Творческая работа о том, как связано творчество Пастернака и Шопена
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.69 КБ |
Творческая работа
По теме: «Стихи, рассказы и повести
о музыке и музыкантах»
Выполнил: ученик 5-а класса
МОУ «Лицей №4»г.Дмитрова
Бирюков Роман
2017г.
Откуда берут свои идеи творческие люди?
– Из окружающей нас жизни.
Мастер тот – кто умеет все увидеть,
услышать и рассказать в своем произведении...
Я хочу рассказать о том как связано творчество Пастернака и Шопена
Творчество Шопена популярно в России и в других славянских странах. Шопен навсегда вошел в русскую музыкальную культуру. Его произведения стали исполняться в России с середины тридцатых годов девятнадцатого века, задолго до смерти композитора.
Известность Шопена в России не ограничивается только музыкальными кругами. В воспоминаниях, письмах и дневниках многих русских писателей (Владимира Одоевского, Льва Толстого, Бориса Пастернака), часто можно найти отзывы или диалоги о Шопене и его музыке.
Однако, совершенно особую роль играет музыка Шопена в духовной жизни Бориса Пастернака (1890-1960), который знаком с ней с самого детства. Потому что его мать - Розалия Кауфман - была талантливой пианисткой, выступающей на публичных концертах, и ее любимым композитором был безусловно Шопен. Его музыка часто звучала в московском доме Пастернаков. Будущий поэт унаследовал музыкальный талант своей матери, в молодости сочинял небольшие произведения (музыкального искусства, которому обучался под руководством известного композитора Александра Скрябина), но в конечном итоге посвятил себя писательской стезе.
Он начинал свой творческий путь от музыки и философии (он изучал философию в Московском университете в 1909-1913) и позднее пришел к литературе.
Духовными проводниками молодого Пастернака в художественном мире были по большей части Лев Толстой и Александр Скрябин. Позже, в отдельных произведениям Пастернак писал о музыке двух великих композиторов - Шопена и Скрябина, чье искусство он очень высоко ценил.
Согласно верованиям Пастернака, искусство является неотъемлемой частью реальности и не распадаются на отдельные участки. Это был фундаментальный принцип эстетики поэта, который - как вы знаете, - был сыном художника и пианистки.
Уже в 1924 году поэт пишет лирическое произведение "Трепещет даль. Ей нет препон ... , которые не включено в списки публикованных сборников его стихов. В сюжете, доминирует мрачная картина ноябрьской погоды в ноябре, в резонансе со звуками фортепиано называемыми "распущенный шопен" (предположительно означает, что играл некоторые из его работ):
Едва распущенный шопен
Опять не сдержит обещаний,
И кончит бешенством, взамен
Баллады самообладанья
Упомянутый в этом отрывке диаметрально разные духовные состояния - бешенство и самообладание относятся, конечно же, не к давно умершему композитору, но к субъекту лирики. Его бурные эмоции не может заглушить успокаивающее спокойствие баллад Шопена .
Первая редакция произведения "Баллада" из цикла стихов "Поверх барьеров" (1914-1916) была создана Пастернаком в 1916 году. Там еще не было и речи о Шопене. Его имя появляется только в дополнении к этой балладе 1928 года, которое является произведением автобиографичным. Вот выдержка из расширенной версии Пастернаковской баллады, в которой поэт ввел имя Шопена:
Bпустите, мне надо видеть графа.
О нем есть баллады. Он предупрежден.
Я помню, как плакала мать, играв их,
Как вздрагивал дом, обливаясь дождем.
Позднее узнал я о мертвом Шопене.
Но и до того, уже лет в шесть,
Открылась мне сила такого сцепленья,
Что можно подняться и землю унесть.
В этом отрывке баллады 1928 года, поэт поднял беспокоящую его тему влиянии великих творцов на его собственное творчество. Шопен был примером одного из тех мастеров искусства, чьим творчеством Пастернак был увлечен всю жизнь. Процитированный выше отрывок баллады представляет композитора как мастера необычайной творческой силы. Эта власть очень ярко выражается в том, что можно "поднять землю."
Самый известный Пастернаковское обращение к Шопену стихотворение "Опять Шопен не ищет выгод ..." . Стихотворение, которая было написано в Киеве в 1931 году и вошло в сборник стихов "Второе рождение" (1930-1931). Это произведение содержит обилие уникальных и разнообразных эстетических коннотаций. На это стихотворения автора вдохновила третья соната Шопена. Мы находим также в реальности квартал Рейтарской в Киеве, где через листву кленов и каштанов приходят из некоторых окон звуки музыки Шопена:
Опять Шопен не ищет выгод,
Но, окрыляясь на лету,
Один прокладывает выход
Из вероятья в правоту.
..............
В шатрах каштановых напротив
Из окон музыка гремит.
Гремит Шопен, из окон грянув,
А снизу, под его эффект
Прямя подсвечники каштанов,
На звезды смотрит прошлый век.
В этом стихотворении поэт наводит мост между девятнадцатым веком и его современностью, в которой "гудение сообщества" и "плиты общежитий" оказываются угрозой для "белых цветов" и "крылатых правд" не только произведений Шопена, но и всего искусства:
А век спустя, в самозащите
Задев за белые цветы,
Разбить о плиты общежитий
Плиту крылатой правоты.
Поклонником таланта Шопена Пастернак остался и после Второй мировой войны. Это показано не только в его эссе о Шопене (1945), но и в двух стихах из цикла "Когда разгуляется" (1956-1959). Первый был написан в 1956 году и содержал в поэтической форму программную декларацию автора, в сформулированной в начале произведения "Во всем мне хочется дойти до самой сути..." Это поэтическое кредо, в котором Пастернак продемонстрирует свой максимализм в их поиске своей цели, и артистизм, взятый автором из музыки Шопена. Это почти буквально выражается в остальной части стиха:
В стихи б я внес дыханье роз,
Дыханье мяты,
Луга, осоку, сенокос,
Грозы раскаты.
Так некогда шопен вложил
Живое чудо
Фольварков, парков, рощ, могил
В свои этюды.
Почти в то же время Пастернак создал еще одно автобиографичное стихотворение, озаглавленное "Музыка" (1957). Его героем изображается молодой композитор, "житель шестого этажа", говорит в этом стихе о своем музыкальном творчестве Шопена, Вагнера и Чайковского:
Жилец шестого этажа
На землю посмотрел с балкона...
Вернувшись внутрь, он заиграл
Не чью-нибудь чужую пьесу,
Но собственную мысль, хорал,
Гуденье мессы, шелест леса.
Музыкант, герой поэмы, создает такое возвышенное искусство, в котором можно услышать не только звук Мессы, торжественного песнопения, но и обычный лесной шум (то есть свойственный поэту культ природы). Так же, как в произведение "Во всем мне хочется дойти до самой сути ...", Пастернаковский композитор сравнивается с Шопеном:
Так ночью, при свечах, взамен
Былой наивности нехитрой,
Свой сон записывал Шопен
На черной выпилке пюпитра.
Оба стихотворения - "Музыка" и "Во всем мне хочется дойти до самой сути ..." возникли в ходе работы автора над его громким романом "Доктор Живаго (1957)".
Тут следует добавить, что музыка Шопена навевала у Пастернака ассоциации с изображениями, выплывающими в его творческой фантазии. Свидетельством этого та часть его эссе о Шопене, в котором поэт, пишущий о "Полонезе ля-бемоль мажор", услышал громкий цокот копыт кавалерийского эскадрона.
Стоит напомнить, что подобное прочтение указанного полонеза также можно найти в работе Здислава ЯхимецкогоJ, который писал о своих впечатлениях от Шопена и от его пребывания в Вене.
Наиболее полное толкование искусства музыки Шопена Пастернак дал в вышеупомянутом эссе "Фредерик Шопен". С точки зрения поэта автор похоронного марша был в музыке реалистичен так же, как и его предшественник, Иоганн Себастьян Бах, и а в литературе Л. Н. Толстой. "Легко быть реалистом в живописи, - писал Пастернак - искусстве визуально направленном на внешний мир. Но что реализм в музыке?»
Пастернак определял музыку, как самое романтичное из всех искусств, наиболее восприимчивое к условности, ложному пафосу, видимой глубине и искусственности. Исключение замечал в музыке двух композиторов - Баха и Шопена, о которой он писал: "Их музыка богата деталями и дает впечатление ХРОНИКИ их жизни. Реальность - больше, чем что-либо другое порывается в ней наружу через звук ".
Критицизм Пастернака к романтизму в музыке дает ему право определить свое понимание реалистического искусства. Он сделал это в следующем отрывке эссе о Шопене:
Шопен реалист в том же самом смысле, как Лев Толстой. Его творчество насквозь оригинально не из несходства с соперниками, а из сходства с натурою, с которой он писал. Оно всегда биографично не из эгоцентризма, а потому, что, подобно остальным великим реалистам, Шопен смотрел на свою жизнь как на орудие познания всякой жизни на свете и вел именно этот расточительно-личный и нерасчетливо-одинокий род существования.
Так понимая музыку Шопена, Пастернак повторяет жизненный опыт композитора, звуками природы родного края и дыханием своей истории. По словам Пастернака, все бури жизни и драмы Шопена могут случиться с каждым автором "в век железных дорог и телеграфа", и, следовательно, близки нашему времени. Эссе о Шопене поэт заканчивает следующими словами: "Значение Шопена шире музыки. Его деятельность кажется нам ее вторичным открытием. " Пастернак постоянно носил в себе убеждение о размере и эпохальном значении музыки Шопена
Литературное наследие Пастернака - в том числе письма и проза - доказывает, что в его поэтическом мире творчество Шопена очень четко и постоянно присутствует. Работы Шопена побуждали поэта к постоянному собственному художественному исследованию и размышлению о трудно проникновенной вечной тайне великого искусства.
Знакомые следы
Круговорот воды в пакете
Упрямый зяблик
Астрономический календарь. Апрель, 2019
Почта