Работа была представлена на Городской научно-исследовательской конференции, где заняла призовое место. Этническая культура башкирского народа в районе, приравненном к районам Крайнего Севера, в литературно-музыкальном выражении. г.Когалым Тюменской области.
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_286-651-759.docx | 336.91 КБ |
Городская научно-исследовательская конференция школьников
«Шаг в будущее»
Секция «Искусство»
ЛЕГЕНДЫ И ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА БАШКИРСКОГО НАРОДА
Автор:
Ямалетдинова Карина Каримовна,
ученица 8-б класса МБОУ «Средняя
школа №5»
Руководитель:
Кузнецова Светлана Васильевна,
учитель музыки
МБОУ «Средняя школа №5»
Когалым, 2014 г.
Содержание
Введение………………………………………………………………………2
Глава 1. Музыкальные инструменты башкир
1.1. Многовековая история курая…………………………………….4
1.2. Женский музыкальный инструмент……………………………..6
1.3. Гармоники…………………………………………………………8
1.4. Хордофоны и мембранофоны…………………………………....9
1.5. Башкирская музыка в Когалыме……………………………….11 Заключение ………………………………………………………………....12 Список используемой литературы и источников информации………....13
Приложение
Введение
Я родилась в Когалыме. Но сказать, что я коренная когалымчанка, наверное, нельзя, т.к. родиной моих предков является Республика Башкортостан. Там мои «корни». Так же, как представители других народов, проживающих в Когалыме, а их более четырнадцати (перепись 2010 года),1 я считаю себя носительницей своей национальной культуры и человеком, который должен знать, и бережно относиться к своим традициям, эпосу и искусству, сохраняя их и пропагандируя. Поэтому я выбрала тему для исследования, связанную с моими этническими корнями, чтобы, в частности, больше узнать об инструментальной культуре башкирского народа.
Башкирская инструментальная культура – наследие, уходящее своими корнями в глубокую древность. Ее изучение началось сравнительно недавно (первому подробному исследованию немногим более 100 лет, а регулярный поиск и систематизация инструментального творчества башкир начались только в 20-30 годы ХХ века). Но первые же материалы показали, что речь идет о народности, которая, несмотря на многовековую сопредельность с множеством культур, сумела сохранить этноним "башкорт" и не раствориться во множестве этнических групп Поволжья и Урала.
Устные предания донесли до наших дней названия 48 музыкальных инструментов. Я расскажу только о тех, которые широко распространены в наше время. Исторически сложилось так, что из всех доступных музыкальных инструментов башкиры отбирали мелодические, наиболее отвечающие эстетическим потребностям народа.
Стараясь узнать как можно больше о башкирской инструментальной культуре, я увлеклась исследованием, открывая для себя то, чего не знали даже мои родители. Они стали моими первыми слушателями, которым я рассказала все, что узнала сама. Конечно, они любят свою национальную музыку, посещают концерты, иногда музицируют. Поэтому со мной с раннего детства мамины нехитрые напевы.
Актуальность моего исследования мне видится в том, что в многонациональной среде народностей, живущих в Когалыме, башкиры неустанно пропагандируют свою музыкальную культуру и проводят национальные праздники – сабантуи, которые по своей самобытности не уступают хантыйскому Дню оленевода и на которых, конечно же, звучит национальная инструментальная музыка.
1.http://ru.wikipedia.org/
Проблема, выявленная в ходе исследования – востребованность города в музыкантах – инструменталистах, представляющих многообразие башкирской национальной инструментальной музыки.
Объект исследования – выявление процессов сохранения и пропаганды башкирской музыкальной культуры в Когалыме.
Предмет исследования – башкирские музыкальные инструменты, являющиеся основой музыки башкир.
Цель моего исследования – познакомить с инструментальной музыкальной культурой башкирского народа, как с одной из этнических культур Когалыма.
Для достижения цели я поставила перед собой несколько задач:
Гипотеза: музыкальная культура башкир, тесно соприкасаясь с музыкальной культурой других народностей в нашем городе, оставаясь самобытной, дополняет и обогащает музыкальную культуру Когалыма.
В своей работе я собираюсь использовать метод документального исследования – поиск и изучение материала по исследуемой тематике, метод анализа и систематизации собранного материала, метод сбора информации путем интервьюирования, метод поиска и находок для прослушивания башкирской и, родственной ей, татарской инструментальной музыки.
Теоретическая значимость работы - в расширении кругозора, пополнении эрудиции всех, кто интересуется фольклором нашей Родины. Практическое предназначение - после выставления на Интернет-сайтах («Портфолио ученика», «Алые паруса», «Аурум»), которое я планирую осуществить, работа может оказаться полезной для клубов по интересам, в этническом сообществе, на уроках музыки в национальных школах.
В структуре работы введение, одна глава с пятью разделами, заключение и список используемых источников информации.
Свое исследование я решила начать со знакомства с самым знаковым башкирским инструментом – кураем. Почему он знаковый? Попробую уяснить.
Башкирские национальные музыкальные инструменты самобытны и своеобразны. Наиболее распространен древний самобытный музыкальный инструмент курай. Легко изготовляемый самими исполнителями кураистами из прямого, высушенного полого стебля одноименного зонтичного тростникового растения (русское название «дягель», или «дудник»)длинной около 1 метра. До таких размеров курай вырастает только в южных степных и горных районах Республики. Курай служил башкирскому народу на протяжение всей его многовековой истории. Помимо простоты изготовления, популярности курая способствовала поэтичность и эпическая возвышенность его звучания, дальняя слышимость его звука на открытом воздухе.
О курае сложено множество легенд и преданий. Вот одна из легенд. В былые времена жил да был хан. У того хана на голове было два рога, но он никому их не показывал. Однажды, когда он мылся в бане, рога те увидел его шакирд2.
Шакирду очень хотелось поделиться с кем-нибудь своей тайной, освободить себя от ее тяжкого груза. Вот он пошел в лес и стал там кричать во весь голос: «У хана Юсупа есть рога!..»
Крик тот услышал какой-то пастух, пошел на голос, а в том месте, смотрит, растут два стебля курая. Подул он в пустое нутро курая, а оттуда вылился мелодичный напев. Вот так, говорят, и появился на свете курай.
Романтическую сказку о возникновении курая я нашла в виде презентации на сайте viki.rdf.ru. Предлагаю познакомиться с этой сказкой. Приложение 1.
Курай — древний музыкальный инструмент, разновидность прямой флейты, возникновение которой наука связывает с эпохой палеолита.
2. Шакирд — один из молодых придворных.
Курай по классификации относится к аэрофонам, подвиду открытых флейт с пятью игровыми отверстиями: 4 на передней части и 1 на тыльной для большого пальца. Подобные инструменты распространены во всем мире, но башкирский курай имеет характерные отличия, позволяющие ему считаться национальным инструментом, своеобразной визитной карточкой Башкортостана.
При исполнении Гимна Башкортостана используется тембр курая, а символическое изображение цветка курая входит в эмблему Республики. Это, пожалуй, единственный случай в мировой практике, где музыкальный инструмент входит в государственную символику. Теперь понятно, почему он знаковый.
Курай обладает своеобразным тембром и своим репертуаром, которые невозможно спутать с любым другим инструментом.
В настоящее время наибольшим успехом пользуется заменитель тростникового инструмента из скрученного деревянного шпона, который в 80-е годы ХХ века стал изготавливать башкирский мастер В. Шугаюпов. На шпоновом курае играют самодеятельные музыканты и известные профессионалы. Мне удалось узнать, что в Башкортостане налажено обучение на курае от школы до вуза. Выпущено несколько методических и хрестоматийных пособий.
Кроме традиционных сольных мелодий, исполняемых одним музыкантом, существует и ансамблевая игра.
Репертуар курая включает в себя практически все музыкальные жанры, связанные с традициями национального исполнительства.
Мне остается только добавить, что курай, без сомнения, самый любимый инструмент у башкир. В солнечном Башкортостане еще с советских времен укоренилась традиция отмечать Праздник курая. Как правило, он проводится в День города в городах, а в селениях празднуется во время летних национальных праздников и сабантуев.
Мне показался очень интересным и несложным в постижении материал о еще одном башкирском музыкальном инструменте – кубызе (кумызе). Устное поэтическое творчество башкир бережно хранит образ юноши, который изобрел кубыз, став знаменитым исполнителем. История башкирского кубыза вроде бы объемна, но крайне обрывочна и пестрит противоречиями.
“...Джигиты и девушки организовывали разные игры, пели, плясали, играли на курае. И особую прыть в этих играх проявил Бикбай, обладавший разными способностями. Однажды он смастерил себе кумыз из клена и научился играть на нем плясовые мелодии. Когда молодежь выезжала в поле, то пела и плясала под его кумыз... Как-то Бикбая пригласили на йыйын. В то время, когда он играл на кумызе и все девушки плясали под его музыку, старшая дочь бая Гульюзум неотрывно на него смотрела. Бикбаю тоже нравилась та девушка. В знак своего расположения он подарил ей свой кумыз…”
В другой башкирской легенде рассказывается о том, как благодаря игре на кубызе молодая женщина покорила сердце парня: «Едва оставшись одна, Яухар откинула с лица покрывало, достала из-за нагрудника кумыз и стала на нем наигрывать. Парень, затаившись в кустах, так и замер в изумлении перед ее красотой и необыкновенной игрой на инструменте”.
Несмотря на массу легенд и сказаний, исследователи считают башкирский кубыз женским инструментом: “В Башкирии кубыз привился в основном как женский народный инструмент”, — утверждает московский ученый Р.Галайская. Истоки этого заблуждения кроются в предположении, что ислам, видимо, запрещал башкирским женщинам не только музицировать в присутствии мужчин, но и смеяться, громко разговаривать, петь и танцевать. По очень осторожному мнению исследователей, кубыз, по всей вероятности, как нельзя лучше подходил для женской половины башкирского дома своим тихим звучанием и возможностью быстрого утаивания.
И хотя считается, что это детский и женский инструмент, лучше всего на нем играют мужчины. Это подтверждается легендами и преданиями, сохраняющими имена талантливых мастеров-исполнителей на кубызах. В наше время на концертах национальной музыки слушатели хорошо принимают кубызистов-мужчин, в то время как женщины-кубызистки с сольными номерами практически не выступают.
Кубыз - самозвучащий язычковый музыкальный инструмент типа варгана3 у башкир и волжских татар. Кубыз имеет несколько разновидностей. В Башкортостане наиболее распространен самозвучащий (идиофонический) вариант инструмента. Это - "Агас-кубыз" – деревянныйкубыз (башк. агас – дерево) и "Тимер-кубыз" – железный кубыз (башк. тимер – железо). Данные музыкальные орудия под различными названиями распространены во всем мире.НаТимер-кубызе в Республике играют повсеместно.
3.Варга́н (от древнеславянского варга — рот, уста) — музыкальный инструмент.
Будда к башкирской музыке никакого отношения не имеет. Но интересно, что на этом рисунке он играет сразу на двух кубызах: тимер-кубызе и кыл-кубызе.
Башкирский вариант инструмента – бурдонирующий тип, звукоизвлечение которого построено на колебании упругой пластины (деревянной или металлической) одного тона и мелодикообразования посредством изменения объема резонирующей полости рта исполнителя. Башкирская игра на инструменте имеет ряд национальных особенностей постановки и специальный репертуар.
Легенды сохранили названия некоторых башкирских идиофонов: «Кэбе», «Сыбырткы», «Тэйме», «Шакылдак» и другие. Известен также «Янкыл-кубыз» или "Жэя-кубыз" – музыкальный лук, на котором играют щипком, приложив ко рту.
Очень популярна у башкир гармоника, язычковый клавишно-пневматический музыкальный инструмент. Гармонями называются все ручные гармоники, не относящиеся к баяну и различным аккордеонам. Гармонь и баян относятся к классу аэрофонов.4 В системе музыкальных инструментов многих народов они представляют собой конкретные разновидности инструментов, объединенных под общим названием "Гармоника". Гармоника в музыке башкир – явление сравнительно новое.
Первые упоминания о гармони относятся к концу XIX века. Появление гармоник среди традиционных башкирских инструментов произвело настоящую революцию как в этнических музыкальных инструментах, так и в этнорепертуаре. Наигрыши, исполняемые на диатонических гармонях, своеобразны, но не охватывают все структуры башкирских наигрышей. Из-за ряда конструктивных особенностей на них практически не исполним "Узун-кюй" – наиболее яркий национальный вид музицирования.
4.Аэрофоны (духовые) — группа музыкальных инструментов, в которых источником звука является вибрация воздуха, не имеющие струн или мембран.
Кроме наигрышей данного типа есть и свой специфический вид музицирования – "Ауыл-кюй" и "Урам-кюй" (башк. – деревенский и уличный наигрыш), исполняемый в неторопливом темпе, часто в движении шагом и пением характерных такмаков-частушек.
Проводя летние каникулы в Башкортостане, я довольно часто слышала башкирские наигрыши на гармонике. Но, до того, как начать работу над этим исследованием, не задумывалась о том, что возможно, этот популярный у башкир инструмент полюбился под влиянием сопредельного проживания с русским народом.
Баян – самая совершенная гармоника. По сравнению с другими регионами России освоение баяна в Башкортостане началось со значительным опозданием. Исследования показали, что фольклорное исполнительство на баяне всецело принадлежит молодежи.
Кроме традиционного исполнительства на баяне в Республике ведется академическое обучение от музыкальной школы до академии искусств. В Уфе сложилась школа башкирских баянистов, известная во всем мире своими лауреатами Международных конкурсов и фестивалей.
1.4. Хордофоны и мембранофоны5
Из струнных музыкальных инструментов наибольшее распространение в Республике имеют мандолина и скрипка. На них играют повсеместно: на праздниках, в быту, на самодеятельной сцене и даже на уроках музыки в национальных средних школах.
5. Хордофон — музыкальный инструмент, в котором элементом, издающим звук является струна (струны), натянутая между 2 фиксированными точками. Мембранофон — музыкальный инструмент, в котором элементом, издающим звук является натянутая мембрана. Большинство мембранофонов относятся к барабанам.
Профессионального обучения на мандолине нет, данный инструмент – яркий представитель устного инструментального творчества. Мандолина и скрипка в Башкирии – инструменты сольной традиции, но на них не редкость игра в ансамбле с кураем, кубызом, баяном, ударными.
С 1985 года ведется реконструкция башкирской «думбыры» (предшественника мандолины) и смычкового «кыл-кубыза» (разновидности вертикальной скрипки).
Башкирская музыкальная культура не имеет развитую традицию игры на мембранофонах, как это культивируется у многих тюркских народов. Согласно многовековой традиции башкиры в качестве ударных использовали бытовые предметы: подносы, ведра, щипцы и др. для аккомпанемента к пению и танцам.
Легенды донесли до нас название башкирского "Дыбыла", рамного ударного мембранофона воинов и охотников.
Есть единичные случаи использования ударных инструментов, заимствованный у славянских народов, как например, «Думбурзяк» (в некоторых регионах - «Кэбэ») – инструмент, похожий на украинский «Бугай» - бочку с конским хвостом.
Каких-то других специфичных национальных ударных инструментов в Башкирии не отмечено. Башкирский народ издавна живет в дружбе с представителями различных этносов. Благодаря этому он бережет и сохраняет свою музыкальную культуру, но в то же время охотно заимствует музыкальные инструменты и наигрыши у соседних народов, адаптируя их согласно своим национальным традициям.
Вот такую интересную информацию о музыкальных инструментах моего народа я нашла в Интернете и запомнила. К сожалению, сама я не умею играть ни на одном из них. Но, бывая в Башкирии, с удовольствием слушаю национальную инструментальную музыку и восхищаюсь мастерами, владеющими этими, с виду нехитрыми, музыкальными инструментами.
1.5. Башкирская музыка в Когалыме
В поисках пути решения проблемы исследования я созвонилась с Буранбаевой Суфиёй Фарвазовной, возглавляющей когалымскую городскую общественную организацию татаро-башкирское национально-культурное сообщество «НУР». По объективной причине встретиться она со мной не смогла, но ответила по телефону на мои вопросы. Из этого разговора я с сожалением узнала, что два исполнителя башкирской музыки на курае - Хафизов Хамза Шамсетдинович и Тимербаев Эрнест Гадильевич, из города уехали. Кураистов в Когалыме, увы, не осталось. Но во время праздника сабантуй приглашаются кураисты из соседних городов. Приезжали даже исполнители из Башкортостана и Татарстана. Благодаря этому этнические мотивы на курае все же звучат в Когалыме. В дальнейшем «НУР» планирует так же проводить праздники с приглашением исполнителей-кураистов. Суфия Фарвазовна очень надеется на то, что в Когалым все-таки приедут на жительство люди, владеющие искусством игры на курае.
В настоящее время исполнителями башкирской музыки в городе являются Куланчина Лаура Гадильевна (кубыз) и Арсланов Радуль Раянович (баян). Я встретилась с Лаурой Гадильевной. Родом она из Белорецкого района Республики Башкортостан, в детстве училась в музыкальной школе по классу фортепиано. Меня интересовало многое: давно ли она играет на кубызе, были ли у них в роду музыканты, ну, и, конечно, сам кубыз: его разновидности, сложность или простота игры на этом инструменте.
Оказалось, что в семье Лауры Гадильевны играли все: дед, бабушка, родители. И не только на башкирских инструментах, а на гитаре, баяне и фортепиано. Кубыз она освоила сама еще в детстве. Играть на кубызе достаточно трудно, нужно учитывать много правил, а также иметь большое желание. Исполняет башкирскую и татарскую музыку Лаура Гадильевна на маленьком металлическом кубызе. Оказывается, большой кубыз считается концертным. А деревянного кубыза она не видела никогда. Видимо, это редкая в наше время разновидность. Она играет на концертах, на торжественных мероприятиях в этническом сообществе, на свадьбах и юбилеях. Нередко приезжает брат-кураист, тот, который по долгу службы уехал из Когалыма еще севернее, в Ямало-Ненецкий национальный округ. Тогда они играют семейным дуэтом.
У Лауры Гадильевны есть ученики, она преподает игру на кубызе и мечтает создать в Когалыме ансамбль кубызистов. Кроме того, свой опыт игры на кубызе собирается передать своим родным детям. Я с удовольствием послушала ее игру, которую включила в презентацию к этой работе.
Заключение
Из шестидесяти пяти тысяч человек, населяющих Когалым, башкир всего 3,5% (2275 человек), татар 8,1% (5265 человек). Поскольку эти две народности тюркоязычные, соседствующие в европейской части России, то и инструментальная культура у них одинаковая. Не зря в Когалыме общественная организация «НУР» объединяет эти две национальности и пропагандирует общую инструментальную культуру. Знакомство с единственной в городе кубызисткой Лаурой Гадильевной оставило в моей душе теплый свет родной мне культуры.
Цель, поставленная мной в начале работы, достигнута. Я, как представитель этого этноса, узнала много нужных мне подробностей о музыкальной инструментальной культуре башкир и татар, пополнила свою эрудицию.
Выводы я сделала следующие:
список используемых источников информации
http://knowledge.allbest.ru/music
http://mojgorod.ru/hmao/kogalym/
http://protown.ru
Прекрасная химия
3 загадки Солнечной системы
Валентин Берестов. Аист и соловей
Где спят снеговики?
В чём смысл жизни. // Д.С.Лихачев. Письма о добром и прекрасном. Письмо пятое