Цель данной работы – выявить значение духовной музыки в современной социокультурной среде.
В процессе достижения целей и задач, поставленных в работе, использовались следующие методы исследования: метод документального анализа – поиск и изучение материала по исследуемой тематике, метод систематизации собранного материала, метод сбора информации путем формализованного и неформализованного интервьюирования, групповое анкетирование, метод анализа результатов анкетирования.
В результате проделанной работы автор сделала соотвтствующие выводы.
Вложение | Размер |
---|---|
duhovnaya_muzyka_v_nashey_zhizni.docx | 690.59 КБ |
Городская научно-исследовательская конференция школьников
«Шаг в будущее»
Секция «Искусство»
Духовная музыка в нашей жизни
Автор:
Гамидова Маргарита Тельмановна,
ученица 9-б класса
МАОУ «Средняя школа №5»
Руководитель:
Кузнецова Светлана Васильевна,
учитель музыки
МАОУ «Средняя школа №5»
Когалым, 2015 г.
Содержание
Введение………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Духовная музыка как вид музыкального искусства
1.1. Православная музыка как часть отечественной музыкальной культуры…………………………………………………………………………….4
1.2. Духовная музыка мировых религий ………………………………………..6
Глава 2. Духовная музыка в современности
2.1. Фестивали духовной музыки………………………………………………...8
2.2. Надо ли изучать духовную музыку в школе?…………………….................11
2.3. Духовная музыка в нашем городе……………………………………………13
Заключение ………………………………………………………………………………. 15 Список используемой литературы и источников информации………............................16
Приложение
Введение
«Для жизни человека не менее важна
среда, созданная культурой его предков…»
Д. Лихачев
На формирование современного культурного человека влияют различные жанры и стили музыки, причем, влияют по-разному. Жанровое разнообразие – результат исторической эволюции музыки. Будучи выразителем социальной функции, жанр тем самым служит важной связью музыки с жизнью человека. Музыка, как и другие виды искусств, развивает в человеке художественное и духовное начало. Общение с музыкой, совершенствуя духовную организацию бытия, повышает его общую эмоциональность.
На уроках музыки мы с пятого класса время от времени слушали образцы духовной музыки. Это была и «Аве, Мария!» Франца Петера Шуберта, и «Аве, Мария!» И.С.Баха и Шарля Гуно, «Лакримоза», «Сантус» и «Туба Мирум» из «Реквиема» Вольфганга Амадея Моцарта. Были и православные песнопения: «Отче наш» в исполнении хора М.Турецкого, «Ныне отпущаеши» и «Не отвержи мене во время старости» Максима Сазонтовича Березовского.
Поскольку духовная музыка, вместе с народной, является самым древним пластом и насчитывает тысячелетний период своего развития, я решила провести свое исследование бытования этого жанра в жизни нашего города. В отличие от жанров современной музыки, концерты которых довольно часто у нас проходят, о концертах духовной музыки я ничего не слышала. Поскольку я считаю себя любознательным человеком, это ли не повод разузнать все, что можно в этом направлении? Для меня это не вопрос веры, религиозности, а постижение определенного вида музыкального искусства.
Актуальность моего исследования в необходимости возрождения духовности и воспитания хорошего музыкального вкуса, повышения нравственного уровня современного общества на фоне негативного влияния СМИ и тревожной политической обстановки.
Объектом моего исследования является процесс популяризации духовной музыки, как жанра музыкального искусства, как у нас, так и за рубежом.
Предмет исследования – духовная музыка.
Проблема исследования – способы популяризации духовной музыки.
Цель: выявить значение духовной музыки в современной социокультурной среде.
Для достижения цели я поставила следующие задачи:
Гипотеза: при условии, что духовная музыка наряду с другими музыкальными жанрами войдет в жизнь современников, она может способствовать повышению нравственного уровня нашего общества.
В основу методологии моего исследования положены теоретические методы исследования, формализованное и неформализованное интервьюирование, групповое анкетирование.
Теоретическая значимость работы - в расширении знаний в области музыкального искусства. Практическую же значимость работы я вижу в воспитании уважения к многовековым традициям и музыкальному наследию. Поэтому рекомендую свою работу для уроков музыки, проведения классного часа и/или тематической беседы.
В структуре моей работы введение, две главы, заключение с выводами, список используемых источников информации, приложение.
Писать о музыке, не разбираясь в ней профессионально, непросто. И все же попробую поразмышлять – с позиции простого слушателя. Поэтому свое исследование я начала с поиска информации о предмете размышления - духовной музыке и ее значимости для многих поколений и народов.
1. Духовная музыка как вид музыкального искусства
1.1. Православная музыка как часть отечественной музыкальной культуры
Музыкальная культура России, как и любой другой страны, развивалась и развивается по трем основным направлениям: народная музыка, религиозно-духовная и профессиональное светское композиторское творчество. Религиозно-духовная культура всегда являлась частью жизни народа. В ней накоплено огромное количество произведений, имеющих высокую эстетическую и нравственную ценность.
Духовная музыка является достоянием не только верующих людей, хотя для них она наполнена особым смыслом. Сегодня к ней тянутся люди разных возрастов и профессий и не только потому, что это красивая музыка. В ней скрыты глубокие национальные корни, это живой родник духовности, родник нравственности. Православная духовная музыка имеет свои жанровые, стилистические особенности, свою эстетику и теорию. За долгий период развития в ней сложились определенные традиции: композиторские, исполнительские.
Произведения духовной музыки – величайшие музыкальные памятники отечественной культуры. Они являются всенародным достоянием, общечеловеческой ценностью. С культурологических позиций духовная музыка может стать одной из форм художественного познания мира. Традиционный стиль православной церковной музыки отличается возвышенно-суровым звучанием, благородством, спокойно-размеренным ритмом, красотой и пластикой мелодий.
Обращаясь к роли духовной музыки в жизни человека, необходимо осмыслить, какие функции она имеет, что несет обществу, людям, отдельному человеку. Музыка, содержащая ценности человеческого духа, прежде всего, несет истину, добро, красоту. А это значит, что ее основные функции – философская (мировоззренческая), этическая (нравственная), эстетическая (чувственно-выразительная). Произведения духовной музыки делают людей культурнее, а став культурнее, человек более руководствуется властью разума, чем чувственными наклонностями, закаляются его душевные силы в борьбе со злом, и, таким образом, он способен чувствовать свою пригодность к высшей цели, которая от нас сокрыта.
Понятие «духовность» предполагает наличие высшей красоты, гармонии, как категорий эстетических и нравственных, как категории этической. Красота и гармония в поведении человека, в его отношении к окружающему миру и людям получают свое выражение в понятии «нравственность». «Нравственность – правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а так же выполнение этих правил, поведение» - читаем в словаре С. Ожегова. [2.c.49]
Произведения, отмеченные печатью духовности, могут быть и светскими по содержанию. Но в религиозных произведениях духовность присутствует в иных образах и формах, благодаря особенности их тематики и содержания. Духовные образы естественно входили в светские произведения многих русских композиторов, как отражение сложной многоукладной жизни общества. Несущие нравственную чистоту, внутренний покой и гармонию, они нередко противопоставлялись суете, мятежности и порочности окружающего мира. Православную духовную музыку создавали многие отечественные композиторы, среди которых М.И. Глинка, Н.А. Римский-Корсаков, П.И. Чайковский, М.П. Мусоргский, С.И. Танеев, М.С. Березовский, А.Д. Кастальский, П.Г. Чесноков, А.Н. Скрябин, С.В. Рахманинов и другие.
Таким образом, взгляд на некоторые произведения русской классики через призму церковной православной культуры позволяет сказать, что духовная музыка не существовала обособленно. Она развивалась как в самостоятельном направлении, так и проникала в светскую профессиональную музыку. В творчестве композиторов она присутствовала на разных уровнях – интонационно-тематическом, образно-жанровом, нравственно-этическом.
1.2. Духовная музыка мировых религий
Мое исследование было бы однобоким, если бы я не познакомилась с духовной музыкой других мировых религий. Конечно же, я обратилась к Википедии и вот, что мне удалось узнать. «Под духовной музыкой в узком смысле подразумевают церковную музыку христиан. В широком смысле духовная музыка не исчерпывается сопровождением богослужения и не ограничивается христианством. Тексты сочинений духовной музыки могут быть как каноническими (например, католическая месса), так и свободными, написанными на основе или под влиянием священных книг» [7]. Было бы несправедливо не рассказать о музыке другой ветви христианства - христианской католической музыке. Тем более, что на уроках музыки мы не раз слушали ее.
Право сочинять католические произведения духовного характера — не только тексты, но и музыкальное их оформление — изначально принадлежало исключительно служителям церкви (так, например, авторство большинства песнопений римской литургии средневековая традиция приписывала папе Григорию I). В результате отбора, переработки и унификации складывались каноны. Со временем право музыкального оформления канонических текстов было предоставлено и светским композиторам. Широкое распространение получили духовные сочинения на неканонические тексты — хоралы, гимны.
Начиная с эпохи Возрождения светская культура оказывала существенное влияние на традиционно церковные формы. Исполнение духовных сочинений постепенно перешло в концертную практику, и уже в XVIII веке, а где-то и раньше многие произведения создавались специально для исполнения в концертном зале или для придворного обихода, заказывались к конкретному случаю, как например коронационные мессы и реквиемы. Псалмы на латинские и нелатинские тексты, оригинальные или переработанные писали Г. Шютц, И. С. Бах, Г.Ф. Гендель, В.А.Моцарт; в XIX веке к ним обращались Ф. Шуберт, Ф. Мендельсон, Ф.Лист, Ш. Гуно и И. Брамс. Писали псалмы и композиторы XX века: М. Регер, А. Шёнберг, К. Пендерецкий,
Спиричуэлс (от англ. spiritual — духовный) — духовные песни афроамериканцев, могут рассматриваться как ответвление христианской духовной музыки, поскольку источником для них послужили духовные гимны, завезённые в Америку европейцами, и тематику их традиционно составляют библейские сюжеты. Адаптированные к афроамериканской культуре и условиям повседневного быта афроамериканцев, эти гимны преобразовались в оригинальный жанр: в спиричуэлс черты американских пуританских гимнов сочетаются с характерными особенностями африканских исполнительских традиций. Для спиричуэлс характерна респонсорная (вопросно-ответная) структура — диалог проповедника с прихожанами. Оформившиеся как жанр в конце XIX века, спиричуэлс исполнялись хором, без инструментального сопровождения и представляли собой коллективную импровизацию; но с появлением таких выдающихся исполнителей, как Мариан Андерсон и Пол Робсон, превратились в преимущественно сольные песни с инструментальным сопровождением. Спиричуэлс использовал Джордж Гершвин в своей знаменитой опере «Порги и Бесс». Самый известный спиричуэл — «Go Down Moses».
Иудейская духовная музыка. Музыка с древнейших времён играла важную роль в духовной жизни иудеев. В храмовый ритуал музыка, согласно Библии, была введена ещё в царствование Давида; при храме состояли и участвовали в службе обширный хор и оркестр. Основным жанром храмовой музыки был псалом. Содержание псалма обусловливало и характер его исполнения, и выбор инструментального сопровождения.
После разрушения Храма (в 70 г. н.э.) началось развитие синагогальной музыки. В синагоге родился новый жанр — кант, молитва. В отличие от храмового, синагогальное пение на протяжении многих веков было исключительно вокальным. Канторское искусство в России сохранилось лишь благодаря любителям синагогального пения. Кантор традиционно не только владеет мастерством сольного вокала, но, будучи «шелиах цибур» (посланником общины), является носителем еврейской традиции и эстетики.
В XIX веке представители реформистского направления в иудаизме, сторонники приобщения еврейского народа к ценностям европейской культуры устанавливали в синагогах органы и создавали органные обработки литургических напевов.
Ислам. Исламская духовная музыка — это прежде всего каввали, исполнение под музыку суфийской поэзии. Искусство каввали зародилось в XIII в Индии в результате соединения персидской поэзии с индийской музыкой. Первоначально использовалось исключительно в ритуальных целях и в настоящее время каввали традиционно исполняется на гробницах суфийских святых в Индии и Пакистане; но с некоторых пор исполнение каввали перешло и в концертную практику.
Содержание каввали составляют главным образом восхваления — Аллаха, Мухаммеда, суфийских святых. Исполняются каввали группами, в которых присутствует солист (он запевает строку, группа подхватывает и повторяет на разные голоса), по традиции — с несложным инструментальным сопровождением.
Вывод по материалу этой главы мною сделан следующий: духовная музыка создавалась как для верующих, сопровождая богослужения (истинно церковная), так и для широкого слушателя (светская). Произведения духовной музыки всех мировых религий несут нравственную чистоту, внутренний покой и гармонию, в противопоставление суете, мятежности и порочности окружающего мира, что подтверждает ее актуальность и в наше время.
2. Духовная музыка в современности
2.1. Фестивали духовной музыки
В объектной области моего исследования находится проблема, решая которую я, опять-таки, обратилась к Интернет - источникам. Оказывается, способы популяризации духовной музыки традиционны и сходны как у нас в стране, так и за рубежом. В нашем XXI веке во всем мире и в нашей стране регулярно проводятся Международные фестивали духовной музыки. Приложение 1 -5. На таких фестивалях зачастую гармонично сочетаются и народная музыка, и творчество русских композиторов, и духовная музыка. Аудитория разнообразная – много светских людей, есть и верующие. Удивительное свойство музыки - этого направления человеческого творчества, заключающееся в том, что она непосредственно от сердца исполнителя к сердцу слушателя, неважно кто он – профессионал ли, либо просто впервые пришедший на концерт человек. Музыка, в том числе и духовная, передает так много чувства и мысли, что излишними становятся переводы с других языков. Например, публика с большим интересом и искренним душевным откликом слушает и еврейскую субботнюю молитву, и негритянский спиричуэлс. А иной раз, наоборот, – музыка сподвигает человека глубже изучать свой родной язык, чтобы постигнуть мудрость собственного народа. Таковыми, быть может, для кого-то из слушателей являются православные духовные песнопения, исполняемые на церковно-славянском языке.
Вот какой отзыв я прочитала о фестивале духовной музыки «От сердца к сердцу» в г. Сарове: «Фестиваль духовной музыки стоит на границе между Церковью и миром. Он объединяет людей. На этой площадке люди могут говорить на одном языке. Это наш общий праздник, где мы понимаем друг друга, разделяем духовные ценности, устремления нашего народа, исконную русскую культуру и других народов. Прозвучали и еврейские, и татарские и американские молитвы и песнопения. И мы все это очень хорошо восприняли, все гармонично вплетено в канву фестиваля. Это говорит о многообразии и нашей российской, и мировой духовно-песенной культуры. Фестиваль показывает, что у нас есть общие идеалы и ценности, что все мы можем жить в мире и любви. Фестиваль проводится с высочайшего благословения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Традиционные участники фестиваля - академический хор Нижегородского государственного университета им. Н.И.Лобачевского и хор Московского инженерно-физического института (теперь НИЯУ МИФИ). Фестивали духовной музыки свидетельствуют о духовном возрождении нашего государства». [10]
Международный фестиваль-конкурс духовной музыки «Глория» ежегодно проходит в Санкт-Петербурге. В Петербурге, так же, стартует фестиваль духовной музыки CREDO. Ежегодно проводящийся в Эстонии с 1994 года, Международный фестиваль в нынешнем году «шагнул» за пределы Прибалтики, расширив свои границы. Цель фестиваля - знакомство петербургской публики с выдающимися и редко исполняемыми образцами духовной музыки, а также сохранение, развитие и популяризация религиозной музыкальной культуры.
Рождественский фестиваль духовной музыки впервые прошел в московском Доме музыки в январе 2011 года. Фестиваль стал ежегодным. Художественными руководителями этого грандиозного форума стали президент ММДМ, член Патриаршего совета по культуре Владимир Спиваков и председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Илларион. Уникальный фестиваль, приуроченный к празднованию Рождества Христова, призван стать одним из важнейших шагов на пути приобщения публики к многовековым традициям христианской музыкальной культуры. По традиции в этом фестивале принимают участие ведущие хоровые коллективы России и других стран мира. Вновь будут звучать музыкальные шедевры разных эпох, культур и церковных традиций – от старообрядческих песнопений до новейших академических композиций, от русской хоровой классики до американских госпелов. [10]
В фестивалях духовной музыки принимают (принимали) участие известные в нашей стране коллективы и отдельные исполнители. Национальный филармонический оркестр России под управлением Владимира Спивакова, Ирина Архипова, Елена Образцова, детский хор «Весна» имени А.С. Пономарева ГБОУДОД г. Москвы, Дмитрий Хворостовский, арт-группа «Хор Турецкого» и другие. Заинтересованному слушателю известно имя иеромона́ха Рома́на (в миру Алекса́ндр Ива́нович Матю́шин), поэта, автора стихов и духовных песнопений, члена союза писателей России. Песни на стихи иеромонаха Романа исполняются Жанной Бичевской, Олегом Погудиным, Сергеем Безруковым, Максимом Трошиным, Еленой Ваенгой, Ириной Скорик, Александром Михайловым, Геннадием и Анастасией Заволокиными, Кубанским казачьим хором. Мне известно, что духовные композиции в своем репертуаре имеют Борис Гребенщиков, лидер группы «Аквариум», и группа Стаса Намина «Цветы», где в одной из композиций поют фрагменты своих духовных песнопений представители семи религиозных конфессий.
Фестиваль духовной музыки в Риме. Церковная музыка и искусство сплетаются воедино на этом фестивале. Международный фестиваль духовной музыки и искусства в Риме (Festival Internazionale di Musica e Arte Sacra) – это событие поистине необыкновенное и известное во всем мире, которое традиционно проходит в середине осени в итальянской столице. Фестиваль позволяет всем желающим послушать и насладиться творениями величайших композиторов в торжественной обстановке пышных католических базилик Рима и Ватикана. Свою историю фестиваль духовной музыки и искусства ведет с 2002 года. Он был создан с целью, не только познакомить аудиторию и позволить слушателям заново открыть для себя великий репертуар классической и церковной музыки всех времен, а также оценить важнейшие образцы художественного и культурного наследия, хранимые в Ватикане. Традиционно открывается фестиваль в главном храме Ватикана – Соборе Святого Петра – торжественной мессой и концертом. В последующие дни концерты проходят во многих храмах Рима – соборе Святого Иоанна Латеранского, базиликах Святого Климента, Санта Мария Маджоре и других. Традиционно в дни фестиваля звучат произведения Моцарта, Шуберта, Вагнера, Каталани, Пуччини, Глории, Россини, Монтеверди, Баха и Брукнера. Произведения органной музыки Бузони, Листа, Букстехуде и Гилью, оратории Феликса Мендельсон-Бартольди и других. Исполняют «сакральные» композиции этих знаменитых композиторов лучшие хоровых коллективы и камерные оркестры из многих стран мира. В числе приглашенных – Венский и Лондонский филармонические оркестры, американский хор «The Musicians of Saint Clare», вокальный и духовой ансамбль «Palatia», кафедральные хоры Кельна, Зальцбурга, Шпайера… Фестиваль проходит по благословению Папы Бенедикта XVI.
2.2. Нужна ли духовная музыка в школе?
Неуважительное отношение к церковному искусству отрицательно сказалось на развитии всей современной культуры и нравственного состояния общества. Характерной чертой развития культуры в нашей стране стало возвращение к традиционным основам, в том числе и религиозно-духовным. Восстанавливаются и строятся храмы, возрождаются традиции церковного пения, духовная музыка вводится в школу. Как бы полярны ни были научное и религиозное мировоззрения, они смыкаются в своей общечеловеческой сущности. Что касается взаимодействия педагогики и религии, то в этом аспекте весьма характерно высказывание К. Ушинского, отмечавшего воспитательную силу религии: «Открыть для человека источник духовного развития и нравственных убеждений – высшая цель всякой народной школы: школа учит человека немногому и недолго, церковь поддерживает и наставляет от колыбели до могилы». [1; с.5;]
Мне, конечно, известно, что в 2012 - 2013 учебном году в программу начальной общеобразовательной школы введен курс Основы религиозной культуры и светской этики (ОРКСЭ). Курс состоит из шести модулей: Основы православной культуры, Основы иудейской культуры, Основы исламской культуры, Основы буддистской культуры, Основы мировых религиозных культур, Основы светской этики. Курс рассчитан на 34 урока в 4 классе.
Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи учебного курса ОРКСЭ:
Но о духовной музыке в этом курсе речь не идет. Почему? Что же могло бы дать изучение духовной музыки школьнику в современной социокультурной среде? Во-первых, собственно знания, накопленные человечеством и облеченные в различные формы и жанры. Во-вторых, понимание широкой исторической перспективы. В-третьих, знание основ религиозной культуры, к коим относится и духовная музыка, даст верное восприятие многих светских произведений, в которых авторы обращаются к религиозным сюжетам и образам. Культурологический подход к преподаванию духовной музыки в школе должен заключаться в следующем:
Все уроки, на которых слушается и изучается духовная музыка, несут мощный положительный воспитательный заряд, а так же формируют расширенные горизонты мировоззрения. Нужно только очень деликатно подходить к преподаванию.
Это мнение педагогов и искусствоведов. А что думают об этом сами школьники? Я провела соцопрос среди учащихся среднего звена нашей школы. По итогам соцопроса детям нравится духовная музыка и большинство считает, что ее надо слушать и изучать. Те, кто выразил такое мнение, надо полагать, уже знакомы с духовной музыкой. Разумеется, есть и альтернативная точка зрения. Скорее всего, это мнение детей, которым неизвестен этот жанр музыки. Подробнее итоги можно посмотреть в приложении 6,7, 8,9, которые я представила в виде диаграмм.
От учителей музыки я узнала, что по новым Федеральным государственным стандартам предмет «Музыкальное искусство» будет преподаваться по программе Е.Д.Критской, Г. П.Сергеевой, Т. С. Шмагиной, где уже с первого класса вводятся такие темы как «Музыка в праздновании Рождества Христова», «О России петь — что стремиться в храм», в русле которых изучаются Святые земли Русской. Праздники Русской православной церкви. Пасха. Церковные песнопения: хорал, стихира, тропарь, молитва, величание. А как же духовная музыка других мировых религий? В программе ОРКСЭ вопросы веры решены очень, на мой взгляд, деликатно. В классах же, где есть дети разных религиозных конфессий, изучать только духовную музыку православия (а судя по программе, это так), будет однобоко. Регент детского хора воскресной детской школы при Храме Успенья Пресвятой Богородицы Короваева Ирина Николаевна считает, что духовную музыку в общеобразовательной школе нужно преподавать, но только как факультатив. Возможно, такая форма изучения устроила бы детей всех религиозных конфессий, которые учатся в наших школах.
Кроме того, еще нескольким известным в городе людям я задавала вопросы, касающиеся преподавания духовной музыки в общеобразовательной школе. Педагог по вокалу в ДДТ, в недавнем прошлом регент хора певчих Пюхтинского подворья Татьяна Николаевна Жило считает, что изучение духовной музыки детьми научило бы их уважению к вечным человеческим ценностям: доброте, любви, чистоте помыслов.
2.3. Духовная музыка в нашем городе
В этом году нашему городу исполняется тридцать лет. У нас есть несколько концертных площадок: ККК «Янтарь», концертный зал ДШИ, КСК «Сибирь» и культурный уровень достаточно позитивный. Это и фестиваль кино «Золотая лента», концерты классической и народной музыки в ДШИ, детский городской и окружной конкурс-фестиваль «Юнтагор», и многочисленные гастрольные концерты ведущих российских исполнителей. Как мне удалось выяснить, было и несколько концертов исполнителей духовной музыки. В 2012 году в ККК «Янтарь» дал концерт мужской хор Московской духовной академии под руководством регента иеромонаха Нестора. На этом концерте, как говорится, «яблоку негде было упасть», то есть, зал был заполнен до отказа. А еще в 2011 году в помещении городского краеведческого музея выступил с концертом хор монахов Троице-Сергиевой лавры! Я познакомилась с этими выступлениями в соцсети В контакте на сайте Храма Успенья Пресвятой Богородицы в Когалыме.
Кроме того, в девяностых годах в городе был концерт протестантской духовной музыки. Приезжал вокальный ансамбль исполнителей протестантской духовной музыки из Сан-Франциско (США). Со слов Ларисы Викторовны Путилиной, заместителя директора МАУ КДК «Метро» и педагога по вокалу, в зале был аншлаг и слушатели были просто в восторге от услышанных произведений. Более того, увлекшись необычностью и красотой музыки, Лариса Викторовна приняла у них в дар ноты и фонограммы этих песнопений и создала у нас хор из местных исполнителей. В хоре пела молодежь.
Увлекшись жанром духовной музыки, Лариса Викторовна решила не ограничиваться только протестантской музыкой. Было решено познакомить слушателей и с другими направлениями этого жанра: выучили и спели концерт Д.Б. Перголези «Stabаt mаter» (католическая месса), исполняли произведения православной духовной музыки П.И.Чайковского, С.В.Рахманинова, А.В. Свешникова. Коллектив выступал с концертами на предприятиях города, открытых площадках в теплое время года, в актовых залах школ. Через два года, в связи с переходом на новую работу, у Ларисы Викторовны не стало хватать времени на продолжение работы с созданным ею хором и коллектив, к большому сожалению, распался. Приложение 10.
Хор подворья Пюхтинского монастыря и детский хор воскресной школы при Храме Успенья Пресвятой Богородицы ежегодно проводят Рождественские и Пасхальные концертные программы в зале ДШИ. Они исполняют светскую духовную музыку современных композиторов. И на этих концертах, как правило, аншлаг.
Вывод: в нашем городе есть любители и ценители духовной музыки, что, как я считаю, свидетельствует о высоконравственной прослойке в нашем обществе. Это значит, что гипотезу, выдвинутую мной в начале работы, можно считать доказанной.
Заключение
Итак, работа закончена. Исследование для меня носило познавательный характер. Из найденного мной материала я многое узнала о предмете своего исследования – духовной музыке, чем с удовольствием делюсь в этой работе. Я выяснила отношение к духовной музыке некоторых представителей горожан, познакомившись и побеседовав с интересными образованными людьми. Увы, невозможно узнать мнение широких масс. Для этого исследование надо было бы проводить с помощью средств массовой информации, а я пока не представляю, как это можно было бы осуществить. Согласно поставленным цели и задачам, выдвинутой гипотезе и проблеме, выводы я сделала следующие:
Список используемой литературы и источников информации
1. Кошмина И.В. Русская духовная музыка. I часть, ВЛАДОС, 2001 г. 224 стр.
2. «Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегов, 1992 г., 944 стр.
3. «Музыка в школе» №3, 2009 г. 78 стр.
4. «Искусство», №3, №20, 2012 год, сайт ИД «1сентября»
5. Светов М. Энергетика музыки. Персональный сайт.
6. http://bibliofond.ru/ Электронная библиотека.
7. http://ru.wikipedia.org
8. http://nnm.me/blogs/bigman/tradicionnaya_muzyka_dzenbuddizma/
9. http://www.calend.ru/holidays/0/0/2770/
10. www.mmdm.ru/rozhdestvenskij_festival
11. http://aishamusic.wordpress.com
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Фестиваль духовной музыки открылся в Карелии
В Петрозаводске прошел первый концерт меконфессионального фестиваля духовной музыки "Душа Карелии".
На фестивале прозвучат песнопения различных музыкальных стилевых направлений, произведения из светской и литургической музыки русских и зарубежных композиторов, авторская песня и духовный стих.
В нынешнем мероприятии примут участие не только хоровые коллективы, но и музыкальные группы, исполняющие современную музыку духовного содержания. Новинкой проходящего фестиваля также стало более широкое участие вокальных ансамблей, действующих при национально-культурных автономиях и национальных общественных объединениях Карелии.
Вслед за первым концертом состоятся выступления творческих коллективов: 28 апреля в 17.00 в Петрозаводском машиностроительном техникуме, а 29 апреля в 17.00 пройдет гала-концерт в Петрозаводском лесотехническом техникуме.
Приложение 4
Приложение 5
В Риме проходит традиционный
Международный фестиваль духовной музыки и искусства
Международный фестиваль духовной музыки и искусства по традиции открылся в итальянской столице в середине осени. Известный во всем мире фестиваль предлагает концерты духовной и классической музыки в красивейших соборах и базиликах Рима, а также различные художественные выставки.
Программа фестиваля разделена на 2 части – первая занимает нескольких дней в октябре, вторая проходит в ноябре. Открывается фестиваль традиционно — торжественной Мессой и концертом в соборе Св. Петра, сообщает "Седмица".
Затем в течение нескольких дней проходят концерты в храмах. Лучшие хоровых коллективы и камерные оркестры из разных стран мира исполняют классическую и духовную музыку Баха, Россини, Глории, Монтеверди, Брукнера, Пуччини, Вагнера, Моцарта, Шуберта и др. композиторов. В программе фестиваля также произведения органной музыки Листа, Букстехуде, Бузони и др.
В этом году на фестивале выступят Венский и Лондонский филармонические оркестры, американский хор «The Musicians of Saint Clare», вокальный ансамбль «Palatia», кафедральные хоры Кельна, Зальцбурга, Шпайера и др. известные коллективы.
Фестиваль духовной музыки и искусства проходит по благословению Папы Бенедикта XVI. Он был создан в 2002 г., чтобы познакомить любителей искусства и позволить им заново открыть для себя лучшие произведения классической и сакральной музыки разных времен, и, вместе с тем, насладиться художественным достоянием Ватикана.
5 класс(63 чел) Приложение 6
1. Верите ли вы в Бога? (да, нет)
2. Какую религию вы исповедуете? (ответ в круговой диаграмме)
3. Посещаете ли вы культовые заведения нашего города? (да, нет)
4. Слушаете ли вы духовную музыку дома? (да, нет)
5. Нравится ли вам духовная музыка? (да,нет)
6. Одобряете ли вы то, что в церкви во время богослужения поют? (да,нет)
7. Понимаете ли вы, о чем поется в молитвах? (да, нет)
8. Слышали ли вы духовную музыку вне храма? Когда, где?
9. Нужна ли детям духовная музыка? (да, нет)
) Приложение 7
1. Верите ли вы в Бога? (да, нет)
2. Какую религию вы исповедуете? (ответ в круговой диаграмме)
3. Посещаете ли вы культовые заведения нашего города? (да, нет)
4. Слушаете ли вы духовную музыку дома? (да, нет)
5. Нравится ли вам духовная музыка? (да, нет)
6. Одобряете ли вы то, что в церкви во время богослужения поют? (да ,нет)
7. Понимаете ли вы, о чем поется в молитвах? (да, нет)
8. Слышали ли вы духовную музыку вне храма? (да, нет)
9. Нужна ли детям духовная музыка? (да, нет)
7 класс(79 чел) Приложение 8
1. Верите ли вы в Бога? (да, нет)
2. Какую религию вы исповедуете? (ответ в круговой диаграмме)
3. Посещаете ли вы культовые заведения нашего города? (да, нет)
4. Слушаете ли вы духовную музыку дома? (да, нет)
5. Нравится ли вам духовная музыка? (да,нет)
6. Одобряете ли вы то, что в церкви во время богослужения поют? (да,нет)
7. Понимаете ли вы, о чем поется в молитвах? (да, нет)
8. Слышали ли вы духовную музыку вне храма? Когда, где?
9. Нужна ли детям духовная музыка? (да, нет)
8 класс(39 чел) Приложение 9
Приложение 10
- Здравствуйте, Лариса Викторовна! Я работаю над темой «Духовная музыка в нашей жизни». Как Вы относитесь к духовной музыке?
- У меня классическое музыкальное образование, которое подразумевает незнание духовной музыки, как факт невежества. Духовная музыка делится на каноническую и светскую. Так вот светская духовная музыка есть составляющая музыкального образования.
- Мне известно, что в 90-х годах Вы работали с хором, который под Вашим руководством исполнял духовную музыку. Расскажите, пожалуйста, об этом.
- Да, мы сначала исполняли протестантскую духовную музыку. Знакомство с протестантской духовной музыкой произошло случайно. В Когалым приезжал американский ансамбль из Сан-Франциско. Они дали концерт в КДК «Янтарь» и жители города были в восторге! Вот тогда и возникла идея познакомиться с этим музыкальным направлением ближе. Я познакомилась с певцами. Они оставили ноты и фонограммы исполненных произведений, тем более что эти фонограммы и на сегодняшний день отличаются большим качеством. Но не хотелось ограничиваться только протестантской музыкой на фоне духовного невежества здешней публики. Поэтому я решила познакомить своего слушателя и с другими направлениями духовной музыки. Выучили и спели католическую мессу А.Б. Перголези “Stabat mater”, исполняли православные произведения П.И.Чайковского, А.В, Свешникова, С.В.Рахманинова. нашими концертными площадками были актовые залы предприятий и школ.
- Эта музыка для любой аудитории или только для определенного круга, для верующих?
- Это не каноническая, а светская музыка, т.е. она написана для концертной практики, а не для богослужений.
- Какова значимость этой музыки для молодежи, школьников, студентов?
- У меня в хоре пела именно молодежь, шестнадцатилетние и двадцатилетние любители хорового пения и музыки. А значимость, наверное, как и у любой другой музыки: она красива, а потому нравится. С воспитательной целью мы не пели.
- Как Вы думаете, стоит ли преподавать духовную музыку в общеобразовательной школе и в школе искусств? В какой форме и какую музыку? Ведь в школах учатся дети самых разных религиозных конфессий.
- Сложно сказать. Наверное, уж если есть преподавание музыки в школах, то надо знакомить детей со всякой музыкой. А вот в какой форме, затрудняюсь сказать. Главное, делать это очень деликатно.
- Большое спасибо за беседу, Лариса Викторовна!
Сила слова
Сочные помидорки
Большое - маленькое
Лев Николаевич Толстой. Индеец и англичанин (быль)
Отчего синичка развеселилась