Вопрос исследования: как влияет музыка разных стилей на работоспособность и внимание школьников?
Гипотеза: предполагаю, что музыкальное сопровождение при выполнении домашних заданий и самостоятельных работ в школе положительно влияет работоспособность и внимание школьников.
Методы исследования – теоретический, опытный, практический:
Тест «Зачеркни букву» (корректурная проба): на листке бумаги с напечатанными буквами, расположенными в различном порядке, по команде в течение двух минут нужно вычеркивать две буквы, на которые укажет в начале тестирования учитель. Когда две минуты закончатся, нужно поставить линию и посчитать, сколько букв было зачеркнуто правильно, сколько было допущено ошибок, а также, сколько всего букв было просмотрено в разных условиях (в полной тишине, под музыкальное сопровождение - классическую музыку и под современную популярную музыку). Тест позволяет изучить уровень работоспособности и внимания школьников (см. Приложение стр. I)
Второй тест «Расставь знаки по образцу» (метод тестирования Пьерона - Рузена): на листе бумаги с напечатанными фигурами (квадрат, треугольник, круг и ромб) необходимо за одну минуту расставить знаки в фигуры по заданному образцу. По окончании времени необходимо поставить линию и посчитать, сколько было просмотрено фигур, сколько заполнено правильно и количество допущенных ошибок. Данный тест позволит нам изучить работоспособность и внимание школьников при появлении нового условия запоминания данных (см. Приложение стр. II).
наблюдение за влиянием выбранных музыкальных произведений на работоспособность и внимание мою и моих одноклассников.
Библиография: материалы из Толкового словаря живого великорусского языка Даля В.И. В 4-х томах, издательский дом «Рипол Классик». 2007 г.; Реана А.А. Психология ребёнка от рождения до 11 лет. Методики и тесты. Серия «Практикум» 2007 г.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 22»
Исследовательская работа
«ВЛИЯНИЕ РАЗНЫХ СТИЛЕЙ МУЗЫКИ НА РАБОТОСПОСОБНОСТЬ И ВНИМАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ»
Автор исследовательской работы:
Овчинникова Ирина, ученица 3 Б класса.
Руководитель работы:
Яковенко Татьяна Николаевна,
учитель начальных классов
Нижневартовск
2017 г
СОДЕРЖАНИЕ
Вопрос исследования: как влияет музыка разных стилей на работоспособность и внимание школьников?
Гипотеза: предполагаю, что музыкальное сопровождение при выполнении домашних заданий и самостоятельных работ в школе положительно влияет работоспособность и внимание школьников.
Методы исследования – теоретический, опытный, практический:
Тест «Зачеркни букву» (корректурная проба): на листке бумаги с напечатанными буквами, расположенными в различном порядке, по команде в течение двух минут нужно вычеркивать две буквы, на которые укажет в начале тестирования учитель. Когда две минуты закончатся, нужно поставить линию и посчитать, сколько букв было зачеркнуто правильно, сколько было допущено ошибок, а также, сколько всего букв было просмотрено в разных условиях (в полной тишине, под музыкальное сопровождение - классическую музыку и под современную популярную музыку). Тест позволяет изучить уровень работоспособности и внимания школьников (см. Приложение стр. I)
Второй тест «Расставь знаки по образцу» (метод тестирования Пьерона - Рузена): на листе бумаги с напечатанными фигурами (квадрат, треугольник, круг и ромб) необходимо за одну минуту расставить знаки в фигуры по заданному образцу. По окончании времени необходимо поставить линию и посчитать, сколько было просмотрено фигур, сколько заполнено правильно и количество допущенных ошибок. Данный тест позволит нам изучить работоспособность и внимание школьников при появлении нового условия запоминания данных (см. Приложение стр. II).
наблюдение за влиянием выбранных музыкальных произведений на работоспособность и внимание мою и моих одноклассников.
Библиография: материалы из Толкового словаря живого великорусского языка Даля В.И. В 4-х томах, издательский дом «Рипол Классик». 2007 г.; Реана А.А. Психология ребёнка от рождения до 11 лет. Методики и тесты. Серия «Практикум» 2007 г.
В сентябре 2015 года я поступила в первый класс Детской школы искусств №1 на музыкальное отделение фортепиано. Каждую неделю в школе искусств мы изучаем предметы: специальность (фортепиано), хоровое пение, сольфеджио и слушание музыки. Меня очень заинтересовал предмет слушание музыки, на котором мы с ребятами слушаем классические произведения разных композиторов и рассказываем о своих впечатлениях и образах, пришедших во время прослушивания. Нам рассказывают о положительном влиянии музыки на внутреннее состояние человека, на его внутренний мир. Затем мы делаем рисунки к прослушанным произведениям.
О воздействии музыки на человека известно немало. Музыка способна поднимать настроение или наоборот - заставляет нас грустить, вдохновляет на подвиги или расслабляет.
Дома я тоже люблю включать музыку, слушать ее во время выполнения разных домашних дел. Но когда я сажусь делать уроки, моя мама всегда говорит мне: «Выключай музыку, она будет тебе мешать, ты будешь отвлекаться».
У меня возникли сомнения: как музыка влияет на школьников? Какие музыкальные произведения повышают или понижают их работоспособность и внимание?
Цель исследования: изучить влияние музыки разных стилей на работоспособность и внимание школьников при выполнении самостоятельных работ в школе и дома.
Задачи:
Что такое музыка? Музыка – это искусство стройного и согласного сочетания звуков. ( Толковый словарь Владимира Ивановича Даля.)
В наше время музыка окружает нас повсюду. Мы слышим ее везде: дома, в транспорте, в магазине, часто просто гуляя по улице. Реклама, фильмы, мультфильмы наполнены музыкальным сопровождением.
Что такое музыкальный стиль и какие стили существуют?
Музыкальный стиль – это совокупность всех элементов музыки (звук, ритм, частота, инструментарий и т.д.), используемых в музыкальном произведении и помогающих отнести его к определенному музыкальному направлению. Каждый из стилей музыки влияет на людей по-разному. Как влияет музыка разных стилей на организм человека? Вот выводы сделанные учеными.
Больше всего изучены свойства классической музыки. Для человека классическая музыка имеет умиротворяющие, успокаивающие и вдохновляющие действие. Она повышает настроение и стойкость духа. Она же считается самой полезной по своему воздействию на слушателей.
В отличие от классики, рок-музыка отличается тем, что имеет стрессовое воздействие на организм. Характеризуясь большим количеством высоких и низких звуков, эта музыка имеет негативное влияние на здоровье человека, на его психическое состояние. После долгого прослушивания тяжелого рока, человек теряет способность правильно мыслить.
Поп-музыка имеет разное воздействие на настроение человека. Одного она может успокаивать, дарить радость, другого - раздражать, утомлять. Учеными было доказано, что поп-музыка негативно отражается на способности человека к запоминанию.
Мамины слова: «Музыка будет мешать, ты будешь отвлекаться», говорят об ухудшении работоспособности и внимания при выполнении самостоятельных заданий. Работоспособность – это способность человека выполнять определенные действия на протяжении заданного времени. Внимание - это способность человека сконцентрироваться на одном объекте для его познания или изучения.
Из полученной информации я сделала вывод, что именно классическая музыка должна повышать работоспособность и внимание третьеклассников. А о влиянии современной популярной музыки на внимание и трудоспособность человека в литературе нет однозначных ответов, мы должны получить ответ на данный вопрос самостоятельно.
Подбор звукового сопровождения и тестов для проведения эксперимента.
После общения с моим учителем, Яковенко Татьяной Николаевной, изучения литературы и прослушивания ряда произведений из разных стилей музыки, мы остановились на двух направлениях. Это классическая музыка и популярная современная музыка.
Для проведения эксперимента мы отобрали два произведения - это музыка без слов, которая известна большому кругу слушателей. Из выбранных стилей я остановилась на следующих произведениях:
Для проверки внимания и трудоспособности школьника нам было необходимо подобрать тесты, для чего мы обратились к книге «Психология ребёнка от рождения до 11 лет. Методики и тесты» под редакцией А.А. Реана. Из данной книги были отобраны две методики: первая под названием "Корректурная проба" с заданиями из букв на листе бумаги, вторая - методика Пьерона – Рузера с заданиями из фигур.
Влияние музыки на внимание и работоспособность третьеклассника.
Для того чтобы выяснить, как влияет музыкальное сопровождение на состояние школьника, мы с мамой провели эксперименты на мне, в домашних условиях. Эксперимент заключался в следующем: при выполнении домашних заданий я устраивала небольшие перерывы, после которых выполняла тесты «Зачеркни букву» и «Расставь знаки по образцу» в тишине и под музыкальное сопровождение. Данные тесты помогли нам изучить работоспособность и концентрацию внимания, как они изменяются под воздействием внешних звуков.
Первый день эксперимента был построен на работе с тестами в полной тишине.
В перерыве между выполнением домашней работы, я с помощью мамы провела первый тест «Зачеркни букву»: мама засекала время – 2 минуты, а я в течение этого времени в полной тишине на заранее подготовленном листке бумаги зачеркивала буквы «Л» и «А».
Далее я занялась выполнением следующего письменного домашнего задания по математике. После его выполнения, мы организовали небольшой перерыв для отдыха, а затем я снова села за письменный стол, и мы провели тест «Расставь знаки по образцу»: мама заполнила образец (расставила в фигуры знаки +, -, / и *), и засекла время – 1 минуту. Я на заготовленном листе с фигурами расставила данные знаки.
Второй день эксперимента. В перерывах между решением домашнего задания я выполнила данные тесты под музыкальное сопровождение. Мама включала классическую музыку и засекала необходимое для выполнения задания время. Я на листах с буквами зачеркивала буквы «С» и «И», а на листе с фигурами расставляла знаки по новому образцу, заполненному мамой.
В третий день эксперимента мы снова провели тестирование в перерывах между выполнением домашних заданий, но уже под звуки популярной современной композиции. На листе с буквами я зачеркивала буквы «П» и «О», а на листе с фигурами расставляла знаки по новому заданному образцу.
Подведение итогов тестирования.
В каждом листе теста «Зачеркни букву» мы подсчитали количество правильно зачеркнутых букв, количество допущенных ошибок и количество всех просмотренных букв за две минуты. Результаты тестирования представлены в Таблице. (Приложение стр.3-4)
Из данной таблице видно, что моя работоспособность при проведении тестов под разное музыкальное сопровождение увеличивалась с увеличением ритмичности музыки: я просмотрела больше букв. Зато решая тест в тишине и под классическую музыку, я допустила меньше ошибок, а под поп-музыку их количество выросло - мое внимание рассеялось.
С результатами теста «Расставь знаки по образцу» мы провели аналогичную работу - подсчитали количество правильно расставленных символов и количество допущенных ошибок или исправлений за минуту. Результаты тестирования представлены в Таблице. Приложение стр.4-5)
Из представленной таблицы видно, что при полной тишине и под музыку Чайковского я допустила меньше ошибок, а под звуки мелодии «Улыбайся» их количество выросло, как и в первом тесте. По результату всех заполненных фигур мы видим, что под поп-музыку их количество наибольшее.
Проанализировав результаты данных тестов, я увидела, что классическая и поп-музыка повышает мою работоспособность при выполнении самостоятельного задания, общий объем просмотренных букв и заполненных фигур вырос. Если говорить о моем внимании, то положительно на него влияет классическое музыкальное сопровождение, так как под современную музыку я допустила больше ошибок в каждом из тестов.
4.3. Влияние музыки на внимание и работоспособность одноклассников
Для ответа на поставленный в исследовании вопрос, как влияет музыкальное сопровождение на состояние внимания и работоспособности школьников, мы с Татьяной Николаевной провели тесты, уже выполненные мной дома, на моих одноклассниках.
В первый день эксперимента в начале двух уроков я засекала время - две минуты - для теста «Зачеркни букву» и одну минуту для теста «Расставь знаки по образцу», а ребята выполняли тесты в полной тишине. На листе с буквами они зачеркивали буквы «Л» и «Е», на листе с фигурами расставляли символы по заданному образцу. На второй день ребята зачеркивали буквы «К» и «А» и работали с новым образцом, а Татьяна Николаевна включала классическую музыку, в то время как я засекала время. Данную работу с тестами мы проделали и в третий день под современную популярную музыку, с новыми буквами - «М» и «О» и новым образцом для заполнения фигур.
Результаты теста «Зачеркни букву» мы записали в таблицу (см. Приложение стр. 6).
По таблице видно, что у большинства детей с увеличением музыкального ритма увеличивается работоспособность, среднее число просмотренных букв выросло с 259 в тишине к 308 под классику, и к 339 под поп-музыку. А с концентрацией внимания произошли следующие изменения: в тишине ребята допустили в среднем 6,3 ошибки, под звуки классики 4,4, а под поп-музыку 6,5 ошибок в среднем на человека. Но в классе есть 4 детей, у которых работоспособность увеличилась под звуки музыки, но концентрация внимания под классическую музыку снизилась - они допустили больше ошибок.
Результаты теста «Расставь знаки по образцу» представлены в таблице (см. Приложение стр.8-9).
В данном тесте появляется дополнительное условие: запомнить и повторить расстановку знаков в фигурах по образцу, то есть происходит усложнение теста.
Память – это способность воспроизведения прошлого опыта. У 15 ребят, как и у меня, количество заполненных фигур увеличивалось, но есть 8 детей, которые заполнили меньше фигур при появлении внешних звуков. Концентрация внимания ухудшилась: если в тишине всего трое детей допустили исправления, то уже под современную музыку ребята допустили не только помарки и исправления, но и сделали ошибки. Всего в классе было допущено 17 ошибок.
Соединив результаты проведенных тестов, мы можем сделать вывод, что классическая музыка повышает работоспособность и улучшает концентрацию внимания у школьников. Поп-музыка положительно влияет на работоспособность, но мешает концентрации внимания, и является большим раздражающим фактором для запоминания. Меня заинтересовал вопрос о влиянии музыки на память и психическое состояние школьников, это тема для дальнейшего изучения.
Анкетирование одноклассников
Мне было интересно узнать, как относятся мои одноклассники к музыке, что они слушают, понравилось ли им выполнять самостоятельные задание под звуковое сопровождение, и под какое именно. Мы с Татьяной Николаевной составили анкету, которую я раздала моим одноклассникам для заполнения. Результаты анкетирования занесли в таблицы (см. Приложение стр. 9)
Изучив все анкеты, мы узнали, что слушать музыку нравится всем ребятам в моем классе, а предпочтение к стилям музыки разделилось следующим образом:
Предпочтение ребят к выполнению тестов в тишине или под музыку представлено в диаграмме (см. Приложение стр. 10)
18 третьеклассников уверены в том, что музыка не мешает им при выполнении самостоятельных работ, и только 4 считают, что музыка им мешает(см. Приложение стр. 10)
Исследование показало, что классическое музыкальное сопровождение при выполнении домашних заданий и самостоятельных работ в школе положительно влияет на работоспособность и внимание третьеклассников, их показатели увеличиваются. Тест с использованием фигур продемонстрировал, что классика у большинства школьников не является раздражающим фактором при включении функций памяти у ребенка.
Современные произведения увеличивают работоспособность, но негативно влияют на концентрацию внимания. А в процессе запоминания того или иного материала, данная музыка является раздражающим фактором.
Мой эксперимент подтвердил правоту маминых слов: «Выключай музыку, она будет тебе мешать делать уроки, ты будешь отвлекаться», так как в повседневной жизни я люблю слушать современную популярную музыку.
Ребята, слушайте красивую классическую музыку, она откроет вам новый мир мыслей и чувств, поможет настроиться на рабочий лад. И каждый раз, когда садитесь за домашние задания, выключайте современную музыку, она вам будет мешать.
Слайд 1
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «ВЛИЯНИЕ РАЗНЫХ СТИЛЕЙ МУЗЫКИ НА РАБОТОСПОСОБНОСТЬ И ВНИМАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ» Автор: Овчинникова Ирина, ученица 3 Б класса МБОУ «СШ №22» Руководитель: Яковенко Татьяна Николаевна, учитель начальных классовСлайд 2
АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ Я, как и все школьники люблю слушать музыку. Дома постоянно ее включаю, когда выполняю разные домашние дела. Но когда я сажусь делать уроки, моя мама всегда говорит мне: «Выключай музыку, она будет тебе мешать, ты будешь отвлекаться». У меня возникли сомнения: как музыка влияет на школьников? Какие музыкальные произведения повышают или понижают их работоспособность и внимание?
Слайд 3
ГИПОТЕЗА : предполагаю, что музыкальное сопровождение, при выполнении домашних заданий и самостоятельных работ в школе положительно влияет работоспособность и внимание школьников .
Слайд 4
ЦЕЛЬ : изучить влияние разных стилей музыки на работоспособность и внимание школьников при выполнении самостоятельных работ в школе и дома.
Слайд 5
ЗАДАЧИ : Узнать из литературы и интернет источников о понятии музыка , о ее стилях и направлениях, а также выяснить что уже изучено о влиянии музыки на человека. Выбрать стили музыки для проведения эксперимента и подобрать музыкальное сопровождение. Выявить, как влияют выбранные музыкальные произведения на внимание учеников и как изменяется их работоспособность. Изучить , отношение третьеклассников к музыке и их предпочтения в стилях. На основании полученных результатов разработать предложения для педагогов.
Слайд 6
МУЗЫКА - это искусство стройного и согласного сочетания звуков ( Толковый словарь В. И. Даль) КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА На человека она оказывает умиротворяющие, успокаивающие и вдохновляющие свойства. Классическая музыка повышает настроение и стойкость духа. Она же считается самой полезной по своему воздействию на слушателей . РОК Рок имеет стрессовое воздействие на организм человека. После долгого прослушивания тяжелого рока, человек теряет способность правильно мыслить. СОВРЕМЕННАЯ ПОПУЛЯРНАЯ МУЗЫКА Одного человека может успокаивать, дарить радость, другого - раздражать, утомлять. Учеными было доказано, что поп-музыка негативно отражается на способности человека к запоминанию.
Слайд 7
ЗВУКОВОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ И ТЕСТЫ Классическая музыка – Петр Ильич Чайковский Времена года Подснежник (апрель). Поп музыка - мелодия популярной песни «Улыбайся» автор Леонид Терещенко. Корректурная проба Методика Пьерона – Рузера
Слайд 8
ТЕСТИРОВАНИЕ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ
Слайд 9
РЕЗУЛЬТАТЫ МОЕГО ТЕСТИРОВАНИЯ КОРРЕКТУРНОЙ ПРОБЫ Количество ошибок увеличилось с 2 до 4. РЕЗУЛЬТАТ МЕТОДА ПЬЕРОНА-РУЗЕРА Выполняя тест по современную поп – музыку я допустила две ошибки.
Слайд 10
ТЕСТИРОВАНИЕ ТРЕТЬЕКЛАССНИКОВ В ШКОЛЕ
Слайд 11
РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТИРОВАНИЯ ТРЕТЬЕКЛАССНИКОВ Корректурная проба Методика Пьерона – Рузера
Слайд 12
Среднее количество букв просмотренных в разных условиях Среднее количество ошибок допущенных в разных условиях КОРРЕКТУРНАЯ ПРОБА
Слайд 13
МЕТОД ПЬЕРОНА-РУЗЕРА 15 детей у которых произошло увеличение работоспособности ( средние показатели) У 8 школьников внешние факторы повлияли на процесс запоминания символов в фигурах. Наблюдается уменьшение заполненных фигур.
Слайд 14
ВЫВОДЫ: 1. Классическая музыка повышает работоспособность и улучшает концентрацию внимания у школьников. 2. Поп – музыка положительно влияет на работоспособность, но мешает концентрации внимания, и является большим раздражающим фактором при включении функций запоминания.
Слайд 15
АНКЕТА
Слайд 16
РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ Все ребята в классе любят слушать музыку. Предпочтения в стилях выглядит следующим образом. 17 одноклассникам понравилось выполнять задание под современную популярную музыку.
Слайд 17
ПРЕДЛОЖЕНИЯ Включать классическую музыку на уроках когда ребята делают самостоятельные работы, занимаются творческими заданиями (на уроках ИЗО, литература и другие ). Подобрать классический репертуар, который может звучать с самого утра в школе, и настраивать ребят на учебный процесс, также включать ее в школьной столовой во время приема пищи. Включать современную популярную и ритмичную музыку во время перемен, на уроках труда и физкультуры. Использовать популярную ритмичную музыку во время проведения физкультминуток в начальной школе. Подвижные мероприятия в школе (веселые старты и другие мероприятия) проводить под звуки ритмичной современной музыки.
Слайд 18
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !
Колумбово яйцо
Новый снимок Юпитера
Рисуем "Осенний дождь"
Ласточка. Корейская народная сказка
Барсучья кладовая. Александр Барков