Проект «Народные музыкальные инструменты моей Родины» знакомит с материалом истории о первых музыкальных инструментах, с теоретической и практической значимостью этой темы. Актуальность проекта заключается в расширении знаний обучающегося в области разновидностей музыкальных инструментов и их появлении в жизни человека. Автор систематизировал материал, и провел исследование по данной теме. В своей работе он также показал, каким успехом пользуются инструменты у разных народов нашей многонациональной страны.
Тип проекта: информационно-познавательный.
Продукт проекта: презентация «Народные музыкальные инструменты моей Родины».
Работа носит познавательный характер и будет интересна младшим школьникам, подросткам, и их родителям. Данная работа способствует развитию навыков взаимного сотрудничества, развивает коммуникативные способности детей, учит получать информацию из разных источников, в том числе из сети Интернет, осмысливать её и применять в своей деятельности на уроках музыки.
Вложение | Размер |
---|---|
muzykalnye_instrumenty_moey_rodiny.docx | 39.77 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ»
САТКИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №12»
(МАОУ «СОШ №12»)
Тема информационно-познавательного проекта:
«Народные музыкальные инструменты моей Родины».
Автор проекта: Томилов Андрей, обучающийся
8 А класса МАОУ «СОШ №12»
Наставник проекта: Шевченко Светлана Николаевна,
учитель музыки
г. Бакал, 2018.
Содержание
Аннотация наставника……………………………………………………………..............3
Введение……………………………………………………………………………………. 4
1.Теоретическая часть
1.1. История появления первых инструментов ………………………………………….5-6
1.2. Разновидности музыкальных инструментов ………………………………………....7-9
1.3 Имена лучших исполнителей на народных инструментах……………………………10
1.4. Интересные факты в истории инструментов ………………………………………….11
2. Практическая часть (в приложении)
Заключение…………………………………………………………………………...............12
Список литературы…………………………………………………………………………..13
Приложение…………………………………………………………………………………14-16
Аннотация наставника
Проект «Народные музыкальные инструменты моей Родины» знакомит с материалом истории о первых музыкальных инструментах, с теоретической и практической значимостью этой темы. Актуальность проекта заключается в расширении знаний обучающегося в области разновидностей музыкальных инструментов и их появлении в жизни человека. Автор систематизировал материал, и провел исследование по данной теме. В своей работе он также показал, каким успехом пользуются инструменты у разных народов нашей многонациональной страны.
Тип проекта: информационно-познавательный.
Продукт проекта: презентация «Народные музыкальные инструменты моей Родины».
Работа носит познавательный характер и будет интересна младшим школьникам, подросткам, и их родителям. Данная работа способствует развитию навыков взаимного сотрудничества, развивает коммуникативные способности детей, учит получать информацию из разных источников, в том числе из сети Интернет, осмысливать её и применять в своей деятельности на уроках музыки.
3
Введение
Свою жизнь русский народ всегда окружал песнями и музыкой льющейся из народных инструментов. С малых лет каждый владел навыками изготовления простых инструментов, и знал, как на нём играть. В древности человек был ближе к природе и учился у неё, так и народные инструменты создавались на основе звуков природы и изготавливались из природных материалов. Музыкальные инструменты воздействуют на эмоциональный мир человека.
В своей работе я хочу исследовать происхождение музыкальных инструментов, их разновидности. Актуальность темы проекта заключается в том, чтобы расширить свои знания и привлечь внимание сверстников к значимости народных инструментов, которые стали мало интересовать молодежь в наше время. А ведь в их звучании хранятся традиции, самобытность, заложенные нашими предками. А мы шагаем в ногу со временем, и наслаждаем свой слух «волнами и частотами» электронных инструментов, которые подчас несут в себе негатив, а порой и разрушение человека.
Цель исследовательской работы:
Расширить знания о происхождении народных музыкальных инструментов моей Родины.
Задачи:
4
1.1. История появления первых инструментов
Первый музыкальный инструмент появился на белом свете одновременно с самим человеком. И этим инструментом был сам человек.
У человека есть голос, который может издавать певучие звуки разной высоты. И первую в мире мелодию воспроизвел, конечно же, человеческий голос. А для того чтобы мелодия звучала ритмично, человек то хлопал в ладоши, то размеренно притоптывал. Хлопки в ладоши, притопывания – чем не ударные звуки? Человек неразрывно связан с природой, с окружающими его звуками. Шелест листвы, завывание ветра, шум дождя, стук капель воды. Первобытные охотники проявляли себя с помощью жеста, затем стали подражать крикам птиц. В ритуальных танцах появился ритм, который сопровождался стуком бамбуковых стеблей друг о друга. Позднее появился панцирь черепахи, обтянутый кожей животного, он служил барабаном. Рога животных стали использовать как рупор, затем в качестве охотничьего рога. Струнные инструменты, вероятно, возникли из охотничьего лука. Всё это говорит о том, что музыкальные инструменты были предельно просты и изготавливались из того материала, который был у человека под рукой. В древности человек был ближе к природе и учился у неё, так и народные инструменты создавались на основе звуков природы и изготавливались из природных материалов. Ведь нигде так не чувствуется красота и гармония, как при игре на народном музыкальном инструменте. Материалы археологических раскопок, наскальные изображения и фрески свидетельствуют о том, как высоко почитали музыкальное искусство в древности. Ему приписывали божественное происхождение. В Шумере и Вавилоне в честь музыкальных инструментов совершали даже жертвоприношения. Итак, сначала был человеческий голос. А уже потом человек стал приспосабливать для извлечения музыкальных звуков самые разные предметы. Камышовая дудочка и флейта из трубчатых костей зверей и птиц стали «производителями» свистящих звуков.
Великим открытием была струна. Её звучание человек угадал в натянутой тетиве охотничьего лука, ибо в чистом виде такого одновременно звонкого и певучего звука, как у струны, природа не знает. Из козьей шкуры мастер сшил пузырь, надул его, приладил к мешку несколько дудочек – вот вам и волынка. Ствол бамбука – готовая трубка для флейты. Дерево, стекло, металл, звериные шкуры и жилки, морские раковины и тростник – всё это обрело голос в умелых руках музыкальных мастеров.
В разных уголках планеты появлялись разные музыкальные инструменты. Сама жизнь подсказывала первым музыкантам, откуда и как добывать поющий звук.
5
Случалось, в роли подсказчика выступала природа. Один музыкальный инструмент создавался в подражание птичьему пению, другой – в подражание шуму морской волны, третий – завыванию ветра. Так появились непохожие, звучащие по-разному музыкальные инструменты. Если бы вдруг музыкальные инструменты заговорили, и каждый стал рассказывать о себе, мы услышали бы множество увлекательнейших историй с приключениями и удивительными превращениями.
Один когда-то царствовал в музыкальном мире, а сегодня забыт, другой, наоборот, выбился из «золушки» в «королевы» и поныне восседает на музыкальном троне. Есть такие, которые сдружились навеки, и друг без друга, что называется, жить не могут. Иные долгое время пребывали в глухой вражде, борясь за место под солнцем…
У инструментов разные характеры, как у людей, и подобно артистам они исполняют разные роли. Словом, у каждого своя жизнь и своя судьба.
6
1.2. Разновидности народных инструментов
Из книги «Рассказы о русских народных музыкальных инструментах» я узнал, что раньше всех появились ударные инструменты – конечно, самые простые. Затем – духовые: дудки, свистки, а потом флейты из тростника и кости. Позднее люди научились делать флейты, потом появились струнные инструменты, а позже всего – смычковые.
Немало мифов, сказок и легенд создано народами разных стран о музыке и музыкальных инструментах. Они становятся поистине волшебными, оживают и обретают свой голос благодаря искусству народных музыкантов – исполнителей, великой силе которого покоряются даже могущественные явления природы. Богат и разнообразен мир музыкальных инструментов. С древнейших времен до наших дней сопровождают они жизнь человека. От тетивы лука до скрипки Страдивари, от примитивных деревянных инструментов до современного синтезатора. Итак, самые редкие русские народные музыкальные инструменты, или те, которые совсем скоро могут просто исчезнуть.
Гусли — струнный музыкальный инструмент, наиболее распространён в России. Является наиболее древним русским струнным щипковым музыкальным инструментом. Различают крыловидные и шлемовидные гусли. Первые, в более поздних образцах, имеют треугольную форму и от 5 до 14 струн, шлемовидные — 10-30 струн. Музыкантов, играющих на гуслях, называют гуслярами. Гусли — музыкальный инструмент, разновидностью которого является арфа. На гуслях играли герои эпоса: Садко, Добрыня Никитич, Боян. Эпитет гуслей «яровчатые» преобладает в былинах. В народных песнях чаще встречаются гусли «звончатые» вероятно оттого, что струны у них были металлические и тембр у инструмента звенящий.
Балалайка - струнный щипковый инструмент Родина: Россия Происхождение: первое письменное упоминание – 1688 г. Тембр: легкий, забавный Звукоизвлечение: щипками и бряцаниями – ударом указательного пальца по всем струнам Устройство: деревянный треугольный или полусферический корпус и длинный гриф, на который натянуты 3 струны
Свирель — русский двуствольный духовой инструмент; род двуствольной продольной флейты. Один из стволов имеет обычно длину 300—350 мм, второй — 450—470 мм. В верхнем конце ствола — свистковое устройство, в нижней части — по 3 боковых отверстия для изменения высоты звуков. В обыденном языке свирелью часто называют духовые инструменты типа одноствольных или двуствольных флейт. Изготавливается из дерева, имеющего мягкую сердцевину, бузины, ивы, черемухи. В Россию, как предполагается, свирель перекочевала из Древней Греции. В античные времена свирель представляла собой музыкальный духовой инструмент, состоящий из семи разной длины тростниковых трубочек, связанных друг с другом. Согласно древнегреческой мифологии, её изобрёл Гермес, чтобы забавляться, когда будет пасти коров. Этот музыкальный инструмент и по сей день, весьма любим пастухами Греции.
7
Баян — один из наиболее совершенных из существующих в настоящее время хроматических гаpмоник. Впервые название «баян» встречается в афишах и рекламах начиная с 1891 года. До этого времени подобный инструмент назывался гармоника. Гармоника произошла от азиатского инструмента, который назывался шен. Шен в России был известен очень давно, в X-XIII веках в период татаро-монгольского владычества. Некоторые исследователи утверждают, что шен прошёл путь из Азии в Россию, а затем в Европу, где был усовершенствован и стал распространенным, подлинно популярным во всей Европе музыкальным инструментом — гармоникой.
Рожок - духовой мундштучный инструмент тембр сильный, мягкий. Источник звука – столб воздуха, заключенный внутри полой деревянной трубки, из березы, клена или можжевельника с 4-5 отверстиями.
Жалейка - духовой язычковый инструмент. Звукоизвлечение: от трех до семи отверстий, как и у рожка. Звук образуется от вибрации губ исполнителя. Устройство: трубочка из ивы или бузины, в верхний конец которой вставлен пищик с одинарным язычком из камыша или гусиного пера, а нижний раструб – из коровьего рога или из бересты. Тембр жалейки пронзительный и гнусавый, печальный и жалостливый. Использовался инструмент как пастушеский, играли на нём наигрыши разных жанров в одиночку, дуэтом, ансамблем.
Трещотка - самозвучащий инструмент тембр её щелкающий, когда берут за концы веревки в обе руки, плавно ударяют пластины друг о друга и появляется ударный звук.
Трещотка устроена из природного материала дерева. Изготавливают деревянные пластинки до 20 штук, нанизанные одним концом на 2 параллельные веревки (с прокладками).
Кувиклы – русская разновидность многоствольчатой флейты, известной науке под названием «флейта Пана». Кувиклы представляют собой набор 3-5 пустотелых трубок различной длины и диаметра с открытым верхним концом и закрытым нижним. Трубки инструмента не скрепляются между собой. Инструмент этот изготавливался обычно из стеблей куги камыша или тростника. В наше время используются пластмассовые и даже металлические кувиклы.
Варган – один из древнейших музыкальных инструментов, прошедший через века и практически не изменивший свой внешний вид. В древности считалось, что игра на варгане прочищает сознание, укрепляет жизненную силу человека, гармонизирует функции всех органов; это подтверждают и cовременные ученые. Родоначальником варгана был лук, появившийся приблизительно IX-XII тысяч лет назад.
Рубель, так же как и ложки, – предмет повседневного обихода русского народа. В прежние времена, когда утюга еще не было, белье гладили, накручивая его во влажном состоянии на скалку и затем продолжительное время укатывая, утрамбовывая рубелем. Возможно, что кто-то когда-то случайно провел по его зубцам другим упругим предметом и получился искристый каскад звуков. Отличие музыкального рубеля от бытового в том, что первый пустотелый, второй цельный. Пустотелый, естественно, звучит более громко, гулко.
8
Барабан, его появление свидетельствовало о том, что люди открыли свойство резонирования пустых предметов. Они начали использовать высушенную кожу, натягивая ее на пустой сосуд. Мембрана этого инструмента натягивается на деревянное или металлическое кольцо. Чтобы звук был упругий, чистый, натягивать мембрану нужно хорошенько. Раньше это делали с помощью веревки и гвоздей. Сейчас для натяжения кожи используют специальные металлические винты. Играют на барабане деревянными палочками. С их помощью можно вызвать самые разные эффекты от слабого шороха до раскатов грома. С древности барабан входил в число военных инструментов. В русском войске были полковые походные барабаны. Их носили барабанщики на широком ремне или тесьме через правое плечо. А хранили в специальных суконных чехлах – нагалицах.
Свистульки - ярко раскрашенные глиняные и деревянные птички с несколькими отверстиями на боку. Вдувать воздух в хвост свистульки можно с разной силой, звук может меняться от нежного до пронзительно резкого. На свистульке можно здорово подражать птичьим трелям.
Свирель — русский инструмент рода двуствольной продольной флейты. Летописцы употребляют три названия инструментов такого типа. Упоминание о свирели датируется концом XI века. Изготавливается инструмент из крушины, орешника, клёна, ясеня или черёмухи. Русская свирель ещё недостаточно изучена. Специалисты давно пытаются соотнести бытующие свистковые инструменты с древнерусскими названиями. Наиболее часто летописцы употребляют три названия инструментов такого типа — свирель, сопель и цевница.
Сопель – впервые упоминается в литературе XI-XII веков, как древнейший инструмент восточных славян. Этот музыкальный инструмент имеет деревянный ствол с пятью – шестью отверстиями. Использовали сопель в ратных походах и на празднествах. Это – главным образом пастуший инструмент, имеющий сипловатый звук.
9
1.3. Лучшие народные оркестры и исполнители России
В настоящее время в нашей стране проходят различные фестивали и конкурсы исполнителей, ансамблей и оркестров русских народных инструментов. В современной музыкальной культуре функционирует множество оркестров и ансамблей русских народных инструментов, а так же фольклорные и эстрадные коллективы.
Ведущие из них - такие, как:
Русский концертный оркестр под управлением В. Попова;
Национальный академический оркестр народных инструментов России им. Н. П. Осипова;
Академический оркестр русских народных инструментов Всероссийской государственной телерадиокомпании;
Государственный академический концертный оркестр «Боян» под управлением Анатолия Полетаева;
Оркестр баянистов и аккордеонистов им. П. Смирнова Санкт-Петербургский ансамбль «Терем-квартет»;
Ансамбль «Скоморохи» художественный руководитель В. И. Акулович;
Государственный ансамбль русской музыки и танца «Садко»;
Оркестр народных инструментов «Русский стиль»;
Оркестр «Русский стиль» под руководством Дмитрия Калинина;
10
1.4. Интересные факты в истории инструментов
Во время раскопок стоянки первобытных охотников на Украине были сделаны интереснейшие открытия. На месте чума нашли целый “оркестр”, так много там было древних музыкальных инструментов. Из костяных трубочек были сделаны дудки и свистки. Из костей мамонта вырезали погремушки и трещотки. Сухой кожей обтягивали бубны, которые гудели от ударов колотушкой. Именно такими были первобытные музыкальные инструменты.
Ученые, совместно с медицинскими работниками провели очень любопытное исследование, результат которого поразил всех. Выяснилось, что люди, увлекающиеся игрой на музыкальных инструментах, гораздо меньше подвержены депрессии и другим психическим расстройствам, чувствуют себя гораздо лучше и увереннее.
Материалы археологических раскопок, наскальные изображения и фрески свидетельствуют о том, как высоко почитали музыкальное искусство в древности. Ему приписывали божественное происхождение.
В легендах и сказаниях разных времен и народов отразились представления о высоком предназначении музыки, о силе воздействия искусства игры на музыкальных инструментах. Всемирно известен миф о древнегреческом певце Орфее, который своим пением и игрой на кифаре сумел покорить не только диких зверей, но и обитателей подземного царства Аида. А в древней Руси родилась былина о певце-гусляре Садко, успокаивающем даже море.
Со временем музыкальные инструменты видоизменялись, совершенствовались и заменялись новыми. Мастерство и постоянный поиск, интуиция и вдохновение помогали мастерам создавать непревзойденные по звучанию музыкальные инструменты. Руки безымянных народных умельцев и прославленных мастеров украшали их разноцветными камнями, резьбой, инкрустацией, превращая в настоящие произведения декоративно-прикладного искусства.
В одной из пещер Италии ученые нашли отпечатки ног на окаменевшей глине. Следы были странными: люди то ходили на пятках, то подпрыгивали на цыпочках сразу на обеих ногах. Это легко объяснить: там исполняли охотничий танец. Под грозную и возбуждающую музыку охотники плясали, подражая движениям мощных, ловких и хитрых зверей. Под музыку подбирали слова и в песнях рассказывали о себе, о предках, о увиденном вокруг.
Постепенно появились более совершенные музыкальные инструменты. Оказалось, что если натянуть кожу на полый деревянный или глиняный предмет, то звук станет более гулким и сильным. Так родились предки барабанов и литавр.
11
Заключение
В заключение этой работы хочу сказать, что будущее русских народных инструментов целиком и полностью зависит от того, с каким интересом мы будем относиться и понимать их значимость в нашей жизни, корни которых уходят в далекое прошлое. При исследовании этой темы, я узнал много нового о народных умельцах, музыкантах, мифах о чудодейственной силе инструментов. Возможно сверстники, ознакомившись с темой исследовательской работы, заинтересуются удивительным миром музыкальных инструментов. Знаю, что играть, на музыкальных инструментах очень нелегко. Для этого требуется усердие, внимание, терпение, но самое главное все же – это любовь к музыке. И я верю, что интерес к исконно русской музыке и русским народным инструментам не угаснет никогда! Эта работа позволила мне еще приобрести опыт в проведении анкетирования, викторины по знанию народных инструментов, работе с литературой, ну и самое главное общению со сверстниками. Считаю, что цели и задачи данной работы были выполнены, материал работы может быть использован учителями и учащимися на уроках музыки, мировой художественной культуры, для бесед на классных часах.
12
Приложение 1
Для детей начальных классов подобраны загадки о музыкальных инструментах.
1.Треугольная доска, а на ней три волоска. Волосок – тонкий, голосок – звонкий. (Балалайка).
2.Заливается трёхрядка, и народ идёт вприсядку! А трёхрядка неплоха – есть и кнопки и меха. И весёлые старушки под неё поют частушки. (Гармошка)
3. Деревянная подружка, без неё мы, как без рук. На досуге – веселушка, и накормит всех вокруг. Кашу прямо носит в рот, и обжечься не даёт. (Ложка).
4. Приложил к губам я трубку — полилась по лесу трель, Инструмент тот очень хрупкий, называется ... (Свирель).
5. Если хочешь поиграть, нужно в руки ее взять. И подуть в нее слегка – будет музыка слышна. Подумайте минуточку… Что же это? (Дудочка).
6. Птица-свиристелка, звонкая поделка! Ну-ка, ну-ка, говори, что там у тебя внутри?
Верь, не верь, же, мой хороший, и внутри-то ничего, кроме двух сухих горошин и дыханья твоего. (Свистулька)
7. Мы собрали хоровод. Пригласили весь народ, Дополняет наш кружок пастуший…. (Рожок).
8. Тараторит, словно тётка, называется…. (Трещотка).
9. Он под шапочкой сидит, не тревожь его - молчит.
Стоит только в руки взять и немного раскачать,
Слышен, будет перезвон: «Дили-дон, дили-дон. » ( Колокольчик).
10. А Садко на них играл и душевно напевал, перебрал он много струн, вышел из моря Нептун. (Гусли).
11. Есть бубенчики на нем, по нему мы громко бьем. С ним сейчас играть мы будем, дайте в руки звонкий … (Бубен).
12. Просто так меха сжимают- тяжело она вздыхает. А на кнопочки нажать-
Будет тут она кричать, то начнёт она реветь, громко- громко, как медведь,
то пищит она, как мошка-голосистая.. .(Гармошка).
13. Это русский инструмент, догадаетесь в момент, он играет бойко, звонко,
в пляс пустились все девчонки, поскорее отгадай-ка: что я слышу? - (Балалайка)
13
Снегири и коты
Ах эта снежная зима
Почему люди кричат, когда ссорятся?
Астрономический календарь. Январь, 2019 год
Мать-и-мачеха