Презентация представлена на "Круглом столе" во время проведения творческого проекта Недели специальности Музыкальное образование (" Музыка - экология души")
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 279.08 КБ |
![]() | 40.01 КБ |
Слайд 1
Обучающаяся Аманова Русана группа 314 А специальность 53.02.01. Музыкальное образование ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ВОЗМОЖНОСТИ МУЗЫКИСлайд 2
«Какой же врач может правильно прослушать человека , если он ничего не смыслит в музыке» Клавдий Гален (римский медик, хирург и философ)
Слайд 3
воздействие музыки может быть: Физическим – воздействие на рецепторы кожи Психофизиологическим – воздействие на мозг Воздействие на биоэлектрический потенциал
Слайд 4
четыре типа темперамента людей п о Гиппократу: Тип темперамента Характер музыки Холерики – люди быстрые, сильные, бурно и эмоционально выражающие свои чувства. Нужна музыка спокойная, слегка тягучая, но освежающая, помогающая голове быть ясной («музыка всегда должна волновать умеренно»). Флегматики – спокойные, проявляющие чувства умеренно и ровно. Музыка, спокойно входящая в мысли, чувства, без повторения много раз одной и той же музыкальной темы. Сангвиники – быстро увлекающиеся и быстро остывающие Мелодия летящая, с понятной музыкальной основой, ассоциирующаяся с танцевальной, которую можно сравнить с вальсом Меланхолики – медлительные, рассеянные, склонные к грусти и депрессии Возвышенная, но очень ясная музыкальная тема.
Слайд 5
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения: обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни
Слайд 6
Одна из основных задач уроков музыки: снимать нервно-психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоциональный энергетический тонус обучающихся
Слайд 7
необходимые условия: Помещение перед началом урока должно быть хорошо проветрено. Во время пения учащиеся глубоко дышат полной грудью, поэтому воздух должен быть чистый, и тогда в это время действительно будут развиваться лёгкие, и не будет отравления запыленным воздухом Ввиду того, что пение представляет собою полезную естественную гимнастику, необходимо извлечь из него наибольшую пользу для детей Все ученики должны находиться в поле зрения учителя, так чтобы он мог постоянно наблюдать за детским вниманием, интересом, утомляемостью, осанкой во время пения, выполнения творческих заданий
Слайд 8
Направления здоровьесберегающих возможностей музыки Музыкотерапия Вокалотерапия Логоритмика Ритмотерапия Фольклорная арттерапия Музыкально-рациональная психотерапия Терапия творчеством Шумовой оркестр
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ВОЗМОЖНОСТИ МУЗЫКИ
«Какой же врач может правильно прослушать
человека, если он ничего не смыслит в музыке»
Клавдий Гален
(римский медик, хирург и философ)
2 слайд. В настоящее время, время глобальных экологических катастроф и перемен в сознании людей, как никогда стоит вопрос, быть или не быть на этой планете красивому и здоровому человеку.
В культуре любой страны можно найти сведения об использовании музыки в нормализации душевного состояния людей, т.е. в терапевтических целях. В колыбелях человеческой цивилизации – Китае и Индии, Египте и Древней Греции врачи и жрецы, философы и музыканты использовали музыку для врачевания.
3 слайд. Так как любая музыка представляет собой звуковую волну, то ее воздействие может быть:
В древние времена на Востоке считали, что через кожу, как через парадную дверь, входят и выходят болезни, что кожу можно очистить звуком.
4 слайд. Отец медицины, Гиппократ, клятву которого до сих пор дают все врачи мира, первым определил четыре типа темперамента людей предлагал придерживаться следующих правил:
Тип темперамента | Характер музыки |
Холерики – люди быстрые, сильные, бурно и эмоционально выражающие свои чувства. | Нужна музыка спокойная, слегка тягучая, но освежающая, помогающая голове быть ясной («музыка всегда должна волновать умеренно»). |
Флегматики – спокойные, проявляющие чувства умеренно и ровно. | Музыка, спокойно входящая в мысли, чувства, без повторения много раз одной и той же музыкальной темы. |
Сангвиники – быстро увлекающиеся и быстро остывающие | Мелодия летящая, с понятной музыкальной основой, ассоциирующаяся с танцевальной, которую можно сравнить с вальсом |
Меланхолики – медлительные, рассеянные, склонные к грусти и депрессии | Возвышенная, но очень ясная музыкальная тема. |
Урок музыки сам по себе – здоровьесберегающая технология. Особенностью урока музыки является организация разных форм музыкальной деятельности школьников – слушание музыки (восприятие), пение, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения, творческая деятельность. Такое разнообразие видов деятельности препятствует развитию переутомления, способствует сохранению здоровья и его укреплению.
5 слайд Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
6 слайд. Одна из основных задач уроков музыки: снимать нервно-психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоциональный энергетический тонус обучающихся.
7 слайд. Для того чтобы работа на уроке шла педагогически правильно и то же время полезно для здоровья необходимо соблюдать условия:
На уроках музыки, в свободной и самостоятельной творческой деятельности школьников актуально, возможно и необходимо использовать современные здоровьесберегающие технологии в игровой форме.
Физкультурные минутки – кратковременные перерывы на занятиях (1-3 мин.) для проведения физических упражнений, связанных с длительной статичной позой учащихся. Их цель – предупреждение утомления, восстановление умственной работоспособности, профилактика нарушений осанки. Они проводятся на начальном этапе утомления (на 8-20 минуте занятия). Упражнения должны быть просты, интересны и знакомы учащимся, доступны для выполнения на ограниченной площади.
8 слайд. Направления здоровьесберегающих возможностей музыки:
Музыкальная терапия вместе с арттерапией, то есть терапией средствами изобразительного искусства, может стать эффективным методом лечения школьных неврозов, которые сегодня все чаще поражают учащихся.
Голос – это своеобразный индикатор здоровья человека. Обладатели сильного голоса, как правило, имеют крепкое здоровье. Петь полезно в любом случае, даже если нет ни слуха, ни голоса. Это отличное средство для снятия внутреннего напряжения и для самовыражения.
Если рассматривать лечебные звуки с позиции музыкотерапии то с учетом открытий в современной науке рекомендации в этой специфической области вокалотерапии будут следующими:
Гласные звуки:
А- снимает любые спазмы, лечит сердце и желчный пузырь;
Э- улучшает работу головного мозга;
И- лечит глаза, уши, стимулирует сердечную деятельность, «прочищает» нос;
О- оживляет деятельность поджелудочной железы, устраняет проблемы с сердцем;
У- улучшает дыхание;
Ы- лечит уши, улучшает дыхание.
Согласные звуки (лучше их пропевать)
В, Н, М – улучшает работу головного мозга;
С – лечит сердце, легкие;
Ч – улучшает дыхание;
К, Щ – лечат уши;
М – лечит сердечные заболевания.
Звукосочетания:
3. Логоритмика
Кратковременные физические упражнения под музыку, вызывая возбуждение других отделов мозга, усиливают кровообращение и создают благоприятные условия отдыха для ранее возбужденных отделов.
Музыкально-ритмические упражнения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление. Ритм, который диктует музыка головному мозгу, снимает нервное напряжение, улучшая тем самым речь ребенка.
Использование фольклора на уроках музыки предусматривает органическое сочетание самых разнообразных видов деятельности, что обусловлено синкретизмом осваиваемого материала и педагогическими условиями его познания. В центре внимания – музыкальная деятельность: исполнительская, творческая и слушательская.
В предполагаемом подходе объединяются эстетотерапия – лечение красотой и арттерапия – лечение идеалами. Автор данной методики – В.И. Петрушин.
Творчество требует от человека координации всех нравственных сил, и этот всплеск активности благотворно действует на психику человека, а значит, и на его физическое здоровье, т. е. творческий процесс исцеляет.
Это игра, где есть место для фантазии. Элементарное музицирование позволяет играть на инструментах, играть с элементами музыки, играть друг с другом, разыгрывая сюжеты песен, играть вместе. Звучащие жесты – это игра звуками всего тела: хлопки, шлепки, притопы, щелчки, цоканье и др. Подобные формы ритмического сопровождения в том, или ином виде есть у всех народов мира. Использование звучащих жестов вносит элемент движения, так необходимого для ощущения музыки и для освоения детьми ее ритма.
Сказка об осеннем ветре
Яблоко
Астрономы наблюдают за появлением планеты-младенца
Рисуем зимние домики
Рыжие листья