Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Калининская средняя общеобразовательная школа»
Усть-Абаканского района
« Балалайка - народный инструмент».
Выполнила: Поленова Софья
Ученица 6 класс МБОУ «Калининская СОШ»
Руководитель: Хольшина И.М.
2017г
Содержание:
I. Введение. Выбор темы исследования……………………………….стр.3
II. Основная часть. Балалайка-народный инструмент.
2.1. История возникновения балалайки………………………………..стр.4
2.2. Роль В.А. Андреева в развитии и совершенствовании балалайки.стр.7
III. Заключение…………………………………………………………..стр.9
IV. Список литературы………………………………………………… стр.10
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа "Балайка" | 0 байтов |
Исследовательская работа "Балалайка" | 36.71 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Калининская средняя общеобразовательная школа»
Усть-Абаканского района
« Балалайка - народный инструмент».
Выполнила: Поленова Софья
Ученица 6 класс МБОУ «Калининская СОШ»
Руководитель: Хольшина И.М.
2017г
Содержание:
I. Введение. Выбор темы исследования……………………………….стр.3
II. Основная часть. Балалайка-народный инструмент.
2.1. История возникновения балалайки………………………………..стр.4
2.2. Роль В.А. Андреева в развитии и совершенствовании балалайки.стр.7
III. Заключение…………………………………………………………..стр.9
IV. Список литературы………………………………………………… стр.10
Введение. Выбор темы исследования.
В кабинете музыки я заметила одиноко стоящий старенький, потертый музыкальный инструмент –балалайку. Я на мгновенье задумалась: «Сколько ярких, интересных произведений исполнялось на этом инструменте? Сколько человеческих душ было тронутомузыкой, звуки которой извлекались всего из трех струн?». Мне стало интересно узнать,когда появился этот инструмент, как происходило развитие его с течением исторического времени, и является ли он русским народным инструментом.
В современное время интерес к народной музыке утерян, а значит утратили популярность и народные инструменты. Балалайка забыта даже в деревне. Я считаю, что мы обязаны знать традиции своего народа.
Цель моего исследования: восстановить историю балалайки.
Задачи:
Гипотеза:
Методы исследования:
II. Основная часть. Балалайка-народный инструмент.
2.1.Историявозникновения балалайки.
Музыкальный инструмент балалайка имеет родственный корень с русскими словами как балаболить, балакать, балагурить, которые по смыслу своему не определяют серьёзности передачи информации или разговора, имеют свои синонимы, схожие по родству и смыслу, со словами болтать ни о чём, калякать, пусто звонить или «бала – лайка». Где в названии балалайка корень «бала» означает просто дразнить, раздражать болтовнёй, словами, «лайка» означает браниться ругаться словно, лает собака. Все эти понятия определяют суть музыкального инструмента балалайки, как инструмента, лёгкого, не серьезного, но очень забавного и интересного по восприятию его созвучия с народным песнопением частушек или другого народного песенного фольклора.
История происхождения балалайки уходит своими корнями в глубину веков. До сих пор не существует однозначной версии о времени возникновения балалайки. Многие считают, что балалайка была придумана на Руси, другие думают, что произошла от народного инструмента киргиз–кайсаков – домбры. Есть еще одна версия: возможно балалайка была придумана во время татарского владычества, или, по крайней мере заимствована от татар.
В фондах Центрального государственного архива древних актов хранится документ под названием «Память из Стрелецкого приказа в малороссийский приказ». Относится этот документ к 1688 году, и вот о каком происшествии приключившемся в Москве в нем рассказывается: «В нынешнем в 196 - м году июня в 13 день в Стрелецкий приказ приведены арзамасец - посадский человек Савка Федоров сын Селезнев, да Шенкурского уезду дворцовой Важеской волости крестьянин Ивашко Дмитриев, а с ними принесена балалайка для того, что они ехали на извозничье лошади в телеге в Яуские ворота, пели песни и в тоё балалайку играли и караульных стрельцов, которые стояли у Яуских ворот на карауле, бранили…».
Следующим упоминанием о балалайке в печатных источниках был «Реестр», составленный и подписанный Петром I в 1715 году. В Санкт-Петербурге готовилось празднование шуточной свадьбы тайного советника князь - папы Н. М. Зотова. Свадебная церемония должна была сопровождаться грандиозным шествием ряженых, изображавших группы различных народов и племен, населявших в те времена Государство Российское. Каждой группе полагалось нести музыкальный инструмент, наиболее характерный для данной национальности. Помимо большого ко личества других инструментов, в «Реестр» входило 4 балалайки».
Юрий Иванец пишет: «Давайте вспомним русскую историю, происходило это вскоре после смерти царя Алексея Михайловича, прозванного “Тишайшим”. Среди прочих своих деяний этот царь прославился своей ненавистью к народной русской культуре. В 1648 году он издал указ, в котором повелел собрать все музыкальные инструменты русского народа и сжечь, а тех, кто не подчинится, и будет продолжать на них играть – пороть и отправлять на вечное поселение в Малороссию.К концу 17-го века репрессии постепенно прекратились, а в середине 18-го века балалайка стала наипопулярнейшим инструментом. На ней играли не только деревенские парни, желающие понравиться своим избранницам, но и серьезные придворные музыканты, такие как скрипач и композитор Иван Хандошкин, бас петербургской оперы Павловский и другие»
Известный хроникер русской музыкальной жизни Якоб Штелин посвятил балалайке целый раздел своей книги «Музыка и балет в России XVIII века». Называя балалайку «распространеннейшим инструментом во всей русской стране», и приписывая ей славянское происхождение, Я. Штелин дает наиболее полное и точное для XVIII века описание внешнего вида, манеры игры и картины бытования этого инструмента.
Весьма ценными являются высказывания Я. Штелина о балалайке той эпохи: «Нелегко найти в России дом, - пишет он, - где бы на этом… инструменте молодой работник не наигрывал служанкам своих вещичек. Инструмент этот имеется во всех мелочных лавках, но еще более способствует его распространению то обстоятельство, что его можно самому изготовить»
Дальнейшие свидетельства второй половины XVIII века почти ничего нового к описанию Я. Штелина, не добавляют. Из наиболее интересных описаний балалайки можно отметить одно, - данное М. Гютри в его известной «Диссертации о русских древностях». М. Гютри считает: «Музыкальные инструменты России - лишь повторение перенятых славянами античных образцов, причем не претерпевших никакой эволюции и сохранившихся в первобытном состоянии до описываемой автором эпохи. Эта теория нерусского происхождения национального инструментария, лишающая его самобытности и национальных корней, имела широкое хождение вплоть до ХХ века .
О популярности балалайки свидетельствуют и другие источники, например «Карманная книга 1795 года» На популярность балалайки во второй половине XVIII века указывает также то, что среди ее любителей было немало представителей «высшего сословия». Все это способствовало выдвижению из среды русских музыкантов подлинных мастеров балалаечного исполнительства. К числу таких мастеров в первую очередь следует отнести Ивана ЕвстафьевичаХандошкина (1747-1804) .
Исследователи А. С. Фаминцын уверен что балалайка заимствована от азиатских народов, он пишет: «В XVI - XVII веках в русском музыкальном обиходе, получил распространение тамбуровидный струнный щипковый инструмент с круглым кузовом и очень длинной шейкой. Это была домра, заимствованная русскими от восточных племен - выходцев из Азии»
Мнение А. С. Фамицинаразделяли такие исследователи как Б.Б. Бабкин Н.И. Привалов, А. Новосельских. Но существует и другая точка зрения по вопросу о происхождении балалайки. Во многих источниках, вышедших в свет до работы А. С. Фаминцына, балалайке приписывается татарское происхождение. На татарское происхождение указывают почти все словари и словотолкователи конца и первой половины XVIII века. В 1884 г. исследователь-инструментовед Михаил Петухов в работе «Народные музыкальные инструменты музея Санкт-Петербургской консерватории» (СПб, 1884) пишет: «Многие ученые, в том числе и г. Дуров, полагают, что балалайка-инструмент татарского происхождения...». Это же положение он подтверждает спустя четыре года в статье «В.В.Андреев и кружок игроков на балалайке».
Однако если принять версию о татарском происхождении инструмента, исходя из языковых предпосылок, то становится неизбежным вывод о том, что балалайка появилась в России не в XVIII веке (как утверждает А. С. Фаминцын), а, по крайней мере, лет на 400 ранее, как подчеркивает Б.М. Беляев в статье «История культуры древней Руси» (М.-Л., изд. АН СССР, 1951) - «Наши ранние письменные источники не дают сведений о существовании на Руси в XI - XIII веках балалайки и домры. Эти инструменты получают широкое распространение лишь в XIV - XV веке.
Современные авторы уверены, что балалайка именно славянского происхождения. А.Нефедов пишет: «Наверное, балалайку придумали крепостные крестьяне, чтобы скрасить свое существование в подчинении у жестокого помещика. Постепенно балалайка распространилась среди крестьян и скоморохов, разъезжающих по всей огромной нашей стране. Время популярности вновь сменилось почти полным забвением до середины XIX века.
Таким образом, cудьба балалайки не проста, она переживала взлеты и падения:
1648 год – царь Алексей Михайлович повелел собрать все музыкальные инструменты русского народа и сжечь, в том числе и балалайку.
Середина XVIII века - балалайка приобретает популярность, на ней играют даже придворные музыканты
Середина XIX века - про балалайку забыли, потому что появился новый инструмент – гармоника
С 1889 года – в судьбе балалайки начинается взлет, молодой дворянин Василий Андреев решил усовершенствовать инструмент. Его выступления были настоящей сенсацией. Балалайка стала вновь популярна.
В XX веке в жизни русского народа балалайка стала очень популярна и особенно в деревне.
2.2. Роль В.А. Андреева в развитии и совершенствовании балалайки.
Большой вклад в развитие балалайки внёс Василий Васильевич Андреев. Андреев с раннего детства увлёкся народным творчеством, играл на нескольких инструментах, знал множество русских песен и пословиц. Летом 1883 молодой дворянин увидел в руках своего дворового Антипа Васильева балалайку и заинтересовался ею. Андреев встретился с тверским виртуозом-балалаечником А.С. Паскиным, который помог овладеть новыми приемами игры и заказать у местного столяра Антонова балалайку улучшенного качества. Немного освоившись с новым инструментом, он даёт любительские концерты, которые стали настоящей сенсацией.
Семен Иванович Налимов по предложению В. Андреева, изменил внешний вид балалайки, укоротили её длину, а самое важное, что стали изготавливать корпус из нескольких видов древесины, такие как ель, бук, что позволили изменить звук, издаваемый самой балалайкой.
По чертежам В.Андреева, мастер Ф. Пасербский сделал, семейство концертных балалаек: контрабас, бас, тенор, альт, приму, пикколо. Своё изобретение мастер запатентовал и получил патент в Германии в подтверждение изобретения балалайки.
Однако, планы Андреева были гораздо шире, нежели просто усовершенствовать инструмент, - он хотел распространить ее среди народа. С того времени было введено новое правило: всем приходящим на службу солдатам выдавали балалайку, которую они забирали с собой после службы.
Андреев создаёт «Кружок любителей игры на балалайке». После удачного выступления, с 1888 года начинается творческая деятельность этого коллектива, немногим позже преобразованного в балалаечный оркестр. В 1889 году Андреевские балалаечники появляются на Всемирной выставке в Париже. Триумф их был необычайным. «Не успели закончиться первые выступления, а в фешенебельных магазинах Парижа появились новые модные духи «Светит месяц» дамское туалетное мыло «Под яблонькой». Даже остроносые Андреевские галоши стали предметом парижской моды...»
В этот период наконец-то обратили внимание на балалайку и композиторы. Впервые балалайка зазвучала с оркестром.
С образованием Великорусского оркестра, воспринятого как чисто русское явление, связаны гастрольные поездки 1892 года во Францию, Германию, Англию, Америку. Результатом поездок были десятки новых оркестров, созданных в этих странах. В США даже появилось «Акционерное общество эксплуатации балалаек и гуслей».
В настоящее время наиболее известными в нашей стране являются балалаечники: Блинов, Рожков, Архиповский, Шутов, Горбачёв, Быков. Занимаясь концертной и преподавательской деятельностью, они стараются привлечь внимание к Балалайке и популяризировать великий русский инструмент.
III. Заключение .
В истории балалайки были взлеты и были падения, но она продолжает жить и не зря у всех иностранцев является олицетворением русской культуры. Таким образом, рассмотрев разные источники об истории происхождения балалайки можно сделать вывод о том, что действительно балалайка является исконно русским инструментом.
Балалайка, балалайка,
Я в тебя влюбленная,
Потому что ты родная,
Русская, народная!
IV. Список литературы.
Рисуем крокусы акварелью
"Не жалею, не зову, не плачу…"
Пока бьют часы
Голубая лягушка
Три коробки с орехами