Презентация посвящена музыкальному исскуству осетин. Можно использовать на уроках краеведения.
Вложение | Размер |
---|---|
kolobekova_alika_prezentatsiya_na_temu_muzykalnoe_iskusstvo_osetin.pptx | 722.92 КБ |
Слайд 1
Колобекова А.Г. Презентация на тему «Музыкальное искусство осетин»Слайд 2
Осетинская музыка — народная музыка осетин. Развивалась как искусство устной традиции, представленное песнями, эпическими сказаниями, а также инструментальными наигрышами. Древнейшие виды музыкального фольклора сложились в пору общинно-родового строя, многие из них сохранились до наших дней (в т.ч . песни о мифологических божествах, отображающие языческие верования).
Слайд 3
Осетинская народная музыка, представленная песнями, эпическими сказаниями, а также инструментальными наигрышами, развивалась как искусство устной традиции. В осетинской народной песне бытуют жанры: историко-героические, трудовые, застольные, лирические, шуточные, колыбельные, обрядовые. В свою очередь, обрядовые делятся на свадебные, охотничьи, причитания, врачевальные и др. Как правило, песни исполняются мужским хором: солист-запевала ведёт основную мелодию, остальные подпевают ему. Часто ведущих певцов два, и они чередуются между собой. В отличие от мужских хоровых многоголосных (двухголосных, трёхголосных), большая часть женских песен исполняется одноголосно и редко двухголосно. Главную роль принадлежит первому голосу, ведущему основную мелодическую линию.
Слайд 4
Осетинские песни разнообразны по содержанию и жанрам, по манере исполнения и средствам выразительности: трудовые и обрядовые (охотничьи, врачевальные , похоронные причитания, « Цоппай » — песни с пляской вокруг поражённого молнией и др.), бытовые (свадебные, колыбельные, застольные, шуточные, плясовые, детские и др.). Особо популярны песни о героях, погибших в неравной борьбе, и нартовские сказания (из национального эпоса «Нарты»). Для большинства песен (за исключением детских, колыбельных, лирич . и эпич . сказаний) характерна сольно-хоровая традиция исполнения, при которой солист или солисты поочерёдно поют осн . мелодию, тогда как остальные участники (независимо от их количества) ведут менее самостоятельную мелодию на гласных звуках. Возгласы, вставные фразы переходят из песни в песню. Партия солиста — эмоционально насыщенный, патетически взволнованный, мелодически развитый речитатив широкого звукового диапазона, отличающийся свободной метроритмич . организацией, варьируемой от строфы к строфе. Нартовские сказания и песни балладного типа (их общее название — кадаг ) исполняются сказителем соло под собственный аккомпанемент на струнно-щипковом инструменте дыуадастаноне или смычковом кисын-фандыре .
Слайд 5
У народов Северного Кавказа, в том числе - у осетин, большой популярностью стала пользоваться гармоника ( ирон кандзал фæндыр ), по мнению некоторых исследователей заменившая или «изгнавшая все остальные народные инструменты» Наряду с гармоникой, на которой первоначально играли только женщины, музыкальный инструментарий осетин пополнился другими инструментами: доули ( гуымсæг ), трещотки ( къарцгæнæн ), бубен и др. Каждому инструменту отводилась своя роль в музыкальной традиции осетин. Так, например, на исконно мужском инструменте исполнялись, как правило, ставшие классикой произведения героического эпоса, сказания о нартах. Арфа ( дыууадæстынон фæндыр ) впервые упоминается в нартском эпосе. Трагический образ безутешного Сырдона , оплакивающего невинно убиенных сыновей, тесно связан с арфой.
Слайд 6
Музыкальные инструменты Осетии
О падающих телах. Что падает быстрее: монетка или кусочек бумаги?
Сила слова
Дерево в снегу
«Течет река Волга»
Лиса Лариска и белка Ленка