Проект
Вложение | Размер |
---|---|
проект | 67.34 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Цыбинская средняя общеобразовательная школа»
Воскресенского муниципального района
Московской области
_____________________________________________________________________________
140250, Московская обл., Воскресенский район, д.Цибино, ул.Школьная, д.27-а,
т. 8 (496)44-51-247, e-mail: cibino37@mail.ru сайт: http://150vosscibino.edusite.ru
Проект
на тему «Влияние классической музыки на состояние человека»
в номинации «За страницами книжки»
ученицы 4 класса
Беловой Софьи Георгиевны
Руководитель: Кладова Галина Викторовна,
учитель начальных классов
г. Воскресенск
2015
Содержание
1.Введение-------------------------------------------------------------------------3
2.Влияние классической музыки на состояние человека-------------4-5
3.Музыка во благо, музыка во вред------------------------------------------5-6
4.Лечебный эффект от музыки------------------------------------------------6-7
5. Что дает мне обучение игре на фортепиано----------------------------7-8
Практическая значимость проекта--------------------------------------------9
Выводы------------------------------------------------------------------------------9
Список литературы --------------------------------------------------------------10
Приложение------------------------------------------------------------------------11-16
Введение
Человек всегда хотел быть здоровым, физически сильным, психически устойчивым, творчески активным.
В последнее время достаточно часто звучит мысль о том, что многие люди слушают классическую музыку, потому что оно очень положительно влияет на состояние и всестороннее развитие человека.
Я занимаюсь в музыкальной школе, осваиваю игру на фортепиано. Я тоже считаю, что слушание классической музыки очень важно для каждого человека. И я решила узнать об этом побольше.
Для того чтобы выяснить как учащиеся и учителя относятся к музыке, я провела социологический опрос. Анонимно задавала всего 3 вопроса:
1.Какая музыка Вам больше нравится: классическая или рок-музыка?
2.Как Вы думаете, правда ли, что музыка влияет на организм человека?
3.По-вашему, какая музыка оказывает больше пользы на организм человека? (классическая или рок).
На основании ответов я сделала выводы и составила диаграммы. (Приложение)
Я решила работать по данной теме и познакомить всех желающих с результатами моего труда.
Цель работы: изучить влияние классической музыки на развитие личности и состояние человека.
Основные задачи, решаемые в ходе исследования:
- изучить литературу по музыке;
- узнать подробнее как влияет музыка на развитие личности и состояние человека.
Объект исследования: роль музыки в развитии личности.
Предмет исследования: музыка.
Методы:
- подбор литературы;
- исследование по теме.
Гипотеза: духовное развитие человека средствами классического музыкального искусства благотворно влияет на состояние его здоровья
Влияние классической музыки на состояние человека
В древности выделяли три направления влияния музыки на человека:
1)на духовную сущность человека;
2)на интеллект;
3)на физическое тело.
Известный учёный Пифагор учился музыке в Египте и сделал музыку предметом науки в Италии. Получив сокровенные знания о божественной теории музыки, Пифагор основал науку о гармонии сфер, утвердив музыку как точную науку. Известно, что пифагорейцы проводили занятия математикой под музыку, так как заметили, что она благотворно влияет на интеллект.
Платон, великий учитель древности и последователь учения Пифагора, считал музыку главным средством воспитания гармонической личности.
Аристотель также утверждал, что с помощью музыки можно определённым образом влиять на формирование человека, и что музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души.
Постепенно накапливаются научные данные, подтверждающие знания древних о том, что музыка – мощнейший источник энергий, влияющих на человека.
Послушайте «Весеннюю песню» Мендельсона, «Юморески» Дворжака, «Американца в Париже» Джорджа Гершвина или что-нибудь из Моцарта. Японские ученые обнаружили: произведения этих композиторов прекрасно снимают приступ шумовой мигрени.
А знаете ли вы, что, например, «Реквием» Моцарта в период эпидемий использовался для изгнания болезней, а музыка Баха, Генделя, Брамса помогает стать собранными, внутренне очищает психику от всего ложного, наносного.
Музыка Бетховена — от Бога — основные свои произведения он написал, будучи уже глухим...
Известный pyсский хиpypг академик Б.Петpовский использовал мyзыкy во вpемя сложных операций: согласно его наблюдениям под воздействием мyзыки организм начинает работать более гармонично. Выдающийся психоневролог академик Бехтерев считал, что музыка положительно влияет на дыхание, кpовообpащение, yстpаняет pастyщyю усталость и придает физическою бодрость.
Специалисты говорят: "Когда pадyется и смеется музыка, с нею вместе смеется и pадyется человек". Установлено, что лирические напевы Чайковского, мазypки Шопена, рапсодии Листа помогают одолеть тpyдности, превозмочь боль, обвести дyшевнyю стойкость.
Музыка во благо, музыка во вред
В нашем сложном мире любое явление можно использовать как во благо, так и во вред. Музыка – не исключение. Жаль, что новая музыка так часто аритмична. Действительно, в последнее время появилось множество новых музыкальных направлений. И большинство из них, отмечают исследователи, действуют разрушительно на живые организмы.
* Если классическая музыка ускоряет рост пшеницы, то рок-музыка – наоборот.
* Если под воздействием классической музыки увеличивается количество молока у кормящих матерей и млекопитающих животных, то под воздействием рэпа оно резко снижается.
* Вообще, растения и животные предпочитают гармоничную музыку. Например, дельфины с удовольствием слушают классическую музыку, особенно Баха; услышав классические произведения, акулы собираются со всего океанского побережья.
* Растения и цветы под классическую музыку быстрее расправляют свои листья и лепестки.
* Под звуки современной «попсы» коровы ложатся и отказываются есть.
* В Китае, например, можно обнаружить в аптеках музыкальные альбомы – пластинки или кассеты – с названиями «Пищеварение», «Бессонница», «Печень», «Почки»… Ну, и так далее. Примерно тоже самое, существует в Японии, В Индии.
* Монахи из монастыря Бриттани обнаружили, что коровы, получая вместе с кормами ещё и музыку Моцарта, дают больше молока.
* В Канаде струнные квартеты Моцарта исполняются прямо на городских площадках, чтобы упорядочить уличное движение. Обнаружен и «побочный» эффект: в результате снизилось потребление наркотиков.
* Музыка Моцарта оказывает, несомненно, положительное влияние на процессы высшей мозговой деятельности, требующиеся для математики и шахмат.
* Музыка снимает напряженность во время деловых переговоров, ученики под музыкальное сопровождение более внимательно слушают и значительно быстрее запоминают новый материал.
В музыке можно найти всё: и успокоение, и энергию, и здоровье. Надо лишь уметь слушать.
Лечебный эффект от музыки
Желаемое действие. | Рекомендуемое музыкальное произведение. |
Снятие нервного напряжения | П.И.Чайковский «Июнь Баркорола» из цикла «времена года»; «Сентиментальный вальс». Д.Шостакович «Романс» из к\ф «Овод»; К.Дебюсси «Лунный свет»; К.В.Глюк «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика»; Л.Бетховен «соната№14». |
Снятие депрессивного состояния. | Ф.Шуберт «Аве Мария»; В.А.Моцарт «Рондо в турецком стиле»; Ж.Бизе «Хабанера» из оперы «Кармен»; Д.Верди «Марш» из оперы «Аида». |
Снятие головной боли и мигрени. | М.Огиньский «Полонез»; Ф Мендельсон «Весенняя песня». |
Повышение общего тонуса. | П.И.Чайковский «Вальс» из «Серенады для струнного оркестра»; В.А.Моцарт «Маленькая ночная серенада»; Ж.Бизе Увертюра из оперы «Свадьба Фигаро». |
Расслабление, успокоение. | Н.А.Римский-Корсаков Песня индийского гостя из оперы «Садко»; Э.Григ «Утро» из сюиты «Пер Гюнт». |
Улучшение пищеварения. | П.И.Чайковский «Вальс цветов» из балета «Спящая красавица»; В.А.Моцарт «Мелодичная музыка»; Ф.Лист «Фортепианные концерты». |
Стимулирование творческого мышления. | Фортепианная музыка А.Скрябина и Ф.Шопена; Симфоническая и фортепианная музыка С.С.Прокофьева; Музыка И.С..Баха. |
Что дает мне обучение игре на фортепиано
Музыка имеет свой язык. Слова часто бессильны там, где «говорит» музыка. Так, например о музыке читаем мы в стихах Анны Ахматовой:
Она одна со мною говорит,
Когда другие подойти боятся,
Музыка способна «рассказать» о самых тонких оттенках человеческих чувств, мыслей, настроений, переживаний.
Чтобы понимать язык музыки, надо всесторонне развивать музыкальный слух. Он есть у каждого, но не у всех одинаковый. Некоторые обладают абсолютным слухом, т.е. способны определять и воспроизводить точную высоту звука. Развитием музыкального слуха в музыкальной школе занимаются на уроках сольфеджио. Это пение по нотам и упражнения на развитие чувства ритма, музыкальной памяти (запоминание на слух мелодий и созвучий), а также развитие умения нотной записи звучащей музыки.
Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей необходимо каждому ребенку, чем раньше, тем лучше.
Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни, идет его духовное становление.
Игра на музыкальных инструментах развивает волю, внимание и память: музыкальное произведение исполнитель должен знать наизусть от первой до последней ноты.
Любые занятия в музыкальной школе (будь то пение, игра на музыкальном инструменте, хор) требуют творческого отношения.
На развитие творческих способностей очень сильно влияет коллективное творчество: хор, ансамбль, оркестр и др.
В музыкальной школе я учусь еще только в четвёртом классе. Но уже и эта подготовка позволяет мне порадовать мою семью минутами музыки: я исполняю те произведения, которые выучила под руководством своего педагога и другие тоже.
В музыкальной школе проводятся отчетные концерты учащихся, где звучит в основном классическая музыка. Я всегда принимаю участие.
Музыка меня дисциплинирует, обогащает, заставляет глубже чувствовать. Разумеется, что не все после окончания музыкальной школы изберут музыкальные профессии. Но что бы они ни выбрали в будущем, я уверена, что музыка будет всегда рядом с ними и со мной! Ведь музыка нужна всем!
Практическая значимость проекта
Я узнала много новой информации о классической музыке и рассказала о ней своим одноклассникам и другим учащимся школы.
В ходе исследования я узнала, что с помощью музыки можно избавляться от проблем и плохого самочувствия. Она может поднять настроение, это залог здорового образа жизни и здоровья во всём организме.
Составив список музыкальных рецептов, я выяснила, что одна музыка - лечит головную боль, другая - помогает от бессонницы и т.д. Узнала, что разная музыка влияет по-разному на человека. Например, классическая музыка помочь человеку в лечении разных болезней и недугов, а рок-музыка повлиять на человека негативно.
Выводы
Изучив и проанализировав материалы по теме проекта, мною были сделаны следующие выводы:
- музыка способна порождать особую энергетику множественного воздействия;
- музыка обладает многогранной преобразующей силой, в том числе оздоравливающей;
- терапевтические возможности музыкального искусства известны с древнейших времён и нашли научное подтверждение в наше время.
Выдвинутая мною гипотеза о том, что духовное развитие человека средствами классического музыкального искусства благотворно влияет на состояние его здоровья, была подтверждена в ходе практической исследовательской деятельности.
Пожалуй, данная тема может не только заинтересовать людей, но и позволит им значительно больше узнать о пользе или вреде своих музыкальных пристрастий.
Список литературы
1.Любят слушать…
2.Музыка влияет на организм человека?
И еще один полезный совет: прислушивайтесь чаще к своему организму и учитесь жить в гармонии с ним. И пусть музыка Вам в этом помогает!
Как лечиться музыкой?
Для эффективности музыкальной терапии ее применяют по определенным правилам, которые основаны на психофизиологических принципах более, чем на эстетических и художественных. Вот самые важные из них:
1. Перед началом исполнения изучите информацию об исполняемом произведении. Необходимо знать его суть и структуру. Полезно узнать заранее текст исполняемого произведения, или иметь его перед глазами при исполнении, чтобы не мешали напряженные попытки уловить слова, которые не всегда четко произносятся или заглушаются оркестром.
2. Расслабьтесь - это поможет вам "открыть двери бессознательного" и принять в полной мере действие музыки. При этом не важно, хотите вы испытать успокаивающее действие или же стимулирующее и поднимающее настроение.
3. Важно правильно выбрать дозу. Лечение музыкой должно быть достаточно коротким, чтобы не вызвать усталости и возможных защитных реакций.
4. Силу или громкость музыки нужно осторожно регулировать. Малую громкость следует выбирать не только для успокаивающей, но также и для стимулирующей музыки. Большая громкость утомляет и потрясает нервную систему.
5. После прослушивания лечебной музыки отдохните некоторое время. Это благоприятствует ее полному, не нарушающему душевное равновесие, действию на бессознательное.
6. Известно, что бессознательное наиболее активно во время сна, при этом оно также восприимчиво и к внешним импульсам. Поэтому музыкальную терапию можно применять во время сна. Терапевтическое использование музыки во время сна особенно рекомендуется для детей, в психиатрии и вообще для людей беспокойных и возбужденных.
7. Выбор музыкальных произведений должен быть хорошо продуман. Он гораздо сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Иногда необходимо, чтобы принципы, кажущиеся очевидными, были ограничены и даже игнорированы.
Казалось бы, очевидно использование успокаивающей, стимулирующей или жизнерадостной музыки. Однако все не так просто. Жизнерадостная музыка может действовать на нервы человеку, отягощенному горем. На человека в состоянии возбуждения и смятения вряд ли окажет глубокое впечатление торжественное адажио, от него он станет еще более беспокойным. С другой стороны, когда пребывающий в унынии человек слышит грустную музыку, это может поднять его настроение.
Влияние различных нот на отдельные органы человека.
До - влияет преимущественно на функции желудка и поджелудочной железы;
ре - на желчный пузырь и печень;
ми - на органы зрения и слуха;
фа - на мочеполовую систему;
соль - на функции сердца;
ля - легкие и почки;
си - на функцию энергообмена, согревая тело.
Низкие звуки резонируют больше с нижней частью тела, высокие - с верхней (головой).
Влияние различных музыкальных инструментов
на отдельные органы человека:
- скрипка лечит душу, помогает выйти на путь самопознания, возбуждает в душе сострадание, готовность к самопожертвованию;
- орган приводит в порядок ум, гармонизирует энергопоток позвоночника, его называют проводником энергии "космос - земля - космос";
- пианино (фортепиано) очищает щитовидную железу;
- барабан восстанавливает ритм сердца, приводит в порядок кровеносную систему;
- флейта очищает и расширяет легкие;
- арфа гармонизирует работу сердца;
- виолончель благотворно действует на почки;
- цимбалы "уравновешивают" печень;
- баян и аккордеон активизируют работу брюшной полости.
Лиса-охотница
Ветер и Солнце
Юрий Визбор. Милая моя
Снежная сказка
Рисуем крокусы акварелью