История Симбирского фольклора, творчество Д.Садовникова и Д. Ознобишина (история написания песен "Из-за острова на стрежень...", "По Дону гуляет..."
Вложение | Размер |
---|---|
История создания песен "Из-за острова на стрежень...", "По Дону гуляет казак молодой" | 1.48 МБ |
simbirskiy_folklor.pptx | 1.48 МБ |
Слайд 1
Муниципальное образовательное учреждение Ишеевская основная школа «Симбирский фольклор, и особенностях его развития» Руководитель: Субботина Светлана Викторовна, социальный педагог. Телефон : 8-927-831-32-34 р .п . Ишеевка 2017г.Слайд 2
Предметом исследования явилось творчество Д.П. Ознобишина, сюжет песни о Степане Тимофеевиче Разине, музыкальные произведения, изучение нотных сборников, печатных изданий. Актуальность исследования явилось недостаточное исследование творчества Д.П. Ознобишина, песенного фольклора, авторских песен поэтов – симбирян , особенности собирательской деятельности, историко – культурных истоков поэтов в контексте взаимодействия с национальной духовной культурой, прежде всего с фольклором. Цель исследования состоит в изучение творческих индивидуальностей поэтов- симбирян : Д.Ознобишина , Д.Садовникова , принцып их собирательской деятельности, а также сюжетов фольклорных песен, их текстов, исполнений. Целью работы определяются следующие задачи: - знать о соотечественниках, которые жили в нашем городе много лет назад и прославили его своим талантом в творчестве ; - понимать, какие события происходили с нашей малой Родиной в прошлом; -научиться ценить наследие прошлого для того, чтобы передать его следующему поколению.
Слайд 3
« Изучайте фольклор, учитесь на нем. Без знания прошлого нет будущего» А.М Горький Фольклор - это международный термин, который появился в Англии в середине XIX в. Он происходит от англ. folk-lore ("народное знание", "народная мудрость") и обозначает народную духовную культуру в различном объеме ее видов . В музыкальном фольклоре Симбирского Поволжья, и об особенностях его развития. Среднее Поволжье издавна известно своей поэтической и песенной народной культурой. Музыкальная культура края сложилась под влиянием многих исторических событий, происшедших на этой земле. Здесь существовала и процветала Великая Булгарское государство, разбойничали монголо-татарские полчища, развивалось Казанское ханство. Лишь в 14веке русские стали прочно укрепляться на Волге, строить крепости-города. Восстания Степана Разина и Пугачева тоже не обошли стороной наши земли .
Слайд 4
Изучение Симбирского музыкального фольклора началось только в 18 веке. К 1795 году уже собрали рукописный сборник народных песен, записанный симбирским мещанином. Вскоре собирательской деятельностью занялись члены дворянского рода Языковых. Но основная роль в собирании фольклора принадлежит Дмитрию Петровичу Ознобишину. Дмитрий Петрович Ознобишин (1804-1877 )
Слайд 5
По Дону гуляет, по Дону гуляет, По Дону гуляет казак молодой, По Дону гуляет казак молодой. А там дева плачет, а там дева плачет, А там дева плачет над быстрой рекой, А там дева плачет над быстрой рекой. О чём, дева, плачешь, о чём, дева, плачешь, О чём, дева, плачешь, о чём слёзы льёшь, О чём, дева, плачешь, о чём слёзы льёшь.
Слайд 6
Фольклористы отмечают, что в музыкальной культуре Среднего Поволжья характерно наличие приуроченных и не приуроченных песенных жанров. - Приурочные песни, это песни, звучащие при определенных обстоятельствах. Они подразделяются на песни совместного и одиночного исполнения. К этому жанру относятся хороводные песни, поздравительные величания, свадебные, трудовые, обрядо -песенные циклы. - Неприурочные песни – это песни, исполняемые в любое время, при любых обстоятельствах. К ним относятся былины, баллады, плясовые песни, частушки, городские песни, романсы. Так и возникают исторические песни .
Слайд 7
Исторические песни – это фольклорные эпические, лиро-эпические и лирические песни, содержание которых посвящено конкретным событиям и реальным лицам русской истории и выражает национальные интересы и идеалы народа. Они возникали по поводу важных явлений в истории народа – таких, которые производили глубокое впечатление на участников и сохранились в памяти последующих поколений . песенном цикле Степана Разина.
Слайд 8
Разинский фольклор, обладающий большими художественными достоинствами, привлек внимание многих поэтов. В XIX в. появились народные песни о Степане Разине литературного происхождения: "Из-за острова на стрежень..." Д. Н. Садовникова "Утес Стеньки Разина" А. А. Навроцкого и другие исторические песни — это устная поэтическая летопись народа, его эмоциональный рассказ об его истории.
Слайд 9
П оэт , переводчик, собиратель русского фольклора, историк литературы , родился в Симбирске. С детских дней полюбив родную Волгу, поэт всегда приглядывался зорким взором к жизни и обычаям, одновременно прислушиваясь пытливым слухом к поверьям и преданиям нашего волгаря-крестьянина. В раннюю пору запала в сердце богато одарённому от природы юноше счастливая мысль собрать рассеянные по берегам старой Волги произведения из устного народного творчества . В 1876 г. Д. Н. Садовников подготовил самый полный и лучший в научном отношении сборник «Загадки русского народа». Ему принадлежит честь открытия одного из российских сказочников – А. К. Новопольцева , крестьянина с. Ясашное Помряскино (ныне находится в Старомайнском районе ), записи 72 рассказов которого вошли в сборник «Сказки и предания Самарского края» (1884). Лучшие из стихов Д. Н. Садовникова , ставшие народными песнями, навеяны фольклором о Степане Разине: «Из-за острова на стрежень» , Садовников Дмитрий Николаевич 1847 г.-1883 г.
Слайд 10
История создания песни Замысел идти на Хвалынь (Каспий)и основать на чужеземных берегах нечто вроде области войска Донского – территории, неподвластной и неподсудной ни царю, ни боярам, ни приказным людям, свободной от поборов и налогов, пытался воплотить в жизнь знаменитый бунтарь Степан Разин. Утеснения на родном Дону побудили его собрать удалую ватаги искать счастья на территории современного Азербайджана, в Гиркании – древней области Персии (Ирака), куда они прошли по реке Куре. Во владениях персидского шаха Сефи II разинцы провели два года (1667-1669) литературно-мемуарная традиция приписывает им нападения не только на множество населенных пунктов, но и на столицу провинции Мазандеран Фарабат … Известно ,что Разин рассчитывал найти в заморщине не подходящее место, осесть там и объявить территорию своего поселения и вольной землицей, славившейся обилием дичи и пресной воды . Облюбовав его, казачий атаман направил Сефи II послов с просьбой принять весь отряд в персидское подданство и предоставить ему территорию для поселения. Со своей стороны он предложил воинские услуги и даже обещал «обасурманиться», то есть принять ислам. Подобное поведение не должно казаться странным: донцы считали себя вправе служить любому правителю, который обеспечит им покровительство и гарантирует твердое жалование.
Слайд 11
Военное дело было для них главной профессией, занятием, которое их кормило . В ответ на просьбу казаков» указать место где им жить и питаться» так внешне идя на встречу донцам, велел выделить им зону для населения, но с явным расчетом заманить их в ловушку и расправится с ними. Заподозрив это Разин» на то место прийти не хотел, а просил себе… крепкого острова на котором взять было его… не много .» Обросший многочисленными легендами, воспетые в народный песнях и сказаниях, волновавший современников и потомков колоритными подробностями, былями и небылицами «персидский поход» преследовал и вполне традиционную для промышлявших пиратством казаков цель взять «зипуны» (прибытки), поживиться богатой добычей. К этому периоду относятся и широко известная история о «персидской княжне». Как можно предполагать, эта красавица не мифический персонаж, а реальное лицо, и предание о буйной «свадьбе» на Волге, которое легло в основу полюбившейся народу песне Д. Садовникова «Из-за острова на стрежень…» - не просто красивая и печальная легенда.
Слайд 12
Правда , сведения о «княжне» крайне скудны и противоречивы. Во время похода на Каспий Степаном Тимофеевичем Разиным в самом деле была захвачена в плен некая таинственная и прекрасная незнакомка из персидского города Ашрефа . Ничего не указывает на ее знатное происхождение, но это не значит, что сама она – лишь плод народного воображения и вымысла, современников – иностранцев, утверждавших, что видели ее своими глазами . Сейчас трудно сказать, как устроили бы жизнь разинцы , если бы шах и впрямь выделил им подходящее место для колонизации. Вероятно, эта область стала бы чем-то вроде второго Дона . Но казаки на Каспии знали не только сладость побед, но и горечь поражений. Одно из них они потерпели под Рештом . Сам Разин во время этого боя был ранен, его отряд понес значительные потери в людях, лишился многих пушек, ружей, стругов и всяких запасов. Удача в чужом краю изменила донцам, они приняли решение возвращаться на родину, и численно поредевшая флотилия взяла курс к дельте Волги. (Русские на чужбине. Неизвестные страницы из истории жизни русских.. В. Соловьев)
Слайд 13
Из-за острова на стрежень На простор речной волны Выплывают расписные Острогрудые челны. На переднем Стенька Разин, Обнявшись, сидит с княжной, Свадьбу новую справляет Он, весёлый и хмельной .
Слайд 14
Симбирский фольклор исполняли как на русском, татарском, чувашском, мордовском языках. В нашем крае возникла знаменитая песня « Рузалина -малина» « Идель , идель ». В перспективе моего проекта поставлена задача о дальнейшем изучении Симбирского фольклора, истории создания песен и их разучивании на многонациональных языках Поволжья.
Слайд 15
Вывод Проведя данную исследовательскую работу, я познакомилась с творчеством поэтов- симбирян : Д. Садовникова , Д. Ознобишина. Узнала, что на их стихи были написаны песни «Из-за острова на стрежень», «По Дону гуляет…», которые мне очень полюбились . Пришла к выводу, что человеку необходимо изучать историю родного края для того чтобы: -знать о соотечественниках, которые жили в нашем городе много лет назад и прославили его своим талантом и творчеством; -понимать, какие события происходили с нашей малой Родиной в прошлом; -научиться ценить наследие прошлого для того, чтобы передать его следующему поколению. Меня охватывает гордость за мой родной край, край великих художников, писателей и поэтов. Таким образом, с помощью местного фольклора, я узнала исторические события, которые происходили в нашем крае. В этом мне хорошо помогли старинные сборники песенного фольклора, фольклорные архивы, современная музыкальная литература, хрестоматии по литературному краеведению и т.д.
Слайд 16
Заключение: Проанализировав данную работу, я пришла к выводу, что фольклор имеет важную роль в жизни человека. Он сопутствует нас с самого рождения, и вплоть до нашей смерти. Фольклор, особенно местный, богат историческими событиями, которые мы обязаны знать, только из-за того, что это происходило с нашими предками.
Слайд 17
Спасибо за внимание.
Слайд 1
Муниципальное образовательное учреждение Ишеевская основная школа «Симбирский фольклор, и особенностях его развития» Руководитель: Субботина Светлана Викторовна, социальный педагог. Телефон : 8-927-831-32-34 р .п . Ишеевка 2017г.Слайд 2
Предметом исследования явилось творчество Д.П. Ознобишина, сюжет песни о Степане Тимофеевиче Разине, музыкальные произведения, изучение нотных сборников, печатных изданий. Актуальность исследования явилось недостаточное исследование творчества Д.П. Ознобишина, песенного фольклора, авторских песен поэтов – симбирян , особенности собирательской деятельности, историко – культурных истоков поэтов в контексте взаимодействия с национальной духовной культурой, прежде всего с фольклором. Цель исследования состоит в изучение творческих индивидуальностей поэтов- симбирян : Д.Ознобишина , Д.Садовникова , принцып их собирательской деятельности, а также сюжетов фольклорных песен, их текстов, исполнений. Целью работы определяются следующие задачи: - знать о соотечественниках, которые жили в нашем городе много лет назад и прославили его своим талантом в творчестве ; - понимать, какие события происходили с нашей малой Родиной в прошлом; -научиться ценить наследие прошлого для того, чтобы передать его следующему поколению.
Слайд 3
« Изучайте фольклор, учитесь на нем. Без знания прошлого нет будущего» А.М Горький Фольклор - это международный термин, который появился в Англии в середине XIX в. Он происходит от англ. folk-lore ("народное знание", "народная мудрость") и обозначает народную духовную культуру в различном объеме ее видов . В музыкальном фольклоре Симбирского Поволжья, и об особенностях его развития. Среднее Поволжье издавна известно своей поэтической и песенной народной культурой. Музыкальная культура края сложилась под влиянием многих исторических событий, происшедших на этой земле. Здесь существовала и процветала Великая Булгарское государство, разбойничали монголо-татарские полчища, развивалось Казанское ханство. Лишь в 14веке русские стали прочно укрепляться на Волге, строить крепости-города. Восстания Степана Разина и Пугачева тоже не обошли стороной наши земли .
Слайд 4
Изучение Симбирского музыкального фольклора началось только в 18 веке. К 1795 году уже собрали рукописный сборник народных песен, записанный симбирским мещанином. Вскоре собирательской деятельностью занялись члены дворянского рода Языковых. Но основная роль в собирании фольклора принадлежит Дмитрию Петровичу Ознобишину. Дмитрий Петрович Ознобишин (1804-1877 )
Слайд 5
По Дону гуляет, по Дону гуляет, По Дону гуляет казак молодой, По Дону гуляет казак молодой. А там дева плачет, а там дева плачет, А там дева плачет над быстрой рекой, А там дева плачет над быстрой рекой. О чём, дева, плачешь, о чём, дева, плачешь, О чём, дева, плачешь, о чём слёзы льёшь, О чём, дева, плачешь, о чём слёзы льёшь.
Слайд 6
Фольклористы отмечают, что в музыкальной культуре Среднего Поволжья характерно наличие приуроченных и не приуроченных песенных жанров. - Приурочные песни, это песни, звучащие при определенных обстоятельствах. Они подразделяются на песни совместного и одиночного исполнения. К этому жанру относятся хороводные песни, поздравительные величания, свадебные, трудовые, обрядо -песенные циклы. - Неприурочные песни – это песни, исполняемые в любое время, при любых обстоятельствах. К ним относятся былины, баллады, плясовые песни, частушки, городские песни, романсы. Так и возникают исторические песни .
Слайд 7
Исторические песни – это фольклорные эпические, лиро-эпические и лирические песни, содержание которых посвящено конкретным событиям и реальным лицам русской истории и выражает национальные интересы и идеалы народа. Они возникали по поводу важных явлений в истории народа – таких, которые производили глубокое впечатление на участников и сохранились в памяти последующих поколений . песенном цикле Степана Разина.
Слайд 8
Разинский фольклор, обладающий большими художественными достоинствами, привлек внимание многих поэтов. В XIX в. появились народные песни о Степане Разине литературного происхождения: "Из-за острова на стрежень..." Д. Н. Садовникова "Утес Стеньки Разина" А. А. Навроцкого и другие исторические песни — это устная поэтическая летопись народа, его эмоциональный рассказ об его истории.
Слайд 9
П оэт , переводчик, собиратель русского фольклора, историк литературы , родился в Симбирске. С детских дней полюбив родную Волгу, поэт всегда приглядывался зорким взором к жизни и обычаям, одновременно прислушиваясь пытливым слухом к поверьям и преданиям нашего волгаря-крестьянина. В раннюю пору запала в сердце богато одарённому от природы юноше счастливая мысль собрать рассеянные по берегам старой Волги произведения из устного народного творчества . В 1876 г. Д. Н. Садовников подготовил самый полный и лучший в научном отношении сборник «Загадки русского народа». Ему принадлежит честь открытия одного из российских сказочников – А. К. Новопольцева , крестьянина с. Ясашное Помряскино (ныне находится в Старомайнском районе ), записи 72 рассказов которого вошли в сборник «Сказки и предания Самарского края» (1884). Лучшие из стихов Д. Н. Садовникова , ставшие народными песнями, навеяны фольклором о Степане Разине: «Из-за острова на стрежень» , Садовников Дмитрий Николаевич 1847 г.-1883 г.
Слайд 10
История создания песни Замысел идти на Хвалынь (Каспий)и основать на чужеземных берегах нечто вроде области войска Донского – территории, неподвластной и неподсудной ни царю, ни боярам, ни приказным людям, свободной от поборов и налогов, пытался воплотить в жизнь знаменитый бунтарь Степан Разин. Утеснения на родном Дону побудили его собрать удалую ватаги искать счастья на территории современного Азербайджана, в Гиркании – древней области Персии (Ирака), куда они прошли по реке Куре. Во владениях персидского шаха Сефи II разинцы провели два года (1667-1669) литературно-мемуарная традиция приписывает им нападения не только на множество населенных пунктов, но и на столицу провинции Мазандеран Фарабат … Известно ,что Разин рассчитывал найти в заморщине не подходящее место, осесть там и объявить территорию своего поселения и вольной землицей, славившейся обилием дичи и пресной воды . Облюбовав его, казачий атаман направил Сефи II послов с просьбой принять весь отряд в персидское подданство и предоставить ему территорию для поселения. Со своей стороны он предложил воинские услуги и даже обещал «обасурманиться», то есть принять ислам. Подобное поведение не должно казаться странным: донцы считали себя вправе служить любому правителю, который обеспечит им покровительство и гарантирует твердое жалование.
Слайд 11
Военное дело было для них главной профессией, занятием, которое их кормило . В ответ на просьбу казаков» указать место где им жить и питаться» так внешне идя на встречу донцам, велел выделить им зону для населения, но с явным расчетом заманить их в ловушку и расправится с ними. Заподозрив это Разин» на то место прийти не хотел, а просил себе… крепкого острова на котором взять было его… не много .» Обросший многочисленными легендами, воспетые в народный песнях и сказаниях, волновавший современников и потомков колоритными подробностями, былями и небылицами «персидский поход» преследовал и вполне традиционную для промышлявших пиратством казаков цель взять «зипуны» (прибытки), поживиться богатой добычей. К этому периоду относятся и широко известная история о «персидской княжне». Как можно предполагать, эта красавица не мифический персонаж, а реальное лицо, и предание о буйной «свадьбе» на Волге, которое легло в основу полюбившейся народу песне Д. Садовникова «Из-за острова на стрежень…» - не просто красивая и печальная легенда.
Слайд 12
Правда , сведения о «княжне» крайне скудны и противоречивы. Во время похода на Каспий Степаном Тимофеевичем Разиным в самом деле была захвачена в плен некая таинственная и прекрасная незнакомка из персидского города Ашрефа . Ничего не указывает на ее знатное происхождение, но это не значит, что сама она – лишь плод народного воображения и вымысла, современников – иностранцев, утверждавших, что видели ее своими глазами . Сейчас трудно сказать, как устроили бы жизнь разинцы , если бы шах и впрямь выделил им подходящее место для колонизации. Вероятно, эта область стала бы чем-то вроде второго Дона . Но казаки на Каспии знали не только сладость побед, но и горечь поражений. Одно из них они потерпели под Рештом . Сам Разин во время этого боя был ранен, его отряд понес значительные потери в людях, лишился многих пушек, ружей, стругов и всяких запасов. Удача в чужом краю изменила донцам, они приняли решение возвращаться на родину, и численно поредевшая флотилия взяла курс к дельте Волги. (Русские на чужбине. Неизвестные страницы из истории жизни русских.. В. Соловьев)
Слайд 13
Из-за острова на стрежень На простор речной волны Выплывают расписные Острогрудые челны. На переднем Стенька Разин, Обнявшись, сидит с княжной, Свадьбу новую справляет Он, весёлый и хмельной .
Слайд 14
Симбирский фольклор исполняли как на русском, татарском, чувашском, мордовском языках. В нашем крае возникла знаменитая песня « Рузалина -малина» « Идель , идель ». В перспективе моего проекта поставлена задача о дальнейшем изучении Симбирского фольклора, истории создания песен и их разучивании на многонациональных языках Поволжья.
Слайд 15
Вывод Проведя данную исследовательскую работу, я познакомилась с творчеством поэтов- симбирян : Д. Садовникова , Д. Ознобишина. Узнала, что на их стихи были написаны песни «Из-за острова на стрежень», «По Дону гуляет…», которые мне очень полюбились . Пришла к выводу, что человеку необходимо изучать историю родного края для того чтобы: -знать о соотечественниках, которые жили в нашем городе много лет назад и прославили его своим талантом и творчеством; -понимать, какие события происходили с нашей малой Родиной в прошлом; -научиться ценить наследие прошлого для того, чтобы передать его следующему поколению. Меня охватывает гордость за мой родной край, край великих художников, писателей и поэтов. Таким образом, с помощью местного фольклора, я узнала исторические события, которые происходили в нашем крае. В этом мне хорошо помогли старинные сборники песенного фольклора, фольклорные архивы, современная музыкальная литература, хрестоматии по литературному краеведению и т.д.
Слайд 16
Заключение: Проанализировав данную работу, я пришла к выводу, что фольклор имеет важную роль в жизни человека. Он сопутствует нас с самого рождения, и вплоть до нашей смерти. Фольклор, особенно местный, богат историческими событиями, которые мы обязаны знать, только из-за того, что это происходило с нашими предками.
Слайд 17
Спасибо за внимание.
Горка
Как нарисовать ветку ели?
Две лягушки
Афонькин С. Ю. Приключения в капле воды
Как Снегурочке раскатать тесто?