Цель: изучить, как классическая и рок-музыка влияют на умственные способности школьников.
Задачи:
1. Изучить литературу по теме исследования.
2. Провести социологический опрос населения.
3. Провести эксперимент.
4. Сделать выводы.
Методы исследования:
1. Обзор литературы по данной проблеме.
2. Анкетирование.
3. Эксперимент.
4. Анализ.
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа по музыке на тему:" Влияние музыки на поведение учащихся" | 225.5 КБ |
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа №8 г. Белорецк РБ
Исследовательская работа по музыке
«Влияние музыки
на поведение учащихся»
Выполнил: Ученица 6 “А” класса
Бардина Елизавета
Руководитель: Учитель музыки
Нужина Т.С.
2014 г
Оглавление
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Влияние музыки на живые организмы…………………………5
Глава 2. Экспериментальная часть……………………………………..8
к классической и рок-музыке»………………………………………..8
рок-музыка на поведение учащихся»………………………………..8
Заключение…………………………………………………………………9
Список литературы ………………………………………………………11
Приложение……………………………………………………………….12
Введение.
Мир, окружающий нас, можно назвать миром звуков. Звучат вокруг нас голоса людей и музыка, шум ветра и щебет птиц, рокот моторов и шелест листвы. С помощью речи люди общаются, с помощью слуха получают информацию об окружающем мире.
У каждого человека есть музыка, которая ему нравится, она сопровождает его по дороге на работу, во время работы, дома. Кому–то нравится классическая музыка, кому-то рок-музыка или «попса». Но вряд ли каждый из нас задумывается над вопросом: «Какое влияние оказывает музыка на поведение человека?».
Сегодня проведено много исследований на эту тему, но мало кто верит, что музыка может лечить, а может и принести вред.
В нашей школе наиболее популярной музыкой среди подростков считается рок, а среди взрослых – попса. Поэтому, мы решили наглядно доказать, что музыка оказывает влияние на поведение человека.
Тема нашей исследовательской работы «Влияние музыки на поведение учащихся».
Цель: изучить, как классическая и рок-музыка влияют на умственные способности школьников.
Задачи:
Методы исследования:
Практическая значимость: Данный материал можно использовать на уроках музыки, литературы, математики, русского языка, а также на внеклассных мероприятиях. Он будет полезен педагогам.
Глава 1. Влияние музыки на живые организмы.
Музыка может успокоить или возбудить. Развеселить или заставить плакать. Но мало кто знает, что музыку, как таблетку, можно «принимать» от головной боли, лишнего веса, неврозов или бессонницы.
Музыкотерапия – это лечение музыкой. В колледжах и университетах западных стран давно разработаны программы по подготовке музыкотерапевтов. Медицина объединяется с музыкой при лечении многих болезней. Обезболивающий и расслабляющий эффект от воздействия классической музыки известен давно, и сейчас это взяли на вооружение даже врачи-стоматологи. Очень широко музыка используется во время санаторно-курортного лечения, так как улучшает самочувствие больных неврозами, депрессиями, расстройствами сна. Уже после трех сеансов музыкотерапии сон восстанавливается у 45% пациентов. Почему так происходит? Ученые считают, что музыка влияет на выработку гормонов, которые связаны с эмоциональными реакциями, например с ощущением радости и тревоги, проявлением отваги, мужества. В Китае и Японии музыкотерапевты помогают пациентам сформировать домашнюю музыкальную аптечку, в которой могут лежать диски «Печенка», «Легкие», «Мигрень», «Пищеварение».
1.Эффект Моцарта.
Самой полезной для здоровья и красоты специалисты считают музыку Моцарта. По мнению врачей, она не очень быстрая, но и не слишком медленная, не громкая, но и не очень тихая, плавная, но не монотонная. Произведения Моцарта рекомендуются для снятия стресса, эффективного усвоения учебного материала, от головной боли, а также во время восстановительного периода, например, после студенческой сессии, ночной смены, экстремальных ситуаций.
В 1993 году Фран Роше, невролог из университета Висконсина, обнаружил необычное влияние музыки Моцарта на физиологию людей. Прослушивание «Сонаты для двух фортепиано до мажор» совершенствовало умственные способности студентов – они лучше выполняли тесты.
Другой эксперимент, проведенный Роше на крысах, которым давали слушать музыку Моцарта и заставляли выполнять разнообразные задания на память и сообразительность. В результате способность животных выполнять тестовые задания существенно улучшалась . Ученый обнаружил, что музыка повлияла на активность определенных генов и выработку ряда белков, ответственных за память и внимание.
2.Музыка здорового питания.
Учеными было установлено влияние классической музыки на процесс усвоения пищи. Например, ужин с Моцартом способствует пищеварению, а современная музыка, особенно в быстром темпе, ухудшает работу желудочно-кишечного тракта. Действительно, когда челюсти инстинктивно двигаются в ритме «хита», пища пережевывается кое-как, в результате воздуха и еды заглатывается больше, чем нужно. Ученые обнаружили, что еда под «попсу» гарантирует лишние килограммы, а вот хорошая музыка, звучащая за обедом, улучшает аппетит и положительно влияет на секрецию желудочного сока. Медленная неторопливая трапеза под классику способствует усвоению пищи.
3.Влияние классической музыки на фигуру.
Чтобы фигура была хорошая нужно регулярно заниматься в тренажерном зале под классическую музыку. Однако популярные виды гимнастики (аэробика, шейпинг и пр.) сопровождаются однообразной громкой музыкой, которая совсем не помогает улучшить фигуру. Тренеры американских фитнес-центров обнаружили, что занимающиеся под классические произведения худеют быстрее. Главное правило: музыка не должна быть слишком быстрой, громкой и диссонансной, в противном случае в организме происходит выброс адреналина, который далеко не всем полезен.
4.Влияние рок-музыки на организм человека.
Установлено, что человеческое ухо может справиться с шумом до 85 дБ (уровень шума на дискотеке – до 120 дБ). Ученые вычислили, что без ущерба для слуха люди могут находиться только 5 минут на дискотеке и 30 секунд в наушниках. Кстати, из наушников, включенных на среднюю громкость, вырывается шум, соответствующий грохоту тяжелого грузовика, — 90 дБ. Так что делайте выводы!
В последние десятилетия появилось множество музыкальных направлений и большинство из них, отмечают исследователи, действуют pазpyшительно на живые организмы. Если классическая музыка yскоpяет pост пшеницы, то pок-мyзыка – наоборот, приводит к ее гибели. Растения и животные пpедпочитают гаpмоничнyю мyзыкy, напpимеp, дельфины с удовольствием слушают классическyю мyзыкy, особенно Баха. Под звуки современной музыки коровы ложатся и отказываются есть, растения быстрее вянут, а человек загромождает свое жизненное пpостpанство хаотическими вибрациями. Западные медики ввели в свой лексикон новый диагноз - "музыкальный наркоман".
Швейцарские ученые доказали, что после pок-концеpта побывавшие на нем слушатели pеагиpyют на pаздpажители в 3-5 pаз хуже, чем обычно. Пpофессоp Б.Раyх yтвеpждает, что пpослyшивание pок-мyзыки вызывает выделение так называемых стpесс-гоpмонов, которые стирают значительную часть хpанившейся инфоpмации в мозгy. Американские врачи во главе с yченым Р.Лаpсеном yтвеpждают: повтоpяющийся pитм и низкочастотные колебания бас-гитаpы сильно влияют на состояние спинно-мозговой жидкости, и как следствие, на фyнкциониpование желез, pегyлиpyющих секреты гормонов; существенно изменяется ypовень инсулина в крови; основные показатели контроля нравственного торможения опускаются ниже порога терпимости или целиком нейтpализyются. Едва ли не "общим местом" в исследованиях такого pода считается pазpyшительное воздействие на человеческий организм свеpхгpомких звуков - подобную мyзыкy специалисты называют "мyзыкой-yбийцей", "звуковым ядом".
Акустические раздражения, подобно яду, накапливаются в организме, все сильнее угнетая нервную систему. Изменяется сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов – тем более, чем интенсивнее шум. Реакция на шум нередко выражается в повышенной возбудимости и раздражительности, охватывающих всю сферу чувственных восприятий. Люди, подвергающиеся постоянному воздействию шума, часто становятся трудными в общении.
Итак, шум, а к нему можно отнести и рок-музыку, оказывает свое разрушающее действие на весь организм человека. Его гибельной работе способствует и то обстоятельство, что против шума мы практически беззащитны. Ослепительно яркий свет заставляет нас инстинктивно зажмуриваться. Тот же инстинкт самосохранения спасает нас от ожога, отводя руку от огня или от горячей поверхности. А вот на воздействие шумов защитной реакции у человека нет.
Глава 2. Экспериментальная часть.
Для того чтобы выяснить как учащиеся нашей школы относятся к музыке, мы провели социологический опрос.
Анкета.
В опросе приняло участие 22 человека из 6а класса. Результаты показали, что 45% школьников в возрасте 11 – 12 лет предпочитают слушать рок-музыку,
45%- реп и только 9% - классическую музыку.
На вопрос: Как ты думаешь, правда ли, что музыка влияет на умственные способности человека? 59% школьников ответили – да, влияет и 18% сказали, что частично влияет, и 23% сказали что нет.
На вопрос почему? 9% всех респондентов ответили, влияет на мысли и чувства, 9% считает, что она поднимает настроение, 4% считает что отдыхает мозг и включается логика, 59% всех опрошенных ответили, что не знают.
На вопрос: Какая музыка оказывает больше пользы на организм человека? (классическая или рок)? 77% считают что пользу приносит классическая музыка, 9% опрошенных отдают предпочтение рок музыке, 4% считают что это реп. ( Приложение 1)
Мы провели эксперимент: в течении одного дня в школе на переменах звучала классическая музыка, а в другой день – тяжелый рок. В конце дня мы задали всем один вопрос: как прошел день?
Все работники школы отметили, что в день, когда звучала классическая музыка – в школе было спокойнее, на переменах меньше шума, криков. В день когда звучала рок-музыка наблюдалась противоположная реакция. Школьники были возбуждены, слышались крики, брань, малыши бегали по коридорам. Работники школы настояли на прекращении эксперимента, так как у них ухудшилось настроение и самочувствие. Проведенный нами эксперимент доказал, что музыка может повлиять на поведение людей.
Заключение
С давних времен люди заметили влияние музыки на человека. Кто может ответить на вопрос, почему, когда мы слушаем ту или иную мелодию, на глаза набегают слезы, или вдруг сердце переполнит огромное чувство, все вокруг становится радостным и солнечным, хочется сказать: «Люди, я вас люблю!»?
Музыка, проникая в потайные уголки нашей души, будит в ней самое лучшее, светлое, благородное.
С помощью музыки воспитываются такие чувства, как чуткость, любовь к Родине, а для того, чтобы понять и полюбить музыку не надо знать языки, потому что язык музыки – это язык души.
Музыка - это столь прекрасное, будоражащее, восхитительное, превосходное, изысканное и неоднозначное искусство, что описать её воздействие на психику человека в пределах данной работы просто не представляется возможным.
И как бы просто это не казалось, многие учёные продолжают изучать её влияние на человеческую психику.
Пожалуй, данная тема может не только заинтересовать людей, но и позволит им значительно больше узнать о пользе или вреде своих музыкальных пристрастий.
Дальнейшие исследования в этой области, мы уверены, дадут дополнительные сведения и позволят еще подробнее разобраться в вопросах влияния музыки на состояние человека .
Выводы:
А нашим учителям хотелось подарить аптеку! ( Приложение 3)
Список литературы
Приложения
Результаты социологического опроса
Анкета.
Анкета.
1. Возраст.
2. Какая музыка вам больше нравится: классическая или рок-музыка?
3. Как ты думаешь, правда ли, что музыка влияет на умственные способности человека?
4. Почему?
5. По-вашему, какая музыка оказывает больше пользы на организм человека? (классическая или рок)
Анкета.
1. Возраст.
2. Какая музыка вам больше нравится: классическая или рок-музыка?
3. Как ты думаешь, правда ли, что музыка влияет на умственные способности человека?
4. Почему?
5. По-вашему, какая музыка оказывает больше пользы на организм человека? (классическая или рок)
Музыкальная аптека для учителей
1.Уменьшить чувство тревоги и неуверенности помогают мазурки и прелюдии Шопена, мелодичные вальсы Штрауса и «Мелодии» Рубинштейна.
2. Уменьшают раздражительность и способствуют лечению бессонницы многие произведения Бетховена («Лунная соната», «Симфония ля минор»), произведения Баха, особенно «Кантата №2» и «Баркарола» Чайковского.
3. Для общего успокоения полезно слушать «Симфонию№6», часть 2 Бетховена, «Колыбельную» Брамса, Ave Maria Шуберта, «Ноктюрн соль минор» Шопена и «Свет луны» Дебюсси.
4. Снять симптомы гипертонии и напряженности в отношениях с другими людьми помогает «Концерт ре минор» для скрипки и «Кантата №21» Баха, «Соната для фортепиано» и «Квартет №5» Бартока и «Месса ля минор» Брукнера.
5. Быстро избавиться от головной боли помогают «Дон Жуан» Моцарта, «Венгерская рапсодия №1» Листа, сюита к драме «Маскарад» Хачатуряна и «Американец в Париже» Гершвина.
6. Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшения самочувствия, активности и настроения полезно слушать «Шестую симфонию» 3 часть Чайковского, «Увертюру Эдмонда» Бетховена, «Прелюдию №1, опус 28» Шопена и «Венгерскую рапсодию №2» Листа.
7. Для уменьшения чувства обиды и озлобленности, а также зависти к успехам других людей специалисты рекомендуют слушать «Итальянский концерт» Баха» и «Симфонию» Гайдна.
Загадка Бабы-Яги
Астрономический календарь. Ноябрь, 2018
Три загадки Солнца
В чём смысл жизни. // Д.С.Лихачев. Письма о добром и прекрасном. Письмо пятое
Загадка старого пирата или водолазный колокол