Учащиеся изучали вопрос: какое имеет значение музыка в жизни человека. Для этого класс поделился на группы. Музыковеды, биологи, художники,медики, журналисты, психологи. У каждой группы была задача определить роль музыки и её силу воздействия на человека. Какая музыка полезна, какая может навредить нашему здоровью.
Вложение | Размер |
---|---|
музыка и ИЗО | 853.15 КБ |
Слайд 1
Влияние музыки на Изобразительное искусство Работа выполнена ученицами МБОУ СОШ № 77 6 а класса Фирсовой Яной и Каюковой Катя Учитель музыки : Ермакова Т.АСлайд 2
«… музыка дает настроение, и по нему надобно воссоздать мысль и образ» Н. А. Римский-Корсаков Мир искусства полон загадок и необычных явлений, которые будоражат умы многих исследований. Одна из них – это способность видеть звуки. Взаимодействие красок и звуков, музыки и живописи существует издавна как в природе, так и в искусстве. Еще Аристотель писал о том, что цвета по красоте и гармонии могут соотноситься между собой подобно музыкальным созвучиям. В Древней Индии существовал род живописи на музыкальные темы – ваника , в которой семь звуков гаммы сопоставлялись с семью цветами, а мелодия с определенной графической формой. Пытаясь сделать музыку видимой, аббат Кастель в ХVIII веке создал так называемый «цветной клавесин».
Слайд 3
В девятнадцатом веке появилось художественное направление в живописи, связанное также с музыкой и театром - импрессионизм. В живописи импрессионизм характеризовался тонкой передачей сиюминутных впечатлений, мозаичными штрихами чистых красок, особым вниманием к колориту. В музыке импрессионистов та же фиксация неуловимых настроений, «туманные переливчатые звучания»
Слайд 4
красочность звуковых пятен, чистые тембры. Музыкальные пейзажи К. Дебюсси – блестящие примеры импрессионистской звукописи («Море», «Лунный свет», «Ароматы и звуки в вечернем воздухе реют» и др.). ХIХ—ХХ века отмечены также поисками Р. Вагнера, А. Скрябина, А. Белого, М. Чюрлениса, С. Эйзенштейна и др. Существует семантическое родство между колоритом в живописи и тембром в музыке. Показательно, что колорит является одним из важнейших средств эмоциональной выразительности в живописи; в музыке же колорит /тембр/ — один из главных факторов изобразительности. «В живописи колорит — наиболее музыкальный элемент, в музыке — наиболее живописный. Таким образом, в каждом из этих искусств колорит как бы ведет в сторону другого, вторгается в его область. В своем колорите музыка и изобразительное искусство словно тянутся навстречу друг другу
Слайд 5
Примеры взаимосвязи звука и цвета многочисленны как в музыке, так и в живописи. Так, В.Кандинский соотносил с определенным цветом тот или иной музыкальный тембр: голубой ассоциировался у него с тембром флейты, красный — трубы, синий — виолончели. Выдающиеся русские композиторы Н. А. Римский-Корсаков и А. Н. Скрябин обладали так называемым «цветным слухом». Каждая тональность представлялась им окрашенной в определенный цвет и в связи с этим имела тот или иной эмоциональный колорит. Так, до-мажор у Римского-Корсакова — белый; до-минор — багряный, трагический; ми-мажор — сумрачный, серо-синеватый. Однако синопсия /цветной слух/ не является единственной формой взаимодействия звука и цвета. У некоторых композиторов зрительно-цветовые представления настолько сильны и ЯРКИ .
Слайд 6
Двусторонняя связь существует также и между слуховым и зрительным восприятием. Эту связь уловили уже художники древности, которые сопровождали звучание музыки различными зрительными демонстрациями. Музыка способна вызывать у слушателя яркие зрительные представления, что позволяет композиторам создавать «музыкальные картины» («Рассвет на Москве-реке» М. Мусоргского, «Утро» Э. Грига, «Лунный свет» К. Дебюсси, «Игра воды» М. Равеля и др.). В живописи определенные сочетания линий, цвета могут вызывать у зрителя ощущения звука («звучащая живопись»). Живопись может изображать состояние звукового покоя (И. Левитан, «Тишина») или воспроизводить ощущения, вызываемые музыкой. Так, искусствовед А. Алпатов говорит о живописи А. Рублева, что цвет у него не звенит, а скорее поет. Можно привести еще много подобных высказываний.
Слайд 11
От звука к смыслу Еще в Древней Индии мудрецы говорили о неразрывной связи музыки и цвета, это же подтверждал и Аристотель, утверждая, что соотношение звуков подобно музыкальным звучаниям. Пифагорейцы также принимали во внимание эту взаимосвязь, у них цвета спектра приравнивались к семи тонам, этим же вопросом интересовался Ньютон. В XVII веке монах Л. Кастель задумал сконструировать цветовой клавесин.
Слайд 12
от звука к смыслу Исследованием звука занимался немецкий физик Эрнест Хладни . Ему принадлежит немало открытий в области физики и акустики. Он с помощью научных экспериментов с фигурами Хладни на поверхности колеблющейся пластинки доказал взаимосвязь этих двух понятий и показал, как можно увидеть музыку. Еще один деятель, который занимался изучением этого вопроса - филолог А. П. Журавлев. Который активно занимался вопросом взаимосвязи цвета и звука в стихах и доказал, что звуки действительно могут выдавать образы. Так, он пришел к выводу, что гласные звуки в стихах символизируют собой цвет. Этим же в свое время интересовался французский языковед К. Нироп и А. Рембо.
Слайд 13
Пытаясь донести до слушателей свое видение звуков, А. Скрябин написал симфоническую поэму «Прометей», в партитуре которой отдельной строчкой вписана световая строка. А композиции Н. А. Римского-Корсакова часто называют «звуковой живописью». Так, для картин моря в своих операх «Садко», «Сказка о царе саланте », «Золотой петушок» он использует тональность Ми мажор. В «Снегурочке» главную героиню сопровождает также эта тональность, которая затем изменяется на более «теплую» Ре бемоль мажор в сцене таяния. .
Слайд 14
Музыка – цвет Мы же рассмотрим подробнее уникальное явление - цветной слух, его следует отличать от простого образного мышления. Это достаточно редкое проявление синестезии – синопсия . Известно, что этим даром были наделены Н. А. Римский-Корсаков, А. Н. Скрябин, Б. В. Афанасьев, О. Мессиан и М. Кенер . Исследования этого феномена проводились как в СССР, так и за рубежом. Так, например, французский психолог, изучавший этот вопрос выделяет три версии происхождения цветного слуха: эмбриологическую, физиологическую и психологическую. Интересно, что люди, наделенные синопсией способны видеть таким образом не каждую тональность и не каждый звук, причем у каждого из них это свой, индивидуальный цвет. Например, А. Н. Скрябин видел тональности До мажор, Фа мажор и Соль мажор, как красный и оранжево-розовый, остальные же цвета он вывел по квинтовому кругу. У Н. А. Римского-Корсакова эти же тональности представляли белый, ярко-зеленый и светло-коричневый цвет. Б. Асафьев описывает тональность Соль мажор, как изумруд газонов после дождя. Ми мажор, наоборот, представлен у всех в одинаковых синих оттенках.
Слайд 15
СПАСИБО А ВНИМАНИЕ ! Слушайте классику, посещайте концерты симфонической музыки и как знать, возможно и для вас удивительный мир звуков заблистает своими яркими красками!
Почему люди кричат, когда ссорятся?
Цветок или сорняк?
Как нарисовать черёмуху
Одеяльце
Снежная сказка