Егорова Валентина Борисовна Лучшая дипломная работа (проект) "Развитие метапредметных умений младших школьников средствами технологии проекта о внеурочной деятельности по музыке" 1 место во II Всеросийском студенческом конкурсе дипломных, курсовых и реферативных работ "Горизонты науки" в номинации "Лучшая дипломная работа (Проект)" среди студентов колледжей и техникумов. г.Москва Академия развития проектной деятельности в образовании.
Вложение | Размер |
---|---|
egorova_v.b_prezentatsiya_diploma.rar | 159.42 КБ |
egorovavb_diplomnaya_rabotaproekt.docx | 18.55 КБ |
egorovavb_diplomnaya_rabota.docx | 16.41 КБ |
Слайд 1
Бюджетное учреждение профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Нижневартовский социально-гуманитарный колледж» ДИПЛОМНАЯ РАБОТА (ПРОЕКТ) «РАЗВИТИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПО ПРЕДМЕТУ МУЗЫКА СРЕДСТВАМИ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТА» Обучающийся Егорова В.Б., 413 А группа специальность 050301 Музыкальное образование Руководитель ВКР Королева Е.П. преподаватель НСГК, первая квалификационная категория Нижневартовск, 2017Слайд 2
Актуальность исследования При реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования нового поколения важны новые подходы к преподаванию предмета «Музыка». По новым стандартам, внеурочная деятельность школьников должна стать равноправным компонентом воспитательного процесса. Использование проектной деятельности в учебном процессе помогает формировать метапредметные умения и навыки.
Слайд 3
Цель исследования: Исследовать возможности технологии проекта в развитии метапредметных умений младших школьников по музыке во внеурочной деятельности.
Слайд 4
Объект исследования - процесс развития метапредметных умений младших школьников по музыке во внеурочной деятельности. Предмет исследования - технология проекта как средство развития метапредметных умений младших школьников во внеурочной деятельности.
Слайд 5
Гипотеза исследования: Успешное развитие метапредметных умений младших школьников возможно при условии, если: будут учтены возрастные особенности младших школьников; использование технологии проектов будет иметь системный характер применения во внеурочной деятельности по музыке.
Слайд 6
Задачи исследования: Проанализировать особенности развития метапредметных умений в научной педагогической литературе; Дать теоретическое обоснование технологии проекта как средство развития метапредметных умений обучающихся в начальной школе; Определить методический инструментарий использования технологии проекта во внеурочной деятельности младших школьников по музыке; Разработать программу по внеурочной деятельности «В чем сила музыки?»
Слайд 7
Методы исследования: Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы, музыковедческой и методической литературы по теме исследования . Эмпирические : изучение и обобщение практического опыта применения технологии проекта в развития метапредметных умений младших школьников по музыке во внеурочной деятельности, обработка результатов исследования.
Слайд 8
Практическая значимость данного проекта определяется тем, что: Разработанная программа «В чем сила музыки?», направленная на развитие метапредметных умений, может быть использована во внеаудиторной работе с младшими школьниками. Будет создана определенная среда для самореализации, саморазвития и творческого самовыражения обучающихся младших классов. Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список используемой литературы, приложение . База исследования: МОУ СОШ №3, г. Стрежевой., учащиеся 1-3 классов
Слайд 9
Проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий по решению субъективно значимой проблемы ученика, завершающийся созданием продукта и его представлением в рамках устной или письменной презентации. Проектная деятельность обучающихся - это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Используя её, формируются все виды УУД: предметные, метапредметные и личностные результаты.
Слайд 10
Программа внеурочной деятельности «В ЧЕМ СИЛА МУЗЫКИ» Ключевые слова : проект, проектная деятельность, метапредметность , метапредметные умения, коммуникативные умения, регулятивные умения, познавательные и личностные умения, интегрированность .
Слайд 11
Основная цель программы : развитие метапредметных умений младших школьников через интегративное пространство различных искусств. Основные задачи : организация образовательной деятельности на основе использования технологии проекта с технологией интерактивного обучения; применение активных средств обучения; формирование учебно - исследовательских умений; формирование умений представлять результаты своей работы в форме сообщений, рисунков, презентаций и проектных работ.
Слайд 12
Программа «В чем сила музыки?» Носит практико-ориентированный характер, состоит из отдельных разделов, каждый из которых собой логически завершенную часть содержания программы, в т.ч .: Раздел 1. Проект «Краски осени - рисует осень на прощанье..»- 8 часов. Раздел 2. Проект «Красавица зима»- 8 часов. Раздел3. Проект «Весенняя капель. Разговор с ручейком..» -7 часов. Раздел 4. Проект «Звуки и краски лета»- 6 часов. Раздел 5. Проект «Музыкальная шкатулка» - 5 часов. Курс рассчитан на 34 часа, запланировано реализация 5 творческих проектов.
Слайд 13
Ожидаемые результаты: Предметные результаты : стремление к музыкально-творческому самовыражению; умение воспринимать музыку различных жанров, форм, размышлять, высказывать своѐ отношение; проявление навыков вокально-хоровой деятельности. Метапредметные результаты : активное формирование художественного восприятия музыки; формирование ключевых компетенций: исследовательские коммуникативные умения , информационные умения. Личностные результаты: наличие эмоционально– ценностного отношения к искусству; позитивная оценка своих музыкально – творческих способностей.
Слайд 14
Паспорт проекта « Звуки и краски лета ?»
Слайд 15
Выводы - внеурочная деятельность, где используется метод учебного проекта, способствует формированию и развитию комплекса ключевых метапредметных умений . Результаты: развития метапредметных умений младших школьников при помощи технологии проекта во внеурочной деятельности имели устойчивую, положительную динамику. Выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение.
Слайд 16
Бюджетное учреждение профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Нижневартовский социально-гуманитарный колледж» ДИПЛОМНАЯ РАБОТА (ПРОЕКТ) «РАЗВИТИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПО ПРЕДМЕТУ МУЗЫКА СРЕДСТВАМИ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТА» Обучающийся Егорова В.Б., 413 А группа специальность 050301 Музыкальное образование Руководитель ВКР Королева Е.П. преподаватель НСГК, первая квалификационная категория Нижневартовск, 2017
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….....3-6
ГЛАВА1.РАЗВИТИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПО МУЗЫКЕ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА........................................................7-29
1.1.Изучение проблемы развития метапредметных умений обучающихся в научно-педагогической литературе………………………..................................7-11
1.2.Теоретическое обоснование технологии проекта в обучении младших школьников……………………………………………………...........................12-18
1.3.Особенности организации проектной деятельности в начальной школе………………………………………………………………………….....19-21
1.4.Методика применения технологии проекта во внеурочной деятельности по музыке………………………………………………….........22-29
ГЛАВА2.ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПО МУЗЫКЕ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...............................................................30-52
2.1.Программа «В чем сила музыки?».......................................................30-52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................................53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..................................................55
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Одна из важнейших проблем в направлениях реформы школы - проблема всестороннего развития и формирования личности. Немалая роль при этом отводится искусству, важности реализации его воспитательно-образовательной функции. Учащихся недостаточно научить каким-то музыкальным умениям, дать знания о музыке, важно пробудить постоянную потребность в общении с ней. Всестороннее музыкальное развитие обогащает внутренний мир ребёнка, помогает не только глубже и полнее воспринимать и понимать музыкальное искусство, но и заставляет чутко и внимательно относиться ко всему окружающему: к жизни, людям, событиям.
В содержании Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования подчёркивается направленность на стратегию организации и планомерного формирования учебной деятельности, в т.ч. и музыкальной, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Новый стандарт ориентирован на становление и формирование у школьников, начиная с начальной школы, «умения учиться». Личностное развитие учащихся обеспечивается реализацией цели музыкального образования и воспитания - формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников. Именно такая целевая установка наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения. Поэтому ФГОС определил приоритетные направления развития образования.
Одно из них - это применение метапредметного подхода, который позволяет деятельностно пересобрать учебный материал и заново его интерпретировать с точки зрения деятельностных единиц содержания.
Ориентация на развитие у школьников таких базовых способностей, как мышление, воображение, различительная способность, способность целеполагания или самоопределения - есть основной показатель качества образовательной работы, что определяет специфику метапредметных связей.
Метапредметный подход предполагает движение мышления не по прямой, а через связи и ассоциации. Одной из особенностей нового образовательного стандарта является введение масштабной внеурочной деятельности, которая является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.
По новому стандарту, внеурочная деятельность школьников должна стать равноправным компонентом воспитательного образовательного процесса. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося.
Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора. Если предметные результаты достигаются в основном при изучении предметных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных - ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, т. к. ученик выбирает ее исходя из интересов и мотивов.
Использование проектной деятельности в учебном процессе помогает формировать метапредметные умения и навыки. Они включают в себя умение решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; соответствовать предъявляемым повышенным требованиям коммуникационному взаимодействию, сотрудничеству и толерантности. Осваивая способы проектной деятельности, учащиеся смогут развить умения, которые будут им полезны как в учебе, так и в жизни.
Для верного построения музыкального воспитания важно правильно понимать его цели, сущность. А опыт показывает, что единства в понимании целей и задач музыкального воспитания нет. Нередко его сводят то к узко - техническому обучению навыкам, то приобретению учениками знаний о музыке без достаточного приобщения к самой музыке. Проблемы целенаправленного формирования музыкальной культуры младших школьников в единстве классных и внеклассных форм работы изучены недостаточно полно.
Объект исследования: процесс развития метапредметных умений младших школьников по музыке во внеурочной деятельности.
Предмет исследования: технология проекта как средство развития метапредметных умений младших школьников во внеурочной деятельности.
Цель: исследовать возможности технологии проекта в развитии метапредметных умений младших школьников по музыке во внеурочной деятельности.
В соответствии с целью, объектом, предметом исследования были определены следующие задачи:
1. Проанализировать особенности развития метапредметных умений в научной педагогической литературе;
2. Дать теоретическое обоснование технологии проекта как средство развития метапредметных умений обучающихся в начальной школе;
3.Определить методический инструментарий использования технологии проекта во внеурочной деятельности младших школьников по музыке;
3. Разработать программу (проект)по внеурочной деятельности «В чем сила музыки?»
Гипотеза исследования: успешное развитие метапредметных умений младших школьников возможно при условии, если:
- будут учтены возрастные особенности младших школьников;
- использование технологии проектов будет иметь системный характер применения во внеурочной деятельности по музыке.
Методы исследования:
Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования.
Эмпирические: изучение и обобщение практического опыта применения технологии проекта в развития метапредметных умений младших школьников по музыке во внеурочной деятельности, обработка результатов исследования.
Практическая значимость работы: изучение и обобщение практического опыта применения технологии проекта для развития метапредметных умений младших школьников по музыке во внеурочной деятельности может иметь применение в производственной практике студентов.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список используемой литературы, приложение.
База исследования: МОУ СОШ №3, г. Стрежевой., учащиеся 1-3 классов.
1 класс - 8 человек;
2 класс - 10 человек;
3 класс - 7 человек.
Бюджетное учреждение профессионального образования
Ханты-Мансийского автономного округа Югры
"Нижневартовский социально-гуманитарный колледж"
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА (ПРОЕКТ)
РАЗВИТИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
СРЕДСТВАМИ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТА
ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО МУЗЫКЕ
Егорова Валентина Борисовна
Специальность 050301
Музыкальное образование
Руководитель ВКР
Королева Екатерина Петровна
преподаватель
БУ «Нижневартовский социально-
гуманитарный колледж",
628602, ХМАО-Югра,
Нижневартовск, Дружбы Народов, д. 13-а
8(3466)43-54-70
korolewa.katerina@yandex.ru
+7(912)935-47-35
Нижневартовск, 2017
Хрюк на ёлке
Ласточка
Растрёпанный воробей
Новогодняя задача на смекалку. Что подарил Дед Мороз?
Философские стихи Кристины Россетти