой песне, так и к ее воспроизведению.
Все это в полной мере относится и к дошкольникам, которым также свойственна потребность выражать свои настроения в пении. Часто можно наблюдать, как мальчик, шагая по комнате, напевает маршевую мелодию, девочка, играя с куклой, убаюкивает ее колыбельной песней. Голос ребенка - естественный инструмент, которым он обладает с ранних лет. Вот почему пение все время присутствует в жизни ребенка, заполняет его досуг, помогает организовывать творческие, сюжетные игры.
Желание вновь пережить определенное состояние может служить для него мотивом деятельности, стимулом проявления активности. Под влиянием эмоций качественно по-иному проявляются и внимание, и мышление, и речь.
Известно, что по собственной инициативе даже маленькие дети могут варьировать какие-либо мелодические обороты из нескольких звуков и, выбрав один, понравившийся, долго его напевают. Эти маленькие импровизации представляют эстетическую ценность и, главное, помогают ребёнку удовлетворить потребность в музыке, выразить свои переживания. Если руководить творческим процессом, то дети получают более активное музыкальное развитие: произвольно пользуются певческими интонациями, быстрее усваивают мелодии песен, у них формируется слуховой контроль на своём исполнении и т.д.
Программа по пению в дошкольном образовательном учреждении предусматривает развитие творческих импровизаций, попевок. Детям предлагается ряд постепенно усложняющихся заданий. В начале это самостоятельно придуманные певческие интонации, затем более развёрнутые музыкальные вопросы и ответы и, наконец, импровизация на заданный текст. Творческие задания при обучении пению занимают на занятиях мало времени, но требуют систематических упражнений.
В годы дошкольного детства голосовой аппарат ещё не сформирован (связки тонкие, нёбо малоподвижное, дыхание слабое, поверхностное) и укрепляется вместе с общим развитием организма и созреванием так называемой вокальной мышцы.
Охрана детского голоса предусматривает правильно поставленное обучение пению. Этому во многом содействует продуманный подбор музыкального материала - репертуар, соответствующий певческим возрастным возможностям детей. Поэтому музыкальный руководитель и воспитатель должны не только знать репертуар детских песен, владеть методикой пения, но и беречь голос детей, следить за тем, чтобы дети пели естественным голосом, не форсируя звука, не говорили слишком громко. Сам педагог также не должен громко говорить. Заботясь о создании спокойной обстановки, об уменьшении шума в группе, воспитатель тем самым оберегает детский голос. Наряду с этим важно создать благоприятную "звуковую атмосферу", способствующую охране голоса и слуха ребенка. Необходимо постоянно следить, чтобы дети пели и разговаривали без напряжения, не подражая излишне громкому пению взрослых, разъяснять родителям вредность крикливого пения и разговора у детей, не разрешать им петь на улице в холодную и сырую погоду. Для закрепления певческих навыков нужно, чтобы песня звучала не только в стенах детского сада, но и в семье.
В процессе обучения пению:
- реализуются задачи ознакомления с разнообразными песнями, обогащающими духовный мир ребёнка, побуждающими к добрым чувствам, к эстетическим переживаниям, к становлению интересов и первых проявлений музыкального вкуса;
- усваиваются вокально-хоровые навыки, которые последовательно усложняются от группы к группе и связаны с усложнением песен;
- постепенно совершенствуется мелодический слух, что создаёт основу для дальнейшего обучения пению по нотам;
- обучение приобретает осознанный, активный характер;
- детей знакомят с элементами музыкальной грамоты, сообщают некоторые сведения о музыкальных терминах, о характере исполнения (напевно, подвижно, отрывисто, не спеша, быстро), о форме произведения (запев, припев, вступление, фраза);
- развиваются творческие наклонности, обогащающие личность в целом;
- применяются знакомые песни, разученные на музыкальных занятиях, праздниках, развлечениях, самостоятельной деятельности, ритмических движениях, игре на детских музыкальных инструментах, а также на занятиях художественным чтением, физкультурными движениями, рисованием, на прогулке, в играх.
В процессе обучения пению следует развивать предпосылки к некоторым творческим проявлениям. «Придумай и спой куколке колыбельную (плясовую)»,- говорит педагог, держа в руках игрушку. Ребёнок импровизирует незатейливую мелодию.
Разучивание песен требует последовательности в обучении на занятиях: предварительный музыкальный анализ произведения, определение программных навыков, уточнение методов и приёмов.
В конце года необходимо проверить усвоение певческих навыков, развитие голоса и слуха, качество исполнения песен, чтобы выяснить:
- может ли каждый ребёнок петь знакомые песни с фортепианным сопровождением. При этом используются такие приёмы: каждому ребёнку предлагается по своему желанию спеть один куплет знакомой песни, вспомнить, какие ещё песни выучены;
- каково качество коллективного звучания: умеют ли дети петь достаточно чисто (не фальшиво), слаженно по темпу в сопровождении инструмента, но без пения взрослого. Дети начинают петь после музыкального вступления, педагог внимательно слушает и по окончании отмечает недостатки. Песня исполняется второй раз - педагог наблюдает, как ребята стараются исправить ошибки;
- могут ли дети определить звуки различной высоты: октаву, септиму, сексту. Приёмы: детям предлагают узнать, кто поёт сначала: «мама-птица» (низкие звуки на одной ноте) или «птенчики» (высокие звуки на одной ноте).
Таким образом, пение является основным и одним из любимых детьми видов музыкальной деятельности, а также основным средством музыкального воспитания. Оно наиболее близко и доступно детям. Исполняя песни, они глубже воспринимают музыку, активно выражают свои переживания и чувства. Благодаря словесному тексту, песня более доступна детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр. Пение в коллективе объединяет детей, создает условия для их музыкального эмоционального общения. Выразительное исполнение песен помогает наиболее ярко и углубленно переживать их содержание, вызывает эстетическое отношение к окружающей действительности. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Кроме того, дети получают различные сведения о музыке. В пении реализуются музыкальные потребности ребенка, т.к. знакомые и любимые песни он может исполнять по своему желанию в любое время.
1.2 Психолого-педагогический аспект развития певческих способностей детей старшего дошкольного возраста
У детей этого возраста достаточно развита речь, они свободно высказывают свои суждения по содержанию песни, оценивают свое пение и пение товарищей. У детей данного возраста появляется способность активного мышления. Они более самостоятельны и инициативны во время обучения. Интенсивно развивается их музыкальное восприятие, оно становится целенаправленным. Дети могут самостоятельно определять характер музыки, изменение динамики, смену темпов в пении, направление движения мелодии, поступенное и скачкообразное понижение и повышение звуков; свободно различают звуки по высоте и длительности; у них укрепляется, становится более устойчивой вокально - слуховая координация. Общий и музыкальный кругозор, наличие достаточного багажа представлений о жизненных явлениях (природных, общественных), определенный запас впечатлений от произведений литературы, изобразительного искусства, от праздников и развлечений способствует развитию детской фантазии, творческого воображения. Все это положительно сказывается на творческих проявлениях не только в игровой и танцевальной деятельности, но и в певческой.
В работе по пению с детьми этого возраста следует учитывать не только психические, но и физические особенности развития ребенка. Голосовые мышцы у детей еще не совсем сформированы, певческое звукообразование происходит за счет натяжения краев связок, поэтому форсированное пение следует исключить. Крикливость искажает тембр голоса, отрицательно влияет и на выразительность исполнения. Надо учить детей петь не напрягаясь, естественным светлым звуком, и только в этом случае у них разовьются правильные вокальные данные, в голосе появится напевность, он станет крепким и звонким.
Огромную роль в звукообразовании играет певческое дыхание. У детей этого возраста увеличивается объем легких, дыхание становится более глубоким – это позволяет педагогу использовать в работе песни с более длинными музыкальными фразами. В свою очередь, систематический показ правильного исполнения, указание не разрывать слова, удерживать дыхание до конца музыкальной фразы, процесс самого пения способствуют выработке широкого дыхания. У детей расширяется диапазон. Большинство могут правильно интонировать мелодию в пределах ре – си, а целенаправленная, систематическая работа позволяет расширить диапазон всех детей (до – ре2).
В программе обучения в детском саду для подготовительной группы в области пения определяются следующие задачи:
-учить детей петь выразительно (ускоряя, замедляя и ослабляя звучание в пределах до1 – ре2, правильно передавая мелодию;
-брать дыхание перед началом песни и между музыкальными фразами, удерживать его до конца фразы;
-учить детей самостоятельно начинать и заканчивать песню;
-петь индивидуально и коллективно;
-продолжать развивать мелодический, тембровый, звуковысотный, динамический слух, творческую активность;
-развивать стремление самостоятельно исполнять песни.
Для детей этого возраста программа предлагает разнообразный репертуар, как по содержанию, так и по форме. Музыкальный язык песен отличается большой выразительностью. Характер песен, их жанровая основа разнообразны: песня-марш, песня-вальс, песня-полька; торжественные, веселые, игровые, шуточные, бодрые, лирические песни и т. д. Возросшие возможности детей позволяют музыкальному руководителю успешно выполнить программные задачи.
Особенности певческих навыков детей этого возраста, приемы обучения пению подробно раскрыты в книге Ветлугиной Н. А. [3]
В работе с детьми этого возраста большое внимание уделяется распеванию, то есть разучиванию упражнений, способствующих развитию звуковысотного слуха, формированию чистоты интонации и расширению диапазона голоса. Ведь тембр голоса у детей очень неровен, особенно это проявляется в пении различных гласных: одни поют крикливо, открытым звуком, другие, наоборот, зажимают челюсть, что мешает пению. Систематическое использование маленьких песенок помогает выровнять звучание голоса, добиться естественного легкого пения. Очень важно, чтобы каждое такое упражнение имело интересное содержание или игровой момент, могла заинтересовать, ведь именно интерес помогает детям осознать выразительные особенности песни.
В работе используются как хорошо знакомые детям упражнения, так и незнакомые, в зависимости от той или иной песни. Например, в работе над дыханием, напевностью, протяжностью звука помогут русские народные песни «Поет, поет соловушка», «У кота Воркота» и «Вальс» Е. Тиличеевой; в распевке двух звуков на один слог – русская народная закличка «Дождик, лей на ворота», русская народная песня «Как под наши ворота». А перед разучивание песен в быстром темпе хорошо использовать песенки «Лошадки» Ф. Лещинской, «Ехали» А. Филиппенко и другие, где требуется отчетливое произношение слов при легком подвижном звучании.
Таким образом, при исполнении подобных упражнений создается эмоциональная творческая атмосфера, способствующая тому, что голоса детей постепенно приобретают естественное звучание, в них появляется певучесть, звонкость, высокое светлое звучание.
Достижению чистоты интонирования, развитию музыкального слуха помогает пение по музыкальным фразам (цепочкой). Кроме того, этот прием дает возможность в короткое время проверить уровень музыкального и певческого развития большого количества детей, выявить, кто поет правильно и кто неправильно. Этот прием хорош еще и тем, что активизирует всех детей, заставляя их, не отвлекаясь, следить за пением своего товарища, чтобы суметь, вовремя и точно интонируя, продолжить песню. Пение цепочкой закрепляет навык правильного дыхания у детей.
Одна из сложных задач пения – «петь индивидуально и коллективно с сопровождением и без него». Первоначальные навыки пения а капелла на маленьких несложных песенках должны быть сформированы у детей еще в старшей группе. В работе с детьми старшего дошкольного возраста педагог использует более сложные песни без музыкального сопровождения. Удобны для этой цели народные песни, а также авторские песни. Исполнение их а капелла способствует формированию у детей более устойчивого ладотонального слуха. Характерным в этой работе является следующий прием: педагог играет музыкальное выступление, дети начинают петь (без музыкального сопровождение), если ошибаются, нечисто интонируют, педагог поддерживает их голосом, а с концом песни играет заключение или последнюю фразу, проверяя точность попадания в тональность. Такая работа приучает детей слушать себя, своих товарищей, оценивать качество исполнения. Кроме того, у них развивается устойчивый навык правильного, точного интонирования в самостоятельной музыкальной деятельности.
Педагогу надо стремиться раскрыть художественный образ песни, добиться того, чтобы он дошел до каждого ребенка, увлек его. Эмоционально исполненная песня - это залог того, что дети полюбят ее, будут петь охотно и выразительно. Ведь только чистота интонирования и правдивое, художественно-выразительное исполнение произведение способствуют эмоциональному восприятию песни, формированию у детей музыкально-эстетических эмоций.
Перед разучиванием песни необходимо провести краткую беседу. Это поможет ребенку осознать содержание, вызвать определенное эмоциональное отношение к песне, соответствующее настроение. Можно подобрать пословицы, потешки, поговорки, которые более глубоко раскроют содержание и смысл песни. Использование пословиц положительно влияет на качество пения детей. Они поют более выразительно, с удовольствие.
Возникшие в сознании ребенка художественные образы вызовут естественное, ненапряженное пение. Песня зазвучит интонационно чище, так как будет создано особое настроение, помогающее детям прислушаться к мелодии. В дальнейшем же эти пословицы, потешки, поговорки дети используют в самостоятельной художественной деятельности, получая удовлетворение и радость от своего исполнения.
Большое место на музыкальных занятиях занимают музыкально-дидактические игры и упражнения. Они заставляют детей думать, решать, ставят их в поисковую ситуацию, развивают музыкальные способности, помогают более успешно усваивать певческие навыки и умения, делая их устойчивыми. Музыкально-дидактические игры чаще всего используются перед разучиванием новой песни.
Для развития звуковысотного слуха у детей данного возраста применяются музыкально-дидактические игры из «Музыкального букваря» Н.А.Ветлугиной[3].
Для развития песенного творчества большое значение имеют специально подобранные задания. Задача педагога - научить каждого ребенка самостоятельно находить нужную певческую интонацию, развивать ладовый слух. С этой целью используется вопросно-ответная форма готового образца или другой вид упражнений, когда детям предлагается закончить песню.
Наиболее сложный вид заданий, когда дети не только варьируют отдельные мелодические обороты, музыкальные фразы, а сочиняют маленькие песенки, используя свой музыкальный опыт, музыкальный багаж представлений о жанре, о песенной форме и так далее. Такие задания имеют важнейшее значение для всестороннего развития личности ребенка, придают более действенный характер его практической деятельности, развивают ценные качества дошкольника: активность, самостоятельность, самоорганизацию, способность к естественному самовыражению.
Для успешного решения программных задач по обучению детей пению необходимо тщательно продумывать содержание, методы и приемы каждого занятия, планировать не только разучивание новой песни, закрепление и повторение ранее пройденной, но и определять певческие упражнения на развитие музыкального слуха и голоса.
От занятия к занятию в плане уточняются, конкретизируются задания к работе над песней, меняются упражнения по принципу их усложнения и так далее.
В работе по обучению детей пению большое значение имеет повторение пройденного материала в старшей группе. Это способствует выработке навыков чистого пения, развивает музыкальную память, помогает закреплению певческих навыков. Повтор имеет большое значение не только для прочного удержания в памяти слуховых и мышечных ощущений, но и для упражнения соответствующих вокальных мышц; способствует выразительности исполнения. Кроме того, знакомые песни хорошо использовать для работы над пением без сопровождения, что помогает развить точную вокальную интонацию. У детей накапливается целый ряд любимых песен, которые они с успехом используют в своей самостоятельной деятельности.
Таким образом, продуманная, систематическая, последовательная работа по обучению детей пению расширяет музыкальные представления каждого ребенка, способствует развитию музыкальных способностей, положительно влияет на общее развитие ребенка.
1.3 Методика работы по развитию певческих способностей детей в дошкольном образовательном учреждении
Методическая работа по развитию певческих навыков детей подбирается с учетом музыкальных, в частности, певческих способностей детей.
Она предусматривает подбор песенного репертуара в соответствии с возрастными особенностями детей, задачами по развитию их певческих навыков, способами и приемами музыкального развития детей в сольном и ансамблевом пении. Основой методики работы с детьми данного возраста является музыкально – игровая деятельность.
Идейная направленность, высокие художественные достоинства и доступность для восприятия и исполнения – основные требования к детскому репертуару. Песня должна служить важным средством музыкального воспитания и обучения в детском саду. При выборе песни необходимо учитывать, как она помогает решению воспитательных задач, расширению представлений, углублению чувств, что она вносит нового в развитие певческих навыков и какова степень трудности её исполнения, отвечает ли она интересам и потребностям детей.
Большое значение имеют особенности музыкального языка детской песни. Она должна быть написана в удобной тесситуре (тесситура - высотное положение звуков в музыкальном произведении по отношению к диапазону певческого голоса) с учётом голосовых возможностей дошкольников. Например, певческий диапазон детей старшего дошкольного возраста расположен в пределах ре первой октавы – до второй октавы. Сложность исполнения мелодии зависит также от диапазона, от построения интервальных ходов.
Помимо мелодии, качество исполнения песни зависит от размера музыкальных фраз, ритмического рисунка, темпа и динамики оттенков.
Обычно в песнях для детей преобладают небольшие музыкальные фразы: несложный ритм, чаще всего состоящий из восьмых и четвёртых долей; темп не быстрый, но и не медленный; сила звучания (динамика) также умеренная (меццо-форте), значительно реже громкая (форте).
Определяются также навыки, которым надо обучать ребят, продумываются необходимые упражнения по звукообразованию, дыханию, дикции, выразительной, правильной интонации, слитному пению. Особенности каждой песни придают этим упражнениям своеобразный характер.
В методике обучения пению важна также предварительная подготовка педагога. Он анализирует песню, определяет её художественные качества, обдумывает приёмы разучивания и последовательность учебных заданий.
Педагог должен заинтересовать содержанием песни - как её литературным текстом, так и музыкальным оформлением, вызывать желание спеть её.
Процесс разучивания в свою очередь имеет два этапа: первоначальное ознакомление детей с песней и последующее разучивание, когда проводится основная работа по обучению певческим навыкам.
Разучиванию песни способствуют следующие приёмы - выразительное исполнение песни, показ отдельных певческих моментов (как петь протяжно, отрывисто, как точно воспроизвести нужную интонацию и т. д.), словесные указания - образный рассказ содержания произведения. Немаловажное влияние имеют мимика, ясная артикуляция и дирижёрский жест педагога.
Рассмотрим использование основных приёмов в ходе разучивания песен.
Первое знакомство с песней должно строиться на ярком, образном, выразительном исполнении, чтобы взволновать детей и увлечь их. Интересно отметить, что трудные мелодические интонации усваиваются быстрее, если они выразительны и понравились детям. Первоначальное исполнение всегда требует сосредоточенного внимания слушателей. Рассмотрим несколько удачных педагогических приёмов. Например, педагог, стоя перед детьми, говорит: «Посмотрю я на вас и сразу узнаю, все ли внимательно меня слушают». Часто используется приём косвенного замечания. «Все сядем прямо, будем слушать новую песню, и Оля тоже послушает»,- говорит педагог, глядя на разговаривающую с подружкой девочку, и тем самым привлекает её внимание.
Нередко педагогу помогает обращённое к песне слово - краткое, яркое, образное. Это может быть небольшая цитата из текста или отрывок из какого-либо стихотворения, подчёркивающие основное содержание песни.
Разучивание песни, овладение певческими навыками - следующий наиболее продолжительный период.
Целесообразность применения тех или иных приёмов диктуется особенностями каждой песни. В этом процессе певческим навыкам (правильному звукообразованию, равномерному расходованию дыхания, чёткой дикции, чистоте интонации, слитности пения) соответствуют свои приёмы.
Для овладения навыком лёгкого, подвижного пения может использоваться показ, игровой приём («споём на дудочке: ду-ду-ду», «покажем, как звенит колокольчик: «динь-динь-динь» и т.д.). Таким образом, у детей (особенно старших) развивается умение произвольно менять характер звучания.
В работе над звукообразованием важно укреплять и развивать певческий диапазон детей. Однако делать это следует очень осторожно.
Сначала проверяется объём голоса каждого ребёнка. Выясняется, кому из детей трудно петь, а затем продумываются разнообразные приёмы, например правильное рассаживание детей (имеющих ограниченный диапазон и неправильно поющих сажают в первом ряду). Педагог имеет возможность наблюдать за ними и своевременно прийти на помощь. Кроме того, сидящие впереди слышат, как поют другие дети.
Развитию диапазона во многом способствуют небольшие упражнения - попевки, которые каждый раз следует петь в более высокой тональности, т.е. транспортируя их.
В работе над певческим дыханием применяется главным образом указание: не «разрывать» слово. Систематический показ правильного исполнения, напоминание помогают детям справиться с заданием.
Обучая детей дикции, педагог прежде всего привлекает внимание к выразительным речевым интонациям в соответствии с музыкальными.
Различными приёмами добивается педагог слаженности детского пения- ансамбля. Следует, однако, предостеречь от использования прямых указаний: «пойте громче, тише… быстрее и т.д.». Важно раскрывать смысловое значение этих оттенков, нюансов, подчёркивающих содержание песни.
Строй (правильность и чистота мелодической интонации) - одно из самых важных коллективных певческих умений. Все приёмы должны подчёркивать взаимосвязь нефальшивого пения и активной деятельности слуха, развивать у детей слуховое внимание, слуховой самоконтроль.
Голос и слух ребёнка формируются не только во время разучивания песен, но и путём специальных приёмов-упражнений, развивающих звуковысотный слух, певческий голос, координацию голоса и слуха.
К первому типу упражнений можно отнести следующие задания:
-определить, когда закончилось звучание последнего звука мелодии (держать его на педали);
-услышать различные окончания двух почти одинаковых музыкальных фраз;
-различать высокие и низкие звуки;
-различать направление движения мелодии вверх-вниз;
-отмечать правильно и неправильно поющих.
Ко второму типу упражнений относятся различные распевания с определёнными заданиями:
-петь малую терцию вниз («ку-ку») в разных тональностях (после показа педагога);
-петь звукоряд из пяти нот в нисходящем движении, транспортируя его;
-петь народные попевки и отрывки из них.
К третьему типу упражнений относятся такие задания:
-уметь «настраиваться»по заданному звуку;
-произвольно по заданию педагога и с его помощью повышать или понижать звучание мелодии в нужной тональности;
-«подравнивать» высоту и характер звучания к голосам других детей, исполняющих мелодию по указанию воспитателя;
-точно начинать песню после музыкального вступления и каждую музыкальную фразу отдельно.
Задания в форме игры заинтересовывают и легче осознаются детьми. Игровые приёмы многообразны. Широко используются игрушки, особенно при разучивании песен, где этому помогает литературный текст. Детям весело и интересно исполнить песенку о сидящем перед ними зайчике, мишке, петушке. Они с удовольствием машут флажками или звенят погремушками, отмечая тем самым музыкальное вступление или заключение песни.
Во всех возрастных группах необходим индивидуальный подход к детям. Следует проверять певческие возможности каждого ребёнка несколько раз в году. С этой целью на занятиях используют различные приёмы: каждому ребёнку предлагают спеть куплет песни; один поёт запев, другой - припев, все поют поочерёдно по одной музыкальной фразе.
Методы и приёмы обучения пению на занятиях должны способствовать развитию у ребёнка самостоятельных действий: исправить неточную интонацию в пении, своевременно начать петь после музыкального вступления, уметь исполнять песню без сопровождения.
Возросшие возможности детей позволяют познакомить их с более широким кругом представлений о жизненных явлениях средствами песен. Этим повышается познавательная роль пения.
Общее развитие ребёнка на шестом году жизни, укрепление его физических сил оказывают влияние на совершенствование голосового аппарата.
Методические приёмы всегда направлены на развитие певческого голоса, мелодического слуха, обучение навыкам. Перед началом пения детям предлагаются упражнения для распевания, построенные на отдельных звуках: «ку-ку» (малая терция), «лё-лё» (прима), или русские народные попевки «Бай, качи-качи», «Чики-чики-чикалочки» и др. Систематическое их повторение формирует навык чистого интонирования.
Для развития первых музыкально-слуховых представлений о высотных и ритмических соотношениях используется метод сравнения: исполняются одинаковые музыкальные фразы, имеющие разные окончания, и детям предлагается определить более высокие и низкие звуки.
Проанализировав песню, педагог на каждом занятии ставит перед собой новую задачу, например, упражняет ребят в трудном мелодическом ходе песни, в исполнении динамических или темповых оттенков, добивается напевного или подвижного звучания.
Репертуар для каждой возрастной группы подбирается в определённой последовательности. Однако последовательность эта весьма относительна. В той или иной песне могут встретиться отдельные «трудные» места, например необычный интервальный ход, пунктирный ритм и т. д. Необходимы дополнительные упражнения по усвоению этих сложных для детей заданий.
Перед тем как разучивать с детьми песню, музыкальный руководитель должен внимательно проанализировать её примерно по следующей схеме:
1.Воспитательная ценность: основная идея и характер музыкального воплощения.
2.Литературный текст: общая оценка художественных качеств, особенности текста- наличие обращений, диалогов, наиболее значительные в выразительном отношении слова.
3.Мелодия: характер мелодии, интонационная выразительность, интервалы, лад, размер, ритм, тесситура и диапазон.
4.Фортепианное сопровождение: художественные достоинства, выразительность, доступность для детского восприятия.
5.Структура (форма) песни: одночастная, двучастная (запев, припев), куплетная.
Предварительное ознакомление помогает педагогу понять содержание песни, выразительно её исполнить, продумать последовательность разучивания с детьми.
Выбирая песни, педагог предусматривает возможность дальнейшего их применения в играх, хороводах, маршировках. Сюда можно отнести различные народные хороводные, игровые песни, «музыкальные» считалочки. Можно разучить и дополнительный репертуар при подготовке к праздникам. Для этой цели выбираются песни определённой тематики.
Система методических приёмов, помогающих ребёнку в обучении пению по нотам, изложена в «Музыкальном букваре»[3], где показана последовательность заданий и упражнений, расположенных по степени трудности песенного репертуара. Яркие иллюстрации помогают усвоению заданий.
Упражнения, приведённые в первой части букваря, усваиваются ребёнком на слух.
Первая задача - у детей формируется навык отличать и петь разные по высоте звуки (2-3 звука).
Постепенно вырабатывается навык определения различных звуков по высоте, благодаря песням - упражнениям, построенным на широких интервалах и на более узких интервалов.
Выразительность интервалов передаётся образно: равномерное движение малой терции подчёркивает характер колыбельной; повторяющиеся интервалы большой секунды имитируют напевы детской гармоники; энергичные «скачки» на септиму вверх и вниз изображают движение качелей.
Если при этом дети будут поднимать руку на слово «вверх» и опускать на слово «вниз», то пение становится более осознанным и чистым.
Когда ребята научатся хорошо различать высоту двух звуков, следует обратить внимание на то, что иногда высота звука не изменяется, а повторяется.
Развивая ладовое чувство, у детей формируют навык петь интервалы в маленьких песенках и даже самостоятельно находить тонику (последний заключительный звук).
Вторая задача - научить детей различать и петь звуки, расположенные рядом в восходящем и нисходящем движении. Так ребята знакомятся со звукорядом и могут петь его с называнием нот (до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до). Постепенно дети усвоят, что звуки могут «идти» вверх, вниз и каждый имеет своё название, у ребят разовьётся способность определять направление мелодии.
Третья задача - различать длительность звуков. То, что звуки различны по своей протяжности, дети усваивают по аналогии с различными явлениями (например, долго или коротко звенит звонок). Вначале осваиваются упражнения на сопоставление двух различных по длительности звуков в попевках. Исполняются песни в такой последовательности: сначала проигрываются на фортепиано (без слов), дети слушают и поют нужный слог. Затем, исполняя звук «лё», они делают широкое, плавное движение правой рукой вправо, а при звуке «ли»- более короткое. После этого можно спеть попевку со словами, одновременно отхлопывая ритм.
Игровой метод является ведущим среди методов, с помощью его в доступной форме, соответствующей возрастным особенностям детей, можно активизировать их музыкальное развитие, приобщать детей старшего дошкольного возраста к восприятию и воспроизведению музыки.
Игра - это «волшебная палочка», при помощи которой можно научить детей петь, играть на инструментах, красиво двигаться и танцевать, слушать музыку. Музыкально-дидактические пособия и игры сочетают в себе многие условия, которые особо благоприятствуют развитию детей. Их содержание структура, игровые действия и правила направлены на то, чтобы помочь систематическому и планомерному развитию высотного и ритмического, динамического и тембрового слуха.
В методах и приёмах обучения пению показ выразительного исполнения и указания занимает важное место. Следует отметить также определённую роль зрительной и моторной наглядности: выражение лица педагога, весёлая улыбка или серьёзное выражение во время исполнения песен соответствующего характера, а также дирижёрские жесты (показ рукой подвижного или плавного звучания, начало и окончание пения, направление движения мелодии и т.д.).
Таким образом, методика обучения пению предполагает целенаправленное решение задачи по развитию творческой инициативы детей в самостоятельных поисках певческой интонации.
Развитие музыкально-сенсорных способностей в процессе музыкально-дидактической деятельности у всех детей без исключения не пройдет бесследно для их последующего музыкального, интеллектуального развития и для понимания музыкального искусства, как целостного духовного мира. Музыкально-дидактические игры и пособия помогают ознакомить детей с музыкальными жанрами, формой музыкального произведения, основными свойствами музыкального звука и со средствами музыкальной выразительности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучив и проанализировав психолого-педагогическую, методическую, музыкально - педагогическую литературу по вопросам развития певческих навыков детей старшего дошкольного возраста, мы пришли к выводу, что для повышения интереса детей к пению, для развития и закрепления у них певческих навыков (чистота интонирования, звукообразование, ансамблевое пение, дикция, дыхание) необходимо использовать в работе самые разнообразные приемы.
Уровень общего музыкального развития, в частности, уровень развития мелодического слуха, музыкальной памяти, певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста очень разнороден.
В применении того или иного приема обучения детей пению необходимо исходить из цели: расширить кругозор детей, их музыкальные представления, прочно закрепить полученные знания в различных сферах творческой деятельности, сформировать нравственные качества и чувство прекрасного.
Можно сделать вывод, что задатки к музыкальной деятельности имеются у каждого ребенка, они составляют основу музыкальных способностей. Их развитие зависит в основном от влияния социальных условий, окружающей среды, от содержания и формы музыкального воспитания. Только лишь в процессе музыкальной деятельности формируются и проявляются музыкальные способности. Чтобы воспроизвести мелодию голосом, нужно иметь слуховые представления о том, как движутся звуки мелодии, то есть о звуковысотном движении, иметь музыкально – ритмическое чувство, ладовое чувство.
Певческие навыки могут быть развиты во всех видах музыкальной деятельности: в восприятии музыки, исполнительстве, в музыкально – дидактической игре, самостоятельном творчестве детей. При обучении исполнению в коллективе необходимо прочувствование, осмысление музыкального содержания, наглядно - действенное восприятие.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Арисмеди, А.Л. Дошкольное музыкальное воспитание/ А.Л.Арисмеди. - М.: Прогресс, 2003. – 176 с.
2. Ветлугина, Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду/ А.Н.Ветлугина. - М.: Просвещение, 2010. – 270 с.
3. Ветлугина, Н.А. Музыкальный букварь/ Н.А.Ветлугина. - М.: Музыка, 2013. – 116 с.
4. Волкова, Г.В. Логопедическая ритмика: учебник для студентов среднего учебного заведения/ В.Г.Волкова. - М.: Гуманитарное издательский центр Владос, 2002. – 272 с.
5. Выготский, А.С. Психология искусства: под редакцией М.Г.Ярошевского/ А.С.Выготский. - М.: Педагогика, 2010. - 344 с.
6. Давыдова, Н. Основы музыкального воспитания/ Н.Давыдова// Дошкольное воспитание. – 2012. - №6. –С. 89.
7. Емельянов , В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж/ В.В.Емельянов. – М.: СПб Лань, 2014. – 192 с.
8. Данилина, Т.А. В мире детских эмоций: Пособие для практических работников ДОУ/ Т.А.Данилина. - М.: Айрис-пресс, 2004. – 160 с.
9. Кабалевский, Д.Б. Воспитание ума и сердца: Книга для учителя 2-е изд./ - М.: Просвещение, 2010. - 204 с.
10. Головинский, Г.Книга о музыке: сост./Г.Головинский, М. Ройтерштейн. - М.: Советский композитор, 1988. - 225 с.
11. Левашова, Г.Я. Музыка и музыканты/ Г.Я.Левашова. – СПб.: Детская литература, 2008. - 150 с.
12. Метлов, Н.А., Музыка - детям: «Пособие для воспитателя и музыкального руководителя детского сада»/Н.А.Метлов. - М.: Педагогика, 2000. – 144 с.
13. Михайлова, М.А. Развитие музыкальных способностей детей: Популярное пособие для родителей и педагогов/ М.А.Михайлова. - Ярославль: Академия развития, 2012. – 240 с.
14. Сеченов, И.М Элементы мысли / И. М. Сеченов. - СПб: Лениздат, 2014. – 221 с.
15.Ушинский, К.Д.Избранные педагогические сочинения/ Ушинский К. Д. – М.: Педагогика, 2000. – 584 с.
16. Орлова, Г.М. Учите детей петь: Книга для воспитателя и музыкального руководителя детского сада/ Г.М. Орлова, С.И. Бекина. – М.: Просвещение, 2000. – 143 с.
17. Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей: избранные труды/ Б.М. Теплов. — М.: Педагогика, 2005. - Т.1. - 328 с.
18. Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей: избранные труды В 2 т./ Б.М. Теплов. — М.: Педагогика, 2005. - Т.2. - 309 с.
19. Гончаров, О.В. Теория и методика музыкального воспитания: учебник для студенческих учреждений среднего профессионального образования/ О.В. Гончарова, Ю.С. Богачинская. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 256 с.
20. Малахов, Л.В. Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста: методическое пособие/ Л.М. Малахова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008. – 141 с.
Мост Леонардо
Без сердца что поймём?
Чем пахнут ремёсла? Джанни Родари
Снег своими руками
Дымковский петушок