Работа сделана в рамках проекта по музыке "Музыка и наука". Данная работа отражает тесную взаимосвязь музыки и математики
Вложение | Размер |
---|---|
исследовательская работа | 509.71 КБ |
презентация | 868.22 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С. ПЕРВОМАЙСКОЕ РОВЕНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
«Музыкальная математика»
Выполнили:
учащиеся 5 класса
Казыялиева Сабина, Казыялиева Дания,
Мухтарова Яна, Чупрына Алина
Аслудинов Рамазан, Кондратьев Никита
Кабакаев Дияр, Бугиева Хадижат
Руководитель:
Васильева Камшат Жумартовна
с. Первомайское
На уроке музыки учитель предложил нам поучаствовать в конкурсе проектов. Мы заинтересовались и выбрали направление о взаимосвязи музыки и математики. Было интересно узнать, неужели такие две совершенно разные области как математика и музыка взаимосвязаны? В своей работе мы выдвигаем следующую гипотезу: любое музыкальное произведение можно представить, как некую математическую модель.
Цель: изучить и выявить взаимосвязь между музыкой и математикой.
Задачи:
1.Выяснить, были ли в истории попытки связать музыку с математикой.
2. Провести свое исследование по установлению связи между музыкой и цифрами, рассмотрев теорию Пифагора о тайнах чисел, переложить числа (даты рождения одноклассников) на музыку. Установить связь между звуками и способностями личности.
Объект исследования: музыка и математика.
Методы исследования:
1.Изучение, обработка и анализ документов.
2.эксперемент.
3.Метод проблемно-поисковой ситуации.
Первым, кто попытался выразить красоту музыки с помощью чисел, был Пифагор Самосский (570 – 490 год до н. э.). Он родился на острове Самос, в одном из самых цветущих островах в Ионии, в семье богатого ювелира. В г. Кротон он организовал пифагорейский союз, который был одновременно философской школой, политической партией и религиозным братством. С именами пифагорейцев связаны в математике систематическое введение доказательств в геометрию, рассмотрение ее как абстрактной науки, создание учения о подобии, доказательство теоремы, носящей имя Пифагора. В каждой реальной вещи они видели количественную, математическую, форму, одним из его высказываний было: «Бог – это число чисел, числу же все подобно». Задачу земной жизни человека Пифагор определяет, как внесение во внутренний мир порядка, “числа”, гармонии.. Он развил теорию о четности и нечетности числа, изучил свойства целых чисел, создал теорию пропорций
Гармония, по мнению Пифагора, есть система трех созвучий — кварты, квинты и октавы. Полный строй получался, если откладывать от какой-либо ноты чистую квинту вверх (или вниз). Таким образом, можно получить все ноты, примерно соответствующие нашему двенадцати нотному звукоряду. Опуская (или поднимая) ноты на октаву вниз, сводя их в одну октаву, можно получить звуковысотные соотношения для всех нот.
Пифагор считал математику и музыку неразрывными по отношению друг к другу. Такого же мнения были его ученики - пифагорейцы. Они считали, что музыка является частным проявлением математики. По их мнению, Космос – это ряд небесных тел, каждое из которых при вращении издает свой музыкальный звук; расстояния между сферами и издаваемые ими звуки соответствуют гармоничным музыкальным интервалам.
Интересным и занимательным было создание музыки с помощью чисел. Как мы это делали?
Цифра | Нота |
0 | До 1 октава |
1 | Ре 1 октава |
2 | Ми 1 октава |
3 | Фа1 октава |
4 | Соль1 октава |
5 | Ля1 октава |
6 | Си1 октава |
7 | До 2 октава |
8 | Ре 2 октава |
9 | Ми 2 октава |
Дата рождения учеников нашего класса, соотношение с таблицей
Имя ученика/цы | Дата рождения | Ноты |
Сабина | 06.01.2006 | До си до ре ми до до си |
Рамазан | 27.06.2005 | Ми1 до2 до1 си ми1 до1до1 ля |
Яна | 30.05.2005 | Фа до1до1 ля ми1 до1 до1 ля |
Алина | 21.07.2005 | Ми ре до до2 ми1 до1 до1 ля |
Дияр | 13.06.2006 | Ре1 фа до1 си ми1 до1 до1 си |
Хадижат | 14.12.2004 | Ре1 соль ре1 ми1ми1 до1 до1 соль |
Дания | 28.07.2005 | Ми1ре2до1 до2 ми1 до1до1 ля |
Никита | 25.02.2005 | Ми1 ля до1 ми1 ми1 до1 до1 ля1 |
В музыке мы имеем дело с короткими и длинными длительностями, они составляют основу любого ритма: целая нота (), половинная (), одна четвертная (), одна восьмая (), одна шестнадцатая (). Каждая образуется делением целой ноты на два, четыре, восемь шестнадцать. Названия длительности служат одновременно и названиями чисел. Здесь же проявляется геометрическая прогрессия и если записать длительности от «целой» (которая принята в музыке за единицу) по степени убывания, то получим:
Современными учеными доказано положительное влияние слушания классической музыки на развитие математических способностей. Мы решили это проверить. С 14 марта по 17 марта провели эксперимент. 14,15 марта мы решали задачи на уроках математики в тишине. 16,17 марта – на фоне музыки Моцарта.
Вот таблица результатов:
Участники | В тишине | Под музыку В.А.Моцарта, И.С.Баха | ||
Количество задач/примеров | 14марта | 15марта | 16 марта | 17 марта |
Сабина | 7 прим. 1 задач | 12 прим 8уровн 1 задач | 3 задачи 10примеров | 2 задачи 12 примеров |
Яна | 10 прим 1 задач | 4 уровн 4 пример | 3 задачи 4 примера | 1 задача 9 примеров |
Алина | 8 прим 1 задач | 6 прим 7 уровн | 3 задачи 3 примера | 1 задача 9 примеров |
Никита | 2 задач 8 прим | 10 прим 2 уровн | 3 задачи 10примеров | 2 задачи 9 примеров |
Рамазан | 1 задач 3 прим | 1 уровн 4 прим | 3 задачи | 1 задача 4 примера |
Хадижат | 1 задач 10 прим | 4 прим 2 уровн | 3 задачи 4 примера | 1 задача 7 примеров |
Дания | Н | Н | Н | Н |
Дияр | Н | Н | Н | Н |
Проделанная нами работа показывает, что музыка и математика имеют многообразные связи. Они сложились исторически благодаря глубокой внутренней необходимости, которую можно объяснить тем, что математика – самая абстрактная из наук, а музыка – наиболее отвлеченный вид искусства. О том, что их объединяет можно говорить бесконечно долго, открывая все новые и новые, неожиданные и часто странные, одинаковые определения, понятия и смыслы.
« В тональности ми мажор», Азевич Алексей.
«Рациональность и аффект», Хельга де ля Мотт-Хабер.
«Язык, музыка, математика», Б. Варга. Ю. Дюмень, Э. Лопариц.
О.Н.Макеева Научно-исследовательская работа по теме: «Математическое представление музыки».
Интернет ресурс: http://ru.wikibooks.org/wiki
Слайд 1
«Математическая м узыка» Подготовили учащиеся 5 класса МБОУ СОШ с. Первомайское Ровенского муниципального района Саратовской областиСлайд 2
Пифагор Самосский (570 – 490 год до н. э.). Он организовал пифагорейский союз, который был одновременно философской школы, политической партией и религиозным братством. С именами пифагорейцев связаны в математике систематическое введение доказательств в геометрию, рассмотрение ее как абстрактной науки, создание учения о подобии, доказательство теоремы, носящей имя Пифагора.
Слайд 3
Пифагорейская теория музыки Гармония, по мнению Пифагора, есть система трех созвучий —кварты , квинты и октавы . Полный строй получался , если откладывать от какой-либо ноты чистую квинту вверх ( или вниз ).Таким образом, можно получить все ноты, примерно соответствующие нашему двенадцати нотному звукоряду . Опуская (или поднимая) ноты на октаву вниз, сводя их в одну октаву, можно получить звуковысотные соотношения для всех нот.
Слайд 4
Цифра Нота 0 До 1 октава 1 Ре 1 октава 2 Ми 1 октава 3 Фа1 октава 4 Соль1 октава 5 Ля1 октава 6 Си1 октава 7 До 2 октава 8 Ре 2 октава 9 Ми 2 октава Создание музыкального произведения на основе чисел (дат рождения учеников класса).
Слайд 5
Имя ученика/ цы Дата рождения Ноты Сабина 06.01.2006 До си до ре ми до до си Рамазан 27.06.2005 Ми1 до2 до1 си ми1 до1до1 ля Яна 30.05.2005 Фа до1до1 ля ми1 до1 до1 ля Алина 21.07.2005 Ми ре до до2 ми1 до1 до1 ля Дияр 13.06.2006 Ре1 фа до1 си ми1 до1 до1 си Хадижат 14.12.2004 Ре1 соль ре1 ми1ми1 до1 до1 соль Дания 28.07.2005 Ми1ре2до1 до2 ми1 до1до1 ля Никита 25.02.2005 Ми1 ля до1 ми1 ми1 до1 до1 ля1 Дата рождения учеников нашего класса, соотношение с таблицей
Слайд 6
Музыка 5 класса
Рисуем акварельное мороженое
Без сердца что поймём?
Новогодняя задача на смекалку. Что подарил Дед Мороз?
Рисуем "Осенний дождь"
Анатолий Кузнецов. Как мы с Сашкой закалялись