Песня - самый распостраненный и популярный музыкальный жанр. Основная масса песен пишется в соответствии с требованием времени. Однако, если обратиться к популярной песне, то можно увидеть тенденцию к звучанию современных песен с незатейливым текстом и повторяющейся мелодией.
Вложение | Размер |
---|---|
nasha_estrada_polna_sovremennyh_pesen.docx | 23.1 КБ |
Волковая Евгения Викторовна
учитель музыки
Туленинова Лилия Алексеевна
учащаяся 6Б класса
СОВРЕМЕННАЯ ПЕСНЯ, КАК ОТРАЖЕНИЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ
Аннотация: Песня – самый распостранённый и популярный музыкальный жанр. Основная масса песен пишется в соответствии с требованием времени. Однако, если обратиться к популярной песне, то можно увидеть тенденцию к звучанию современных песен с незатейливым текстом и повторяющейся мелодией.
Ключевые слова: песня, музыкальный жанр, содержание песни, мелодия, средства музыкальной выразительности.
Наша эстрада полна современных песен. Мы слышим их по радио, телевизору, в интернете, на улицах, в телефонах и т.д. Некоторые популярные хиты мы часто напеваем себе. Мы повторяем запомнившиеся слова. Но задумываемся ли мы над содержанием и мелодией этих песен? Как они могут воздействовать на наше сознание? Какие средства музыкальной выразительности используют авторы? Какие чувства и мысли выражены в современных эстрадных песнях? Именно на эти вопросы мы попытались ответить в своём исследовании.
С незапамятных времен музыка сопровождает жизнь людей. Существует ряд гипотез о происхождении музыки – мифического и научного характера. В мифах Древней Греции рассказывается о греческих богах, которые сотворили девять Муз. Другой древнегреческий миф рассказывает об Орфее, прекрасном певце, покорившем злых фурий. Своим пением и игрой на лире Орфей мог оживлять камни и деревья.
Необходимость подачи звуковых сигналов привела человека к тому, что из неблагозвучных, неустойчивых по высоте звуков тон голоса певца стал звучать на одной и той же высоте, добавляя разные интервалы. Так рождались первые короткие мотивы. Позже музыка речи была переложена на инструмент.
Долгое время песня выступает в тесной связи с трудовыми процессами: девушки поют во время работы в поле, бурлаки затягивают заунывные песни, выполняя свою тяжёлую работу. Другая причина возникновения песни заключается в извечной потребности человека изливать свои чувства, настроения в мелодиях и словах. Значит, возникновение песни объясняется чувственностью человека. [1]
Трудно сказать, что важнее в песне: слова или мелодия. Вероятно, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо отдельное исследование. В любом случае без поэтического текста и песни нет. Как и всякое искусство, поэзия отображает жизнь в художественных образах. Она может вызвать в человеке мысль о величии и красоте природы, о жизненных бурях и трагедиях, она воспевает волю и мужество героя, вступающего в борьбу со стихиями, заставляет слушателя оплакивать его гибель или ликовать по случаю победы. Лирика способна раскрыть самые сокровенные порывы души, чувства и настроения человека.
Слушая первые мелодии первых музыкальных инструментов — шаманских барабанов, трещоток и костяных флейт, человек осознал: музыка может многое, в том числе и лечить. Пифагор и его ученики пользовались специальными мелодиями против ярости и гнева. Платон, великий учитель древности считал музыку главным средством воспитания гармонической личности. Аристотель также утверждал, что с помощью музыки можно определенным образом влиять на формирование человека и его душу.[2]
В год 70-тилетия победы в Великой Отечественной войне нельзя не сказать о том, какую важную роль песня играла в военные годы. Война ворвалась смерчем в судьбу каждого человека. Одна мысль овладела умом каждого – отстоять Родину. Песня «Вставай, страна огромная» написанная в первые дни войны, объединила миллионы людей на защиту Отечества. Конечно, основная масса песен современности пишется в соответствии с требованиями времени. Однако, если обратиться к популярной музыке, то здесь наметилась опасная тенденция к безграмотному составлению текстов, примитивности мелодии и невысокому качеству исполнения песен.
Опросив своих ровесников, я выделила самые популярные песни которые они слушают. Большинство отдает свое предпочтение таким направлениям в музыке, как рэп и поп-музыка. В современной эстрадной песне наиболее представлены такие темы, как любовь, судьба, счастье, время, разлука. В качестве самых популярных русских песен я взяла следующие: «Летучий фрегат» (Настя Полева), «Обнуляй» (Кравц), «Сестренка» (Stim), « Розы темно-алые» (Лоя), «Берег и море» (Карандаш), «Сердце пацана» (Ярмак), «Моё море» (Noize MC) «Все решено» (Elvira T) «Любви достойна только мама» (Bahh Tee), «Сумашедшая» (Алексей Воробьёв), «Цунами» (Нюша). «Невеста» (Егор Крит), треки из молодёжных сериалов «Физрук», «Молодёжка».
Я не удивилась тому, что любовь – центральная тема. В песенных текстах, популярных среди моих сверстников, с любовью связаны такие её характеристики этого чувства: счастливая / несчастная любовь; вера в существование «второй половинки»; любовь как символ добра и спасения; угасание любовного чувства; любовное увлечение. На основе этого можно утверждать, что современная лирическая песня очень близка народной лирической песне.[3]
Однако анализ текстов любовной тематики привел меня к выводу, что поп-музыка («современная популярная музыка») – самая популярная музыка в России: ее слушают около 48% граждан, причем 19% - молодежь в возрасте 13 – 20 лет. Жанр популярной музыки выполняет в основном развлекательные функции, а тематика песен не предполагает ответов на серьезные жизненные вопросы. Однако это обстоятельство не снимает с авторов песен ответственности за содержание и музыкальное оформление создаваемых произведений, а, напротив, подразумевает серьезную работу. Ведь ошибки, которые нередко встречаются в текстах песен, негативно влияют на слушателей, а особенно на молодое поколение.
Современная песня - это отражение нового времени. Изучив её историю, проанализировав этапы развития и ее полезное воздействие на человека я пришла к следующим выводам:
У Марины Цветаевой есть выражение «пробел песни». Наверное, так можно сказать о состоянии современной эстрады.
В заключение хотелось бы процитировать строки известной поэтессы М.И. Цветаевой, в которых она говорит о значимости песни в судьбе поэта, в судьбе народа: «Певучее начало России, расструенное по небольшим и недолговечным ручейкам, должно обрести единое русло, единое горло. Для того, чтобы быть народным поэтом, нужно дать целому народу через тебя петь». [4]
Нечаянная победа. Айзек Азимов
Голубая лягушка
Соленая снежинка
Рисуем акварелью: "Романтика старого окна"
Золотой циркуль