конспект урока музыки для 3 класса по программе Е. Д. Критская , Г. П. Сергеева , Т. С. Шмагина
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 75 КБ |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Фатежская средняя общеобразовательная школа №2»
Фатежского района Курской области
Разработка открытого урока
«Тихая моя , нежная моя , добрая моя мама.»
Урок разработан учителем музыки
Мелкумян Жанетой Борисовной
3 класс
Фатеж 2017 г.
Пояснительная записка
к уроку музыки в 3 классе по теме
«Тихая моя , нежная моя , добрая моя мама.»
Автор: | Мелкумян Жанета Борисовна, учитель музыки МКОУ «Фатежская средняя общеобразовательная школа №2» им. П.Е. Локтионова |
Направление: | художественно - нравственное |
Тема, класс: | «Тихая моя , нежная моя , добрая моя мама.»,3 класс. |
Тип: | урок систематизации и обобщения знаний и умений. |
Характеристика класса | Начальный класс со средним или выше среднего показателем качества обученности |
Программа: | Для 1-4 класса «Музыка»(Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина,) «Школа России». |
Учебник: | «Музыка» 3 класс, Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина, «Просвещение» .2015 |
Раздел: | «О России петь- что стремиться в храм .» |
Количество часов: | 34 учебных часов в год, 1 учебных час в неделю |
Цель: | научить учащихся выделять, анализировать и сравнивать образы матери в произведениях музыки и живописи. |
Задачи: | 1.вызвать эмоциональный отклик от произведений искусства; 2.актуализировать знания о том, что в произведениях музыки и искусства разными средствами выразительности изображен образ матери; 3.поработать над дикцией, интонацией, текстом песни «Мама- 1 слово»; 4.вспомнить о том, как велика роль матери в жизни каждого человека; 5.научить анализировать музыкальные и художественные произведения. |
Методы: | метод проблемного диалога, частично поисковый |
Оборудование: | Проектор , экран .компьютер. музыкальный центр, фортепиано, |
Формы работы: | - фронтальная; - коллективна; - индивидуальная; |
1.Организационный этап:
(Музыкальное приветствие)
-Здравствуйте, дети.
-Здравствуйте . учитель.
2. Мотивация учебной деятельности учащихся (1 мин.) . Презентация ,слайд 1.
- Давайте улыбнемся и пожелаем друг другу удачи! Тихо сели. Мы спокойны, добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Глубоко вдохнем и выдохнем. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство. Вдохните свежесть дня, тепло солнечных лучей. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу!
3. Формулировка темы , постановка цели и задач урока (3 мин.) . Презентация ,слайд 2.
К нашему уроку я предлагаю эпиграф:
«Я верю, что женщина – чудо такое,
Какого на Млечном пути не сыскать.
И если “любимая” - слово святое,
То трижды священное – “женщина – мать!»
Л. Рогожников
-Как вы понимаете эти слова? О ком они?(Ответы детей)
-Какими эпитетами вы могли бы охарактеризовать маму?(Ответы: Нежная ,добрая, ласковая, милая…. )
- Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?(Ответы детей)
(Учитель обобщает)
-Тема нашего урока «Тихая моя , нежная моя , добрая моя мама.»
-Ребята, мы с вами уже знаем, что музыка и живопись живут очень дружно и охотно помогают друг другу. Изобразительное искусство вдохновляет композиторов и музыкантов, равно так же, как и музыка будит фантазию художников и скульпторов. В искусстве есть великие, вечные темы. Тема материнства всегда волновала художников всех народов. Эта тема близка каждому из нас.
-Какова же цель нашего сегодняшнего урока? ( Предполагаемый ответ детей : сравнение образа матери в музыке, в литературе, в живописи).
- Молодцы, вы все правы. Как вы думаете в каких видах искусств мы будем рассматривать образ матери сегодня? ( Ответы детей)
-Определим задачи урока.
(Предполагаемые ответы детей :
1.Смотреть на картину или слушать музыкальное произведение.
2.Изучать ее (какие краски, настроение, содержание).
3. Сравнивать )
4 Актуализация знаний. (4 мин.) . Презентация ,слайд 3.
-Ребята, на прошлом уроке мы слушали музыкальное произведение. Еще раз вернемся к нему.(Слушание , презентация 1 слайд- картина Рафаэля ).
- Какие чувства возникли у вас, когда вы прослушали это музыкальное произведение?
-Назовите композитора, написавшего столь прекрасное произведение?(Шуберт)
- Какой художник написал эту картину?(Рафаэль. Картина называется « Сикстинская мадонна»)
-Почему музыка звучала на фоне именно этой картины? (Ответы детей : И в картине , и в музыке нашел отражение образ Богоматери)
- Где вы встречались с этими произведениями?(При изучении прошлой темы «Образ матери в музыке и изобразительном искусстве»)
- Кого вы представляли, слушая музыкальное произведение на фоне картины? (Ответы детей)
-Дети какие стихи, рисующие образ матери с ребёнком на руках, можно вспомнить глядя на картину и слушая эту музыку? Вы об этом должны были подумать дома.
(Ответы детей : например,
Есть в природе знак святой и вещий,
Ярко обозначенный в веках.
Самая прекрасная из женщин –
Женщина с ребёнком на руках!
От любой напасти заклиная
(Ей-то уж добра не занимать!),
Нет, не Богоматерь, а земная,
Гордая, возвышенная мать.
Свет любви ей издревле завещан,
Так вот и стоит она в веках:
Самая прекрасная из женщин –
Женщина с ребёнком на руках .)
5. Обобщение и систематизация знаний (9 мин.). Презентация ,слайд 4, 5
-А сейчас обратимся к учебнику, с.46 – 47
- текст учебника . Вы согласны? Соедините слова ,как предлагают вам авторы учебника.
-Давайте проверим, что у вас получилось.(Ответы детей: Родина -Мать, Материнская любовь, Матушка земля…)
-Ребята, а как вы понимаете значение этих сочетаний? (Материнская любовь-это любовь мамы к своему ребенку . Матушка земля - так ласково мы обращаемся к своей Родине. Родина мать-в грозные годы войны солдаты отдавали свою жизнь за святое – родную землю , так, как мать.)
-А сейчас эти словосочетания актуальны? (Д а. Мы всегда должны любить и защищать свою Родину. )
-Перенесёмся с вами в картинную галерею.
К. Петров-Водкин “1918 год в Петрограде”(Дети рассматривают картину на странице 46)
-Какое сочетание слов, составленное вами, больше подходит для описания этой картины?(Ответы детей)
-Эта картина написана русским художником Петровым-Водкиным в 1920 году. Что передаёт эта картина? (Ответы детей : Передаёт материнскую заботу и любовь.)
-Ребята, скажите, похожа ли она на произведения изобразительного искусства, которые мы смотрели с вами до этого? Чем похожа? (Ответы детей: Обнимая и ласково сжимая руку ребёнка, мать так же оберегает своё дитя от жизненных невзгод ).
-Правильно!
-А какая общая интонация картины? (Ответы :Взволнованная,)
-А почему? ( Ответы детей : Мама ,сжимая руку ребёнка ,старается уберечь сына от невзгод)
Ребята, сам художник назвал свою картину «1918 год в Петрограде» ,.потому что в это время шла гражданская война, а мама переживала за своего ребёнка.
-А как бы вы назвали эту картину?(Ответ: « Петроградская мадонна ».)
-А почему мадонна ? (Ответы :Потому что эта картина похожа на икону Божией матери.)
6.Физминутка. (1 мин.). Презентация ,слайд 6.
-Предлагаю вам отвлечься на минутку
Я приглашаю Вас на вальс.
И в танце мы начнем кружиться.
Вальс.
7.Обобщение и систематизация знаний (продолжение) (7 мин.). Презентация ,слайд 7.
-В своих картинах художники изобразили женщин разных сословий.
На предыдущей картине была изображена простая женщина. Давайте посмотрим портрет придворной женщины с детьми, который написал О. Ренуар
Что изображено на ней? (Ответы :Мать и её дети. Наверно, они только что играли, а теперь отдыхают. Рядом с ними спокойно лежит собака.) Самый, наверное, солнечный и жизнелюбивый из всех импрессионистов, Пьер Огюст Ренуар (1841-1919) написал эту картину по просьбе мадам Шарпантье, жены крупного издателя французской литературы и одного из первых коллекционеров полотен импрессионистов. Ренуар был вхож в ее салон, где собирались известные литераторы, художники, музыканты.
-Сравните эти картины, чем они отличаются? Ответы :В первой картине у мамы тревожный взгляд. А на второй картине мама спокойна.
- А что объединяет эти картины.(Ответы: От картин исходит тепло, уют, любовь).
-При сравнении этих картин можно сделать вывод: Художники изобразили разных женщин в разные эпохи ,но у них чувство одинаковые: Любовь, забота, спокойствие , нежность…
8. Применение знаний и умений в новой ситуации (7 мин.).
На странице 46-48 представлены нотные записи двух песен с одинаковым названием «Мама»
(В. Гаврилин «Мама», Биксио «Мама» ).
-Попробуйте напеть по нотам припев песен.
-Пропоем отдельно слово «мама»
-Есть различие ?(Ответы детей:)
-А сейчас прослушайте в записи песню Гаврилина « Мама»
-Совпало звучание ваше и прослушанное в записи ? (Ответы детей)
Прослушивание песни Гаврилина «Мама» Анализ песни.
-Какое настроение передает эта песня?(Ответы: умиротворенное. Грустное печальное… Музыка спокойная , негромкая, нежная, представляется ласковая мама)
-Какие интонации были слышны ? (Ответы: колыбельные )
-Как вы думаете, к какой картине ближе эта песня? (Ответы : К. Петров- Водкин «1918 год в Петрограде»)
-Как интересно! Произведения созданы разными авторами, но как удивительно похожи! Насколько живописна музыка и музыкальна живопись, воспевающая женские образы. Разные виды искусства используют одинаковые средства выразительности: спокойные мягкие тона и краски, умеренный темп, плавность линий и звука.
Следующая песня «Мама» итальянского композитора Биксио
-Ребята, а какое настроение передает эта песня?(Ответы: Приподнятое, веселое… )
-Как вы думаете , есть разница в характере звучания этих двух песен? (Ответы детей: Русская песня звучит неторопливо, задушевно, итальянская – более страстно, порывисто. )
-Молодцы! Рядом с песней Гаврилина эта песня звучит контрастно, и национальный характер, присутствующий в ней , придаёт музыке страстность и экспрессивность выражения чувства.
-Ребята, скоро праздник- День Матери. Обычно в этот день принято сделать подарки своим мамам - Я предлагаю обратиться к маме через песню и в ней выразить свою любовь.
9. Вокально-хоровая работа (5 мин.) Презентация ,слайд 8..
Разучивание песни «Здравствуйте, мамы!» (автор Ю. Чичков)
10. Домашнее задание Презентация ,слайд 9..
- Ребята, а теперь представьте себе лицо своей мамы. Загляните в её глаза прямо сейчас, в своём воображении. Хорошо ли вы их помните? Дома нарисуйте портрет своей мамы. А сейчас на сердечках напишите пожелания для своих мам и прикрепите на символическое дерево, которое будет у вас в классе в День Матери ,и тогда ваши мамы прочитают сердечные записи.
11. Рефлексия (3 мин.). Презентация ,слайд 10.
-А теперь подводим итоги:
1. Почему урок носит название «Тихая моя, нежная моя, добрая моя МАМА»?
2. Какие произведения искусства мы с вами рассматривали на уроке?
3.Какие образы были отображены художниками К. Петровым- Водкиным и О. Ренуаром?
4. Что общего в музыке, звучащей на уроке, и картинами, которые вы сегодня рассматривали?
-Что бы вы рассказали дома своим близким о сегодняшнем уроке?(Ответы детей)
-Ребята, поделитесь со мной впечатлениями от сегодняшнего урока. Какие чувства вы испытали на уроке?
-Я тоже хочу поделиться с вами своими впечатлениями.
-Берегите, уважайте, нежно любите своих мам, не причиняйте им боли своими словами и поступками.
Сочинение
Солдатская шинель
Учимся рисовать горный пейзаж акварелью
Загадка старого пирата или водолазный колокол
Дерево в снегу