Участие в районном конкурсе проектов. перейти по ссылке: https://yadi.sk/d/4mwz3XyG39oSxu
Вложение | Размер |
---|---|
detskiy_folklor_yuzhnogo_urala.docx | 47.38 КБ |
detskiy_folklor_yuzhnogo_urala.pptx | 2.24 МБ |
prilozhenie.docx | 1.51 МБ |
titul.docx | 11.13 КБ |
Введение
На уроках музыки мы часто слушаем народные песни, поём заклички, веснянки, масленичные и пасхальные песни, рождественские колядки, водим хороводы на календарных праздниках. Поэтому мы решили узнать откуда берёт начало детский фольклор Южного Урала.
Цель:
Познакомиться с лучшими образцами музыкально – поэтического фольклора не только Южного Урала, но и своего Октябрьского района.
Задачи:
Гипотеза
Если мы будем изучать детский фольклор, то будем применять его в повседневной жизни.
Объект исследования
Детский фольклор Южного Урала.
Предмет исследования
Основные жанры детского фольклора на Южном Урале.
Изучение детского фольклора нас заинтересовало потому, что захотелось вернуться к истокам, к своим корням, всему, что характеризует самобытность народа. Ведь фольклорное творчество – это и есть история развития народа, изложенная в стихах, песнях, сказках.
Чтобы узнать рейтинг популярности произведений детского фольклора за 2013-2014 учебный год мы провели опрос среди учащихся нашего класса.
Им были заданы следующие вопросы:
1.Знают ли ваши родственники (родители, бабушки и дедушки) произведения детского фольклора? (все родители знакомы с произведениями детского фольклора).
2. Какие произведения фольклора вы знаете? (см. Приложение)
В результате исследования мы обнаружили, что не все дети знают фольклорные произведения. Некоторые затруднялись исполнить целиком колядки, заклички и т.д.
Поэтому мы и решили, что если мы будем изучать детский фольклор, то будем использовать его в повседневной жизни и привлечём к этому больше одноклассников и друзей.
История происхождения Южного Урала
Когда мы читали исторические справки, то узнали что Южный Урал – территория позднего заселения русскими людьми, которое началось со второй половины XVII века, когда здесь начали строиться крупные заводы Твердышева, Мясникова, Осокина, Демидовых, Строгановых. Русские прибывали на Южный Урал из самых различных частей России: с пермских, саликамских, приволжских заводов, а также из Тульской, Московской, Рязанской, Калужской, Нижегородской губерний. С конца XIX века немалое количество украинцев в поисках лучшей доли переезжали на дешёвые казённые и башкирские земли Южного Урала (нынешний юг и юго-запад Челябинской области). Значительная часть населения несла службу в казачьих войсках, участвовала в военных походах 1812-1813 гг., в русско-турецкой войне 1877-1878 гг., в Туркестанской войне и др. Край заселялся крепостными и государственными крестьянами, здесь находили убежище участники крестьянских восстаний, сюда направлялись на поселение политические ссыльные.
«Фольклорная копилка» Южного Урала
Фольклор, в переводе с английского - "народная мудрость", это народное устное творчество: песни, частушки, прикладное искусство, сказки, танцы, все то, что можно передать из поколения в поколения, накопившую мудрость веков.
Песенный материал, собранный на юге Челябинской области, широко отражает казачьи песенные традиции (Кубани, Дона, Ставрополя), так как заселение этой территории происходило в период создания Новой оборонительной линии для охраны южных границ России. Не зря в народе бытует пословица: «Что ни город, то норов, что ни деревня – то обычай». Южный Урал стал своеобразной «фольклорной копилкой», где хранятся произведения песенного творчества, созданные в разных уголках России. Именно поэтому фольклор Южного Урала так многообразен и насыщен разными традициями.
Жанры детского фольклора
Фольклор - это словесное искусство, включающее в себя: пословицы, частушки, сказки, легенды, мифы, притчи, скороговорки, загадки, былины, сказания и прочее.
Основная масса произведений устного народного творчества возникли в глубокой древности, однако и сегодня мы используем их даже не подозревая об этом: поём песни и частушки, рассказываем анекдоты и байки, читаем любимые сказки, загадываем друг другу загадки, употребляем в речи поговорки, учим и повторяем скороговорки, говорим заклинания и еще многое другое.
Своё начало фольклор берет в далекой древности. Он зарождался и возник тогда, когда подавляющее большинство человечества ещё не имело письменности. В песне, загадке, пословице, сказке, былине, других формах фольклора люди вначале формировали свои чувства и эмоции, высказывали их в устном произведении, после передавали свои знания другим: от отца к сыну, от матери к дочери, т.е. из поколения в поколение. Тем самым сохраняли свои мысли, опыт, чувства в умах и головах своих будущих потомков.
Проходили столетия, менялись условия жизни, менялось мировоззрение народа, старинные обряды теряли в глазах взрослых былую ценность, становились средством увеселения и, наконец, совсем забывались. Почему же они тогда так долго сохраняются в детских играх?
Дело в том, что дети в процессе игр приобретали ценные для жизни качества. На протяжении тысячелетий игры были незаменимым и почти единственным средством физической, военной и умственной подготовки детей, средством нравственного и эстетического воспитания. Народ понимал педагогическую ценность детских игр и всячески заботился об их сохранности.
Колыбельные, песенки, прибаутки, докучные сказки легко усваиваются и создают прекрасный воспитательный эффект. Позже развитию памяти, смекалки, игровым навыкам способствуют загадки, скороговорки, считалки.
Собирание детского фольклора началось позднее других видов народной поэзии. Условия жизни и быта помещиков обуславливали их зависимость от крестьянской среды; дети помещиков и дворян находились на попечении мамушек, нянек и дворовых людей, которые знакомили своих питомцев с различными формами фольклора. В воспоминаниях разных лиц переданы образы наставниц, рассказаны некоторые запомнившиеся истории, сказки, небылички, легенды. В своих мемуарах Д.И. Фонвизин вспоминает о том, как любил слушать песни и сказки одного из дворовых. Биографы будущего этнографа П.В. Киреевского свидетельствуют, что одним из первых начал собирать и записывать детский фольклор И.П. Сахаров. В «Сказаниях русского народа» (1837) он опубликовал образцы некоторых жанров: потешку, колыбельную песню, описание нескольких детских игр. В следующей книге – «Песни русского народа» (1839) были напечатаны четыре колыбельные песни. Его детство прошло в помещичьей деревенской обстановке, «насыщенной народной поэзией». Новый этап в собирании и организации детского фольклора как самостоятельного целого начинается с деятельности В. И. Даля (1801–1872). Существенное место среди них занимает и детский фольклор. В основной сборник «Пословицы русского народа» (1861) В.И. Даль включил и произведения других жанров, в частности, скороговорки, загадки, игровые приговоры, сечки, считалки. Во второй половине XIX века начинают выходить детские журналы («Подснежник», «Звездочка», «Лучи», «Маяк»), на страницах которых печатаются народные сказки, былины, песни, игры, загадки и пословицы.
В 1867 году появилась книга К.Д. Ушинского «Родное слово», составленная для чтения детям. В «Родное слово» К.Д. Ушинский включил различные жанровые формы фольклора: сказки, песни, загадки, прибаутки, скороговорки и пословицы. В 1868 году был опубликован сборник П.А. Бессонова «Детские песни», в котором тексты впервые были распределены по жанрам, в нем приводились колыбельные песни, потешки, прибаутки, песни о животных, колядки, сказки, игры и загадки. П.В.Шейн стал первым этнографом-собирателем, который обратил внимание на детский фольклор, указал на разнообразие его видов и выделил в особый отдел, положив тем самым основание систематическому изучению. Первым ученым, посвятившим свою жизнь исследованию различных жанров детского фольклора, стал профессор Иркутского университета Г. С. Виноградов. О.И. Капица добился принятия решения о создании первой специальной детской библиотеки, основой которой стала библиотека Учительского общества, в которой было более 2000 томов детских книг. В ней собирались детские писатели, критики, педагоги. Так, С.Я. Маршак, создавая для Театра юного зрителя детские пьесы, подолгу засиживался в этой библиотеке, подбирая и просматривая нужную ему детскую литературу. В библиотеке работали В.В. Бианки, ЕЛ. Данько, Б.С. Житков, К.И. Чуковский. О.И. Капица предоставляла им материалы из своего обширного архива. Вместе со своими студентами О.И. Капица собрала более 8000 тысяч текстов. Многолетние наблюдения О.И. Капицы стали основой книги «Детский фольклор» (1928), которая более пятидесяти лет являлась единственной в русской фольклористике обобщающей работой по детскому фольклору. Следует отметить собирательскую деятельность музыковедов: в 70—80-е годы в Москве несколько котированных сборников детского фольклора издал Г.М. Науменко. Конец XX века характеризуется интенсивным освоением опыта детского фольклора. Отметим и обращение педагогов к опыту народной педагогики, а также введение народоведческих дисциплин в программы начальной и средней школы.
Исследователи М.Н.Мельников, Г.С. Виноградов выделяют в детском фольклоре: поэзию пестования, игровой фольклор, потешный фольклор, бытовой фольклор, календарный фольклор.
Едва научившись ходить, ребенок «седлает» палочку, превращая в лошадь. Вместе со сверстниками начинает играть «в доктора», «в нашу маму», «в войну» и т. д.
Колыбельные песни - самый древний жанр, песни- заговоры. Поэтому их основные мотивы – пожелание сна, здоровья, хорошей и долгой жизни. Поются колыбельные песни непрерывно, без разделения текстов, в одной мелодии, в одном укачивающем ритме, пока дитя не уснёт. (см. приложение)
2. Как только ребенок начинает понимать речь, узнавать близких, его начинают забавлять пестушками – пестуют. Цель их в том, чтобы не только развлечь ребенка, но и активизировать его физические способности (см. приложение).
3. Потешки
Потешки прекрасный помощник для родителей, они помогают во время игры, массажа. Потешки акцентируют внимание на гласных звуках, и ребенок начинает повторять их вслед за взрослыми, таким образом развивается его речь (см. приложение).
4. Считалки
С раннего детства (3-5 лет) и до вступления в юность считалка является любимым произведением ребенка. Считалка способствует выработке таких качеств, как честность, непреклонность, благородство, чувство товарищества, доставляет наслаждение, вырабатывает чувство ритма, необходимое в песне, в танце, в работе, способствует физическому развитию детей.
5. А ещё дети забавляли друг друга прибаутками — небольшими рассказами в стихах (см. приложение).
6. Небылицы - это красочные яркие словесные картинки-перевёртыши, которые составляют мир повседневных впечатлений ребенка (см. приложение).
8. Дразнилки
Дразнилка учит детей умению подмечать плохое, несправедливое, некрасивое, постоять за себя (см. приложение).
9. Игры
В ряде детских игр мы видим подражание трудовой деятельности взрослых. Так, например, в играх «Репка», «Редька» и «Хрен» изображается выдергивание названных овощей, в игре «Просо» дети руками показывают, как просо сеют, полют, косят и сушат. В игре «Охотники» имитируется охота на диких зверей и т. п. (см. приложение).
Желающий начать игру в прятки многократно выкрикивает, идя по улице:
- Кто в прятки идет
- Собираю народ!
10. Более разнообразны эти приговоры при игре в жмурки. Иногда они в форме диалога:
Часто применяется тот же приговор в форме обычного стихотворения с парной рифмой:
- Иди на порог, там есть творог.
- Повернись пять раз — лови мышей, а не нас».
Сигналом начала игры служит приговор: «Солнце разгорается, игра начинается» (см. приложение).
11. Во время праздников совершались различные обряды, которые называются «календарными». Многие века хороводы были частью календарных обрядов. Хороводы, хороводно-игровые песни были важнейшим средством обучения подрастающего поколения поэтическому и танцевальному искусству:
«А мы просо сеяли», «Бояре, а мы к вам пришли», «В хороводе были мы», «Как сеют мак», «Баба сеяла горох», «Как у бабки у Маланьи» и некоторые другие (см. приложение). Широко распространена шуточная народная песня «Каравай».
Календарные обряды сопровождались специальными песнями, которые назывались колядками, масленичными песнями, веснянками, закличками и т. д.
12. Круг годовых (календарных) обрядов открывался новогодними святками. Во время святок проводились различные игры, ряжения, колядование (хождение по дворам) с пением новогодних песенок, которые назывались колядками (см. приложение).
13. Масленица - самый веселый, самый разгульный народный праздник, продолжавшийся целую неделю (с понедельника до воскресенья). Пекли блины, оладьи, пироги, ездили на лошадях, катались с гор на санках, играли в снежки, взятие снежной крепости, устраивали борьбу, кулачные бои, сжигали чучело Масленицы, распевали масленичные песни (см. приложение).
14. Призывами весны служили и специальные короткие песни — веснянки, заклички. Обращаясь к солнцу, радуге, дождю и ветру, жаворонкам и куликам, дети, как правило, не проговаривают, а напевают свои заклички. Развешивали на деревьях птиц и животных из теста, картона, глины, устраивали свистопляски (плясали под игру свистулек) (см. приложение).
15. После пасхи праздновали Троицу. Вязали венки, ленточки на берёза, водили хороводы, пели песни: «В троицу венки вязали…», «Заплетися, плетень».
Народные традиции Октябрьского района
Наблюдая за культурной жизнью нашего района мы пришли к выводу, что изучение фольклора и использование народных традиций происходит:
- на музыкальных занятиях в детских садах;
- на уроках музыки в начальной школе под руководством учителя музыки Е.А.Широковой;
- на занятиях в коллективах народной песни РДК под руководством О.М. Солонской;
- Участие детских и взрослых фольклорных коллективов в фестивалях: «Красная горка» (Курганская область), «Вешние воды» (село Каракуль Октябрьский р-н), «Русский хоровод» (г. Кыштым), «Конкурс частушек» (с. Октябрьское), Всероссийском Бажовском фестивале народного творчества в Программе «Уральское поселение» (Чебаркульский р-н, г. Кыштым).
Отсюда можно сделать вывод, что в нашем районе сохраняется память поколений, «песенная копилка» не иссякает (см. приложение).
Диагностика знания детского фольклора за 2014-2015- учебный год
Благодаря урокам музыки мы смогли разучить гораздо больше народных песен и игр, чем в прошлом году. Мы не раз привлекали на прогулке и переменах одноклассников к участию в играх и игровых хороводах. Пробовали самостоятельно изучать скороговорки и считалки, использовали произведения детского фольклора на праздниках в школе, библиотеке, на масленичных гуляньях на площади нашего села.
Чтобы узнать рейтинг популярности произведений детского фольклора в наши дни мы провели опрос среди учащихся 4 б класса.
В результате исследования мы обнаружили следующее, что в этом году:
Заключение
Фольклор играет огромную роль в развитии духовности детей. Обрядовые песни, игры, танцы, народные сказки, малые фольклорные жанры - это то неоценимое богатство, которое помогло нам преодолеть скованность, застенчивость, стать творческой личностью. Фольклорные произведения научили нас понимать "доброе" и "злое", проявлять заботу к близким людям.
Мы расширили свои представления о лучших фольклорных произведениях и народных традициях Южного Урала. На протяжении всего года мы изучали календарно-обрядовые и игровые песни. Узнали много считалок и скороговорок. Наша гипотеза подтвердилась. Теперь мы знаем откуда берёт начало детский фольклор Южного Урала и мы сможем сами использовать его в повседневной жизни, например: развлечь потешками и пестушками маленьких детей.
Список литературы
Слайд 1
Детский фольклор Южного Урала Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Октябрьская начальная общеобразовательная школа Информационно-исследовательский проект по музыке Выполнили ученики 4 Б класса: Маханёк Татьяна Петрухина Александра Руководитель проекта: учитель музыки Широкова Елена АлександровнаСлайд 2
Цель исследования Познакомиться с лучшими образцами музыкально – поэтического фольклора не только Южного Урала, но и своего Октябрьского района
Слайд 3
Задачи Расширить знания и представления о культурных ценностях, лучших образцах музыкально – поэтического фольклора и народных традициях Южного Урала. Разучивание календарно-обрядовых, семейно-бытовых обрядовых песен. Пробудить желание повторять и использовать самостоятельно в повседневной жизни произведения народного творчества. Расширить словарный запас. Прививать любовь к красоте и мудрости русской речи средствами народного фольклора.
Слайд 4
Гипотеза Если мы будем изучать детский фольклор, то будем применять его в повседневной жизни. Объект исследования Детский фольклор Южного Урала. Предмет исследования Основные жанры детского фольклора на Южном Урале.
Слайд 5
Ход исследования План предварительной работы 1. Распределить обязанности между участниками проекта по сбору материала. 2. Сбор и систематизация материалов в сети интернет, в библиотеке. 3. Привлечь в помощь родителей, учителей, бабушек, одноклассников. 4. Анкетирование учащихся 5. Оформление результатов проектной деятельности. 6. Создание презентации по теме проекта .
Слайд 6
Мы решили провести рейтинг популярности произведений детского фольклора в наши дни. Вопросы анкеты : 1.Знают ли ваши родственники (родители, бабушки и дедушки) произведения детского фольклора? 2. Какие произведения фольклора вы знаете? Анкетирование учащихся
Слайд 7
Диагностическое исследование 2013-2014 учебный год Жанры детского фольклора знают не знают колыбельные песни 12 7 пестушки, потешки 0 19 заклички 10 9 считалки 10 9 скороговорки 15 4 прибаутки 2 17 дразнилки 7 12
Слайд 8
Результаты диагностического исследования
Слайд 12
Жанры детского фольклора Для самых маленьких: Колыбельные песни Поэзия пестования Потешный фольклор
Слайд 13
Считалки Прибаутки Небылицы Скороговорки Дразнилк и Игровой фольклор
Слайд 14
Игры Игровые приговоры Горелки Жмурки Аисты Гуси
Слайд 15
Игровые хороводы Бояре, а мы к вам пришли А мы просо сеяли Плетень Каравай.
Слайд 16
Календарно-обрядовые песни Рождественские колядки Новогодние посевные песни Масленичные песни Веснянки Заклички
Слайд 17
Народные традиции Октябрьского района Изучение фольклора на музыкальных занятиях -- в детских садах ; -- на уроках музыки в начальной школе под руководством учителя музыки Е.А.Широковой; -- на занятиях в коллективах народной песни РДК под руководством О.М. Солонской .
Слайд 18
Участие детских и взрослых фольклорных коллективов Октябрьского района в фестивалях: «Русский хоровод» «Конкурс частушек» «Всероссийский Бажовский фестиваль народного творчества» «Красная горка» «Вешние воды»
Слайд 23
Диагностическое исследование 2014-2015 учебный год Жанры детского фольклора знают не знают колыбельные песни 19 0 пестушки, потешки 10 9 заклички 19 0 считалки 19 0 скороговорки 19 0 прибаутки 8 11 дразнилки 17 2
Слайд 24
Результаты диагностического исследования Знают Не знают
Слайд 25
Результат диагностического исследования Жанры детского фольклора учебный год знают не знают 2013-2014 2014-2015 2013-2014 2014- 2015 колыбельные песни 12 19 7 0 пестушки, потешки 0 11 19 8 заклички 10 19 9 0 считалки 10 19 9 0 скороговорки 15 19 4 0 прибаутки 2 8 17 11 дразнилки 6 17 13 2
Слайд 26
Результат диагностического исследования Знают Не знают
Слайд 27
Заключение Мы знаем, что фольклор «народная мудрость» и начало он берёт из истории развития русского народа, изложенной в стихах, песнях, сказках… И мы должны знать народные традиции Южного Урала, чтобы передавать свои знания «из поколения в поколение»… «Фольклорная копилка» не иссякнет!
Слайд 29
Используемые ресурсы Народные песни Южного Урала. А.Глинкин, Т.Валиахметова. Челябинск., 2008. Жаворонушки. Г. Науменко. М.- « Советский композитор » , 1986. Научное наследие Г.С. Виноградова // Из истории русской фольклористики. Спб., 1998 . С. 224 — 240 Изучение детского фольклора О.И. Капицей // Очерки истории русской этнографии, фольклористики и антропологии. М., 1968 . Вып. 4 . С. 149-164 Виноградов Г. С. Детский народный календарь (Из очерков по детской эт- нографии). Иркутск, 1924 . С. 5 . 4 Виноградов Г.С. Детский фольклор // Из истории русской фольклористики. Л., 1978 . С. 169 . http://www.referats.pro/iskusstvo/46661-istorija-sobiranija-i-izuchenija- detskogo.html https://www.imobilco.ru/books/-/648750 http://www.5rik.ru/better/article-150582.htm http://rusprogram.ru/f64 http://childcult.rsuh.ru/article.html?id=59510 http://lib.rosdiplom.ru/library/prosmotr.aspx?id=493544 http://www.koshki-mishki.ru/view-2371-7.html http://diplomforum.ru/f111/t35136.html
Слайд 30
Детский фольклор Южного Урала Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Октябрьская начальная общеобразовательная школа Информационно-исследовательский проект по музыке Выполнили ученики 4 Б класса: Маханёк Татьяна Петрухина Александра Руководитель проекта: учитель музыки Широкова Елена Александровна
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Октябрьская начальная общеобразовательная школа
Детский фольклор Южного Урала
Информационно-исследовательский проект по музыке
Выполнили ученики 4 б класса:
Маханек Татьяна
Петрухина Александра
Руководитель проекта:
Широкова Елена Александровна
с. Октябрьское, 2015
Содержание
Введение……………………………………………………………………
Осенняя паутина
Лягушка-путешественница
Рисуем крокусы акварелью
Девочка-Снегурочка
Павел Петрович Бажов. Хрупкая веточка