Работа победила на Республиканском конкурсе-фестивале им.С.В.Рахманинова
Вложение | Размер |
---|---|
konkursnaya_rabota_gimazetdinova_safie_sdmsh_no3_im.yu_.bogatikova.doc | 45 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СИМФЕРОПОЛЬСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА№3
ИМЕНИ ЮРИЯ БОГАТИКОВА
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ
Конкурсная работа по музыкальной литературе
для учащихся старших классов на тему:
«Рахманинов и его время»
II Республиканского Фестиваля-конкурса классической музыки имени С. В. Рахманинова «Весенние воды»
Выполнила:
Гимазетдинова Сафие,
8 класс
Руководитель:
Стадник Елена Анатольевна,
преподаватель
музыкально-теоретических дисциплин
Симферополь 2018
«Я - русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды. Моя музыка – это плод моего характера, и поэтому это русская музыка… Единственное, что я стараюсь делать, когда я сочиняю, - это заставить ее прямо и просто выражать то, что у меня на сердце».
Эти чудесные слова принадлежат великому русскому композитору, пианисту и дирижеру – Сергею Васильевичу Рахманинову. Перед нами исход первого десятилетия двадцатого века. Имя Сергея Васильевича – самое громкое в русском искусстве. Критики и ценители видели в нем успех, надежду на расцвет в музыкальной молодой России. Он привлекал общее внимание мощью и самобытностью русского таланта, поражая тем, что в любом жанре музыки писал исключительно высокоталантливые произведения, которые вошли в историю, которые стали духовной пищей многих людей.
Разнообразные импульсы, исходившие из жизни, природы, литературы и живописи всегда служили Рахманинову наибольшим вдохновением, были его источником. «Я нахожу, — говорил он, — что музыкальные идеи рождаются во мне с большей легкостью под влиянием определенных внемузыкальных впечатлений». При этом Рахманинов старался выражать не отражение каких-либо явлений нашей реальной жизни, а показывать свои чувства, переживание и эмоциональное впечатление и реакцию на то, что происходило вокруг него, вокруг его жизни. Основная тенденция этого яркого представителя искусства 20 века была удачно сформулирована В. Г. Короленко: «Мы не просто отражаем явления как они есть и не творим по капризу иллюзию несуществующего мира. Мы создаем или проявляем рождающееся в нас новое отношение человеческого духа к окружающему миру».
Я считаю, что у Рахманинова была своя особенность в музыке… И это выразительнейший мелодизм, при помощи которого он мог создавать длительно развертывающиеся мелодии, которые соединяли в себе все: пластичность, красоту, экспрессию произведения, напряженную, но сверкающую. Певучесть, которая также имеет важную роль, определяла характер произведения, гармоническое мышление рахманиновского стиля, обогащенный самостоятельными голосами, которые могли выйти в свет, на передний план или же утонуть в густом как русский лес, звуке.
Тяжело поверить, что у человека с таким сногсшибательным талантом когда-то были провалы. Но это так, и один из таких провалов заставил Рахманинова прекратить свою деятельность на целых 3 года. Первая симфония. Она была второй попыткой композитора в этом жанре музыки, и, казалось бы, это могло оправдать его, но ведь люди ждали чего-то большего от Сергея Васильевича и нельзя было сказать «я работаю по 10 часов в день и у меня нет огромного опыта в симфониях, ошибка мне простительна». Нет, по мнению людей, ошибка была непростительна. Критики обвинили композитора в смешении, соединение разнородных стилей, идей, одним словом – эклектизме. Мне бы хотелось предоставить слова самого Рахманинова, допускающего (но в глубине души утверждающего), что провал Симфонии произошел из-за исполнения:
«Не сообщал Вам также впечатлений после исполнения моей первой Симфонии. Сделаю это теперь, хотя мне это и трудно, так как до сих пор не могу в них разобраться сам. Верно только то, что меня совсем не трогает неуспех, что меня совсем не обескураживает руготня газет — но зато меня глубоко огорчает и на меня тяжело действует то, что мне самому моя Симфония, несмотря на то, что я её очень любил, раньше, сейчас люблю, после первой же репетиции совсем не понравилась... Значит, плохая инструментовка, скажете Вы. Но я уверен, отвечу я, что хорошая музыка будет «просвечивать» и сквозь плохую инструментовку, а я не нахожу, чтоб инструментовка была совсем неудачна. Остаётся, значит, два предположения. Или я, как некоторые авторы, отношусь незаслуженно пристрастно к этому сочинению, или это сочинение было плохо исполнено. А это действительно было так. Я удивляюсь, как такой высокоталантливый человек, как Глазунов, может так плохо дирижировать? Я не говорю уже о дирижёрской технике (её у него и спрашивать нечего), я говорю о его музыкальности. Он ничего не чувствует, когда дирижирует. Он как будто ничего не понимает! Итак, я допускаю, что исполнение могло быть причиной провала. (Я не утверждаю, а я допускаю.) Если бы эта Симфония была бы знакома публике, то она обвиняла бы дирижёра (я продолжаю «допускать»), если же вещь незнакома и плохо исполнена, то публика склонна обвинить композитора. Это, кажется, вероятная точка зрения. Тем более, что эта Симфония, если и не декадентская, как пишут и как понимают это слово, то действительно немного «новая». В данную минуту, как видите, склонен думать, что виновато исполнение. Завтра, вероятно, и это мнение переменю. От Симфонии всё-таки не откажусь. Через полгода, когда она облежится, посмотрю её, может быть, поправлю её и, может быть, напечатаю — а может быть, и пристрастие тогда пройдёт. Тогда разорву её...»
Но, несмотря на этот инцидент, великий композитор не прекратил музыкальную деятельность навсегда. Он взял себя в руки, точнее говоря, взял свои руки и начал писать. У меня искреннее восхищение от такого сильного характера, который «исцелился», несмотря на шум толпы.
Было тяжелее, когда началось мощное общественное движение. По истине радостным событием для него стала Февральская революция 1917 года, но в скором времени на смену радости пришла тревога, которая нарастала у него в душе из-за происходящих событий. В преддверии Февральской революции резко обострились социальные и политические противоречия, усугубленные тяготами долгой и изнурительной войны, в которую была втянута Россия. Порожденная войной экономическая разруха и, как следствие ее, обострение нужды и бедствий народных масс, вызвали острую социальную напряженность в стране, рост антивоенных настроений и всеобщее недовольство не только левых и оппозиционных, но и значительной части правых сил политикой самодержавия. Заметно упал в глазах всех слоев общества авторитет самодержавной власти и ее носителя - царствовавшего императора. Невиданная по своим масштабам война серьезно потрясла нравственные устои общества, внесла небывалое ожесточение в сознание и поведение людей.
Уезжая за границу, композитор думал и надеялся, что расставание с родиной будет временным. К сожалению, разлука оказалась окончательной и стала трагичной в биографии Рахманинова. Первостепенным жизненным значением было его пребывание на родной земле, в гуще русской жизни. По приезду в Стокгольм вокруг царила предпраздничная суета – был канун Рождества. Веселье и шум только усугубляли состояние Сергея Васильевича, усиливали тоску и чувство одиночества, грусть на чужбине. Популярность Рахманинова как пианиста за границей была огромна. Но сочинять вдали от родины он перестал. Журналисты часто спрашивали его о новых произведениях, на что он отвечал: «Уехав из России, я потерял желание сочинять. Лишившись Родины, я потерял самого себя». 10 лет золотого молчания.
Однако, даже вдалеке от Родины, на всех концертах в его музыке остался романтический образ… Романтическая настроенность, исключительная насыщенность и действенность его лиризма. В рахманиновских эмоциональных погружениях все время чувствуется воля, и воля не мелкоимпульсивная, а воля, так сказать, с высоты орлиного полета, не боящаяся ни сияющей солнечной яркости, ни бездонной мрачности зияющих пропастей.
Анализируя пребывание Рахманинова за границей, мы видим многолетнюю и бескорыстную помощь русским людям. Передавая в начале 1920-х годов крупные суммы через организацию ARA в пользу голодающих в России и будучи в течении нескольких лет председателем русской секции американского Красного Креста, Рахманинов вел благотворительную деятельность и в частном, индивидуальном порядке. Он направлял посылки в Московскую и Ленинградскую консерватории, во все московские высшие учебные заведения, в оперные и драматические театры, а также оказывал помощь деньгами и посылками своим родственникам, знакомым музыкантам, артистам, художникам, ученым, жившим в Советской России. Непрестанно, в течение многих, многих лет шла его помощь и в другие концы мира. Кажется, не было угла на земном шаре, откуда бы не приходили мольбы о помощи от русских люде, рассеянных по всему свету. Вся эта благородная деятельность, никогда не афишировавшаяся Рахманиновым, выростала в конечном счете в общественную позицию художника-гуманиста, чувствовавшим себя, несмотря ни на что, русским человеком, кровно связанным с гуманистическими традициями русской интеллигенции, той передовой среды, в которой он прожил больше сорока лет, большую часть своей жизни.
Жизнь музыки Рахманинова продолжается. Первый же послевоенный концертный сезон прошел в нашей стране под знаком творчества Рахманинова. Осенью 1945 года был организован своеобразный рахманиновский фестиваль: во многих городах проходили концерты из произведений композитора, в Москве состоялись посвященные Рахманинову торжественные вечера, научные сессии.
«В чем сила и жизненность музыки Рахманинова? Почему она так волнует миллионы людей? Сочинения Рахманинова содержат в себе простые, но возвышенные и сильные чувства: любовь, восторг перед красотой мира, радость, скорбь и веру. Его музыка открыто обращена к человеку, к самому откровенному в нем, и всегда исполнена вдохновения. Слава и гордость Русской музыки – Сергей Васильевич Рахманинов всегда будет жить в истории отечественного и мирового искусства» - Г. Свиридов
Мы до сих пор помним, любим, вновь открываем глубокую, значительную, Русскую музыку Сергея Васильевича Рахманинова и гордимся самым гениальным композитором Отечества.
Проверено на антиплагиат:
Уникальность текста: 79.9%
Музыка космоса
Прыжок (быль). Л.Н.Толстой
Как я избавился от обидчивости
Три способа изобразить акварелью отражения в воде
Рождественский венок