В работе представлено исследование студентки Специального дошкольного отделения в области классического музыкального искусства.
Вложение | Размер |
---|---|
istoricheskie_vehi_velikoy_strany_v_russkoy_klassicheskoy_muzyke.docx | 33.24 КБ |
ГОУ ВО МО
«Государственный гуманитарно-технический университет» (ГГТУ)
Гуманитарно-педагогический колледж
Межрегиональная научно-практическая конференция
«Теория и практика актуальных исследований: ступени познания»
Место проведения: Промышленно-экономический колледж ГОУ ВО МО «Государственный гуманитарно-технологический университет»
Доклад на тему:
«Исторические вехи великой страны в русской классической музыке»
Выполнен студенткой ГПК группы
СДО 13. А. ГПК ГГТУ
Браславской Анастасией Зауровной
Научный руководитель-
педагог дополнительного образования, преподаватель спец. дисциплин ГПК,
Терентьева Марина Анатольевна
г.о. Орехово- Зуево
14.04.2017г.
Введение
Актуальность.
История русского народа богата интересными, значительными событиями, которые становятся знаменательными вехами в развитии общества. Если страницы этой истории отображены в искусстве – в музыке, то воздействие их на умы и души новых поколений сильнее, а связь с настоящим крепче. В этом историческом прошлом – истоки общественной и культурной жизни каждой нации. Невозможно осмыслить в полной мере современность без обращения к историческому опыту народа.
Цель моего исследования: рассмотреть наиболее значительные по силе воздействия на слушателя и масштабу музыкальные произведения русских классиков XIX и XX веков, отражающие главные исторические вехи в жизни нашего Отечества.
Практическая значимость. Материал данного исследования позволит увидеть главные исторические события в жизни России в контексте музыкальных произведений, познакомится с авторской интерпретацией великих русских композиторов переломных моментов в жизни русского народа.
1. Имя Александра Порфирьевича Бородина блистает в истории русской музыки. Его опера «Князь Игорь» - замечательное творение композитора, воспевшее героизм русского народа, его славное прошлое, она получила широкое признание и до сих пор ставится на оперных сценах с большим успехом. В качестве сюжета автор избрал литературный памятник 12 века «Слово о полку Игореве», повествующий о набегах половцев и пиченегов на русские княжества в 1185году. Для того, чтобы лучше прочувствовать дух старины, Александр Порфирьевич сам ездил в сторону Путивля (под Курском). Там он тщательно изучал старинные повести, летописи, различные исследования о половцах, музыку их предков, эпические песни и былины.
Либретто, т. е текст оперы «Князь Игорь», писал сам композитор параллельно с сочинением музыки. Он старался делать акцент на народно-эпических чертах её героев: Князя Игоря, княгини Ярославны, молодого князя Владимира. В итоге он смог приблизить образ Игоря к былинным богатырям. Знаменитая ария главного героя, попавшего в плен к хану Кончаку, но не сломленного духом - «О, дайте, дайте мне свободу!»(СЛУШАНИЕ 1).
2.Дату 5 апреля 1242 года - все знают как Ледо́вое побо́ище или битву на льду Чудского озера , произошедшую ера с участием новгородцев и владимирцев под предводительством великого русского князя Александра Невского с одной стороны, и войском Ливонского ордена с другой стороны.
Этот день является Днём воинской славы России — День победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями.
К эти событиям обратился в своей кантате «Александр Невский» Сергей Сергеевич Прокофьев. Она предназначена для солистов, смешанного хора и оркестра. Кантата возникла из музыки к одноименному фильму, который был поставлен в 1938 году выдающимся советским кинорежиссером Сергеем Эйзенштейном.
Семь частей кантаты «Александр Невский» – семь ярких, красочных музыкальных картин, словно выхваченных из отдаленной эпохи. С великолепной правдивостью выразил композитор психологическую суть двух противостоящих сил. Это не просто красочные портреты, а два непримиримо враждебных мира, противопоставленных на поле сражения: Русь и ее поработители – сначала татаро - монголы, затем тевтонские рыцари. Музыкальные характеристики и тех и других яркие и точные .
Образ Руси – народные хоры, лирическое соло женского голоса – все пронизано русскими народными интонациями. Мощно, призывно звучит хор «Вставайте, люди русские! На славный бой, на смертный бой! Вставайте, люди честные за нашу землю Русскую!!!» (СЛУШАНИЕ)
3. Композитора Модеста Мусоргского чрезвычайно увлекла возможность претворить в музыке актуальную тему взаимоотношений царя и народа. «Я разумею народ как великую личность, одушевлённую единой идеей, - писал он.- Это моя задача. Я попытался решить её в опере «Борис Годунов». Известно, что в основе оперы лежат подлинные исторические события, рассказывающие о тяжелом времени для страны, которые наступили со смертью Бориса Годунова, приходом поляков и Лжедмитрия. Неслучайно ее жанр Мусоргский определил, как народная музыкальная драма, ведь главное действующее лицо в ней – народ и сцены с ним занимают центральное место в драматургии.
Все действие разворачивается в 1598-1605 годах, перед началом тяжелейшего периода для страны и народа – «Смутного времени».
Следует отметить, что в произведении А.С. Пушкина «Борис Годунов» и в либретто М.П. Мусоргского, рассматривается версия причастности Бориса Годунова к убийству младенца, царевича Димитрия, однако, это основано всего лишь на народной молве.
Во время сцены народного бунта у стен Кремля звучит хор «Расходилась, разгулялась удаль, сила молодецкая!» (слушание)
Опера «Иван Сусанин» М. И. Глинки была впервые поставлена 9 декабря 1836 года. Главное чувство, рождаемое этой музыкой, – чувство Родины. Велико было воодушевление композитора показать страницы нашей истории, грани народной жизни, русский национальный характер. Глинка явился первопроходцем, создававшим совершенно новый образный мир, раскрывая его новым музыкальным языком – русским.
Сюжетом для оперы послужило предание о героическом подвиге костромского крестьянина Ивана Осиповича Сусанина в 1612 году, в трудное для России время оккупации её иностранными захватчиками. Польские войска были уже изгнаны из Москвы, но отдельные их отряды ещё бродили по стране. Один из таких отрядов забрел в село Домнино, где жил Иван Сусанин. Сусанин согласился стать проводником, но завел отряд поляков в непроходимые дебри и болота и сам погиб там.
Глинка в героическом поступке простого человека усматривали проявление силы и патриотизма всего русского народа, готового отдать жизнь во имя свободы родной земли. Звучит прощальная ария героя «Ты взойдёшь, моя заря! Взгляну в лицо твоё!»
И вновь мы обращаемся к музыке Сергея Прокофьева.
Опера «Война и мир» С.С. Прокофьева стала главной работой композитора в годы Великой Отечественной войны. Он и раньше задумывался над тем, чтобы воплотить в музыке образы великого произведения Льва Толстого. В опере, рисующей события Отечественной войны с французами 1812 г., Прокофьев показывает стойкость русского народа перед лицом суровых испытаний. Народно-массовые сцены изложены ясно, просто, «плакатно». Музыка живо рисует панораму событий и вместе с тем передает самые различные чувства участников трагедии. В опере «Война и мир» в полной мере проявился замечательный дар Прокофьева как музыкального портретиста, мастера выразительных музыкальных характеристик. В центре оперы – образ полководца фельдмаршала Кутузова, который является воплощением эпической силы и народной мудрости. Звучит его гордая ария о Москве «Величавая, в солнечных лучах - матерь русских городов».
Седьмая («Ленинградская») симфония Д. Шостаковича – одно из наиболее значительных произведений Шостаковича. История мирового искусства еще не знает подобного примера, когда величественное, монументальное произведение рождалось бы под непосредственным впечатлением только что происходящих событий. Симфония создавалась автором в осажденном Ленинграде, в комнате без стёкол в окнах, Дмитрий Дмитриевич никогда не спускался в убежище со звуками «воздушной тревоги», только надевал на голову подаренную солдатами каску и продолжал творить за роялем. В течение месяца симфония была готова. Чтобы исполнить её с огромным составом оркестра, музыкантов отзывали из военных частей. Некоторых перед началом репетиций пришлось положить в больницу – подкормить, подлечить, поскольку все простые жители города стали дистрофиками. В день исполнения симфонии – 9 августа 1942 года – все артиллерийские силы осажденного города были брошены на подавление огневых точек врага: ничто не должно было помешать премьере. И зал Ленинградской филармонии был полон. Бледные, истощенные ленинградцы заполнили его, чтобы услышать музыку, посвященную им. Динамики разносили ее по всему городу.
Конкретное историческое событие – Великая отечественная война с фашистами – приобретает в этой музыке обобщенную трактовку. Главный образ симфонии – образ Родины, образ народа. И мелодии, характеризующие его, – широкие, напевные – напоминают русские народные песни. А вот тема войны (тема фашистов) возникает отдаленно и похожа на жутковатую пляску железных крыс под дудку крысолова. Эта тема настолько врезается в память, что и сейчас у каждого слушателя с этими звуками представляется страшное лицо фашизма. (СЛУШАНИЕ). До мая 45-го ещё долгих 3 года. Но автор уверен в Победе и финал симфонии радостный, торжествующий!!!
Хочу обратиться ещё к одному музыкальному произведению о Великой отечественной войне. Пронзительная повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие» о подвиге девушек-зенитчиц стала сюжетом последней оперы Кирилла Молчанова в 1973 году. Одаренный оперный композитор прибегает к кинематографическим эффектам, к кадрам из прошлого своих героинь, кадрам-воспоминаниям.
Столь же своеобразен и музыкальный язык оперы, уснащенный цитатами, – тут и «бытовая» песня, и эстрада, и музыка барокко. Как символ мирной жизни в хрустальном тембре челесты звучит «Колыбельная» Дунаевского, и тут же – хорал Генделя.
Композитор рисует средствами музыки героинь оперы сообразно их характеру. Так, Женя Комелькова с гитарой в руках на глазах зрителей «сочиняет» песню на стихи Константина Симонова «Жди меня» – это обобщенный образ женской верности. (просмотр видео).
Заключение
Итак, классическая русская музыка XIX и XX веков нерасторжима с жизнью народа, его историей. В ней отражены героические подвиги отдельных людей и целого народа. Велико эмоциональное воздействие произведений русских композиторов, которым всегда была свойственна любовь к Родине, к народу.
В этих произведениях воплотились и скорбные переживания, раздумья, и вера в безграничность духовных сил народа, непримиримость, неприятие зла. Благодаря этим гениальным произведениям нам ближе, понятнее становятся наши предки, которые в переломные, сложные моменты истории сохранили то самое святое, что теперь мы называем Родиной.
Многообразен мир чувств и мыслей, разнообразны исторические события, отображенные в этой музыке, различны средства музыкальной выразительности. Но главным всегда оставалось одно: любовь к родной земле, к родному русскому народу.
Информационные источники
Тупое - острое
Пейзаж
Снег своими руками
Гораздо больше риска в приобретении знаний, чем в покупке съестного
Рисуем тыкву