Исследовательская работа по творчеству композитора Н.А. Римского-Корсакова оперы «Снегурочка». Составлен план работы, подготовлена презентация "Полна чудес могучая природа". Проект защищен ученицей по прохождению интегрированного курса "Азбука искусств"в 5 классе.
Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Копанищенская средняя общеобразовательная школа»
Лискинского района Воронежской обрасти.
Исследовательская работа по интегрированному курсу
« Азбука искусств»
на тему:
« Полна чудес могучая природа.
Опера сказка Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка»
Выполнила ученица
5 класса
Анохина Карина
Руководитель
учитель музыки
Бабанина И.И.
2017г.
Содержание
I. Введение
Цели и задачи исследовательской работы:
Цель проекта: раскрыть понимание глубокого смысла истории-сказки «Снегурочки».
Для реализации этой цели нужно выполнить следующие задачи:
2. Истоки образа Снегурочки в языческой культуре славян
Сказка один из любимых жанров в фольклоре и литературе всех народов мира. Сказка - не только поэтический вымысел или игра фантазии; через содержание, язык, сюжеты и образы в ней отражаются основные культурные ценности народа, ее создавшего. Сказка отражает мировоззрение народа на разных этапах его развития.
Образ Снегурочки уникален для русской культуры. Образ Снегурочки в Древней Руси сложился еще до принятия Христианства. Древние славяне считали её дочерью Мороза и Древней Снежной Царицы. По обычаю на севере зимой строили фигуры изо льда и снега, в приданиях очень часто встречаются упоминания об одной ожившей ледяной скульптуре - молодой красивой девушке. Зимой эта девушка ходит по домам и всех радостно поздравляет , а весной отправляется в лес с подружками по ягоды и теряется, либо прыгает через костёр и тает. Так в нашем фольклоре и появилась Снегурочка. Так ледяная красавица исчезает с приходом лета.
Истоки образа Снегурочки в языческой культуре славян рассказывают ещё один вариант её происхождения. По ней Снегурочка - просто ожившая снежная баба, слепленная человеком. Так рассказывают наши сказки. Но ещё она является воплощением оживших вод Северных морей. Её одежда только белого цвета, а все узоры сшиты серебристыми нитями, но позже в её наряде стали использоваться голубые и постельные тона. Её головной убор – это венец, сшитый из серебра и жемчужин. Таким образом, мы видим Снегурочку уже не как сказочного персонажа, а как настоящую редкую красавицу и великую богиню.
3.Пьеса для театра А.Н. Островского «Снегурочка».
В 1873 году А. Н. Островский, под влиянием идей А. Н. Афанасьева, пишет пьесу - «Снегурочка». Работая над пьесой, Островский внимательно изучал многочисленные фольклорные, исторические, этнографические источники.
Действие происходит в стране берендеев в мифические времена.
У Весны с Морозом родилась дочка — Снегурочка. Мороз хочет спрятать её в лесу, чтобы жила она среди послушных зверей в лесном терему. Весна хочет другого будущего для дочки: чтобы жила она среди людей, среди весёлых подруг и ребят. Снегурочка признается, что нравятся ей песни молоденького пастуха Леля. Так она остается вместе с берендеями, встречает Мизгиря, который полюбит ее.
4. Композитор Н. А.Римский- Корсаков
На сюжет сказки А.Н.Островского «Снегурочка» написана опера русским композитором Н. А. Римским – Корсаковым.
Н.А. Римский-Корсаков Николай Андреевич Римский-Корсаков родился 18 марта 1844 г. в Тихвине недалеко от Петербурга. Музыкальные способности мальчика проявились рано, но по семейной традиции в 12-летнем возрасте его определили в Морской корпус в Петербурге. После окончания учебного заведения, в 1862 – 1865 годах, участвовал в плавании на клипере «Алмаз», благодаря чему побывал в странах Европы, Северной и Южной Америки. Римского-Корсакова называют величайшим музыкантом-сказочником, т.к. он написал 15 опер, которые в своей основе написаны по сказкам русских писателей и русского народа.
Понимание красоты пьесы пришло к композитору не сразу. Царство берендеев ему показалось странным. «В зиму 1879-1880 года я снова прочитал «Снегурочку» и точно прозрел на ее удивительную красоту», так писал композитор. Всего за два с половиной месяца летом 1880 года он написал величайшую музыку. Сочинял её Римский-Корсаков с огромным увлечением: «Снегурочка была написана очень быстро, в течении одного лета. «Ни одно сочинение не давалось с такой легкостью и скоростью, как «Снегурочка»,- писал позже композитор. –Я сочинял каждый день, и целый день… Музыкальные мысли преследовали меня неотступно».
В январе 1882 г. опера была поставлена на сцене Мариинского театра , в Санкт-Петербурге. Опера имела огромный успех и быстро завоевала известное признание. Музыкой Римского-Корсакова был очарован и сам Островский: «Музыка Корсакова к моей «Снегурочке» удивительна; я ничего не мог никогда себе представить более к ней подходящего и так живо выражающего всю поэзию древнего языческого культа и этой сперва снежно-холодной, а потом неудержимо страстной героини сказки»,- писал драматург .
С исключительной яркостью и образностью композитору удалось воплотить в опере жизнь русского народа с его старинными обычаями , обрядами, песнями, сказками. В музыке оперы звучат отголоски народных песен, пастушьи наигрыши, голоса певчих птиц. В ней звучит чудесное очарование русской природы, красоты русской песенности, пронизывающие всю оперу.
В первой своей арии на вопрос Деда-Мороза и Весны, что влечёт её из зимнего лесного царства к простым обыкновенным людям, Снегурочка отвечает: «людские песни».
Образ Леля приобретает у Корсакова особый глубокий смысл. Пастух Лель, любимец солнца, олицетворяет собою народное искусство, «он вечно прибывал и будет прибывать в прекрасной и мирной стране берендеев». Не случайно Лель у композитора обрисован песнями народного характера. В песнях пастушка Леля слышит Снегурочка призыв к весёлой, счастливой, незнакомой ей жизни и идёт навстречу этой жизни.
Но Лель не долго поёт свои песни, ему становится скучно с холодной Снегурочкой, и он убегает к весёлым девушкам – берендейкам. Снегурочка чувствует горькую обиду. Она начинает понимать, что между ней и людьми существует огромное различие,- ей чужды чувства людей, она не умеет любить, как любят люди. И она решается пойти на отчаянный шаг: пойти к матери-Весне попросить чувство любви, хотя она знает, что если полюбит, то будет уничтожена Ярилой.
В последней арии я услышала трогательное прощание Снегурочки с жизнью и, одновременно, восхищение этой жизнью, едва слышимые голоса жителей Берендеева царства, пораженных исчезновением полюбившейся всем Снегурочки. Ария передает состояние её любовного томления, нежной любовной истомы. И только нежное журчание арфы возвестило, что Снегурочка исчезла. Теперь вмешательство Мороза прекратилось, полновластным хозяином и покровителем страны берендеев будет по-прежнему Ярило - Солнце, источник плодородия и счастья. Берендеи поют Яриле - Солнцу хвалебный гимн, светлый, торжественный, величавый.
На сюжет сказки «Снегурочка» созданы:
Я исследовала истоки образа Снегурочки в языческой культуре славян, проанализировала пьесу для театра А. Н. Островского и оперу Н. А. Римского - Корсакова «Снегурочка». Узнала о образах сказки «Снегурочка» в созданных фильмах и мультфильмах. Раскрыла понимание глубокого смысла истории-сказки «Снегурочки» и показала своеобразие и уникальность образа снегурочки в культуре русского народа.
Больше всего меня поразила музыка в опере. В чем сила оперы Римского-Корсакова «Снегурочка»? Опера показывает единство человека с природой, учит нас любоваться красотой природы, красотой песен, красотой человеческих чувств. И не только любоваться, но беречь природу, песни и чистые, добрые человеческие чувства. Прививает любовь к русским обычаям, обрядам, показывает торжество света.
Список использованных источников
1.Афанасьев А.Народные русские сказки Полное изд. в одном томе. –М.: Альфа-книга, 2008. – 1087с.
2. Даль В. И. Девочка Снегурочка: сказка СПб.: Северо-Зап. кн.изд-во, 1989.
3.Русская музыкальная литература. Творчество Н. А. Римского- Корсакова.
Как нарисовать китайскую розу
Акварель + трафарет = ?
Груз обид
Ласточка. Корейская народная сказка
Интервью с космонавтом Антоном Шкаплеровым