Доклад для школьной научно-практической конференции "Красота человеческого тела в Древней Греции"
Вложение | Размер |
---|---|
Доклад "Красота человеческого тела в Древней Греции" | 47.07 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1 г. Холмска
Доклад
«Красота человеческого тела в Древней Греции»
Выполнила: Павлюк Ольга
ученица 9-В класса
МБОУ СОШ № 1 г. Холмск
Руководитель: Сидорова Л.Н.
учитель искусства.
г. Холмск
2016 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………….………………………………………………………………. | 3 – 4 |
1. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ДРЕВНИХ ГРЕКОВ О КРАСОТЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ТЕЛА……………………………………………………………………………………… | 4 – 8 |
2. КРАСОТА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ТЕЛА В ИСКУССТВЕ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ. | 8 – 13 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………… | 13– 14 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТРЫ…………………………………. | 15 |
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………….. | 16 |
Введение
От времени расцвета древнегреческого искусства нас отделяют две с половиной тысячи лет. Все в мире с тех пор изменилось. Но сила и слава античного искусства оказалась вечной. Ника Самофракийская доныне победно трубит в свой утраченный рог, и никакие бури столетий не могут заглушить беззвучного шума ее мраморных крыльев. Античность осталась вечной школой художников. Когда начинающий художник приходит в классы, ему дают рисовать торс Геракла, голову Антиноя. Когда период ученичества остается позади, зрелый мастер снова и снова обращается к образам античности, разгадывая тайну их гармонии и жизни.
Культура античной Греции воспринимается людьми всех следующих за ней эпох удивительно гармоничной и прекрасной. Достижения этой культуры были настолько значительны, что некоторые из них служат буквально «нормой и недосягаемым образцом» вплоть до наших дней. Нигде и никогда позднее человек не был представлен столь естественно-гармоничным и уравновешенно-прекрасным как в знаменитых поэмах Гомера и античной скульптуре. В этом и заключается актуальность рассматриваемой темы «Красота человеческого тела в Древней Греции».
Целью настоящей работы является изучение древнегреческих канонов красоты человеческого тела в физическом аспекте и в искусстве, поиска идеала человеческого тела путем осмысления действительности, в том числе законов гармонии, красоты и пропорции человеческого тела, через законы математики.
Данная цель может быть достигнута в процессе решения следующих задач:
Исходя из изложенной цели и задач, сложилось структурное построение настоящей работы.
При написании данной работы были использованы учебные пособия для общеобразовательных учреждений, работы современных авторов, посвященные истории греческой скульптуры, материалы Интернет-ресурсов.
В работе использованы современные методы научных исследований, в том числе синтез, системный, сравнительный анализ, обобщение. Практической базой для исследования послужили репродукции античных скульпторов.
1. Представление древних греков о красоте человеческого тела
Древние греки после здоровья (которое считалось высшим благом), выделяли красоту тела. Большое значение придавалось именно формам человеческого тела. Об этом свидетельствуют сохранившиеся произведения искусства – скульптура, вазопись, керамика, на которой изображено много разнообразных, часто стилизованных человеческих типов. Из дошедших до нас документов той эпохи они наиболее достоверны, хотя идеал красоты человеческого тела описан и в поэзии Гомера, и в драматических произведениях Еврипида, Аристофана, Эсхила. Богатый материал можно также найти в работах философов, историков и летописцев, раскрывающих значение красоты человеческого тела в культуре Древней Греции, хотя этот вопрос для них был второстепенным. Красоте в Древней Греции придавалось такое большое значение, что она могла стать причиной вооруженных конфликтов (троянская война, разгоревшаяся из-за похищения прекрасной Елены, ставшей легендарной). Подтверждение трепетного отношения древних греков к телесной красоте проявляется и в показательной истории прекрасной гетеры Фрины. Фрина была моделью для многих скульптор Венер. На суде ей хотели вынести смертный приговор за то, что она развращала мужчин и богохульствовала. Однако ее адвокат сделал «ход конем» – сдернул с девушки одежду. Судьи, увидев столь прекрасное тело, посчитали, что в нем просто не может жить порочный дух и оправдали ее.
Представление о красоте человека у эллинов прежде всего ассоциировалось с его положительными нравственными качествами. Прекрасный мужчина был олицетворением мужества, разумной силы и сосредоточенности; прекрасный юноша – символом ловкости, очарования и различных других добродетелей, свойственных его возрасту. Внешний облик человека как бы символизировал определенный уровень его внутреннего мира. В мире, где гармоничность тела понималась как выражение гармонии духа, безобразное означало недостаток разума, благородства, силы, характера, выступало как отрицание позитивных ценностей.
Для греков стремление к физическому совершенству человека, воплощение которого мы находим в их искусстве – скульптуре, росписи ваз, – одно из направлений гармонического развития личности. С точки зрения древних греков, чем прекраснее тело человека, тем лучше он сам.
Первое место и наибольшее внимание в Греции отводилось телу, а не одежде. Греческие поэты, воспевая своих героев и богинь, не уставали хвалить подвижность их ног красоту частей тела, белизну плеч, крепость плоти и так далее. Безупречная чистота линий, восхитительные очертания, совершенная симметрия и ласкающие глаз пропорции у их богов и богинь, которые были всего лишь обожествленными греками, описывались в поэзии и изображались в произведениях искусства. Но ни поэзия, ни искусство не содержали описаний вызывающих одеяний, сверкающих драгоценностей, прочих подобных наследств варварских времен. Каждый дом был украшен скульптурными изображениями богов и богинь – постоянными напоминаниями о возможностях красоты, изящества и силы человеческого тела. Древние греки стремились стать теми, кому поклонялись. И нет сомнения, что поклонение богам и богиням с их идеальной красотой оказывало огромное влияние на греков, воодушевляя с их на стремление к состязаниям собственного тела с телесной красотой этих богов и богинь. Богам приписывалось обладание высшей степенью здоровья, красоты, атлетизма, и афинский гражданин-воин чувствовал, что, пытаясь приблизиться к их атлетической доблести, он мог бы снискать благословение своему здоровью, красоте и физическому развитию. Боги воплощали совершенство, а посему перед человеком всегда была цель, к которой он мог стремиться.
Чувство соразмерности у древних греков в основном совпадает с современным представлением о правильных пропорциях. Древние греки по природе своей были достаточно любознательны, чтобы стремиться оценить и объяснить явления Вселенной, вывести определенные законы и правила, которым те подчиняются. С этой целью они поощряли интерес к математике. Платон настоятельно рекомендовал математику как необходимую основу многих других областей знания. Считалось, что математика может содействовать и лучшему пониманию прекрасного в природе и в искусстве.
Математики Древней Греции впервые в истории попытались перевести законы гармонии, красоты и пропорции человеческого тела в цифры. В VI веке до нашей эры Пифагор разработал учение о пропорциональности соизмеримых величин, открыв тем самым принцип «золотого сечения» (термин «золотое сечение» придуман и введен Леонардо да Винчи). Суть принципа заключается в следующем: целое относится к большей части, как большая часть к меньшей. Этот принцип легко выражается формулой Y:X=Х:Z, где Y – целое, X – большая часть, Z – меньшая часть. Эта формула берется за основу для расчета пропорциональных соотношений тела.
Окончательный расчет канонов красоты произведен в V веке до нашей эры древнегреческим скульптором Поликлетом в сочинении «Канон». В «Каноне» Поликлет выводит идеальные пропорции человеческого тела: голова должна равняться 1/7 части всего роста человека, ступня – 1/6, кисть руки – 1/10, пупок должен делить тело примерно на две равные части. Представляет интерес и тот факт, что мужские пропорции ближе к «золотому сечению», чем женские. Согласно расчетам у мужчин ноги длиннее.
Целью, ради которой вырабатывался эстетический стандарт пропорциональности, было формирование изящества и симметрии форм тела. Эталоном абсолютно пропорциональной фигуры, как отмечалось выше, было атлетическое сложение гражданина-воина, чье мускулистое тело, годное и к сражению, и к спортивному соревнованию, являло собой предмет вдохновения для древнегреческих художников.
Если посмотреть на Венер, вышедших из-под резца греческих скульпторов, то по современным меркам они далеко не красавицы. У гречанок массивная, тяжелая, тостокостная фигура, округлые формы при широкой талии, маленькая грудь, коротковатые ноги. Известны параметры Афродиты Книдской: при росте 164 сантиметра, ее грудь в обхвате равна 86 сантиметров, талия – 69 сантиметров, бедра – 93 сантиметра.
Разглядывая статуи, можно составить портрет «красивой» гречанки: у нее маленький рот, прямой выразительный нос и большие глаза. Однако статуи не могут рассказать о том, что гречанки, несмотря на отсутствие специализированных магазинов косметики, очень активно пользовались косметикой и парфюмерией: подкрашивали глаза, брови, губы, румянили щеки, душились. Интересно, что изначально все древнегреческие статуи были ярко и натурально раскрашены, но краску не пощадило время.
Стремление к гармоничности физического развития, несомненно, было источником идеализации фигуры пятиборца в греческой философии атлетизма. Пропорциональное тело считалось красивым, красота для греков одновременно означала и доброту. Подобное же смешение эстетики и этики в образе мышления того времени обнаруживается в эстетико-этическом идеале совершенства тела и духа. В пятом столетии до нашей эры понятия добра и зла, красоты и уродства – идеалы, с которыми людей сталкивала жизнь, были порождением (и в свою очередь принадлежностью) четко определенного идеала личности – человека как цельного существа. В дополнение к идеалу совершенства тела и духа такие этические категории, как, например, идеал совершенства во всем и идеал саморегуляции, дисциплины и умеренности, требовали «золотой середины», или принципа «ничего сверх меры». «Чувство пропорции» у древних греков, следовательно, воплощало целый образ жизни, где физический аспект был всего лишь одной из составляющих.
Однако несомненно, что соревнования в физической силе и мастерстве, с точки зрения древних греков, были способны продлить жизнь и омолодить их участников. Гимнастические упражнения и пятиборье, включающее бег, прыжки в длину, метание диска и копья, а также борьбу, развивали крепость тела и стойкость духа. Расцвету атлетики способствовали и состязания. Среди них центральное место занимали знаменитые Олимпийские игры, куда собирались лучшие греческие атлеты. Победители игр пользовались славой и уважением, их считали равными бессмертным богам.
Атлеты выступали на состязаниях обнаженными и зрителей это не смущало. Глядя на могучих юношей с тренированным телом и крепкими мускулами, зрители испытывали благородную зависть и сами стремились стать такими же сильными, пропорционально сложенными, ловкими. Сама жизнь формировала в сознании греков представление о прекрасном человеке, в котором физическая сила и духовная красота слиты воедино. Скульпторы и художники Древней Греции постоянно видели нагих атлетов, их гармонически развитым телом, изучали пластику движения и стремились воплотить в своих произведениях образ идеального человека, мужественного воина и доблестного гражданина, который стал бы предметом восхищения и образцом для подражания. Аристотель высказывается об участниках пятиборья («пентатлона») как о самых красивых из людей того времени, их тела были одинаково прекрасны развиты для силы, ловкости и быстроты. Бег и прыжки давали энергичную тренировку ногам, грудной клетке и сердцу, метания диска и копья – рукам, борьба тренировала торс. Одна из рук, бездействующая при метании диска и копья, получала тренировку в борьбе.
У греков было много игр, многие из которых очень сходны с нашими современными, то же самое в гимнастике. А поскольку физическое воспитание греческих юношей начиналось с раннего возраста, то полное их развитие им было обеспечено. И тем не менее целью греков было не столько производство чемпионов, сколько воспитание и сохранение красоты и энергии всей нации. Почести воздавались за усилия, но усилия не некоторых, а многих. Всех тех, кто одерживал победы в любых Играх, особенно Олимпийских, чествовали повсеместно, их почти обожествляли. И к таким почестям стремился каждый, они воодушевляли все греческое население на большие усилия. Ставя в качестве объекта поклонения красоту сразу после добродетели, древние греки этим показывали связь Красоты с Божеством.
Красота – это наивысшее выражение совершенства и силы. Красота, будь то растения, животного или человека, есть внешний показатель полной готовности всего организма и всех его частей к выполнению их функций. Это высшее свидетельство надежности и крепости организации и четкости функции. Поэтому, соответственно, по мере продвижения к своему физическому совершенству, человек становится все более прекрасным. Цельность организма (здоровье) и красота всегда четко взаимосвязаны друг с другом, при этом красота везде является признаком или символом здоровья. Отсутствие красоты в любой части тела есть показатель отсутствия там и здоровья. Если бы в Древней Греции проводились «конкурсы мод», то в качестве образцов для соревнования они демонстрировали бы самые красивые тела, а не самые последние парижские модели.
2. Красота человеческого тела в искусстве Древней Греции
Греческая культура взяла человеческое тело мерилом всех своих форм. Математика, физика, астрономия, философия не представляется без эстетики греческой красоты, даже риторика в качестве своего критерия брала человека и его качества. Но наиболее полно культ тела был выражен в архитектуре и скульптуре: математические вычисления храмов соотносились с человеческим телом, при любом сооружении использовались меры, заимствованные из человеческого тела (локоть, ладонь, палец).
В скульптуре архаической эпохи преобладают статуи стройных обнаженных юношей и задрапированных молодых девушек – куросов и кор. Ни детство, ни старость тогда не привлекали внимания художников, ведь только в зрелой молодости жизненные силы находятся в расцвете и равновесии. Ранее греческое искусство создает образы Мужчины и Женщины в их идеальном варианте. Не так важно, имел ли намерение художник изобразить действительно куроса (иногда его называют «архаического Аполлона»), или героя, или атлета. Он изображал Человека. Человек молод, обнажен, и его целомудренная нагота не нуждается в стыдливых прикрытиях. Он всегда стоит прямо, его тело пронизано готовностью к движению. Конструкция тела показана и подчеркнута с ясностью; сразу видно, что длинные мускулистые ноги могут сгибаться в коленях и бегать, мышцы живота – напрягаться, грудная клетка – надуваться в глубоком дыхании. Лицо не выражает никакого определенного переживания или индивидуальных черт характера, но и в нем затаены возможности разнообразных переживаний. И условная «улыбка» – чуть приподнятые углы рта – только возможность улыбки, намек на радость бытия, заложенную в этом, словно только что созданном человеке. Статуи куросов создавались преимущественно в местностях, где господствовал дорийский стиль, то есть на территории материковой Греции.
Женские статуи – коры – создавались, главным образом, в малоазийских и островных городах. Прекрасные женские фигуры были найдены при раскопках архаического афинского Акрополя, возведенного в VI веке до нашей эры. В результате войны с персами мраморные коры двадцать пять столетий были погребены в «персидском мусоре»; наконец их извлекли оттуда, полуразбитыми, но не утратившими своего необыкновенного очарования. В корах афинского Акрополя идеал женственности выражен в его первозданной чистоте. Улыбка светла, взор доверчив и как бы радостно изумлен зрелищем мира, фигура целомудренно задрапирована пеплосом – покрывалом, или легким одеянием – хитоном, волосы струятся по плечам вьющимися прядями. Эти коры стояли на постаментах перед храмом Афины, держа в руке яблоко или цветок.
Архаические скульптуры сохранили следы раскраски. Волосы мраморных девушек были золотистыми, щеки розовыми, глаза голубыми. Храмы облицовывались цветной терракоткой или частично покрывались восковыми красками – красными и темно-синими. На фоне безоблачного неба Эллады, все это должно было выглядеть очень празднично, но вместе с тем строго благодаря ясности, сохранности и конструктивности форм и силуэтов. Чрезмерной цветистости и пестроты не было. Раскраска архитектуры производилась в продуманном соответствии с тектоникой: колонны и архитрав, а также постамент оставались бледными, цветом декорировались кольца под капителями, фриз и фронтон, являвшийся фоном для скульптурного рельефа.
Дорическая колонна представляла собой фигуру мужчины, физически сильного, твердо стоящего на ногах, не требующая никаких украшений. Ионическая колонна – фигуру женщины утонченной и прекрасной. Колонна украшалась орнаментом в виде лепестков лотоса с завитками, напоминая прическу греков. Коринфская колонна напоминала девичью грацию.
Говоря о красоте человеческого тела, воплощенного в древнегреческом искусстве, особое внимание следует уделить типу лица. Головы греческих статуй были мало индивидуализированы, приведены к немногим вариациям общего типа, обладающего высокой духовной емкостью. В греческом типе лица торжествует идея «человеческого» в его идеальном варианте. Лицо делится на три равные по длине части: лоб, нос и нижняя часть; имеет правильный нежный овал. Прямая линия носа продолжает линию лба и образует перпендикуляр линий, проведенной от начала носа до отверстия уха (прямой лицевой угол). Продолговатый разрез довольно глубоко сидящих глаз. Небольшой рот, полные выпуклые губы, верхняя губа тоньше нижней и имеет красивый плавный вырез наподобие лука амура. Подборок крупный и круглый. Волнистые волосы мягко и плотно облегают голову, не мешая видеть округлую форму черепной коробки. Эта классическая красота может показаться однообразной, но, представляя выражение «природного облика духа», она поддается варьированию и способна воплощать различные типы античного идеала. Немного больше энергии в складе губ, в выступающем вперед подбородке и перед нами строгая девственная Афина. Больше мягкости в очертаниях щек, губы слегка полуоткрыты, глазные впадины затенены – перед нами чувственник лик Афродиты. Овал лица более приближен к квадрату, шея толще, губы крупнее – это уже образ молодого атлета. А в основе остается все тот же строго пропорциональный классический облик.
Таким образом, в античной Греции изображение людей впервые приобретает признаки искусства. Так, мраморная скульптура богини красоты и любви Афродиты отображает эллинские нормы красоты и гармонии женского тела. Знания древних греков лишились мифологической окраски и приобрели характер науки, и, соответственно, красоту они пытались объяснить как форму бытия. Как отмечалось выше, Пифагор считал, что красота исходит из гармонии и соотношения размеров. Аристотель говорил, что красота заключается в определенном соотношении частей целого, симметрии и упорядоченности, органической целостности. Яркие воплощения идеалов античной красоты – это статуи Аполлона и Артемиды. Их тела молоды и совершенны, мысли – благородны. Типичная черта греческих изображений – это гармония пропорций, красота, молодость, частичная или полная оголенность тела. Таким образом, красота мужчины, равно как и женщины, в то время выражалась в красоте тела. При этом нельзя забывать, что греки изображали не женщин, а богинь. Если же посмотреть на картину реальной жизни греков, то можно говорить о незавидном положении женщины в обществе. Женам отводилась роль деторождения и ведения домашнего хозяйства. Статус человека имели только гетеры – ими восхищались, их воспевали в стихах, именно их тела вдохновляли скульпторов.
Лучшие памятники древнегреческой скульптуры были созданы в V веке до нашей эры. Но до нас дошли и более ранние произведения. Статуи VII – VI веков до нашей эры симметричны: одна половина тела является зеркальным отражением другой. Скованные позы, вытянутые руки прижаты к мускулистому телу. Ни малейшего наклона или поворота головы, но губы раскрыты в улыбке. Улыбка словно изнутри освещает скульптуру выражением радости жизни. Позднее, в период классицизма статуи приобретают большее разнообразие форм.
Разработанное Пифагором учение о пропорциональности соизмеримых величин позволило осмыслить все стороны действительности, в том числе музыкальную гармонию, гармонию архитектурного сооружения и человеческого тела. Гармония предполагает возможность вычисления любого соотнесения частей каждого предмета, в том числе и скульптуры, по уже известной пропорции Y:X=Х:Z, где Y – целое, X – большая часть, Z – меньшая часть. На этом основании великий греческий скульптор Поликлет (V век до нашей эры) создал скульптуру юноши-копьеносца, которую называют «Дорифор» («Копьеносец») или «Канон» – по названию сочинения скульптора, где он, рассуждая о теории искусства, рассматривает законы изображения совершенного человека. Считается, что рассуждения художника можно отнести и к его скульптуре. Статуи Поликлета полны напряженной жизни: в них отсутствует изображение быстрых движений и мгновенных состояний; его бронзовые статуи находятся в спокойных позах легкого, размеренного движения, волнообразно пробегающего по фигуре. Поликлет любил изображать атлетов в состоянии покоя. Статуя «Копьеносца» представляет собой человека могучего сложения, полного чувства собственного достоинства. Он стоит неподвижно перед зрителем. Но это не статичный покой древнеегипетских статуй. Как человек, умело и легко владеющий своим телом, копьеносец чуть согнул одну ногу и переместил тяжесть корпуса на другую. Кажется, что пройдет мгновение, и он сделает шаг вперед, повернет голову, гордый своей красотой и силой. Перед нами человек сильный, красивый, свободный от страха, гордый, сдержанный – воплощение греческих идеалов.
Темы рукопашных схваток, конных состязаний, состязаний в беге, в метании диска научили ваятелей изображать человеческое тело в динамике. Архаическая застылость фигур была преодолена. Теперь они действуют, движутся, появляются сложные позы, смелые ракурсы, широки жесты. Ярчайшим новатором выступил аттический скульптор Мирон. В отличие от своего современника Поликлета, Мирон любил изображать свои статуи в движении. В статуях атлетов он передавал не только движение, но переход от одной стадии движения к другой, как бы останавливал мгновение. Статуя Мирона «Дискобол» (V век до нашей эры) – это изображение прекрасного юноши в момент, когда тот замахнулся тяжелым диском. Его захваченное движением тело изогнуто и напряжено, как готовая развернуться пружина. Под упругой кожей отведенной назад руки взбугрились тренированные мускулы. Пальцы ног, образуя надежную опору, глубоко вдавились в песок. Статуи Мирона и Поликлета были отлиты из бронзы, но до нас дошли лишь мраморные копии с древнегреческих оригиналов, сделанные римлянами.
Величайшим ваятелем своего времени греки считали Фидия, украсившего мраморной скульптурой Парфенон. В его скульптурах особенно отражено, что боги в Греции есть не что иное, как образы идеального человека. Лучше всего сохранилась мраморная лента рельефа фриза длиной 160 метров. На ней изображено шествие, направляющееся в храм богини Афины – Парфенон. Скульптура Парфенона сильно пострадала. А «Афина Парфенос» погибла еще в глубокой древности. Она стояла внутри храма и была несказанно прекрасна. Голова богини с невысоким гладким лбом и округлым подбородком, шея и руки были сделаны из слоновой кости, а волосы, одежда, щит и шлем были вычеканены из листов золота. Богиня в образе прекрасной женщины представляла собой олицетворение Афин.
Достижения Фидия в Парфеноне были не исчерпывающими для его творчества. Скульптор сотворил множество других произведений, лучшими из которых стали колоссальная бронзовая фигура Афины Промахос, воздвигнутая на Акрополе примерно в 460 году до нашей эры, и не менее огромная фигуры из слоновой кости и золота Зевса для храма в Олимпии. К сожалению, подлинники этих работ были утрачены в период фанатичного уничтожения статуй верующими христианами. Остались лишь их описания и копии. Так можно описать статую Зевса1 для храма в Олимпии. Огромный, четырнадцатиметровый бог восседал на золотом троне, и казалось, встань он, распрями широкие плечи, и тесно станет ему в обширном зале, низок окажется потолок. Голову Зевса украшал венок из ветвей маслины – знака миролюбия грозного бога. Лицо, плечи, руки, грудь были из слоновой кости, а плащ перекинут через левое плечо. Венец, борода Зевса были из сверкающего золота. Фидий наделил Зевса человеческим благородством. Его благообразное лицо, обрамленное курчавой бородой и вьющимися волосами, было не только строгим, но и добрым, поза торжественна, величава и спокойна. Сочетание телесной красоты и доброты души подчеркивало его божественную идеальность. Статуя производила такое впечатление, что, по словам древнего автора, люди, удрученные горем, искали утешения в созерцании творения Фидия. Молва объявила статую Зевса одним из «семи чудес света».
Работы всех трех скульпторов были схожи тем, что все они изображали гармонию красивого тела и заключенной в ней доброй души. Это было основным направлением того времени. Конечно, нормы и установки в греческом искусстве менялись на протяжении истории. Искусство архаики было более прямолинейным, в нем отсутствовала полная глубокого смысла недоговоренность, которая восторгает человечество в периоде греческой классики. В эпоху эллинизма, когда человек потерял ощущение устойчивости мира, искусство утратило свои старые идеалы. В нем стали отражаться чувства неуверенности в будущем, царящие в общественных течениях того времени.
Одно объединяло все периоды развития греческого общества и искусства – это особое пристрастие к пластике, к пространственным искусствам. Подобное пристрастие объяснимо: огромные запасы разнообразного по расцветке, благородного и идеального материала – мрамора – представляли широкие возможности для его реализации. Хотя большинство греческих скульптур выполнялось в бронзе, так как мрамор был хрупок, однако именно фактура мрамора с его цветом и декоративностью позволяла с наибольшей выразительностью воспроизводить красоту человеческого тела. Поэтому чаще всего человеческое тело, его строение и податливость, его стройность и гибкость привлекали к себе внимание греков, они охотно изображали человеческое тело и обнаженным, и в легкой прозрачной одежде.
Заключение
«Греческий тип» не исчез с лица земли. И сегодня имеется поразительно большое число людей (в основном спортсменов), которые сложены так же хорошо и обладают такими же прекрасными пропорциями тела, как и любая греческая статуя. Возможно, у греков было гораздо больше обладателей такого тела, так как физическая культура была основой систем их воспитания. В настоящее время мы много говорим о красоте и симметричности, о плавности мышц на статуях с изображением древнегреческих спортсменов, при этом порицая современного «сильного мужчину» как «переразвитого», а его тренировки частично как вредные. В то же время измерения греческих статуй выделяют, что современный «сильный мужчина» почти приближается к греческому образцу.
Что же касается представительниц прекрасного пола, то многие из современных женщин полностью отвечают образцам греческой скульптуры. Фактически есть достаточно оснований полагать, что хорошо развитая современная женщина более прекрасна лицом и фигурой, чем древнегреческая женщина: формы гречанки, представленные в мраморе, слишком полные. По крайней мере, многие из ныне живущих женщин, по математическим тестам и измерениям, равны лучшим представительницам древних народов, изображенным в произведениях искусства тех времен. Современные женщины могли бы служить образцами для греческих скульпторов той далекой эпохи. В Древней Греции физическая подготовка была общенациональным делом, в которое были вовлечены оба пола, и вполне вероятно, что рядовая женщина тогда в физическом соотношении превосходила современную женщину ввиду отсутствия у последней тренированности.
То, чего древние греки достигли в массе, мы частично даже превзошли в реальной жизни. У нас сегодня есть живые во плоти боги и богини, которые превосходят лучшие греческие образцы, изображенные в произведениях искусства. Но их у нас слишком мало. Древние греки отличаются тем, что они стремились создать целую нацию из красивых мужчин и женщин, а нынешнее поколение растит их отдельные единицы для наших театров. Подавляющая часть нашего населения лишена надежной красоты, королевской грации и миллиона нежных восторгов, переживаемых теми, чьи тела, прекрасные, как у нежной Афродиты, излучающие здоровье и дышащие энергией, рожденной продуманным уходом за телом.
Множество нитей тянется от античности через века и расстояния в иные эпохи и цивилизации. Художественное творчество античности было тем живительным и неиссякаемым источником, из которого черпало вдохновение все позднейшее искусство. В культуре античности людей разных эпох привлекала жизнеутверждающая сила, сознание ценности и красоты человеческого тела и личности, вера в ее безграничные творческие возможности. Эллинские статуи, воплотившие представление древних греков о красоте человеческого тела, всегда будут волновать человечество, чувства, выраженные в них, всегда будут находить отклик в сердцах людей, созерцающих творения древнегреческих мастеров. И не смотря на то, что на разных этапах развития цивилизации представление о красоте человеческого тела различно, красота человеческого тела в понимании древних греков останется эталонов для всех цивилизаций.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Для чего нужна астрономия?
Мать-и-мачеха
Три способа изобразить акварелью отражения в воде
Госпожа Метелица
Пчёлы и муха