В настоящее время наблюдается низкий интерес детей школьного и дошкольного возраста к произведениям классиков, концертам и просто классической музыке. Классическая музыка повышает интеллект так как, пытаясь понять музыку, разобраться в ней мозг ребёнка начинает активную умственную деятельность. Но тем она и сложна, что требует внимания к себе.
На сегодняшний день отношение у детей к классической музыке неоднозначно. Кто-то не может жить без нее и посвящает основные часы своей жизни именно ей: изучению, ежедневному прослушиванию и проигрыванию.
Кто-то ее «не переваривает» — в прямом и переносном смысле этого слова. Те, кто просто не знает о пользе звуков музыки и не хотят воспринимать данную информацию. Радует и вселяет надежду то, что это — часто временное явление. Также не любят классическую музыку те, кто в свое время отдал предпочтение чему-то «полегче», закрыл свой внутренний мир и не желает развиваться дальше. К сожалению, это тоже часто встречается.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_klassicheskaya_muzyka_dlya_detey_solina.docx | 43.48 КБ |
Проект
«Классическая музыка в жизни детей»
Автор: Солина Марина,4 «А» класс
Учитель начальных классов Баринова Н.Н.
Учитель музыки Саратцева О.И.
Содержание
Введение
Цель работы.
Задачи:
Актуальность темы
Вывод
Заключение
Приложение 1,2,3
Список используемой литературы и интернет ресурсы
Цель работы
Задачи:
Актуальность темы
В настоящее время наблюдается низкий интерес детей школьного и дошкольного возраста к произведениям классиков, концертам и просто классической музыке. Классическая музыка повышает интеллект так как, пытаясь понять музыку, разобраться в ней мозг ребёнка начинает активную умственную деятельность. Но тем она и сложна, что требует внимания к себе.
Значение классической музыки в восприятии детей
На сегодняшний день отношение у детей к классической музыке неоднозначно. Кто-то не может жить без нее и посвящает основные часы своей жизни именно ей: изучению, ежедневному прослушиванию и проигрыванию.
Кто-то ее «не переваривает» — в прямом и переносном смысле этого слова. Те, кто просто не знает о пользе звуков музыки и не хотят воспринимать данную информацию. Радует и вселяет надежду то, что это — часто временное явление. Также не любят классическую музыку те, кто в свое время отдал предпочтение чему-то «полегче», закрыл свой внутренний мир и не желает развиваться дальше. К сожалению, это тоже часто встречается.
Классическая музыка дарит гармонию нашему организму — на эмоциональном и энергетическом уровне.
«Влияние музыки на детей благодатно,
и чем раньше они начнут испытывать
его на себе, тем лучше для них. » - В. Г. Белинский
Уже много ученых убедились в пользе классической музыки для детей и не только. Американский ученый Робберт Шофлер доказывал, что все увертюры Моцарта обладают исцеляющими свойствами и помогают скорее выздороветь.
Доказано, что даже 10 минут прослушивания музыки Моцарта усиливает интеллектуальные способности человека и воспитывает характер. Причем, этот эффект распространяется на всех: и на тех, кому нравится эта музыка, и на тех, кто ее не любит. Конечно, любители получают большее.
Отношение детей к классической музыке
Перед началом своей работы над этим проектом я провела опрос среди одноклассников и хочу представить вам результаты опроса.
В опросе приняли участие 26 моих одноклассников
Был задан вопрос: Какую музыку вы любите слушать?
И были предложены 5 вариантов ответа
Вот результаты опроса: 4 «А»
Вывод: Классическую музыку с удовольствием слушают всего лишь 25 % учащихся класса.
Причины негативного отношения к классической музыке
Учащиеся так отзываются о классической музыке:
Основной причиной такого отношения является неподготовленность к восприятию и ее пониманию.
Как любить и слушать с удовольствием классическую музыку
Мы с большим удовольствием участвуем в театральных постановках. Во втором классе на занятиях хора мы поставили сцены из детской оперы М. Коваля «Волк и семеро козлят». Придумывали костюмы, декорации и главное выучили вокальные партии: сольные и хоровые.
В третьем классе на уроке чтения мы читали отрывок из повести К. Паустовского «Корзина с еловыми шишками», а на уроке музыки мы прослушали 1часть концерта Э. Грига, ту музыку, которая присутствует в сюжете повести.
В нашей школе ежегодно проходят конкурсы театрального мастерства. Совсем недавно наш класс показывал отрывок из «Сказки о царе Салтане ,его сыне славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Для музыкального оформления была использована музыка композитора Н. А. Римского-Корсакова: «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане», из оперы «Снегурочка», а «Величальную» из оперы « Сказание о невидимом граде Китеже и святой деве Февронии» мы пели на сцене всем классом.
Я учусь в Музыкальной школе. В этом году я стала Лауреатом III степени в Международной Олимпиаде по музыкальной литературе и слушанию музыки «Музыка – душа моя».
В конце всех конкурсных заданий нужно было написать сочинение-впечатление о произведениях С. С. Прокофьева. В приложении №2 моего проекта есть это сочинение.
В зимние каникулы мы всем классом собираемся поехать на спектакль в театр оперы и балета города Самары.
На переменах в нашем классе мы играем в музыкальную викторину «Композиторы классики», в которой собраны некоторые факты из биографии русских классиков и характеристика творчества. Слушаем музыку. Это благоприятно влияет на положительное отношение к классике, но понимают её не все. И я хочу им помочь…
Большинство из нас любит мультфильмы и любовь эта не зависит от возраста. Классическая музыка звучит в очень многих мультфильмах и мультипликационных сериалах, и порой неискушенные зрители даже не догадываются, что это классика.
Считаю, что мультфильмы дают наилучшее и качественное понимание классической музыки. С детских лет, наблюдая за изображением, дети слушают мелодии, которые неотрывно связаны с сюжетом. И самая сложная музыка преображается в объекты, тела, явления природы. Сложные композиции музыкальных инструментов воспринимаются легко. Мультфильмы легко развивают понимание классической музыки через картинку, сюжет.
Есть много мультфильмов с классической музыкой, которые интересны и детям, и взрослым.
1.м/ф "Петя и волк".
«Мне важна была не сама сказка,
а то, чтобы дети слушали музыку»
- говорил С. Прокофьев.
Дети учились распознавать тембр различных инструментов. Именно в этом и состоял педагогический замысел автора.
Эта пьеса поможет определить различные инструменты, т.к. каждый персонаж в ней представлен определённым инструментом и отдельным мотивом: например, Петя - струнные инструменты (преимущественно скрипки), Птичка - флейта в высоком регистре, Утка – гобой, Дедушка – фагот, Кошка – кларнет, Волк – валторна.
2.Музыка к мультфильму «Прогулка» - это не единственное произведение знаменитого советского композитора С. С. Прокофьева, написанное специально для детей. Ранее в 1935 г. С.С. Прокофьев сочинил 12 легких фортепианных пьес для детей. В него вошли: «Утро», «Прогулка», «Шествие кузнечиков», «Тарантелла», «Вальс», «Раскаяние», «Дождь и радуга», «Сказочка», «Пятнашки», «Вечер», «Марш», «Ходит месяц над лугами».
Мультфильм «Прогулка» - это путешествие по естественному миру природы двух малышей. Ковалевская дает возможность посмотреть на мир глазами детей - что они замечают и как это у них выглядит. Интересно - как это все устроено?
4. Мультфильм «Сказка сказок»
Мультфильм о жизни, которая проходит перед глазами под прекрасные произведения Баха и Моцарта, а также популярные мелодии 30-х годов.
5.Мультфильм по мотивам балета И. Стравинского "Петрушка". Говорят под рождество, что ни пожелается, все всегда произойдет, все всегда сбывается. Сказка-фантазия о Петрушке влюбленном в прекрасную куклу. Однажды богач забирает куклу в свой дворец, где все ею восхищаются, но потом она им надоедает, и куклу безжалостно выбрасывают. Но Петрушка не покидает любимую и в рождественскую ночь кукла оживает...
Есть ещё много мультфильмов, которые я ещё не посмотрела в приложении 2 моего проекта.
Вывод
Классическая музыка имеет особое влияние на здоровье и развитие детей, но опрос показал пока еще малый интерес к этой музыке, что не может радовать.
Я предлагаю посещать концерты музыкального лектория «Классики детям» и смотреть фильмы и мультфильмы с использованием музыки великих композиторов. Диск с записью нескольких мультфильмов я предлагаю вашему вниманию. Так же страницу в сети Интернет.
Заключение.
Подводя итог нашему исследованию, хочется пожелать всем: слушайте классическую музыку на здоровье! Она напомнит о любви к людям и поддержит в горе, научит восхищаться красотой человеческой души и величием природы, откроет неведомые стороны богатейшего мира творчества, принесёт радость и наслаждение.
Приложение 1
Анкета
Список класса | Классика | Популярная музыка | Народная | Другая | Не знаю |
1.. Гончаров Егор | |||||
2. Гончарова Полина | |||||
3. Горбунов Егор | |||||
4. Граф Маргарита | |||||
5. Дубровин Даниил | |||||
6. Ивочкин Егор | |||||
7. Карасева Алиса | |||||
8. Корноухова Арина | |||||
9. Кривоножкин Матвей | |||||
10. Кузьмин Алексей | |||||
11. Кульбачный Вячеслав | |||||
12. Лебедкин Петр | |||||
13. Меркулова Дарья | |||||
14. Мягкий Максим | |||||
15. Никитин Артём | |||||
16. Пушкарева София | |||||
17. Родионов Леонид | |||||
18. Салина Вероника | |||||
19. Саржевская Вика | |||||
20. Святохо Дмитрий | |||||
21. Скиба Владимир | |||||
22. Солина Марина | |||||
23. Туляков Мирослав | |||||
24. Фролов Артём | |||||
25. Шишкова Александра | |||||
26. Шостак Андрей |
Приложение 2
Сочинение – впечатление от любого произведения
(фортепианной пьесы, балета, балетного номера и т.д.) С. С.Прокофьева.
Я послушала и посмотрела балет Сергея Сергеевича Прокофьева «Золушка». В каждой сцене этого балета есть свой смысл. Например, во втором акте есть сцена, которая несёт тему этого акта - сцена «Потерянной туфельки». Она показывает второе название сказки – «Хрустальный башмачок», мечту Золушки, когда она сидит за лестницей в своём оборванном платье и смотрит на принца, который ищет свою красавицу. Эта сцена, на мой взгляд, самая яркая в либретто. Мне очень понравился номер с часами и красивая музыка вальса, который танцует Золушка и Принц. В балете ясно различимы три темы : сестры и мачеха, с их эгоизмом и душевной пустотой; Золушка, в которой воплощена мечта о счастье; фея и другие сказочные персонажи, переносящие действие как будто бы в сферу фантастики. Каждая из этих тем воплощена композитором ярко и оригинально.
Также я очень давно знакома с симфонической сказкой « Петя и волк», когда я была совсем маленькая, мне включали эту сказку, а недавно мы более подробно познакомились с ней на уроках слушания музыки. Исполняется эта сказка так: чтец читает её небольшими отрывками, а симфонический оркестр играет музыку, которая изображает всё то, о чём рассказывается в сказке.
Во всём мире и взрослые и дети знают и любят это произведение. Впервые сказка была исполнена в 1936 году в концерте Московской филармонии. Сергей Прокофьев писал: «Каждый персонаж сказки имел свой лейтмотив, поручаемый одному и тому же инструменту: утку изображает гобой, дедушку - фагот и т. д. Перед началом исполнения инструменты показывали детям и играли на них темы: за время исполнения дети слышали темы многократно и выучивались распознавать тембр инструментов - в этом и есть смысл сказки. Мне важна была не сама сказка, а то, чтобы дети слушали музыку, для которой сказка была только предлогом».
Ещё я прослушала вальс из оперы «Война и мир». Мне даже показалось, что эти два вальса (из «Золушки» и «Войны и мир») очень похожи. Совсем недавно я познакомилась со сборником детских пьес для фортепиано «Детская музыка». Пьесу «Кузнечики и стрекозы», « Утро» мы слушали на уроках музыки в школе. Как же всё- таки много музыки для детей написал Прокофьев. Мне нравится эта музыка.
Солина Марина. Вторая Международная Олимпиада по музыкальной литературе и слушанию музыки «Музыка – душа моя», номинация: «Музыкальный эрудит»
Категория участника: 3-4 год обучения ,октябрь 2016год.- Лауреат III степени.
Приложение 3
Мультфильмы
м\ф "Карандаш и ластик" представлена 4 и 5 частями произведения под названием «Concerto Grosso» Альфреда Шнитке.
Мультфильм «Ночь на Лысой горе». Мультфильм-фантазия на тему симфонической картины М. Мусоргского.
Мультфильм на музыку М. Мусоргского: "Избушка на курьих ножках". Простой и легкий способ познакомить ребенка с классической музыкой. Злая баба-Яга с утра обидев мишку и лисичку, перекусив мухоморчиком улетела, а в ее избушку на курьих ножках случайно зашла девочка, но вовремя убежала. "Балет невылупившихся птенцов". Два не до конца вылупившиеся петушка и две курочки весело и задорно танцуют, но им пора к маме...
Мультфильм «Весенние мелодии» (1946г).
Прекрасный рисованный мультик, добрый и нежный. Чудесная экскурсия по музыкальным произведениям П. И. Чайковского.
Мультфильм «Одинокий рояль». В этом мультфильме помимо звуков рояля вы также услышите звуки струнных и духовых музыкальных инструментов.
Мультфильм «По лунной дороге».
Советский мультфильм для детей, в котором использованы фрагменты Седьмой симфонии Бетховена. История паука, который в битве, помогая императору, потерял одну ногу, а другую, пятую, он потерял в битве под Бородино, а слушают его муха и обжорка мышка, которая слышала эту историю много раз.
Мультфильм «Легенда о Сальери». Кукольный мультфильм с музыкальными композициями Вольфганга Амадея Моцарта, созданный по мотивам произведения Пушкина "Моцарт и Сальери".
Мультфильм "АДАЖИО" - Гарри Бардин. Композитор - Альбинони. Адажио соль минор для струнных инструментов и органа, известное как Адажио Альбинони — произведение Ремо Джадзотто, впервые опубликовано в 1958 году.
Список используемой литературы
Википедия – свободная энциклопедия
Яндекс Картинки
Детская энциклопедия
"Эффект Моцарта" - классическая музыка в пользу развития ребенка (http://u-sovenka.ru/Razvitie-1-3-goda/Muzyikalnoe-razvitie/q-q-183.html)
Классическая музыка в мультфильмах http://dmsh19.ru/index.php/klassicheskaya-muzyka-v-multilmakh
Полезная Классическая музыка для детей
Рисуем "Осенний дождь"
Горячо - холодно
"Портрет". Н.В. Гоголь
Простые летающие модели из бумаги
Что общего у травы и собаки?