Презентация "Жизнь и творчество П.И.Чайковского представляет собой описание основных моментов творчества великого композитора.
Вложение | Размер |
---|---|
chaykovskiy_1.ppt | 1.33 МБ |
Слайд 1
Выполнил ученик 6 «б» класса МОБУ СОШ с. Наумовка Сутурин Владимир Руководитель Звягинцева М.В.Слайд 2
Этапы работы: Погружение в проект: 1.Детские годы жизни П.И.Чайковского. 2.Становление его как композитора. Реализация проекта: 1.Классификация жанров музыки композитора. 2.Музыкальный анализ произведений. 3.Мое любимое произведение опера «Евгений Онегин» Выводы: 1.П.И.Чайковский – гениальнейший композитор мира. 2.Основополагающие принципы творчества: ярко индивидуальный метод, образный строй, способ лирического высказывания, драматургического мышление, музыкальная выразительность - способствуют высокому уровню восприятия музыки.
Слайд 3
Детские годы жизни композитора. П.И.Чайковский – русский композитор, дирижер, педагог, музыкально-общественный деятель родился в г. Воткинске на Урале в семье горного инженера. Уже в раннем возрасте мальчик отличался тонким слухом и хорошей музыкальной памятью. Первым учителем музыки стала его мать. В 5 лет он уже мог по слуху подбирать мелодии Моцарта, Доницетти, Россини на фортепиано, механическом органе ,а в 7 лет к нему пригласили настоящую учительницу музыки.
Слайд 4
Детские годы жизни композитора В конце 1848 года семья переехала вначале в Москву затем в Петербург. Мальчика отдали в пансион Шмерлинга, где он стал серьезно заниматься музыкой; его часто водили в театр, на оперу или балет, и он на всю жизнь полюбил волнующую атмосферу ожидания, театральную сцену за роскошным занавесом, таинственное освещение и удивительную жизнь, разворачивавшуюся на фоне волшебных декораций.
Слайд 6
Становление П.И.Чайковского как композитора В 1850 г. Чайковский поступил в Училище правоведения в Петербурге, о музыке он не забывал, и продолжал брать уроки фортепианной игры. Училище он закончил 9 лет спустя, определился в департамент Министерства юстиции, однако музыка притягивала его все сильнее – и тем сильнее он чувствовал, сколь несовершенны его знания; поэтому в 1861 году Чайковский стал заниматься в музыкальных классах Русского музыкального общества.
Слайд 7
Становление П.И.Чайковского как композитора Эти классы были преобразованы в Петербургскую консерваторию – и сам Рубинштейн преподавал там композицию. Чайковский окончил консерваторию с серебренной медалью в 1865 году; к этому времени он уже распрощался со службой, и, когда открылась консерватория в Москве и ему предложили профессуру, он согласился без колебаний. Чайковский преподавал свободное сочинение, теорию музыки, инструментовку и гармонию, причем для занятий составил учебник гармонии – первый русский учебник такого рода.
Слайд 8
Становление П.И.Чайковского как композитора В Москве были сделаны первые шаги в сочинении музыки. Одобрения они не вызвали ни у критиков, ни у публики. Опера «Воевода», поставленная в 1869 году в Москве, успеха не имела; фантастическая опера « Мандрагора» его самого разочаровала, и дальше «Хора насекомых» для нее он не продвинулся; оперу «Ундина» Чайковский закончил, но Дирекция императорских театров ее не одобрила, и композитор, крайне раздосадованный происходящим, уничтожил партитуру.
Слайд 10
Становление П.И.Чайковского как композитора Дальше дела пошли лучше. «Опричник» был поставлен в Петербурге в 1874 году, но особого восторга у публики не вызвал, зато «Кузнец Вакула», позднее дополненный и переделанный в оперу «Черевички» - на сюжет Н.В.Гоголя «Ночь перед рождеством», был удостоен первой премии Русского музыкального общества. Далее последовали «Евгений Онегин», «Орлеанская дева», «Мазепа», «Чародейка», «Пиковая дама».
Слайд 11
Становление П.И.Чайковского как композитора Чайковский писал не только оперы .Своей мировой славой русский балет никому не обязан в большей степени, чем Чайковскому. Он стал первым композитором, который заставил зрителей не только смотреть, но и слушать балетный спектакль. Он создал 3 балета: «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик». Балетная музыка, которую делали просто удобной для танца, у Чайковского поражает глубиной содержания и богатой эмоциональной окраской.
Слайд 12
Классификация жанров музыки В творчестве Чайковского представлены почти все музыкальные жанры: Оперы Балеты Концерты Симфонии Романсы Увертюры Инструментальная музыка Камерная музыка Церковная музыка
Слайд 13
Классификация жанров музыки Однако предпочтение он отдавал опере и симфонии, которую считал исповедью души, лиричнейшей из всех музыкальных форм. Он написал 7 симфоний, среди них: «Зимние грезы», «Манфред», «Патетическая», увертюру-фантазию «Ромео и Джульетта», фантазию «Франческа да Римини», «Итальянское каприччио».Творческое наследие его огромно. В 1878 году Чайковский оставил консерваторию, чтобы свободно заниматься творчеством. Он был обеспечен пенсией, а произведения его издавались, ставились, исполнялись.
Слайд 14
Музыкальный анализ произведений «Зимние грезы» - первая симфония П.И.Чайковского проникнута русскими песенно-танцевальными интонациями. Она стала исповедь души композитора. В ней он выразил все наболевшее и радовавшее ,смятение и искания, стремление к вечно прекрасному, возвышенному. В этой симфонии сложился ярко индивидуальный метод, характерный для всех последующих симфоний: образный строй, драматургическое мышление, музыкальная выразительность, способ лирического высказывания В общении с представителями русского передового искусства и при постоянном живом интересе к народному творчеству сформировался реалистический музыкальный стиль. Некоторые произведения содержат яркие зарисовки народного быта, живо передают народный юмор и веселье. «Времена года» - цикл фортепианных пьес раскрывает поэтические образы родной природы.
Слайд 15
Музыкальный анализ произведений « Лебединое озеро» - новаторский балет. Его музыка прекрасна, даже слишком хороша для балета. Это лучший балет, мелодии одна другой пластичней, певучее и увлекательнее, льются, как из рога изобилия; ритм вальса, преобладающий между танцевальными номерами , воплощен в таких разнообразных, грациозных и подкупающих рисунках, что никогда мелодическое изображение даровитого и многостороннего композитора не выдерживало более блистательного испытания. «Щелкунчик» - яркий , праздничный балет, поражающий искрометной будоражащей душу мелодией по сказке Гофмана /в обработке Дюма/. «Спящая красавица» - балет по сказке Шарля Перро так поэтичен, так благороден по музыке. В этом фантастическом мире образов Чайковского привлекала прежде всего возможность снова воплотить в музыке вечную проблему реальной жизни: борьбу Добра со Злом, победу светлых идеалов Красоты, Радости, Любви.
Слайд 17
Мое любимое произведение В романе «Евгений Онегин» композитор видел реальные и правдивые образы, глубокую жизненную драму, происходящую в реальных условиях. Он глубоко проникся пушкинскими образами, чистой любовью героев, верностью и пониманием их чувства долга и чести, их возвышенной мечтой и стремлением к идеалу. Музыкальная драматургия произведения создана на едином мелодическом дыхании, где один номер органически переходит в другой, где вокальная мелодия монологов /арий или ариозо/ по своей певучести и выразительности не отличается от речетативов – музыкальных разговоров. Композитор словно распевает стихи Пушкина, подобно тому ,как поют романсы на стихи поэтов и сочиняет необычные широкие мелодии, покоряющие одухотворенностью.
Слайд 18
Мое любимое произведение Опера «Евгений Онегин» . Сцена на балу.
Слайд 19
Выводы: П.И.Чайковский выступал как дирижер, руководя исполнением своих произведений и в России и за рубежом, где он пользовался огромным успехом – ведь в его музыке новая русская школа, восходящая к Глинке органично слилась с западноевропейской школой. Одной из триумфальнейших была поездка в Прагу в 1888 г. В 1891 г. Успешно прошли концерты в Америке, куда композитор был приглашен для участия в фестивале по случаю открытия крупнейшего концертного зала Карнеги-Холла. В 1893 г. В Англии Кембриджский университет присвоил Чайковскому звание доктора права, как гениальнейшему композитору мира.
Слайд 20
Выводы: П.И.Чайковский – гениальнейший композитор. Весь мир исполняет его музыку.
Слайд 21
Выводы: П.И.Чайковский создал свой мелодический язык, он мог передавать в музыке и тончайшие душевные переживания и масштабность идеи. Все выразительные средства его музыки – мелодия, гармония, оркестровка, форма произведения – обладают огромной силой воздействия на человека. Содержание музыки Чайковского универсально: оно охватывает жизнь и смерть, любовь и ненависть, природу и быт и глубокие процессы духовной жизни – сомнение, отчаяние, переживание. Произведения композитора пронизаны большой любовью к жизни, человеку . Произведения композитора легки для восприятия, благодаря мелодичности, распевности, широте мелодий.
Слайд 22
Спасибо за внимание!!!
Сила слова
Цветущая сакура
Чем пахнут ремёсла? Джанни Родари
В.А. Сухомлинский. Самое красивое и самое уродливое
Знакомимся с плотностью жидкостей