Цель проекта: Выявить особенности влияния классической музыки на физическое здоровье человека.
Вложение | Размер |
---|---|
referat.doc | 290 КБ |
Исследовательский проект
Проект выполнили: ученики 5 В класса
Римская А.
Турков К.
Михалев В.
Скутова В.
Антипова Е.
Ярушина Е.
Руководитель: учитель музыки
Кошелева
Светлана
Николаевна
Смоленск
2014
Содержание
О силе музыкального искусства………………………………… 4-6
Влияние музыки на человека……………………………………. 7-9
Музыка и здоровье
3.3 Музыка здорового питания…………………………………13
3.4 Классическая музыка и рождение ребенка………….. …13-14
3.5 Музыкотерапия……………………………………………… 14-16
6. Глава 4
Исследовательская деятельность……...……………………….17-26
7. Заключение………………………………………………………....27
8. Литература ...............................................................................28
Введение
Человек всегда хотел быть здоровым, физически сильным, психически устойчивым, творчески активным. Здоровье – самая важная ценность в жизни человека. «Береги здоровье смолоду…» — гласит русская народная пословица. Оздоровление организма средствами музыкального искусства доступно всем, поскольку не связано со значительными затратами времени и материальных ресурсов, а значит, знания о том, как заниматься оздоровлением, необходимы всем.
В соответствии с данными многочисленных научных исследований, классическая музыка оказывает чрезвычайно положительное воздействие на здоровье людей. Специалисты утверждают, что в большинстве классических произведений содержится огромный заряд положительной энергии, которая благотворно влияет на сердечно-сосудистую, нервную и даже пищеварительную системы. В зависимости от тематики, классическая музыка может расслаблять и успокаивать, а также стимулировать мыслительную и физическую активность.
Сегодня перед школой стоит важная задача — создание условий для сохранения здоровья учащихся. Мы считаем, что широкое использование в процессе обучения средств музыкального искусства является одним из способов улучшения психического состояния и физического здоровья школьников. Терапия музыкальным искусством может стать методом лечения школьных неврозов, улучшить состояние сердечно – сосудистой системы, органов дыхания т. д.
Это и обусловило актуальность темы данного проекта.
Цель проекта
Выявить особенности влияния классической музыки на физическое здоровье школьника
Задачи проекта
Предмет исследования
Состояние здоровья школьников
Гипотеза
Если духовно развивать человека средствами классического музыкального искусства, то это благотворно повлияет на состояние его здоровья.
Методы исследования
Изучение и анализ литературы по теме проекта, наблюдение, экспертный опрос, тестирование, метод математической статистики.
Практическая значимость
Материалы данного проекта могут быть использованы в целях пропаганды оздоровления человека средствами классической музыки. Результаты исследования и предложенные рекомендации будут интересны учителям, учащимся и их родителям, а также тем, кто заботится о своем здоровье и любит музыку.
Глава 1 О силе музыкального искусства
Кто музыки не носит сам в себе,
Кто холоден к гармонии прелестной,
Тот может быть изменником, лгуном.
Темна, как ночь, и как Эреб, черна
Его приязнь. Не верь такому.
У. Шекспир
Платон считал, что ритмы и лады музыки, «достигая глубин души, воздействуют на мысль, делая её сообразной им самим» … Лучшая охрана государства, как считал Платон, — музыка, наиболее степенная и пристойно слаженная, скромная и простая, мужественная, а не женственная …
О воспитательной функции музыки высказывался и Аристотель: поскольку «музыка способна оказывать воздействие на этическую сторону души и раз музыка обладает такими свойствами, то, очевидно, она должна быть включена в число предметов воспитания молодёжи. Обучение музыки подходит самой природе для этого возраста».
Один из наиболее известных теоретиков музыки эпохи Возрождения Джозеффо Царлино писал в своём трактате: «Музыка возбуждает дух, управляет страстями, укрощает и унимает ярость, заставляет проводить добродетельно время и обладает силой порождать в нас привычку к хорошим нравам, особенно тогда, когда она употребляется в должных ладах и в меру» Очень точно о назначении музыки сказал П. И. Чайковский: «Цель музыки — возбудить душевное волнение. Никакое другое искусство не пробуждает столь возвышенным образом благородные чувства в сердце человека».
Известный отечественный педагог В. А. Сухомлинский считал: «Благодаря музыке в человеке пробуждается представление о возвышенном, величественном. Прекрасном не только в окружающем мире, но и в самом себе» ( Райгородский, 2004. С. 61)
Занятия музыкой развивают музыкальный слух, и у человека повышается чувствительность к улавливанию различных звуков. Эта способность может помочь летчикам, водителям, механикам по еле уловимым оттенкам звука работающего мотора определить, какие в нем случились неполадки. Студенты и школьники, обладающие развитым слухом и хорошим чувством музыкальной интонации, осваивают трудности произношения иностранного языка намного скорее, чем те, у кого музыкальный слух не развит.
Занятия пением положительно влияют на интонационное богатство речи, ее выразительность, тонкость и точность в передаче соответствующих настроений. Такое умение владеть голосом в принципе необходимо каждому человеку, но особенно учителям, преподавателям. Лекторам — всем, кому приходится много говорить.
Пение в хоре, игра в оркестре или в ансамбле развивают в человеке такую важную черту характера, как чувство коллективизма.
Общение с музыкой совершенствует духовную организацию человека и повышает его общую эмоциональность, то положительно
Сказывается на творческом потенциале личности.
В наше время обладание минимальными навыками и знаниями в области музыки является непременным условием для развития хорошего художественного вкуса, который в свою очередь, во многом определяет суть самого человека. Если перефразировать изречение
древних о друге, можно смело утверждать: «Скажи, какую музыку ты любишь, и я скажу тебе, кто ты».
Давно заметив неоспоримое влияние искусства на жизнь и здоровье, человек настойчиво обращался к нему в надежде на помощь. И искусство помогало ему, возвращая силы и душевное равновесие, делая жизнь достойной человека.
К культуре какой бы страны мы не обратились, везде можно найти сведения о применении музыки для нормализации душевного состояния людей. В Китае и Индии, Египте и древней Греции врачи и жрецы, философы и музыканты использовали звуки музыки для врачевания.
Глава 2 Влияние музыки на человека
Музыка... Такая земная и неземная. Музыка - словно отражение иного пространства, иного времени, иных миров. Она звучит и в шуме водопада, и шелесте листьев, и пении птиц. Музыкой наполнены травы, тянущиеся к Солнцу, ибо Солнце - сама музыка. В час восхода оно поет Земле песню о встрече, а при заходе - мелодию разлуки.
В отдаленные от нас тысячелетиями времена люди умели слушать музыку мира, понимая ее единство со всем существующим в природе.
"Музыка, ее первый звук, родилась одновременно с творением мира", - так утверждали древние мудрецы. Во Вселенной, где идет борьба Космоса и хаоса, порядка и беспорядка, гармонии и дисгармонии, музыка занимает особое положение: "музыка - наука о хорошей гармонии. Когда же мы совершаем несправедливость, то не сохраняем музыку. Таким же образом небо, земля и все, что движется в них всевышним повелением, не существует без науки музыки.
Действительно, Пифагор свидетельствует, что этот мир основан посредством музыки и может управляться ею".
(Кассеодор Сенатор (485-ок.580) "О музыке").
Все древнейшие учения земных цивилизаций содержат в себе подобные утверждения и опыт воздействия музыки на животных, растения и человека. В древности выделяли 3 направления влияния музыки на человека: 1) на духовную сущность человека; 2) на интеллект; 3) на физическое тело. «Музыка усиливает любую радость, успокаивает любую печаль, изгоняет болезни, смягчает любую боль и поэтому Мудрецы Древности поклонялись Единой силе Души, Мелодии и Песни». (Армстронг "Кельтские поэты"). Именно "Единой
силе Души, Мелодии и Песни" поклонялись друиды - кельтские жрецы древней Британии. В книге Д. Монро "21 урок Мерлина" Мерлин - посвященный жрец говорит Артуру - будущему королю и своему ученику: - "Всем наукам и изощрениям, которые придумало человечество, древние предпочитали простые звуки мелодии, которые они ставили превыше всего. Как сказано в некоторых из наших наиболее почитаемых стихов - Вся музыка, все естественные мелодии - это только слабое непокоренное эхо Имени Творца".
Кельтские жрецы придавали музыке настолько большое значение, что в их ордене была установлена специальная категория - Барды - которые занимались изучением и распространением музыки. Они имели понятие о цветовых оттенках музыки, об инструментах, которые позволяют управлять Королями Стихий и о том, как сделать такие инструменты; о том, как создать Песенное Заклинание, способное исцелять или причинять вред.» Песенное Заклинание - ... пение Барда - это духовное действо, источником которого служит сама Земля".
Согласно легендам о друидах основа Песенных Заклинаний - это традиция, уходящая корнями в солнечную страну древних атлантов, которую продолжили Барды и древние греки. Барды были связаны обещанием использовать Песенные Заклинания для самых добрых дел, а потом передавать свою мудрость тому, кто лучше всех ее сохранит: заклинания имели огромную силу.
Тайной гармоничных звучаний владел легендарный Орфей. Его музыка благотворно влияла на все живое вокруг. В преданиях говорится, что даже деревья склонялись к земле, чтобы лучше слышать его музыку.
Тайну гармонических звучаний знали и древние египтяне. Большинство древних египтян культивировало музыкальные искусства и хорошо понимало их влияние на человеческий дух. В старейших скульптурах и в резных работах мы находим сцены, где музыканты играют на различных инструментах.
Мyзыка пpименялась в отделе исцелений пpи хpамах для лечения неpвных pасстpойств... У них была священная мyзыка, домашняя и военная. Для концеpтов священной мyзыки yпотpеблялись лиpа, аpфа и флейта, для пpазднеств - гитаpа, свиpели, кастаньеты; войска в течение слyжбы пользовались тpyбами, тамбypинами, баpабанами и таpелками... Пифагоp yчился мyзыке в Египте и сделал мyзыкy пpедметом наyки в Италии. Полyчив сокpовенные знания о божественной теоpии мyзыки, Пифагоp основал наyкy о гаpмонии сфеp, yтвеpдив мyзыкy как точнyю наyкy.
К этомy пониманию мyзыки постепенно пpиходит и совpеменная наyка. Начиная с 19 в. она накопила немало жизненноважных сведений о воздействии мyзыки на человека и живые оpганизмы, полyченных в pезyльтате экспеpиментальных исследований. Особо интенсивно изyчается влияние мyзыки в последние десятилетия нашего века. Экспеpименты ведyтся в нескольких напpавлениях: влияние отдельных мyзыкальных инстpyментов на живые оpганизмы; влияние мyзыки великих гениев человечества; индивидyальное воздействие отдельных пpоизведений композитоpов; воздействие на оpганизм человека тpадиционных наpодных напpавлений в мyзыке, а также совpеменных напpавлений.
Глава 3 Музыка и здоровье
3.1 Положительное воздействие музыки на здоровье человека
В соответствии с данными многочисленных научных исследований, классическая музыка оказывает чрезвычайно положительное воздействие на здоровье людей. Вы можете улучшить свое настроение и самочувствие, прослушав некоторые и предложенных классических композиций.
Считается, что музыка классических композиторов (например, Бетховена, Моцарта) не только расслабляет нервную систему, но и стимулирует работу мозга, а также благотворно влияет на развитие плода и успокаивающе действует на новорожденных детей (да и вообще людей любого возраста), поэтому во многих детских садах европейских стран и США очень часто включают произведения данных композиторов, а в некоторых больницах бесплатно раздают диски с классической музыкой. Кроме того, научно доказано, что под воздействием классической музыки ускоряет свое движение протоплазма клеток растений (что увеличивает рост растений в несколько раз), а также прослушивание классической музыки повышает на 20% количество молока у кормящих матерей. Специалисты утверждают, что в большинстве классических произведений содержится огромный заряд положительной энергии, которая благотворно влияет на сердечно-сосудистую, нервную и даже пищеварительную системы.
Музыка может успокоить или, наоборот, возбудить. Развеселить или заставить плакать.
Все мы – кто реже, кто чаще – пользуемся этими ее возможностями. Однако мало кто знает, что музыку, как таблетку, можно «принимать» головной боли, лишнего веса.
Использование в комплексно-санаторном лечении психотерапии с элементами музыки значительно улучшает самочувствие больных неврозами, депрессиями, расстройствами сна. После двух-трех сеансов группового гипноза-отдыха под специально подобранную мелодию сон восстанавливается у 45 процентов пациентов, к концу лечения75-80процентов.
Специалисты отмечают, что классическая музыка влияет на выработку гормонов, которые связаны с эмоциональными реакциями, например с ощущением радости и тревоги, проявлением отваги, мужества.
В голландских больницах проводятся исследования по выявлению воздействия музыки на течение болезней сердца. Известно, что «сердечникам» показаны мажорные мелодии.
Во Франции, в Национальном институте переливания крови, во время операций передается классическая музыка, подобранная в строгом соответствии с ее физиологическим действием на организм, индивидуальными особенностями человека и характером заболевания. В Китае и Японии музыкотерапевты помогают пациентам сформировать домашнюю музыкальную аптечку, в которой могут лежать диски «Печенка», «Легкие», «Мигрень», «Пищеварение».
3.2 Эффект Моцарта
Самой полезной для здоровья и красоты специалисты считают музыку Моцарта. По мнению врачей, она не очень быстрая, но и не слишком медленная, не громкая, но и не очень тихая, плавная, но не монотонная. С этим, конечно, можно поспорить: достаточно вспомнить хотя бы первые части большинства симфоний и увертюры моцартовских опер. Кроме того, манера исполнения часто зависит от интерпретатора. Однако по результатам контраргументов не найдется.
Произведения Моцарта рекомендуются для снятия стресса, эффективного усвоения учебного материала, от головной боли, а также во время восстановительного периода, воздействия этой музыки например после студенческой сессии, ночной смены, экстремальных ситуаций и т.д. В 1993 году Фран Роше, невролог из университета Висконсина, обнаружил необычное влияние музыки Моцарта на физиологию людей.
Прослушивание «Сонаты для двух фортепиано до мажор» совершенствовало умственные способности студентов – ни лучше выполняли тесты. Другие испытания также показали положительное влияние на работоспособность мозга именно музыки Моцарта, и никакой другой.
Однако до сих пор ученые спорят, является ли это следствием просто хорошего настроения, которое создает классическое музыкальное произведение, или это результат более глубоких физиологических процессов, как-то связанных с особенностями данной музыки. Роше тем не менее продолжает сообщать науке о результатах новых исследований «эффекта Моцарта».
Европейские специалисты отмечают, что направление лечебного воздействия музыки зависит не только от ее характера, но и от музыкального инструмента, на котором ее исполняют. Например, звучание кларнета положительно влияет на систему кровообращения, струнные инструменты действуют преимущественно на сердечно-сосудистую систему, а флейта позитивно воздействует на легкие и бронхи слушателей.
3.3 Музыка здорового питания
Музыкальное сопровождение во время еды влияет на процесс усвоения пищи. Например, ужин с Моцартом способствует пищеварению, а современная музыка, особенно в быстром темпе, ритмично бьет «ударной установкой» по желудочно-кишечному тракту. Действительно, когда челюсти инстинктивно двигаются в ритме «хита», пища пережевывается кое-как, в результате воздуха и еды заглатывается больше, чем нужно. Ученые обнаружили, что еда под «попсу» гарантирует лишние килограммы.
Хорошая классическая музыка, звучащая за обедом, улучшает аппетит и положительно влияет на секрецию желудочного сока. Медленная неторопливая трапеза под классику способствует усвоению пищи. Английский ученый Л. Демлинг установил, что некоторые симфонические произведения изменяют кислотность желудочного сока, а британские психологи обнаружили, что классическая музыка располагает к более продолжительным обедам в ресторане.
3.4 Классическая музыка и рождение ребенка
По данным современных исследователей, у новорожденных музыка способствует улучшению соматических и функциональных показателей, значительно улучшает, оживляет и восстанавливает рефлексы врожденного автоматизма, способствует нормализации частоты дыхания и частоты сердечных сокращений.
Полезно не только прослушивать классическую музыку в записи, но и исполнять песни самим. Для ребенка очень важным является «живой» голос матери. Поэтому весьма благоприятное воздействие оказывает пение колыбельных песен: они успокаивают, приводят малыша в равновесие, создают обоюдный благоприятный эмоциональный фон.
Для индивидуального исполнения матерям рекомендуются лирические песни, которые по характеру мелодии близки к колыбельным, обладая успокаивающим воздействием на детей.
Установлено, что пение полезно не только для ребенка, но и для самой матери. Так, у кормящих матерей, которые регулярно напевают колыбельные, заметно увеличивается лактация.
Музыка весьма существенно влияет на развитие образной памяти. Установлено, что при музыкальном стимулировании в мозге увеличивается количество гормонов, способствующих росту нейронов. Малыши, прошедшие внутриутробное музыкальное «обучение», обычно характеризуются повышенными адаптационными способностями и опережением стандартны темпов физического и речевого развития. В ходе экспериментов было обнаружено, что плод успокаивается при звуках музыки Вивальди и Моцарта, а при проигрывании произведений Бетховена или Брамса начинает энергично толкаться.
3.5 Музыкотерапия
Корни возникновения музыкотерапии как метода лечения уходят в глубокую древность и непосредственно связаны с историей народной медицины. Каждое племя древних отличалось выбором и группировкой инструментов, своеобразным соединением вокального и двигательного компонентов, создавая тем самым определенную оригинальную форму лечебного ритуала, которая сохранялась как тайное магическое средство. Высокое значение лечебному влиянию музыки придавалось в медицинской науке древнего Египта, Греции, Рима. Бог Солнца — Апполон был одновременно богом музыки и медицины, что свидетельствует о тесных отношениях, существующих между этими видами знаний в умах древних греков.
Однако отдельные периоды истории разрушают связь музыки с медициной, предавая забвению уникальный опыт человечества. Так было после падения Римской империии, когда научный дух древности пришел в упадок, или в первой половине Х1Х столетия музыкотерапия трактовалась как «ненаучная игра», а также в начале ХХ столетия..
Современные научные исследования в области реабилитации законной связи музыки и медицины проводятся на базе научных национальных конфедераций в этой области в разных странах мира. После второй мировой войны музыкотерапия интенсивно развивается в Швеции и США. Создаются музыкотерапевтические Центры и Общества, к примеру «Nordisk Forbund for Pedagogik Musiktherapie», в которое вошли североевропейские страны — Норвегия, Дания, Швеция, Финляндия и Исландия, British Sosiety for Musik Therapy, издающее журнал по музыкотерапии с 1958 года, Deutscher Aussehuss fur Musik therapie, Institut Musicotherapeutique В Париже и многие другие.
В Санкт-Петербурге в 1913 году изучением лечебного действия музыки занимались психиатры, в том числе профессора Саккети и Бехтерев. В 1993 г. Михаил Чунч организовывает Международный центр музыкотерапии. Научные концепции этих специализированных музыкотерапевтических сообществ различаются между собой, как и оригинальные формы лечебных ритуалов древности.
Один из более общих подходов к пониманию музыкотерапевтического воздействия, сохранивший свое значение и в наши дни, описан в 1684 году Анастасиусом Кирхером в его труде «Phonurgia Nova» и характеризуется бытующими в XVII и XVIII столетиях медицинскими и философскими представлениями о «Iatromusica», как называлась тогда музыкотерапия. По его мнению, существует естественная музыка, которая окружает всю гармонично устроенную Вселенную и искусственная музыка, которая представляет гармоническое устройство тела и физиологические процессы в теле. Согласно этому, влияние музыки на человеческое тело объясняется как ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС.
Этот подход нашел в будущем глубокое развитие и продолжение в практически всех серьезных научных исследованиях по музыкотерапии: в публикациях Санкт-Петербургского биолога С.Шноля, впервые заявившего о создании музыкальной фармакопии или музыкальной «партитуре органов тела» на Тбилисском «Симпозиуме о Бессознательном», в работах психиатра С.Грофа, который узаконил связи музыкотерапии с психологией и психиатрией, обобщив представительный и многочисленный опыт американских специалистов в этой области и во множестве других. Влияние музыки стало описываться как психофизиологическое воздействие.
Неслучайна и заявленная необходимость в объединении будущей Национальной Академии Музыкотерапии с Медицинской Акустикой, коль скоро именно на акустическом уровне можно добиться безусловного психофизиологического воздействия средствами музыкальной выразительности.
Глава 4 Исследовательская деятельность
Изучив и проанализировав теоретический материал по теме проекта, мы выдвинули гипотезу: если человека духовно развивать средствами классического музыкального искусства, то это благотворно повлияет на состояние его здоровья.
На первом этапе своей практической деятельности мы решили провести тестирование среди учащихся 5-х классов по оперативной оценке их самочувствия, активности и настроения до прослушивания музыки и после.
В своем исследовании мы использовали методику «Градусник» (экспресс-вариант методики САН - аббревиатура слов самочувствие, активность, настроение). Способ проведения тестирования, тексты опросов, инструкция и оценка результатов представлены в книге Т. А. Барышевой и В. А. Шекалова «Креативный ребенок: Диагностика и развитие творческих способностей».
Методика «Градусник»
(экспресс-вариант методики САН)
Цель применения: оперативная оценка функционального состояния (самочувствия, активности и настроения)
Функциональное состояние | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
С (самочувствие) | |||||
А (активность) | |||||
Н (настроение) |
Значения цифр: 1 — очень плохое, 2 — плохое, 3 — удовлетворительное, 4 — хорошее, 5 — отличное.
Инструкция
Сначала оцените свое самочувствие (С) и поставьте цифру в соответствующей ячейке.
Аналогично оцените степень активности (А) и настроение (Н).
Оценка результатов
Интегральный коэффициент высчитывается по формуле:
САН = (С+А+Н) : 3
Использовать экспресс-диагностику САН можно начиная с младшего школьного возраста (9 – 10 лет) при соответствующей подготовке детей и объяснении им основных понятий.
Программа прослушивания длилась 8 минут и состояла из фрагментов музыкальных произведений, подобранных и предложенных учителем музыки:
В результате проведенного тестирования нами были получены данные, обработанные и представленные в таблицах (см. ниже).
Результаты тестирования
5 – Б класс
Функциональное состояние в баллах | До прослушивания музыки | После прослушивания музыки | |||||||||||
«1» | «2» | «3» | «4» | «5» | «1» | «2» | «3» | «4» | «5» | ||||
С (самочувствие) | 0 | 2 | 1 | 3 | 9 | 0 | 1 | 2 | 2 | 10 | |||
А0 (активность) | 0 | 0 | 2 | 3 | 10 | 0 | 0 | 3 | 3 | 9 | |||
Н (настроение) | 0 | 2 | 2 | 2 | 9 | 0 | 1 | 0 | 3 | 11 | |||
САН | 4,33 | 4.47 | |||||||||||
5 – Е класс
Функциональное состояние в баллах | До прослушивания музыки | После прослушивания музыки | |||||||||||
«1» | «2» | «3» | «4» | «5» | «1» | «2» | «3» | «4» | «5» | ||||
С (самочувствие) | 0 | 1 | 0 | 8 | 8 | 0 | 1 | 2 | 0 | 14 | |||
А (активность) | 0 | 0 | 3 | 5 | 9 | 0 | 0 | 1 | 3 | 13 | |||
Н (настроение) | 0 | 0 | 1 | 2 | 14 | 0 | 0 | 2 | 0 | 14 | |||
САН | 4,49 | 4,61 |
5 – Д класс
Функциональное состояние в баллах | До прослушивания музыки | После прослушивания музыки | |||||||||||
«1» | «2» | «3» | «4» | «5» | «1» | «2» | «3» | «4» | «5» | ||||
С (самочувствие) | 3 | 2 | 2 | 8 | 8 | 2 | 1 | 2 | 6 | 12 | |||
А (активность) | 0 | 0 | 4 | 10 | 9 | 1 | 1 | 3 | 5 | 13 | |||
Н (настроение) | 1 | 1 | 4 | 5 | 12 | 1 | 1 | 2 | 2 | 17 | |||
САН | 4,01 | 4.25 |
Общий результат
Общий результат | До прослушивания музыки | После прослушивания музыки | |||||||||||
«1» | «2» | «3» | «4» | «5» | «1» | «2» | «3» | «4» | «5» | ||||
С (самочувствие) | 3 | 5 | 3 | 19 | 25 | 2 | 3 | 6 | 8 | 36 | |||
А (активность) | 0 | 0 | 9 | 18 | 28 | 1 | 1 | 7 | 11 | 35 | |||
Н (настроение) | 1 | 3 | 7 | 9 | 35 | 1 | 2 | 4 | 5 | 42 | |||
САН | 4,25 | 4,61 |
Проанализировав полученные оценки функциональных состояний (САН) учащихся 5-х классов, можно сделать вывод о том, что восприятие классической музыки дало положительный эффект. В результате улучшение самочувствия отмечено у 16 учащихся, повысилась степень активности у 11, а положительное изменение настроения наблюдалось у 15 учащихся.
Таким образом, мы убедились сами и доказали одноклассникам, что классическая музыка благотворно влияет на здоровье человека.
На следующем этапе своей исследовательской работы мы решили провести обследование уровня заболеваемости учащихся 5-х классов нашей школы за 2013-2014 учебный год. Мы предположили, что уровень заболеваемости учащихся, занимающихся музыкой должен быть ниже, чем тех, кто ею не занимается. Для проведения данного обследования из параллели 5-х классов были отобраны 50 учащихся: 25 – кто занимается музыкой (дополнительное образование: музыкальные кружки и школы) и 25 – кто не занимается музыкой (списки о занятости взяты из соответствующей страницы школьных журналов).
Мы обратились к фельдшеру нашей школы. Она предоставила нам данные о заболеваниях. Принимались во внимание заболевания, связанные, в первую очередь. С дыхательной системой человека, поскольку именно они часто являются показателями качества иммунной системы. Защищенности организма. Необходимые данные были обработаны и представлены в таблице.
(см. ниже)
Заболевания | ОРВИ | бронхит | трахеит | ангина | тонзиллит | фарингит | ринит | синусит | Всего |
Учащиеся, занимающиеся музыкой | 10 | 1 | 3 | 1 | 15 | ||||
Учащиеся, не занимающиеся музыкой | 21 | 2 | 1 | 1 | 4 | 29 |
Полученные результаты показали, что уровень заболеваемости у учащихся, занимающихся музыкой ниже, чем у тех, кто ею не занимается. Мы считаем, что это — влияние музыки, хотя не исключаем и влияния других факторов (двигательного, наследственного и т. д.).
Заключение
Изучив и проанализировав материалы по теме проекта, нами были сделаны следующие выводы:
Выдвинутая нами гипотеза о том, что духовное развитие человека средствами классического музыкального искусства благотворно влияет на состояние его здоровья, была подтверждена в ходе практической исследовательской деятельности. Полученные результаты тестирования и диагностика уровня заболеваемости учащихся 5-х классов подтвердили наше предположение.
Поскольку оздоровление организма при помощи классической музыки доступно всем, то знания о том, как этого достигать необходимы. Мы считаем, что нужно расширять возможности звучания настоящей музыки в нашей жизни и предлагаем рекомендации по использованию средств музыкального искусства для оздоровления организма, а также репертуар произведений для сеансов музыкальной терапии (см.: ПРИЛОЖЕНИЯ 1, 2).
Подводя итог нашему исследованию, хочется пожелать всем: слушайте классическую музыку на здоровье! Она напомнит о любви к людям и поддержит в горе, научит восхищаться красотой человеческой души и величием природы, откроет неведомые стороны богатейшего мира творчества, принесет радость, здоровье и наслаждение.
Приложение 1
Рекомендации по использованию средств музыкального искусства в оздоровлении организма
Если у вас угнетенное депрессивное состояние или, наоборот, вы перевозбуждены, не можете уснуть или сосредоточиться. То не спешите принимать лекарства. Попробуйте выйти из этих состояний с помощью музыки.
Этапы прослушивания музыкального материала при выходе из депрессивного состояния:
Этапы прослушивания музыкального материала при выходе из возбужденного состояния:
Слушая музыку, вы постепенно войдете в «музыкальный поток» и ваше настроение незаметно изменится в лучшую сторону.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОТЕРАПЕВТОВ
Приложение 2
Репертуар произведений для сеансов музыкальной терапии
Желаемое действие | Рекомендуемое музыкальное произведение |
Снятие нервного напряжения | П.И. Чайковский. «Июнь. Баркарола» из цикла «Времена года»; «Сентиментальный вальс». Ж. Бизе. «Пастораль»; «Старинная песенка». К. Сен-Санс. «Лебедь» из «Карнавала животных». К.В. Глюк. «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика». Д. Шостакович. «Романс» из к|ф «Овод». К. Дебюсси. «Лунный свет». |
Снятие депрессивного состояния | Ф. Шуберт. Песня «Аве Мария». В.А. Моцарт. «Рондо в турецком стиле». Ж. Бизе. Хабанера из оперы «Кармен». Дж. Верди. Марш из оперы «Аида». |
Снятие головной боли и мигрени | М. Огиньский. Полонез. Ф. Мендельсон. «Весенняя песня». А. Дворжак. «Юморески». |
Повышение общего тонуса | П.И. Чайковский. Вальс из Серенады для струнного оркестра. В.А. Моцарт «Маленькая ночная серенада»; Увертюра из оперы «Свадьба Фигаро». Ж. Бизе. Увертюра к опере «Кармен». |
Расслабление, успокоение | Н. А. Римский-Корсаков. Песня индийского гостя (без слов) из оперы «Садко». Э.Григ. «Утро» из музыки к драме «Пер Гюнт». |
Улучшение пищеварения | П.И. Чайковский. «Вальс цветов» из балета «Спящая красавица». Мелодичная музыка В.А. Моцарта. Фортепианные концерты Ф. Листа. |
Стимулирование творческого мышления | Фортепианная музыка А. Скрябина и Ф. Шопена. Симфоническая и фортепианная музыка С.С. Прокофьева. Музыка И.С. Баха |
Литература
1. Барышева Т. А., Шекалов В. А. Креативный ребенок: Диагностика и
развитие творческих способностей. — Ростов-на-Дону, 2004 (Серия
«Мир вашего ребенка»).
2. Большая Советская энциклопедия. Электронное издание CD-ROM.
2003.
3. Лобанова Е. А. Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки Образование в современной школе. 2005. №9. С. 44-57
4. Петрушин В. И. Слушай, пой, играй. — М.: ВЛАДОС, 2000.
5. Райгородский Б. Д. Что может музыка // Музыка в школе. 2004. № 4.
С. 61-62.
Сказка про Серого Зайку
Девочка-Снегурочка
Л. Нечаев. Яма
Фотографии кратера Королёва на Марсе
Рисуем акварелью: "Романтика старого окна"